Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ ТЕАТР И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГОРОЖАНИНА В 1950 — 1960 гг.'

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГОРОЖАНИНА В 1950 — 1960 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Театр / эстетика / эстетические категории / горожанин / спектакль / воспитание / популяризация / Ленинград / ленинградец / Theatre / aesthetics / aesthetic categories / citizen / performance / education / popularization / Leningrad / Leningrader

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ярмолич Федор Кузьмич

Статья посвящена роли театра в эстетическом воспитании городского населения СССР. При исследовании этого вопроса обращается внимание на роль театрального здания в гармонизации городского пространства; описывается механизм, позволяющий спектаклю формировать эстетические вкусы зрителя. Вместе с этим анализируются причины, которые не позволили в полной мере реализовать потенциал театра в сфере эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET THEATER AND ASTHETIC EDUCATION OFA CITY DWELLER IN THE 1950s–1960

The article is devoted to the role of theater in the aesthetic education of the urban population of the USSR. In the study of this issue, attention is drawn to the role of the theater building in the harmonization of urban space; describes the mechanism that allows the performance to form the aesthetic tastes of the viewer. At the same time, the reasons that did not allow to fully realize the potential of the theater in the field of aesthetic education are analyzed.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ ТЕАТР И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГОРОЖАНИНА В 1950 — 1960 гг.»

RAR

УДК 94(47) 084.3 ББК 63.3(2) 6-7

DOI 10.34685/HI.2023.42.3.008

СОВЕТСКИЙ ТЕАТР И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГОРОЖАНИНА В 1950 — 1960 гг.

Ярмолич Федор Кузьмич,

кандидат исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН ул. Петрозаводская д. 7, Санкт-Петербург, Россия, 197110; доцент Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского

университета им. акад. И.П. Павлова, пл. Льва Толстого д. 6 - 8, Россия, 197022, e-mail: f.k.1985@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена роли театра в эстетическом воспитании городского населения СССР. При исследовании этого вопроса обращается внимание на роль театрального здания в гармонизации городского пространства; описывается механизм, позволяющий спектаклю формировать эстетические вкусы зрителя. Вместе с этим анализируются причины, которые не позволили в полной мере реализовать потенциал театра в сфере эстетического воспитания.

Ключевые слова

Театр, эстетика, эстетические категории, горожанин, спектакль, воспитание, популяризация, Ленинград, ленинградец.

58

В Советском Союзе партийные, советские и профсоюзные учреждения и организация популяризировали среди населения эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное) и их модификации (гармония, грация, идеал, героическое, катарсис, ирония, гротеск, ужасное, дисгармония)1. Внимание власти к этому вопросу объяснялось тем, что эстетика занимала важное место как при формировании общекультурных, политических, социальных и экономических представлений личности, так и вносила существенный вклад в реализацию концепции «нового человека», которая выступала одной из основ строящегося коммунистического общества.

1 Шестаков В. П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., 1983. с. 46.

Для распространения среди жителей СССР перечисленных эстетических категорий и их модификаций использовался разветвленный механизм пропаганды и агитации, который включал в себя как красиво оформленную магазинную вывеску, так и гармонично спроектированное городское пространство. Безусловно, описать все элементы эстетического воспитания2 человека в рамках статьи не представляется возможным, поэтому предлагается проанализировать роль театра в процессе приобщения жителя города

2 Термин «эстетическое воспитание» среди советских специалистов имел разную трактовку, по одной из них, данная дефиниция описывала процесс формирования у человека эстетического чувства и вкуса (Киященко Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. с. 65)

к нормам эстетики в 1950-1960-е гг. и обратить внимание на обстоятельства, которые не позволили это сделать в полной мере.

Выбор хронологических рамок не случаен и обуславливается тем, что именно в пятидесятые и шестидесятые годы, с одной стороны, советские ученые и философы стремились осмыслить «сущность эстетического отношения человека к действительности и основные эстетических категорий»3, а с другой, в это время советский театр достигает одной из высших точек своего развития. Все это создавало благоприятные условия для эстетического воспитания человека.

На протяжении двух указанных десятилетий партийные и советские органы власти и управления центрального и регионального уровней систематически подчеркивали значимую роль театра в эстетическом воспитании человека. Важность этой сферы культуры приводила к тому, что со стороны властных институтов, наряду с положительными отзывами о работе театральных коллективов страны, систематически звучали критические замечания в их адрес: «в настоящее время общее состояние репертуара драматических театров является крайне неудовлетворительным. Театры часто выпускают однообразные спектакли, неглубокие по идейному содержанию и примитивные по художественному воплощению. В репертуаре недостаточно мало пьес значительных по мысли и чувствам»4. После подобной оценки в официальных документах всегда следовали указания руководству театров предпринять усилия, чтобы изменить имеющиеся недостатки. Среди многочисленных рекомендаций отмечалась необходимость активного сотрудничества с писателями, привлечение для работы над спектаклями более профессиональных режиссеров и актеров, «укрепление состава заведующих литературной частью театров республиканского и союзного подчинения квалифицированными и политически зрелыми специалистами»5 и т.д.

