I
ш
*
CI
Ш I Ш
o;
Санкции в условиях глобализации и их влияние на экономическое развитие России
I*
Sanctions in the Age of Globalization and their Influence on Russia's Economic Development
Вертакова Юлия Владимировна
заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г Курск), доктор экономических наук, профессор 305040, г Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Vertakova Yuliya Vladimirovna
Southwest State University (Kursk) 50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
Клевцова Мария Геннадьевна
доцент Юго-Западного государственного университета (г. Курск), кандидат экономических наук
305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Klevtsova Mariya Gennad'evna
Southwest State University (Kursk) 50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
Исследование направлено на изучение направлений и последствий санкционого и контрсанкционного взаимодействия экономик зарубежных стран и России.
Цель. Выявить и описать механизм и особенности воздействия экономических санкций, введенных против России странами Запада, и российских контрсанкций на социально-экономическое развитие.
Задачи. Систематизировать введенные против России экономические санкции и ограничения; выявить взаимосвязь санкций и процессов глобализации, уровня развития внешней торговли; оценить степень влияния на экономику России западных санкций и российских контрсанкций — на экономики западных стран; сформировать предложения по совершенствованию государственной экономической политики, реализуемой в России, в условиях экономических санкций и ограничений.
Методология. В работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного, ретроспективного, экспертного анализа рассмотрены предпосылки и хронология введения санкций, оценено их влияние на экономику; при разработке предложений по совершенствованию российской экономической политики использован сценарный подход.
Результаты. В статье дана характеристика системы экономических санкций, введенных против России в 2014-2015 гг. Проанализирован рейтинг ведущих стран мира по индексу глобализации, который показал, что российская экономика находится только на этапе включения в глобализационные процессы, поэтому экономические санкции не меняют основных направлений государственной экономической
УДК 341.655
Положенцева Юлия Сергеевна
доцент Юго-Западного государственного университета (г. Курск), кандидат экономических наук
305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Polozhentseva Yuliya Sergeevna
Southwest State University (Kursk) 50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
политики и трендов социально-экономического развития. Предпринята попытка оценить последствия введения санкций на основе сравнительного анализа стран — лидеров мирового экспорта и импорта товаров. Систематизированы основные направления воздействия западных санкций на экономику России. Оценены последствия контрсанкций для европейских стран. Показано, что экономические ограничения, возникшие в условиях введения санкций в отношении России, могут послужить серьезным толчком к развитию отечественным компаниям и стимулированию процессов импортозамещения.
Выводы. Полученные результаты позволяют предложить более эффективные инструменты экономической политики, ориентированной на развитие внутреннего рынка и импортозамещение в условиях санкций.
Ключевые слова: экономические санкции, эмбарго, контрсанкции, импортозамещение, глобализация, экспорт, импорт
This study examines the focal points and repercussions of sanctions and countersanctions existing between foreign economies and Russia.
Aim. To determine and characterize the mechanism and special aspects arising from the impact of economic sanctions imposed on Russia by Western countries on socioeconomic development.
Tasks. To systematize economic sanctions and restrictions imposed on Russia; to determine the correlation between sanctions, globalization processes, and the degree of foreign trade development; to assess the degree of impact of Western sanctions and Russian countersanctions on the Russian economy; to formulate proposals for the refinement of Russia's economic policy implemented in the context of economic sanctions and restrictions.
Methods. This study examines the rationales for sanctions and the chronology of their imposition and employs general methods of scientific cognition as well as comparative, retrospective, and expert analysis to assess their impact on the economy. A scenario approach was used to formulate proposals for refining Russia's economic policy.
Results. This study details the characteristics of the system of economic sanctions imposed on Russia in
* Исследование выполнено на основе государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.2671.2014 «Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем».
2014-2015. The rankings of the world's leading countries in terms of globalization index were analyzed, revealing that the Russian economy is a relative newcomer to the globalization processes. Therefore, economic sanctions do not change the focal points of the state's economic policy or trends in socioeconomic development. An attempt was made to assess the sanctions' repercussions based on a comparative analysis of the world's leading exporters and importers. The focal points of the impact of Western sanctions' on the Russian economy were systematized, and the repercussions of countersanc-tions on European countries were assessed. It was shown that economic restrictions resulting from the sanctions imposed on Russia can serve as a strong impulse to develop domestic companies and stimulate import substitution.
Conclusions. The obtained results enable the authors to propose effective tools for an economic policy aimed at developing the domestic market and import substitution in the context of sanctions.
