EDN: VFHGET
ВА Плотников - д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, [email protected],
V.A. Plotnikov - doctor of economics, professor, Saint Petersburg state university of economics, Saint Petersburg, Russia;
А.А. Маршанкулова - студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия,
A.A. Marshankulova - student, Saint Petersburg state university of economics, Saint Petersburg, Russia.
ВНЕШНИЕ САНКЦИИ И РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ EXTERNAL SANCTIONS AND THE RUSSIAN ECONOMY: STATUS AND PROSPECTS
Аннотация. Внешнее санкционное давление - одна из характерных черт международных политических и экономических отношений современности. В настоящее время Россия находится под воздействием самых серьезных за всю историю санкций, введенных «коллективным Западом». В статье рассмотрен состав и направленность экономических санкций, введенных против России в последнее время. Дана их развернутая характеристика и указаны направления влияния на экономику. Основное внимание уделено санкциям против реального сектора экономики, в том числе с учетом их отраслевой направленности. Авторами описаны перспективы развития российской экономики в условиях усиливающегося санкционно-го давления. Указано на необходимость институциональных и структурных изменений как в системе экономической политики, так и в национальной экономике в целом. При условии успешности этих изменений, устойчивое развитие российской экономики продолжится, несмотря на санкции.
Abstract. External sanctions pressure is one of the characteristic features of modern international political and economic relations. Russia is currently under the most severe sanctions in history, imposed by the "collective West". The article considers the composition and direction of economic sanctions imposed against Russia recently. Their detailed characteristics are given and directions of influence on the economy are indicated. The main attention is paid to sanctions against the real sector of the economy, including taking into account their sectoral focus. The authors describe the prospects for the development of the Russian economy in the face of increasing sanctions pressure. The need for institutional and structural changes both in the system of economic policy and in the national economy is indicated. If these changes are successful, the sustainable development of the Russian economy will continue despite the sanctions.
Ключевые слова: экономические санкции, российская экономика, политика импортозамещения.
Keywords: economic sanctions, Russian economy, import substitution policy.
Экономические санкции - один из инструментов внешнего давления на страну. Они известны с древних времен (см.: https://www.gazeta.ru/social/2022/03/03/14596663.shtml). В то же время, в последние годы частота использования этого инструмента в мировой экономике и политике существенно выросла, что, по нашему мнению, свидетельствует не только об обострении геополитической и геоэкономической конкуренции, но и об определенном исчерпании потенциала применения традиционных механизмов международного влияния.
Количество вводимых против России санкций стремительно увеличилось после объявления о начале специальной военной операции на территории Украины, ставящей целями демилитаризацию и денацификацию последней в интересах купирования угроз национальной безопасности и суверенитету России. В частности, Россия стала ограничена в импорте товаров для сектора обороны и безопасности. Страны ЕС не могут больше продавать в РФ товары и технологии, которые впоследствии могут усовершенствовать данный сектор экономики России. Япония не экспортирует оружие и взрывчатые вещества, а Великобритания - продукцию, которая относится к «химическому» или «биологическому» оружию.
Перечисленные выше виды ограничений достаточно логичны, т.к. поводом для их введения явилось желание уменьшить военный потенциал РФ. Этого нельзя сказать об иных видах рестрикций. Так, популярными стали санкции, связанные с запретом на ввоз в Россию предметов роскоши: США, ЕС, Япония, Великобритания, Канада, Австралия и Швейцария ввели данные ограничения. Великобритания и ЕС запретили экспорт авиатехники (в том числе гражданской) в Россию.
Многие страны ввели санкции против российской промышленности. В список санкционных товаров входят: полупроводники, различного рода датчики, программное обеспечение, насосы, парогенераторы, краски и лаки, синтетические ткани, аккумуляторы, станки, резина, пластмасса и многое другое. Распространенным видом санкций стало ограничение на предоставление бухгалтерских услуг, услуг аудита и консалтинга.
В числе основных ограничительных мер в сфере финансов и инвестиций стоит отметить следующие: заморозка активов, транзакционные запреты, запрет на операции с государственным долгом, запрет на инвестиции в компании, находящиеся в собственности или под контролем РФ, также отказ от обмена информацией о налогах.
Транспортные санкции включают в себя закрытие воздушного пространства для российских самолетов и запрет на вход в порты для российских судов. Также, в середине марта 2022 года было приостановлено действие сертификатов российских авиакомпаний, среди которых такие купные, как Аэрофлот, S7, Волга-Днепр, Уральские авиалинии и др.
