Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России: состояние и особенности'

Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России: состояние и особенности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2201
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТУРИЗМ / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ОБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TOURISM / SALES FORMS / SALES OBJECTS / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаралдаева Виктория Дамдиновна, Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, Шарафанова Елена Евгеньевна

В статье изложены тенденции развития государственно-частного партнерства в сфере туризма в России в контексте изменения его нормативно-правовой базы и влияния федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Представлены результаты анализа пяти форм реализации государственно-частного партнерства в России по их ключевым элементам, а также распределение проектов государственно-частного, муниципально-частного партнерства по федеральным округам, по объектам и формам в разрезе показателей количества и стоимости. Доказано, что региональные практики значительно различаются по туристским объектам и формам реализации ГЧП и МЧП. Определены приоритеты по объектам инвестирования в рамках ГЧП. Произведена качественная оценка распространенности видов бизнес-моделей ГЧП в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шаралдаева Виктория Дамдиновна, Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, Шарафанова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF TOURISM IN RUSSIA: STATE AND FEATURES

The article sets out the trends in the development of public-private partnerships in the field of tourism in Russia in the context of changes in its regulatory framework and the impact of federal and regional tourism development programs. The results of the analysis of five forms of implementation of public-private partnerships in Russia by their key elements, as well as the distribution of public-private, municipal-private partnership projects by federal districts, by objects and forms by quantity and cost indicators are presented. It has been proved that regional practices vary significantly in terms of tourist facilities and the forms of implementation of PPP and MPP. Priorities for investment objects in the framework of PPP are determined. A qualitative assessment of the prevalence of types of business models of PPP in the field of tourism was made.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России: состояние и особенности»

Шаралдаева В. Д., Максанова Л.Б.-Ж., Шарафанова Е.Е.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РОССИИ:

СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Аннотация. В статье изложены тенденции развития государственно-частного партнерства в сфере туризма в России в контексте изменения его нормативно-правовой базы и влияния федеральных и региональных целевых программ развития туризма. Представлены результаты анализа пяти форм реализации государственно-частного партнерства в России по их ключевым элементам, а также распределение проектов государственно-частного, муниципально-частного партнерства по федеральным округам, по объектам и формам в разрезе показателей количества и стоимости. Доказано, что региональные практики значительно различаются по туристским объектам и формам реализации ГЧП и МЧП. Определены приоритеты по объектам инвестирования в рамках ГЧП. Произведена качественная оценка распространенности видов бизнес-моделей ГЧП в сфере туризма.

Ключевые слова. Государственно-частное партнерство, туризм, формы реализации, объекты реализации, бизнес-модель.

Sharaldaeva V.D., Maksanova L.B.-Zh., Sharafanova E.E.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF TOURISM IN RUSSIA:

STATE AND FEATURES

Abstract. The article sets out the trends in the development of public-private partnerships in the field of tourism in Russia in the context of changes in its regulatory framework and the impact offederal and regional tourism development programs. The results of the analysis of five forms of implementation of public-private partnerships in Russia by their key elements, as well as the distribution of public-private, municipal-private partnership projects by federal districts, by objects and forms by quantity and cost indicators are presented. It has been proved that regional practices vary significantly in terms of tourist facilities and the forms of implementation of PPP and MPP. Priorities for investment objects in the framework of PPP are determined. A qualitative assessment of the prevalence of types of business models of PPP in the field of tourism was made.

Keywords. Public-private partnership, tourism, sales forms, sales objects, business model. Введение

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере туризма широко распространено во многих странах, будь то на национальном, на региональном или местном уровнях, содействуя развитию инфра-

ГРНТИ 06.71.57

© Шаралдаева В. Д., Максанова Л.Б.-Ж., Шарафанова Е.Е., 2020

Виктория Дамдиновна Шаралдаева - кандидат биологических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ).

Людмила Бато-Жаргаловна Максанова - доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН (г. Улан-Удэ).

Елена Евгеньевна Шарафанова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Шарафанова Е.Е.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: el_siver@mail.ru. Статья поступила в редакцию 10.03.2020.

