МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ
Линников Александр Сергеевич,
кандидат юридических наук председатель Совета Коллегии адвокатов Московской области «Линников и Партнеры», адвокат, доцент Департамента международной экономики и международных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Автор раскрывает доктринальное и практическое содержание понятия «международные экономические санкции» применительно к деятельности иностранных компаний в Российской Федерации. В статье рассматриваются основные типы экономических санкций в отношении государств, компаний и физических лиц, а также проводится практический анализ влияния ограничительных мер на иностранные компании и их персонал. Феномен антироссийских санкций в статье рассматривается с корпоративной точки зрения: автор анализирует ряд методических рекомендаций, введенных в крупных международных компаниях, специально для того, чтобы не попасть под влияние санкций. Сквозь призму внутренних корпоративных правил и политик автор раскрывает наиболее опасные для таких компаний санкции, описывает возможные наказания и меры воздействия за нарушение санкционного режима. Автор также касается вопроса коллизий международных норм и норм национального законодательства, с которыми международные компании, работающие в Российской Федерации, неизбежно сталкиваются при работе в Республике Крым. В заключение автор обращается к российским органам государственной власти с рядом рекомендаций, исполнение которых позволит эффективно преодолевать негативное воздействие так называемых санкций, а также распознавать и использовать положительные факторы санкционного режима в целях укрепления экономики Российской Федерации. Ключевые слова: международные экономические санкции; санкционный режим; санкционная политика; ограничительные меры; международная торговля.
Для цитирования: Линников А. С. Влияние международных санкций на деятельность иностранных компаний в России. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 21. Вып. 3. С. 141-148. УДК 339.9(075.8) JELF51
THE IMPACT OF INTERNATIONAL SANCTIONS ON ACTIVITIES OF FOREIGN COMPANIES IN RUSSIA
Alexander S. Linnikov,
PhD (Law), Chairman of the Board of the Collegium of advocates of the Moscow region "Linnik and Partners", lawyer, associate professor of the World Economy and international Finance Department, Finance University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The author reveals the doctrinal and practical content of the "international economic sanctions" concept in relation to the activities of foreign companies in the Russian Federation. The paper examines the main types of economic sanctions against states, companies and individuals and analyzes the impact of restrictive measures on foreign companies and their personnel. The phenomenon of anti-Russian sanctions is viewed from the corporate point of view: the author analyzes a number of methodological guidelines introduced in large international companies specifically not to fall under the effect of sanctions. The author reveals the sanctions most dangerous for such companies in the context of internal corporate rules and policies and describes possible penalty measures
for violation of the sanction regime. The author also addresses the issue of international and national Law conflicts that international companies operating in the Russian Federation are inevitably faced with when working in the Republic of Crimea. In conclusion, the author proposes a number of recommendations for the Russian government authorities to overcome the negative impact of the so-called "sanctions" as well as to recognize and use the positive factors of the sanction regime to strengthen the economy of the Russian Federation. Keywords: international economic sanctions; sanction regime; sanction policy; restrictive measures; international trade.
декабря 2016 г. Министерство финансов США объявило о расширении санкций против России из-за ситуации на Украине, включив в имеющиеся санкционные списки несколько официальных лиц и частных компаний [1]. На следующий день, 21 декабря 2016 г., вступило в силу решение Европейского союза о продлении экономических санкций до 31 июля 2017 г. [2]
Однако, несмотря на принимаемые США и Европейским союзом меры воздействия, экономическое развитие России существенно не замедляется и получает положительную оценку высшего политического руководства страны. Более того, в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что санкци-онный режим только помогает нашей стране развиваться, заявив: «Но здесь, как у нас в народе говорят, нет худа без добра, наши так называемые партнеры ввели санкции, о которых я сказал, мы — ответные меры. Ну и помогли на внутреннем рынке нашим сельхозпроизводителям. Но они не должны забывать, что это не может и, наверное, не будет вечно продолжаться, да и потребитель нуждается в конкурентной обстановке на рынке, так что этой благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, нужно, конечно, воспользоваться по полной программе» [3].
