ИССЛЕДОВАНИЕ
Дробот Е.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики
АННОТАЦИЯ:
В статье исследованы особенности санкционной политики и российских контрсанкций; проведен сравнительный анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота Российской Федерации до и после введения санкций, построен прогноз внешнеторгового оборота на основе временного ряда и линии тренда. Автором дана оценка влияния санкционной политики на состояние платежного баланса Российской Федерации. Особое внимание в статье уделено определению эффекта от ведения санкционной политики на экономику страны с использованием SWOT-анализа и диаграммы Исикавы. Статья посвящена решению проблемы функционирования российской экономики в условиях санкционных войн. Материал, изложенный в статье, будет интерес российским и зарубежным предпринимателям, участникам внешнеэкономической деятельности, а также специалистам, занимающимся вопросами интеграции.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговый оборот, импортозамещение, контрсанкции, санкции, платежный баланс, торговый баланс
JEL: F13, F51, F52
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 16. — С. 1879-1902. — doi: 10.18334/rp.17.16.36478
Дробот Елена Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (elenadrobot@mail.ru)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.08.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.16.36478
(с) Дробот Е.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
1880
Введение
Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешнеэкономическая деятельность.
Внешнеэкономическая политика Российской Федерации претерпевает существенные изменения, обусловленные множеством факторов. В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей (вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), интеграция России в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и т.д.) сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Для России чрезвычайно важна роль доходов от внешнеэкономической деятельности, которые составляют существенную часть доходов государственного бюджета. К тому же, актуальным является вопрос изучения особенностей внешнеэкономической деятельности России в связи с политическими неблагоприятными событиями в мире и введением санкций и ответных контрсанкций.
Проблемы российской экономики в условиях санкций в последнее время нашли достаточно широкое отражение в работах Белокопытова А.В. [3], Влазневой С.А. и Мишиной Н.А. [5], Бисултановой А.А. [4], Ровных Е.А. [17], Гончаровой О.Ю. [6], Демченко С.К. и Каплуна В.В. [7], De Galbert S. [20], Szczepanski M. [22] и других российских и зарубежных исследователей.
Особенностям внешнеэкономической деятельности России посвящены работы Остапенко Г.Ф. [13], Барышевой Е.А. [2], Синько А.В. [18], Кирпичева В.В. [9], Кнобеля А.Ю. и Орловой А.Н. [10], Никонорова В.М. [12], Мустафаевой Р.Р. [11] и других ученых.
Тем не менее, интерес представляет дальнейший анализ влияния санкционных войн на внешнеэкономическую деятельность России и на экономику страны.
1881
Целью данной статьи является систематизация особенностей внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики, выявление последствий санкционных войн для экономики Российской Федерации.
Предпосылки введения санкций и их содержание
Санкция - это элемент правовой нормы, предусматривающий коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые к государству. В настоящее время санкции являются одной из наиболее популярных тем в мировой политике и экономике.
В 2014 г. в связи с украинскими событиями и присоединением Крыма к Российской Федерации в отношении нашей страны были введены политические и экономические санкции со стороны стран Европейского союза (ЕС), США и государств Большой семерки. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для российских граждан, внесенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции сотрудничать лицами и организациями, находившимися в списках.
В целях ответных действий Президент Российской Федерации В.В. Путин в августе 2014 г. объявил о введении торгового (экономического) эмбарго на ввоз отдельных категорий продовольственных товаров из стран, применивших санкции. В 2015 г. список государств, попавших под российские контрсанкции, расширился.
Все ограничительные меры не могли не сказаться на экономике России и на жизни населения страны.
Сложные проблемы возникли в сфере импорта, ведь российская экономика импортозависима от технологий, фармацевтики, машиностроения и в какой-то степени от продуктов питания. К одним из основных партнеров России относятся как раз страны Евросоюза — те, что применили санкции в отношении России, а затем попали под контрсанкции. Так, Россия является третьим по значимости торговым партнером для стран ЕС. С введением санкций в 2014 г. экспорт товаров из ЕС в Россию упал (по разным оценкам с 12,1% до 14,5%) [22].
А некоторые Европейские эксперты приводят еще более пессимистические данные, свидетельствующие о снижении европейского экспорта в Россию на 50% и более [21, с. 1].
1882
По оценкам, антироссийские санкции стоили Европе 30 млрд евро в 2015 г. за счет потерь от уменьшившихся экспортных потоков товаров в Россию Общее падение внешнеторгового оборота Росси и ЕС за 2015 г. составило 80 млрд евро [20, с. 9].