Keywords: economic sanctions, embargo, counter-sanctions, import substitution, globalization, export, import
Экономика РФ функционирует сегодня в условиях нестабильной и весьма агрессивной внешней среды. Тренды современного экономического развития связаны с рядом геополитических факторов и прежде всего с активными попытками санкционных воздействий зарубежных стран, направленных в первую очередь на дестабилизацию социально-экономического развития и снижение обороноспособности России. Это обострение отношений связано с украинским кризисом, но, на наш взгляд, основная причина — попытка экономического ослабления и последующего политического подчинения России в целях усиления доминирующего положения США и ряда европейских стран в мире.
Значительное число зарубежных стран, рискуя ослабить свою экономику, понести финансовый ущерб и увеличить безработицу, поддержали США и страны G7 в ограничении сотрудничества с Россией и приняли пакет антироссийских санкций. Западные санкции включают в себя практически полный спектр инструментов экономического, политического и информационного давления на Россию начиная с ее руководящего уровня управления и завершая обществом в целом. Основные направления санкционного давления Запада на Россию следующие:
• приостановка военного сотрудничества и сворачивание совместных проектов, включая космические;
• запрет экспорта высокотехнологичной продукции, в том числе военной и продукции двойного назначения, в Россию;
• угроза конфискации активов российских физических и юридических лиц, находящихся в юрисдикции США и стран ЕС;
• снижение инвестиционной привлекательности России (власти США и их союзники принуждают бизнес к продаже активов в России и выводу капитала, в связи с чем «бегство капиталов» превысило 100 млрд долл., западные кредитные и банковские учреждения сворачивают кредитные линии и отказываются от инвестиций в проекты российских организаций);
• затруднение международных платежей и снижение суверенного кредитного рейтинга РФ, ограничение деятельности российских банков, недопуск их к новым и рефинансированию существующих займов;
• приостановка совместных с западными корпорациями экономических проектов, снижение объемов внешней торговли;
• введение «черного списка» (стоп-листов), в кото- < рый вошли некоторые граждане и организации РФ, ш которым был запрещен въезд на территорию ЕС | и других стран или отказано в визах, а юридическим ^ лицам запрещено ведение бизнеса; □=
• отмена культурных проектов, правительственных 5 визитов, информационные запреты, активная анти- х российская пропаганда и пр.
Проведенный анализ и обобщение санкционных мер ш выявили, что основными секторами дестабилизации m деловых связей с Россией являются оборонно-про- 2 мышленный комплекс, IT-бизнес, банковская сфера > и туризм. В табл. 1 приведен обобщенный список 2 санкций (ограничительных мер) зарубежных стран н в отношении России, разделенный по видам воздей- < ствия на социально-экономическое и политическое i= развитие страны. Отметим, что авторы ставили своей х целью не перечислить все ограничительные меры, х но лишь систематизировать основные направления о санкционного воздействия. н-
Введение экономических санкций по отношению к России должно с точки зрения западных стран привести к экономической рецессии, снижению жизненного уровня населения, росту социального недовольства и политическому протесту в России. Бесспорно, санкции влияют на социально-экономическое развитие. Многие эксперты отмечают, что введенные против России санкции будут в ближайшие 3 года одним из главных факторов, препятствующих росту российской экономики. Об этом, в частности, говорится в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016-2018 гг., разработанном Центральным банком РФ [1]. В период 2016-2018 гг. оцениваемые темпы годового роста лежат в диапазон от 0 до -0,6%, что контрастирует с прогнозом МВФ о том, что мировая экономика в этот период (2014-2018 гг.) будет расти со среднегодовым темпом 3,6%. Доклад ООН об экономической ситуации в мире и перспективах ее развития [2] также называет санкции в числе трех основных факторов, приводящих к сокращению потенциала роста суммарного ВВП СНГ в 2015-2016 гг. (наряду с вооруженным конфликтом на востоке Украины и падением цен на нефть).
С позиций стратегического анализа, по мнению авторов, санкции против России следует рассматривать не только как ограничение в развитии, но и как новую возможность для корректировки экономической модели. Они не только не меняют основных направлений российской государственной экономической политики, но и, наоборот, дают дополнительный импульс в части развития внутреннего рынка и собственного производства, повышения устойчивости социально-экономической системы, реализации стратегии им-портозамещения [3].
