Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ МЕХАНИЗМА ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ИНСТРУМЕНТАРИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

МЕСТО И РОЛЬ МЕХАНИЗМА ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ИНСТРУМЕНТАРИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГЧП-ФИНАНСИРОВАНИЯ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников Д.Е.

В статье рассмотрены основные характеристики и формы государственно-частного партнерства (ГЧП). Автор показывает, что механизм государственно-частного партнерства на базе долгосрочных контрактов между государственными и частными секторами формируется с целью проектирования строительства, разработки и обслуживания инфраструктурных региональных проектов, требующих значительных инвестиций, таких как: создание/реконструкция аэропортов, скоростных шоссе и систем водоснабжения. По мнению автора механизм государственно-частного партнерства в таких случаях позволяет сформировать синергетический эффект от совместного использования ресурсов и экспертных знаний частного и государственного секторов. Кроме того, в статье приводится аналитика по объемам инвестиций в ГЧП-проекты в разрезах по федеральным округам, источникам финансирования и сферам приложения в 2022 году в рамках различных формы государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INSTRUMENTATION FOR FINANCING REGIONAL PROJECTS

The article considers the main characteristics and forms of public-private partnership (PPP). The author shows that the mechanism of public-private partnership based on long-term contracts between the public and private sectors is being formed to design the construction, development and maintenance of infrastructure regional projects that require significant investment, such as: the creation / reconstruction of airports, highways and water supply systems. According to the author, the mechanism of public-private partnership in such cases makes it possible to form a synergistic effect from the sharing of resources and expertise of the private and public sectors. In addition, the article provides analytics on the volume of investments in PPP projects by federal districts, sources of funding and areas of application in 2022 within various forms of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ МЕХАНИЗМА ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ИНСТРУМЕНТАРИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

Место и роль механизма частно-государственного партнерства в инструментарии финансирования региональных проектов

Овчинников Дмитрий Евгеньевич,

кандидат социологических наук, доцент, Самарский государственный технический университет, annaspbru@yandex.ru,

В статье рассмотрены основные характеристики и формы государственно-частного партнерства (ГЧП). Автор показывает, что механизм государственно-частного партнерства на базе долгосрочных контрактов между государственными и частными секторами формируется с целью проектирования строительства, разработки и обслуживания инфраструктурных региональных проектов, требующих значительных инвестиций, таких как: создание/реконструкция аэропортов, скоростных шоссе и систем водоснабжения. По мнению автора механизм государственно-частного партнерства в таких случаях позволяет сформировать синергетический эффект от совместного использования ресурсов и экспертных знаний частного и государственного секторов. Кроме того, в статье приводится аналитика по объемам инвестиций в ГЧП-проекты в разрезах по федеральным округам, источникам финансирования и сферам приложения в 2022 году в рамках различных формы государственно-частного партнерства. Ключевые слова: механизм ГЧП-финансирования, концессионное соглашение, фискальная политика, федеральный бюджет.

Сотрудничество между государством и бизнесом актуально для всех стран, хотя определенная форма партнерства может измениться в зависимости от экономического и политического контекста страны. В развивающихся странах сотрудничество между государством и бизнесом особенно важно для реализации процессов экономического роста и сокращения бедности. В рамках указанных партнерств привлекаются и иностранные инвестиции, создаются рабочие места и облегчается доступ к жизненно-важным видам услуга в сельских и отдаленных районах [1].

Государственно частное партнерство (далее - ГЧП) - это взаимодействие органов государственной власти и бизнеса, действующее в соответствии с законодательством РФ, в целях исполнения социально-значимых проектов различной направленности (от промышленной сферы до оказания услуг), в рамках которого осуществляется взаимное инвестирование, равномерное распределение рисков. В соответствии с чем, в действующей модели государственно-частного партнерства государство является заказчиком реализации различных проектов, а также регулятором, и гарантом их исполнения. Исполнитель - частный бизнес, способствует скорейшему выполнению проектов посредством привнесения в них своего профессионального опыта, оперативных и инновационных управленческих решений и другое. В свою очередь, для эффективной реализации проектов создается благоприятная институциональная среда, посредством предоставлений послаблений в фискальной политике, а также различных гарантий.

