Научная статья на тему 'МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ'

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / учет / отчетность / поддержка / развитие / small business / accounting / reporting / support / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И А. Бабалыкова, Д А. Коровин, А В. Пономаренко, Т А. Шульженко

Малые предприятия являются одним из важнейших сектором российской экономики. Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики за все это отвечает малый бизнес. Именно от нормального функционирования данной сферы в государственной экономике зависит благосостояние страны и общества. Предпринимательская среда не только содействует увеличению материального и социального потенциалов сообщества, но и формирует благосклонную почву для практической реализации возможностей и талантов каждого человека. Получить информацию о конкретном субъекте малого и среднего предпринимательства позволяют формы бухгалтерской отчетности, которые составляются на основе данных системы бухгалтерского учета. В этой связи весьма важным является рассмотрение вопросов особенностей ведения упрощенного бухгалтерского учета и формирования упрощенной бухгалтерской отчетности. Рассматривая перспективы развития малого бизнеса в России необходимо проанализировать меры поддержки предпринимателей в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И А. Бабалыкова, Д А. Коровин, А В. Пономаренко, Т А. Шульженко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE AND FEATURES OF THE ACCOUNTING SYSTEM

Small businesses are one of the most important sectors of the Russian economy. Small businesses are responsible for creating additional jobs, developing competition, and, consequently, improving the quality of goods and services, and growing and developing the national economy. The welfare of the country and society depends on the normal functioning of this sphere in the state economy. The business environment not only helps to increase the material and social potential of the community, but also forms a favorable ground for the practical realization of the opportunities and talents of each person. To get information about a specific subject of small and medium-sized businesses, you can use the forms of accounting reports that are compiled on the basis of data from the accounting system. In this regard, it is very important to consider the features of simplified accounting and the formation of simplified accounting statements. Considering the prospects for small business development in Russia, it is necessary to analyze measures to support entrepreneurs in modern conditions

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10301

«К 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ»

И.А. Бабалыкова - доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

I.A. Babalykova - associate professor of the department of theory accounting, cand. econ. sci., Kuban State Agrarian University;

Д.А. Коровин - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

D. A. Korovin - student of the faculty of Economics, Kuban state agrarian University;

А.В. Пономаренко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

A.V. Ponomarenko-student of the faculty of Economics, Kuban state agrarian University;

Т.А. Шульженко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

T. A. Shulzhenko - student of the faculty of Economics, Kuban state agrarian University.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE AND FEATURES OF THE ACCOUNTING SYSTEM

Аннотация. Малые предприятия являются одним из важнейших сектором российской экономики. Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики - за все это отвечает малый бизнес. Именно от нормального функционирования данной сферы в государственной экономике зависит благосостояние страны и общества. Предпринимательская среда не только содействует увеличению материального и социального потенциалов сообщества, но и формирует благосклонную почву для практической реализации возможностей и талантов каждого человека. Получить информацию о конкретном субъекте малого и среднего предпринимательства позволяют формы бухгалтерской отчетности, которые составляются на основе данных системы бухгалтерского учета. В этой связи весьма важным является рассмотрение вопросов особенностей ведения упрощенного бухгалтерского учета и формирования упрощенной бухгалтерской отчетности. Рассматривая перспективы развития малого бизнеса в России необходимо проанализировать меры поддержки предпринимателей в современных условиях.

Abstract. Small businesses are one of the most important sectors of the Russian economy. Small businesses are responsible for creating additional jobs, developing competition, and, consequently, improving the quality of goods and services, and growing and developing the national economy. The welfare of the country and society depends on the normal functioning of this sphere in the state economy. The business environment not only helps to increase the material and social potential of the community, but also forms a favorable ground for the practical realization of the opportunities and talents of each person. To get information about a specific subject of small and medium-sized businesses, you can use the forms of accounting reports that are compiled on the basis of data from the accounting system. In this regard, it is very important to consider the features of simplified accounting and the formation of simplified accounting statements. Considering the prospects for small business development in Russia, it is necessary to analyze measures to support entrepreneurs in modern conditions.

Ключевые слова: малый бизнес, учет, отчетность, поддержка, развитие

Keywords: small business, accounting, reporting, support, development

Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство — уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.

Одной из особенностей малого бизнеса является участие его в приближенных к потребителю отраслях, таких как пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, производство строительных материалов, строительство, торговля, общественное питание, потребительская кооперация. А как показывал международный опыт, именно в этих сферах хозяйственной деятельности объективно доминируют малые предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.