структурных объектов, созданию рабочих мест и повышению международной конкурентоспособности туризма. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что ГЧП объединяет заинтересованные стороны с различными целями, опытом и ресурсами в официальное или неофициальное добровольное партнерство для повышения привлекательности туристского региона, его производительности, эффективности рынка и управления туризмом в целом.

Механизмы ГЧП в России стали развиваться с 2006 г., когда были созданы законодательные и институциональные основы подготовки и реализации проектов ГЧП, и активизировались после принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ГЧП/МЧП) в Российской Федерации. К настоящему времени в российских регионах накоплен определенный опыт в реализации самых разнообразных форм ГЧП-проектов во многих сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения [3; 15]. Однако в сфере туризма процесс использования механизмов ГЧП при создании объектов туристской инфраструктуры менее интенсивный [6].

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации стоит задача привлечения средств из различных источников финансирования, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что определяет важность исследования процессов расширения ГЧП в сфере туризма. В связи с этим, цель данной статьи заключается в определении тенденций, сфер применения и наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства в сфере туризма в Российской Федерации в контексте изменения его нормативно-правовой базы с учетом влияния целевых программ развития туризма на федеральном и региональном уровнях. Материалы и методы

Статья опирается на федеральные и региональные нормативные правовые документы, научные статьи зарубежных и отечественных учёных, результаты собственных исследований авторов, посвящённых проблематике государственно-частного партнерства. При проведении исследования использованы аналитический, сравнительный методы, а также метод группировок.

Литературный обзор

Одно из первых исследований, посвященных роли государственно-частных партнерств (Public-Private Partnerships - PPP) в туризме, было проведено Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) в 2000 году [23]. Тогда примерно 98% опрошенных государственных и частных структур из девяноста стран мира отметили роль PPP как «очень важную» и «важную» в условиях возрастающей конкуренции. В последующем успешные проекты ГЧП в разных сферах деятельности, таких как транспорт, размещение, привлекательность, события, навыки ведения бизнеса и защита ресурсов [26] определили ключевую роль ГЧП в индустрии туризма как фактора воздействия на развитие туризма в развивающихся экономиках. В исследованиях зарубежных ученых уделяется особое внимание изучению роли и моделей ГЧП в целях создания качественной инфраструктуры туризма [8; 10; 22; 25], исследованию роли ГЧП в обеспечении устойчивого развития туризма [21; 24], вопросам управления рисками частных и публичных партнеров [20], изучению опыта лучших практик [19].

Активный теоретический и практический интерес к возможностям использования механизмов ГЧП в сфере туризма наблюдается среди отечественных исследователей. Ряд ученых изучает: роль ГЧП в сохранении и развитии туристско-рекреационного потенциала страны и интенсификации развития туризма как значимой отрасли экономики; факторы и условия, определяющие возможности расширения возможностей публичного и частного партнера для воспроизводства туристского потенциала, сохранения культурно-исторического потенциала, повышения конкурентоспособности туризма и доли доходов от туризма в валовом внутреннем продукте страны; модели ГЧП в сфере туризма [1; 5; 9; 18]. Многочисленны исследования, посвященные проблемам развития туризма в конкретных регионах и возможностям их решения в рамках ГЧП, примерам использования ГЧП в регионах в рамках инфраструктурных проектов и проектов создания туристско-рекреационных комплексов при различных формах участия публичного и частного партнера [2; 4; 12; 13]. Особое внимание уделяется теоретико-методологическим основам развития ГЧП в отдельных секторах туризма [7; 16; 17].

Сравнительный анализ правовых форм ГЧП в сфере туризма в России

В самом широком понимании ГЧП в индустрии туризма рассматривается как любое возможное взаимодействие государства и бизнеса на условиях объединения ресурсов и достижения взаимной выгоды по широкому кругу актуальных задач в области создания инфраструктуры туризма, повышения каче-

ства и продвижения туристского продукта. ГЧП в сфере туризма в России развивается уже достаточно давно. На протяжении всей истории российского туризма объективная необходимость создания в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса требовала привлечения средств из различных источников финансирования. Так, уже в первой федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие туризма в Российской Федерации» на 1996-2005 гг., ведомственной целевой программе «Туристские центры России» на 2008-2010 гг. был предусмотрен механизм софинансирования за счет привлечения средств частных инвесторов для реконструкции и модернизации существующей инфраструктуры, а также строительства новых объектов туристской инфраструктуры.

