УДК 333.221
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РФ
Файзулгафарова Алена Олеговна, Борисовская Анастасия Аркадьевна, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Оренбург
E-mail: [email protected]
Аннотация. Российский малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономики и валового национального продукта, а также влияет на численность занятого населения во многих странах мира. В рамках данной статьи малый и средний бизнес охарактеризован, как базис отечественной рыночной экономики. Проведен анализ динамики количества участников малого бизнеса, структуры участия в малом бизнесе по федеральным округам РФ, выявлены особенности и проблемы развития, а также современный меры поддержки в рамках борьбы с пандемией коронавируса. Также в данной статье рассматриваются проблемы управления развитием малого и среднего предпринимательства.
Abstract. Russian small and medium-sized businesses play an important role in the development of the economy and gross national product, and also affect the number of employed people in many countries of the world. In the framework of this article, small and medium-sized businesses are characterized as the basis of the domestic market economy. The analysis of the dynamics of the number of small business participants, the structure of participation in small business in the federal districts of the Russian Federation, the features and development problems, as well as modern support measures in the fight against the coronavirus pandemic, are revealed. This article also discusses the problems of managing the development of small and medium-sized enterprises.
Ключевые слова: менеджмент, управление, экономика, малый бизнес, меры поддержки малого бизнеса.
Key words: management, management, economics, small business, measures to support small business.
С целью выявления возможностей повышения эффективности использования потенциала малых и средних форм хозяйствования в рамках роста национальной экономики центральное место занимают проблемы качества управления процессами развития малого и среднего предпринимательства, а также согласованность интересов государства и данного бизнеса в решении социально-экономических задач.
Малое предпринимательство сегодня - важнейшая составляющая экономической системы любого государства, которая направлена на содействие решению проблем трудоустройства работоспособных граждан, созданию условий для культивирования здоровой конкуренции путем наполнения внутреннего рынка страны потребительскими товарами и услугами, стимулирования постоянного повышения экспортного потенциала РФ. При этом именно малое предпринимательство выступает в роли основного структурообразующего элемента, необходимого для развития экономики. Обеспечение роста активной деятельности субъектов индивидуального предпринимательства и малого бизнеса в России невозможно без оказания ему всесторонней поддержки. Преобладание определенных негативных тенденций, затрудняющих планомерный рост в экономике, требует усовершенствования механизмов кредитования этих рыночных субъектов [1].
В таблице 1 отразим динамику количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2015-2019 гг., сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таблица 1
Динамика количества предприятий малого и среднего предпринимательства за 2015-2019 гг. [2]
Показатели 01.01.2016 г. 01.01.2017 г. 01.01.2018 г. 01.01.2019 г. 01.01.2020 г.
Всего предприятий -субъектов МСП 5 523 765 5 865 780 6 039 216 6 041 195 5 916 906
Микропредприятия 5 235 664 5 576 939 5 751 885 5 771 626 5 675 756
Малые предприятия 267 749 268 488 267 033 250 758 224 105
Средние предприятия 20 352 20 353 20 298 18 811 17 045
Согласно отраженным данным заметно, что количество предприятий МСП в РФ за последние пять лет выросло на 393141 предприятие или на 7,1 %; количество микропредприятий выросло на 440092 организаций или на 8,4%; количество малых предприятий, наоборот, сократилось на 43644 организации, или на 16,3 %, и на 01.01.2020 г. составило 224105 предприятий; количество средних предприятий также показало отрицательную динамику за последние пять лет (снижение на 3307 предприятий или на 16,2%) и на 01.01.2020 г. составило 17045 организаций.
На рисунке 1 наглядно представим структуру российских предприятий -субъектов МСП за последние 5 лет. Согласно отраженным выше данным, заметно, что микропредприятия составляют основную часть российских предприятий, так, на 01.01.2020 г. они составили 95,9 % в общей структуре предприятий - субъектов МСП, средние предприятия - 0,3% от всех субъектов МСП, малые предприятия - 3,8% от всех субъектов МСП.
