САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАПАДА ПРОТИВ РОССИИ И РОССИЙСКИЕ КОНТРСАНКЦИИ: СОПОСТАВЛЕНИЕ УБЫТКОВ
С.Н. Ларин, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник Центральный экономико-математический институт РАН (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10539
Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-010-00079а «Прогнозирование вариантов стратегий развития хозяйствующих субъектов российской экономики в условиях действия санкционных ограничений».
Аннотация. Особенности современного взаимодействия России со странами, которые ввели санкционные ограничения против российской экономики, делают подходы к оценке вероятных потерь для экономик всех стран-участников санкционных войн весьма актуальными. Основная цель исследования заключается в сравнительной оценке ущерба экономик стран ЕС и России от политики санкционных ограничений и запретов, а также влияния российских продовольственных контрсанкций на экономику стран ЕС и их союзников. В качестве объекта исследования выбраны санкционные ограничения и их последствия для экономик стран-участников. Предметом исследования является сравнительный анализ негативного влияния санкционных ограничений на экономику стран-инициаторов и стран, против которых они были введены. В качестве методологической основы исследования использовались методы сбора и обработки статистической информации, анализа и сравнения экономических показателей, обобщения и сопоставления данных исследования. В результате исследования удалось установить, что экономический ущерб от введения санкционных ограничений вынуждены нести не только страны, против которых они направлены, но и страны, выступающие их инициаторами. Установлено, что в стоимостном выражении потери российской экономики пока превышают убытки экономик стран Запада. Однако, введение Россией продовольственного эмбарго в ответ на санкционные ограничения стран Запада стало стимулом к развитию и модернизации отечественного агропромышленного комплекса, а также решению проблемы импортозамещения на продовольственном рынке. В конечном счете, оно будет способствовать повышению продовольственной независимости и безопасности нашей страны.
Ключевые слова: санкционные ограничения, негативное влияние, экономические потери и ущерб, сравнительный анализ.
Ведущие страны Запада с завидной последовательностью продолжают вести «санкционную войну» против нашей страны. Руководители США, большинства стран-членов Европейского Союза и их союзники-сателлиты упорно не желают признавать Крым территорией России и продолжают находить все новые предлоги для введения новых пакетов санкционных ограничений против российской экономики, государственных структур страны, крупных предприятий и влиятельных физических лиц. Они вот уже более пяти лет активно агитируют все страны мира при-
соединиться к введенным санкционным ограничениям, чтобы примерно «наказать» Россию за ее «непослушание» и проведение чрезмерно самостоятельной политики на международной арене. Среди стран-членов ЕС активным сторонником ужесточения санкционных ограничений против России выступает Германия. Эта позиция остается приоритетной и ежегодно подкрепляется введением все новых запретов и ограничений.
На самом деле истинными вдохновителями введения санкционных ограничений являются Конгресс и Сенат США, кото-
рые, используя антироссийское большинство, принимают законопроекты, предусматривающий введение новых санкций США фактически против любой страны, будь то Россия, Иран или КНДР. Тем самым наделенные основной властью государственные структуры США вынуждают своих Президентов, сначала Б. Обаму, а теперь и Д. Трампа, покорно исполнять их политическую волю. Так президент США Д. Трамп подписал второго августа 2017 года «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций», которым вводились ограничения максимальных сроков внешнего кредитования для российских банков - до 14 дней, а нефтегазовых компаний - до 30 дней.
Поскольку санкционные ограничения систематически наращиваются и ужесточаются, то Россия была вынуждена ввести свои контрсанкции, которые распространялись на запрет импорта в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (мяса, колбасы, рыбы и морепродуктов, молочной продукции, овощей и фруктов и др.) из стран, которые ввели санкционные ограничения против России.
Однако, исторический опыт наглядно свидетельствует о том, что победителей в санкционных войнах не бывает, поскольку невосполнимый экономический ущерб вынуждены нести как страны, против которых направлены санкционные ограничений, так и страны, выступающие инициаторами их введения. При этом, если США, используя свое географически выгодное положение, в меньшей степени ощутили на себе экономические последствия санкций, то ущерб для стран ЕС от ведения санкционных ограничений против российской экономики за 2014-2017 годы по разным оценкам оказался в пределах от 100 до 120 млрд. долл. США. По подсчетам международных статистических агентств, это почти в два раза больше потерь, которые понесла российская экономика. При этом многие аналитики полагают, что основная доля ущерба для стран ЕС была вызвана не российскими продовольственными контрсанкциями, а вводом санкци-онных ограничений против России, по-
следствием которых стало резкое сокращение взаимовыгодных контрактов и уход предприятий этих стран с российского рынка.