При введении мер ограничивающего характера важно понимать, что мировое экономическое пространство подвержено влиянию глобализационных процессов. Особенностью современных рыночных отношений является изменение статуса территорий, определяемого воздействием различных глобализа-ционных процессов [4]. Глобализация характеризуется увеличением потоков товаров, услуг, капиталов, информации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению как отдельных рынков, так и экономик разных стран в целом. О степени тесноты этих связей можно судить по индексу глобализации (KOF, Index of Globalization — см.: http://globalization.kof.ethz.ch), который оценивается по 24 частным показателям (субиндексам)
Обобщенный список санкций (ограничительных мер) зарубежных стран в отношении России
Направление Страна Общее содержание и примеры ограничений
1 2 3
Отмена правительственных визитов, культурных мероприятий и т. п. США, Австралия, Великобритания, Шотландия, Грузия, Украина, Германия, Латвия, Молдавия, Польша, Чехия, Япония Многие европейские страны отменили ряд правительственных визитов, отменили гастроли российских артистов или запретили им въезд, отказались поддерживать культурный проект «Год культуры России в Европе». Великобритания отказалась участвовать в Международном энергетическом форуме. США отменили ряд совместных конференций. Украина и Молдавия запретили для показа ряд российских фильмов и телесериалов, вещание центральных каналов РФ. Чехия и Польша запретили доставку писем и посылок для жителей Крыма. США прекратили сотрудничество в космической сфере, кроме проекта МКС. Украина закрыла крымские порты, запретила въезд в страну ряду сотрудников российских СМИ
Ограничения на политические и дипломатические действия США, Великобритания, Германия, Канада, Норвегия, Польша, Франция, Швейцария, Чехия, Япония Япония прекратила консультации с Россией по вопросу спорных островов. Многие европейские страны заявили о прекращении контактов с Россией на уровне членов правительства и ограничении контактов на уровне их заместителей, отменили все визиты на высшем уровне руководства стран, визиты военных специалистов и командования, поездки инвестиционных и экономических делегаций, переговоры в различных сферах
Индивидуальные санкции о въезде граждан и (или) выдаче виз США, Австралия, Албания, Шотландия, Германия, Исландия, Великобритания, Шотландия, Германия, Латвия, Лихтенштейн, Молдавия, Норвегия, Новая Зеландия, Франция, Швейцария, Черногория, Эстония, Япония, Украина Страны опубликовали перечни лиц, которым отказано во въезде или выдаче виз, при этом они регулярно расширяют свой санкционный список на физических лиц и компании. Великобритания отказала в выдаче виз членам российской делегации, которая должна была представлять Россию на авиасалоне «Фарнборо». Украина ограничила въезд для граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, всем гражданам с крымской регистрацией
Приостановка военного сотрудничества с Россией США, Германия, Великобритания, Канада, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония, Украина США и страны НАТО прекратили ряд проектов в области противоракетной обороны, атомного вооружения. Канада выслала со своей территории всех российских военнослужащих и заместителя военного атташе посольства России. Многие европейские страны отменили запланированные совместные военные учения
Эмбарго на экспорт и импорт оружия, запрет на поставки России вооружения и высокотехнологичного оборудования США, Австралия, Албания, Великобритания, Германия, Исландия, Шотландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Франция, Швейцария, Черногория, Украина Перечисленные страны ввели эмбарго на импорт и экспорт оружия и ряда материалов в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям, поставки России оборудования для нефтегазовой сферы, для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти. Германия 19 марта 2014 г. решением Совета CFSP и регламентом Совета ЕС приостановила выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн евро. Франция разорвала контракт на поставку вертолетоносцев класса «Мистраль». Норвегия, Канада и США запретили экспорт техники и оборудования для разведки и добычи нефти на глубине более 150 м на морском шельфе за Полярным кругом. США прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения, выдавать лицензии на экспорт в Россию некоторых видов продукции
Запрет на экспорт и (или) импорт продовольствия и других товаров (услуг) Грузия, Исландия, Канада, Лихтенштейн, США, Украина Страны запретили экспорт и импорт продукции, изготавливаемой в Севастополе и Крыму. США запретили ввоз на свою территорию прямо или косвенно любых товаров, услуг или технологий из Крыма. Украина перекрыла поставки воды на Крымский полуостров через Северо-Крым-ский канал
Окончание табл. 1 <
1 2 3
