ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПЕРСПЕКТИВ
В.Е. Черевко, студент М.А. Бережных, студент
Научный руководитель: Д.В. Малянов, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-198-203
Аннотация. В представленной статье рассматриваются преимущества и перспективы использования государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Анализируются показатели в области ГЧП: исследуются динамика рынка, реализация проектов по основным инфраструктурным сферам, общий объём ГЧП-инвестиций, распределённый по уровням реализации, и др. На основе проведённого анализа формулируются выводы и рекомендации, а также приводится обоснование необходимости использования и активного развития ГЧП-финансирования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, национальная экономика, государственное регулирование экономики, эффективность, экономическое развитие, санкции, бизнес.
В настоящий момент на экономику России влияет ряд негативных факторов, которые существенно снижают темпы её развития. К этим факторам относятся санкции, введённые недружественными странами, геополитическая нестабильность и глобальная неопределённость[1, с. 241]. Указанные внешние факторы ограничивают инвестиции в российскую экономику и ухудшают бизнес-среду.
Чтобы нивелировать негативное воздействие этих факторов, необходимо активизировать сотрудничество государства и частного сектора, что позволит макси-
мально эффективно и надёжно осуществлять инвестиции в национальную экономику. В экономически развитых странах, также как и в России, такой механизм прежде всего представлен в виде государственно-частного партнёрства (ГЧП). Актуальность использования инструмента ГЧП отмечается в трудах многих исследователей [2, 3, 4]. В Российской Федерации основной формой сотрудничества между государством и бизнесом являются концессионные соглашения.
Рассмотрим динамику рынка ГЧП в России (рис. 1).
Рис. 1. Динамика рынка ГЧП в Российской Федерации в период 2019-2023 гг., млрд руб. [5,
6]
Анализ данных, приведенных на этом графике, подтверждает высокий интерес к ГЧП-проектам (за период 2020-2023 гг. годовой объём инвестиций в проекты ГЧП увеличился более чем в два раза). Также стоит отметить, что российский рынок государственно-частного партнёрства успешно и активно развивается в сложных социально-экономических условиях, что, в свою очередь, возможно благодаря активной поддержке государства (финансовой, регулятивной и иной). Таким образом, в
2022 году получилось привлечь 877,6 млрд руб. (что на момент начала 2024 года является рекордным значением), а по итогам
2023 года объём ГЧП-инвестиций составил 765,5 млрд рублей. По мнению авторов, незначительное падение объёмов в 2023 г.
обусловлено снижением бюджетного финансирования проектов вследствие увеличения государственных расходов и дефицита бюджетов. В подтверждение этому можно привести рост частных инвестиций в рамках ГЧП, несмотря на падение общего объёма средств (469,8 млрд руб. в 2023 г. против 433,1 млрд руб. в 2022 г.). Государственно-частное партнёрство будет активно развиваться как в объёмах, так и в диверсификации, что подтверждает постоянная работа государства в области совершенствования и расширения необходимой правовой базы [5, 6].
Рассмотрим структуру ГЧП-инвестиций в разрезе сфер деятельности; значения за все годы (рис. 2).
Рис. 2. Реализация ГЧП-проектов по основным инфраструктурным сферам за все годы в Российской Федерации (рассчитано по общему объему инвестиций), млрд руб. (данные
актуальны на декабрь 2023 г.) [6]
По данным на декабрь 2023 года, всего действует 3510 соглашений о реализации ГЧП-проектов с совокупным объёмом общих инвестиций 5,4 трлн рублей [6]. Представленный рисунок показывает, что около 50% общих инвестиций - это транспорт (магистральный и городской). В прочих секторах показатели значительно меньше. Сфера транспорта является лидером в рамках привлечения инвестиций, что обусловлено определёнными причинами. Ключевым фактором является большой спрос на данную инфраструктурную область, в свя-
зи с огромными размерами и спецификой территории нашей страны. Стоит отметить, что данные проекты являются достаточно капиталоемкими и дорогостоящими; ситуацию усугубляет и тот факт, что необходимо не только поддерживать, но и создавать и совершенствовать транспортную сферу в значительных объёмах.