Необходимо разобраться, что же на самом деле представляют из себя санкции, введенные в 2014 г. против РФ, а также проанализировать их влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.
Как один из ключевых игроков международной политики и важный участник всемирной торговой и экономической деятельности, Российская Федерация закономерно сталкивается с различными внешними и внутренними вызовами. Так, в 2014 г., после периода относительного затишья и умеренного посткризисного экономического роста, наше государство вновь очутилось в «зоне экономической турбулентности». Резкое снижение цен на нефть, нестабильность курса рубля, ускорение темпов инфляции, всплеск роста процентных ставок и другие проблемы отрицательно сказались на деловом и инвестиционном климате в нашей стране.
Одним из главных негативных внешнеэкономических событий 2014 г. стало введение против нашего государства и отдельных его граждан ряда экономических и политических ограничений, называемых санкциями. Под международными экономическими санкциями принято понимать комплекс мер политического, экономического или правового характера, имеющих своей целью принуждение, ограничение или сдерживание деятельности определенного государства, его институтов, отраслей или секторов экономики, организаций или отдельных граждан, которые могут применяться отдельными государствами, группами государств или международными организациями [4].
Формальным поводом для применения к России так называемых санкций послужил конфликт на востоке Украины и присоединение Крыма к России. По мнению ряда государств, действия России повлияли на дестабилизацию ситуации на Украине, а Россия неоднократно и противоправно вмешивалась во внутреннюю политику соседнего государства [5].
Введенные в отношении России санкции коснулись наиболее развитых сфер российской экономики: нефте- и газодобычи, тяжелой промышленности, транспорта и банковской деятельности. В условиях зависимости российской экономики от сотрудничества с другими государствами это не могло не привести к нарушениям внешнеэкономических связей России, что обернулось некоторым падением экономических показателей в целом и изменениями в экономическом положении отдельных российских компаний в частности. В настоящее время нет недостатка в исследованиях воздействия международных санкций на экономику России и в особенности ее публичный сектор [6]. Вместе с тем остается неизученным вопрос влияния санкций на деятельность иностранных и международных компаний в России в прикладном аспекте. Зачастую исследователи не имеют ответа на простой вопрос: «Каким именно образом санкции отражаются на деятельности конкретных субъектов экономической деятельности — иностранных компаниях, работающих в России, и их персонале?»
Влияние экономических санкций на политику и деятельность иностранных компаний на российском рынке — это сложный и многоуровневый процесс, требующий глубокого осмысления и системного анализа. С целью детального изучения проблемы обратимся к доктринальной классификации санкций. Наука выделяет пять уровней действия международных санкций [7]:
• Глобальный, на котором санкции вводятся универсальными международными организациями (ООН и ЕС).
• Межгосударственный, на котором санкции вводятся отдельными государствами или объединениями государств.
• Отраслевой — уровень отдельных государственных институтов, секторов и отраслей экономики.
• Корпоративный уровень, включающий транснациональные, государственные и частные компании и корпорации, ведущие внешнеэкономическую деятельность.
• Индивидуальный — уровень отдельных граждан.
• Независимо от уровня воздействия, экономические санкции можно разделить на три категории:
• Целевые санкции.
• Торговые эмбарго.
• Санкции на основании деятельности.
Целевые санкции могут вводиться в отношении
различных субъектов (физических и/или юридических лиц, политических и общественных организаций, государств) и направлены на достижение определенного политического или экономического результата. При введении целевых санкций государства или международные организации универсальной компетенции составляют списки юридических и физических лиц, подпадающих под действие целевых санкций. Лица, против которых действуют санкции, ограничены в совершении определенных видов экономических операций, и совершение таких операций с данными лицами считается правонарушением. С целью снижения рисков нарушения санкций многие компании отслеживают санкци-онные списки физических и/или юридических лиц.
Эмбарго — запрет непосредственно государством или группой стран экспорта или импорта различных товаров. Эмбарго подразумевает полный запрет любого перемещения товаров и/или услуг за пределы государства, подвергшегося санкционному воздействию.
