Научная статья на тему 'МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / кредитование / государственная поддержка / пандемия коронавируса / льготные кредиты / субсидирование / small and medium-sized businesses / lending / government support / coronavirus pandemic / soft loans / subsidies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Чопорова

В данной статье на примере опыта России систематизированы и выделены ключевые аспекты программ государственной поддержки представителям сектора малого и среднего бизнеса в сфере банковского кредитования. Их утверждение и применение обусловлено неустойчивостью финансового положения малого и среднего бизнеса, что связанно с реализацией ограничительных мер в период пандемии коронавируса в 2020 году, и необходимостью поддержки предпринимательства наиболее эффективными инструментами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н.А. Чопорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN LENDING DURING THE PANDEMIC

In this article, using the example of the Russian experience, the key aspects of state support programs for representatives of the small and medium-sized business sector in the field of bank lending are systematized and highlighted. Their approval and application is due to the unstable financial situation of small and medium-sized businesses, which is associated with the implementation of restrictive measures during the coronavirus pandemic in 2020, and the need to support entrepreneurship with the most effective tools

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Н.А. Чопорова, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1099

Аннотация. В данной статье на примере опыта России систематизированы и выделены ключевые аспекты программ государственной поддержки представителям сектора малого и среднего бизнеса в сфере банковского кредитования. Их утверждение и применение обусловлено неустойчивостью финансового положения малого и среднего бизнеса, что связанно с реализацией ограничительных мер в период пандемии коронавируса в 2020 году, и необходимостью поддержки предпринимательства наиболее эффективными инструментами.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, кредитование, государственная поддержка, пандемия коронавируса, льготные кредиты, субсидирование.

В 2020 году наша страна столкнулась с пандемией коронавируса СоУ1ё-19. Ранее последствия эпидемий, подобных корона-вирусу, оказывали влияние на отдельные регионы или отрасли экономики. Новая инфекция повлияла на все сферы общества, в том числе на экономику. Самым незащищенным и малоразвитым в России является сектор малого и среднего бизнеса, в первую очередь, именно он столкнулся с проблемами, связанными с последствиями коронавируса и применения карантинных мер. Большая часть представителей данного сектора либо оказалась на грани закрытия из-за нерентабельности бизнеса, либо начала процесс банкротства из-за невозможности выполнять свои обязательства. В связи с этим государством было разработано несколько антикризисных мер для малого и среднего бизнеса в различных направлениях: налогообложение, кредитование, арендные отношения и прочие. Подробнее остановимся на мерах государственной поддержки в сфере кредитования.

Одним из первых вступило в силу Постановление Правительства от 02.04.2020 г. № 422 «Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и сред-

него предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» [1]. Согласно нему беспроцентный кредит на выплату заработной платы сотрудникам получат субъекты МСБ, которые соответствуют следующим требованиям:

- заемщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, причем если он не относится к малым и микропредприятиям, должно соблюдаться условие: количество сотрудников в течение отчетного месяца составляет не менее 90% количества сотрудников в предыдущем месяце [2];

- срок регистрации заемщика - не менее 1 года;

- отрасль заемщика относится к наиболее пострадавшей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, что определяется Правительством Российской Федерации [3]. Стоит отметить, что данный перечень постоянно обновляется и расширяется [4], чтобы еще больше соответствовать сложившейся обстановке в экономике страны. Важно, что отрасль определяется по состоянию на 01.03.2020 г., и для микропредприятия / малого может являться как основным, так и дополнительным видом деятельности, а для иных заемщиков исключительно основным;

- в отношении заемщика не введена процедура банкротства, деятельность за-

емщика не приостановлена, ИП не прекращает деятельность в качестве предпринимателя.

Разберем условия кредитования по данной программе. Во-первых, цель кредита -выплата заработной платы и обязательных социальных начислений на нее. Зарплата может быть выплачена как безналичным путем, так и выдана через кассу, страховые взносы - только безналично, дополнительно по данной программе можно оплачивать НДФЛ.

Во-вторых, процентная ставка устанавливается в размере 0% годовых на период субсидирования. Данный период составляет не более 6 месяцев и заканчивается не позднее 30.11.2020 г. После его окончания процентная ставка устанавливается на уровне не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Дополнительные платы и комиссии по данной программе запрещены, за исключением тех, которые выплачиваются в случае невыполнения условий кредитного договора.

В-третьих, срок кредитования - не более 12 месяцев. Срок для заключения кредитного договора - не позднее 30.09.2020 г. Выборка кредитных средств - не позднее 31.10.2020 г. Погашение основного долга - в конце срока либо по индивидуальному графику, платежи по которому могут начаться с октября 2020 года.

