_МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMICS_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.22
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
РОССИИ
Научная статья
Павлова С.А.1' *, Павлов И.Е.2, Амирасланов И.Д.3
1 Государственный университет управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ, Москва, Российская Федерация 2 Крымский Федералный Университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация 3 РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (s_pavlova[at]mail.ru)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования хронологии введения ограничений против Российской Федерации, обозначен правовой аспект применения санкций, выделены основные черты современной санкционной политики и выявлены оптимальные пути решения негативных последствий, вызванных введенными ограничениями. Базисом для ввода санкций является нормативно-правовая база государства. В связи с этим, проведено исследование основных законов США, возможностей Евросоюза и изучен Федеральный закон РФ «О специальных экономических мерах». Метод анализа статистических данных об экономических санкциях использовался для определения их влияния на финансовый рынок, логистику внешней торговли и другие сферы экономики. В результате исследования определены экономические эффекты санкционной политики и оценены результаты антисанкционной политики проводимой Центробанком Российской Федерации.
Ключевые слова: санкции, экономика, логистика, импорт, замещение.
ECONOMIC SANCTIONS AS A PREREQUISITE FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA'S NATIONAL
ECONOMY
Research article
Pavlova S.A.1' *, Pavlov I.Y.2, Amiraslanov I.D.3
1 State University of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow,
Russian Federation
2 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation 3 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, Moscow, Russian
Federation
* Corresponding author (s_pavlova[at]mail.ru)
Abstract
The article presents the results of research on the chronology of the introduction of restrictions against the Russian Federation, identifies the legal aspect of sanctions, highlights the main characteristics of modern sanctions policy and identifies the best ways to address the negative consequences caused by the imposed restrictions. The basis for the introduction of sanctions is the legal framework of the state. In this regard, a study of the basic laws of the United States, the capabilities of the European Union and the Federal Law of the Russian Federation "On Special Economic Measures" was conducted. The method of analyzing statistical data on economic sanctions was used to determine their impact on the financial market, foreign trade logistics and other areas of the economy. As a result of the research, the economic effects of the sanctions' policy were determined and the results of the anti-sanctions policy conducted by the Central Bank of the Russian Federation were evaluated.
Keywords: sanctions, economy, logistics, imports, substitution.
Введение
Тема санкций широко обсуждается как в научном сообществе, так и среди простых граждан. Дискуссии по вопросам санкций актуальны. В основном это рассуждения по эффективности их влияния на экономику. Но влияние санкций целесообразно рассматривать с точки зрения их как инструмента внешней политики. При этом следует уделять особое внимание влиянию санкций на экономику субъектов, т.е. их влияния на внутреннюю экономическую политику.
Экономические санкции, как это следует из общего понимания - это ограничение или же полное прекращение операций в торговых и (или) финансовых сферах. Эти ограничения влияют на государственную безопасность, которая, в свою очередь, обеспечивает его внешнюю и внутреннюю политику. Санкции могут вводиться или отдельными государствами, или же международными организациями. Применяются они к физическим и (или) к юридическим лицам, к организациям, или к отдельному государству. Различают при этом следующие санкции:
- всеобъемлющие, которые предназначены для того, чтобы полностью блокировать торговые, финансовые операции и направлены на недружественные страны;
- секторальные санкции - это вид санкций, который затрагивает отдельные и важные отрасли экономики, а также они должны быть направлены на группы лиц;
- адресные санкции - ограничивают операции, как с отдельными лицами, так и с различными компаниями.
Санкции, как установлено, принимают различную форму. К примеру, они могут принимать следующие формы: запрет на въезд отдельных лиц; заморозка необходимых для развития активов как ресурсов; финансовые ограничения на осуществление производственной деятельности; запрет на поставку вооружений и военной техники и т.д. Ввод санкций регламентируется нормативно-правовой базой государства или международных организаций. Изучив аспекты правовой регламентации и определив направленность их применения, можно оценить вероятность их применения на практике и выработать управляющие воздействия для стабилизации ситуации на государственном уровне.
Национальная экономика России уже довольно длительное время находится под действием экономических санкций. Они оказывают как негативное, так и положительное влияние на систему политического управления микро-и макроэкономическими процессами. Для того чтобы определить, как конкретно влияют санкции на экономику государства, необходимо исследовать их влияние на отрасли народного хозяйства и определить тенденции. В сложившей санкционной ситуации для России - это актуальное направление исследований. Определив негативные последствия от ввода санкций, можно найти наиболее эффективные пути политического управления экономической ситуацией.
Результаты исследования
Международный правовой аспект введения санкций
Государства, а также и международные организации, могут вводить санкции как ответ на действия физических или юридических лиц, организаций или целых государств. Поводом для введения политических санкций могут быть, например: боевые действия; вооруженная интервенция; терроризм и т.д. К угрозам международной безопасности относят, например: наркотрафик; киберпреступность; угроза распространения оружия массового уничтожения; нелегальная торговля оружием; нарушение прав человека, и т.д. Тот, кто вводит санкции предполагает, что подобного рода деятельность того, на кого направлены санкции, представляет угрозу частным или же государственным интересам, или же в целом, международной безопасности. Считают, что санкции можно рассматривать как компромиссный вариант для ответа мирового сообщества на нежелательные действия.
Правовой аспект ввода санкций закреплен на государственном и международном уровнях. Совет Безопасности ООН может вводить санкции руководствуясь ст. 39. главы VII Устава Организации Объединенных Наций. СБ ООН наделен правом определять угрозы миру или всей международной безопасности. Он обладает правами в случае угроз вводить ограничительные меры, используя соответствующие механизмы. Определяет ограничительные меры Статья 41 Устава ООН Совета Безопасности. Но для введения ограничительных мер необходимо заручиться поддержкой большинства государств, которые являются членами Совета Безопасности. При этом необходимо учитывать отсутствие вето со стороны постоянных членов СБ ООН. В США разработаны правовые основы.Механизм введения санкций базируется на принятых законах (см. табл. 1).