Основными характерными чертами ГЧП являются:

— Длительная продолжительность отношений, в связи с необходимостью окупаемости частных вложений;

— Равномерное распределение рисков между взаимодействующими сторонами;

— Реализация схемы финансирования проекта в соответствии с договором между частным бизнесом и государством (государство может брать на себя финансовые обязательства в частичном или полном объеме).

Отношения сотрудничества между государством и бизнесом имеют важное значение для развития любой страны. В целом сотрудничество между государством и бизнесом может быть эффективным способом содействия экономическому росту, инновациям и региональному развитию в целом; но оно требует тщательного планирования в рамках общественного контроля и мониторинга отчетности, анализа преимуществ и недостатков различных вариантов партнерства (как государственного, так и частного секторов) и адаптации практических подходов к конкретному контексту своей страны с целью достижения целевых установок в области экономического развития и повышения благосостояния своих граждан.

Актуальность государственно-делового сотрудничества зависит от уровня развития страны и политического контекста. В развивающихся странах ГЧП может стать эффективным способом привлечения инвестиций и знаний частного сектора для предоставления основных услуг, таких как развитие инфраструктуры и здравоохранение. В развитых странах механизм ГЧП может быть полезным для крупномасштабных проектов,

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

м см

0 см

01

О Ш

т

X

3

<

т О X X

требующих значительных инвестиций частного сектора, таких, как транспорт и энергетика.

Политический контекст страны также может повлиять на жизнеспособность механизмов сотрудничества государства и бизнеса. В странах со стабильными политическими системами и сильными институтами ГЧП -проекты могут быть более успешными, в то время как в странах со слабыми структурами управления они могут стать более уязвимыми для коррупции и других рисков [2].

Важнейшим аспектом развития процессов финансирования региональных проектов является выбор наиболее эффективных источников финансирования. В этом контексте необходимо учитывать такие факторы, как стоимость проекта, уровень рисков, доступность финансирования и другие.

Возможна форма и создания совместных предприятий, при которой создается новое предприятие, совместно принадлежащее государственным и частным секторам для реализации определенного регионального проекта или серии проектов. Кроме того, под реализацию определенных региональных проектов выделяются Правительственные гранты и кредиты, которые могут использоваться для финансирования процессов создания/развития инфраструктуры или расширения регионального производственного сектора или малого и среднего предпринимательства [3]. Для бизнеса механизм ГЧП - это возможность расширения бизнеса, путем выхода на новый рынок, занимаемый государством, а также возможность использования государственного имущества без участия в торгах. Увеличение прибыли для частной стороны возможно путем оказания дополнительных платных услуг по проекту.

В таблице 1 приведены основные источники финансирования региональных проектов.

Таблица 1

Источник финансирования Описание

Бюджетные ассигнования Финансирование проекта из государственного бюджета на основе утвержденных программ

Кредиты Получение кредитных средств у банков и кредитных организаций

Инвестиции Привлечение инвестиций от частных инвесторов и компаний

Гранты Получение средств от государственных и негосударственных организаций для реализации определенных проектов

Есть несколько вариантов форм сотрудничества государства и бизнеса. Так, основными и наиболее часто встречающимися формами ГЧП являются концессионное соглашение и соглашение о ГЧП. Основное отличие данных форм в праве собственности на объект: так, для первой формы собственником объекта на протяжении всего периода партнерства является государство, в свою очередь в соглашении о ГЧП право собственности на объект принадлежи частной стороне,. При этом необходимо отметить, что в некоторых случаях объект может перейти в ведение государства в случае, если затраты госбюджета превосходят частные инвестиции. Также отличительной чертой данных форм является срок договорных отношений, так, для концессии ограничений не установлено, а для соглашения о ГЧП минимальный срок договорных отношений составляет не менее трех лет. Формы государственно-частного партнерства представлены в таблице 2 [5].

