УДК 342.951:334.7.012.64(470) ББК У290.31-21
Л.В. ПАНФЕРОВА, Д.И. РОМАНОВА
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА ГОСУДАРСТВОМ КАК ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ
Ключевые слова: малый бизнес, государство, формы поддержки, Национальный проект, предпринимательство, налогообложение.
Поддержка и развитие малого предпринимательства на сегодняшний день являются одним из приоритетных направлений в экономике России. Благодаря малым предприятиям в стране создаются необходимые условия для ценообразования, расширяется товарный ассортимент, осуществляется свобода предпринимательской деятельности, а также появляются новые рабочие места для населения страны. А это значит, что без малого бизнеса экономика страны не может благоприятно развиваться.
В данной публикации ставится задача рассмотреть роль малого бизнеса в современных условиях хозяйствования, проанализировать основные тенденции его развития, используя опыт зарубежных стран, а также выявить внутренние и внешние факторы, которые негативно влияют на малое предпринимательство. Особое внимание в данной статье уделяется мерам государственной поддержки малого бизнеса. К ним относятся выдача грантов и субсидий, предоставление льготных ставок кредитования, бесплатные консультации и тренинги, особые условия на аренду земли и помещения и многие другие. Все эти формы поддержки значительно помогают малому бизнесу улучшить свое положение в экономике страны.
В статье также рассмотрен один из важных проектов государства, который направлен на поддержку малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы. В статье определяются его основные цели и задачи, а также мероприятия, которые проводятся в рамках данного проекта. Национальный проект направлен на всестороннюю поддержку малого бизнеса, он разработан таким образом, чтобы оказать должную поддержку предпринимателям на каждом этапе жизни субъекта малого и среднего предпринимательства. Данное исследование показывает необходимость поддержки малого бизнеса государством.
В условиях стремительного развития всех отраслей экономики в нашей стране малый бизнес является основой прогресса. Субъекты малого бизнеса устойчивы к кризисным ситуациям, они в любой момент могут изменить курс своей деятельности вследствие изменившихся условий рынка (рост или падение спроса), именно поэтому предприятия малого бизнеса имеют высокую степень доходности. Кроме того, работа субъектов малого бизнеса направлена на удовлетворение потребностей локальных групп населения. Предприятия малого бизнеса создают множество дополнительных рабочих мест для населения, формируют благоприятную конкурентную среду в рыночных отношениях, развивают области инноваций. От количества малых предприятий зависит количество налогов, уплачиваемых государству.
Если взять за основу опыт многих развитых стран, то можно сделать вывод: малое предпринимательство позволяет решать многие социальные, экономические и другие проблемы страны. Именно поэтому в большинстве раз-
витых стран государство помогает развитию малого бизнеса. Благодаря быстрому и качественному развитию малого бизнеса и огромной поддержке государства индустриально развитые страны имеют хорошие экономические показатели, высокий процент занятости населения (порядка 70%) и огромный вклад в качество валового национального продукта [4].
В настоящее время поддержка малого бизнеса государством является одной из значимых задач. Чтобы малое предпринимательство могло не только держаться на плаву, но и активно развиваться в своей области, государство старается создать все необходимые экономические условия. Но этого на данный момент недостаточно, так как малые предприятия сильно зависят от колебаний на рынке и поэтому им нужна разносторонняя поддержка государства.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), по состоянию на 10 сентября 2019 г. зарегистрировано 5 813 278 субъектов МСП. Из этого количества 95,83% составляют микропредприятия, 3,83% - малые предприятия и 0,29% - средние [6]. Количество МСП в процентном соотношении уменьшилось по отношению к 2018 г. (в особенности малые предприятия), а по отношению к 2017 г. - положительная динамика наблюдается только в случае с микропредприятиями.
В последние годы в России было принято много решений, которые направлены на развитие малого бизнеса и совершенствование государственного регулирования их деятельности. В сфере регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации произошли многочисленные изменения [3]. Одним из значимых является Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»1. Срок реализации проекта с 15 октября 2018 г. до 31 декабря 2024 г.