Санкции на основании деятельности ограничивают (или иногда запрещают) обмен запрещен-
ными видами товаров и услуг между некоторыми странами, а также запрет на проведение некоторых финансовых операций. Этот вид санкций отличается от торговых эмбарго тем, что он не накладывает тотального запрета на экспорт/импорт товаров и услуг из определенной страны, а лишь запрещает или ограничивает экспорт ряда товаров и услуг, в особенности тех, которые имеют военное предназначение. Таким образом, санкции, основанные на деятельности, вводятся для того, чтобы можно было отследить цель, для которой продукт будет использоваться, и конечного пользователя, для которого предназначается этот продукт.
Из всего списка санкций, введенных в отношении Российской Федерации в 2014 г., следует выделить те, которые существенно повлияли на деятельность иностранных компаний в России и за ее пределами:
• США прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения (28.03.2014) [8];
• Европейский инвестиционный банк, по рекомендации Европейского совета, прекратил финансирование новых проектов в России (18.07.2014)
[9];
• Европейский союз ввел санкции в сферах торговли и инвестиций против Крыма и Севастополя (30.07.2014), а именно [10]:
— Установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг.
— Установлен запрет на покупку более 250 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды.
— Европейским финансовым структурам запрещено выдавать кредиты или приобретать доли в проектах, которые затронуты секторальными санкциями.
• ЕС ввел санкции против Сбербанка России, банка ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка, Рос-сельхозбанка (31.07.2014) [11];
• Европейский союз ввел эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям (31.07.2014) [12];
• Европейский союз также ввел ряд дополнительных санкций (12.09.2016):
— Запретил организацию долгового финансирования трех топливно-энергетических компаний
России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти». Запрещены торговля облигациями этих компаний со сроком обращения свыше 30 дней и участие в организации выпусков таких бумаг.
— Запретил организацию долгового финансирования для трех крупнейших оборонных концернов России: «Уралвагонзавода», «Оборонпрома», ПАО «Объединенной авиастроительной корпорации».
• Европейский союз запретил инвестиции в Крым и Севастополь (20.12.2014), а именно:
— Для европейских и базирующихся в Европейском союзе компаний введен запрет на покупку недвижимости и предприятий в Крыму, финансирование крымских компаний и предоставление связанных с этим услуг, оказание туристических услуг в Крыму (исключением для захода туристических лайнеров являются только чрезвычайные ситуации).
Прагматичное восприятие международными компаниями введенных в отношении России санкций куда более интересно для изучения и более показательно с точки зрения реальной экономики, чем нормативно-правовые акты.
— Введен запрет на поставки в Крым около 200 наименований товаров, в частности, технологии, которые касаются транспортного, телекоммуникационного и энергетического секторов, а также разведки и добычи газа, нефти и минеральных ресурсов, и драгоценные металлы — золото, серебро и платину, а также полуфабрикаты из них.
— Запрещено оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой полуострова.
Кроме того, в 2014 г. Международный банк реконструкции и развития заморозил принятие решений о новых проектах в России [13].
В сложившихся условиях многие международные компании разрабатывают собственные методические рекомендации по работе в обстановке санкций. С одной стороны, компании и их руководители осознают риск привлечения к ответственности за нарушение санкционного режима. С другой стороны, Россия, несмотря на политические проблемы и международные ог-
раничения, остается крупным и перспективным рынком.
Нельзя не отметить, что прагматичное восприятие международными компаниями введенных в отношении России санкций куда более интересно для изучения и более показательно с точки зрения реальной экономики, чем нормативно-правовые акты. Политика международных компаний отражает куда более близкую к реальности картину, нежели заявления официальных лиц.
Поскольку памятки и методические рекомендации выпускаются международными компаниями исключительно для внутреннего пользования и не предназначены для широкого распространения, было бы не правильно указывать в настоящей статье названия конкретных компаний и авторов. Для целей нашего исследования мы изучили методические рекомендации нескольких международных компаний. Постараемся обобщить наиболее распространенные и интересные рекомендации.
Авторы подавляющего большинства методических рекомендаций сходятся во мнении, что сан-кционные списки разрослись до таких масштабов, что компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, и/или их сотрудники могут нарушить ту или иную санкцию совершенно случайно, не имея на то умысла.