Таблица 2

При выборе источника финансирования необходимо учитывать различные факторы. Например, при использовании бюджетных ассигнований, следует обращать внимание на размер финансирования, которое должно соответствовать стоимости проекта. В случае использования кредитов, важно учитывать уровень процентных ставок и сроки погашения

Можно сделать вывод, что для государства механизм ГЧП в сравнении с госзаказом может быть более выгодным в связи с привлечением частных инвестиций, то есть использованием ресурсов и профессиональных компетенций частного бизнеса, в соответствии с чем нагрузка на бюджет различного уровня минимизируется, а также сокращается необходимый уровень контроля над процессом реализации. Кроме того, в случае подачи идеи с частной стороны, государство не несет затраты на составление самого проекта. В свою очередь, для бизнеса ГЧП - это возможность расширения бизнеса, путем выхода на новый рынок, занимаемый государством, а также возможность использования государственного имущества без участия в торгах. Увеличение прибыли для частной стороны возможно путем оказания дополнительных платных услуг по проекту [4].

Форма государственно-частного партнерства Понятие и регулирование

Основные формы

Концессионное соглашение 115-ФЗ Реализация проекта и всех работ над объектом производится частной стороной, включая создание, эксплуатацию, технических работ, в свою очередь права собственности над данным объектом принадлежат государству

Соглашение о ГЧП 224-ФЗ Реализация проекта и всех работ над объектом производится частной стороной, включая создание, эксплуатацию, технических работ, права собственности над объектом принадлежат частной стороне

Квази-формы

Контракт жизненного цикла 44-ФЗ Проект полностью реализуется частной стороной, включая весь цикл работ, в свою очередь, в соответствии с установленными контрактом условиями государство является покупателем конечных продуктов

Долгосрочный договор с инвестиционными обязательствами 223-Ф3 Договор, обладающий свойствами государственной закупки, но с установленными нормами вложений частного бизнеса

Инвестиционный договор 39-Ф3 Инвестиционная деятельность между государством и частной стороной

Договор аренды с инвестиционными обязательствами ГК РФ Государство является арендодателем имущества (участка, объекта) на определённых льготных условиях, частная сторона осуществляет создание нового объекта или производит модернизацию существующего

Энергосервисный контракт 44-ФЗ Частная сторона осуществляет работы по проекту, направленные на рост эффективности эксплуатации энергоресурсов, в свою очередь прибыль инвестор получает за счет экономии ресурсов

Договор офсетной закупки 44-ФЗ Государство покупает произведенную продукцию частной стороной, которая несет все затраты над ее созданием или модернизацией

Специальный инвестиционный контракт 488-ФЗ Частная сторона производит работы по внедрению или разработке новой технологии для различных сфер промышленности, в свою очередь государство предоставляет регуляторные и налоговые льготы

Корпоративная форма партнерства Исполнение проекта происходит посредством создания юридического лица с государственной долей не менее 50%

В настоящее время в России осуществляется реализация более 3700 проектов ГЧП, включая различные формы ГЧП, .

При этом 72% которых составляют инвестиции частного сектора или 3,9 трлн. руб. Данные об объемах инвестиций в проекты, реализованные в рамках механизма ГЧП за последние 5 лет, представлены на рис. 1.

Объем инвестиций в ГЧП

реи 771

6B1 Б2В. ■ _ 1 547

■ 375

1. ■ 230 118 Ю2

1ЙИ £00 БОО 400 200

2017 2015 2019 2020 2021

■Общий объем инвестиций, млрдруб ■ Объем частных инвестиций, млрд руб

Рис. 1 - Объем инвестиций в ГЧП

Что касается отраслевой структуры рынка ГЧП, то основными сферами инвестиций являются транспортная, социальная и коммунально-энергетическая инфраструктура. Распределение инвестиций ГЧП-проектов в разрезе федеральных округов России и статистические данные по основным ГЧП-проектам представлены на рисунке 2.