101,0
100,0
99,0
98,0
97,0
96,0
95,0
94.0
93,0
92,0
4.8 94,8 4,6 95,1 4.4 95,2 4,2 95,5 3,8
95,9
Средние предприятия п Малые предприятия Микро предприятия
01.01.2016г. 01.01.2017г. 01.01.2018г. 01.01.2019г. 01.01.2020г.
Рис. 1 Динамика структуры малого и среднего предпринимательства в общей структуре предприятий - субъектов МСП РФ за 2015-2019 гг., %
На рисунке 2 отразим структуру МСП по федеральным округам РФ по состоянию на 10.04.2020.
• Центральный ФО I Северо-Западный ФО | Южный ФО | Северо-Кавказский ФО ! Приволжский ФО 1 Уральский ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО
Рис. 2 Структура МСП в разрезе федеральных
округов, по состоянию на 10.04.2020, в % от общего количества субъектов МСП [3]
Необходимость дальнейшего развития малых и средних предприятий в экономике страны остается бесспорной в том плане, что поддержка развития малого и среднего предпринимательства влияет:
- на рост благополучия населения страны, создание дополнительных рабочих мест;
- на стабильный рост объемов производства и реализации продукции, оказание услуг во всех отраслях экономики;
- на использование всех имеющихся ресурсов в самых разных секторах экономики, как материальных, так и финансовых, но остающихся в силу разных обстоятельств невостребованными в крупном бизнесе экономики страны.
На рисунке 3 отразим актуальные проблемы развития малого бизнеса в РФ.
высокий уровень неопределенности, вызванный существующей государственной экономической политикой
недостаточное развитие в некоторых областях крупного капитала, обеспечивающего заказами малое предпринимательство
отсутствие в регионах неких координирующих центров, обеспечивающих малые предприятия информацией о востребованных населением этой территории или других регионов видах экономической деятельности
- некоторые направления и программы государственной поддержки, не уч1ггывающне финансовые возможности малого предпринимательства в отдельных регионах центра России
Рис. 3 Актуальные проблемы развития малого бизнеса
В связи с этим необходима детализация основных направлений государственной поддержки с учетом акцентированных проблем развития малого предпринимательства в регионах центра России. Считаем, более продуктивными:
- снижение налоговых ставок для малого бизнеса, осуществляющих или планирующих свою работу в видах экономической деятельности, имеющих значительные предпосылки наращивания потенциала саморазвития (сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания и др.);
- инициация государством крупных проектов и органами власти региона проектов малого и среднего масштаба на основе механизмов государственно-частного партнерства в указанных видах экономической деятельности; наиболее продуманные программные продукты кредитования малого предпринимательства, учитывающие реальное финансовое положение малых предприятий регионов центра России.
Также в рамках сложившейся кризисной ситуации в экономике не только России, но и во всей мировой экономике, по средствам распространения коронавируса, рассмотрим основные меры поддержки субъектов малого бизнеса.
Сегодня страдают практически все отрасли. Тяжелее всего сейчас
приходится сфере услуг, магазинам непродовольственных товаров, общепиту. Но закрываются даже мелкие продуктовые магазины, потому что люди сидят на карантине, спрос на доставку растет, а в офлайне - падает.
В ближайшие три месяца потерять свое дело рискует едва ли не каждый второй предприниматель. Самый большой риск в нынешней ситуации — это безработица. Власти ежедневно озвучивают меры поддержки. Пока они недостаточны для спасения бизнеса, но мы ведем диалог с властью и надеемся, что «антикризисный пакет» будет расширяться.
Пока для всех компаний ФНС приостановила все проверки и наложения взысканий до 1 мая и ввела мораторий на подачу заявлений о банкротстве компаний. В ТПП и ее региональных подразделениях можно бесплатно получить сертификат о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы).