Больше всего пострадали те страны ЕС, которые являются основными торговыми партнерами России - это Германия, Италия, Нидерланды, Польша и Франция. Только Германия потеряла за 2015 г. 10 млрд евро от «замораживания» экспортных поставок в Россию [20, с. 9].
Тем не менее, санкционные войны дали возможность России задуматься об импортозамещении, о стимулировании развития сельского хозяйства, наукоемких отраслей, об отказе от «сырьевой иглы».
Конечно, для этого требуется время. К сожалению, быстрого качественного роста в краткосрочном периоде импортозамещения по продовольственным продуктам мы не получим [3].
Так, по подсчетам экспертов, для того, чтобы заменить всю запрещенную продукцию на российских рынках отечественной потребуется около четырех лет.
Из-за невозможности нарастить собственные продовольственные ресурсы государству пришлось заниматься не импортозамещением, а в срочном порядке искать новые источники импортного продовольствия [5].
И если по продовольствию мы можем что-то еще предпринять в краткосрочном периоде, то в сфере промышленности и инновационных технологий нам потребуется длительный лаг [3].
Среди негативных последствий санкционных войн для населения России следует отметить повышение цен на продукты питания, рост цен на бензин и, как следствие, подорожание транспортных услуг, рост цен на фармацевтическую продукцию и на недвижимость.
Рост цен обусловлен также девальвацией рубля.
В числе причин, повлиявших на девальвацию рубля, эксперты называют ограничение доступа к внешним финансовым рынкам крупнейших российских банков, снижение цен на нефть, а также доходов попавших под санкции компаний, работающих в нефтяном, военно-промышленном и сырьевом секторе экономики, не исключением являются и спекуляции на валютном рынке, отток капитала и негативные настроения населения - держателей валютных вкладов [19].
1883
Несколько слов следует сказать и о евразийской интеграции (функционировании ЕАЭС), ведь союз начал свою работу уже в условиях санкций. Белоруссия и Казахстан не смогли поддержать Россию введением эмбарго, ссылаясь на свои экономические интересы. В результате получилась некая коллизия, в ЕАЭС, где по уставу нет внутренних таможенных барьеров, Россия начала следовать одним правилам на ввоз продовольствия, а Белоруссия и Казахстан, а также присоединившиеся к союзу Армения и Киргизия, которые не вводили никаких ограничений, другим. Таким образом, санкционные продукты поступают на российский рынок путем контрабанды через страны ЕАЭС.
Среди положительных последствий санкционных войн для России можно отметить то, что санкции в какой-то степени помогают усилению внешнеполитических отношений России, прежде всего, в Евразии. Правительство РФ и Центральный Банк ведут переговоры о переходе на рублевые платежи с Китаем, Турцией и Вьетнамом. Здесь можно увидеть попытку наладить торгово-экономические связи за пределами ЕАЭС, СНГ и даже ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).
Несколько слов хотелось бы сказать о противоречиях санкций политике соглашениям Всемирной торговой организации (ВТО). 22 августа 2012 г. Российская Федерация после 18 лет переговоров стала полноправным членом ВТО. Организация должна следить за тем, чтобы все ее участники находились в равных условиях и честно конкурировали между собой, а санкции против России ставят нашу страну в невыгодное положение.
США и Евросоюз подрывают созданную ими систему многосторонней торговли, введя антироссийские санкции. Да, соглашение ВТО предусматривает возможность введения торговых ограничений, которые страна будет считать необходимыми для обеспечения интересов своей безопасности, но эта возможность не безгранична. Для введения эмбарго необходимо доказательство того, что Россия реально несет угрозу для экономики США, ЕС и других стран.
Конечно, сразу возникает вопрос, а нарушает ли Россия правила ВТО, вводя ответные ограничения? Так как нет установленной и доказанной угрозы со стороны России, а против нее введены санкции, то это уже считается посягательством на ее национальную безопасность. Таким образом, Российская Федерация ввела продуктовое эмбарго, опираясь на правила и принципы ВТО, ничего не нарушая.
Все вышеперечисленное свидетельствует об одном - существуют серьезные экономические проблемы, связанные с тем, что у России в какой-
1884
то мере отсутствует внутреннее производство, из-за чего стране трудно находиться в экономической изоляции. Но это с другой стороны может принести положительный эффект, так как дает дополнительные силы на поддержание, укрепление и развитие экономики России в дальнейшем.
Сравнительный анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота Российской Федерации до и после введения санкций
Санкционная политика затронула многие области торговли. Проведем сравнительный анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота России за 2013, 2014 и 2015 гг. в целях оценки последствий введения санкций по данным таможенной статистики.
На рисунке 1 показано общее соотношение внешнеторгового оборота, экспорта и импорта России за 2013, 2014 и 2015 гг.