3 Малышев И.В. Золотой век советской эстетики. М. 2007. с. 6.

4 Записка отдела культуры ЦК КПСС «О серьезных недостатках в репертуаре драматических театров». 30 июня 1956 г. // Аппарат ЦК КПСС и культуры. 1953 - 1957: Документы / отв. ред. В.Ю. Афиани. М., 2001. с. 506.

5 Записка отдела культуры ЦК КПСС. 9 января 1957 г. //

Российский государственный архив новейшей истории

Однако роль театра в эстетическом воспитании человека не ограничивалась только театральной сценой, значительное место отводилось и самому зданию театра: его расположению в городском пространстве, архитектурной композиции и внутреннему убранству театральных помещений. Именно поэтому практически каждый город Советского Союза, если располагал достаточными финансовыми и материально-техническими ресурсами, стремился построить театральное здание таким образом, чтобы оно представляло собой не только архитектурную достопримечательность города, но и структурировало его ландшафт. В качестве примера можно привести театр города Калинина 1952 г., где архитекторы «решили сложную градостроительную проблему, создав целостный архитектурный ансамбль, гармонично объединяющий театр, строящееся здание филармонии, Дом офицеров, жилые дома для актеров и городской парк. Композиционный центр нового ансамбля хорошо подчеркнут расположенными друг против друга портиками театра и Дома офицеров»6.

Если при строительстве театрального здания городским властям удавалось реализовать его архитектурно-пространственный потенциал, то оно, так или иначе, оказывало влияние на формирование эстетического вкуса у населения. Но все же главным инструментом популяризации категорий эстетики выступал спектакль.

Театральная программа советского театра состояла из произведений русской классики (Н.В. Гоголь «Ревизор», А. Н. Островской «Горячее сердце», Л.Н. Толстой «Живой труп», А. П. Чехов «Вишневый сад» и т.д.), советских (Г. Д. Мдивани «Новые времена», И. П. Куприянов «Сын века», С. И. Алешин «Все остается людям», А. Н. Арбузов «Иркутская история» и т.д.) и зарубежных авторов (Р. Б. Шеридан «Поездка в Скарборо», Ф. Лопе де Вега «Собака на сене», Г. Фильдинг «Судья в ловушке» и т.д.). Благодаря значительному перечню театральных спектаклей (например, только за январь — май 1959 г. в драматических театрах страны количество пьес, которые выдержали более 50 постановок, составило

(далее РГАНИ). Ф. 5. Оп. 36. Д. 44. Л. 8.

6 Новое здание театра в городе Калинине // Архитектура СССР. 1952. №2. с. 22.

59

60

1797) советский человек мог выработать представления о прекрасном и безобразном, гармонии и дисгармонии и т.д.

В определенной степени понять, как это происходило, можно, обратившись к содержанию пьесы или аннотации спектакля, которые публиковались в специализированных изданиях и периодической печати. Например, в справочнике «Театральный Ленинград» была размещена аннотация на комедию «Лес» А. Н. Островского. Благодаря ей становится понятно, как театральная постановка доносила до зрителя, что такое «прекрасное» и «безобразное». В справочнике обращалось внимание, что «Островский вводит в «Лесе» образ «пешего путешественника» Геннадия Несчастливцева, странствующего актера, бескорыстно влюбленного в искусство и с высоко поднятой головой несущего тяжелое бремя провинциального актера, бесприютного, нищего бродяги. Попав вместе со своим спутником, таким же, как он сам, «пешим путешественником» Аркадием Счастливцевым в дом своей богатой тетушки Гурмыжской, Несчастливцев воочию видит страшный мир, в котором царствуют самые грязные человеческие пороки и самые низкие человеческие побуждения»8. Благодаря аннотации можно сделать вывод, что «прекрасное» ассоциировалось с путешественником и искусством, а «безобразное» олицетворяло отношения в кругах обеспеченного населения.

Конечно, формирование у зрителей представлений о вышеуказанных эстетических категориях зависело от многих факторов: игры актеров, режиссерской работы, оформления сцены и т.д. Поэтому руководство театров, если позволяли финансовые, материальные и кадровые возможности, стремилось учитывать этот многочисленный набор условий и обстоятельств.

Важным фактором, влияющим на восприятие театральной постановки, выступал возраст аудитории. Поскольку наиболее активно формирование эстетических категорий происходило в детском и подростковом возрасте, то именно этим группам горожан уделялось большое внимание. Неслучайно, что театры, которые были ориентированы на работу со взрослыми группа-

7 Репертуар театров в сезоне 1959 г. // Театр. 1959. №12. с. 142 - 143.

8 Театральный Ленинград. Справочник. Л., 1955. с. 33.

ми населения, ставили специальные спектакли для молодежи: «театрами для взрослых выпускаются спектакли специально детского адреса, предназначенные для показа на утренниках, такие как «Похищение луковиц» П. Машаду (театр имени В. Ф. Комиссаржевской), «Овод» Войнич (театр имени Ленсовета)»9. Помимо этого в Советском Союзе работали и специализированные театральные площадки — Театр юного зрителя и театр кукол, — количество которых в 1960-е гг. возрастало. Например, с 1963 по 1965 гг. в эксплуатацию было введено шесть ТЮЗов (Воронеж, Ростов, Красноярск и т.д.) и десять театров кукол (Псков, Барнаул, Курган и т.д.). В тех регионах, где построить детские театры не представлялось возможным, работали передвижные театры: «в 1965 г. при Центральном детском театре по решению Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 1 июля 1963 года организован передвижной филиал для художественного обслуживания детей в городах, где нет театров юного зрителя»10.