Правительство РФ определило девять «наиболее пострадавших» от коронавируса отраслей, которые получат первоочередную адресную поддержку. Отразим основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые приняты на начало апреля 2020 г.
1. Отсрочка по налогам. ФНС предусмотрела отсрочку для предприятий, занятых в указанных девяти сферах:
- для компаний и ИП, включенных в реестр МСП, переносятся сроки уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ, на шесть месяцев (это налог на прибыль, УСН, единый сельскохозяйственный налог за 2019 год и авансовые платежи);
- для остальных представителей бизнеса, не включенных в реестр МСП, сроки уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ, переносятся на три месяца.
Подробности получения отсрочек прописаны в проекте Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» [4].
2. Отсрочка и снижение ставок страховых взносов
Для микропредприятий переносятся сроки уплаты страховых взносов за март-май на шесть месяцев, за июнь и июль — на четыре месяца. Для ИП — переносятся на четыре месяца страховые взносы, исчисленные с суммы дохода свыше 300 тысяч рублей — их нужно будет уплатить до 1 ноября (вместо 1 июля) 2020 года.
Также для малого и среднего бизнеса с 1 апреля снижается общая ставка страховых взносов с 30% до 15% с зарплат выше МРОТ (в 2020 году - 12,13 тыс. руб.). Из них: взносы в ПФР - 10%, в ФОМС - 5%; в ФСС - 0%.
3. Отсрочка по кредитам. Президент подписал закон, дающий возможность предприятиям МСП из списка наиболее пострадавших отраслей получить отсрочку по кредитам на шесть месяцев.
Документ позволяет приостановить либо уменьшить регулярные платежи по кредитам как ИП (ст. 6), так и субъектам малого и среднего предпринимательства (ст. 7). Для этого нужно доказать снижение дохода в предыдущем месяце более чем на 30% по сравнению со средним за 2019 год. Заемщики вправе запросить у банка отсрочку по телефону.
Банк России также рекомендовал банкам реструктурировать кредиты и по некоторым отраслям вне списка: по образовательным услугам, деятельности по
сдаче в аренду, розничной торговле непродовольственными товарами, стоматологической практике. ЦБ рекомендовал банкам при реструктуризации кредитов переводить их из валютных в рублевые.
4. «Беспроцентный» кредит на зарплаты сотрудникам. ЦБ выделил на программу кредитования на зарплаты сотрудникам 150 млрд. рублей. Такие кредиты доступны для малого и микробизнеса и ИП со сроком ведения деятельности не менее года. Банки будут выдавать кредиты на год с отсрочкой платежа по телу долга на полгода. Первые шесть месяцев проценты начисляться не будут, а потом ставка вырастет до 4%.
Сумма кредита на зарплату определяется исходя из численности сотрудников предприятия, умноженной на МРОТ и умноженной на шесть (количество месяцев срока кредитования).
5. Арендные платежи. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о переносе выплат платежей по аренде федерального имущества для малого и среднего на 2021 год. Аналогичное решение планируется по региональному и муниципальному имуществу. Так, уже решено освободить от арендной платы организации, арендующие земельные участки и нежилые объекты у Москвы.
Собственники-арендодатели, снижающие арендные ставки своим арендаторам не менее чем на 50%, смогут получить компенсацию от правительства Москвы в объеме уплаченной суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за землю.
Обе меры касаются только предприятий из списка, временно закрывающихся из-за карантина.
По новому закону № 98-ФЗ от 1 апреля при введении режима повышенной готовности или ЧС арендатор вправе требовать отсрочку или уменьшение арендной платы.
Правительство РФ также намерено снизить налоги на имущество, чтобы собственники торговых центров могли предоставить каникулы арендаторам и сократить арендные ставки.
6. Коммунальные платежи. По заявлению премьер-министра Михаила Мишустина, МСБ из списка пострадавших отраслей смогут временно не платить штрафы и пени за просрочку платежей по жилищно-коммунальным услугам. Дополнительно для них будет введен запрет на отключение услуг ЖКХ в случае возникновения задолженности.