Кроме того, малый бизнес создает дополнительные рабочие места, здоровую конкуренцию и развитие товарно-потребительского разнообразия.

Для отнесения хозяйствующего субъекта к малому бизнесу необходимо соблюдение определенных условий. Критерии отнесения к малым предприятиям перечислены в федеральном законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Рисунок 1 - Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Что касается наполнения данных критериев, то федеральным законодательством они определены отдельно для микро предприятий, малых и средних предприятий (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнение критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства

Критерии Микро предприятие Малое предприятие Среднее предприятие

Средняя численность работников, чел. До 15 До 100 От 101 до 250

Доход, млн. руб. 120 800 2000

Для юридических лиц: - доля иностранных вложений, % 49

- доля российских муниципальных образований, общественных и религиозных образований, фондов, субъектов РФ 25

Для нормальной своей деятельности в соответствии с законодательством и своими уставными целями и задачами субъекты малого предпринимательства должны располагать, по крайней мере, помещениями, современной офисной техникой, обученным персоналом, технологиями работы с контрагентами и финансовыми средствами на осуществление своей деятельности. Основные показатели деятельности малого бизнеса в России за 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего _предпринимательства в Российской Федерации (по данным Росстата)

Показатель Малые предприятия Средние предприятия

всего в т.ч. микропредприятия

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017г. 2018 г.

Число предприятий 2770562 2754577 2659943 2597646 2497879 2421651 13346 13309 13682

Среднесписочная

численность работ-

ников

(без внешних сов-

мест.), тыс. человек 10055,9 10854,7 10719,9 5005,7 4687,2 4919,4 1676,6 1499,9 1464,9

Среднемесячная заработная плата работников, руб. 21546 24433 27569 18140 19943 23618 31931 34346 38395

Оборот предприятий, млрд руб. 38877,0 48459,2 53314,2 20138,8 20872,8 23888,6 7590,4 7452,2 7464,6

Инвестиции в ос-

новной капитал, млрд руб. 801,6 998,5 1057,4 390,1 444,7 543,0 391,5 413,1 374,0

Внеоборотные активы, млрд руб. 35522,4 16359,9 43490,1 29674,0 10932,8 37645,2 2936,2 2643,9 2566,4

Оборотные активы, млрд руб. 56310,4 39092,1 44949,2 42939,5 23739,9 30154,2 6125,6 6267,4 5798,2

Капитал и резервы, млрд руб. 25156,0 11624,3 39733,4 21250,8 6983,1 34278,5 2274,6 1961,6 2091,2

По данным таблицы 2 видно, что за 2016-2018 гг. количество рассматриваемых предприятий колеблется, но самое существенное и стабильное сокращение отмечено по микро предприятиям - на 145995 ед. за три года, остальные показатели, в основном, имеют тенденцию к росту.

Субъекты малого предпринимательства могут принимать следующие организационно-правовые формы: хозяйственные общества; хозяйственные партнерства; производственные кооперативы; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели.

Рассмотрим число малых предприятий по видам экономической деятельности (рисунок 2).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 2% 1%

Рисунок 2 - Число малых предприятий по видам деятельности*, 2018 г.

*Обозначения на рисунке:

1 - Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

2 - Добыча полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром;

кондиционирование воздуха

3 - Обрабатывающие производства

4 - Строительство

5 - Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

6 - Транспортировка и хранение

7 - Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

8 - Деятельность профессиональная, научная и техническая

9 - Другие виды деятельности

Анализ участия числа малых предприятий в различных отраслях экономики показал, что наибольший удельный вес таких предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю, а также ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (34,8 %). На обрабатывающие производства приходится 8,4 % малых предприятий, на строительство - 12,7%. Наименьший удельный вес приходится на сельское и лесное хозяйство, рыбоводство (2,1 %), что обусловлено отраслевыми особенностями данных видов деятельности.

Несколько иная картина наблюдается по числу средних предприятий (рисунок 3). Так, на сельское хозяйство, рыбоводство приходится уже 12,5%, примерно одинаковый удельный вес занимают средние предприятия, занимающиеся обрабатывающими производствами и оптовой, розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов - 25,6 % и 26,4 % соответственно. Строительной деятельностью занимаются 11,9 % средних предприятий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рисунок 3 - Число средних предприятий по видам деятельности*, 2018 г.