В-четвертых, максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:

шахЕкредита =

(МР0Т+МР0Т*30%)*число работни-ков*число месяцев, где:

- МРОТ - минимальный размер оплаты труда с учётом районного коэффициента;

- число работников - определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых заемщиком в органы ПФР по форме СЗВ-М (подается ежемесячно в начале календарного месяца);

- число месяцев - период субсидирования кредита по ставке 0% годовых.

Запрашиваемая сумма кредита может быть меньше рассчитанного таким образом показателя, однако в некоторых бан-

ках устанавливается и минимальный порог для кредитования по данной программе.

На следующий день был принят Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» [5]. В данном нормативно-правовом акте был приведен перечень условий для оформления «кредитных каникул», что подразумевает изменение условий кредитного договора, а именно срока исполнения своих обязательств, заемщиком, в том числе субъектом малого и среднего бизнеса. Основные условия для одобрения льготного периода:

- срок заключения кредитного договора

- до 03.04.2020 г. (дата вступления в силу Федерального закона №106-ФЗ);

- сфера деятельности заемщика относится к наиболее пострадавшей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;

- в требовании заемщика обязательно должно быть указано, что льготный период устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2020 г. №106-ФЗ.

Помимо приостановления исполнения своих обязательств по кредитному договору допускается уменьшение размера платежей в течение льготного периода. Заемщик вправе самостоятельно определить по данному периоду длительность (но не более шести месяцев) и дату его начала (но не ранее дня направления требования).

Требование заемщика рассматривается кредитором в течение пяти календарных дней, при чем, в случае неполучения заемщиком от кредитора в течение десяти дней решения по данному заявлению, льготный период автоматически считается установленным со дня направления требования, если иная дата начала льготного периода в нем не указана.

Приостановление уплаты платежей по кредитному договору или их уменьшение

- это не все послабления льготного перио-

да. Рассмотрим, какие еще преимущества дают заемщику «кредитные каникулы»:

- не начисляется неустойка (штраф, пеня) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита;

- невозможно предъявление кредитором требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;

- невозможно обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязательства по кредитному договору;

- невозможно обращение к поручителю (гаранту) с требованием уплаты платежей по кредитному договору;

- сумма процентов, неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита, не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется и также уплачивается после его окончания.

Однако после установления льготного периода кредитор обязан приостановить предоставление денежных средств заемщику на весь срок действия льготного периода, с целью не увеличивать кредитную нагрузку на клиента, в частности это касается такого вида кредита, как кредитная линия (возобновляемая и невозобновляе-мая).

Что же касается окончания льготного периода, то здесь возможно несколько сценариев развития событий:

1. Прекращение льготного периода согласно уведомлению заемщика, которое может быть направлено в любой момент в течение льготного периода. В таком случае действие льготного периода считается прекращенным со дня получения кредитором уведомления.

2. Прекращение льготного периода путем досрочного погашения кредита. Когда суммы платежей, вносимых заемщиком добровольно в течение действия льготного периода, достигнут суммы платежей по основному долгу и по процентам, которые заемщик должен был бы заплатить в течение действия льготного периода, если бы

он не был ему установлен, действие льготного периода прекращается.

3. Прекращение льготного периода по сроку. По окончании льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему «кредитных каникул».

Вне зависимости от того, каким образом завершился льготный период, кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору не позднее пяти дней со дня его окончания. При чем. платежи по новому графику должны быть сопоставимы по размеру и периодичности уплаты с действовавшими до предоставления льготного периода условиями кредитного договора. Срок возврата кредита при этом продлевается на срок, необходимый для погашения обязательств заемщика исходя из нового графика платежей.

Данные меры оказались востребованными для представителей малого и среднего бизнеса, но недостаточными, так как кредитование под 0% применялось только для выплаты заработной платы, а при оформлении кредитных каникул, предоставление денежных средств в рамках лимита кредитной линии приостанавливалось. В связи с этим, был принят следующий нормативно-правовой акт, а именно Постановление Правительства от 16.05.2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» [6]. Благодаря нему у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей появилась возможность брать кредиты под 2% годовых не только для выплаты заработной платы, но и для оплаты текущих расходов бизнеса, в том числе для погашения активных кредитов. При этом соблюдение ряда ус-

ловий позволит не возвращать ни основной долг, ни проценты по нему. Разберем все особенности данной программы господдержки подробнее. Требования к заемщику:

- заемщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель с официально трудоустроенными наемными работниками;

- срок регистрации заемщика - не менее 1 года;

- в отношении заемщика не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена, ИП не прекращает деятельность в качестве предпринимателя.