Помимо указанного выше, были введены санкции на экспорт оборудования для добычи нефти и газа, для переработки нефти, на технологии и услуги в нефтегазовом секторе, включая техническое обслуживание оборудования, бухгалтерию, юридическую помощь и др. США ввели полный запрет на ввоз российских энергоносителей - угля, нефти и газа. Также США, ЕС, Норвегия и Швеция ввели санкции на инвестиционную деятельность для собственных компаний в энергетике России.
США ограничили экспорт в ПФ электроники, компьютеров, авионики. ЕС ввели санкции на ввоз в Россию двигателей, квантовой электроники, насосов, сенсоров и лазеров, оборудования для производства микросхем, электронных микроскопов и многого другого. Япония более не экспортирует широкий спектр оборудования различных видов и предназначения, полимеры, аппаратуру для ускорителей заряженных частиц, промышленных роботов, измерительных и испытательных приборов и так далее. Канада не предоставляет программное обеспечение, квантовые компьютеры и передовое производственное оборудование.
Вследствие санкций, под административным и политическим давлением собственных правительств из России ушли VISA и Mastercard, рейтинговые, консалтинговые компании и банки, международные технологические компании, крупные логистические компании.
Представленный выше перечень, который носит обзорный характер, свидетельствует о том, что фраза о «беспрецедентном характере антироссийских санкций», которая часто используется не только в публицистике, но и в научной литературе [1, 2, 3, 4], адекватно описывает сложившуюся ситуацию. По существу, мы имеем дело с экономической войной, объявленной против России «коллективным Западом», цель которой - лишение нашей страны экономического, а - затем - и политического суверенитета.
В 2022 году Россия стала первой по количеству введенных санкций, обогнав в этой гонке Иран. Еще 24 февраля 2022 против России было принято 2 754 санкции, 1 мая 2022 года их количество достигло 7 374, а 2 июня - 10 540 (см.: https://www.castellum.ai/insights/sanctions-100-days-since-russian-invasion). В дальнейшем это количество только возрастает. И ничто не предвещает снижения уровня антироссийской санкционной активности недружественных стран. Безусловно, санкции ослабили экономику Российской Федерации, однако полностью «раздавить» ее не получилось, на что мы указывали в серии предыдущих публикаций [5, 6].
Следует отметить, что санкционное давление на Россию активизировалось с 2014 года, что позволило принять некоторые превентивные антисанкционные меры, укрепившие экономический суверенитет страны. Положительную, в этом смысле, роль сыграл и пандемический кризис 2020 года, в ходе которого был «отыгран сценарий» одномоментного разрыва или, по крайней мере, существенного ослабления внешнеэкономических связей вследствие введенных карантинных ограничений. Россия, в рамках политики импортозамещения [7, 8, 9], долгое время сокращала импорт товаров из стран Запада, снижала зависимость от зарубежного долга, предпринимались и иные аналогичные меры.
Говоря о макроэкономической ситуации в России в 2022 году, следует отметить, что замедление темпов экономического роста в стране ближе к концу года представляется не столь сильным, как это было в первых прогнозах, составлявшихся в марте-апреле этого же года. По мере развития событий, адаптации российской экономики к санкционному шоку, «апокалитические» вначале ожидания сменяются более сдержанными оценками. Так, Банк России в августе 2022 г. спрогнозировал падение ВВП РФ на 4-6 % в 2022 г., чуть более сильное снижение в 2023 г. и медленное восстановление экономики в 2024 году и в последующий период (рисунок 1).
m в*
ЗкмштимрсоЛЖ * Прока liw ■ ■ Рчссии
Рисунок 1 - Фактический уровень и прогноз изменения темпов экономического роста в РФ
(построено Маршанкуловой А.А.: фактические данные — Росстат, прогнозные данные — Банк России)
Следует отметить, что при оценке воздействий санкций нельзя опираться лишь на макроэкономические показатели, такие как ВВП, инфляция, курс рубля, национальный долг и др. Учет лишь этих индикаторов, скорее всего, не скажет многого об экономической ситуации в стране, о перспективах ее изменения. Это определяется как инерционностью экономических процессов, так и наличием, помимо количественных, качественных, структурных изменений.
В целом, санкции, направленные на ограничение импорта, экспорта и банковских транзакций, блокирующие получение иностранных технологий неизбежно могут привести к сокращению потенциала в производстве и дальнейшей реализации товаров [10]. Но это сокращение является высоковероятным лишь при условии проведения пассивной экономической политики, отсутствии результативного противодействия санкциям. Если
же такого рода противодействие осуществляется (и мы видим это в России), то результаты санкционного давления также нивелируются.