Формированию методологии ГЧП в сфере туризма способствовал механизм особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), согласно федеральному закону от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривающий совместное инвестирование бюджетных и частных средств в комплексные проекты по созданию современной инфраструктуры туризма.

Положительным примером ГЧП в развитии инфраструктуры туризма является реализация ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Некоторые специалисты считают день утверждения ФЦП (2 августа 2011 г.) днем официального оформления ГЧП в сфере туризма, поскольку в данной программе были определены основные подходы и принципы привлечения инвесторов к значимым инвестиционным туристским проектам [5]. Так, использование ГЧП предполагает, что строительство и реконструкция объектов туристской инфраструктуры осуществляется за счет средств внебюджетных источников, а за счет средств бюджетов всех уровней создаются современные комплексы обеспечивающей инфраструктуры, включающей систему теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, объекты газоснабжения, электроснабжения и связи, а также объекты транспортной инфраструктуры [11].

Новый виток интереса к механизмам ГЧП связан с принятием федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - № 224-ФЗ). Согласно закону, участниками проектов ГЧП/МЧП являются государственный/муниципальный и частный партнёры.

Сравнительный анализ правовых форм ГЧП в сфере туризма в России свидетельствует о том, что ГЧП осуществляется на основе различных законодательных, институциональных условий, с многообразием инвестиционного процесса, с различными мерами государственной поддержки, сроками реализации, составом участников и их ролью в реализации проектов развития в рамках ГЧП, с различным уровнем административного и финансового обеспечения (таблица 1). Анализ реализации проектов ГЧП в сфере туризма в регионах России

По состоянию на начало 2020 года, по данным Национального центра ГЧП, в российской структуре проектов, реализуемых в рамках ГЧП, на сферу туризма приходится 3,55%, что свидетельствует об активизации применения механизмов ГЧП при создании объектов туристской инфраструктуры на фоне иных отраслевых комплексов (рис. 1). Также необходимо указать на существенное расширение географии проектов. За три последних года в четыре раза увеличилось количество российских регионов, признающих необходимость расширения применения механизмов ГЧП: от 13 в 2017 году до 52 регионов в 2019 году, при этом 48% всех проектов приходится на Центральный (24,5%) и Уральский (23,5%) федеральные округа (рис. 2).

Существенное расширение географии проектов сопровождалось ростом их количества. Если в первой половине 2017 года на сайте Национального центра ГЧП было представлено всего 26 проектов в сфере туризма общей стоимостью около 17,1 млрд руб. [6], то в начале 2020 года количество таких проектов увеличилось до 175, общая их стоимость составляет порядка 121 млрд рублей [14]. В таблице 2 представлено распределение проектов ГЧП/МЧП в сфере туризма по объектам и формам, анализ которых позволяет выявить ключевые тенденции развития государственно-частного партнерства в сфере туризма в Российской Федерации в контексте изменения нормативно-правовой базы в сфере ГЧП с учетом влияния целевых программ развития туризма на федеральном и региональном уровнях.

Таблица 1

Сравнительный анализ правовых форм ГЧП в сфере туризма в Российской Федерации

Формы ^\реализации \ ГЧП Ключевые элементы Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа Туристский кластер Проекты ГЧП/МЧП Иные формы ГЧП

Основание для реализации проекта Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ Соглашение о ГЧП (МЧП) Концессионное соглашение Договор аренды

Правовой режим земельных участков, предоставляемых инвесторам (резидентам) Возможность выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости Земельные участки принадлежат на праве собственности инвесторам Аренда земельных участков Аренда земельных участков Аренда земельных участков

Планирование и проектирование Проект планировки ТР ОЭЗ. Разработка ПСД для объектов обеспечивающей инфраструктуры Разработка ПСД для объектов обеспечивающей инфраструктуры Подготовка ПСД может осуществляться частным партнером Подготовка ПСД осуществляется концессионером

