Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономическая система / государственное управление социально-экономическими процессами / инновационно-технологическое развитие промышленности / наукоемкое производство / Economic system / state management of socio-economic processes / innovative and technological development of industry / high technology production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловейчик К.А., Соусов В.Е., Аркин П.А.

В статье рассмотрены вопросы государственного управления социально-экономическими процессами для содействия инновационно-технологическому развитию промышленности и повышения ее эффективности, представлены достигнутые практические результаты и стратегические планы на их основе, в том числе с конкретными показателями, для Санкт-Петербурга. В статье делается вывод, что задача достижения технологического суверенитета может быть выполнима в достаточно сжатые сроки в отраслях инвестиционного спроса для Санкт-Петербурга это отрасли судостроения, энергетического и нефтегазового машиностроения, химическая промышленность, радиоэлектроника, металлургия и другие отрасли благодаря преемственности промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловейчик К.А., Соусов В.Е., Аркин П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC PROCESSES IN PROMOTING INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL INDUSTRY DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

The article examines the issues of state management of socio-economic processes to promote innovative and technological industry development and to increase its efficiency; the achieved practical results and strategic plans based on them are presented, including with specific indicators, for St. Petersburg. The article concludes that the task of achieving technological sovereignty can be accomplished in a fairly short time in the sectors of investment demand for St. Petersburg, these are shipbuilding, energy, oil and gas engineering, chemical industry, radio electronics, metallurgy and other industries due to the continuity of its industrial policy.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)»

Соловейчик К.А., Соусов В.Е., Аркин П.А.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы государственного управления социально-экономическими процессами для содействия инновационно-технологическому развитию промышленности и повышения ее эффективности, представлены достигнутые практические результаты и стратегические планы на их основе, в том числе с конкретными показателями, для Санкт-Петербурга. В статье делается вывод, что задача достижения технологического суверенитета может быть выполнима в достаточно сжатые сроки в отраслях инвестиционного спроса - для Санкт-Петербурга это отрасли судостроения, энергетического и нефтегазового машиностроения, химическая промышленность, радиоэлектроника, металлургия и другие отрасли - благодаря преемственности промышленной политики.

Ключевые слова. Экономическая система, государственное управление социально-экономическими процессами, инновационно-технологическое развитие промышленности, наукоемкое производство.

Soloveichik K.A., Sousov V.E., Arkin P.A.

STATE MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC PROCESSES IN PROMOTING INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL INDUSTRY DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG)

Abstract. The article examines the issues of state management of socio-economic processes to promote innovative and technological industry development and to increase its efficiency; the achieved practical results and strategic plans based on them are presented, including with specific indicators, for St. Petersburg. The article concludes that the task of achieving technological sovereignty can be accomplished in a fairly short time in the sectors of investment demand - for St. Petersburg, these are shipbuilding, energy, oil and gas engineering, chemical industry, radio electronics, metallurgy and other industries due to the continuity of its industrial policy.

Keywords. Economic system, state management ofsocio-economic processes, innovative and technological development of industry, high technology production.

ГРНТИ 06.54.01 EDN CSCMEB

© Соловейчик К.А., Соусов В.Е., Аркин П.А., 2023

Кирилл Александрович Соловейчик - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. Вячеслав Евгеньевич Соусов - кандидат технических наук, доцент кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Аркин П.А.): 197376, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, дом 5 (Russia, St. Petersburg, Karpovka river emb., 5). Тел.: +7 (812) 234-85-95. E-mail: arkinp@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.10.2023.

Введение

Государственное управление социально-экономическими процессами содействия инновационно-технологическому развитию промышленности имеет в России серьезную нормативно-правовую основу как на уровне России в целом [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], так и в Санкт-Петербурге [8, 9, 10, 11], созданную, в том числе, благодаря многим работам ученых в области экономики и юриспруденции. Поэтому, не вдаваясь в общую теоретическую дискуссию по данному вопросу (которая уже реализована в вышеприведенной нормативно-правовой базе), в том числе в области управления региональной экономической системой при создании эффективной инновационной среды в современных условиях, рассмотренную нами ранее [12], в данной статье представлены достигнутые практические результаты и стратегические планы на их основе, в том числе с конкретными показателями, для Санкт-Петербурга.

Практические результаты и стратегические планы содействия инновационно-технологическому развитию промышленности Санкт-Петербурга

В 2022 году Россия столкнулась с санкционной войной, беспрецедентными вызовами в глобальной экономике и торговле, в целом в системе международных отношений [13, 14, 15, 16 и др.]. С такими вызовами наша страна, наверное, ещё не сталкивалась в современной истории. Тем не менее, в условиях жесточайших санкций наша промышленность не только удержала позиции, но и показала рост. Санкт-Петербургские предприятия в самые короткие сроки сумели перестроить логистические цепочки, открыли новые направления для кооперации с контрагентами. Но новые вызовы - это и новые возможности. Санкт-Петербургские предприятия эффективно начали занимать освобождающиеся ниши в связи с уходом некоторых зарубежных компаний. Федеральное правительство и Правительство Санкт-Петербурга на региональном уровне расширяют поддержку научно-исследовательских и опытно-кон-структорскихработ, реализуют программы по подготовке кадров по инженерным направлениям подготовки и специальностям в целях развития наукоемких производств [17, 18, 19, 20, 21].

