Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / инфраструктура / инвестиции / объемы финансирования. / динамика / public private partnership / infrastructure / investments / volumes of financing / dynamics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е.И.

В данной статье рассмотрена актуальная не сегодняшний день форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Определены основные характеристики ГЧП и направления реализации. Автором была сформирована динамика и проведен анализ изменений объемов финансирования и количества заключенных соглашений в рамках ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN RUSSIA

This article discusses the current form of public-private partnership (PPP). The main characteristics of PPP and directions of implementation are determined. The author formed the dynamics and analyzed changes in the volume of financing and the number of concluded agreements within the framework of PPP.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ»

УДК 330

Кузнецова Е.И.

магистрант 2 курса института экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (г. Самара, Россия)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

Аннотация: в данной статье рассмотрена актуальная не сегодняшний день форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Определены основные характеристики ГЧП и направления реализации. Автором была сформирована динамика и проведен анализ изменений объемов финансирования и количества заключенных соглашений в рамках ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, инвестиции, объемы финансирования., динамика.

Государственно-частное партнерство как форма партнёрства между государством и частным сектором можно считать одним из видов инвестиционной деятельности и принимая во внимание специфику направленности партнерства, инвестиционная деятельность рассматривается в рамках государственного основного капитала. В соответствии с Федеральным законом № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предметом соглашений может являться лишь государственная собственность, даже если эта собственность может перейти в право владения частного сектора в рамках соглашения.

Соглашения о государственно-частном партнерстве реализуются в разных формах, отличаются они в главной степени именно переходом или не

переходом собственности (предмета соглашения) к частной стороне. В таблице 1 перечислены формы ГЧП.

Таблица 1. Организационно-правовые формы ГЧП.

Организационно-правовая формы Правовое регулирование

Формы государственно-частного партнерства (согласно нормативному определению)

Концессионное соглашение Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве Федеральный закон № 224-ФЗ

Иные договорные формы привлечения внебюджетных средств

Контракт жизненного цикла Федеральный закон № 44-ФЗ

Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», региональные правовые акты

Долгосрочный договор на поставку товаров, работ и услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя Федеральный закон № 223-ФЗ

Корпоративные формы привлечения внебюджетных средств

Создание СПК с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ

ГЧП в данный момент приобретает все большую популярность среди уполномоченных органов власти на заключение соглашений. Это связано с явными преимуществами для обеих сторон. Так, у государства появляется правовая возможность передать все риски, связанные с реализацией проекта на частного партнера и при некоторых формах соглашения оставить право собственности на имущество за собой. Кроме того, такая форма соглашения позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств,

обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока [3].

Стоит упомянуть также плюсы и для коммерции. Когда наступает период эксплуатации государство передает свои полномочия на предоставления государственных услуг частному партнеру на срок действия соглашения и право на получение коммерческой выгоды на время предоставления таких услуг.

Опыт применения данного механизма имеется в секторах общественных услуг (в частности, в инфраструктурных отраслях). Именно там исторически сложились традиции делегирования государством ряда ключевых правомочий частному сектору (право контроля над использованием активов, дохода, право на управление). Государство несет ответственность перед населением за бесперебойное обеспечение общественными благами. Этим объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей и производств в государственной собственности [1].

Проекты ГЧП в основном реализуются в сфере развития инфраструктуры страны. Было реализовано множество проектов на строительство дорог, модернизацию объектов ЖКХ, реконструкции объектов образования. За последние года в сфере образования в рамках государственной программы было реализовано 215 проектов, в транспортном развитии 105 проектов и самая крупная сфера — это ЖКХ и городская среда с совокупным количеством соглашений, прошедших коммерческое закрытие 2 763. [4, с. 10].

В 2009 году была создана организация некоммерческого партнерства «Центр развития ГЧП», в последствии была признана Всемирным банком как официальный институт развития ГЧП в России. Организация даже принимала участие в подготовке Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ, основного документа, регулирующего правовые и экономические отношения в рамках соглашений.

Как было сказано выше, такие соглашении являются очень перспективными для развития инфраструктуры страны. В любых политических условиях, главная цель государства состоит в поднятии экономики и уровня жизни населения. Поддержка инвестиционной деятельности, целевое расходование бюджета, а также привлечение внебюджетного финансирования, являются инструментами для достижения целей экономики. ГЧП как никакая другая форма договора предусматривает использование всех перечисленных инструментов. К 2023 году было заключено 3 482 соглашения с общим объем финансирования - 4 204 млрд. руб., включая количество частных денег в размере 3 142,3 млрд. руб. На рисунке 1 представлена динамика объема инвестиций с 2019 г. по 2023 г.

Рисунок 1. Динамика объема инвестиций в ГЧП.