Таблица 1 - Законы, принятые в США, которые обосновывают необходимость ввода санкций DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.22.1
Год принятия закона Закон
1917 Закон о торговле с враждебными государствами (Trading with the Enemy Act)
1961 Закон об иностранной помощи (Foreign Assistance Act)
1976 Закон о чрезвычайных положениях (National Emergencies Act).
1977 Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act)
1979 Закон о контроле над экспортом (Export Administration Act)
1996 Закон о борьбе с терроризмом и о применении смертной казни (Antiterrorism and Effective Death Penalty Act)
1999 Закон об иностранных наркоторговцах (Foreign Narcotics Kingpin Designation Act)
Анализируя историю формирования правовой базы санкционной политики, можно выделить ее основные направления, которые формировались под действием внешнеполитических факторов и влияли на внутреннюю политику. Анализ законов, принятых в США, указывает на то, что они регламентируют международную деятельность Америки в случаях, когда на государственном уровне установлено, что государственная политика зарубежной страны противоречит американским ценностям. Так, например, в 2018 г., применяя «Закон о торговле с врагом» (2017 г.), Америка наложила торговые ограничения с Кубой.
«Закон об иностранной помощи» (1961) - закон Конгресса Соединенных Штатов разъясняет различие между военной и не военной помощью. В законе обосновывается целесообразность функционирования созданного агентства
- Агентство США по международному развитию (USAID), с целью управления программами невоенной экономической помощи.
«Закон о национальном чрезвычайном положении» (1976 г.) США разъясняет понятие чрезвычайной ситуации, вводит права и обязанности органов государственной власти в случае ее возникновения в стране.
«Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях» (1977 г.) США - это законодательное обоснование политики США в области наделения прав президента США по проведению международной экономической санкционной политики.
В 1979 г. в продолжении законодательных инициатив, в США принимается «Закон о контроле над экспортом» вместо «Закона о контроле над экспортом» (1949 г.) Этот закон принят для того, чтобы достичь цель - обеспечить национальную безопасность Америки. Он направлен на решение внешнеэкономических задач. При этом особое внимание в законе уделяется контролю над экспортом товаров и технологий, с целью предотвращения утечки дефицитных товаров из страны.
Два важных закона США «Закон о борьбе с терроризмом о применении смертной казни» (1996 г.) и «Закон об иностранных наркоторговцах» (1999 г.) регламентирует меры ответственности при развитии чрезвычайных ситуациях, рассматриваемых в этих законах.
Санкционная политика Евросоюза направлена на соблюдение выполнения необходимости ввода санкций, которые предложены резолюциями Совета Безопасности ООН. Евросоюз обладает возможностью увеличивать перечень ограничений, которые были введены со стороны ООН (см. рис. 1). Санкции вводятся посредством представления Верховного представителя Союза по иностранным делам и политики безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy (HR)) и далее принимаются они единогласным решением Совета Европейского союза.
Рисунок 1 - Этапы введения санкционных ограничений со стороны ЕС DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.22.2
Санкционные предложения формируются региональными рабочими группами Совета. Рабочие группы должны создаваться, например по таким направлениям: по международным делам (Foreign Relations Counsellors Working Party (RELEX)) - советники; Комитет по политическим вопросам и безопасности (Political and Security Committee (PSC)); Комитет постоянных представителей (Committee of Permanent Representatives (COREPER II)).
Принятое решение о введении ограничительных мер в последствии публикуется в Официальном журнале Европейского союза (Official Journal of the European Union). Совет Евросоюза должен уведомить Европейский парламент о принятом решении. Органы ЕС в дальнейшем направляют официальное уведомление физическому или юридическому лицу об ограничительных мерах, которые были приняты по отношению к нему. Физическое или же юридическое лицо, которое обозначено как объект для санкций, вводимых ЕС, имеет право обратиться с официальным заявлением о целесообразности пересмотре введенных ограничений.
Основной закон, который регулирует применение санкций в Российской Федерации — это Федеральный закон «О специальных экономических мерах» [10]. Закон регламентирует ввод санкций с целью обеспечения безопасности и интересов РФ. А также защиты прав и свобод ее граждан. Он также регламентирует введение ограничений в отношении других государств, его органов власти или должностных лиц, если на государственном уровне принимается, что страна, которая находится в отношениях с Россией, проявляет недружественные действия или нарушает международно-правовые акты.
Предполагают, что санкции должны способствовать появлению выраженного эффекта воздействия на экономику того, кто является объектом санкций. В настоящее время объектом санкционного воздействия является Россия, в частности экономические отрасли государства. Рассчитывают, что использование санкционного механизма воздействия будет способствовать изменению внешней политики государства, которая затронет и внутреннюю экономическую политику и вызовет дестабилизацию социальной ситуации.
По представлению Совета Безопасности или Правительства, а также обеих палат Федерального собрания РФ, решение о необходимости введении специальных экономических мер принимается Президентом Российской Федерации. После решения Президента о введении специальных экономических мер, разработка санкционного перечня поручается Правительству Российской Федерации.
Современная санкционная политика направленная на РФ Варианты санкционных международных ограничений
Анализ санкционных международных ограничений выявил некоторые особенности внешнеэкономической деятельности государств (см. табл. 2).
Таблица 2 - Примеры международных санкционных ограничений DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.22.3
ООН США ЕС Возможные ответные ограничения России
Экономические и финансовые ограничения Заморозка активов Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС Запрещение или ограничение внешнеэкономичес ких операций; Запрещение или ограничение финансовых операций.
Ограничение доступа на финансовый рынок США; Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированны х в США, и их филиалов вступать в определенные виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц) Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.)
Экспортно-импортные ограничения Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами»; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» (в т. ч. — оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора); ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов и т.д.); Изменение вывозных и/или ввозных таможенных пошлин. Прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономичес ких связей. Запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-
Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие и др.);
Запрет на перемещение, ограничение предоставления помощи развитию и транспортные ограничения.
технических
программах и
проектах
иностранного
государства.
Запрещение или
ограничение захода
в порты
Российской
Федерации судов и
использования
воздушного
пространства
Российской
Установление
Туристические ограничения Запрет на въезд ограничений на осуществление туристской деятельности.