Кроме того, нельзя забывать и об «эффекте бумеранга», вследствие которого антироссийские санкции оказывают обратное негативное влияние на бизнес тех стран, которые их вводили. Также на результативность санкционной политики влияет общая ситуация в мировой экономике и политике. Например, на положение российской нефтегазовой отрасли влияет возможность заключения ядерной сделки США и Ирана, что может сказаться на балансе спроса и предложения на рынке углеводородов в мире. Еще одним существенным фактором является вероятная рецессия в мире, которая способна видоизменить мировой политико-экономический ландшафт (см.: https://tass.ru/ekonomika/16008307).
Эмбарго на нефть из России вступит в полную силу уже в конце этого года (см.: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_2802). Так как данное ограничение вводилось постепенно, это позволило российским производителям нефти, во-первых, нарастить поставки в Европу до введения запрета, во-вторых, перенаправить поставки нефти в Азию. Однако, новым затруднением стало отсутствие флота и достаточно развитой инфраструктуры для экспорта нефти в Азию, а также запрет на страхование российских судов. Китай стал отказывать российским судовладельцам в страховании грузов отечественными компаниями. КНР отказываются признавать страховые документы на грузы и суда. Также экспортёры сталкиваются с ростом ставок по страхованию военных рисков для судов, которые заходят в морские порты.
В сфере машиностроения перспективы тоже не самые радужные. Самым серьезным последствием санкций для машиностроения является недостаток запчастей и деталей, отказ в сервисном обслуживании оборудования, что приводит к невозможности работы на уже существующих установках иностранного производства. Импортозамещение объектов, попавших под санкции (включает в себя квантовые компьютеры, высокотехнологичную электронику, программное обеспечение, машины, полупроводники), процесс если и возможный, то очень небыстрый. Именно поэтому наиболее выгодным решением для производителей в среднесрочной перспективе будет параллельный импорт, для которого созданы необходимые правовые рамки.
Ситуация в машиностроении ухудшается еще одним фактором - логистическими ограничениями, связанными, в первую очередь, с режимом самоизоляции 2020-2021 годов, а также с внезапной вспышкой коронавируса в Китае в 2022 году (см.: https://www.raexpert.ru/researches/sancinomics_2022). Наличие этих ограничений приводит к тому, что даже параллельный импорт в ряде случае существенно затруднен. Многие российские компании испытывают трудности из-за нехватки сырья, различных деталей и комплектующих иностранного производства. Российский Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара провел опрос, согласно которому около 81 % производителей согласились с тем, что они не могут найти российских аналогов импортных товаров, а более 50 % были разочарованы качеством товаров из России (см.: https://papers.ssrn.com/soB/papers.cfm?abstract_id=4167193).
На рынке авиационных услуг также наблюдаются тяжелые последствия. Российские самолеты больше не летают в значительно число зарубежных стран. Компании-арендодатели, предоставившие России самолеты, потребовали их обратно. Обслуживание данных самолетов прекратилось, а страховки и вовсе обнулились. Это затрудняет проведение качественного обслуживания воздушных судов, следствием чего может явиться быстрый приход их негодность (см.: https://www.forbes.ru/biznes/457955-cto-budet-s-rossijskoj-aviaotrasl-u-iz-za-sankcij). Выкуп самолетов становится также очень затрудненным, так как многие наиболее крупные российские лизинговые компании попали под санкции, а они являются дочерними компаниями крупных банков.
Ситуация в сельском хозяйстве также сложная. Жёсткие санкции были несколько смягчены, чтобы сохранить мировую продовольственную безопасность, однако все еще существуют некоторые затруднения, связанные с повышенной стоимостью страховки, закрытием европейских портов для судов из России, усложненной логистикой и со многими другими. Отрасль страдает также и от прекращения поставок многих запчастей и сельскохозяйственной техники (см.: https://www.raexpert.ru/researches/sancinomics_2022).
Однако мы не можем сказать, что санкции только негативно отражаются на российской экономике. Правительство РФ разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение экономической ситуации в стране, одним из которых является политика импортозамещения. Реализация мер по усовершенствованию импортоза-мещения может впоследствии оказать очень положительное влияние не только на российский рынок инновационной продукции, но и на конкурентоспособность российских производителей на мировом рынке [11].
