Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПАДА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ С МАРТА ПО АПРЕЛЬ 2020 ГОДА)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПАДА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ С МАРТА ПО АПРЕЛЬ 2020 ГОДА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПАНДЕМИЯ (COVID-19)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль Гарбави Хусcейн Рахман Наима

Рассмотрены основные положения антикризисной поддержки предпринимательства России путем анализа факторов политической и экономической устойчивости развития национальной экономики. Предложен институциональный подход к обеспечению государственной поддержки предпринимательства в условиях мирового экономического кризиса и других внешних факторов, негативно влияющих на национальную экономику (COVID-19), выявлены возможные риски для региональных экономик. Проанализирована правовая основа государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства. Даны определения правовых и организационных условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в особых условиях развития национальной экономики и мер государственной поддержки. Современное нормотворчество о предпринимательстве в России связано с развитием международного права и необходимостью изучения законодательства зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, что, безусловно, является решающим условием для подготовки законов и других нормативных правовых актов в этой сфере. Представленный анализ с использованием правовых актов по состоянию на 01.05.2020 г. позволяет дать оценку эффективности оперативного реагирования Правительства Российской Федерации на сложившуюся неблагоприятную ситуацию в экономике и обществе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аль Гарбави Хусcейн Рахман Наима

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENTAL SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITIES DURING BUSINESS SLOWDOWN (OVERVIEW OF REGULATORY LEGAL ACTS FROM MARCH TO APRIL 2020)

The main provisions of anti-crisis support for entrepreneurship in Russia by analyzing the factors of political and economic sustainability of the development of the national economy are considered. An institutional approach to providing state support for entrepreneurship in the context of the global economic crisis and other external factors negatively affecting the national economy (COVID-19) is proposed, and possible risks for regional economies are identified. The legal basis of state regulation and support of small and medium-sized businesses by the state is analyzed. The definitions of the legal and organizational conditions for the functioning of small and medium-sized businesses in special conditions of the development of the national economy and measures of state support are given. Modern rule-making on entrepreneurship in Russia is associated with the development of international law and the need to study the legislation of foreign countries with a developed market economy, which, of course, is a decisive condition for the preparation of laws and other regulatory legal acts in this area. The presented analysis using legal acts as of May 1, 2020, makes it possible to assess the effectiveness of the prompt response of the Government of the Russian Federation to the current unfavorable situation in the country's economy and society.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПАДА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ С МАРТА ПО АПРЕЛЬ 2020 ГОДА)»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА

УДК 346.5 DOI: 10.17277/pravo.2020.03.pp.131-140

Рассмотрены основные положения антикризисной поддержки предпринимательства России путем анализа факторов политической и экономической устойчивости развития национальной экономики. Предложен институциональный подход к обеспечению государственной поддержки предпринимательства в условиях мирового экономического кризиса и других внешних факторов, негативно влияющих на национальную экономику (COVID-19), выявлены возможные риски для региональных экономик. Проанализирована правовая основа государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства. Даны определения правовых и организационных условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в особых условиях развития национальной экономики и мер государственной поддержки. Современное нормотворчество о предпринимательстве в России связано с развитием международного права и необходимостью изучения законодательства зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, что, безусловно, является решающим условием для подготовки законов и других нормативных правовых актов в этой сфере. Представленный анализ с использованием правовых актов по состоянию на 01.05.2020 г. позволяет дать оценку эффективности оперативного реагирования Правительства Российской Федерации на сложившуюся неблагоприятную ситуацию в экономике и обществе страны.

Ключевые слова: институциональный подход; предпринимательство; правовые основы; законодательство; экономический кризис; устойчивое развитие; пандемия (COVID-19).

Аль Гарбави Хуссейн Рахман Наима, аспирант, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия;

kon-savin@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СПАДА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (обзор нормативно-правовых актов с марта по апрель 2020 года)

С объявлением пандемии Всемирной организацией здравоохранения в марте 2020 года и резким падением цен на нефть мировая экономика столкнулась с новым ранее не изученным кризисом. Все без исключения

ПРАВО: история и современность. № 3(12), 2020

131

страны были не готовы оперативно решать возникшие проблемы, связанные с СОУГО-19, предпочитая изучать «печальный» опыт коллег. К сожалению, данная неподготовленность и «торможение» в принятии решений явилось основной причиной создавшейся в мире обстановки, которую сейчас все пытаются решить, используя различные модели и институциональные резервы, чтобы выйти с минимальными потерями для экономики и общества.

В первую очередь должна была быть испытана на прочность правовая основа государств, способная оперативно отреагировать на ситуацию в мировой экономике и определить приоритетные направления развития в особых условиях.