Создание объектов обеспечивающей инфраструктуры За счет бюджетных средств всех уровней За счет бюджетных средств всех уровней Объекты инфраструктуры могут являться объектами ГЧП (МЧП) Объекты инфраструктуры могут являться объектами концессионных соглашений Объекты инфраструктуры могут являться объектами договоров

Наличие управляющих организаций Наблюдательный совет ОЭЗ, управляющая компания Не предусмотрено Функции осуществляет частный партнер Функции осуществляет частный партнер Нет

Участники ГЧП Органы власти, управляющая компания, резиденты Органы власти, резиденты Публичный и частный партнеры Концедент, концессионер Арендодатель, арендатор

Работа с потенциальными инвесторами (резидентами) Принцип «одного окна» Принцип «одного окна» Специальных форм работы нет Специальных форм работы нет Специальных форм работы нет

Льготы по налогам, кредитам, субсидии, гарантии Льготное налогообложение Субсидии кредитным организациям по кредитам для инвесторов Отдельных льгот нет Отдельных льгот нет Льготная арендная ставка

Срок реализации инвестиционного проекта 49 лет Срок создания кластера Срок создания объекта Срок концессионного соглашения Индивидуальный срок

Составлено авторами.

Из 175 проектов свыше 60% реализуются на муниципальном уровне, что свидетельствует о формировании органами местного самоуправления активной политики в привлечении частных инвестиций. Рассматриваемые проекты существенно различаются по туристским объектам и формам реализации ГЧП/МЧП, что лишний раз свидетельствует о чрезвычайно широком диапазоне бизнес-моделей. Наиболее распространенными объектами инвестирования на условиях ГЧП являются центры туризма (36%), гостиницы, кемпинги, базы отдыха (22%), объекты культурного наследия в целях развития усадебного туризма (18%), объекты туристско-рекреационного кластера (12%).

70

60

50

40

30

20

10

Оборона и безопасность 0,04

Социальная инфраструктура 12,35

Туризм 3,55

ЖКХ и сопутствующая инфраструктура 0,14

Коммунально -энергетическая инфраструктура 74,1

Промышленная инфраструктура

2,96 Благоустройство и Сельско- и сопутсвующая

охотхозяйственная инфраструктура

0,39 1,16

Транспорт

4,38

1Т инфраструктура 0,93 '

0

Рис. 1. Распределение проектов ГЧП/МЧП по сферам проекта, в % от общего числа проектов [14]

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Центральный ФО 43

Северо-Западный ФО

22

Уральский ФО 41

Приволжский ФО 18

Севере- Кавказский I ФО

Южный ФО 5

- ■ ■

Сибирский ФО 25

Дальневосточный ФО 19

Рис. 2. Распределение проектов ГЧП/МЧП в разрезе федеральных округов в 2019 году, ед. [14]

В качестве ключевой тенденции отметим появление проектов ГЧП/МЧП, реализуемых в соответствии с федеральным законом № 224-ФЗ, в 2017 году в общероссийской базе проектов ГЧП таковых проектов не было. Так, в начале 2020 года в общероссийской базе проектов отмечено 8 проектов, реализуемых в соответствии с федеральным законом № 224-ФЗ с общим объемом частных инвестиций около 17,7 млрд руб. Все более заметной тенденцией становится также реализация проектов в рамках концессионных соглашений. Если в 2017 году таковых проектов было 14 с общим объемом 2,6 млрд руб., то в начале 2020 года их количество составляет 66 проектов с общим объемом частных инвестиций более 34 млрд руб.

Значительно активизировалась деятельность регионов по привлечению внебюджетных инвестиций в туристскую инфраструктуру в рамках регионального законодательства о ГЧП/МЧП. В 2017 году в общероссийской базе проектов был зарегистрирован лишь один проект с объёмом 507,3 млн руб., а в начале 2020 года количество проектов составило 48 с объемом частных инвестиций 31,7 млрд руб. Такая тенденция указывает на улучшение законодательного обеспечения ГЧП, формирование институциональных условий и благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне.