На основе данных, представленных на рис. 1, можно сделать вывод о снижении экспорта и импорта в 2014 году. Экспорт снизился на 28 142,6 млн долл. США, а импорт на 28 628,4 млн долл. США. Соответственно товарооборот сократился на 56 771 млн долл. США. В 2015 г. экспорт и импорт продолжили снижение. Экспорт снизился на 154 407 млн долл. США, а импорт на 104 265,6 млн долл. США. Соответственно товарооборот сократился на 258 672,6 млн долл. США, что говорит о неблагоприятном эффекте от ведения санкций и контрсанкций в виде торгового эмбарго.
Исследуя изменение внешнеторгового оборота за период 2013-2015 гг., на наш взгляд, необходимо рассмотреть, как он изменился в отношении некоторых стран, таких как США, стран ЕС, Китая и Украины (рис.. 2).
Как показано на рис. 2, на торговые отношения России и США санкционная политика в 2014 году никак не повлияла, и торговый оборот вырос на 1 480,1 млн долл. США, но в 2015 году произошел спад и торговый оборот сократился на 8 172,6 млн долл. США. Также заметный спад произошел в товарообороте со странами ЕС - в 2014 году он сократился на 38 977,3 млн долл. США, а в 2015 году - на 141 815,7 млн долл. США. Торговые отношения с Китаем остались примерно на том же уровне в 2014 г., но в 2015 г. незначительно ухудшились, и товарооборот сократился на 24 798,1 млн долл. США. Также заметно ухудшилась торговля между Россией и Украиной: товарооборот сократился на 11 796,2 млн долл. США в 2014 г. и продолжил сокращаться в 2015 г. - на 12 845,1 млн долл. США [15].
1885
Рисунок 1. Соотношение товарооборота, экспорта и импорта России за 2013-2015 гг.
млн долл. США
Источник: составлено автором по данным Официального сайта ФТС России [15]
Рисунок 2. Соотношение внешнеторгового оборота России за 2013-2015 гг. по основным торговым партнерам, млн долл. США Источник: составлено автором по данным Официального сайта ФТС России [15]
1886
Также необходимо исследовать, как изменился импорт товаров, попавших в санкционный перечень в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 года №778.
Одной из форм санкций, введенных Россией, было введение эмбарго на ряд товаров. Для более подробного анализа ситуации сравним структуру импорта России за 2013 и 2014 гг. по четырем позициям санкционных товаров (рис. 3).
Рисунок 3. Сравнение структуры импорта за 2013 и 2014 гг., млн долл. США Источник: составлено автором по данным Официального сайта ФТС России [15]
На рисунке 3 представлен сравнительный анализ импорта в Россию по следующим товарным позициям (по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС)):
- 0201 - 0204: Мясо свежее или мороженое;
- 0207: Мясо птицы свежее или мороженое;
- 0302 - 0304: Рыба свежая или мороженая;
- 0805: Цитрусовые [15].
Из-за введения санкций в 2014 году произошло снижение ввоза в страну товаров по представленным товарным позициям. И пока Россия не смогла найти альтернативный источник импорта перечисленных товаров из стран, не попавших под контрсанкции.
1887
Статистический анализ динамики внешнеторгового оборота Российской Федерации за 2007- 2015 гг., построение прогноза на основе временного ряда и линии тренда
Для построения прогноза на основе временного ряда сначала необходимо привести исходные данные по внешнеторговому обороту Российской Федерации (см. табл. 1). В таблице 1 представлены данные по годам, порядковому номеру (6 или х), внешнеторговому обороту за каждый год соответственно (у).
Таблица 1
Таблица исходных данных для построения временного ряда внешнеторгового оборота России за 2007-2015 годы, млрд долл. США
Годы № п/п (Ь или х) Внешнеторговый оборот (у), млрд долл. у*Ь (Ь)2
2007 1 552,18 552,18 1,0
2008 2 734,68 1469,36 4,0
2009 3 469,02 1407.06 9,0
2010 4 625,98 2503,92 16,0
2011 5 821,35 4106,75 25,0
2012 6 841,87 5051,22 36,0
2013 7 844,2 5909,40 49,0
2014 8 784,5 6276 64,0
2015 9 525,83 4732.47 81,0
Сумма 45 6199,61 25868,83 285,0
Среднее 5 688.85 2874,31 31,7
Источник: составлено автором по данным Официального сайта ФТС России [15]
Затем проведены промежуточные расчеты (найдены произведения значений у на соответствующие им значения 6, а также значения 62, а затем выведены суммы и средние значения по столбцам 6 , у , 6 • у и 62).