Ограничения на доступ российских банков на рынок капитала, кредитные ограничения для российских компаний, замораживание счетов и операций физических лиц и другие санкции в финансовой сфере Австралия, Великобритания, Исландия, Шотландия, Канада, Новая Зеландия, Япония, США, Украина Перечисленные страны запретили доступ российских банков на свои рынки капитала, предоставление займов или кредитов российским компаниям, инвестиции в Крым или торговлю с ним. Королевский банк Шотландии сократил общий лимит и ввел кредитные ограничения на новые операции для российских компаний. Новая Зеландия закрыла корреспондентские счета ряда российских госбанков. США заморозили банковские счета российских должностных лиц, арестовали имущество, ввели санкции против банка «Россия», Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка, Газпромбанка, Россельхозбанка, Банка Москвы и др., а также ввели наказание для любых иностранных банков, производящих финансовые операции с внесенными ранее в санкционные списки российскими юридическими и физическими лицами. США ввели финансовые санкции в отношении «Газпрома», «Новатэка», «Роснефти», «Рособоронэкспорта», «Объединенной судостроительной корпорации» и других российских компаний. Украина запретила кредитно-депозитные операции в российских рублях на своей материковой территории и перемещение через границу с Крымом наличных российских рублей на определенную сумму, а также запретила резидентам инвестировать в Крым
Ограничения в сферах промышленности, торговли, услуг и инвестиций Албания, Австралия, Великобритания, Исландия, Канада, Швейцария, Молдавия, Норвегия, Украина, Япония, Ирландия, Канада, Черногория, Япония, США Швейцария, Молдавия, Норвегия, Новая Зеландия, Украина, Япония остановили процесс создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Перечисленные страны запретили инвестиции в Крым и Севастополь. Великобритания запретила приобретать британскую авиапродукцию. Ирландия отказалась предоставить в лизинг самолеты Boeing 737-800NG, которые должны были стать основой авиапарка «Доброле-та», что привело к приостановке деятельности компании. Украина расторгла договоры со всеми электростанциями на основе возобновляемых источников энергии на Крымском полуострове
Составлено по: решения Совета ОРБР, регламенты Совета ЕС, межправительственные имплементационные решения и другие нормативно-правовые акты разных стран.
и измеряет три аспекта взаимодействия стран: экономический, социальный и политический (см. табл. 2). Индекс уровня глобализации исчисляется как сумма указанных составляющих с весовыми коэффициентами 36, 39 и 25% соответственно.
Анализ значений индекса глобализации показал, что Россия находится на уровне ниже среднего, т. е. российская экономика находится только на этапе включения в глобализационные процессы. В этой связи ущерб для нее от внешних экономических санкций не может быть значительным. При этом следует учитывать, что последствия от вводимых санкций имеют двухсторонний характер воздействия. Зарубежные страны, вводившие санкции в отношении России, напротив, имеют достаточно высокий уровень глоба-лизованности. Большинство стран придерживаются мнения, что введенные санкции пока дают обратный эффект, эффект «бумеранга». Многие эксперты считают, что введение «серьезных» санкций против России ударит по мировой экономике в целом.
Так, после принятия первой и второй ступеней антироссийских санкций в некоторых странах еврозо-ны снизились объемы промышленного производства и увеличилась безработица. По нашему мнению, негативное воздействие антироссийских санкций будет более ощутимым, чем прогнозируют страны ЕС и США, при этом важно понимать, что их влияние
будет проявляться с определенным временным лагом. Мы считаем, что негативное воздействие санкций на экономику Евросоюза может быть значительнее выше, чем на экономику США, в связи с разной структурой ВВП по доли внешнеторгового оборота (табл. 3) [5-7 и др.].
Взаимоотношения между Россией и странами Запада в 2014-2015 гг. серьезно ухудшились, однако, как показывает анализ итогов мировой торговли, позиции России практически не изменились, она по-прежнему остается ведущим мировым экспортером товаров. По данным Всемирной торговой организации (ВТО) [8], объем мировой торговли всех стран товарами в 2014 г. составил примерно 18,9 трлн долл. США. Отношение мирового экспорта товаров и услуг к суммарному мировому ВВП в долларах США достигло уже 25% в 2014 г. по сравнению с 20% в начале 1990-х гг. За последние 20 лет экспортная составляющая в мировом ВВП увеличилась более чем в 1,5 раза, что стало результатом опережающего роста международной торговли по сравнению с мировым производством в условиях глобализации.
В экспорте товаров Россия в 2014 г. находилась на 11-м месте, а в импорте позиции России несколько слабее — 17-е место (табл. 4). При этом ключевыми партнерами по экспорту для страны являются Нидерланды (13,32% товаропотока), Китай
Фрагмент рейтинга стран мира по индексу глобализации
Рейтинг Страна Индекс глобализации
48 Россия 67,78
Страны — лидеры по степени глобализации
1 Бельгия 92,30
2 Ирландия 91,79
3 Нидерланды 91,33
4 Австрия 89,48
5 Сингапур 88,89
6 Дания 88,12
7 Швеция 87,63
8 Португалия 87,07
9 Венгрия 86,85
10 Швейцария 86.28
Страны G7
12 Великобритания 85,39
13 Канада 85,38
18 Франция 83,86
22 Германия 81,08
23 Италия 81,01
34 США 74,76
56 Япония 63,73
Составлено по: исследования KOF Swiss Economic Institute (http://globalization.kof.ethz.ch).
