БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В УСЛОВИЯХ
COVID-19 Сурин А.М.
Сурин Артемий Маркович - студент, кафедра экономики и управления, институт экономики, менеджмента и права Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва
Аннотация: в статье изучаются изменения, которые произошли в области бухгалтерского и налогового учета в связи с развитием и распространением инфекции COVID-19, оказавшей значительное влияние на условия функционирования системы бизнеса, порядка сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. COVID-19 представляет опасность не только для жизни и здоровья граждан. Негативное влияние пандемии на мировую экономику, а также на экономику отдельных стран, в том числе России, представляет собой общепризнанный факт. В указанных условиях, как государству, так и его резидентам, необходимо пересматривать устоявшийся порядок и механизм функционирования процессов, обеспечивающих деятельность субъектов хозяйствования, включая такие важнейшие элементы, как порядок и условия сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Особое внимание в статье будет уделено тем изменениям, которые произошли в данном механизме в отношении субъектов малого предпринимательства, как наименее финансово защищенных хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: COVID-19, налоговый учет, бухгалтерский учет, изменения, влияние.
В настоящее время, принимая во внимание трудности, происходящие в области государственной экономики, органы власти предпринимают оперативные способы реагирования, главным образом, в сфере механизма и условий сдачи и исчисления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Несколько базовых изменений в сфере налогообложения были предложены Президентом РФ 25 марта 2020 года, в процессе обращения к гражданам России; во исполнение этих предложений был предпринят ряд мер.
Так, 31 марта было принято решение о внесении изменений в НК РФ, путём издания Проекта ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 862653-7 [5].
Помимо этого, Президент внёс предложение о введении 13% ставки по налогу на доход по вкладам в банках, в том числе инвестиционным вложениям в долговые ценные бумаги, для субъектов, осуществляющих указанные операции на сумму, превышающую 1 млн рублей.
Однако, в законопроект данное предложение включено в изменённом виде, в сущности, являясь установлением прогрессивного налогообложения, в отношении физических лиц.
В отношении банковских вкладов, согласно изменениям, внесённым в ст. 214.2 НК РФ, учёт доходов осуществляется в зависимости от суммы процентов по всем открытым у субъекта вкладам в банках, находящихся на территории РФ, которые превышают 1 млн руб., умноженный на определенную ЦБ РФ по состоянию на первое число налогового периода ключевую ставку [4].
Положение, которым установлена налоговая ставка, равная 35%, не подлежит применению.
Соответственно, в том случае, если ставка по банковскому вкладу превышает ключевую ставку ЦБ РФ, под указанный режим налогообложения станут попадать также вклады, сумма которых составляет менее 1 млн руб.
Исключение из указанного порядка составляют доходы по счетам эскроу.
В отношении вкладов, совершенных в иностранной валюте, ориентируясь на установленный ЦБ РФ курс валюты, определённый датой получения дохода по процентам, сохраняет своё действие указанный порядок.
Банки, в самостоятельном порядке доводят сведения о вкладах в органы налогового контроля в срок, до 01 февраля года, следующего за налоговым периодом.
При этом, налоговые агенты освобождаются от уплаты и исчисления налога в указанном случае, а органы налогового контроля, напротив, наделяются обязанностью по осуществлению уведомления налогоплательщиков, которое должно быть доведено до сведения последних в срок, не позднее 01 декабря года, следующего за налоговым периодом.
В соответствии с положениями, установленными п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, с изменениями и дополнениями, внесёнными ФЗ от 01.04.2020 года № 102-ФЗ, в тех ситуациях, когда налогоплательщик осуществляет уплату налоговых, страховых взносов или сдачу бухгалтерской отчетности в последний день установленного на законодательном уровне срока, а равно и совершение указанных действий в день, который согласно указу Президента РФ признан нерабочим днем, срок уплаты платежей и сдачи отчётности считается оконченным в следующий за ним рабочий день [1].
Анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты налогов сборов, страховых взносов, а также, срок сдачи бухгалтерской отчетности перенесён на 12 мая 2020 года.
Необходимо отметить, что отечественные компании, которые выступают в качестве владельцев акций или долей в течение пяти лет, освобождаются от налогообложения НДФЛ дохода, который получен от их продажи.
Кроме того, в соответствии с Письмом № 11П-08-24/8051 от 17.04.2020 года, работодатели не будут подвержены штрафным санкциям, за пропуск установленного на законодательном уровне срока сдачи отчетности за март 2020 года [6].
Отдельного внимания заслуживают изменения, которые коснулись субъектов МСП, в отношении которых решения, принимаемые в сфере приостановления операций по счетам, принадлежащим указанным субъектам с целью взыскания задолженности, временно подлежат отложению.