Нарушение санкций может привести к следующим негативным последствиям для конкретного сотрудника и его работодателя:
• Уголовное преследование, влекущее санкции в виде штрафа и, в определенных случаях, лишение свободы на существенные сроки (в США, например,— до 10 лет);
• Судебное (в некоторых юрисдикциях уголовное) преследование компании (юридического лица) и выплата значительных сумм в качестве административных и/или уголовных штрафов;
• Репутационный ущерб;
• Гражданские иски со стороны третьих лиц, понесших потери в результате нарушения санкций.
Особое место в корпоративных памятках занимают санкции США. По общему признанию, санкции со стороны США отличаются «комплексностью и агрессивностью». Американские эмбарго являются очень масштабными и оказывают влияние на любые сделки, имеющие связь с США. Поэтому корпоративные службы внутреннего аудита и подразделения по контролю за соблюдением требований законодательства (compliance) международных компаний настойчиво рекомендуют всем сотрудникам, а не
только гражданам США, хорошо разбираться в торговых эмбарго, налагаемых правительством США. Дело в том, что любое лицо может формально нарушить санкции США даже если оно не находится в США, не является гражданином США и не работает в американской компании.
В методических указаниях международных компаний выделяются следующие виды связей с США:
• нахождение юридического или физического лица в США;
• участие американской компании (включая дочерние компании) или гражданина;
• участие американского банка, иного финансового учреждения или страховщика в деятельности компании;
• наличие американского продукта или определенного процента американских компонентов в готовом изделии (около 10%), т.е. минимального количества продукции, произведенной в США;
• применение долларов США (так как любые транзакции с долларами США проводятся через американские банки на том или ином этапе сделки);
• проведение платежей через иностранные филиалы американских финансовых институтов; сознательное использование услуг, предоставляемых гражданами США в любой точке мира, с целью упростить, участвовать, одобрить или поддержать запрещенные сделки.
Следует обратить внимание на то, что вышеуказанные связи могут возникнуть на любом этапе сделки, включая использование американского банка или страховой компании. При обнаружении любых связей с США американское государство вправе начать расследование и наложить соответствующий штраф.
Также законодательство США содержит так называемые положения помощи и поддержки (facilitation). Данные положения включают в себя описание возможных способов обхода санкций, а также подробные условия и меры принудительного воздействия, которые могут быть применены к лицам, пытающимся использовать такие способы для обхода санкций. Общий принцип подобных положений заключается в том, что любое оказание помощи и поддержки для физических и юридических лиц США в осуществлении торговой деятельности со страной, против которой действуют санкции, является правонарушением.
Разумеется, наибольший груз ответственности за соблюдение санкционного режима в отношении иностранных государств ложится на граждан США. Они не вправе оказывать «помощь и поддержку»
лицу, ведущему торговую и деловую деятельность со страной, против которой действуют санкции, в следующих ситуациях:
• если материнская американская компания или гражданин США, работающий в этой материнской компании, участвует в организованной иностранной дочерней компанией сделке, которая запрещена согласно санкциям США (но не законодательству, регулирующему работу иностранного филиала);
• если гражданин США, работающий на неамериканскую компанию, участвует в сделке, которая запрещена согласно санкциям США (но не законодательству, регулирующему работу неамериканской компании);
• если гражданин США участвует в изменении операционной политики или процедур таким образом, чтобы иностранная дочерняя компания могла осуществлять такой бизнес, который материнская компания в США не вправе осуществлять в связи с санкциями.
Санкционные списки разрослись до таких масштабов, что компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, и/или их сотрудники могут нарушить ту или иную санкцию совершенно случайно, не имея на то умысла.
По законодательству США также является правонарушением принуждение к неисполнению санкционного режима американским физическим или юридическим лицом. Субъектом правонарушения в таком случае является лицо, не являющееся гражданином США, которое принудило другое лицо нарушить режим санкций. Американские власти вправе преследовать неамериканское физическое или юридическое лицо, вынуждающее американскую компанию или частное лицо нарушить санкции США, даже если неамериканская компания или частное лицо не имеет никаких других связей с США.