Таблица 2

Распределение проектов ГЧП/МЧП в сфере туризма по объектам и формам по состоянию на 20.01.2020, ед./млн руб. [14]

Формы ГЧП/МЧП Объекты ГЧП/ МЧП (224-ФЗ) Концессионные соглашения (115-ФЗ) Инвестиционный договор Договор ГЧП/МЧП (региональное законодательство) Договор аренды с инвестиционными обязательствами Корпоративная форма партнерства (совм. юр. лицо) Итого

Детские оздоровительные лагеря - 5 / 673,1 - 1 / 174,7 6

Центры туризма 5 / 11 145,4 24 / 8 191,7 2 / 4 823,1 22 / 21 112,3 9 / 8 763,7 1 / 289,9 63

ООПТ (рекреационная деятельность) - - - - - - 0

Туристско-рекреационные кластеры 1 / 970,0 6 / 22 224,3 2 / 6 955,2 7 / 7 163,9 5 / 3 706,4 - 21

Гостиницы, кемпинги, базы отдыха - 9 / 932,3 4 / 92,0 14 / 3 079,8 12 / 9 475,1 - 39

Объекты культурного наследия - 14 / 1 782,4 - 3 / 117,0 15 / 3 279,4 - 32

Водные объекты - 1 / 4,2 - - 1 / 50,0 - 2

Горнолыжные комплексы - - - - - - -

Объекты общественного питания 1 / 160,0 - - 1 / 11,0 - 2

Благоустройство общественного пространства 1/ 200,0 6 / 389,8 - - 1 / 41,5 - 8

Природно- оздоровительные парки - - - 1 / 65, 0 - - 1

ОЭЗТРТ 1/ 5 387,4 1

Всего 8 / 17 702,8 66 / 34 357,8 8 / 11 870,3 48 / 31 712,7 44 / 25 325,1 1 / 289,9 175 / 121 258,7

Составлено авторами.

Безусловно, проявление региональных факторов инвестиционной деятельности сказалось и на увеличении количества проектов, реализуемых на основе договоров аренды или безвозмездного пользования с инвестиционными обязательствами, инвестиционного соглашения или иных форм договоров, предусматривающих создание и эксплуатацию объектов общественной инфраструктуры частным партнером. Их количество увеличилось с 10 проектов (14,0 млрд руб.) в 2017 году до 52 проектов с общим объемом частных инвестиций около 37,0 млрд руб. в 2020 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ проектов ГЧП в сфере туризма показал, что на сайте Национального центра ГЧП не представлены проекты ГЧП, реализация которых осуществляется на территории горнолыжных комплексов, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В то же время, проблематика применения механизмов ГЧП на ООПТ становится актуальной в контексте создания условий для развития экологического туризма. Заключение

В целом результаты исследования свидетельствуют об активизации применения механизмов ГЧП при создании объектов туристской инфраструктуры. Доля туристских проектов ГЧП в общем количестве

проектов, размещенных на сайте национального центра ГЧП, составляет 3,55%. Реализуемые региональные проекты существенно различаются по туристским объектам и формам реализации ГЧП/МЧП, что свидетельствует о широком диапазоне бизнес-моделей. Однако отсутствуют примеры использования механизмов ГЧП на особо охраняемых природных территориях.

Учитывая, что в отраслевых стратегических и программных документах РФ в целях развития инфраструктуры туризма предусматривается расширение применения одной или нескольких инновационных технологий финансирования (концессия, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, контракт жизненного цикла), то в фокусе постоянного внимания туристских администраций регионов должны быть вопросы повышения качества подготовки и управления проектами ГЧП. Более того, качество и эффективность реализации проектов ГЧП будет зависеть не только от юридически закрепленного равноправного сотрудничества партнеров, но и от консолидации ресурсов, а также распределения финансовых рисков и затрат при достижении целей проекта. В этом контексте требуется постоянный мониторинг проектов ГЧП, изучение, выявление и распространение лучших практик по развитию проектов, реализуемых на условиях ГЧП. Благодарности

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00665 а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Багирян В.А. Государственно-частное партнерство в туризме как инструмент защиты национальных интересов государства // Финансовые исследования. 2016. № 2 (51). С. 62-68.