Цель исследования.
Основная цель исследования заключается в определении и оценке ущерба стран ЕС и России от политики санкционных ограничений и запретов, а также влияния российских продовольственных контрсанкций на экономику этих стран.
Результаты исследования.
1. Оценка общего влияния санкционных ограничений на экономику стран Запада и России
Проводимая странами Запада политика санкционных ограничений, направленных против российской экономики, выглядит достаточно странной и необоснованной. Об этом свидетельствует множество фактов. Однако страны ЕС продолжают подчиняться диктату США и, следуя за ними, ежегодно вводить все новые запреты и ограничения.
Так, еще 28 апреля 2017 года в специальном докладе ООН по вопросам негативного влияния санкционных ограничений было отмечено, что, «ежемесячные потери дохода стран-инициаторов введения санкций составляют 3,2 млрд. долл. США. В трехлетнем периоде (20142017 гг.) объем этих потерь составил 100 млрд. долл. США», что в два раза превышает потери российской экономики, которые по оценкам того же источника составляют 52-55 млрд. долл. США. Это равноценно одному проценту ВВП России. В этом докладе также указано, что предпринятые в российской экономике меры противодействия санкционным ограничениям способствовали сохранению свободного курса российской валюты, сокращению инфляции, а также началу активной диверсификации экономики России [1].
Авторы доклада ООН о товарной торговле «UN Comtrade data» [2] для анализа влияния запрета на экспорт в Россию продовольственных товаров использовали ежемесячные данные, представленные французскими компаниями. На основании этих данных был сделан вывод о том, что 78,1% общего объема потерянной прибыли
для стран-членов ЕС приходится на продукцию, не подпадающую под действие российского продовольственного эмбарго. Другими словами, основная часть потерь стран-членов ЕС связана непосредственно с вводом санкционных ограничений, направленных против России.
Кроме того, во французском исследовательском центре «Centre d'Etudes Prospectives et d'Informations
Internationales» подсчитали, что за 2,5 года (с 2014 года по июнь 2016 года) экономика 37 стран, принявших санкционные ограничения против России, недосчиталась прибыли в размере 60,2 млрд. долл. США [3]. При этом большая доля всех потерь (до 82%) образовалась от экспорта товаров, не попадающих под российское продовольственное эмбарго.
Таким образом, обратный эффект от введения санкционных ограничений подтверждается как минимум тремя независимыми источниками. Они свидетельствуют в пользу того, что основные потери для экономик стран Запада стали следствием не российских продовольственных контрсанкций, а введения санкционных ограничений против экономики России.
Наибольшие убытки несут экономики развитых стран Европы, на долю которых приходится 76,7% всех потерь от введения санкционных ограничений против России. В лидерах по потерям оказалась экономика Германии, которая ежемесячно теряла более 830 млн. долл. США. Она продолжает нести убытки и в настоящее время. При этом на политической арене Германия выступает активным сторонником продолжения санкционных ограничений, направленных против России.
Эта ситуация объясняется достаточно просто. До введения санкционных ограничений у Германии с Россией был один из самых больших товарооборотов в Европе, который с немецкой стороны был представлен высокотехнологичными товарами. Кроме того крупные немецкие предприятия принимали участие в целом ряде российских инфраструктурных проектов, большинство из которых пришлось заморозить. В результате введения санкцион-ных ограничений немецкий бизнес, актив-
но расширявший свои позиции на российском рынке, получил серьезный удар. При этом наибольший ущерб пришелся на автомобильные компании Volkswagen и BMW, которые открыли в России совместные производства. Тем самым, экономика Германии понесла убытки не только от ограничения доступа на российские рынок, но и от сокращения этого рынка из-за введения санкционных запретов на сотрудничество с российскими предприятиями.
Россия в сложившейся ситуации сохраняет четко выраженную конструктивную позицию и выступает за нормальное экономическое взаимодействие с немецким бизнесом. Так, именно Германия является конечной точкой газопровода «Северный поток». Реализация планов строительства газопровода «Северный поток-2» также ориентирована на Германию.
Кроме Германии, потери от введения санкционных ограничений, направленных против российской экономики, отразились на экономиках и других крупных стран Европы. Так, в частности, на долю экономики Франции пришлось 5,6%, а экономики Великобритании - 4,1% всех потерь.