*Обозначения на рисунке:

1 - Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

2 - Добыча полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром;

кондиционирование воздуха

3 - Обрабатывающие производства

4 - Строительство

5 - Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

6 - Транспортировка и хранение

7 - Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

8 - Деятельность профессиональная, научная и техническая

9 - Другие виды деятельности

По мнению экспертов в России можно выделить 7 сфер выгодного малого бизнеса:

1. Рынок бытовых и продовольственных товаров (открытие мелкооптовых баз, продуктовых магазинчиков, и обычных палаток на рынке);

2. Строительные и ремонтные бригады;

3. ГГ сфера. Создание и продвижение веб-ресурсов;

4. Продажа консультативных услуг. Минимальный начальный капитал обеспечивает солидный доход;

5. Частная стоматология. При небольших вложениях вы получите довольно быструю окупаемость, а в дальнейшем и прибыль;

6. Декоративное растениеводство;

7. Открытие собственной небольшой фермы. Можно рассчитывать на существенную поддержку государства.

Российские субъекты малого бизнеса сталкиваются в своей деятельности с разнообразными проблемами. Это и недостаточность финансирования (для начала деятельности зачастую привлекается заемный капитал, отсутствие дополнительных финансовых источников для модернизации и развития бизнеса), непростая процедура оформления кредитов и их высокий процент, незначительные инвестиции в малый бизнес, активная конкуренция и, конечно, высокий уровень налоговой нагрузки, что приводит порой к сознательному занижению предпринимателями своей прибыли и, как следствие, к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Все эти факторы негативно влияют на развитие экономики.

В этих условиях, для поддержки малого бизнеса Правительство России предпринимает шаги, в частности, по упрощению организации бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском законе» № 402-ФЗ субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность формирования бухгалтерской отчетности в упрощенном виде.

Рассмотрим, что же подразумевает упрощенный учет и упрощенная бухгалтерская отчетность.

Упрощенный бухгалтерский учет представляет собой систему формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденную от отдельных элементов общепринятого бухгалтерского учета.

При этом, к ведению бухгалтерского учета сохраняются основные требования:

- ведение бухгалтерского учета осуществляется на основании первичной документации;

- применение стандартного плана счетов (на его основе предприятие самостоятельно формирует свой рабочий план счетов);

- ведение учета имущества, хозяйственных операций и обязательств организации с даты государственной регистрации до даты ликвидации;

- тождество данных аналитического и синтетического учета;

- организация раздельного учета имущества находящегося в собственности и имущества других организаций;

- ведение бухгалтерского учета в валюте РФ - рублях;

- проведение обязательной инвентаризации;

- ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение всех законодательств несет руководитель предприятия.

В то же время, субъекты малого предпринимательства имеют право использовать элементы, отличные от норм общепринятого бухгалтерского учета, а именно:

- применять кассовый метод для определения доходов и расходов;

- применять упрощенную систему учетных регистров;

- отказаться от ведения счетов 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»), для учета финансовых результатов счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки») и др.);

- не формировать резервы;

- не применять отдельные Положения по бухгалтерскому учету (например, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»);

- не переоценивать внеоборотные активы, не отражать в учете обесценение нематериальных активов и финансовых вложений;

- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;

- все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

При всех упрощениях бухгалтерский учет субъекта малого предпринимательства должен быть организован таким образом, чтобы его бухгалтерская отчетность была полной, достоверной, целостной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты его деятельности.

Что касается послаблений при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности, то основными являются следующие:

- для малого бизнеса сокращен объем годовой отчетности: заполняется только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;

- возможен отказ от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;

- возможен отказ от раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах, информацию по сегментам, по прекращаемой деятельности.

- исправление существенных ошибок осуществлять в период их обнаружения, без применения ретроспекции.

Дополнительные формы отчетности — отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств — представляются при необходимости пояснения дополнительных сведений для проведения детальной оценки финансового положения и результатов деятельности компании (информация Минфина России № ПЗ-3/2012, письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80).

На примере ООО «Зенитар» рассмотрим упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Основным видом деятельности общества выбрано производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21).

Бухгалтерский баланс ООО «Зенитар» на 31 декабря 2018 г.

_^___Тыс. руб.