Министерство промышленности и торговли РФ выделяет средства на поддержку отечественных производителей, предоставляет налоговые льготы, а также проводит мероприятия, направленные на стимулирование спроса на российские товары. Следует отметить, что санкции, направленные на ограничение импорта, в какой-то мере помогут удержать деньги в стране, что, в свою очередь, может привести к развитию новых технологий и дополнительному производству товаров [12].
Центральный Банк Российской Федерации предоставил три пути развития экономической ситуации в России, одним из которых является базовый, он же и наиболее вероятный. Согласно базовому сценарию, ВВП России сократится на 4-6 % в 2022 г., в 2023 г. - на 1-4 %, а в 2024 и 2025 гг. ВВП вырастет на 1,5-2,5 %. В 2022 году инфляция составит 12-15 %, в 2023 году она уменьшится до 5-7 %, а в 2024 году будет держаться в районе 4 %. На наш взгляд, эти прогнозы вполне реалистичны. В то же время, для того чтобы этот сценарий осуществился и определенные в нем показатели были не только достигнуты, но и превзойдены, необходима активизация работы правительства, что требует институциональной и структурной перестройки российской экономики, а также всей системы публичного управления [13].
Источники:
1. Былков В.Г. Социально-экономические предпосылки трансформации рынка труда в условиях введения беспрецедентных санкций // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 10. С. 1489-1508.
2. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7-13.
3. Капогузов Е.А., Чупин Р.И. "Санкции 2022": возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства // Journal of Economic Regulation. 2022. Т. 13. № 1. С. 67-74.
4. Мухортов Д.В., Фролов А.О. Оценка влияния кризиса на нефтегазовую отрасль РФ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 3 (53). С. 31-34.
5. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 10. С. 1037-1050.
6. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537.
7. Вертакова Ю.В., Евтюхин А.С. Проблемы реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности // Экономика и управление. 2019. № 6 (164). С. 50-57.
8. Кемейшо А.С. Результаты импортозамещения в России (оценка на конец 2020 года) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 16-21.
9. Рукинов М.В. Проблемы импортозамещения в России и их влияние на обеспечение национальной экономической безопасности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40). С. 9-12.
10. Бабич Т.Н., Положенцева Ю.С., Папова Л.В., Чернышов И.А. Особенности трансформации экспортно-импортных отношений в условиях санкционного давления // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 30-36.
11. Харламов А.В., Харламова Т.Л., Поняева И. Государственное управление инновационным развитием с использованием возможностей импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 4 (136).
12. Левченко К.А. Санкции - новый стимул для российского импортозамещения // Молодой ученый. 2022. № 42 (437). С. 309-311.
13. Сахарова С.М., Репичев А.И., Адаменко А.А. Концепция стратегического публичного управления в современных условиях // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 228-235.
EDN: QBPORN
B.А. Полищученко - аспирант кафедры «Менеджмент и управление персоналом», Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия, [email protected],
V.A. Polishchuchenko - graduate student of the department«Management and personnel management» Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, Russia;
C.-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,
S.-A.Sh. Dovtaev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of industries and enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ
В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА TO THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE
REGIONS OF RUSSIA WITHIN THE FRAMEWORK OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Аннотация. В настоящее время из-за высокой турбулентности, очередной технологической революции, внешних ограничений на иностранные технологии и заимствования, роль государства становится еще более важной и значимой. Одной из приоритетных задач государства является стимулирование межотраслевого сотрудничества, которое дает возможность для объединения заинтересованных стороны с целью реализации значимых проектов и инициатив в масштабе страны.
В статье отмечена ориентированность инфраструктурных проектов, реализуемых в Российской Федерации, на применении инновационных решений, или решений, планируемых к локализации при реализации проектов. Сформулирована цель внедрения инновационных проектов, описана суть механизма. Выделен ряд поправок, которые могут положительно повлиять на практику применения законодательства о государственно-частном партнерстве в сфере внедрения инноваций и реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в сфере создания инфраструктуры.
Abstract. At present, due to high turbulence, another technological revolution, external restrictions on foreign technologies and borrowing, the role of the state is becoming even more important and significant. One of the priority tasks of the state is to stimulate intersectoral cooperation, which provides an opportunity to bring together interested parties in order to implement significant projects and initiatives on a national scale.
The article notes the focus of infrastructure projects implemented in the Russian Federation on the use of innovative solutions, or solutions planned for localization during the implementation of projects. The purpose of introducing innovative projects is formulated, the essence of the mechanism is described. A number of amendments have been identified that can positively affect the