Основные черты современной санкционной политики:
- Санкции - альтернатива дипломатическим и военным мерам воздействия.
- Глобализация санкций - преследует цель масштабного воздействия на отрасли народного хозяйства с целью нанесения экономического урона.
- Экономические санкции - это один из важных инструментов внешней политики.
- Этичность санкций - это мера, которая политиками в настоящее время не рассматривается.
Учитывая факт, что в макроэкономике на протяжении долгого времени усиливаются кризисные тенденции и дестабилизируется не только экономическая, но и политическая ситуация, становится понятна политическая и экономическая масштабность санкций. Ввод санкций должен нанести большой урон государству, находящегося под ними.
В 2022 году западные страны направили экономический санкционный механизм как инструмент влияния на внешнюю политику России. Формально причинами их введения стали события на Украине. Санкции считаются масштабными. В настоящее время специфика экономических масштабных санкций по отношению к России сводится к формированию кризисной экономической ситуации, которая непосредственно должна затрагивать политическую сферу государства.
В феврале 2022 года США и западные страны выпустили первый пакет санкций для России [10]. Всего за период с 22 февраля по 20 июля 2022 года против России было выдвинуто 8716 санкций. Лидерами по количеству выпущенных ограничений являются Швейцария (1292 санкции), США (1242 санкции) и Великобритания (1238 санкций) (см. рис. 2) [17]. Важным элементом стали ограничения для российских банков. Максимальный запрет был наложен на Внешний торговый банк, а также на банки «Открытие», «Совкомбанк», «Промсвязьбанк» и «Новикомбанк». Их счета и активы были заморожены во всех странах.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ШВЕЙЦАРИЯ США ФРАНЦИЯ
■ КАНАДА
■ ЕС
■ АВСТРАЛИЯ * ЯПОНИЯ
Рисунок 2 - Количество санкций, направленных против России из-за рубежа с 22.02 по 20.07 2022 года
DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.22.4
Для того, чтобы понять, как санкции повлияли на экономику России, необходимо провести масштабные экономические исследования. Но даже некоторые аналитические исследования позволяют оценить влияние санкций на экономику страны и перспективы ее влияния социально-экономические показатели развития страны.
Ограничения Запада в отношении России
Евросоюз заблокировал активы Центробанка. Поддерживая Евросоюз, согласились заморозить активы России -США и Япония. Целью ЕС является ограничение возможности страны расплачиваться за импорт за счет резервов. В обход введенных ограничений Центробанк использовал возможность вводить фиксированный курс рубля. Он также может отказаться от приоритета валютных торгов. Считают, что существует возможность установки лимитов на снятие гражданами наличной валюты. Данная мера позволяет избежать негативной ситуации, например, массового закрытия валютных депозитов и счетов, а также развитие такой ситуации как лимит на валютообменные операции. В критической ситуации у ЦБ есть основания ввести лимит на снятие большой массы рублевой наличности. Предполагают, что также вероятна активизация черного рынка валюты. Но этому препятствует наблюдательный совет Центрального банка и эта ситуация регулируется правовыми нормами. К тому же тратить валюту россиянам в ближайшей перспективе, благодаря санкциям, негде.
Существует сложность при проведении расчетов с российскими банками. В большей степени эта проблема связана с постоянно колеблющимся курсом доллара США, к которому привязаны цены на экспортные товары (см. рис. 3) [15].
Рисунок 3 - Динамика курса валюты Доллар США c 22.02.2022 по 19.07.2022 DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.22.5
Международные платежные системы Visa и MasterCard ввели ограничения на работу карт на территории Российской Федерации. С целью оплаты покупок и снятия наличных за рубежом разрешено использовать другие платёжные системы, к примеру UnionPay. Подобные карты на данный момент разрабатывают «Тинькофф», «Альфа-
Банк», а также «Сбербанк». В настоящее время карту с данной системой можно приобрести у «Россельхозбанка», «Промсвязьбанка», «Почта-банка», «Газпромбанка», банков «Санкт-Петербург», «Восточный» и «Солидарность», «Зенита», ВБРР и «Промсоцбанка» [16].
Из-за санкций отраслевые компании массово покинули российский рынок. Ряд организаций временно остановил работу в РФ и постепенно снижает часть своих инвестиций в наш рынок. Некоторые иностранные компании отделяют свои подразделения на территории России от материнских компаний, тем самым осуществляя реструктуризацию бизнеса. Магазины и цеха западных брендов на территории РФ продаются новым владельцам, но при условии соблюдения правил на запрет использования товарных знаков, брендов и рецептуры западных корпораций. Благодаря этому, отечественный бизнес получил возможность занять освободившиеся ниши, повысить свои производственные силы и создать новые трудовые места.
Западные страны в период санкционных ограничений не могут обойтись без ряда необходимых для их производства ресурсов из России. К примеру, западным производствам необходимы редкоземельные металлы (РЗМ). Заменить российское сырье невозможно, а отказ от него обернется крахом отраслей промышленности. С 17 июня 2022 г. вступил в силу запрет на ввоз на территорию ЕС из России стали и чёрных металлов. С 10 июля 2022 г. на ввоз экономически важных ресурсов и товаров: цемента; алкоголя; изделий из древесины; стекла, алюминия; бумажных изделий; гипса; судовых деталей. Спустя месяц, с 10 августа вступил в силу запрет на транспортировку угля и другого твёрдого ископаемого топлива. С 5 декабря действует запрет на нефть и нефтепродукты. В связи с этим иностранные компании ищут возможность перенести свое производство в РФ.
Российские производители лишились доступа к рынкам некоторых товаров импорта и экспорта готовой продукции. Прекратились поставки некоторых комплектующих для производства. На российскую промышленность кроме прямых эмбарго также существенное влияние оказывают «квазисанкции». Фактически - это логистические ограничения.