Стремление Украины встать в один ряд с лидерами введения санкционных ограничений против российской экономики обошлось ей очень дорого. Убытки экономики Украины от введения антироссийских ограничений оказались сопоставимы с потерями экономики Германии, и значительно превысили ущерб, который понесли экономики других стран-членов ЕС. Между тем Украина не входит в ЕС, а ввод санкционных ограничений против России был, мягко говоря, непродуманной политикой. Ее последствием стали прямые убыткам для экономики Украины, размер которых в 2016 году превысил 1 млрд. долл. США.
В относительном выигрыше от введения санкционных ограничений оказались их инициаторы - США. Для американской экономики введение санкций не затронуло поставки ракетных двигателей российского производства и титана для производства самолетов Boeing. В результате санкцион-ные ограничения, направленные против
российской экономики, нанесли европейским экономикам более чувствительный урон по сравнению с экономикой США, на долю которой пришлось только 0,4% от общего объема всех потерь.
По разным оценкам для России ущерб от введения санкционных ограничений примерно составляет 140 млрд. долл. США. В реальности этот показатель, скорее всего, будет больше, поскольку наряду с основными негативными последствиями введения санкционных ограничений и недостаточно эффективной политикой институтов управления экономикой в стране произошел ряд событий, каждое из которых может способствовать увеличению ущерба. К ним относятся:
- ежегодный отток капитала после введения санкционных ограничений до 96 млрд. долл. США;
- жесткое ограничение доступа к внешним кредитным ресурсам при сжатии внутреннего рынка кредитования предприятий реального сектора экономики;
- сокращение доходов от реализации углеводородного сырья;
- уход иностранных компаний, сокращение иностранных активов;
- падение доходов населения;
- ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ и массовый отток вкладов физических лиц.
Таким образом, предварительная оценка ущерба экономики России от санкционных ограничений, безусловно, занижена. Для получения более точных оценок необходимо учитывать влияние санкций на все сферы деятельности государства [4].
Вместе с тем, многие российские экономисты считают, что введение санкцион-ных ограничений по взаимодействию с иностранными банками удержало экономику России от неблагоприятного развития. Российские предприятия не смогли получить крупные кредиты, которые при падении курса рубля сделали бы их банкротами.
2. Оценка влияния продовольственного эмбарго России на экономику стран Запада и экономику нашей страны
В предыдущем разделе мы рассмотрели взаимные негативные последствия влия-
ния санкционных ограничений на экономики России и стран Запада. Однако наибольший интерес представляют оценки влияния продовольственного эмбарго России в качестве противодействия странам, поддержавшим антироссийские санкции.
До введения продовольственного эмбарго Россия была для стран-членов ЕС вторым крупнейшим рынком сбыта агропромышленной продукции. Однако после его введения экспорт агропромышленной продукции ЕС в Россию сократился с 11,8 млрд. евро в 2014 году до 5,6 млрд. евро в середине 2017 года [5]. В России главным последствием введения продовольственного эмбарго стало повышение цен на многие продукты питания, что вызвало недовольство населения. Однако точечные дотации в собственное сельскохозяйственное производство и переориентация закупок необходимых продуктов на другие страны достаточно быстро позволило стабилизировать цены и послужило толчком для ускоренного роста объемов продукции российского производства. Поэтому, несмотря на спад в экономике в 2015 и 2016 годах, соответственно, на 2,8% и 0,2% ВВП, агропромышленный комплекс в эти годы сохранял темпы роста, соответственно, на 3% и 3,6%,. Таким образом, введение продовольственного эмбарго положительно отразилось на российской экономике за счет ускорения темпов развития сельскохозяйственного производства, создания фермерских хозяйств, открытия предприятий среднего бизнеса, успешной реализации программ импортозамещения в крупных агрокомплексах. В настоящее время в продовольственных магазинах в широком ассортименте представлена высококачественная продовольственная продукция отечественного производства.