Наименование показателя На 31.12.2018 На 31.12.2017 На 31.12.2016

АКТИВ Материальные внеоборотные активы 3870 5037

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы - - -

Запасы 5351 323 440

Денежные средства и денежные эквиваленты 254 22 8

Финансовые и другие оборотные активы 2967 1521 540

БАЛАНС 12442 6903 988

ПАССИВ Капитал и резервы 819 1400 547

Долгосрочные заемные средства - - -

Другие долгосрочные обязательства 1377 2301 -

Краткосрочные заемные средства - - -

Кредиторская задолженность 10246 3202 441

Другие краткосрочные обязательства - - -

БАЛАНС 12442 6903 988

Отчет о финансовых результатах ООО «Зенитар» за 2018 г.

Наименование показателя За 2018 г. За 2017 г.

Выручка 4433 10230

Расходы по обычной деятельности (4907) (9011)

Проценты к уплате (0) (0)

Прочие доходы 0 100

Прочие расходы (107) (252)

Налоги на прибыль (доходы) (0) (0)

Чистая прибыль (убыток) (581) 1067

Таким образом, приведенные формы бухгалтерской отчетности показывают, что бухгалтерский баланс для субъектов малого предпринимательства, использующих упрощенную схему отчетности, включает в себя меньший объем информации. Так, вместо двух разделов в активе баланса заполняется всего один, состоящий из пяти показателей. Аналогично - пассив баланса состоит из одного раздела и шести показателей (таблица 3).

Таблица 3 - Содержание упрощенного бухгалтерского баланса

Показатель | Содержание

Актив

Материальные внеоборотные активы Основные средства, в том числе незавершенные капитальные вложения в основные средства

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы Нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения (облигации, займы, векселя), разработки и исследования, результаты разработок и исследований

Запасы Готовая и незавершенная продукция, материалы, товары

Денежные средства и денежные эквиваленты Денежные средства в кассе и на банковских счетах в любой валюте, переведенной в рубли. Эквиваленты - краткосрочные высоколиквидные вложения, которые можно без рисков существенной потери стоимости конвертировать в денежные средства

Финансовые и другие оборотные активы Краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, выданные авансы, входящий НДС, а также другие активы, которые нельзя включить в состав денежных средств, их эквивалентов и запасов

Пассив

Капитал и резервы Уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль

Долгосрочные заемные средства Займы и кредиты, оформленные на срок более 12 месяцев и проценты по ним

Другие долгосрочные обязательства Кредиторская задолженность, целевые финансовые средства, резервы предстоящих расходов, отложенные налоговые обязательства со сроком исполнения более 12 месяцев

Краткосрочные заемные средства Займы и кредиты, оформленные на срок менее 12 месяцев и проценты по ним

Кредиторская задолженность Кредиторская задолженность перед контрагентами, бюджетом, сотрудниками организации, учредителями, полученные авансы

Другие краткосрочные обязательства Целевые финансовые средства, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов со сроком исполнения более 12 месяцев

Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства также содержит меньшее количество показателей - всего 7 строк (таблица 4). При заполнении отчета показатели расходов, а также финансовые результаты, имеющие отрицательное значение, указываются в круглых скобках.

Таблица 4 - Содержание упрощенного отчета о финансовых результатах

Показатель Содержание

Выручка Доход от обычного вида деятельности за вычетом НДС и акцизов

Расходы по обычным видам деятельности Себестоимость реализованных товаров и услуг, управленческие и коммерческие расходы

Проценты к уплате Проценты по займам и кредитам

Прочие доходы Доходы, которые нельзя отнести к обычной деятельности

Прочие расходы Расходы, не относящиеся к обычным видам деятельности, за минусом процентов к уплате

Налоги на прибыль (доходы) Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) Рассчитывается: выручка - расходы по обычным видам деятельности - проценты к уплате + прочие доходы - прочие расходы - налоги на прибыль

В Письме ФНС РФ от 31.07.2019 №2 БА-4-1/15052@ приводятся рекомендуемые контрольные соотношения для упрощенной бухгалтерской отчетности (таблица 5).