Спорные политически обоснованные экономические вопросы обострились между Калининградом - субъект РФ, Литвой и Евросоюзом. В 2021 году в Калининград и из него транзитом чрез Литву было перевезено около 11,5 млн тонн грузов. Больше всего было перевезено продовольствия (1,3 млн тонн). Евросоюз, введя санкции, пытался создать экономическую блокаду региона. Но Литва в нарушение принятого Еврокомиссией решения объявила, что не будет препятствовать транзиту некоторых товаров, которые объявлены ЕС санкционными. Однако политика Литвы не расходится с позицией Евросоюза. Так, литовское правительство в середине июня запретило транзит российских товаров в Калининградскую область по земле. Затем Литва заявила о возможности возобновить транзит по железной дороге подсанкционных товаров из России начиная со 22 июля 2022 года. Но ограничения были наложены на товары, которые транзитом следуют через ЕС в Калининградскую область.
Евросоюз запрещает покупку, импорт, экспорт, передачу прямо или косвенно товаров из России. Введен запрет на перемещение по территории ЕС российских большегрузов. Перевозчикам доступен морской путь, несмотря на введенные ограничения на заходы в порты российских судов. Более 80% международной торговли осуществляется по воде. Поставки товаров в Россию стали дороже примерно в три раза, а некоторые и вовсе стали недоступны. Согласно мнению основателя международной логистической компании Standard Trade Андрея Захарченко в таких условиях, стоимость услуг по транспортировке должна вырасти минимум за контейнер до 15 000 $. Так, например, в начале 2020 года аренда 40-футового контейнера до портов Дальнего Востока из Шанхая обходилась примерно 1200 $ [19].
Зарубежные предприниматели вынуждены покупать у российских изготовителей продукцию в резерв. Они находят аналоги, перестраивают логистику торговых маршрутов. Спрос на товары из Российской Федерации не смотря на санкции вырос в несколько раз.
Участники внешнеэкономической деятельности нашли, например, такой вариант - процедура предварительного таможенного декларирования. Декларанты могут использовать процедуру предварительного таможенного декларирования. Она предполагает подачу заявления таможенному органу по типу груза и оплату таможенных платежей. Оплата проводится согласно курсу валют на время предварительного декларирования. К примеру, импортер груза зарубежный партнер, который еще не прибыл. Для того чтобы зафиксировать курс платежа, который действует во время процедуры, необходимо передать в таможню декларацию. С ней, с учетом даты подачи и закрепляется оптимальный для импортера курс. Таможенный контроль принимает декларацию и списывает платежи. Когда товар прибывает в Российскую Федерацию, импортер подает еще одну декларацию - «закрывающую».
Таможенные платежи не должны по ней взиматься вследствие того, что их ранее уже оплатили. Помимо этого, уже сейчас из-за санкций, например, некоторые поставщики из Китая, предлагают российским партнерам переводить расчеты в китайские юани. Эти варианты экономически выгодны.
Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) предрекали наиболее тяжелое для российской промышленности ограничение - остановка поставок полупроводников из Тайваня [19]. Местный производитель TSMC, по их подсчетам, занимает более 50% мирового рынка. Полупроводники нужны в том числе для производства гаджетов и автоэлектроники. Самыми уязвимыми к санкциям называли фармацевтическую промышленность и авиационную отрасль. Но в настоящее время эти проблемы успешно решаются в Российской Федерации.
Один из способов обхода санкций - параллельный импорт. Он в РФ уже легализован. Параллельный импорт - это механизм ввоза в страну оригинальной продукции, которая изготавливается самим производителем при соблюдении технологии производства и всех стандартов качества, но разрешения правообладателя на нее у него нет. Товар, который ввозится в рамках параллельного импорта, точно так же будет проходить все необходимые таможенные процедуры, включая декларирование. Единственное исключение заключается в том, что при этом, импортеру на поставку таких товаров, не надо подтверждать согласие владельца, являющегося правообладателем бренда [8]. Покупатель не рискует, поскольку в страну ввозится исключительно оригинальный товар. Для этого необходимо
только оформить все документы и сертификаты соответствия. Например, ретейлеры компаний интернет-торговли, входящие в Ассоциацию (АКИТ), обязаны предоставить покупателям годовую гарантию на электронику. Об этом заявил президент АКИТ Артем Соколов [16]. Обозначены ретейлеры: «М.Видео»; «Эльдорадо»; «Ситилинк»; «Все инструменты»; «Яндекс.Маркет»; Ozon и DNS. Это касается бытовой техники, смартфонов, ноутбуков и компьютеров, которые поступили на продажу в страну по параллельному импорту. Расчитывают, что цены на товары параллельного импорта вначале должны вырасти, до момента насыщения ими внутреннего рынка, в позже они снизятся. С увеличением количества компаний, которые занимаются параллельным импортом вырастает конкуренция и цены при этом снижаются. Параллельный импорт - это возможность для предпринимателей и компаний искать и закупать товары по самой выгодной для себя стоимости по всему миру.
Евросоюз, в соответствии с 6-м пакетом санкций отказывается от импорта российской нефти на протяжении 6 месяцев, а от импорта нефтепродуктов - на 8 месяцев. Но Россия увеличила поставки своей нефти в другие страны [2]. С начала спецоперации на Украине, за период с марта по май, импорт нефти марки Urals в Азию вырос на 347% по сравнению с 2021 годом, в Индию - на 658%, в Китай - 205%. Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в КНР [21]. У России есть экспортные возможности каспийских портов. В итоге из-за выросшей цены на нефть Россия скорее заработает на санкциях, чем потеряет.
Поставки товаров авиационной отрасли в Россию разрешены с учетом соблюдения необходимой для обеспечения стандартов безопасности Международной организации гражданской авиации (ICAO). 7 пакет санкций, принятый 21.7.2022 Еврокомиссией, в частности, включает: -запрет на прямой и косвенный импорт,
-запрет на покупку или передачу золота, если оно происходит из России и экспортировано через РФ; -ограничение приема депозитов у юридических лиц и организаций, учрежденных в третьих странах, в основном контролируемых гражданами России или физическими лицами, которые находятся в России.