Как отмечают авторы различных рекомендаций, санкции ЕС в целом можно охарактеризовать как менее строгие. Их значительно легче обойти, избегая прямых нарушений законодательства. Например, российская компания, не подпадающая под действие санкций ЕС, может участвовать в сделках или осу-
ществлять платежи, запрещенные в рамках санкций ЕС. Гражданин Европейского союза, работающий на эту компанию, может участвовать в такой сделке или платеже от имени данной компании, не нарушая при этом санкции Евросоюза. Участие разрешено потому, что именно российская компания осуществляет сделку или совершает платеж, а не сам гражданин ЕС.
Однако, если гражданин Евросоюза, проживающий в России, заплатил деньги лицу, против которого действуют санкции, в частном порядке, (например, купив для себя предметы антиквариата или наняв для работы в личном хозяйстве), то его можно привлечь к ответственности за нарушение санкций ЕС. Это объясняется тем, что именно гражданин ЕС осуществляет сделку или совершает платеж лицу, против которого действуют санкции.
Особо стоит остановиться на теме совершения международных платежей. Как известно, санкции США и ЕС широко затронули международные платежные системы. Поэтому международным компаниям приходится искать другие способы перевода денежных средств.
Даже в условиях политической изоляции Россия продолжает находить новых партнеров по бизнесу, вести взаимовыгодные торговые отношения с прежними союзниками и удерживать свои позиции на мировом рынке.
Отмечается, что при попытке осуществления платежа, ограниченного санкциями, банк может выявить его и сообщить о нем властям, что может привести к соответствующему расследованию потенциальных нарушений режима.
Также следует иметь в виду, что многие европейские банки принимают более строгие меры и ограничения, чем это предписано законом. Европейские и швейцарские банки часто отказываются обрабатывать платежи, касающиеся стран, против которых действует эмбарго США, исключительно на основании собственной политики, даже если транзакция не запрещена европейскими или швейцарскими санкциями. Так происходит потому, что для минимизации рисков нарушения американских санкций они решают соблюдать требования торговых эмбарго США даже в том случае, если они не
касаются данных банков. Это означает, что, даже если платеж может быть проведен по закону, его, возможно, не удастся провести, так как банк может отказаться обрабатывать платеж.
В результате отправка или прием платежей из стран, против которых действует эмбарго, может стать чрезвычайно затрудненной и обычно происходит исключительно за пределами США, ЕС, Швейцарии или Канады, так как банки в этих странах часто не могут или не хотят иметь дело с такими транзакциями.
Принципиальным моментом является своеобразная правовая коллизия между введенными иностранными государствами санкциями и внутренним законодательством РФ. Как уже рассматривалось выше, некоторые иностранные санкции запрещают иностранным компаниям вести любую деятельность на территории Республики Крым. Однако в то же время российское законодательство запрещает любую дискриминацию клиента по любым признакам.
Например, согласно ст. 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Односторонний отказ банка в предоставлении услуги не допускается.
Таким образом, организация, ведущая внешнеэкономическую деятельность, сталкивается, с одной стороны, с российским законодательством, которое запрещает ей какую-либо дискриминацию в отношении клиентов, но, с другой стороны, она также связана санкционным режимом того государства, где находится ее головная организация. В этом-то и состоит дилемма, с которой столкнулись многие организации, прежде всего кредитные. По некоторой информации, многие контрагенты иностранных компаний, фактически находящиеся на территории Республики Крым, пользуются адресами Краснодарского края с целью избежания блокировки их счетов.
Итак, международные экономические санкции, безусловно, оказали влияние на внешнеполитическую деятельность России, а также на деятельность иностранных компаний на российском рынке. Однако Россия довольно быстро нашла множество способов стабилизации экономических отношений и минимизации ущерба, понесенного в результате наложения санкций. Началось более тесное сотрудничество со странами БРИКС и с другими странами, которые не поддержали санкции Европейского
союза, США и Канады. Но и с Европой контакты до конца не оборвались. Политика политикой, но бизнес есть бизнес. Поставки продукции между Россией и странами Европы продолжаются, часто теперь через страны-посредники. Европейский Банк продолжает выдавать краткосрочные кредиты России и российским компаниям. В отношениях России и стран Запада наблюдаются определенные политические конфликты, и в данном случае мы видим такое явление, как порождение совершенно нетипичных, невыгодных никому общественных отношений определенными правовыми предписаниями. Более естественным представляется процесс закрепления в праве уже сложившихся общественных (в том числе и экономических) отношений. Но в современном мире правила диктует политика. Однако даже в условиях политической изоляции Россия продолжает находить новых партнеров по бизнесу, вести взаимовыгодные торговые отношения с прежними союзниками и удерживать свои позиции на мировом рынке.