Таблица 5 - Рекомендуемые контрольные соотношения для упрощенной бухгалтерской

отчетности (форма по КНД 0710096)

№ п/п Наименование Вид контроля Контрольное соотношение

Бухгалтерский баланс

1 Баланс (актив) баланс строк стр. 1600 гр. 4, 5, 6 = стр. (1150 + 1170 + 1210 + 1250 + 1230) гр. 4, 5, 6

2 баланс строк стр. 1600 гр. 4, 5, 6 = стр. 1700 гр. 4, 5, 6

3 Баланс (пассив) баланс строк стр. 1700 гр. 4, 5, 6 = стр. (1300 + 1410 + 1450 + 1510 + 1520 + 1550) гр. 4, 5, 6

Отчет о финансовых результатах

4 Чистая прибыль (убыток) баланс строк стр. 2400 гр. 4, 5 = стр. (2110 - 2120 - 2330 + 2340 - 2350 + 2410) гр. 4, 5

Контрольное соотношение форм бухгалтерской отчетности ООО «Зенитар» продемонстрировало рекомендованный баланс строк.

Согласно действующему законодательству, субъекты малого предпринимательства имеют право выбрать любой способ представления бухгалтерской отчетности: на бумажных носителях при личном посещении ИФНС или почтовым отправлением, либо в электронном виде. Но 28 ноября 2018 г. Президент РФ подписал два федеральных закона (№ 444-ФЗ и № 447-ФЗ), меняющих порядок сдачи бухгалтерской отчетности. Первый из них внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», второй — в Налоговый кодекс РФ.

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год сдавать на бумажном носителе разрешено только малым и микро предприятиям. С 2020 года для малых предприятий, как и для всех других, останется только один вариант сдачи отчетности - через Интернет.

Аудиторское заключение (при обязательном аудите) также нужно представлять в виде электронного документа.

Срок сдачи отчетности остается прежним: не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Рассматривая меры государственной поддержки малого бизнеса нельзя не отметить реакцию государства на трудности, с которыми столкнулся малый бизнес в условиях пандемии 2020 года. Так, например, в соответствии с федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» малому и среднему бизнесу снизили тарифы страховых взносов. С 1 апреля 2020 года для данных организаций будет применяться ставка страховых взносов 15 %. При расчете взносов будет учитывать МРОТ, который на 01.01.2020 составляет 12130 руб.(таблица 6).

Таблица 6 - Новые пониженные ставки страховых взносов для субъектов малого

и среднего предпринимательства

Выплаты Критерии Пенсионное страхо- Социальное страхо- Медицинское стра-

вание вание хование

В отношении части вы- в пределах установ-

плат, не превышающей МРОТ ленной предельной величины базы 22% 2,9% 5,1%

сверх предела уста-

новленной предельной величины базы 10% 0% 5,1%

В отношении части выплат, превышающей МРОТ вне зависимости от величины базы 10% 0% 5%

Например, заработная плата работника за апрель месяц составила 30000 руб. Сумма страховых взносов за апрель месяц будет определяться следующим образом (таблица 7).

Таблица 7 - Расчет страховых взносов по пониженным ставкам

Выплаты Критерии Пенсионное страхование Социальное страхование Медицинское страхование

На сумму 12 130 руб. в пределах установленной предельной величины базы 2 668,8 руб. 351,77 руб. 618,63 руб.

сверх предела установленной предельной величины базы 1 213 руб. 0 618,63 руб.

На сумму превышения МРОТ = 17 870 руб. вне зависимости от величины базы 1 787 руб. 0 893,5 руб.

Кроме того, Правительство РФ приняло меры по поддержке малого и среднего бизнеса, занятого в пострадавших от короновириса отраслях (Постановление от 02.04.2020 № 409).

В частности, субъектам малого и среднего предпринимательства, которые включены в реестр МСП и ведут деятельность в пострадавших отраслях (перечень определяется Правительством РФ), перенесены сроки уплаты налогов:

- на шесть месяцев:

а) налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога и налога по УСН за 2019 год;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) налогов (авансовых платежей) за март и первый квартал 2020 года (за исключением НДС, НПД и налогов, уплачиваемых налоговыми агентами);

- на четыре месяца:

а) налогов (авансовых платежей) за апрель - июнь, второй квартал и первое полугодие 2020 года;

б) налога по патенту, срок уплаты которого приходится на второй квартал 2020 года;

- на 3 месяца: НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей за 2019 год - до 15 октября 2020 года.

Также для указанных организаций и индивидуальных предпринимателей продлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в тех

регионах, где установлены авансовые платежи):

- за первый квартал 2020 года - до 30 октября 2020 года;

- за второй квартал 2020 года - до 30 декабря 2020 года.