Основным инструментом поддержки развития промышленности в Санкт-Петербурге, а также инструментом реализации его промышленной политики является Государственная программа «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» [22] и ее дополнительные программы (далее - Промышленная политика). Целью государственной программы является содействие инновационно-технологическому развитию промышленности и повышению ее эффективности. Фактический объем финансирования мероприятий государственной программы на 2022 год составил 9,3 млрд рублей, из них: за счет средств бюджета Санкт-Петербурга -9,24 млрд рублей, за счет средств федерального бюджета - 60 млн руб. Финансирование государственной программы, без учета финансирования соисполнителей в рамках подпрограммы «Инновационное развитие Санкт-Петербурга», увеличилось по сравнению с 2021 годом на 6,61 млрд рублей (справочно: 2021 - 2,691 млрд рублей, 2022 - 9,302 млрд рублей, 2023 - 2,935 млрд рублей).

Дополнительное финансирование было направлено на докапитализацию Санкт-Петербургского Фонда развития промышленности на 4 млрд рублей. Также 2,8 млрд рублей были направлены на бюджетные инвестиции АО «Особая экономическая зона Санкт-Петербург». Степень соответствия фактического объема финансирования планируемому по государственной программе за 2022 год составила 99,7% (справочно: показатель эффективности реализации государственной программы составил 94,4%, показатель эффективности реализации по подпрограммам государственной программы равен 96,2%, степень достижения целевых показателей государственной программы составила 92,5%).

При рассмотрении долей промышленности в основных показателях экономики Санкт-Петербурга можно отметить, что среднесписочная численность работников в промышленности составляет более 389,9 тысяч человек или 17,4% от общего числа трудящихся в городе, при этом за год численность работников в промышленности города увеличилась на 26,6 тыс. человек, а это значит, что поддерживается устойчивый рост численности в отличии от тренда деиндустриализации в предыдущие годы. Поступление налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней от промышленных предприятий Санкт-Петербурга в 2022 году составило 794,7 млрд рублей или 38,5% от общего объема, что является хорошим индикатором, в том числе в бюджет Санкт-Петербурга поступило 141,9 млрд рублей или 14,4%. По итогам 2022 года в Санкт-Петербурге работало более 794 крупных и средних промышленных предприятий, а также более 28,3 тыс. малых, включая микропредприятия. При этом в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) включено 920 предприятий. Перечень организаций,

включенных в сводный реестр организаций ОПК - 787 предприятий. В структуре экономики Санкт-Петербурга промышленность обеспечивает наибольшую налоговую отдачу: 14,9% в структуре среднесписочной численности обеспечивают 33,5% налоговых поступлений в бюджет.

Индекс промышленного производства по итогам 2022 года составил 103,9% по сравнению с предыдущим годом, что превышает уровень федерального значения, которое составляет 99,4%. Санкт-Петербург опережает среднероссийский индекс на 4,5 процентных пункта. Кроме того, мы наблюдаем устойчивый тренд роста объемов отгруженных товаров. По итогам 2022 года объем составил 3,8 млрд рублей в обрабатывающей промышленности. В 2021 году Санкт-Петербург достиг исторического максимума в инвестициях, обогнав даже Москву (инвестиции выросли с 58 млрд рублей до более чем 100 млрд рублей). По итогам 2021 объем инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств составил более 100 млрд рублей при планируемых 64,3 млрд рублей.

Как показывают результаты, Промышленная политика была принята крайне своевременно и показала свою эффективность. Безусловно, реальность вокруг нас меняется стремительно. При этом вектор развития в энергетическом машиностроении, фармацевтической и пищевой промышленности практические не изменился, соответственно, был определен верно. Однако, в прошлом году был включены в промышленную политику дополнительные отрасли, такие как металлургическая промышленность, химическая и легкая промышленность. Они нуждаются в особенном внимании. И, безусловно, в связи с изменившейся внешнеполитической и экономической ситуацией Правительство Санкт-Петербурга было вынуждено актуализировать задачи, стоящие перед радиоэлектроникой. В частности, необходимо создание распределенного дизайн-центра на базе малых и средних предприятий отрасли, а также поддержка формирования новой отрасли - беспилотные летательные аппараты. Необходима полная перезагрузка автомобильной промышленности: вектор развития сохраняется, но необходимо перестраивать методику работы. И еще одно новое направление в промышленной политике - локализация судостроения.

Безусловно, есть прямая зависимость между объемом отгруженных товаров и налоговыми поступлениями. Традиционно лидерами в объеме отгрузки в Санкт-Петербурге являются пищевая, металлургическая и радиоэлектронная отрасли промышленности, соответственно, от данных отраслей и наибольшая налоговая отдача. При этом, в части изменения объемов выпуска, то есть индексов производства, в 2022 году наибольшую динамику показали легкая, фармацевтическая, транспортная и металлургическая отрасли промышленности. Благодаря Промышленной политике был разработан широкий набор мер, синхронизированный с федеральными мерами поддержки, а также структурированный по группам - налоговые, финансовые, земельные, рыночные, кадровые, поддержка НИОКР и другие.