Далее проанализируем результаты реализации проектов ГЧП за 2023 г. в субъектах РФ, взвешенные по объёму инвестиций (таблица).
Таблица. Оценка динамики реализации проектов ГЧП в субъектах Российской Федера-
Место (2023) Субъект Российской Федерации Оценка динамики, баллы Объём инвестиций по проектам ГЧП, млн руб.
Планируемый Приведённый
1 г. Москва 100,0 369 390 108 960
2 Нижегородская область 68,9 153 428 75 033
3 Ленинградская область 55,0 114 961 59 922
4 Пермский край 36,4 96 964 39 687
5 Ростовская область 29,6 62 940 32 206
6 Краснодарский край 25,6 72 425 27 922
7 Томская область 23,9 50 071 26 071
8 Сахалинская область 23,7 49 148 25 780
9 Самарская область 18,4 46 837 20 023
10 Чукотский автономный округ 17,7 50 357 19 271
Можно сделать вывод, что в сфере создания и развития транспортной, городской и иной инфраструктуры инструмент ГЧП-финансирования активно и эффективно используется в самых разнообразных регионах, отличающихся как по уровню развития, так и по размеру располагаемых бюджетных средств. Это, в свою очередь, говорит об огромных преимуществах и перспективах государственно-частного партнёрства в области стимулирования бизнеса и ликвидации социально-экономического неравенства среди субъектов РФ. Отметим, что данная мысль подтверждается и в других исследованиях [8].
В настоящее время на территории России и во многих регионах необходимо реа-лизовывать социально значимые инфра-
структурные проекты (строить экологичный транспорт общего пользования с соответствующей инфраструктурой, создавать автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, а также осуществлять строительство учебных заведений, поликлиник, больниц, спортивных и оздоровительных комплексов, парков и площадок, ЖКХ-проектов, культурных и туристических центров и другое) и именно использование ГЧП-финансирования, как показал анализ приведённых данных, является наиболее эффективным и надёжным инструментом.
Проведём рассмотрение общего объёма ГЧП-инвестиций, распределённого по уровням реализации (рис. 3).
Регнональнын: 2.9 трлн руб.
Рис. 3. Анализ объёма общих инвестиций по уровням реализации ГЧП-проектов в Российской Федерации, трлн руб. (на декабрь 2023 г.) [6]
На основе представленных данных (рис. 3) можно сделать вывод, что наибольший объём ГЧП-инвестиций в России реализуется именно на региональном уровне (2,9 трлн руб. или 54,7% от общей суммы). На Федеральном и муниципальном уровнях в 2023 году общие объемы инвестиций составили 1,2 трлн руб. каждый (или по 22,6% от общей суммы).
Можно отметить положительную практику взаимодействия бизнеса и региональных властей в области реализации инвестиционных проектов. Это подтверждает
тезис о том, что ГЧП-финансирование является особенно актуальным и эффективным в рамках социально-экономического развития субъектов и ликвидации инфраструктурного неравенства среди них.