Основополагающим инструментом благополучия и стабильности всех стран является бизнес во всех его субъективных проявлениях, и наша страна не исключение. Автором составлен обзор нормативно-правовых актов (НПА), принятых Правительством Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2020 года (табл. 1). В дальнейшем уверены, что данный перечень документов будет расширен, будут изменены (уточнены) сроки и условия их применения. В приведенной таблице собран пакет НПА за два месяца (март-апрель 2020 г.), который касается мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).

Анализ природы современного предпринимательства, разработка научных и правовых основ его юридического обеспечения напрямую связана с исследованием системы действующего российского законодательства.

Правовая защита предпринимательства обнаруживает не только противоречивость объекта, но и свою многосторонность, многоплановость, то есть она носит системный характер; конкретные объекты защиты являются структурными элементами системы права с учетом ее специфики в международном и внутригосударственном аспектах.

Антикризисные меры принимаются на разных уровнях: их вводят указами Президента РФ, постановлениями Правительства, Госдума спешно принимает законы. Но все эти меры предусматривают лишь косвенную поддержку, к сожалению, прямой поддержки пока нет, прежде всего, для субъектов МСП. Каникулы и отсрочки в обязательных платежах, по нашему мнению, это только полумера. Отсутствие законодательной возможности использования выделяемых средств с «колес», минуя государственные контракты, а именно адресная поддержка для МСП отсутствует, окончательно еще не сформирован список наиболее пострадавших отраслей экономики, для этого требуется время, которого нет.

Цифровая платформа малого и среднего предпринимательства в должной степени ожидания себя не показала, по-прежнему существуют серьезные несостыковки между министерствами и ведомствами, этот трудный экзамен пока никто успешно не сдал, по всей видимости, требуется значительная корректировка НПА без ущерба бизнесу.

Насколько качественно меры государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства смогут себя проявить, покажет время.

132

ПРАВО: история и современность. № 3(12), 2020

Таблица 1

Меры государственной поддержки субъектов МСП в условиях COVID-19 и мирового финансового кризиса в 2020 году1

Меры поддержки, распространение Комментарий и условия применения (сроки действия меры) НПА/Документы

1 2 3

Продление сроков уплаты налогов: организациям и ИП, включенным по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях Продление срока уплаты налога на прибыль, УСН, ЕСХН за 2019 г. Продление срока уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС и НДФЛ, за отчетные периоды, приходящиеся на 1 квартал 2020 г. (на 6 месяцев) Перечень поручений по итогам обращения Президента РФ в связи с распространением ко-ронавирусной инфекции на территории страны: утв. Президентом Российской Федерации 28.03.2020 №Пр-586.

Продление срока уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС и НДФЛ, за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (2-й квартал) 2020 г. (на 4 месяца)

Продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, где установлены авансовые платежи) за 1-й квартал 2020 г. (до 30 октября 2020 г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

Продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, где установлены авансовые платежи) за 2-й квартал 2020 г. (до 30 декабря 2020 г.)

микропредприятиям, ведущим деятельность в наиболее пострадавших отраслях Продление сроков уплаты НДФЛ за 2019 г. в соответствии с п. 6 ст. 227 НК (для ИП) (на 3 месяца)

Материал подготовлен по состоянию нормативной базы на 01.05.2020 г.

1 2 3

Продление срока уплаты страховых взносов за март-май 2020 г. (на 6 месяцев) Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

Продление срока уплаты страховых взносов за июнь и июль 2020 г. и страховых взносов, исчисленных с суммы дохода ИП, превышающей 300 000 р., подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 г. (на 4 месяца)

организациям и ИП, не включенным по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях Продление срока уплаты налога на прибыль, УСН, ЕСХН за 2019 г. Продление срока уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС и НДФЛ, за отчетные периоды, приходящиеся на 1-й квартал 2020 г. и полугодие (2-й квартал) 2020 г. (на 3 месяца)

Продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, где установлены авансовые платежи) за 1-й квартал 2020 г. (до 30 июля 2020 г.)

Продление сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в регионах, где установлены авансовые платежи) за 2-й квартал 2020 г. (до 30 октября 2020 г.)