Если говорить о финансовых мерах, то всегда ставилась задача привлечения федеральных средств для развития промышленности Санкт-Петербурга. Динамика последние годы была положительная. Однако в 2022 году снижение по объемам могло быть критическим, ввиду того что почти 50 млрд рублей в 2021 году - это поддержка автомобильной отрасли через утилизационный сбор. Однако в 2022 году эти средства были компенсированы получением других инструментов поддержки Минпромторга России.

Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга показал себя как действенный механизм поддержки. Были расширены и усовершенствованы программы предоставления займов, чтобы компании могли выбрать подходящие их виды под конкретный запрос. С учетом докапитализации в 2022 году в объеме 4 млрд рублей, общая капитализация Фонда составляет 7,18 млрд рублей. Это дает возможность стимулировать инвестиции для развития новых и расширения существующих производств. За последние три года была увеличена капитализация несколько раз (в 2019 году капитализация составляла 1,65 млрд рублей, по итогам 2020 года - 2,65 млрд рублей, а по итогам 2021 года - 3,18 млрд рублей). По итогам 2022 года Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга оказал существенную поддержку промышленным предприятиям города более чем на 2 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом сумма выданных займов увеличилась в 2,3 раза (на 1,15 млрд рублей больше 2021 года), а количество выданных займов увеличилось с 20 в 2021 году до 30 в 2022 году.

С июня 2021 года в Санкт-Петербурге запущен механизм государственной поддержки промышленных инвесторов - региональный инвестиционный проект (РИП), которым признается инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 50 млн рублей, целью которого является производство товаров. Организациям, реализующим региональный инвестиционный проект и включенным в реестр участников региональных инвестиционных проектов, предоставляются льготы в виде пониженной

ставки налога на прибыль (в размере 10%) и уменьшения суммы налога на имущество организации, подлежащих уплате в бюджет Санкт-Петербурга. По итогам 2022 года в Реестр РИП включены 15 организаций Санкт-Петербурга с объемом инвестиций 21,21 млрд рублей.

Крайне важным для развития и поддержки предприятий Санкт-Петербурга представляется предоставление им долгосрочных заказов, то есть стабильного рынка сбыта. Одним из важных инструментов поддержки, запущенных в 2022 году, является механизм заключения офсетного контракта. Заключен первый в Санкт-Петербурге офсетный контракт на производство лекарственных препаратов сроком на 10 лет, который обеспечит городу лекарственную безопасность, позволит создать новые рабочие места и увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. По результатам проведенного конкурса победителем стало АО «Р-Фарм». В течение первых трех лет победитель конкурса обязуется создать в Санкт-Петербурге новое высокотехнологичное производство полного цикла, где будут выпускать лекарства 31 наименования, большинство из них - для лечения онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний, а также сахарного диабета. Все они входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Также по результатам проведенного анализа для крупных фармацевтических предприятий были сформированы персональные предложения по освоению не выпускающихся в России лекарственных препаратов, исходя из компетенций предприятий. В дальнейшем планируется тиражирование использования офсетных контрактов в целях обеспечения лекарственной безопасности Санкт-Петербурга.

Кроме того, одной из первостепенных задач видится развитие механизма офсетного контракта в рамках стимулирования инвестиционной деятельности - размещения государственного заказа на промышленных предприятиях города. В настоящий момент находится на согласовании проект постановления Правительства Санкт-Петербурга для заключения офсетного контракта в целях производства декантирующих центрифуг для нужд Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга. Объем закупки на 2023-2032 годы составит порядка 3,2 млрд рублей. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном заключении офсетного контракта в целях производства светодиодных светильников. На период 2023-2025 годов плановый общий объем закупок светодиодных светильников СПб ГБУ «Ленсвет» составляет 88 017 штук. Также Жилищным комитетом Санкт-Петербурга выражена заинтересованность в заключении офсетного контракта в целях производства лифтового оборудования. Прорабатывается вопрос заключения офсетного контракта в целях производства медицинских изделий, коммунальной и дорожной техники.

По итогам 2022 года стоимостной объем общего экспорта из Санкт-Петербурга вырос на 9,7% к 2021 году. В общем объеме экспорта доля несырьевого неэнергетического экспорта ННЭ) Санкт-Петербурга составляется около 24%: работают почти 7 тысяч экспортеров, из них крупных компаний -13%, но они обеспечивают 70% ННЭ Санкт-Петербурга. В конце 2022 года была принята Региональная программа развития экспорта Санкт-Петербурга, целью которой является увеличение объема ННЭ, а задачами - достижение системности экспортных поставок, вовлечение новых и развитие действующих экспортеров, переориентация экспортных потоков в недружественные страны на дружественные страны Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Также сформированы товарно-страновые пары, в каждой из которых проработано, какие товарные группы будут продвигаться, исходя из их потенциала, возможностей, текущей доли в экспорте и емкости рынков. В этот перечень вошли 36 стран и 5 целевых отраслей, среди которых энергетическая, фармацевтическая, радиоэлектронная, пищевая, транспортная промышленность. Среди приоритетных стран, в том числе, 7 стран Африки. В рамках Саммита Россия-Африка 26-29 июля 2023 года была представлена экспозиция Санкт-Петербурга.