7. Эквайринг. С 15 апреля по 30 сентября 2020 года Банк России ограничивает максимальную комиссию по эквайрингу по онлайн-покупкам ставкой в 1%. Снижение комиссий предусмотрено для предприятий, занимающихся розничной продажей продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса, а также бытовой техники, электроники и средств связи при покупке товаров на сумму не более 20 тысяч рублей.
Сбербанк отменил сервисную плату за арендованные у банка онлайн-кассы и терминалы эквайринга с 1 марта по 31 мая 2020 года. Сервисная плата за эквайринг перестает взиматься у клиентов банка автоматически, никаких дополнительных действий для этого предпринимать не нужно.
«Каникулы» по сервисному сбору распространяются как на новых клиентов банка, так и на текущих. Сервисная плата за месяц списывается в следующем — таким образом, списаний не будет в апреле, мае и июне.
8. Поддержка в регионах. Региональные власти также разрабатывают пакеты антикризисных мер. К примеру, Правительство Москвы готово субсидировать до 50% расходов МСП (но не более 700 тысяч рублей до конца года) на продвижение товаров и услуг на торговых интернет-площадках и оплату услуг онлайн-сервисов по доставке еды.
Выплата компенсации будет возможна при условии, что размер вознаграждения агрегаторов не превышает 20% от стоимости размещенного товара или услуги. В Санкт-Петербурге для МСП из списка планируют снизить налоговые ставки по УСН на 2020 год, предоставить льготы по транспортному налогу и налогу на имущество для гостиниц (законопроект на рассмотрении в Законодательном собрании).
Однако, отраженные выше региональные меры стоит регулярно отслеживать на сайтах местных администраций, так как объем и направления поддержки планируют расширять.
Таким образом, можно заключить, что в условиях современных экономических условиях представители малого бизнеса страдают одними из первых, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий. Предпринимаемые многочисленные попытки правительства обеспечить поддержку малого бизнеса, выражающиеся в налоговых каникулах, грантах, кредитах, субсидиях, льготах и прочих мерах, однако не позволяют выйти ему на должный уровень развития. Считаем, что Правительству РФ необходимо выработать комплексный подход, который бы включал использование всех инструментов государственного регулирования и опирался на опыт ведущих европейских стран и США. Только с помощью грамотной поддержки со стороны государства малый бизнес сможет занять свое место в экономике РФ и стать решением ее современных проблем.
Итак, в рамках управления развитием малого и среднего бизнеса с учетом его специфики, должно быть заинтересовано не только российское государство, но и общество в целом. Такими образом, в возникает необходимость гибкого взаимодействия малого и среднего предпринимательства и власти в рамках создания благоприятных условий для развития данных форм хозяйствования и совершенствования управления, которое позволит согласовать интересы государства, малого и среднего бизнеса, а также координировать усилия органов власти в рамках решения важнейших задач повышения эффективности российской экономики.
Список использованных источников:
1. Скулова М.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России / М.В. Скулова, Ю.П. Соболева // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2018. - № 8. - С. 122-126.
2. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ofd.nalog.ra/statisücs.html?level=2&fo&ssrf (дата обращения: 14.04.2020)
3. Колодяжная А.Ю. Роль статистических методов в оценке эффективности бюджета региона // В сборнике: Развитие и взаимодействие реального и финансового секторов экономики в условиях цифровой трансформации. Материалы международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 637639.
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/ index.html (дата обращения: 14.04.2020)
5. Лаптева Е.В., Огородникова Е.П. Цифровая трансформация финансового сектора Российской экономике. В книге: Развитие науки в эпоху цифровизации: проблемы, тенденции, прогнозы монография. - Петрозаводск, 2019. - С. 215-227.
6. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_349463/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b (дата
обращения: 14.04.2020)