В настоящее время, Евросоюз объявил о вводе нового, восьмого по счету пакета экономических, а также персональных санкций в отношении России и ее граждан. В список санкций вошли: -установление потолка цен при поставках российской нефти в третьи страны; -экспортные и импортные ограничения; -запрет на криптокошельки для россиян;
-расширенный запрет на поставки стальной продукции, техники, химикатов, пластика и сигарет; -запрет на продажу в Россию гражданского огнестрельного оружия, военных транспортных средств и оборудования;
-запрет на предоставление российским компаниям IT, инжиниринговых и юридических услуг; -запрет для граждан стран ЕС занимать руководящие должности в ряде российских госкомпаний; -запрет на обслуживание всех криптокошельков граждан и резидентов России. -расширен список граждан России, в отношении которых действуют персональные ограничения. При проведении политики установления потолка цен на нефть Евросоюз вводит в свою законодательную систему механизм регулирования, направленный на фактическое установление предельных цен на российские нефть и нефтепродукты, продаваемых в третьи страны. Направление данных ограничений: европейским компаниям и организациям запрещается оказывать услуги по морской перевозке; техническому содействию; посредничеству; финансированию или страхованию (перестрахованию) в отношении закупок российской нефти третьими странами. Вступают в силу эти мероприятия с декабря 2022 года для нефти и с февраля 2023 года для нефтепродуктов. Но подобные ограничения были введен еще в июне 2022 г. в рамках шестого санкционного пакета. Этот санкционный пакет содержит исключение, что такие услуги будут разрешены, если нефть или нефтепродукты покупаются по цене, которая равна или ниже предельной. При этом учитывается и тип перевозки, например цена транспортировки топлива по морю зависит от уровня транспортировки, выше установленного действует запрет. Запрет на поставку дороже установленного уровня нефти вступит в силу 5 декабря, а нефтепродуктов с 5 февраля.
Импортное эмбарго затронет: продукцию российского машиностроения; транспортные средства; текстиль; обувь; кожу; керамику; некоторые химические продукты; косметические средства; средства для волос; средства для гигиены полости рта; средства для бритья и т.п. Но эти изделия, техника и продукты не относятся к критически важными для макроэкономики России, т.к. на ее территории достаточно и предприятий и ресурсов, которые до введения санкций насыщали рынок данными видами продукции высокого качества. Активно в этом направлении развивался совместный рынок со странами СНГ.
Евросоюзом уделяется внимание вводу экспортных ограничений в области: электронных компонент, которые могут использоваться в российском вооружении; технических деталей, применяемых в авиационном секторе; полупроводниковым приборам (диоды, транзисторы и т.д.); процессорам и контроллерам; запоминающим устройствам; некоторых продуктов химии. В частности, ЕС запретил поставки в Россию после 6 ноября: гидравлических масел для самолетов; пневматических шин для летательных аппаратов; фрикционных материалов и изделий для авиационных тормозов; устройств для испытания на твердость и прочность.
Еврокомиссия считает, что Россия не сможет найти этим продуктам легкую замену в третьих странах. Но этим странам необходим экономический рост и они готовы сотрудничать с РФ. Ответ Российской Федерации на санкции
Политика России направлена на формирование внешнеэкономической независимости и стабилизации микроэкономической деятельности внутри государства. За период действия санкций российская экономика показала на провал рынка. По некоторым отраслям народного хозяйства отмечается значительный рост.
Во внешней экономической политике также отмечаются положительные тенденции. Так, при торговле с такими партнерами, как участники БРИКС, в частности Китай и Индия, расчет ведется в национальной валюте. Аналогичным
образом предполагается вести сотрудничество с партнерами по ЕАЭС и ШОС. Расчеты без «валюты-посредника» могут быть эффективны. В частности, российская «Алроса», осуществляет подобные сделки при поставке алмазов в Индию.
ЕС обязался избегать ограничений в отношении России, которые могут привести к ухудшению продовольственной безопасности. Согласно сведениям Всемирного индекса продовольственной безопасности (The Ecomomist Intellegence Unit) за сентябрь 2021 года, Российская Федерация располагается на 23-м месте из числа 113 государств. А в 2019 г. государство занимало всего лишь 42-е место в данном интернациональном ранге (см. рис. 4) [14].
86 84 82 80 78 76 74 72 70
Рисунок 4 - Всемирный индекс продовольственной безопасности за 2021 год DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.22.6
Все продукты питания необходимые для россиян производятся в России. Уход с отечественного рынка иностранных фирм не привел к нехватке продовольствия. Санкции только указали на необходимость активно развивать агропромышленный комплекс страны. Двадцать пять миллиардов рублей Правительство из государственного бюджета направила на льготные кредиты для аграриев. Есть возможность получения и кратковременных кредитов по льготной ставке в сумму свыше 150 миллиардов рублей.
Развитию собственной промышленной инфраструктуры и технологий в настоящее время в стране уделяется особое внимание. Промышленным компаниям, а также индивидуальным предпринимателям, пострадавшим от вступления санкций, предоставят отсрочку выполнения ряда обязанностей по просубсидированным проектам. Это поможет уменьшить санкционную нагрузку на производственный цикл. Уже после 2014 года стало понятно, что технологическая изоляция Российской Федерации простимулировала проекты импортозамещения. Активно стали развиваться отрасли отечественной микроэлектроники. Омская фирма ВкВ^е занимается изготовлением вычислительной техники, в частности серверов и систем хранения информации (СХИ) под своей маркой. Уже этим летом фирма начала массовое изготовление отечественных ноутбуков [19]. Правительство активно стимулирует разработку российских 1Т-решений и ПО. Для этого разработаны механизмы грантовой поддержки и определены налоговые льготы для ИТ-компаний.
Примером «выживания» под санкционным давлением является Калининград. Это регион РФ, который географически отделен от России (Табл. 3). Несмотря на ряд географических ограничений, регион активно перестроил свои логистические пути, а система управления быстро сменила курс развития в сложившихся кризисных условиях. Ущерб от санкций, отмечался только короткое время.
Таблица 3 - Примеры влияния санкций на отрасли народного хозяйства Калининграда DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.125.22.7
Отрасли народного хозяйства Последствия влияния санкций
Негативные Позитивные
Промышленность Завод «Автотор»: -BMW с 1 марта приостановил сборку автомобилей; -проблемы с комплектующими для корейских машин Заключение новых договоров с производителями из дружественных стран -перезапуск линейки уже с новым партнером.