Дал ь н евосточный округ Сибирский округ Уральский округ Южный округ Приволжский округ Северо-Кавказский округ Центральный округ Северо-Западный округ

1000 2000 3000 4000 5000 6000

Север Центр Север о- о-альны запади „ Кавказ и ыи скии округ округ округ Приво „ Южны Уральс лжски _ _ и кии и округ округ округ Сибир ский округ Дапьн евосто чный округ

Объем привлеченных инв естиций на душу населения, (руб.) 782 367 70 4812 856 754 12 5280

■ Объем частных инвестиций, (млрд. руб.) 415,6 943,9 6,2 466,9 193 231;4 315,7 283,5

■Общий объем инвестиций, (млрд. руб.) 573.4 1070.3 6.4 683.8 238.8 273.7 379,4 423

■ Количество реализуемых проектов 290 684 35 991 186 405 556 534

душу населения наибольший в Дальневосточном федеральном округе, и составляет более 4 тыс. руб., что связано непосредственно с указанным выше фактором (механизмом дальневосточной и арктической концессии), а также с самой маленькой численностью населения в российских регионах (менее 8 млн. человек).

Что касается привлечения частных инвестиций в Санкт-Петербурге, то данный регион занимает 5 место по России по уровню развития ГЧП. На 2021 год в регионе осуществляется реализация 20 проектов ГЧП, общий объем инвестиций которых составляет 318 млрд. руб. Наиболее крупные ГЧП-про-екты в Санкт-Петербурге - это территория аэропорта «Пулково» (58 млрд. руб.), возведение и обслуживание Западного скоростного диаметра (122 млрд. руб.), а также строительство, модернизация и облуживание трамвайной сети «Купчино-Шу-шары-Славянка» (более 30 млрд. руб.) и другие. Несмотря на санкционное давление и нестабильность экономики [6, 7], Санкт-Петербург занимает первое место по России по объему инвестирования транспортных ГЧП-проекты.

Рассматривая государственно-частное партнерство как инструмент финансирования региональных проектов, необходимо отметить, что количество ГЧП-проектов на региональном уровне составляет 617 проектов, а на муниципальном 3474 [5]. На рисунке 3 представлен объем инвестиций по уровню реализации в разрезе источника финансирования.

Рисунок 2 - Объем инвестиций в проекты-ГЧП по федеральным округам в 2022 году

Так, в соответствии с представленными на рисунке 2 данными лидерами по количеству реализуемых проектов ГЧП являются Приволжский и Центральный федеральные округа: число проектов составляет 997 и 684 соответственно. Что касается объема привлеченных инвестиций, то Центральный федеральный округ стал первым округом с общим объемом инвестиций, превышающим 1 трлн. руб., в том числе с объемом частных инвестиций - более 88%. При этом наибольшая доля частных инвестиций в проекты ГЧП представлена в Северо-Кавказском федеральном округе и составляет почти 97% от общего объема. Стоит отметить, что высокая численность проектов и объем общих инвестиций наблюдается также в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах: так, на ДФО на рост проектов ГЧП связан с механизмом дальневосточной и арктической концессии, в связи с чем данная тенденция в ближайшее время будет продолжаться. Анализ показал, что объем привлеченных инвестиций в ГЧП-проекты на

Рисунок 3 - Источники финансирования ГЧП-проектов по уровню реализации

Так, несмотря на нестабильное экономическое положение, а также значительные колебания в показателе ключевой ставки, показатели 2022 года российского рынка ГЧП являются успешными, так общий объем инвестиций является рекордным за последние несколько лет. Кроме того, необходимо отметить, что объем частных инвестиций в структуре общих инвестиций регионального уровня составляет более 72%, в структуре федеральных и муниципальных 60% и 87% соответственно.