Национальный проект разработан таким образом, чтобы оказать должную поддержку предпринимателям на каждом этапе жизни субъекта МСП: от рождения задумки создать свой бизнес, регистрации, финансирования, расширения бизнеса и до выхода на экспорт. Проект состоит из 5 федеральных проектов.
К концу 2024 года национальный проект предполагает увеличение численности занятых в сфере МСП с 19,2 до 25 млн человек, увеличение доли МСП в ВВП с 22,3 до 32,5% и увеличение доли экспорта субъектов МСП с 8,6 до 10%.
Задачи и целевые показатели, поставленные в Национальном проекте, отнюдь не низкие, но государство заинтересовано в достижении таких результатов. Если, к примеру, сравнивать долю МСП в ВВП России и других развитых стран, то наша страна отстает в разы (рисунок). Если обратить внимание на диаграмму, то можно увидеть, что в странах с хорошо развитой экономикой на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВВП, в России всего 22%.
1 Паспорт Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16) [Электронный ресурс] // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/ media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf.
Германия Италия Нидерланды
Норвегия
Израиль Финляндия Швейцария Россия
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Доля МСП в ВВП страны, %
Высокие показатели ВВП в развитых странах связаны напрямую с хорошей государственной поддержкой. Например, во Франции вновь созданные малые предприятия освобождаются от местных налогов и от налога на акционерные общества сроком до двух лет, а если малый бизнес открыл безработный, то он освобождается от этих налогов до трех лет, на год от уплаты обязательных социальных выплат и к тому же получает специальную книжку, чеками которой может расплачиваться за консультации по бухгалтерскому учету, юриспруденции и другим областям знания. В Польше банки дают ссуды и кредиты на развитие малого бизнеса под 5 % годовых, а для некоторых видов деятельности ставка может быть еще ниже. В США существует орган государственной поддержки малого бизнеса, который называется Администрация малого бизнеса. Этот орган решает насущные проблемы малого бизнеса, помогает людям, которые только собираются открывать свое дело, предоставляет информацию о состоянии рынка на данный момент времени.
Кроме Национального проекта, для того чтобы малое предпринимательство в России могло достойно развиваться, принося прибыль своим учредителям, и помогать государству улучшать социально-экономическое состояние страны, снижать бедность и безработицу и обеспечивать высокое качество жизни населения, государство реализует такие формы поддержки:
1) предоставление грантов и субсидий;
2) выдача льготных кредитов и займов;
3) бесплатные консультации;
4) аренда земли и помещений на льготных условиях;
5) тренинги и лекции по ведению бизнеса.
В Правила выдачи субсидии малому бизнесу в 2019 г. были внесены изменения. Это Постановление Правительства Российской Федерации № 571 от
8 мая 2019 г.1 и Постановление Правительства Российской Федерации № 1204 от 18 сентября 2019 г.2, согласно которым максимальная льготная ставка субсидирования была повышена до 3,5%, вместо прежних 2,5%, был повышен максимальный размер кредита на пополнение оборотных средств до 500 млн руб., была снижена до 500 тыс. нижняя граница сумм кредитов, выдаваемых на инвестиционные цели, а также была повышена до 2 млрд руб. верхняя граница размера кредита на инвестиционные цели для всех видов деятельности. Принятые условия повысили доступность финансирования для всех субъектов МСП и позволили расширить финансирование таких капиталоемких проектов, как строительство жилья.
Существует еще одна форма государственной поддержки - это «налоговые каникулы», а точнее «налоговая ставка в размере 0%». Это эффективный метод поддержки, который стимулирует деловую активность малых предприятий. Он дает возможность использовать «налоговую ставку в размере 0%» в течение двух лет подряд индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным впервые и работающим по упрощенной (УСН) или патентной (ПСН) системе налогообложения [2].
Правом на применение данной льготы можно воспользоваться только один раз и нужно соответствовать заданным условиям. «Налоговые каникулы» были созданы для того, чтобы стимулировать малый бизнес, предоставить налоговые льготы для только что создавших свою организацию индивидуальных предпринимателей, а также чтобы вовлечь в малый бизнес большее количество физических лиц, в особенности тех, кто осуществляет неофициально предпринимательскую деятельность. Данная льгота утратит свою силу с 1 января 2021 г.