С учетом вышеизложенного представляется возможным высказать следующие выводы и рекомендации:
1. Меры экономического воздействия — так называемые санкции — применяемые иностранными государствами и международными организациями (ЕС) к Российской Федерации, российским компаниям, должностным лицам и гражданам продиктованы в первую очередь политическими, а не экономическими причинами.
2. Учитывая, что иностранные компании и кредитные организации, а также российские компании с иностранным капиталом [прямо или косвенно контролируемые или находящиеся под существенным влиянием акционеров (участников) из государств ЕС или США] продолжают активно
участвовать в экономике России, а зачастую и являются поставщиками важных или даже незаменимых товаров и услуг [14], представляется необходимым продолжить углубленное исследование практики применения так называемых санкций в целях избегания негативных экономических последствий от применения таких ограничительных мер.
3. Целесообразно рекомендовать органам государственной власти России и российским компаниям разработать собственную политику, методические указания и памятки для персонала в целях избегания нанесения вреда интересам государства и/или имущественного ущерба компаниям и предпринимателям в случае возникновения коллизий между санкционным режимом и экономическими интересами российской стороны.
4. Целесообразно рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления, денежно-кредитным властям (Банк России), а также общественным организациям (торгово-промышленные палаты и предпринимательские объединения) оказывать содействие компаниям и кредитным организациям с иностранным участием в целях обеспечения устойчивости их деятельность на территории России в обход необоснованных политических санкций. Такое содействие следует рассматривать как деятельность, направленную на укрепление инвестиционного климата в стране, а также демонстрацию неагрессивности политики государства по отношению к экономическим партнерам России.
5. Проводимая государством политика импор-тозамещения должна быть дополнена комплексом мер по поощрению иностранных компаний (в том числе компаний, зарегистрированных США и ЕС) к переносу центров предпринимательской деятельности на территорию Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. США расширили санкции против России из-за Украины // Газета.ру. 20.12.2016. URL: https://www.gazeta. m/business/news/2016/12/20/n_9479381.shtml.
2. Решение ЕС о продлении экономических санкций против России вступило в силу // РИА Новости. 21.12.2016. URL: https://ria.ru/economy/20161221/1484204090.html.
3. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента России. 01.12.2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379.
4. Курдюков Г. И. Международные экономические санкции (применение в практике Совета Безопасности ООН) // Марийский юридический вестник. 2001. № 1. С. 170.
5. Заявление Президента США Барака Обамы о ситуации на Украине // Посольство США в РФ. 28.02.2014. URL: https://russian.moscow.usembassy.gov/st-obama-ukraine-022813.html.
6. Романович Н. А. Международные экономические санкции и новая мотивация для развития науки в России // Социология науки и технологий. 2015. № 1. С. 59.
7. Семенов А. В. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях // Власть. 2015. Вып. 7.
8. Хроника введения санкций // Вести-Финанс. 12.09.2014. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/46880.
9. Европейский банк реконструкции и развития прекратит инвестиции в Россию // Лента.ру. 23.07.2014. URL: https://lenta.ru/news/2014/07/23/ebrd/.
10. ЕС введет запрет на инвестиции в Крым // РБК, 10.12.2014. URL: http://www.rbc.ru/politics/10/12/2014/5 48898392ae59648a7a71cdf.
11. ЕС ввел санкции против Сбербанка, ВТБ, ВЭБа, Газпромбанка и Россельхозбанка // Russia Today. 31.07.2014. URL: https://russian.rt.com/article/43329//
12. Пыжьянова В. Свое иметь надо // Эксперт Урал. 2014. № 39 (616).