Перечисленные послабления являются лишь одним из множества мер государственной поддержки малого бизнеса.

Например, в 2019 году принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», по которому к 2024 году в сфере малого бизнеса, включая ИП, должно быть занято 25 млн. человек, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны должна составить 32,5% и 10% доля малого бизнеса в общем объеме несырьевого экспорта. Планируется, что число самозанятых, которые присоединятся к специальному налоговому режиму, вырастет с 200 тыс. чел. в 2019 г. до 2,4 млн. в 2024 г.

На портале бизнес-навигатора Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) заработал «зеркальный реестр», в котором представители малого и среднего бизнеса могут оставить сообщение о нарушениях, допущенных против их компании во время проверки. Нарушителями будет заниматься Генпрокуратура.

Министерство экономического развития РФ разработало и приступило к реализации масштабного проекта «Трансформация делового климата» (ТДК). ТДК представляет собой механизм оперативного реагирования

власти на запросы бизнес-сообщества и направлен на снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе на устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах. В рамках механизма ТДК профильные экспертные группы функционируют на шести площадках: РСПП, ТПП России, «ОПОРА России», «Деловая Россия», Аналитический центр «Форум» и Российский экспортный центр. Работа на площадках ведется по 16 направлениям.

В 2019 году стартовала Программа льготного кредитования МСП, что позволяет малому бизнесу получить в уполномоченных банках (91 банк) займы по ставке не более 8,5% годовых. В 2019 году малому бизнесу запланировано выдать более 330 млрд рублей льготных кредитов.

Минпромторг России разработал Стратегию развития торговли до 2025 года, призванную сбалансировать расстановку сил на рынке ритейла в России. «Основная задача сегодня - не препятствовать развитию малой торговли и нестационарных точек», - президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.

В тоже время проблемы малого бизнеса остаются существенными и без политической воли их не решить. В соответствии с поручением министра финансов А.Г. Силуанова Общественно-деловым советом в конце 2019 г. был проведен опрос субъектов малого и среднего предпринимательства относительно реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Председатель совета, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова представила итоги опроса бизнеса о реализации нацпроекта, в котором приняли участие 82 660 человек из 83 субъектов Российской Федерации (кроме Ненецкого и Чукотского автономных округов). Опрос показал, что 67% респондентов знают о национальном проекте и процессе его реализации, 55% - знакомы с его целями. При этом почти 66 % респондентов не знают о существовании госпрограмм поддержки МСП и только 13% предпринимателей из числа тех, кто обращался за поддержкой, довольны полученным опытом.

По мнению 56% предпринимателей, за прошедший год ситуация в сфере поддержки и развития предпринимательства на региональном уровне практически не изменилась или стала еще хуже. 38% предпринимателей слышали о программе льготного кредитования «8,5%», однако 62% респондентов не знают о ней или не верят в возможность получения кредитных средств по такой ставке.

Обратная связь с малым бизнесом показала, что по мнению предпринимателей для достижения поставленных целей необходимо снятие излишних административных барьеров, снижение налогового бремени, уменьшение объемов неналоговых платежей, предоставление субъектам микро- и малого бизнеса права использования специальных тарифов на энергоносители, разработать меры расширения для МСП рынков товаров и услуг помимо сферы госзакупок, а также предоставления адресной финансовой поддержки.

Таким образом, продуманная и эффективно работающая система всесторонней поддержки малого бизнеса способствует повышению результативности и устойчивости экономики, а также социальному благополучию российского общества.

Источники:

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению: утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г.

4. Адаменко А.А. Основные формы бухгалтерской финансовой отчетности и возможность их применения для оценки эффективности деятельности организации/А.А. Адаменко, И.А. Бабалыкова, Н.С. Стёжка // Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности. Материалы II Международной студенческой научной конференции, 2015.-С. 135-140.

5. Бабалыкова И.А. Баланс как денежный измеритель состояния имущества организации, его ликвидность и источники образования/И.А. Бабалыкова, Е.В. Панкратова, Ю.С. Ручинская //Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение. Материалы VI Международной научной конференции, 2016. - С. 39-45.

6. Гонежук М.К. Сравнительный анализ роли и места малого бизнеса в регионе / М.К. Гонежук // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25 (3). - С. 71-80.

7. Ноздрина А.К. В ногу со временем: электронная отчетность/ А.К. Ноздрина, И.А. Бабалыкова // В сборнике: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей. 2013. С. 310-316.