Несмотря на оказываемую поддержку в области налогообложения, по данным ежегодно проводимого Всемирным Банком рейтинга Doing Business, в разделе «Налогообложение» Россия в 2019 г. занимала 58-е место, а в 2017 г. -45-е место. Эти цифры указывают на то, что налоговый климат в России из года в год ухудшается, а все новые поправки в российском налоговом законодательстве не приносят должного результата.
Кроме того, по данным аудиторско-консалтинговой компании PwC, которая проводит ранжирование налоговых систем стран мира, Россия относится к странам с высокой налоговой нагрузкой, что не соответствует уровню
1 О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке: постановление Правительства РФ от 08.05.2019 г. № 571 [Электронный ресурс] // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/media/files/BPj1sXc518iteV2P59 WA8VEObooZMWj8.pdf.
2 О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке: постановление Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1204 [Электронный ресурс] // Гарант: информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661608.
производительности труда. Таким образом, неоправданно высокая налоговая нагрузка не дает возможности малым и средним предприятиям развиваться, тем самым стимулирует их к дроблению и выдавливанию в теневой сектор, нежели к росту.
Хотя стоит заметить, в общем зачете рейтинга Doing Business, который оценивает условия ведения бизнеса и благоприятность среды для открытия предприятий, Россия за 2019 г. занимала вполне себе приличное 28-е место, поднявшись за 7 лет со 120-й позиции.
Несмотря на существенную государственную поддержку малого бизнеса, существуют большие проблемы в этой области, так как количество субъектов малого бизнеса и численность занятых на них с каждым годом идут на спад.
К проблемам, ограничивающим развитие МСП, относятся:
1) доступность кредита;
2) высокая налоговая нагрузка;
3) завышенные тарифы на воду, газ, свет, электроэнергию;
4) неэффективность государственных программ.
Все перечисленные выше проблемы обусловлены внешними факторами, и искоренить их можно только при условии грамотного регулирования государством [5].
Следует отметить, что в отношении одной из основных проблем - доступности кредита - в 2019 г. в рамках Национального проекта внесены изменения. С начала 2019 г. и до конца 2024 г. действует льготная программа кредитования, которая позволит малым и средним предприятиям брать кредиты под 8,5%, что позволит увеличить количество выданных кредитов на 16% от общего количества выданных в 2018 г. К сравнению, в 2018 г. средняя ставка по кредитам до года и долгосрочным кредитам составляла 11,04% и 10,23%, соответственно [1]. Кроме того, с 2020 г. в рамках данной программы появился новый вид кредита - «на развитие предпринимательской деятельности», который позволяет получить кредит по льготной ставке, не превышающей 9,95%, предпринимателям, применяющим специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход.
Помимо данных проблем, вызванных внешними факторами, существуют еще и внутренние, которые зависят от управленческой политики каждой отдельно взятой организации. К ним относятся:
1) некомпетентность руководителя организации в области экономики;
2) плохо обученный персонал;
3) большая налоговая нагрузка в связи с неграмотно выбранной системой налогообложения;
4) отсутствие финансовых ресурсов;
5) низкая конкурентоспособность;
6) невыгодная маркетинговая политика.
Эти проблемы можно исправить только при условии действенной, результативной и плодотворной работы самого руководителя организации.
Таким образом, для дальнейшей перспективы становления малого предпринимательства в России государству необходимо проделать огромную ра-
боту над ошибками и преодолеть все возникающие трудности. Важно, чтобы не только государство грамотно разрабатывало законодательные акты, но и то, чтобы они безукоризненно исполнялись на местах. Только квалифицированная поддержка государства, а также способность и желание оказывать содействие смогут поднять малый бизнес на должный уровень. Только благодаря эффективному регулированию и содействию малому бизнесу можно рассчитывать на экономический рост в стране.
Литература
1. Боркова Е.А., Подкатилина В.А., Завьялова П.Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный советник. 2019. № 2(26). С. 83-89.