Сельское хозяйство Продукты не попали под запрет транзита, однако стоимость их перевозки из России увеличилась минимум в полтора раза, а перевозки по морю, вдвое. Вырос спрос на саженцы из «Калининградского плодопитомника» - 30 оптовых заказчиков. Соотношение цены и качества саженцев на порядок выше.
Строительство Запрет транзита стройматериалов Поиск поставщиков строительных
материалов и пути их транспортировки
Пр оизводственная инфраструктура Удорожание логистики и с увеличением срока поставок. Перевозка морем дороже и сложнее в планировании. Необходимо увеличить количество паромов и на государственном уровне субсидировать такие грузоперевозки. Санкционные товары (металлы, древесину, цемент и ряд других товаров) перевозить по железной дороге, если объем не будет превышать средний за последние три года. Подсанкционные товары необходимо ставить на паромы Удорожание не значительно, т.к. сокращается время доставки груза.
Непр оизводственная инфраструктура - рекреация Цена и продолжительность авиа и железнодорожной транспортировки до региона выросли. Клиентов гостиничного бизнеса уменьшилось. Переориентация тур потока внутри региона. Ввод кэшбека.
Политику российских контрсанкций проанализировали эксперты Международной компании в области страхования рисков в торговле и внешнеэкономической деятельности (Coface). Они отметили, что процесс диверсификации особенно быстро идет в российском агропродовольственном секторе и сфере информационных технологий. Но импортозамещению препятствуют недостаточный объем внутреннего производства, а также низкое качество продукции. В связи с этим, при разработке антисанкционных мероприятий следует этой проблеме уделить особое внимание.
Пристальное внимание в антисанкционной политике России уделяется разработке законодательной базы. В этом направлении детально исследуются особенности российского и международного законодательства, учитывается региональная специфика. При этом идет работа как в области усовершенствования Уголовного Кодекса РФ, так и по разработке и внедрения законодательных инициатив в федерального законодательства. Таким образом санкции позволили политической и управленческой системам РФ активизировать правотворческую деятельность.
Заключение
Россия, начиная с 2014 года, существует под санкционными экономическими ограничениями. Санкции, бесспорно, сказались на экономической ситуации государства. Но они оказали стимулирующее влияние на развитие отраслей народного хозяйства Российской Федерации. Благодаря санкциям началась активная переориентация производства, запрограммированы долговременные перспективы развития народного хозяйства. Санкционный 2014 год указал на реальность выработки эффективных управленческих механизмов для преодоления негативных последствий.
Основные проблемы современной российской экономике, которые проявились в результате санкции:
1. Зависимость от импорта.
Великобритания, Австралия, Япония ограничили экспорт предметов роскоши в Россию: драгоценности, дорогие автомобили, антиквариат и другие товары. Это не товары первой необходимости. Все товары, необходимые для граждан России производятся в Российской Федерации в полном ассортименте и объеме. Россия обладает всеми ресурсами для максимального обеспечения собственной продукцией как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, но этот потенциал не был использован в полном масштабе. Переориентация на собственные ресурсы, позволит расширить их спектр внедрения в производственный сектор экономики. При этом большое внимание следует уделять разработке и практическому внедрению инновационных технологий.
В аграрном комплексе, Российская Федерация владеет почти третью от всех мировых запасов черноземов. Это дает стране огромное преимущество при ведении сельского хозяйства. Климатические зональные географические особенности России позволяют обеспечить собственные внутренние потребности разнообразной сельскохозяйственной продукцией. И она востребована не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. На мировом аграрном рынке она может стать ведущим экспортером. Основной проблемой до сих пор является развитие семенного производства. Но эта проблема будет решаться посредством федерально-целевых программ развития.
Великобритания ограничила экспорт микроэлектроники и навигационного оборудования. Но Правительство разработало механизмы поддержки развития данных отраслей на своей территории на своих производственных мощностях, которые при необходимости могут быть перепрофилированы.
Перспективным и экономически выгодным для страны стал параллельный импорт.
2. Зависимость от экспорта.
Правительство России временно приостанавливало экспорт зерновых и сахара с целью насыщения внутреннего рынка: вывозить зерно (пшеница, рожь, ячмень и кукуруза) было запрещено до 30 июня; сахар - до 31 августа 2022 года. Кроме того, Минпромторг рекомендовал российским производителям временно ограничить и поставки удобрений. Рекомендация была связана с логистическими сбоями. Правительством были разработаны программы переориентации и увеличения экспорта природных ресурсов в другие страны мира, как например в Индию и Китай. При этом, как показали предварительные расчеты, Россия может существенно повысить эффективность использования
денег, получаемых от экспорта сырья. При этом уделяется внимание усовершенствованию производственной инфраструктуры. Изымается больше ренты в бюджет, снижаются налоги на не сырьевой сектор и т. д. Таким образом, в РФ создаются условия для «не сырьевого» развития и стимулируются потоки инвестиции в индустриальный и сервисный секторы.
3. Низкий уровень технологического развития.
Эта ситуация была обусловлена как недостаточностью кадрового обеспечения, так и недостаточным финансированием исследований и разработок. Но отечественные компании предложили оптимальные программные решения, которые могут быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на глобальном рынке. Именно на них необходимо сконцентрироваться в ближайшее время.
4. Слабая конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики.
Перед российскими предпринимателями стоит ряд трудных, однако выполнимых задач: техническое и технологическое усовершенствование производства; улучшение качества товаров; увеличение объемов и ассортимента изготавливаемой продукции и т.д. Решив эти проблемы, они получат возможность повысить конкурентоспособность и смогут выйти на лидирующие позиции в международном аспекте.
В то же время санкции сформировали благоприятные условия для экономического развития страны:
1. Увеличилось число отечественных производителей на рынке. Благодаря уходу с российского рынка иностранных конкурентов, расширились каналы сбыта отечественной продовольственной и промышленной продукции.