Иная ситуация складывается в странах ЕС, где многие отрасли сельского хозяйства так и не восстановились после введения Россией продовольственного эмбарго в ответ на санкционные ограничения. Поскольку экономика большинства стран ЕС ориентирована на сельскохозяйственное производство и поставки продукции на российский рынок сбыта, то для подавляющего большинства фермеров стран ЕС
ответная реакция России была явно неожиданной. Европейские фермеры не только потеряли возможность экспортировать в Россию свой товар, но и не смогли своевременно переориентироваться на другие рынки сбыта. Из-за резкого падения экспорта агропромышленной продукции из стран ЕС в Россию под угрозой оказалось производство молочных и мясных продуктов, поставки фруктов, овощей, масел и алкогольных напитков. За 20142017 годы объем убытков превысил 20 млрд. евро, что для экономики ЕС можно считать значительным ущербом.
На восстановление сельскохозяйственного производства и выплату компенсации фермерам уже в 2015 году Еврокомиссия выделила 30 млн. евро в дополнение к ежегодно выделяемым на эти цели 60-ти млн. евро. Однако этого было недостаточно, и в 2016-2017 годах на диверсификацию рынков сбыта сельскохозяйственной продукции было выделено еще 500 млн. евро. Кроме того, Еврокомиссия выступила инициатором создания фонда для компенсационных выплат фермерам и производителям сельскохозяйственной продукции, который аккумулирует около 400 млн. евро. Об ограниченном характере и явной недостаточности этих мер свидетельствует тот факт, что российское продовольственное эмбарго блокирует экспорт продовольствия из стран ЕС на сумму более 7 млрд. евро [6]. Приведенные цифры говорят сами за себя.
За пять лет действия продовольственного эмбарго России в ответ на санкции ЕС, в сельскохозяйственной отрасли Германии не было существенных потерь, негативно повлиявших на уровень производства, рыночные цены или доходы.
Более уязвимым для российского продовольственного эмбарго по сравнению с Германией оказался агропродовольствен-ный сектор Италии, который из-за ограничений экспорта в Россию потерял порядка 11-12 млрд. евро и более 200 тысяч рабочих мест. Адаптироваться к новому положению и быстро найти новые рынки сбыта не удалось, а российский рынок всегда был и остается наиболее близким и удоб-
ным для поставок продовольственной продукции.
Для Нидерландов ущерб от введения Россией продовольственного эмбарго составил примерно 300 млн. евро. Но если агропромышленный сектор Нидерландов еще как-то смог устоять, то для сельского хозяйства и всей экономики Греции продовольственного эмбарго России может стать последним ударом. Паника греческих фермеров усугубляется тем, что Россия сумела в короткие сроки переориентировать поставки плодоовощной продукции из других стран, которые полностью заместят объемы их экспорта из стран ЕС. Продовольственное эмбарго России негативно сказалось и на производстве греческих консервов и соков, значительная доля которых производилась специально для экспорта в Россию.
В январе 2017 года руководство Латвии признало, что продовольственное эмбарго России причинило большой ущерб ее экономике. Латвийское Министерство земледелия оценивает его в 250 млн. евро. Потери латвийской экономики от санкций и контрсанкций к концу 2016 года превысили 200 млн. евро, что делает Латвию наиболее пострадавшей страной ЕС. Наряду с Латвией, власти остальных стран Прибалтики признали свою неспособность возместить потери для экономик своих стран от санкционных ограничений, которые они так активно поддерживали [7].
По статистическим оценкам Федеральной таможенной службы России ежегодные потери стран ЕС от введения продовольственного эмбарго составляют примерно 8,3 млрд. долл. США. Конечно, эту сумму для всего ЕС можно считать небольшой. Однако все дело в том, что и небольшая сумма может стать очень заметной, поскольку она характеризует ущерб, который сконцентрирован на отдельных отраслях, где он представляется очень значительным. Поэтому объем этого ущерба вызывает серьезное беспокойство именно для этих отраслей. Сегодня для большинства производителей сельскохозяйственной продукции проблема заключается не в ее производстве, а в новых рынках сбыта, найти которые очень трудно. Россия пре-
дупреждала бывших партнеров, что их уход с российского рынка фактически исключает возможность возвращения, поскольку их продукция будет замещена либо продукцией российского производства, либо продукцией тех стран, которые не вводили санкции против России.
Заключение.
Полученные в ходе проведения исследований результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1.Исторический опыт наглядно свидетельствует о том, что победителей в санк-ционных войнах не бывает, поскольку невосполнимый экономический ущерб вынуждены нести как страны, против которых направлены санкционные ограничений, так и страны, выступающие инициаторами их введения.
2. Поскольку введенные Западом санк-ционные ограничения не только сохраняются, но и систематически наращиваются и ужесточаются, то Россия была вынуждена ввести свои контрсанкции. Они распространялись на запрет импорта в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкционные ограничения против России.