13. Шувалов: ЕБРР фактически заморозил принятие решений о новых проектах в РФ // ТАСС. 22.05.2014. URL: http://tass.ru/ekonomika/1204727.
14. Всяких М. В., Бакаева А. В. Санкции в отношении РФ и их последствия // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6 (46).
REFERENCES
1. SSHA rasshirili sanktsii protiv Rossii iz-za Ukrainy [The US expanded sanctions against Russia because of Ukraine]. Gazeta.ru. 20.12.2016. Available at: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/12/20/n_9479381. shtml (in Russian).
2. Resheniye YeS o prodlenii ekonomicheskikh sanktsiy protiv Rossii vstupilo v silu [The EU decision to extend economic sanctions against Russia came into force]. RIA Novosti. 21.12.2016. Available at: https://ria.ru/ economy/20161221/1484204090.html (in Russian).
3. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu [The President's Message to the Federal Assembly], The Official Site of the President of Russia, 01.12.2016. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (in Russian).
4. Kurdyukov G. I. Mezhdunarodnyye ekonomicheskiye sanktsii (primeneniye v praktike Soveta Bezopasnosti OON) [International economic sanctions (application in the practice of the UN Security Council)/. Mariyskiy yuridicheskiy vestnik — Mari Law Bulletin, 2001, no. 1, p. 170 (in Russian).
5. Zayavleniye Prezidenta SSHA Baraka Obamy o situatsii na Ukraine [Statement of US President Barack Obama on the situation in Ukraine] Posol'stvo SSHA v RF — The US Embassy in Russia, 28.02.2014. Available at: https://russian.moscow.usembassy.gov/st-obama-ukraine-022813.html (in Russian).
6. Romanovich N. A. Mezhdunarodnyye ekonomicheskiye sanktsii i novaya motivatsiya dlya razvitiya nauki v Rossii [International economic sanctions and a new incentive for the development of science in Russia]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy — Sociology of Science and Technology, 2015, no. 1, p. 59 (in Russian).
7. Semenov A. V. Politiko-ekonomicheskiye sanktsii v sovremennykh mezhdunarodnykh otnosheniyakh [Political and economic sanctions in contemporary international relations]. Vlast' — Vlast (Power), 2015, issue 7, (in Russian).
8. Khronika vvedeniya sanktsiy [The chronicle of imposing the sanctions]. Vesti-Finans — News-Finance, September, 2014, 12, Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/46880 (in Russian).
9. Yevropeyskiy bank rekonstruktsii i razvitiya prekratit investitsii v Rossiyu [European Bank for Reconstruction and Development will stop investing in Russia]. Lenta.ru, July 23, 2014. Available at: https://lenta.ru/ news/2014/07/23/ebrd/ (in Russian).
10. http://www.rbc.ru/politics/10/12/2014/548898392ae59648a7a71cdf — YeS vvedet zapret na investitsii v Krym [EU will introduce a ban on investment in the Crimea]. RBC, December 10, 2014 (in Russian).
11. https://russian.rt.com/article/43329 // YeS vvel sanktsii protiv Sberbanka, VTB, VEBa, Gazprombanka i Rossel'khozbanka [The EU imposed sanctions against Sberbank, VTB, VEB, Gazprombank and Rosselkhozbank]. Russia Today, July 31, 2014 (in Russian).
12. Pyzhyanova V. Svoyo imet' nado [One must have something belonging to him]. Ekspert Ural — Expert Ural. 2014, no. 39 (616) (in Russian).
13. Shuvalov: YeBRR fakticheski zamorozil prinyatiye resheniy o novykh proyektakh v RF [Shuvalov: EBRD actually froze the decision-making on new projects in the Russian Federation]. TASS, 22.05.2014. Available at: http://tass.ru/ekonomika/1204727 (in Russian).
14. Vsyakikh M. V., Bakaev A. V. Sanktsii v otnoshenii RF i ikh posledstviya [Sanctions against the RF and their consequences]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta — Problems of Economics and Management, 2015, no. 6 (46) (in Russian).