Эти данные необходимы для дальнейших расчетов параметров уравнения парной линейной регрессии а и Ь, где а - свободный член уравнения; Ь - коэффициент регрессии, измеряющий вариацию результата у, приходящуюся на единицу вариации фактора х.
ТТ «_» Л 1 и и и
Далее найдем значение у, по формуле парной линейной регрессии:
у = а + Ьх1
(1)
1888
Для нахождения параметров а и Ь уравнения воспользуемся методом наименьших квадратов, из которого вытекает, что коэффициенты линейного уравнения регрессии могут быть найдены из системы:
ху - х-у
Ь х2-(х)2
, a = у — b х
(2)
Затем подставляем параметры а и Ьв формулу (1) и находим все у . Следующим шагом является расчет квадрата разности у и у, а также квадрата разности х и х .
Далее следует рассчитать среднюю ошибку аппроксимации по формуле [1, С. 71]:
1 " A =1Е
П Ы
У, - У,
У
•100%
(3)
Найдем остаточную дисперсию по формуле:
i
a„
ост.
(t ) = •
Е(У, -y)2 (4)
n - m -1
где п - число уровней ряда;
т - число степеней свободы. Для линейного тренда т=1.
Выполним оценку значимости уравнения по Е-критерию Фишера по формуле:
= афакт = Е(У - У )2 П - m - 1
^ ~ "Е (У - У)2
р _ ^ факт _ Е^У У' n - m - 1
факт 2 ~ ч 2 ^ '
m
Табличное значение F-критерия Фишера можно найти с помощью функции MS Excel FРАСПОБР. Если табличное значение меньше фактического, можно считать, что уравнение тренда статистически значимо и надежно и его можно использовать для прогнозирования.
Затем найдем относительный коэффициент колеблемости, который будет свидетельствовать о средней колеблемости уровней ряда относительно тренда:
1889
и ) = %й (6)
у
Прогноз для 2016 года по внешнеторговому обороту будет найден по формуле (1), где за х! будет принят порядковый номер. Найдем ошибку прогноза по формуле [1, С 72]:
m~ =о
yp ост
х | 1 | {Хр - ХУ ^
п £(x - x )2
Для определения диапазона, в котором будет лежать прогнозное значение, найдем табличное значение коэффициента Стьюдента с помощью функции MS Excel СТЬЮДРАСПОБР.
А затем найдем величину, которой определяется диапазон по формуле:
А Ур = ^табл ' myp (8)
где t табл. - коэффициент Стьюдента.
Выше достаточно подробно была изложена методология, с помощью которой проведены последующие расчеты.
Для проведения анализа использованы исходные данные внешнеторговой статистики ФТС России за 2007-2015 гг. [15].
По данным, представленным в таблице 1, видно, что 2015 г. отмечен снижением внешнеторгового оборота Российской Федерации. Безусловно, это связанно с ведением санкционной политики.
Исходя из методологии и данных, приведенных выше, начнем расчет с поиска уг по формуле (1). Для этого найдем значения a и b по формуле (2).Отсюда вытекает, что:
Г b = 37,69 [а = 500,36
Следовательно, у нас есть все данные для расчета y, добавляем одноименный столбик к таблице 1 и получаем таблицу 2.
Следующим шагом является построение новой таблицы (табл. 3), в которой проводится расчет квадратов разностей y и y , x и x.
По формуле (3) рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации:
1890
А = 11,53% - свидетельствует об ошибочных значениях в 11,53% случаев.
Построенное уравнение регрессии удовлетворительное, так как значение А не превышает 10-12%.
Таблица 2
Расчетная таблица для построения временного ряда внешнеторгового
оборота России за 2007-2015 годы, млрд долл. США
Годы № п/п (Ь) Торговый оборот (у), млрд долл. у*Ь (Ь)2 У
2007 1,00 552,18 552,18 1,00 538,05
2008 2,00 734,68 1469,36 4,00 575,75
2009 3,00 469,02 1407.06 9,00 613,45
2010 4,00 625,98 2503,92 16,00 651,15
2011 5,00 821,35 4106,75 25,00 688,85
2012 6,00 841,87 5051,22 36,00 726,54
2013 7,00 844,20 5909,40 49,00 764,24
2014 8,00 784,50 6276,00 64,00 801,94
2015 9,00 525,83 4732.47 81,00 839,64
Сумма 45,00 6199,61 25868,83 285,00 6199,61
Среднее 5,00 688,85 3695,55 31,67 688,85
Источник: составлено автором.