Совместно с Минпромторгом России определены Санкт-Петербургом приоритетные направления для развития экспорта: фармацевтическая и медицинская продукция; судостроение/портовое оборудование; телекоммуникационное оборудование; 1Т; транспорт/моторная техника; энергетика; водоочистка и АПК. Увеличение расходов на логистику негативно сказывается на себестоимости продукции региональных экспортеров, снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках, является входным барьером для новых рынков. Одним из вариантов поддержки предприятий-экспортеров является компенсация части затрат на транспортировку продукции за рубеж. В 2022 году в Санкт-Петербурге запущен новый вид поддержки - компенсация затрат экспортеров на транспортировку несырьевых неэнергетических товаров. Компании могут компенсировать до 5 млн рублей в пределах 80% от понесенных

затрат. Мера поддержки оказалась востребованной: были предоставлены субсидии более чем на 27 млн рублей. При этом заявок поступило на сумму, в два раза превышающую объем выделенного финансирования.

Говоря в целом о системе поддержки экспортеров, следует отметить, что в 2022 году в Санкт-Петербурге увеличили финансирование программ поддержки экспорта более чем на 50% (выдано субсидий: на 102,88 млн рублей в 2022 году, на 66,6 млн рублей в 2021 году). Общий объем предоставленной финансовой и нефинансовой поддержки составил порядка 150 млн рублей.

Еще одним из важных инструментом поддержки является поддержка производственной кооперации. Здесь эффективным становится разработанный функционал для заказчиков и производителей. Витрина заказов на производство в определенной категории (с функционалом поиска по категориям и функционалом рекомендательной системы), отправка и получение коммерческих предложений по заказу. Компании-производители могут размещать карточки-визитки о своих производственных услугах. Платформа позволяет искать надежных поставщиков и реализовывать товары (с функционалом поиска и фильтрации по категориям).

На территории Санкт-Петербурга в 2022 году продолжалось развитие особой экономической зоны (ОЭЗ) «Санкт-Петербург». В 2022 году состоялось открытие Инновационного центра на площадке ОЭЗ «Новоорловская». В целях вовлечения в хозяйственный оборот территории бывшего завода Тойота и дальнейшего развития ОЭЗ ведется работа по созданию очередной площадки ОЭЗ «Шушары». На площадке смогут разместиться еще 38 компаний-резидентов. А также проводятся мероприятия по созданию площадки ОЭЗ «Парнас».

В 2022 году принят крайне важный инструмент для развития промышленности - это масштабный инвестиционный проект (МАИП), благодаря которому будут вовлечены в первоочередном порядке в хозяйственный оборот земельные участки, расположенные в производственных зонах, в отношении которых осуществляется подготовка инженерной и дорожной инфраструктуры. Статус МАИП позволяет промышленным инвесторам получить земельные участки для строительства производственных объектов целевым назначением по сниженной цене (1 руб. за 1 квадратный метр) на период строительства. Так в промышленной зоне «Ржевка» планируется предоставить 13 земельных участков, в «Обухово» - 9, «Ижорские заводы» - 4, «Рыбацкое» - 27. Это значит, что 53 предприятия смогут получить участки целевым назначением.

В 2022 году Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППИТ) разработана Политика создания и сохранения мест приложения труда в промышленности Санкт-Петербурга. В настоящий момент обеспеченность населения местами приложения труда в среднем на уровне 5%, при этом только три района Санкт-Петербурга в «зеленой» зоне (обеспеченность на уровне 10%). Разработанной политикой предлагается гармоничное развитие территорий, предусматривающее создание как объектов жилой застройки с объектами социальной инфраструктуры, так и объектов, обеспечивающих перспективное население местами приложения труда. Кроме того, КППИТ на постоянной основе с 2020 года осуществляется мониторинг кадровых процессов в промышленности (текущая обеспеченность и перспективная потребность) с учётом перспективного развития данной сферы. По результатам мониторинга ежегодно составлялся прогноз перспективной потребности в кадрах, который по результатам периода каждый год исполнялся на 120-150%. Учитывая текущие тенденции развития промышленности, перспективный прирост потребности в рабочих к 2025 году составит 94 тыс. человек.

Обеспечение подобного прироста потребует порядка 500 га территории производственного назначения. При этом такая территория должна быть подготовленной для возможности размещения производства. В настоящий момент свободной территории производственного назначения в государственной собственности всего порядка 400 га, и это разрозненная территория, зачастую с отсутствующей инженерной и транспортной инфраструктурой. Таким образом на текущий момент ситуацию можно охарактеризовать как сложную. Однако, в рамках общественных обсуждений по проекту Генерального плана заинтересованными лицами поданы предложения по смене функциональной зоны «П» на иную (преимущественно жилую) на территорию порядка 720 га. Принятие подобных поправок приведет к тому, что ситуация из сложной станет критичной. Полагаем, что в случае отсутствия у собственника территории планов по ее развитию в промышленной сфере целесообразна ее продажа иному лицу, которое

будет ее развивать. Спрос на подобные объекты со стороны инвесторов есть, однако цена на такие территории в настоящий момент завышена ввиду ожиданий собственников относительно возможности их перевода и строительства жилья.