Таблица 3
Характеристика внешней торговли России и некоторых зарубежных стран (лидеров по индикатору конкурентоспособности Всемирного экономического форума)
Страны Экспортная квота (Exports of goods and services), % of GDP Импортная квота (Imports of goods and services ), % of GDP Квота внешнеторгового оборота (Merchandise trade as a share of GDP is the sum of merchandise exports and imports divided by the value of GDP), %
Швейцария 44,0 38,9 56,5
Швеция 72,1 60,0 62,7
Великобритания 30,1 32,1 44,7
Нидерланды 82,9 72,6 147,8
США 13,5 23,3 23,3
Финляндия 38,4 39,3 56,7
Германия 45,6 39,8 70,9
Япония 16,2 19,0 31,5
Россия 28,6 22,7 41,6
Составлено по: World Bank (http://data.worldbank.org/indicator/NE.IMP.GNFS.ZS/countries?page=3,4).
(6,8%), Италия (7,5%), Германия (7%) и Турция (4,8%). В 2014 г. доля экспорта товаров и услуг в общем объеме ВВП России составила около 49,01%, а если взять весь внешнеторговый оборот страны, то почти 62%. Указанные показатели выше доли экспорта в ВВП, чем у большинства других крупных экономик мира: США (13%), Японии (12,5%), Бразилии (7,5%), Индии (4,4%). Стоимостный объем российского экспорта товаров в 2014 г. уменьшился на 0,2%, до 497 млрд долл. США. В США в 2014 г. экспорт по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 43 млрд долл. США — до 1623 млрд долл. США.
Показатели глубины и географического охвата трансграничных потоков для России значительно разнятся. Экономические связи страны по-прежнему скорее широки, нежели интенсивны: по их охвату
Россия занимает 53-ю строчку рейтинга, а по глубине интеграции, т. е. по интенсивности торговли, потоков капитала, информации и человеческих ресурсов, — 92-ю позицию. Мы согласны с обсуждаемой в профессиональном сообществе позицией, что такая разница в показателях закономерна и характерна для большинства крупных стран [9].
Анализ показывает, что до периода санкционного воздействия основными товарными группами для России с объемом импорта свыше 10 млрд долл. в год являлись легковые автомобили, лекарственные средства и запасные части для автомобилей. На втором месте находились телефонные аппараты, компьютеры и комплектующие, летательные аппараты, кузова для автомобилей, электрогенераторная техника, т. е. товары, импортозамещающее производство которых
Сравнительный анализ позиций стран — лидеров в мировой торговле по объему экспорта (импорта) в общемировом объеме
Страны Доля, % Ранг
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Экспортеры
Китай 11,2 11,7 12,4 1 1 1
США 8,4 8,4 8,6 2 2 2
Германия 7,7 7,7 8,0 3 3 3
Япония 4,4 3,8 3,6 4 4 4
Нидерланды 3,6 3,6 3,6 5 5 5
Франция 3,1 3,1 3,1 6 6 6
Республика Корея 3,0 3,0 3,0 7 7 7
Великобритания 2,6 2,9 2,7 11 8 10
Россия 2,9 2,8 2,6 8 10 11
Италия 2,7 2,8 2,8 9 11 8
Импортеры
США 12,6 12,3 12,7 1 1 1
Китай 9,8 10,3 10,3 2 2 2
Германия 6,3 6,3 6,4 3 3 3
Япония 4,8 4,4 4,3 4 4 4
Франция 3,6 3,6 3,6 6 5 6
Великобритания 3,7 3,5 3,6 5 6 5
Нидерланды 3,2 3,1 3,1 7 8 8
Республика Корея 2,8 2,7 2,8 9 9 9
Италия 2,6 2,5 2,5 11 10 11
Россия 1,8 1,8 1,6 16 16 17
Составлено по: данные ВТО (https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr14_e.htm).
потенциально возможно наладить в России в нужных масштабах и в приемлемом ценовом коридоре в короткий период.
В ответ на санкционные меры российское правительство ввело ряд ответных контрсанкций. Помимо формирования «стоп-листов» на въезд на территорию страны граждан стран ЕС, США и Канады в большей степени ограничивающие меры со стороны России связаны с введением продовольственного эмбарго [10; 11], в соответствии с которым был запрещен ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Общий объем продовольственного импорта ЕС в Россию в 2013 г. составил около 11,8 млрд евро, из них на продукцию, попавшую под эмбарго, пришлось почти 40%, или 4,5 млрд евро. Для сравнения: весь экспорт продуктов питания из ЕС в 2013 г. составил около 120 млрд евро. Российское эмбарго, таким образом, оказало серьезное воздействие на экономики стран, объявивших санкции против нашей страны. В табл. 5 приведены авторская интерпретация и обобщение некоторых экспертных оценок официальных лиц разных стран о последствиях российского продовольственного эмбарго.