Таблица 3
Расчетная таблица для построения временного ряда внешнеторгового оборота России за 2007-2015 годы, млрд долл. США (с дополнениями)
Годы №п/п, (Ь) Торговый оборот (у,), млрд долл. у*Ь (ЬР У (У, -у)2 (xj -х)2
2007 1,00 552,18 552,18 1,00 538,05 199,55 16
2008 2.00 734,68 1469,36 4,00 575,75 25258.16 4
2009 3,00 469,02 1407.06 9,00 613,45 20859,95 764461,8
2010 4.00 625,98 2503,92 16,00 651,15 633,41 1135,549
2011 5.00 821,35 4106,75 25,00 688,85 17557.43 245377,6
2012 6.00 841,87 5051,22 36,00 726,54 13300,21 103.1701
2013 7,00 84420 5909,40 49,00 764,24 6393,38 20804,33
2014 8.00 78450 6276,00 64.00 801,94 304,13 18,25047
2015 9.00 525,83 4732.47 81,00 839,64 98474,94 28,33779
Сумма 45,00 6199,61 25868,83 285,00 6199.61 182981,16 1031949,06
Среднее 5,00 688,85 3695,55 31,67 688,85 20331,24 114661,01
Источник: составлено автором.
Далее рассчитаем остаточную дисперсию по формуле (4): Оост. = 151,24 млрд. долл.
1891
Выполним оценку значимости уравнения по F-критерию Фишера по формуле (5):
акт.= 3,73.
Рассчитаем табличное значение F-критерия Фишера: Fтабл.= 3,68.
Таким образом, поскольку табличное значение меньше фактического, можно считать, что уравнение тренда статистически значимо и надежно и его можно использовать для прогнозирования.
Затем найдем относительный коэффициент колеблемости по формуле (6):
U(t)= 0,22, что свидетельствует о средней колеблемости уровней ряда относительно тренда.
Теперь определяем прогнозное значение для 10 уровня ряда на 2016 год:
yp = 877,34 млрд. долл.
По формуле (7) найдем ошибку прогноза:
myp= 158,62 млрд. долл.
Для определения диапазона, в котором будет лежать прогнозное значение, найдем табличное значение коэффициента Стьюдента с помощью функции MS Excel СТЬЮДРАСПОБР.
t факт.= 2,26.
Таким образом, прогнозное значение лежит в диапазоне, определяемом величиной Аур по формуле (8), и равняется 351,01 млрд долл. Иначе говоря, прогнозное значение принимает вид 877,34 + 351,01 млрд долл.
Увеличение внешнеторгового оборота будет возможно, если стабилизируется политическая обстановка в мире и будут отменены взаимные санкции стран в связи с украинскими событиями.
1892
Оценим взаимосвязь внешнеторгового оборота и импорта с помощью расчета параметров парной линейной регрессии. Приведем данные, необходимые для дальнейшего расчета (см. табл. 4).
На основе представленных в табл. 4 данных выполним расчет параметров а и Ь регрессионного уравнения:
\ь=т=
[а = у — Ьх = 2,48
С использованием параметров a и Ь выполним расчет теоретических значений результативного параметра у и внесем их в табл. 4.
Рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации полученного регрессионного уравнения:
1 п A =11
П ы
У, - Уi
У
100% = 0,95%
Полученное значение средней ошибки аппроксимации не превышает установленный предел 12%, поэтому уравнение по данному критерию можно считать удовлетворительным. Выполним оценку значимости уравнения по F-критерию Фишера:
F = Уфакш = - У)2 , п - m -1 =
Fфакт = 2 = V / ~\2 = 9,74
°осш А(У - -У) m
Вычисление табличного значения F-критерия Фишера с использованием MS Excel при степенях свободы Ъ= m=1, k2 = n-m-1=9-1-1=7 дает следующий результат:
FРАСПОБР(0,05;1;7) = 5,59.
Поскольку Fтабл < акт, то можно признать статистическую значимость и надежность оцениваемого уравнения регрессии.
Рассчитаем коэффициент корреляции с использованием:
г = b а = 2,48-55,89 = 0,998 ^ а у 138,99
1893
1894
Полученное значение коэффициента корреляции показывает, что связь между факторной и результирующей переменной весьма тесная.
Рассчитаем коэффициент детерминации:
г2 = 0,9982 = 0,997
ху ' '
Полученное число коэффициента детерминации показывает, что 0,997 дисперсии результативного признака объясняется влиянием независимых переменных.
Рассчитаем коэффициент эластичности Эxy:
э = ЬХ = 2,48-25250 = 0,910 ^ у 688,85
Коэффициент эластичности свидетельствует, что при изменении факторного признака (импорта) на 1% от своей средней результат у (внешнеторговый оборот) изменяется на 0,91% от своей средней.