Продление сроков уплаты НДФЛ за 2019 г. в соответствии с п. 6 ст. 227 НК (для ИП) (на 3 месяца)

Продление срока предоставления отчетности: всем организациям и ИП Продление срока представления: 1) всех деклараций (расчетов по авансовым платежам), кроме НДС, бухгалтерской отчетности, срок сдачи которых приходится на март-май 2020 г.;

2) представления организациями финансового рынка (ОФР) в налоговые органы финансовой информации (отчетности о клиентах - иностранных налоговых резидентах) за 2019 отчетный год и предыдущие отчетные годы;

1 2 3

3) заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 г. (на 3 месяца) Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

всем налогоплательщикам Продление срока представления документов, пояснений по требованиям, полученным в срок с 1 марта до 1 июня 2020 г. (на 20 рабочих дней)

Продление срока представления документов, пояснений по требованиям по НДС, полученным в срок с 1 марта до 1 июня 2020 г. (на 10 рабочих дней)

Приостановление: - блокировки счетов в связи с непредставлением декларации (расчетов по страховым взносам), не направлением квитанции о приеме документов, не обеспечением приема документов по ТКС; - запрета на открытие счетов в банках при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств, а также запрета на списание денежных средств с таких счетов для медицинских организаций, осуществляющих расходные операции в целях покупки медицинских изделий или лекарственных средств

Мораторий на налоговые санкции: для всех налогоплательщиков Мораторий на применение налоговых санкций за непредставление документов, срок представления которых приходится на период с 1 марта по 1 июня 2020 г.

Продление предельного срока направления требований об уплате налогов, принятия решения о взыскании налогов (на 6 месяцев)

для организаций и ИП, относящихся к пострадавшим отраслям Не будут начисляться пени на сумму недоимки по налогам и страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 г. (на период с 1 марта по 1 июня 2020 г.)

1 2 3

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве: для организаций и ИП, относящихся к пострадавшим отраслям; для организаций, включенных в перечень системообразующих и стратегических, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, где осуществляют деятельность эти организации Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении следующих должников (на 6 месяцев) Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 428

Снижение тарифов по страховым взносам: для субъектов МСП Для предпринимателей, выплачивающих заработную плату, будет снижен тариф по страховым взносам с 30 до 15 %. Пониженный тариф будет распространяться не на всю заработную плату работников, а только на ту часть, которая превышает МРОТ (с 1 апреля и до конца 2020 г.) Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 5)

Мораторий на рост взносов ИП: для ИП Правительство Российской Федерации распорядилось остановить рост взносов ИП. Это значит, что с 2021 г. взносы не вырастут (до конца 2020 г.) Принятие закона по подъему размера страховых взносов отложено до конца 2020 г.

1 2 3

Беспроцентные кредиты на выплату зарплат: индивидуальным предпринимателям, малому бизнесу и микропредприятиям, осуществляющим деятельность в одной или нескольких отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции Беспроцентный заем на неотложные нужды (в первую очередь на выплату заработной платы сотрудникам). Условия для получения кредита: - заемные средства будут предоставляться компаниям, которые действуют не менее 1 года, и владельцы которых хотя бы раз платили налоги; - сохранение численности персонала на весь период кредитования или сокращение персонала не более чем на 10 % в месяц. Гарантия по кредиту обеспечивается поручительством ВЭБ (до 75 %). Параметры кредита: - кредит будет предоставляться на срок не более 6 месяцев; - максимальная величина заемных средств будет высчитываться по формуле: число сотрудников (на основании трудовых договоров) х х МРОТ х на 6 мес. Ставка для заемщика - 0 % (бессрочно) Постановление Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 № 422

Расширена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса: индивидуальным предпринимателям, малому бизнесу и микропредприятиям В программе участвуют 99 банков, которые выдают предпринимателям кредиты по сниженной ставке до 8,5 %. Упрощены требования к заемщику, из обязательных условий исключены пункты: - отсутствие задолженности по налогам, сборам; - отсутствие задолженности по заработной плате; - отсутствие просроченных на срок свыше 30 дней платежей по кредитным договорам. Отменены требования по максимальному суммарному объему кредитных соглашений на рефинансирование в рамках программы (которое установлено в размере не более 20 % от общей суммы кредитов). Появилась возможность рефинансировать кредитные соглашения на оборотные цели (ранее это было доступно только для инвестиционных кредитов) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 372

Окончание табл. 1

1 2 3

Получать кредиты по льготной ставке теперь смогут микропредприятия в сфере торговли, занимающиеся реализацией подакцизных товаров (для микропредприятий, заключивших кредитные соглашения на оборотные цели в 2020 г. на срок не более 2 лет) (бессрочно)

Отсрочка по кредиту: субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в одной или нескольких отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции Имеющиеся задолженности по кредитным капиталам можно реструктуризировать. Процедура проводится по инициативе заемщика. Требуется обратиться в банк с заявлением. При предоставлении заемщику права отсрочки платежа процентная ставка по кредитному соглашению не должна увеличиваться (на 6 месяцев) Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 410 Информационное письмо Банка России от 20.03.2020 № ИН-06-59/24 «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП»