2. Локализовались производства. Активная поддержка отечественных производителей, которая началась после 2014 года, задала тренд на локализацию производства. Уже на сегодняшний день введены кредитные каникулы, налоговые послабления и отменены плановые контроли. Импортных составляющих становится все меньше. Вместе с тем растет спрос на квалифицированные кадры.
3. Ускоренно развитие получило сельское хозяйство. С 2017 года отмечается тенденция выхода на плато самообеспечения.
Сложившуюся экономическую обстановку в РФ следует использовать как переломную для развития собственных производств и технологий. Необходимо детально проработать возникшие негативные последствия санкций и проработать варианты ситуационного управления. Для этого имеются - все богатство природных и человеческих ресурсов, государственная поддержка, политическая воля, а также временное отсутствие сильных иностранных конкурентов. Необходимо детально проработать ряд законодательных инициатив на предмет правового урегулирования проблем экономической деятельности как в области микроэкономики и развития экономической базы в субъектах РФ, так и на макроэкономическом уровне. При этом следует понимать, что выработка правовых управляющих воздействий может быть предложена мировому сообществу и может послужить толчком для развития международного законодательства.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100 : Постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 // Официальный интернет-портал правовой информации. -2022.
2. О внесении изменений в Регламент (ЕС) № 833/2014 «Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине» : Регламент Совета ЕС от 03.06.2022 № 2022/879 // Официальный журнал Европейского Союза. - 2022.
3. Об ограничительных мерах в ответ на признание неподконтрольными правительству районов Донецкой и Луганской областей Украины и приказ российских вооруженных сил войти в эти районы : Регламент Совета ЕС от 23.02.2022 № 2022/263 // Официальный журнал Европейского Союза. - 2022.
4. Об ограничительных мерах в отношении действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины : Регламент Совета ЕС от 17.03.2014 № 269 // Официальный журнал Европейского Союза. - 2014.
5. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» : Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2022 № 360 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022.
6. О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования : Указ Президента Российской Федерации от 18.03.2022 № 126 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022.
7. О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций : Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022.
8. Российская Федерация. Законы. О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон : [от 28.06.2022 № 213] // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022.
9. Российская Федерация. Законы. О специальных экономических мерах: федер. закон: [от 30.12.2006 № 281] // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2007.
10. Катасонов В.Ю. Санкции. Экономика для русских / В.Ю. Катасонов. - М.: Алгоритм, 2015. - 288 с.
11. Коноплицкий В.А. Экономический словарь. Толково-терминологический / В.А. Коноплицкий, А.И. Филина. -Киев: КНТ, 2007. - 352 с.
12. Миклашевская Н.А. Международная экономика. Дело и сервис / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов. - М. : Дело и Сервис, 2004. - 352 с.
13. Эзрох Ю.С. Влияние санкций на банковскую систему: конкурентный аспект / Ю.С. Эзрох // Банковское дело. -2014. - № 11. - С. 13-21.
14. Всемирный индекс продовольственной безопасности // The Ecomomist Intellegence Unit. - URL: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/Country (дата обращения: 15.07.2022).
15. Динамика официального курса заданной валюты // Банк России. - URL: https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/ (дата обращения: 19.07.2022).
16. Карты UnionPay в России // UnionPay. - URL: https://www.unionpayintl.com/ru/servicesProducts/products/unionPayCard/apply/ (дата обращения: 20.07.2022).
17. Панель управления санкциями в отношении России // Castellum. - URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (дата обращения: 20.07.2022).
18. Продавцы дадут год гарантии на параллельный импорт // Москва 24. - URL: https://www.m24.ru/news/ehkonomika/19072022/482683?utm_source=CopyBuf (дата обращения: 20.07.2022).
19. Российский ноутбук Bitblaze на отечественном процессоре «Байкал-М» готов к предсерийному производству // iCHIP.ru. - URL: https://ichip.ru/novosti/rossijskij-noutbuk-bitblaze-na-otechestvennom-processore-bajkal-m-gotov-k-predserijnomu-proizvodstvu-792132 (дата обращения: 20.07.2022).
20. Рост тарифов и поиск поставщиков: как бизнесу работать с логистикой // Тинькофф. - URL: https://journal.tinkoff.ru/perevozki-v-krizis/ (дата обращения: 15.07.2022).
21. Черная дыра: Россия обходит нефтяное эмбарго и в итоге санкции только повысили прибыль // The Insider. -URL: https://theins.ru/ekonomika/2530218740426 (дата обращения: 18.07.2022).
22. Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/18/03/2022/623323de9a79475581a199ea?from=from_main_11 (дата обращения: 19.07.2022).