3. С 2014 года по июнь 2016 года экономики 37 стран, которые ввели санкци-онные ограничения против России, получили ущерб в размере 60,2 млрд. долл.
США. При этом большая доля всех потерь (до 82%) образовалась от экспорта товаров, не попавших под действие российского продовольственного эмбарго.
4. По разным оценкам для России Ущерб от внешних факторов составляет приблизительно 140 млрд. долл. США. В реальности для российской экономики эта сумма, скорее всего, будет больше.
5. Из-за резкого падения экспорта агропромышленной продукции из стран ЕС в Россию под угрозой оказалось производство молочных и мясных продуктов, поставки фруктов, овощей, масел и алкогольных напитков. За 2014-2017 годы объем убытков превысил 20 млрд. евро, что для экономики ЕС можно считать значительным ущербом. Ежегодные потери стран ЕС от введения продовольственного эмбарго Россией могут составлять порядка 8,3 млрд. долл. США.
6. Введение Россией продовольственного эмбарго стало стимулом к развитию и модернизации отечественного агропромышленного комплекса, решению проблемы импортозамещения на продовольственном рынке, что, в конечном счете, будет способствовать повышению продовольственной независимости и безопасности страны. Поэтому, преждевременно утверждать, что санкционные ограничения против российской экономики достигли своих целей.
Библиографический список
1. «Неэффективные меры»: в ООН оценили результаты антироссийских санкций [Электронный ресурс]. URL - https://ria.ru/20170428/1493361236.html.
2. Доклад ООН о товарной торговле «UN Comtrade data» [Электронный ресурс]. URL -http://comtrade.un.org/.
3. Санкции против РФ стоили миру $60 млрд [Электронный ресурс]. URL -https://www.kommersant.ru/doc/3031026.
4. Кравченко Л. Ущерб в санкционной войне [Электронный ресурс]. URL -http://ruspravda.info/Ushcherb-v-sanktsionnoy-voyne-9515.html.
5. Еврокомиссия оценила ущерб европейской экономике от российского продэмбарго [Электронный ресурс]. URL - https://agro-max.ru/novosti/evro-komissiya-ocenila-ushherb-evropejskoj -ekonomike-ot-rossij skogo-prodembargo/.
6. Материалы официального сайта интернет-издания «Life» [Электронный ресурс]. URL - https://life.ru/.
7. Убыток в десятки миллиардов евро: европейские фермеры подсчитали потери из-за российского эмбарго... [Электронный ресурс]. URL -https://politpuzzle.ru/82179-ubytok-v-desyatki-milliardov-evro-evropejskie-fermery-podschitali-poteri-iz-za-rossijskogo-embargo/.
SANCTIONAL LIMITATIONS OF THE WEST AGAINST RUSSIA AND RUSSIAN CONTRACTIONS: COMPENSATION OF DAMAGES
S.N. Larin, candidate of technical sciences, leading researcher Central Economics and Mathematics Institute RAS (Russia, Moscow)
Abstract. The features of modern interaction between Russia and countries that have imposed sanctions restrictions against the Russian economy make approaches to estimating the likely losses for the economies of all countries participating in sanction wars very relevant. The main objective of the study is to compare the damage to the economies of the EU countries and Russia from the policy of sanctions restrictions and prohibitions, as well as the impact of Russian food counter-sanctions on the economies of the EU countries and their allies. Sanctions restrictions and their consequences for the economies of the participating countries were chosen as the object of study. The subject of the research is a comparative analysis of the negative impact of sanctions restrictions on the economies of the initiating countries and the countries against which they were introduced. As a methodological basis of the study, methods of collecting and processing statistical information, analysis and comparison of economic indicators, synthesis and comparison of research data were used. As a result of the research, it was possible to establish that the economic damage caused by the imposition of sanctions restrictions must be borne not only by the countries against which they are directed, but also by the countries acting as their initiators. It has been established that, in terms of value, the losses of the Russian economy so far exceed the losses of the economies of the Western countries. However, the introduction of a food embargo by Russia in response to the sanctions restrictions of Western countries has become an incentive for the development and modernization of the domestic agro-industrial complex, as well as solving the problem of import substitution in the food market. Ultimately, it will contribute to improving the food independence and security of our country.
Keywords: sanctions restrictions, negative impact, economic losses and damage, comparative analysis.