Санкт-Петербург является участником национального проекта «Производительность труда». Основная цель национального проекта — обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, стимулировать предприятия к повышению производительности труда за счет инструментов бережливого производства. В 2022 году был достигнут целевой показатель по количеству средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, в количестве 199 предприятий. К 2025 году этот показатель планируется увеличить до 380 предприятий. По тем предприятиям, которые завершили проект, видны хорошие результаты. В среднем выработка увеличивается на 31%, время операций уменьшается на 39%, а количество незавершенного производства - на 36%. В рамках национального проекта руководители предприятий участвуют в программе «Лидеры производительности». Санкт-Петербург занимает 5 место среди регионов по количеству обученных с момента вступления в проект в 2019 году.

В городе функционируют Точки кипения №-ТеЛ (на базе ООО «Лазерный центр» и Группы компаний «Взлет», ООО «ХОЛДИНГ ЛЕНПОЛИГАФМАШ»), направленные на формирование движения рационализаторов и повышение квалификации рабочих с использованием инфраструктуры Ворлд-скиллс Россия.

Следующий аспект в развитии промышленности, на которой хотелось бы обратить внимание - это цифровизация промышленных предприятий. В 2022 году в оценке уровня цифровой зрелости приняло участие 103 системообразующих предприятий. Оценка уровня цифровой зрелости проводилась по направлениям: оценка уровня цифровизации бизнес-процессов; оценка уровня технического развития; проекты в сфере цифровизации. На 70 промышленных системообразующих предприятиях (рост к 2021 году на 156%) на разных стадиях реализации находятся 374 проекта по внедрению и развитию информационных систем и сквозных информационных технологий (рост к 2021 году 130%). С помощью Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга реализуется программа «Проекты цифрови-зации для промышленных предприятий», по условиям которой предоставляет займы с базовой ставкой в 3% в размере от 10 до 200 млн. рублей. При этом можно сделать следующие выводы:

1. По-прежнему на высоком уровне цифровизации находятся в основном процессы управления в непроизводственных сферах: финансы, кадры, закупки, документооборот и др.

2. В меньшей степени используются цифровые технологии в сферах маркетинга и сбыта продукции. Цифровизация производственных и технологических процессов, а также процессов управления ОКР находится на среднем уровне.

3. Основные усилия предприятий направлены на обеспечение информационной безопасности.

При реализации с апреля 2021 года Промышленной политики, в разработке которой принимали участие предприятия города и отраслевые департаменты Минпромторга России, Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, стала очевидной необходимость решать проблему кадрового дефицита. Для этого в начале прошлого года принята Политика кадрового обеспечения развития промышленности Санкт Петербурга на период до 2025 года. При формировании кадровой политики выявлены ярко выраженные дисбалансы.

Дисбаланс как в структуре подготовки (перекос в направлениях подготовки, при котором количество обучающихся по менее востребованным направлениям подготовки и специальностям превышает количество обучающихся по тем направлениям подготовки и специальностям, которые более востребованы в промышленном секторе), так и дисбаланс между фактической потребностью в промышленных кадрах и количеством выпускников. В целом до 2025 года численность занятых в промышленности должна увеличиться на 46 тысяч человек при среднем приросте в год на 11,5 тыс. человек. В рамках реализации кадровой политики запущен проект «Петербург заводской», который направлен на популяризацию промышленности и функционирует на соответствующем портале. Его основными целями является привлечение специалистов на работу на предприятия; создание положительного имиджа предприятий и популяризация промышленных предприятий. Проект нацелен на 4 основные аудитории:

1. Привлечение соискателей на существующие вакансии на предприятиях. Реализуется проект средствами наружной рекламы на улицах города и в метрополитене, чтобы создать «воронку» тех, кто хочет

прийти в отрасли промышленности. Переходя по QR-коду с баннеров наружной рекламы, жители города смогут выбирать предприятие, на котором хотели бы работать. За первые месяцы работы проекта уже поступило более 1,5 тыс. заявок на почти 40 промышленных предприятий. При этом, основным источником удовлетворения потребности является переподготовка кадров, переквалификация, получение дополнительного образования. Благодаря созданной проектом «Петербург заводской» воронке, жители города смогут выбирать предприятие, на котором хотели бы работать. А предприятие, благодаря сервису, может видеть запрос и направлять желающих на переподготовку. Считаем, что целесообразно создание образовательных центров непосредственно на предприятиях. Сейчас у нас в городе 14 образовательных центров на промышленных предприятиях. Центры открыты на таких предприятиях, как Силовые машины, ОДК-Климов, Кировский завод, Балтийский завод и др. У 14 предприятий с образовательными центрами сейчас потребность составляет чуть более 3 тысяч человек. Предлагаем и другим предприятиям открывать такие центры у себя на площадках. Увеличив количество таких образовательных центров до 30, мы получим возможность увеличить долю закрытия потребности до 60%.

2. В рамках проекта создан раздел «Стажировки для студентов». Данное направление позволяет студентам инженерных направлений подготовки и специальностей самостоятельно выбрать для прохождения стажировки понравившееся промышленное предприятие Санкт-Петербурга и получить практические навыки работы для успешного старта своей профессиональной карьеры. Уже 28 предприятий принимают участие в этом разделе проекта по 12 инженерным направлениям обучения. На данный момент поступило почти 250 заявок от студентов.