Таким образом, государственно-частное партнёрство представляет собой инструмент для финансирования различных проектов, включая федеральный, региональный и муниципальный уровень, посредством привлечения инвестиций частного бизнеса. Посредством привлечения частных инвестиций на конец 2022 года в России реализуется более 3700 ГЧП-проектов, объем частных инвестиций в которых составляет более 70%. В условиях глобального кризиса государственно-частное партнерство дает возможности для осуществления инфраструктурных проектов и развития региональных экономик.

Литература

1. Ксенофонтова Т.Ю., Мардас А.Н., Гуляева О.А., Мар-дас Д.А. В поисках технологических прорывов: почему в России мало успешных стартапов? / В сборнике: Умные технологии в современном мире. Материалы юбилейной всероссий-

О ГО А П.

ГО

m

о

2

О ГО 3

ской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Южно-Уральского государственного университета. Под редакцией И.А. Баева. 2018. С. 132-138.

2. Ксенофонтова Т.Ю. Методологические основы управления интеллектуальным капиталом как фактором конкурентоспособности экономической системы / монография - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012.

3. Кошелева Т.Н., Ксенофонтова Т.Ю. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики / В сборнике: Проблемы управления производственными и инновационными системами. материалы статей всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 56-59.

4. Tarkhanova N.P., Kosheleva T.N., Vasilchikov A.V., Ksenofontova T.Y. Public-private partnership as an instrument for regional entrepreneurial development / Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № S1. С. 544-548.

5. Центр ГЧП [Электронный ресурс] / Аналитика // Режим доступа: https://pppcenter.ru/analitika/ (дата обращения: 28.03.2023)

6. Администрация Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] / Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга// Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/news/223897/ (дата обращения: 28.03.2023)

7. Росинфра [Электронный ресурс] / Аналитические материалы// Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/documents/ (дата обращения: 28.03.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Place and role of the mechanism of public-private partnership in the

instrumentation for financing regional projects Ovchinnikov D.E.

Samara State Technical University

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The article considers the main characteristics and forms of public-private partnership (PPP). The author shows that the mechanism of public-private partnership based on long-term contracts between the public and private sectors is being formed to design the construction, development and maintenance of infrastructure regional projects that require significant investment, such as: the creation / reconstruction of airports, highways and water supply systems. According to the author, the mechanism of public-private partnership in such cases makes it possible to form a synergistic effect from the sharing of resources and expertise of the private and public sectors.

In addition, the article provides analytics on the volume of investments in PPP projects by federal districts, sources of funding and areas of application in 2022 within various forms of public-private partnership. Keywords: PPP financing mechanism, concession agreement, fiscal policy, federal

budget. References

1. Ksenofontova T.Yu., Mardas A.N., Gulyaeva O.A., Mardas D.A. In Search of

Technological Breakthroughs: Why Are There Few Successful Startups in Russia? / In the collection: Smart technologies in the modern world. Materials of the jubilee all-Russian scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of the South Ural State University. Edited by I.A. Baev. 2018. S. 132138.

2. Ksenofontova T.Yu. Methodological foundations of intellectual capital management

as a factor in the competitiveness of the economic system / monograph -Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center, 2012.

3. Kosheleva T.N., Ksenofontova T.Yu. Approaches to the strategic development of

small business structures in the context of the formation of the digital economy / In the collection: Problems of managing production and innovation systems. materials of articles of the all-Russian scientific-practical conference. 2019. S. 56-59.

4. Tarkhanova N.P., Kosheleva T.N., Vasilchikov A.V., Ksenofontova T.Y. Public-

private partnership as an instrument for regional entrepreneurial development / Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12. No. S1. pp. 544-548.

5. PPP Center [Electronic resource] / Analytics // Access mode: https://pppcenter.ru/analitika/ (date of access: 03/28/2023)

6. Administration of St. Petersburg [Electronic resource] / Investment Committee of St.

Petersburg// Access mode:

https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/news/223897/ (date of access: 28.03. 2023)

7. Rosinfra [Electronic resource] / Analytical materials// Access mode: https://rosinfra.ru/digest/documents/ (date of access: 03/28/2023)

fO CN О СЧ

io

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.