Важен и тот факт, что муниципальные проекты, как правило, малы, локальны и не всегда рентабельны; на федеральном же уровне достаточно большие масштабы, тщательный отбор и высокие требования к компаниям, что по силам только крупнейшим корпорациям. Таким образом, осуществление проектов государственно-частного партнёрства на региональном
уровне является для бизнеса «золотой се- успешное функционирование государ-рединой». ственно-частного партнёрства. Таким об-
Подводя итоги, можно сделать вывод, разом, следует принимать меры в области что государственно-частное партнёрство расширения и проработки нормативно-является высокоэффективным и надёжным правовой базы; необходимо поддерживать способом коллаборации государства и биз- малый и средний бизнес, путём увеличе-неса. ГЧП даёт отечественным компаниям ния возможностей участия данных пред-возможность благополучно развиваться и приятий в ГЧП-проектах и повышения до-зарабатывать; государство же, заинтересо- ступности партнёрства для всех форм биз-ванное в результатах, оптимизирует реали- неса; важно стимулировать ГЧП-зацию проектов в сфере социально- инвестиции не только в инфраструктурные экономического развития, а также стиму- сферы (транспорт, ЖКХ и городская среда, лирует деловую активность и рост реаль- благоустройство и др.), но и в высокотех-ного ВВП. Стоит сказать, что в настоящее нологичные отрасли, ориентированные на время, в условиях рекордной санкционной наукоемкое производство. нагрузки и глобального ограничения ино- Также оптимальной и перспективной
странных инвестиций, сотрудничество сферой применения ГЧП-финансирования государства и частного сектора приобрета- является устойчивое развитие (ESG). Госу-ет особую важность. дарственно-частное партнёрство отлично
В заключение отметим, что государству подходит для реализации ESG-проектов, а необходимо активно устранять барьеры, также зелёных, социальных и устойчивых тормозящие развитие и затрудняющие программ [9, с. 178].
Библиографический список
1. Черевко В.Е. Направления государственного регулирования современной российской экономики // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. - Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга», 2024. - С. 241-244.
2. Харламов А.В. Государственно-частное партнерство и перспективы его развития в Санкт-Петербурге // Проблемы становления хозяйственной системы России инновационного типа в условиях экономического кризиса: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников по итогам НИР 2008 года. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2009. - С. 35-38.
3. Плотников В.А. Государственно-частное партнерство и экономическая безопасность: концептуальная взаимосвязь // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике. Материалы V международной научной конференции, Н-Новгород, 15 февраля 2023 года. - Н-Новгород: Изд-во НИНГУ, 2023. -С. 187-191.
4. Бережных М.А. Инвестиции и источники их привлечения для развития Российской экономики в условиях санкций // Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 9-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Курск, 23-24 января 2024 года. Т. 1. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. - С. 8185.
5. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2023. Аналитический обзор. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosinfra.ru/library/956-investitsii-v-infrastrukturu-i-g-ch-p-2023-analiticheskii-obzor?ysclid=lu5psjjyym59149262 (дата обращения 20.03.2024).
6. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2023 года. Аналитический дайджест. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pppcenter.ru/upload/iblock/b0f/b0fcbdbe6927a5b75f7526d86642cf47.pdf?ysclid=luit1igo zv258849992 (дата обращения 19.03.2024).
7. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.economy.gov.ru/material/file/81ecb4b3ed1952d358c2d3396c21b9fc/reiting_gchp_2 023.pdf (дата обращения 25.05.2024).
8. Современные проблемы менеджмента и развития государственного и муниципального управления. Монография / Е.А. Горбашко, Н.Р. Камынина, И.Г. Головцова и др. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. - 159 с.
9. Черевко В.Е., Бережных М.А. Анализ ESG-трансформации мировой и российской экономики: направления деятельности государства в области устойчивого развития // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 3-2 (109). - С. 174-181.
USING OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA: ANALYSIS OF ADVANTAGES AND PROSPECTS
V.E. Cherevko, Student M.A. Berezhnykh, Student Supervisor: D.V Malyanov, Senior Lecturer St. Petersburg State Economic University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article discusses the advantages and prospects for using public-private partnerships in the Russian Federation. Indicators in the field of PPP are analyzed: market dynamics, implementation of projects in the main infrastructure areas, the total volume of PPP-investments distributed by implementation levels, etc. are examined. Based on the analysis, conclusions and recommendations are formulated, and a justification for the need for the use and active development of PPP-financing.
Keywords: public-private partnership, investment, national economy, state regulation of the economy, efficiency, economic development, sanctions, business.