3. Студенты среднего профессионального образования (СПО). Для изменения доли выпускников рабочих специальностей по программам подготовки СПО необходимо в целом увеличить выпуск рабочих специальностей с фокусом на ключевые. Увеличение контрольных цифр приема (КЦП) на 1,3 тыс. (2023-2024 учебный год) даст прирост выпускников в 2,2 раза. На следующий учебный год увеличение КЦП запланировано на 2 тысячи (планово обеспечит рост количества выпускников в 3,3 раза), что будет соответствовать 22% от общей доли выпускников. Запущен сбор информации о кадровой потребности предприятий посредством цифровой платформы на портале Центра развития и поддержки предпринимательства. То есть, сделав ставку на цифровизацию, доработав систему личных кабинетов компаний на портале, осуществляется мониторинг изменений кадровой потребности 325 предприятий. Возможно загружать кадровую потребность с разбивкой по специальностям, можно получать данные для формирования КЦП. Одновременно в кабинетах колледжей появилась аналогичная функция - показывать, кого и в каком количестве они выпускают. Сегодня уже 35 колледжей и более 200 предприятий объединены в цифровой среде, достигнуты договоренности о прохождении практики, на текущий момент подобрано уже более 2 тысяч учащихся по примышленным специальностям для направления на стажировки на предприятия, из которых более 1600 обучающихся приняты на практику.

4. Дошкольники и школьники. Учитывая скорость развития технологий, сегодня необходимо думать не только о завтрашнем дне, а еще дальше в будущее. Это значит, что необходимо уделять внимание развитию технических способностей и развитию творческого интереса детей, что следует начинать не с выбора подростком университета, а с самых ранних детских лет и начальных азов обучения. Именно по этой причине необходимо детей увлечь конструированием, техническим моделированием. Звеном для технического воспитания с детского возраста являются Центры детского технического творчества на базе промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Для поддержки подготовки молодых кадров планируется субсидировать затраты промышленных предприятий Санкт-Петербурга на создание и оснащение оборудованием центров детского технического творчества, что будет способствовать ранней профориентации учащихся. Кроме того, для ранней профориентации школьников в настоящий момент работают более 40 проектов с инженерными классами.

Одним из важнейших направлений работы Правительства Санкт-Петербурга в промышленности является взаимодействие с крупнейшими государственными корпорациями. В рамках действующего соглашения между Правительством Санкт-Петербурга и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) осуществляется взаимодействие по основным направлениям: повышение производительности труда за счет инструментов бережливого производства; вовлечение малого и среднего бизнеса в производственные цепочки крупных производителей в судостроительной отрасли; внедрение технологических инноваций (о технологических инновациях подробно в [23]).

У Санкт-Петербурга подписано соглашение с госкорпорацией, объединяющее воедино развитие ОСК с реализаций национального проекта «Производительность труда», а также Промышленной политикой. Например, в части внедрения инноваций и вовлечения МСП в производственные цепочки корпорация имеет долю, равную 73,2%, закупок у малых и средних предприятий Санкт-Петербурга - этот показатель говорит об эффективном сотрудничестве ОСК и малого бизнеса. В национальном проекте «Производительность труда» принимают участие 6 предприятий, входящих в структуру ОСК: АО «Адмиралтейские верфи»; АО «СНСЗ»; ПАО СЗ «Северная верфь»; АО «Кронштадтский морской завод»; АО «Балтийский завод»; ПАО «Пролетарский завод».

Прирост производительности труда по итогам 2022 года составил 5,4%. Кроме того, ОСК активно привлекает и готовит молодых специалистов. В рамках взаимодействия с такими университетами как Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербургский филиал), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. За 2022 год более 2 тысяч человек прошли обучение. Также работает более 10 инженерных классов судостроения на базе школ, а в профориентационном проекте «Царь плотник» приняли участие 2,3 тысячи человек.

Импортозамещение является одним из важнейших векторов развития промышленной политики Санкт-Петербурга. В рамках реализации Дорожной карты Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга ведется работа по привлечению промышленных предприятий Санкт-Петербурга к решению задач, направленных на импортозамещение продукции, применяемой или планируемой к применению в производственной деятельности Группы компаний «Газпром». Представленная ПАО «Газпром» номенклатура импортозамещаемой продукции имеет широкий отраслевой охват, что даёт возможность потенциального участия для большого числа промышленных предприятий Санкт-Петербурга. Реализация Дорожной карты проекта является важным, уже доказавшим свою эффективность направлением многолетней системной работы по импортозамещению.

За период 2019-2022 гг. в рамках проекта от Санкт-Петербурга 135 предприятий заключили контракты на общую сумму 144,4 млрд рублей. В целях подведения промежуточных итогов реализации Дорожной карты ежегодно проводятся рабочие совещания с участием КППИТ, ПАО «Газпром», его зависимых и дочерних организаций, а также представителей промышленного сообщества Санкт-Петербурга. Кроме этого, в целях расширения направлений взаимодействия в 2022 году подписано Соглашение о взаимодействии между Минпромторгом России, Правительством Санкт-Петербурга и ПАО «Газпром» по вопросу развития промышленного потенциала Санкт-Петербурга для нужд газовой отрасли. Среди новых направлений взаимодействия: развитие инфраструктуры судов на СПГ и иных альтернативных видах топлива; развитие проектов водородной тематики; проведение конференции поставщиков ПАО «Газпром».