Как видно из рисунка 1 рекордное значение по инвестированию было достигнуто в 2022 году (682 млрд. руб.), а участие частных партнеров было максимальным в 2018 году (848,7 млрд. руб.). В 2020 году наблюдается резкое снижение, одна из причин которого может заключаться в образовании дефицита коммерческих и частных бюджетов, вызванного пандемией. Однако в последствии система инвестирования реабилитировалась и показывает стабильный рост.

Бюджетное финансирование проектов может различается по уровню государственного образований, оно может быть, как смежное, так и только региональное, в основном, конечно, предусматривается федеральное софинансирование проектов. На рисунке 2 представлен объем финансирования по уровням бюджета.

б

1.2

0,9

2,6

1.8

1.2 1

Общий объем инвестиций, трлн. руб. Объем частных инвестиций, трлн. руб. ■ Муницишльын ■ Региональные ■ Федеральные

Рисунок 2. Доля финансирования в ГЧП уровней бюджета.

Бизнес привлекается для способствования органам власти в реализации своих обязанностей и полномочий в разных сферах инфраструктуры. Большинство проектов реализуется на региональном уровне (рисунок 2), т.к. ГЧП является одним из самых эффективных способов по развитию муниципальных образований. На рисунках 3 и 4 отражены количество заключённых соглашений и объемы финансирования по федеральным округам к 2022 году.

Название диаграммы

Дальневосточный федеральный округ "Н'1^ 1

Сибирский федеральный округ Уральский федеральный окрут Приволжский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ ^

Южный федеральный округ ^^ § Северо-Западный федеральный округ ^^^ВЬ^^З 4

Центральный федеральный округ 3

Российская Федерация |

- 3648.9

О 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000

■ Общин частных инвестиций, млрд. руб. ■ Общин объем инвестиций, млрд. руб.

Рисунок 3. Объем финансирования по федеральным округам, млрд. руб.

Дальневосточный федеральный округ 534

Сибирский федеральный о круг 556

Уральский федеральный округ ^Н 405 Приволжский федеральный округ 997

Северо-Кавказский федеральный округ I

Южный федеральный округ ■ 186 Северо-Западный федеральный округ 290 Центральный федеральный округ 684

Российская Федерация

3(587

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000

Рисунок 4. Количество соглашений, заключенных в федеральных округах.

На конец 2022 год самыми активными регионами в реализации проектов через ГЧП являлись Приволжский федеральный округ и Центральный федеральный округ, с размером инвестиций 683,8 млрд. руб. (в том числе 466,9 млрд. руб. частных) и 1070,3 млрд. руб. (в том числе 946,9 млрд. руб.), соответственно. Далее по объему финансирование третье и четвертое место занимает Северо-Западный и Сибирский федеральный округ. Однако, по

количеству соглашений, уже Сибирский занимает третье место, а после него идет Дальневосточный.

По данным Национального центра ГЧП сферы образование здравоохранение, жилищная и коммунальная инфраструктуры имеют самое большое влияние на уровень жизни населения, этим определяется уровень заинтересованности государства в их инвестировании [4, с. 10].

Таким образом, можно сказать, что проекты ГЧП являются эффективным инструментов развития и одновременно инвестирования в экономику России. 2024 год ознаменовал сложной политической ситуацией, которая требует совместной работы властей и частного сектора в целях недопущения ухудшений внутренней экономической ситуации, а механизм ГЧП предоставляется особенно удобной формой для реализации такого сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриева, Е.А. Организация государственно-частного партнерства для решения жилищных проблем // Известия ИГЭА. - 2010. - №2. - С. 128-131;

2. Овчинников, Д.Е. Место и роль механизма частно-государственного партнерства в инструментарии финансирования региональных проектов // Инновации и инвестиции. - 2023. - №5. - С. 221-224;

3. Финансовые модели и основные финансовые инструменты ГЧП // МГИМО URL:

https://mgimo.ru/files/238488/presentation.pdf?ysclid=lx7dq453ce668761139&utm_ source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer =yandex.ru (дата обращения: 08.05.2024);

4. Инвестиции в инфраструктуру и ГЧП 2023. Аналитический обзор // Росинфа URL: https://rosinfra.ru/library/956-investitsii-v-infrastrukturu-i-g-ch-p-2023-analiticheskii-obzor (дата обращения: 04.05.2024);

5. Национальный Центр ГЧП - ведущий центр компетенций в сфере государственно-частного партнерства // Центр ГЧП URL: https://pppcenter.ru/ (дата обращения: 05.05.2024)

Kuznetsova E.I.

Samara National Research University (Samara, Russia)

DYNAMICS OF DEVELOPMENT PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN RUSSIA

Abstract: this article discusses the current form of public-private partnership (PPP). The main characteristics of PPP and directions of implementation are determined. The author formed the dynamics and analyzed changes in the volume offinancing and the number of concluded agreements within the framework of PPP.

Keywords: public private partnership, infrastructure, investments, volumes of financing, dynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.