Российские контрсанкции коснулись стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии, Японии, Украины. В основном они нацелены на эмбарго в отношении сельскохозяйственной продукции (табл. 6), суммар-
ный объем годового импорта попавших продукта под санкции составит 9 млрд долл. США. При этом, по данным Росстата, доля импорта продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России в I квартале 2015 г. составила 32%.
По мнению большинства российских политиков и населения, санкции, равно как и контрсанкции, не могут привести ни к чему позитивному в развитии стран. В то же время в результате введенного в августе 2014 г. продуктового эмбарго Россия, во-первых, нашла новых поставщиков, которые находятся вне Европы и Северной Америки, что гарантирует их лояльность и независимость, диверсифицирует риски внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, впервые за долгие годы правительство начало проводить политику протекционизма, субсидируя и поощряя отечественных производителей. В-третьих, в России всерьез заговорили об импортозамещении. В этой ситуации Правительство России вырабатывает новую экономическую стратегию, ориентированную прежде всего на реализацию линии на импортозамещение, стимулирование внутреннего спроса и потребления.
В перспективе можно говорить как минимум о трех сценариях развития российской экономики. 1. В рамках позитивного сценария предполагается ускоренное развитие реального сектора экономики, развитие отраслей, способных максимально заместить потери от сокращения объемов импорта, ускорение процессов разработки и внедрения собственных технологий. Реализация данного сценария позволит возродить большинство отраслей
Страны, несущие убытки от российского эмбарго на ввоз продукции
Страна Сущность санкций Убытки
Польша Запрет на импорт польских фруктов Совокупные потери Польши от «яблочного эмбарго» могут составить около 500 млн евро. Польша серьезнее всех оценивает последствия российских санкций для своей экономики: торговая война с Россией может обойтись стране в 0,5 п. п. ВВП в 2014 г. До конфликта прогноз правительства предполагал рост ВВП на 3,3%
Эстония В январе 2014 г. из-за претензий со стороны Россельхознадзора под запрет попала молочная и рыбная продукция десятка эстонских предприятий, объем ее экспорта оценивался почти в 70 млн евро Санкции могут замедлить экономику Эстонии на 0,3 п. п. в 2014 г. Прогноз SEB предполагал рост ВВП Эстонии на 0,5%
Финляндия Запрет на ввоз пищевой переработанной продукции и молочных продуктов Российские санкции могут стоить Финляндии около 400 млн евро. По имеющимся данным, в Россию идет около 25% всего финского экспорта продуктов
Норвегия Эмбарго на морепродукты. Под «запрещенные» категории попало почти 80% норвежского экспорта продуктов питания в Россию общей стоимостью более 1 млрд долл. «Российский запрет в пятницу второй день подряд удерживал в "красной зоне" фондовую биржу в Осло. Главный норвежский фондовый индекс OSEBX по итогам торгов в четверг упал на 0,9%, в пятницу падение составило еще 1,1%. Некоторые норвежские производители рыбы поставляли продукцию только в Россию, им придется осваивать новые рынки с нуля. Норвежский индекс OsloSeafood, при расчете которого учитываются акции 13 "рыбных" компаний, в пятницу снизился на 3,2%. В четверг, после объявления списка запрещенных Россией товаров, он рухнул почти на 8%»
Чехия Эмбарго на чешскую пищевую продукцию Чешской экономике обоюдные санкции России и ЕС нанесут ущерб в размере 2,2 млрд крон (106 млн долл.). Обмен санкциями также может привести к сокращению 700 рабочих мест в стране
Кипр Запрет на ввоз цитрусовых, рыбы, овощей и молочных продуктов Кипрские потери от российского эмбарго оцениваются примерно в 13,5 млн евро
США Запрет на ввоз орехов, мяса свинины и птицы, красной икры США уже справились с подсчетом предстоящих потерь вследствие введения Россией продуктового эмбарго. По расчетам, потери составят 715 млн долл. За прошлый год в Россию было экспортировано продуктов питания на 1,3 млн долл. В настоящий момент 55% списка американского экспорта в Россию оказалось под запретом
Испания Запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции: испанских фруктов, овощей, рыбы, говядины, а также молока и молочных продуктов В Россию до сих пор поставлялось лишь 1,8% от общего объема всей реализуемой Испанией на внутреннем и внешнем рынке сельхозпродукции, что оценивается в 337 млн евро в год. Кстати, испанское правительство, в отличие от Еврокомиссии, помещает свою страну не на 6-е, а всего лишь на 16-е место в списке пострадавших стран ЕС
Германия Эмбарго на сельхозпродукцию и комплектующие для машиностроительного комплекса По прогнозам западных экономистов, ВВП Германии от введения российских санкций в 2014 г. снизится на 0,9%, а в 2015 г. — еще на 0,3%. А по подсчетам Еврокомиссии, воздействие санкций будет стоить немецкой экономике 0,1% экономического роста. Немецкая экономика в этом случае пострадает не столько от сокращения прямой торговли с Россией, сколько от так называемого эффекта второй волны: более зависимые от России восточноевропейские страны не только потребуют финансовой помощи, но и резко сократят импорт товаров из Германии
Доля запрещенных к ввозу продуктов потребления россиян в объеме продовольственного импорта
Наименование продукта Доля запрещенных продуктов, %
Мясо крупного рогатого скота 3
Свинина 12
Птица 8
Молоко и молочная продукция 1
Фрукты 15
Овощи 3
Рыба 14
российской экономики, утративших дееспособность в процессе реформенной трансформации.