Требования к сфере деятельности заемщика:

- отрасль из списка наиболее пострадавших от коронавируса в соответствии с постановлением Правительств РФ от 03.04.2020 № 434;

- отрасль, которая требует поддержки для возобновления деятельности в соответствии с Перечнем, утвержденным приложением № 2 постановления Правительства РФ от 16.05.2020 № 696;

- отрасль определяется по состоянию на 01.03.2020 г.;

- для микропредприятия и малого может являться как основным, так и дополнительным видом деятельности, а для среднего и крупного - основным.

Требования к кредиту:

- срок заключения кредитного договора: с 01.06. 2020 по 01.11.2020 гг.;

- срок выборки кредитных средств: с даты заключения кредитного договора по 01.12.2020 г.;

- цель кредитования: документально подтвержденные расходы, связанные с бизнесом, кроме выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале и благотворительности;

- процентная ставка: льготная - 2% годовых, обычная - устанавливается банком самостоятельно и прописывается в кредитном договоре;

- обеспечение - не требуется;

- сумма лимита кредитной линии: минимальная - устанавливается банком самостоятельно, максимальная - рассчитывается по формуле:

шахЕкредита =

(МРОТ+МРОТ*3 0%)*число работни-ков*число месяцев, где:

- МРОТ - минимальный размер оплаты труда с учётом районного коэффициента;

- число работников - определяется на 01.06.2020 г. основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых заемщиком в органы ПФР по форме СЗВ-М (подается ежемесячно в начале календарного месяца);

- число месяцев - число полных месяцев с даты заключения по 01.12.2020 г.

Условия погашения кредита зависят от того, насколько изменилась численность персонала. В зависимости от этого весь срок кредитного договора делится на три периода:

1. Базовый период - с даты заключения договора до 01.12.2020 г. (есть у всех заёмщиков).

2. Период наблюдения - с 01.12.2020 г. по 01.04.2021 г. (есть у заёмщиков, численность персонала которых не опустилась ниже 80% от численности на 01.06.2020 года).

3. Период погашения - три месяца после базового периода или периода наблюдения (отсутствует у заемщиков, которые выполнили все условия для списания кредита).

Схема погашения кредита представлена на рисунке.

Рис. Схема погашения льготного кредита на возобновление деятельности

Как видно из данной схемы, у заемщика есть возможность не возвращать основной долг и проценты банку, на данную сумму банк получит субсидии в качестве компенсации своих расходов и недополучен-

ных доходов. При этом заемщик сумму списанного долга может не учитывать в составе доходов как для налога на прибыль, так и для НДФЛ, тем самым избежать увеличения налоговой нагрузки.

Таблица. Общие и отличительные признаки программ государственной поддержки сектора МСБ в сфере кредитования в период пандемии_

^"\Црограмма Признак Постановление Правительства от 02.04.2020 г. № 422 Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ Постановление Правительства от 16.05.2020 г. № 696

Цель Поддержание занятости населения Снижение кредитной нагрузки Возобновление / сохранение масштабов деятельности

Срок предоставления льготы До 01.12.2020 г.

Дополнительный период наблюдения до 01.04.2021

Вид деятельности Ограничивается перечнем, определенным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 (с изменениями и дополнениями)

Дополнительный перечень, утвержденный приложением № 2 данного Постановления

Таким образом, разработанные государством в период пандемии меры поддержки малого и среднего бизнеса в сфере креди-

тования имеют как сходства, так и различия (табл.). В целом, они направлены на сохранение рабочих мест и поддержание

отраслей, наиболее пострадавших от коро- отсутствии ситуация в экономике страны навируса и карантинных мер. Об эффек- была бы намного хуже, отрицать невоз-тивности данных методов господдержки можно. говорить еще рано, но тот факт, что при их

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73741776/

2. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 575 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73853235/

3. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/73846630/

4. «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Постановление Правительства РФ от 12 мая 2020 г. № 657. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73909799/

5. Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73742090/

6. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73933064/

MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN LENDING

DURING THE PANDEMIC

N.A. Choporova, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. In this article, using the example of the Russian experience, the key aspects of state support programs for representatives of the small and medium-sized business sector in the field of bank lending are systematized and highlighted. Their approval and application is due to the unstable financial situation of small and medium-sized businesses, which is associated with the implementation of restrictive measures during the coronavirus pandemic in 2020, and the need to support entrepreneurship with the most effective tools.

Keywords: small and medium-sized businesses, lending, government support, coronavirus pandemic, soft loans, subsidies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.