Список литературы на английском языке / References in English
1. O merah po realizacii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 8 marta 2022 g. № 100 [On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation dated March 8, 2022 No. 100]: Decree of the Government of the Russian Federation dated March 9, 2022 No. 311 //Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. - 2022. [in Russian]
2. O vnesenii izmenenij v Reglament (ES) № 833/2014 "Ob ogranichitel'nyh merah v svjazi s dejstvijami Rossii po destabilizacii situacii v Ukraine" [On Amendments to Regulation (EU) No. 833/2014 "On restrictive measures in connection with Russia's actions to destabilize the situation in Ukraine"] : Regulation of the Council of the EU dated 03.06.2022 No. 2022/879 // Oficial'nyj zhurnal Evropejskogo Sojuza [Official Journal of the European Union]. - 2022. [in Russian]
3. Ob ogranichitel'nyh merah v otvet na priznanie nepodkontrol'nymi pravitel'stvu rajonov Doneckoj i Luganskoj oblastej Ukrainy i prikaz rossijskih vooruzhennyh sil vojti v jeti rajony [On restrictive measures in response to the recognition of the Donetsk and Luhansk regions of Ukraine as uncontrolled by the government and the order of the Russian armed forces to enter these areas] : Regulation of the Council of the EU dated 02/23/2022 No. 2022/263 // Oficial'nyj zhurnal Evropejskogo Sojuza [Official Journal of the European Union]. - 2022. [in Russian]
4. Ob ogranichitel'nyh merah v otnoshenii dejstvij, podryvajushhih ili ugrozhajushhih territorial'noj celostnosti, suverenitetu i nezavisimosti Ukrainy [On restrictive measures against actions undermining or threatening the Territorial integrity, sovereignty and Independence of Ukraine] : Regulation of the Council of the EU dated 17.03.2014 No. 269/2014 // Oficial'nyj zhurnal Evropejskogo Sojuza [Official Journal of the European Union]. - 2014. [in Russian]
5. O vnesenii izmenenij v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 28 fevralja 2022 g. № 79 "O primenenii special'nyh jekonomicheskih mer v svjazi s nedruzhestvennymi dejstvijami Soedinennyh Shtatov Ameriki i primknuvshih k nim inostrannyh gosudarstv i mezhdunarodnyh organizacij" [On Amendments to Decree of the President of the Russian Federation No. 79 dated February 28, 2022 "On the Application of Special Economic Measures in Connection with the Unfriendly Actions of the United States of America and Foreign States and International Organizations that Have Joined Them"] : Decree of the President of the Russian Federation dated 09.06.2022 No. 360 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. - 2022. [in Russian]
6. O dopolnitel'nyh vremennyh merah jekonomicheskogo haraktera po obespecheniju finansovoj stabil'nosti Rossijskoj Federacii v sfere valjutnogo regulirovanija [On additional temporary measures of an economic nature to ensure the financial stability of the Russian Federation in the field of currency regulation] : Decree of the President of the Russian Federation No. 126 dated March 18, 2022 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. -2022. [in Russian]
Mewdynapodnhiu MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 11 (125) • Hon6pb
7. O primenenii otvetnyh special'nyh jekonomicheskih mer v svjazi s nedruzhestvennymi dejstvijami nekotoryh inostrannyh gosudarstv i mezhdunarodnyh organizacij [On the application of retaliatory special economic measures in connection with the unfriendly actions of certain foreign states and international organizations] : Decree of the President of the Russian Federation dated 03.05.2022 No. 252 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. - 2022. [in Russian]
8. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii izmenenija v stat'ju 18 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" [Russian Federation. Laws. On Amendments to Article 18 of the Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"] : federal law : [dated 06/28/2022 No. 213-FZ] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet Portal of Legal Information]. - 2022. [in Russian]
9. Rossijskaja Federacija. Zakony. O special'nyh jekonomicheskih merah [On special economic measures] : federal law: [dated December 30, 2006 No. 281] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. - 2007. [in Russian]
10. Katasonov V.Ju. Sankcii. Jekonomika dlja russkih [Sanctions. Economics for Russians] / V.Ju. Katasonov. - M.: Algoritm, 2015. - 288 p. [in Russian]
11. Konoplickij V.A. Jekonomicheskij slovar'. Tolkovo-terminologicheskij [Economic dictionary. Explanatory and terminological] / V.A. Konoplickij, A.I. Filina. - Kyiv: KNT, 2007. - 352 p. [in Russian]
12. Miklashevskaja N.A. Mezhdunarodnaja jekonomika. Delo i servis [International Economics. Business and service] / N.A. Miklashevskaja, A.V. Holopov. - M.: Delo i Servis, 2004. - 352 p. [in Russian]
13. Jezroh Ju.S. Vlijanie sankcij na bankovskuju sistemu: konkurentnyj aspekt [The impact of sanctions on the banking system: a competitive aspect] / Ju.S. Jezroh // Bankovskoe delo [Banking]. - 2014. - № 11. - P. 13-21. [in Russian]
14. Vsemirnyj indeks prodovol'stvennoj bezopasnosti [World Food Security Index] // The Ecomomist Intellegence Unit. -URL: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/Country (accessed: 15.07.2022). [in Russian]
15. Dinamika oficial'nogo kursa zadannoj valjuty [Dynamics of the official exchange rate of a given currency] // Bank Rossii [Bank of Russia]. - URL: https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/ (accessed: 19.07.2022). [in Russian]
16. Karty UnionPay v Rossii [UnionPay cards in Russia] // UnionPay. - URL: https://www.unionpayintl.com/ru/servicesProducts/products/unionPayCard/apply/ (accessed: 20.07.2022). [in Russian]
17. Panel' upravlenija sankcijami v otnoshenii Rossii [Sanctions control panel against Russia] // Castellum. - URL: https://www.castellum.ai/russia-sanctions-dashboard (accessed: 20.07.2022). [in Russian]
18. Prodavcy dadut god garantii na parallel'nyj import [Sellers will give a one-year warranty on parallel import] // Moskva 24 [Moscow 24]. - URL: https://www.m24.ru/news/ehkonomika/19072022/482683?utm_source=CopyBuf (accessed: 20.07.2022). [in Russian]
19. Rossijskij noutbuk Bitblaze na otechestvennom processore "Bajkal-M" gotov k predserijnomu proizvodstvu [The Russian Bitblaze laptop on the domestic Baikal-M processor is ready for pre-production] // iCHIP.ru. - URL: https://ichip.ru/novosti/rossijskij-noutbuk-bitblaze-na-otechestvennom-processore-bajkal-m-gotov-k-predserijnomu-proizvodstvu-792132 (accessed: 20.07.2022). [in Russian]
20. Rost tarifov i poisk postavshhikov: kak biznesu rabotat' s logistikoj [Tariff growth and supplier search: how a business can work with logistics] // Tin'koff [Tinkoff]. - URL: https://journal.tinkoff.ru/perevozki-v-krizis/ (accessed: 15.07.2022). [in Russian]
21. Chernaja dyra: Rossija obhodit neftjanoe jembargo i v itoge sankcii tol'ko povysili pribyl' [Black hole: Russia bypasses the oil embargo and as a result, sanctions only increased profits] // The Insider. - URL: https://theins.ru/ekonomika/2530218740426 (accessed: 18.07.2022). [in Russian]
22. Jeksperty nazvali samye ujazvimye dlja sankcij otrasli jekonomiki Rossii [Experts named the most vulnerable sectors of the Russian economy to sanctions] // RBK. - URL: https://www.rbc.ru/economics/18/03/2022/623323de9a79475581a199ea? from=from_main_11 (accessed: 19.07.2022). [in Russian]