На основе проведенных расчетов построим на графике линию тренда (рис. 4).
—♦— Товарооборот
—■— Функция регрессионной
зависимости -Линия тренда
Рисунок 4. Линия тренда внешнеторгового оборота, млрд долл. Источник: составлено автором.
Анализируя линию тренда можно сделать вывод, что в 20162017 гг. снижение внешнеторгового оборота продолжиться.
1895
Анализ влияния санкционной политики на состояние платежного баланса Российской Федерации
Валютное регулирование является составной частью государственного регулирования Российской федерации. Для осуществления валютного регулирования необходима информация о состоянии валютной сферы национальной экономики, характере процессов, которые в ней протекают. Данное состояние, которое в значительной мере является результатом участия экономики страны в мировых хозяйственных связях, в концентрированном виде отражается в платежном балансе.
Платежный баланс - это представленное в систематизированном виде соотношение между платежами по внешнеэкономическим операциям, поступающим в данную страну из-за границы, и ее денежными платежами другим странам за определенный период времени [16, С. 21].
В большинстве стран платежный баланс составляется в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда (МВФ). В платежном балансе выделяют два раздела: счет текущих операций и счет финансовых операций с капиталом.
Счет текущих операций включает в себя: торговый баланс, баланс услуг, баланс текущих международных трансфертов, баланс доходов.
Счет финансовых операций с капиталом показывает движение капитала в страну и из страны в различных формах. В его состав входят две группы статей: 1) счет операций с капиталом, который составляют статьи, учитывающие капитальные трансферты, приобретение и продажу непроизведенных нефинансовых активов; 2) финансовый счет, который охватывает операции, связанные с переходом права собственности на внешние финансовые активы и обязательства страны.
Итак, платежный баланс представляет собой систематический отчет о результатах внешнеэкономической деятельности страны, в состав, которого входит совокупность взаимосвязанных счетов. Это позволяет ему быть важнейшим средством осуществления государством различных направлений экономической политики.
Анализ платёжного баланса РФ за 2015 г. в сравнении с данными предыдущих лет даёт возможность оценить масштаб воздействия санкций на экономику России.
Составим сводную таблицу сальдо основных разделов платежного баланса России за 2011-2015 гг. (таблица 5).
1896
На основе данных, включенных в таблицу 5, построим график (рис. 5).
Таблица 5
Сводная таблица сальдо основных разделов платежного баланса РФ за 2011-2015 гг., млн долл. США
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015
Сальдо счета текущих операций 97 274 71 282 33 428 58 319 69 564
Сальдо торгового баланса 196 854 191 663 180 566 189 737 148513
Сальдо счета финансовых операций с капиталом 88 881 50 476 23 741 -17 731 73 925
Чистые ошибки и пропуски -8 652 -10 371 -8 898 7 960 5 027
Резервные активы 12 630 30 017 -22 077 -107 547 1 704
Источник: составлено автором по данным Официального сайта Банка России [14]
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о снижении сальдо счета текущих операций. Так, за исследуемый период оно достигло наименьшего значения в 2013 г. Это связано с ухудшением внешнеполитической ситуации и проведением санкционной политики.
В 2014-2015 гг. наблюдается устойчивый рост данного показателя, что, скорее всего, связано с вхождением в ЕАЭС новых стран и развитием отношений с другими партнерами, не проводящими в отношении России санкционную политику.
Период с 2011 по 2014 гг. раздел «сальдо торгового баланса» характеризуется незначительными изменениями в разнице экспорта и импорта. Заметный спад произошел в 2015 г. за счет снижения внешнеторгового оборота. Настоящим кризисом для счета финансовых операций с капиталом в 2014 г. стал массовый отток капитала, обусловленный, главным образом, геополитической неопределенностью и санкциями. Дефицит счета финансовых операций с капиталом увеличился в несколько раз. Раздел «чистые ошибки и пропуски» держится примерно на одном уровне.
За счет операций, учтенных в платежном балансе, в 2014 г. резервы уменьшились, главным образом, в результате проведения валютных интервенций и предоставления валютной ликвидности банкам-резидентам на возвратной основе. Среди других изменений наиболее существенно на величину резервных активов повлияла отрицательная курсовая переоценка в сумме 25,8 млрд долларов
1897
США [14], сформировавшаяся в результате динамичного укрепления доллара США на международном рынке и падения мировых цен на золото. Девальвация рубля 2014-2015 гг. позволяет сохранять положительное активное сальдо баланса [19].