2. Беденко Н.Н., Досаева А.Л., Мошкова Л.Е. Государственно-частное партнерство в туризме на территории присутствия: перспективные модели // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 20. С. 20-26.

3. Борщевский Г.А. Создание институциональных условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру: опыт российских регионов // Вопросы экономики. 2019. № 2. С. 134-157.

4. Валиев М.Ш. Государственно-частное партнерство как инструмент отраслевого развития внутреннего регионального туризма // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 5 (37). С. 66-72.

5. Гласова Е.С., Сафронова С.Э. Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1 (6). С. 12-14.

6. Государственно-частное партнерство в сфере туризма. Лучшие практики субъектов Российской Федерации. М.: Изд-во Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. 104 с.

7. Гришин С.Ю., Карпова Г.А. Теоретико-методологические подходы к формированию кластеров в сфере детско-юношеского туризма // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2015. № 3. С. 82-86.

8. Дедусенко Е.А. Международные тенденции развития государственно-частного партнерства в туризме // Научный альманах. 2017. № 2-1 (28). С. 66-68.

9. Лаврова Т.А., Уваров С.А. Государственно-частное партнерство как основа интенсивного развития туризма в России // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 2. С. 190-195.

10. Ли Чжэ Сун. Государственно-частное партнерство в Республике Корея: опыт становления и достигнутые результаты // Вестник МГИМО - Университета. 2015. № 3. С. 217-224.

11. Максанова Л.Б.-Ж. О формировании механизмов управления реализацией укрупненных инвестиционных проектов в сфере туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 2 (38). С. 12-16.

12. Минеев В.В. Реализация государственно-частного партнерства в республике Крым в индустрии туризма // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 7 (42). С. 153-156.

13. Мороз О.Н., Шадринцева А.Н. Государственно-частное партнерство в сфере регионального туризма // Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий. 2015. № 2 (30). С. 124-132.

14. Платформа поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosinfra.ru/project (дата обращения 20.01.2020).

15. Плотников В.А., Федотова Г.В., Пролубников А.В. Государственно-частное партнерство и специфика его реализации в регионах России // Экономика и управление. 2015. № 1 (111). С. 38-43.

16. Селеванова Е.В., Трухачев А.В., Иволга А.Г. Государственно-частное партнерство как один из факторов эффективного развития туризма в России // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 4 (16). С. 284-287.

17. Шоричева А.Ю. Государственно-частное партнерство в сфере охотничьего туризма // Северный регион: наука, образование, культура. 2014. № 2 (30). С. 110-113.

18. Щегорцов М.В., Логачева А.А. Государственно-частное партнерство как инструмент повышения конкурентоспособности российского туризма // Научный вестник МГИИТ. 2018. № 1 (51). С. 83-90.

19. Smith A.L. Public-Private Partnerships (PPPs) for Sustainable Tourism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oas.org/en/sedi/desd/itc2011/pres/Arthur_Smith.pdf (дата обращения 20.01.2020).

20. Nguyen D.N., Imamura F., Iuchi K. Public-private collaboration for disaster risk management: A case study of hotels in Matsushima, Japan // Tourism Management. 2017. № 61. P. 129-140.

21. Franco M., Estevao C. The role of tourism public-private partnerships in regional development: a conceptual model proposal // CADERNOS EBAPE.BR. 2010. № 8 (4). P. 600-612.

22. Nipa N.J., Sultana J., Rahman Md.H. Prospect of Private-Public Partnership in Tourism of Bangladesh // Journal of Investment and Management. 2015. № 4 (3). P 73-83.

23. Public-private sector cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness. Madrid: World Tourism Organization, 2000. 289 p.

24. Hans V.B. Public-Private Partnership in the Tourism Sector: Balancing Legitimacy, Building Effectiveness. 2017.

25. Dias V., Smith C.P. Public Private Partnership on Tourism - an Opportunity for GOA // Anushandhan. 2014. № 4.

26. World Tourism Organization. Affiliate Members Global Reports. Volume eleven - Public-Private Partnerships: Tourism Development. UNWTO, Madrid, 2015. 74 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.