Приостановление процесса взыскания задолженности осуществляется с 25 марта 2020 года, а ранее принятые решения отзыву не подлежат, так как задолженность, взыскиваемая до указанной даты, имеет отношение к периодам 2019 года.
Необходимо обратить внимание на послабления и меры, которые приняты в отношении субъектов МСП в области сроков исполнения возложенных на них обязанностей по уплате налоговых взносов.
Однако, данные изменения распространяют своё действие лишь на тех субъектов МСП, которые входят в реестр организаций, «ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим, в результате распространения новой инфекции COVID-19, список которых установлен Правительством РФ».
Кроме того, в процессе исчисления налога на прибыль, учету и обложению НДФЛ не подлежат те субсидии, которые были получены за счёт средств федерального бюджета в связи влиянием COVID-19.
Указанный порядок распространяет своё действие лишь в отношении тех субъектов МПС, которые включены в реестр по состоянию на 1 марта и осуществляют деятельность в пострадавших отраслях.
Учету также не подлежат и те расходы, которые осуществляются за счет бюджетных субсидий.
Указанные положения распространяют своё действие на правоотношения, которые возникли с 1 января 2020 года.
Помимо этого, субъекты МПС вправе рассчитывать на безвозмездную помощь на неотложные нужды, условия и порядок предоставления которой утвержден Правительством.
Согласно Постановлению № 409 от 02.04.2020 года, в отношении субъектов, включенных в реестр МСП и осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых установлен Правительством РФ, сроки уплаты налогов перенесены [2]:
- в отношении налога на прибыль, ЕСХН, исчисляемых по УСН за 2019 год сроком на шесть месяцев;
- в отношении налогов, исчисляемых за март и первый квартал 2020 года, сроком на шесть месяцев, исключение составляет НПД, НДС, а также налоги, которые уплачиваются налоговыми агентами;
- в отношении налогов, исчисляемых с апреля по июнь, второй квартал и первое полугодие 2020 года, а также, налога по патенту, уплата которого осуществляется во втором квартале 2020 года, сроком на четыре месяца;
- в отношении НДФЛ с доходов ИП, исчисляемых за 2019 год, сроком на три месяца;
Помимо этого, в отношении данных субъектов принято решение о продлении сроков уплаты налога на имущество организаций, авансовых платежей по транспортному и земельному налогу:
- сроком до 30 октября 2020 года, в отношении налогов, взимаемых за первый квартал 2020 года;
сроком до 30 декабря 2020 года, в отношении налогов, взимаемых за второй квартал 2020 года;
В отношении микропредприятий, которые входят в список пострадавших отраслей, принято решение о продлении сроков уплаты страховых взносов, исчисляемых за май 2020 года, сроком на шесть месяцев, и сроком на четыре месяца, в отношении страховых взносов, которые исчисляются за июнь-июль, суммы доходам, превышающим 300 тысяч рублей.
Необходимо отметить, что в отношении организаций и ИП перенесён срок представления отчетности в налоговые органы:
- на три месяца: деклараций и расчетов по авансовым платежам, за исключением НДС, а также расчетов, представляемых налоговыми агентами, расчётов по страховым взносам и бухгалтерской отчетности, в отношении которых, установлен срок сдачи с марта по май 2020 года;
- до 15 мая 2020 года, в отношении деклараций по НДС, а также, расчетов по страховым взносам, исчисляемым за первый квартал 2020 года.
На трехмесячный срок продлён срок представления:
- финансовых сведений о клиентах, являющихся резидентами иностранных государств, за 2019 год, и предшествующие отчетные периоды, в отношении организаций, осуществляющих деятельность на финансовых рынках;
- заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.
Пониженная тарифная ставка примеряется при исчислении страховых взносов и предоставлении отсрочки по их уплате, в отношении среднего и малого бизнеса из утверждённого перечня пострадавших отраслей, перенесён срок уплаты
страховых взносов, в период с марта по май на 6 месяцев, в период с июня по
июль, сроком на 4 месяца.
Кроме того, в отношении всех субъектов МПС принято решение о снижении
совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше
МРОТ, в двукратном размере, то есть, с 30% до 15%.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 24 апреля 2020 г. № 102-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
2. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 24.04.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
3. Проект Федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
4. Проект Федерального закона № 952911-7 «О внесении изменения в статью 214.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
5. Проект Федерального закона № 862653-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
6. Письмо ПФ РФ от 17.04.2020 № НП-08-24/8051 «О применении финансовых санкций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 29.09.2020).
7. Федеральная налоговая служба. Приостановка взыскания. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/debt/ncov/ (дата обращения: 29.09.2020).