2. В рамках негативного сценария произойдет резкая переориентация на импорт необходимых позиций из стран азиатского и южноамериканского регионов. При этом собственный потенциал не получит необходимого импульса для развития, что не позволит говорить о создании реального драйвера для организации собственного производства, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка в условиях падения доли импортной продукции.
3. В рамках оптимального сценария ожидается постепенное замещение импорта посредством одновременного переструктурирования российского реального сектора и умеренных поставок импортной продукции из стран, не входящих в российский санкционный ограничительный список. Проблема состоит в том, что все три обозначенных сценария представляются равновозможными в плане разносрочной реализации. Все сценарии предполагают повышение роли государства при определении предпочтений в выборе вектора развития [12]. Поскольку сам факт введения санкций в который раз убедительно доказывает определяющую роль экзогенного фактора в развитии национальной экономики, необходимо усиливать роль государства в качестве действенного регулятора, несмотря на протесты сторонников неолиберализма. Тем более что представители крупнейшего транснационального бизнеса фактически обозначили свою позицию по данной проблематике, игнорирующую неолиберальные императивы.
Таким образом, можно говорить о том, что в условиях глобализации мировой экономики любые санк-ционные ограничения несут деструктивный характер с ярко выраженным «эффектом бумеранга», поскольку отражаются на странах, инициирующих санкционные действия. Логическим продолжением данных мер неизбежно становится снижение уровня конкурентоспособности национального производства. Данное положение приобретает особую актуальность, так как обеспечение конкурентоспособности национальной экономической системы в условиях глобализации становится системообразующим элементом как внутренней, так и внешней государственной политики при реализации страной своих основополагающих экономических интересов.
Соглашаясь с мнением, озвученным Президентом В. Путиным на пресс-конференции по итогам саммитов ШОС и БРИКС в Уфе, что такой инструмент, как санкции, вообще не должен использоваться в мировой экономике и политике, можно надеяться, что экономические санкции и ограничения не окажут
> <
Составлено по: данные Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/9db526004bc4e495982fdf0201bee476).
на экономику России существенного негативного воздействия в среднесрочной перспективе, а напротив — создадут предпосылки для качественных структурных преобразований в хозяйственной системе. При этом имеется необходимость изучать возможное влияние санкционных мер на глобальную экономику, так как именно они могут существенно замедлить рост мировой экономики и привести к возникновению бифуркационных процессов в мире в целом.
Литература
1. Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017-2018 гг. / Центральный банк Российской Федерации (Банк России): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016%282017-2018%29pr.pdf.
2. World Economic Situation and Prospects 2015. Update as of mid-2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/ wesp_archive/2015wesp_myu_en.pdf. (Дата обращения: 01.09.2015).
3. Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 38-47.
4. Положенцева Ю. С., Клевцова М. Г. Исследование влияния глобализационных процессов на динамику кризиса в различных моделях экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 3. С. 19-25.
5. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Перспективы импор-тозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.
6. Федосеева Г. А. Сущность и развитие теории импорто-замещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 144-148.
7. Плотников А. В. Эффективность современной санкци-онной политики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 113-114.
8. Modest trade recovery to continue in 2015 and 2016 following three years of weak expansion, Press release, PRESS/739, Geneva, April 14, 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/ wtr14_e.htm.pdf. (Дата обращения: 01.09.2015).
9. Индекс глобальной интеграции (Global Connectedness Index, GCI): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logistdv.ru/node/11814. (Дата обращения: 1 1.09.2015).
10. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 560 от 6 августа 2014 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70711352/.
11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря
< 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. s ru/12133486/#help.
* 12. Вертакова Ю. В., Клевцова М. Г., Положенцева Ю. С., ш Некипелова А. С. Дифференциация регионов в соот-Ï ветствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-х Петербургского государственного экономического уни-1 верситета. 2015. № 3 (93). С. 15-19.
References
> <
1. Draft guidelines for the single state monetary policy for 2016, 2017 and 2018. The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia). Available at: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/ on_2016%282017-2018%29pr.pdf. Accessed May 26, 2015. (in Russ.).
2. World Economic Situation and Prospects 2015. Update as of mid-2015. Available at: http://www.un.org/en/development/ desa/policy/wesp/wesp_archive/2015wesp_myu_en.pdf. Accessed September 01, 2015.
3. Plotnikov V. A., Vertakova Yu. V. Importozameshchenie: teo-reticheskie osnovy i perspektivy realizatsii v Rossii [Import substitution: Theoretical foundations and prospects of implementation in Russia]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 11 (109), pp. 38-47.
4. Polozhentseva Yu. S., Klevtsova M. G. Issledovanie vli-yaniya globalizatsionnykh protsessov na dinamiku krizisa v razlichnykh modelyakh ekonomiki [Investigation of the influence of globalization processes on the dynamics of the crisis in a variety of economic models]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [Bulletin of the Southwestern State University. Ser.: Economics. Sociology. Management], 2014, no. 3, pp. 19-25.
5. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Perspektivy importoza-meshcheniya v vysokotekhnologichnykh otraslyakh pro-myshlennosti [The prospects of import substitution in high-
tech industries]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF, 2014, no. 27 (545), pp. 7-19.
6. Fedoseeva G. A. Sushchnost' i razvitie teorii importozamesh-cheniya [The nature and development of the theory of import substitution]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2015, no. 3 (93), pp. 144-148.
7. Plotnikov A. V. Effektivnost' sovremennoy sanktsionnoy politiki [The effectiveness of current sanctions policy]. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya, 2014, no. 2 (5), pp. 113-114.
8. Modest trade recovery to continue in 2015 and 2016 following three years of weak expansion. Press release, PRESS/739, Geneva, April 14, 2015. Available at: https://www.wto.org/ english/news_e/pres15_e/pr739_e.pdf. Accessed September 01, 2015.
9. The index of the global integration of DHL: Globalization has still not reached the pre-crisis level. Available at: http:// www.logistdv.ru/node/11814. Accessed September 11, 2015. (in Russ.).
10. Presidential Decree of August 6, 2014 № 560 "On the application of certain special economic measures in order to ensure the security of the Russian Federation". Available at: http://base.garant.ru/70711352/. (in Russ.).
11. The Federal Law of December 08, 2003 № 164-FZ "On the basis of state regulation of foreign trade activities" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/12133486/#help. (in Russ.).
12. Vertakova Yu. V., Klevtsova M. G., Polozhentseva Yu. S., Nekipelova A. S. Differentsiatsiya regionov v sootvetstvii s fazami razvitiya: modifitsirovannaya metodika otsenki struk-turnogo tsikla [Differentiation of regions according to the phases of development: A modified method of estimating the structural cycle]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proc. of the St. Petersburg State University of Economics], 2015, no. 3 (93), pp. 15-19.
Издательство СПбУУиЭ
Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики выпускает книги отечественных и зарубежных авторов по актуальным вопросам экономики как для специалистов в области
финансово-кредитных отношений, туризма, бухгалтерского учета и аудита, статистики, информационных технологий, экологии, физического воспитания, так и для преподавателей и студентов высших учебных заведений, колледжей и лицеев. Издательство оказывает квалифицированные редакционно-издательские услуги:
• Редактирование
• Корректура
• Верстка
• Художественное и графическое оформление
• Подготовка оригинал-макета
• Полиграфические работы
Редакция предлагает авторам публиковать свои статьи в российском научном журнале «Экономика и управление», в журналах «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики» и «Социология и право», которые выпускаются издательством СПбУУиЭ. Все научные журналы включены в Перечень ВАК. Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики предлагает развитие партнерских
отношений с регионами ближнего и дальнего зарубежья в целях взаимовыгодного сотрудничества. В рамках данного сотрудничества предлагаем Вам рассмотреть вариант подготовки специального выпуска РНЖ «Экономика и управление», посвященного специфике социально-экономического развития Вашего региона. Для получения полной информации обращайтесь в издательство по адресу: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А Тел.: (812) 448-82-50; e-mail: [email protected]; [email protected]