8. Петров Д.В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (28). - С. 215-219.

9. Сафонова М.Ф. Обоснование предметной области контроля субъектов малого бизнеса / М.Ф. Сафонова, Т.А. Кузин, Ю.С. Ручинская // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 2 (31). - С. 386-393.

10. Сигидов Ю.И. Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учебное пособие / Ю.И. Сигидов, А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская. - Краснодар, 2018. - 101 с.

References:

1. Оп accounting: Federal law No. 402-FZ of December 6, 2011.

2. Regulations on accounting "Accounting statements of the organization" PBU 4/99: approved by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of July 6, 1999 No. 43n.

3. Chart of accounts for accounting of financial and economic activities and information on its application: approved by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated October 31, 2000.

4. Adamenko A.A. The main forms of financial statements and the possibility of their application to assess the effectiveness of the organization / A.A. Adamenko, I.A. Babalykova, N.S. Stitch // Modern problems of accounting and reporting. Materials of the II International Student Scientific Conference, 2015.- S. 135-140.

5. Babalykova I.A. Balance as a monetary measure of the state of the property of an organization, its liquidity and sources of education / I.A. Babalykova, E.V. Pankratova, Yu.S. Ruchinskaya // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support. Materials of the VI International Scientific Conference, 2016. - S. 39-45.

6. Gonezhuk M.K. A comparative analysis of the role and place of small business in the region / M.K. Gonezhuk // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 71-80.

7. Nozdrina A.K. Keeping up with the times: electronic reporting / A.K. Nozdrina, I.A. Babalykova // In the collection: ECONOMIC SCIENCE IN THE XXI CENTURY: PROBLEMS, PROSPECTS, INFORMATION SUPPORT Materials of the international scientific-practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers. 2013.S. 310-316.

8. Petrov D.V. Small business in Russia: current status and development prospects / D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 2 (28). - S. 215-219.

9. Safonova M.F. Substantiation of the subject area of control of small business entities / M.F. Safonova, T.A. Kuzin, Yu.S. Ruchinskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 2 (31). - S. 386-393.

10. Sigidov Yu.I. Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: a training manual / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar, 2018 .- 101 p.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10302

«К 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ»

Н.К. Васильева - профессор кафедры экономического анализа, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],

N.K. Vasilieva - Professor of the Department of Economic Analysis, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Т.А. Скубак - студентка направления «Бухгалтерскийучет, анализ и аудит», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],

T.A. Skubak - student of the direction «Accounting analysis and audit», Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Д. Р. Плетинь - студентка направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],

D.R. Pletin - student of the direction «Accounting analysis and audit», Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin.

АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ANALYSIS OF THE LIQUIDITY AND SOLVENCY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

IN THE KRASNODAR REGION

Аннотация. Ликвидность и платёжеспособность являются необходимыми условиями финансовой привлекательности и обеспечивают динамичное развитие организаций. В статье рассмотрены основные подходы к трактовке исследуемых категорий, выявлены проблемы обеспечения ликвидности и платежеспособности в аграрной сфере, проведен отбор коэффициентов к определению их уровня. Выполненный анализ абсолютных и относительных показателей, характеризующих ликвидность и платежеспособность сельскохозяйственных организаций Краснодарского края, позволил дать оценку сложившейся ситуации в регионе как в целом, так и на уровне отдельных ее представителей, и на этой основе обосновать управленческие решения. Практическая значимость работы заключается в разработке предложений для исследуемых организаций, которые направлены на сохранение уровня ликвидности и платежеспособности с целью повышения их экономической эффективности в целом.

Abstract. Liquidity and solvency are necessary conditions for financial attractiveness and ensure the dynamic development of organizations. The article considers the main approaches to the interpretation of the studied categories, identifies the problems of ensuring liquidity and solvency in the agricultural sector, and selects coefficients to determine their level. The analysis of absolute and relative indicators that characterize the liquidity and solvency of agricultural organizations in the Krasnodar territory allowed us to assess the current situation in the region as a whole, and at the level of its individual representatives, and on this basis to justify management decisions. The practical significance of the work is to develop proposals for the studied organizations that are aimed at maintaining the level of liquidity and solvency in order to increase their economic efficiency in general.

Ключевые слова: ликвидность, платежеспособность, анализ, сельское хозяйство. Keywords: liquidity, solvency, analysis, agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.