Рисунок 5. График, отражающий динамику сальдо основных разделов платежного баланса РФ за 2011-2015 гг., млн долл. США Источник: составлено автором по данным Официального сайта Банка России [14]
А ___ V и __п V и
Анализ последствий санкционной политики для экономики Российской Федерации: SWOT-анализ и диаграмма Исикавы
Проанализируем влияние санкционной политики на состояние экономики России, используя SWOT-анализ (табл. 6) и диаграмму Исикавы (рис. 6).
Таблица 6
SWOT-анализ последствий санкционной политики для экономики Российской Федерации
Сильные стороны Слабые стороны
Толчок к модернизации экономики. Замораживание активов и введение визовых ограничений для российских граждан, внесенных в специальные списки, что способствует снижению коррупции и поддержке туризма внутри страны. Снижение импорта некачественной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы. Сплочение русского народа в ответ на внешние угрозы. Кризисное состояние страны. Резкое повышение валютного курса привело к высокой стоимости ввозимых товаров. Замедление притока иностранных инвестиций. Падение цен на нефть. Сокращение товарооборота.
1898
Возможности Угрозы
Перспективы дальнейшего развития отечественного производства. Создание новых рабочих мест решает тем самым проблему безработицы в стране. Выход России на высокий международный уровень и избавление от «сырьевой иглы». Налаживание новых политических и экономических связей с другими странами. Создание собственной единой платежной системы. Кризисное состояние страны. Нехватка источников импорта, что может привести к продуктовому кризису, так как Россия является импортозависимой страной. Из-за увеличения цен на продукты питания может увеличиться классовая дифференциация общества. Обострение внешнеполитических конфликтов.
Источник: составлено автором.
Влияниесанкционной политики на состояние экономики России
Санкции в отношении других стран стимулируют отечественное производство Отсутствие абсолютного источника импортозамещения
Некоторые санкции оказывают политическое влияние на другие страны Повышение цен на продукты
Стимул для поддержания, укрепления и развития Экономики Ро ссии Падение стоимости нефти, уменьшение доходов
Повышение рейтинга Президента Российской Федерации - Падение курса национальной валюты
1. Государственное субсидирование производства. \ поддержка отече ственных производителей 2. Налаживание политических отношений со странами 3. Поиск альтернативных источников импорта
Рисунок 6. Диаграмма Исикавы: анализ влияния санкционной политики на состояние экономики России Источник составлено автором.
SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы.
1899
Используя диаграмму Исикавы можно не только конкретизировать имеющиеся проблемы, но и выделить возможные пути их решения.
В частности, такие меры, как государственное субсидирование отечественных производителей, поиск альтернативных источников импорта и налаживание внешнеполитических отношений России (прежде всего, в Евразии) можно рассматривать в качестве возможных направлений решения проблем России, обусловленных санкционными войнами.
Заключение
Используя результаты SWOT-анализа и диаграмму Исикавы можно сделать следующий вывод.
В целом экономические и политические санкции против России в 2014-2015 гг. можно охарактеризовать, как стремление снизить уровень влияния России на мировую экономическую и политическую систему. Несомненно, санкционные и контрсанкционные меры наносят ущерб отраслям российского производства, но нельзя не учесть и положительные стороны данной ситуации, в частности: —стимулирование отечественного производства; —толчок к поддержанию, укреплению и развитию экономики России;
—сплочение русского народа в ответ на внешние угрозы; —ряд возможностей для нашей страны в сложившейся ситуации для усиления внешнеполитических отношений, прежде всего, в Евразии. Здесь следует отметить, что ориентация России «на Восток» обусловлена тем, что настоящее время центры деловой активности и экономического влияния перемещаются из Европы в Азию, где концентрируются центры экономического роста и динамики, товарно-инвестиционные потоки формируются сегодня тоже в этом регионе. Именно в Азии, где плотность населения здесь в пять раз выше, чем в экономически развитых странах, проживает больше всего людей [8].
В связи с неблагоприятной экономической ситуацией Российской Федерации нужно искать пути выхода из кризиса принимая во внимание функционирование Евразийского экономического союза, который представляет собой четвертую наивысшую ступень интеграции, подразумевающую не только создание общего свободного рынка, но и укрепление партнерско-дружеских отношений стран - участниц ЕАЭС и
1900
противостояние внешним угрозам. В связи с этим крайне важным является функционирование и совершенствование единого механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках Евразийского экономического союза.
ИСТОЧНИКИ:
1. Афонин П.Н. Таможенная статистика: Учебное пособие. - СПб: ИЦ «Интермедия», 2012.
- 158 с.
2. Барышева Е.А. Определение направлений повышения эффективности
внешнеэкономической деятельности предприятий // Российское предпринимательство. - 2013. - № 12. - С. 32-38.
3. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционного
прессинга // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 2. - С. 145-154.
- doi: 10.18334/rp.16.22.2077
4. Бисултанова А.А. Российская банковская система в условиях сохранения санкций //
Экономика, предпринимательство и право. - 2015. - Т. 5. - № 4. - С. 209-214.
5. Влазнева С.А., Мишина Н.А. Продовольственная безопасность России в период санкций
// Продовольственная политика и безопасность. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 153-166.
- doi: 10.18334/ppib.2.3.1911
6. Гончарова О.Ю. Развитие малого предпринимательства в условиях антироссийских
санкций // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 5. - С. 679-690.
7. Каплун В.В., Демченко С.К. Воздействие государства на совокупный спрос в условиях
экономических санкций // Российское предпринимательство. - 2014. - № 23. - С. 4-11.
8. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала Евразийского экономического
союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 12. - С. 1407-1428. - doi: 10.18334/rp.17.12.35388
9. Кирпичев В.В. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые
условия - новые подходы // Торгово-экономический журнал. - 2015. - Т. 2. - № 2.
- С. 101-110. - doi: 10.18334/tezh.2.2.516
10. Кнобель А.Ю., Орлова А.Н. Анализ покрытия импорта введенными Россией
нетарифными мерами // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 10. - С. 1219-1228. - doi: 10.18334/rp.17.10.35295
11. Мустафаева Р.Р. Вопросы стимулирования роста экспорта аграрной продукции //
Российское предпринимательство. - 2013. - № 20. - С. 24-30.
12. Никоноров В.М. Импортозамещение в торговле продовольственными товарами РФ //
Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 6. - С. 787-798. - doi: 10.18334/rp.17.6.35062
13. Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты
торговой политики ВТО в России // Российское предпринимательство. - 2013. - № 9. - С. 16-21.
1901
14. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
15. Текущие материалы Таможенной Статистики [Электронный ресурс] // Федеральная
таможенная служба. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Ite mid=2095
16. Панченко В.И. Валютное регулирование: Учебное пособие. - СПб: Троицкий мост,
2011. - 240 с.
17. Ровных Е.А. Роль информационного пространства в стимулировании инновационной
деятельности РФ в условиях экономических санкций // Креативная экономика. -2015. - Т. 9. - № 5. - С. 565-576.
18. Синько А.В. Внешнеэкономическая деятельность и риски // Вопросы инновационной
экономики. - 2012. - № 4. - С. 67-77.
19. Чибисова Е.И., Чибисов О.В., Солтаханов А.У. Валютный курс, его поэтапное движение
к бивалютной корзине и переход к свободной конвертации в условиях санкций // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 15. - С. 2437-2450. - doi: 10.18334/rp.16.15.564
20. De Galbert S. A Year of Sanctions against Russia - Now What? A European Assessment of
the Outcome and Future of Russia Sanctions [Electronic resource] // Center for Strategic and International Studies. - 2015. - Mode of access: https://www.csis.org/analysis/year-sanctions-against-russia%E2%80%94now-what
21. Gros D., Mustilli F. The Economic Impact of Sanctions against Russia: Much ado about very
little [Electronic resource] // Centre for European Policy Studies. - 2015. - Mode of access: https://www.ceps.eu/publications/economic-impact-sanctions-against-russia-much-ado-about-very-little
22. Szczepanski M. Economic impact on the EU of sanctions over Ukraine conflict [Electronic
resource] // European Parliament. - 2015. - Mode of access:
http://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document.html?reference=EPRS_BRI(20 15)569020
Elena V. Drobot, Candidate of Science, Economics, Associate Professor, Head of the Chair of Customs Affairs and International Economic Activities, Vyborg Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The peculiarities of international economic activities of the Russian Federation in the conditions of sanctions policy
ABSTRACT
The peculiarities of sanctions policy and Russian counter-sanctions have been studied in the article; a comparative analysis of structure and dynamics of the Russian Federation's foreign trade turnover before and after the imposition of sanctions has been performed. The forecast of foreign trade turnover based on time sequence and trend line is also given in the present work. The author has analyzed the influence of the sanctions policy on the state of the balance of payments of the Russian Federation. Special attention in the article is paid to determination of an effect from the introduction of sanctions policy on the country's economy with use of SWOT-analysis and Ishikawa chart.
The article is dedicated to the solution of the problem of functioning of the Russian economy in the conditions of sanction wars. The material presented in the article will be of interest for Russian and foreign entrepreneurs, participants of international economic activities, as well as specialists working on the problems of integration. KEYWORDS: international economic activities, foreign trade turnover, import substitution, counter-sanctions, sanctions, balance of payments, trade balance