Помимо ОСК и ПАО «Газпром», Правительство Санкт-Петербурга взаимодействует Госкорпорацией «Росатом». Основными направлениями сотрудничества являются модернизация производства АО «Балтийский завод», акселерация малых и средних предприятий, водородный транспорт, разработка и производство ультрадисперсных порошков диоксида циркония, кадры и НИОКР.

С АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"» идет совместная работа по разработке и производству продукции следующей номенклатуры для города: гидроцилиндры, центрифуги, проходческие щиты (заключено соглашение между АО «Гоз Обуховский завод» и АО «Метрострой Северной Столицы» на изготовление и поставку тоннелепроходческих комплексов и укладчиков тюбингов для строительства новых веток метро); производство инструмента, электротранспорта, медицинской техники.

Перед базовыми отраслями промышленности Санкт-Петербурга стоят новые задачи. Сегодня на 47 петербургских предприятиях судостроительной отрасли работают 60 тысяч человек. Судостроение Санкт-Петербурга продолжает работу и планомерно наращивает мощности. Важным направлением активности для отрасли является исполнение государственного оборонного заказа. Предприятия активно участвует в обновлении и модернизации военного и гражданского флотов России, выполняют специальные заказы по технологическому перевооружению промышленности страны (более подробно в [24]). Однако есть определенные сложности с нехваткой судового оборудования. Стоит задача полностью им-портозаместить судовое оборудование, сформировав новый кластер поставщиков. Для импортозамеще-ния судового оборудования Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 1872 [25] утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования. Перечень наиболее

востребованного в Российской Федерации судового комплектующего оборудования в настоящее время содержит 105 позиций. Предприятия Санкт-Петербурга активно подключаются к реализации подобных проектов. Так Пролетарский завод планирует постановку работ по производству систем грунтозаборного устройства - одного из 8 наименований комплектующих высокого приоритета. Кроме того, 12 предприятий города участвуют в 29 комплексных проектах среднего приоритета. Среди них АО «СНСЗ», ООО «КМЗ», АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» и другие.

Основной задачей в радиоэлектронике является форсированное импортозамещение комплектующих, печатных плат и электронной компонентной базы (ЭКБ) для компаний, работающих на потребительский рынок. Данная задача решается посредством реверсивного инжиниринга радиоэлектронных комплектующих и редизайна печатных плат под отечественную ЭКБ. Представляется целесообразным привлечение к решению этой задачи малых высокотехнологичных компаний, работающих в форматедизайн-центров, с предоставлением им мер государственной поддержки на региональном уровне. При этом на федеральном уровне необходимо решать задачу по разработке и производству отечественной ЭКБ для товаров потребительского рынка. В настоящий момент в отрасли занято 87 крупных и средних предприятий, а также более тысячи малых, в том числе микропредприятий. Среднесписочная численность работников отрасли - 44,2 тыс. человек. Видится целесообразным сделать ставку на производство керамических конденсаторов, СВЧ-электроники и ферритов. Приоритетные площадки для развития данных направлений: ПАО «Светлана», АО «НИИ "Гириконд"», АО «Завод "Реконд"» и ООО «Кулон».

В рамках реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 г. № Пр-2548 [26] в настоящее время формируется Федеральный проект развития беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. В Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность более 20 компаний, занимающихся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в сфере развития беспилотных авиационных систем (БАС). Основными компаниями в этой области являются АО «НПП «Радар ммс», ООО «Специальный технологический центр», ООО «Геоскан», АО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» -Обуховский завод», АО «НИИ «Вектор», АО «Заслон», ООО «НПП «Новые Технологии Телекоммуникаций», АО «Технологии радиоконтроля», ООО «Атри», ООО «НПЦ «РКИС». У данных компаний имеются летно-испытательные комплексы, исследовательская, сертификационная, испытательная и кадровая инфраструктура, центр повышения квалификации, а также полигон, позволяющий проводить соревнования по робототехнике как в очном, так и в дистанционном формате. Второй год подряд полигон используется в рамках проведения этапов конкурса Кибердром.

В 2022 году между ООО «ФлайДрон», НПО «Алмаз», Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и Комитетом по информатизации и связи подписано соглашение о сотрудничестве в реализации стратегии городской аэромобильности, направленной на внедрение беспилотных воздушных судов в пилотируемое воздушное пространство Санкт-Петербурга. Разработано предложение об установлении экспериментально-правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации БАС в Санкт-Петербурге и проект Программы экспериментального правового режима (ЭПР). Цель ЭПР - апробация цифровых инноваций, направленных на организацию зоны полетов БАС в городской среде; практические задачи - тестирование доставки грузов дронами в городе, реализация наблюдения за полетами БАС, интеграция БАС в единое воздушное пространство. В рамках ЭПР в Санкт-Петербурге осуществляется реализация проекта об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций для осуществления муниципального земельного контроля при помощи средств беспилотной техники. Инициатором проекта выступили ООО «Геоскан», Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, Управление Росреестра по Санкт-Петербургу. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 № 397-р [27] утвержден состав Правительственной комиссии по вопросам развития БАС. В настоящее время вырабатывается концепция и структура научно-производственного центра компетенций в сфере развития БАС.