Отсрочка по аренде: арендаторам государственного и муниципального имущества Отсрочка платежей за арендуемые государственные и муниципальные помещения. Дополнительное соглашение к договору аренды об отсрочке платежей должно быть заключено в течение трех рабочих дней с момента обращения заявителя. Отсрочка не распространяется в отношении аренды коммерческой недвижимости (до конца 2020 г.) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 670-р

Кредитные каникулы: индивидуальным предпринимателям Для индивидуальных предпринимателей, которые столкнулись с резким падением доходов из-за эпидемии коронавируса (ниже 30 %) предусмотрены кредитные каникулы (или уменьшение размера платежа) по кредитному договору (договорам займа) на срок до 6 месяцев. Условия предоставления данной льготы должно рассматриваться в индивидуальном порядке при обращении заявителя в банк (на 6 месяцев) Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»

1 2 3

Снижение требований к обеспечению госконтрактов: индивидуальным предпринимателям, малому бизнесу и микропредприятиям Правительством России предлагается установить, что при осуществлении закупок в соответствии со ст. 30 Федерального закона заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и(или) в проекте контракта. Кроме того, также предложено увеличить начальную (максимальную) цену контракта до 5 млн р. (в настоящее время 1 млн р.), при котором субъекты малого предпринимательства должны предоставлять обеспечение заявок участников закупок (до 31 декабря 2020 г.) Проект Федерального закона, внесение в Государственную думу - 15 апреля 2020 г., принятие 15 июня 2020 г.

Субсидия регионам на оказание неотложных мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции: субъектам малого и среднего предпринимательства Докапитализация региональных гарантийных организаций, созданных ранее в рамках Программы, в целях расширения возможностей субъектов МСП по получению льготных кредитов в случае отсутствия залогового обеспечения. Докапитализация государственных микрофинансовых организаций, созданных ранее в рамках Программы (МФО), в целях охвата льготными микрозаймами субъектов МСП. В рамках деятельности государственных МФО предусмотрено предоставление льготных микрозаймов субъектам МСП, осуществляющим проекты в неприоритетных отраслях, даже при осуществлении ими деятельности по производству и(или) реализации подакцизных товаров, в том числе в сфере общественного питания. Снижен размер процентной ставки по микрозаймам для такой категории заемщика и составляет не более размера ключевой ставки Банка России, микрозайм предоставляется на срок до двух лет, кроме того, упрощены требования к заемщику (исключено ограничение в части задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации), у них не проверяется отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет РФ субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Российской Федерации, и иной просроченной задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (до конца 2020 г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 378 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"»

Governmental Support of Business Activities During Business Slowdown (Overview of Regulatory Legal Acts from March to April 2020)

Al Garbawi Hussein Rahman Naima, Postgraduate Student, Ufa State Oil Technical University, Ufa, Russia;

kon-savin@yandex.ru

The main provisions of anti-crisis support for entrepreneurship in Russia by analyzing the factors of political and economic sustainability of the development of the national economy are considered. An institutional approach to providing state support for entrepreneurship in the context of the global economic crisis and other external factors negatively affecting the national economy (COVID-19) is proposed, and possible risks for regional economies are identified. The legal basis of state regulation and support of small and medium-sized businesses by the state is analyzed. The definitions of the legal and organizational conditions for the functioning of small and medium-sized businesses in special conditions of the development of the national economy and measures of state support are given. Modern rule-making on entrepreneurship in Russia is associated with the development of international law and the need to study the legislation of foreign countries with a developed market economy, which, of course, is a decisive condition for the preparation of laws and other regulatory legal acts in this area.

The presented analysis using legal acts as of May 1, 2020, makes it possible to assess the effectiveness of the prompt response of the Government of the Russian Federation to the current unfavorable situation in the country's economy and society.

Keywords: institutional approach; entrepreneurship; legal framework; legislation; economic crisis; sustainable development; pandemic (COVID-19).

© Аль Гарбави Хусейн Рахман Наима, 2020 Статья поступила в редакцию 08.05.2020

При цитировании использовать:

Аль Гарбави Хусеейн Рахман Наима. Государственная поддержка предпринимательской деятельности в условиях спада деловой активности (обзор нормативно-правовых актов с марта по апрель 2020 года) // Право: история и современность. 2020. № 3(12). С. 131 - 140. doi: 10.17277/pravo.2020.03.pp.131-140

140

ПРАВО: история и современность. № 3(12), 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.