2. Ершова Е.А., Черноусова К.С. Налоговые каникулы в России: возможности и реальность // Вестник науки и образования. 2019. № 9-3(63). С. 26-30.
3. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. С. 28-36.
4. Романова Д.И., Панферова Л.В. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: материалы 8-й Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 декабря 2019 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та; Пегас, 2019. С. 48-51.
5. Толмачев Д.Е., Ульянова Е.А., Плинер Л.М. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе: формирование приоритетных направлений на примере Свердловской области // Экономика региона. 2015. № 1(41). С. 115-131.
6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 04.09.2019).
ПАНФЕРОВА ЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
РОМАНОВА ДАРИНА ИЛЬДАРОВНА - магистрант кафедры бухгалтерского учета и электронного бизнеса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
Liya V. PANFEROVA, Darina I. ROMANOVA
GOVERNMENT SUPPORT FOR SMALL BUSINESS AS A PRIORITY OBJECTIVE
Keywords: small business, state, forms of support, a National project, entrepreneurship, taxation.
Support and development of small business is currently one of the priority areas in the Russian economy. Thanks to small businesses, the country creates necessary conditions for pricing, expands the product range, provides freedom of business, as well as creates new workplaces for the population of the country. This means that without small business, the country's economy cannot develop favorably.
This article aims to examine the role of small business in modern economic conditions, to analyze the main trends in its development, using the experience of foreign countries, as well as to identify internal and external factors that negatively affect small business. This article focuses on measures of government support for small business. These include grants and subsidies, preferential crediting rates, free consultations and training, special
conditions for renting land and premises, and many others. All these forms of support significantly help small businesses to improve their position in the country's economy. The article also discusses one of important projects of the state, which is aimed at supporting small and medium-sized businesses and individual business initiatives. The article defines its main goals and objectives, as well as the activities that are carried out within the framework of this project. The national project is aimed at comprehensive support for small businesses. It is designed in such a way as to provide proper support to entrepreneurs at every stage in the life of a small and medium-sized business entity. This study shows the need for government support for small businesses.
References
1. Borkova E.A., Podkatilina V.A., Zav'yalova P.E. Dinamika razvitiya malogo i srednego biznesa: problemy i perspektivy [Dynamics of development of small and medium-sized businesses: problems and prospects]. Gosudarstvennyi sovetnik, 2019, no. 2(26), pp. 83-89.
2. Ershova E.A., Chernousova K.S. Nalogovye kanikuly v Rossii: vozmozhnosti i real'nost' [Tax holidays in Russia: opportunities and reality]. Vestnik nauki i obrazovaniya, 2019, no. 9-3(63), pp. 26-30.
3. Kulik N.A., Onishchenko L.G. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii [State support for small business in Russia]. Sibirskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal, 2010, no. 11, pp. 28-36.
4. Romanova D.I., Panferova L.V. Rol' malogo biznesa v rynochnoi ekonomike [The role of small business in a market economy]. Problemy i perspektivy razvitiya sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala rossiiskikh regionov: materialy 8-i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. of 8th Rus. Sci. Conf. «Problems and prospects for the development of the socio-economic potential of the Russian regions»]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., Pegas, 2019, pp. 48-51.
5. Tolmachev D.E., Ul'yanova E.A., Pliner L.M. Razvitie malogo i srednego biznesa v regione: formirovanie prioritetnykh napravlenii na primere Sverdlovskoi oblasti [Razvitie malogo i srednego biznesa v regione: formirovanie prioritetnykh napravlenii na primere Sverdlovskoi oblasti]. Ekonomika regiona, 2015, no. 1(41), pp. 115-131.
6. Edinyi reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Unified register of small and medium-sized enterprises]. Federal'naya nalogovaya sluzhba: ofitsial'nyi sait [The Federal Tax Service: official site]. Available at: https://rmsp.nalog.ru (Accessed 4 September 2019).
LIYA V. PANFEROVA - Candidature of Economics Sciences, Associate Professor, Accounting and Electronic Business Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
DARINA I ROMANOVA - Master's Program Student of the Department of Accounting and Electronic Business, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).