Заключение

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2023, ключевое направление развития экономики России связано с обеспечением роста инвестиций. Нужно добиться увеличения их притоков в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции.

Для этого за последние годы сформирован набор инструментов. Технологический суверенитет не означает собственный выпуск всех товаров и услуг - это невозможно ни для одной страны в мире, да и не нужно совсем, мы к этому не стремимся. Речь о том, чтобы иметь свои решения по критически важным направлениям. При этом нужно выстраивать надёжные кооперационные цепочки, технологические партнёрства. Необходимо в кратчайшие сроки освоить критические технологии и обеспечить готовность для серийного выпуска наиболее востребованной продукции.

Задача достижения технологического суверенитета может быть выполнима в достаточно сжатые сроки в отраслях инвестиционного спроса - для Санкт-Петербурга это отрасли судостроения, энергетического и нефтегазового машиностроения, химическая промышленность, радиоэлектроника, металлургия и другие отрасли - благодаря преемственности Промышленной политики. Эти отрасли работают на капиталоёмкие секторы экономики. На основе собственной технологической базы необходимо увеличивать производственные мощности, открывать новые предприятия, создавать рабочие места. Промышленность должна обладать технологиями и компетенциями по всей критической номенклатуре на разных переделах, стимулировать рост глубины передела промышленной продукции в субъектах Российской Федерации [28]. Безусловно, Санкт-Петербург с его производственными возможностями, качественными кадровыми ресурсами и научным потенциалом может это реализовать для технологического рывка России, как он не единожды и делал в ее истории.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.01.2015. № 1 (часть I). ст. 41.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.06.2014. № 26 (часть I). ст. 3378.

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2018. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

4. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2016. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

5. О порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 17.08.2023 № 622 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 17.08.2023. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

6. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 (ред. от 01.09.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2014. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

7. Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 № 1512-р (ред. от 09.09.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2020. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

8. О промышленной политике в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 № 221-47 (ред. от 20.06.2023) // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 22.06.2009. № 15. С. 21.

9. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года: Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (ред. от 21.12.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации www.publication.pravo.gov.ru, 25.12.2018. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

10. О порядке присвоения, подтверждения и прекращения статуса инновационно-промышленного парка Санкт-Петербурга, технологического парка (технопарка) Санкт-Петербурга, управляющей компании инновационно-промышленного парка Санкт-Петербурга, управляющей компании технологического парка (технопарка) Санкт-Петербурга в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.07.2018 № 581 (ред. от 30.11.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2018. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

11. О Порядке разработки программ развития промышленности Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2010 № 1235 (ред. от 18.01.2013) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. № 10. 29.10.2010.

12. Соловейчик К.А., Николаева А.Г., Аркин П.А. Управление региональной экономической системой при создании эффективной инновационной среды в современных условиях (на примере Санкт-Петербурга) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 5 (143). С. 55-62.

13. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136). С. 69-75.

14. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28, № 10. С. 10371050.

15. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.

16. Харламов А.В. Санкции как фактор усиления нестабильности современной мировой экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2022. № 2. С. 18-23.

17. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 9-18.

18. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методические подходы к определению процессов управления наукоёмкими производствами в соответствии с новой номенклатурой научных специальностей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 114-123.

19. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Промышленная политика Санкт-Петербурга в контексте совершенствования управления наукоемкими производствами в машиностроении // Промышленная политика России в условиях глобальных ограничений. Сборник материалов научно-практической конференции и молодежной секции МАЭФ-2022. СПб., 2022. С. 9-15.

20. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Развитие высшего образования в инновационных образовательных экосистемах в рамках направления подготовки 2202 «Инноватика и наукоемкие производства» // Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях глобального социально-политического шока. Материалы XXI международной научно-практической конференции. СПб., 2023. С. 47-50.

21. Соловейчик К.А., Салкуцан С.В., Аркин П.А. Процессы управления наукоемкими производствами в машиностроении. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. 438 с.

22. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге»: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 495 (ред. от 13.07.2023) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru, 15.07.2014. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

23. Аркин П.А., Рогова Е.М., Соловейчик К.А. Управление развитием технологических ресурсов хозяйственных систем: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 174 с.

24. Соловейчик К.А. О мерах государственной поддержки проектов импортозамещения судостроительных предприятий в условиях санкционного давления // Судостроение. 2023. № 4 (869). С. 3-8.

25. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования: Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 № 1872 (ред. от 29.12.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 21.10.2022. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

26. Перечень поручений по вопросам развития беспилотных авиационных систем (утв. Президентом РФ 30.12.2022 № Пр-2548) // Документ опубликован не был. Система Консультант плюс. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

27. Об утверждении состава Правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем: Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2023 № 397-р (ред. от 27.05.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 20.02.2023. Доступ свободный. Дата обращения 20.09.2023.

28. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.