Наряду с этим, в первой половине 1960-х гг. центральные власти стремились увеличить количество спектаклей, рассчитанных на молодых жителей СССР. Поэтому за пьесы для детских театров повышали гонорары, проводили конкурсы на звание «Лучшая пьеса для детей». Благодаря этим усилиям количество детских и подростковых спектаклей только в РСФСР возросло с 44,2 тыс. в 1962 г. до 47,6 тыс. в 1965 г.11.

Конечно, в своей деятельности театры ориентировались не только на молодежь, но и на другие возрастные категории. Например, в летние месяцы 1954 г., когда юные ленинградцы проводили время на дачах и в пионерских лагерях, в ТЮЗе города для горожан, у которых были дети, демон-

9 О репертуаре драматических театров в 1963 - 1964 гг. // Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее ЦГАЛИ СПб). Ф. 105. Оп. 1. Д. 1509. Л. 40.

10 О результатах деятельности Центрального детского театра за 1965 г. // Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. А-501. Оп. 1. Д. 4827. Л.436, 437.

11 О выполнении постановления Комиссии по народному

образованию и культуры Верховного Совета РСФСР от

30 марта 1965 года «О состоянии работы и репертуара

детских театров РСФСР» // ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д.

4970. Л. 132, 133. 136.

стрировались спектакли, в которых подымались проблемы воспитания детей в семье12. Безусловно, спектакли на такую тему были актуальны для родителей, но не всегда могли вызвать интерес у других групп населения. Поэтому для удовлетворения запросов более широкой городской аудитории театры стремились наполнить репертуарную программу современной и актуальной для зрителя тематикой из жизни советского общества.

К важной составляющей эстетического воспитания относилась просветительская работа театра. Ее перечень был разнообразен и включал в себя лекции, конференции зрителей, семинары, университеты и т.д., в том числе и такую интересную форму как «театральный поезд». Ее суть состояла в том, что на целый день для жителей, например, одного из районов Ленинградской области организовывалась экскурсия по заранее выбранному театру города, после которой следовал спектакль и встреча с актерским составом, принимающим участие в постановке13.

Если работа театра была организована с учетом всех необходимых условий и требований, то его посетители, количество которых каждый год только возрастало (например, в 1959 г. театральные постановки посмотрели 89 млн.14, а в 1961 г. 94 млн. человек15), уходили домой с определенными представлениями из мира эстетики.

Однако, несмотря на достижения советского театра, его роль в эстетическом воспитании ограничивалась рядом проблем. К одной из главной относился дефицит театральных помещений. Это было характерно как для конца 1950-х гг.: «во многих краях и областях РСФСР театры имеются в настоящее время только в краевых, областных центрах. Отсутствуют театры в таких сравнительно крупных городах, как Братск, Ангарск, Октябрьский, Череповец, Выборг, Асбест, Новорос-

12 Тюзовские спектакли для родителей // Театр. 1954. №10. с. 163.

13 Отчет о работе Отдела культуры Исполкома Петрод-ворцового районного Совета депутатов трудящихся за 1965 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 2. Д. 4. Л. 148.

14 СССР в цифрах в 1960 г. Краткий статистический сборник. М., 1961. с. 318.

15 СССР в цифрах в 1962 г. Краткий статистический сборник. М., 1963. с. 287.

сийск, Муром, Ржев, Бодайбо и многие другие»16; так и для середины 1960-х гг.: «в 1964 году по сравнению с 1958 годом сеть театров в большинстве союзных республик почти не изменилась, за исключением Украинской ССР, где она сократилась на 20 театров, Узбекской ССР — на 4, Киргизской ССР — на 2 театра. По сравнению с 1963 годом число театров в РСФСР увеличилось на 7, Узбекской ССР, Молдавской ССР и Туркменской ССР — по одному театру, а в остальных республиках сеть театров не изменилась»17.

Недостаточное количество театральных зданий становилось особенно чувствительно на фоне как роста численности городского население СССР: с 99.977.69518 в 1959 г. до 135.991.514 человек в 1970 г.19, — так и количества самих городов. Только в РСФСР, без учета поселений городского типа, в 1959 г. их насчитывалось 877, а в 1970 г. уже 96920.

Другая проблема советского театра заключалась в том, что он, с точки зрения власти, не всегда мог предоставить своему зрителю спектакль на актуальную тему из жизни советского общества. Особенно это было характерно для 1950-х гг.: «дела на фронте драматургическом у нас за последнее время явно застоялись. Характеризовать их можно в лучшем случае как «положение без перемен». А жизнь уходит вперед, и как всегда, проблемы в развитии драматургии делают особенно заметным ее отставание от требований зрителя»21. Усиливалась эта негативная тенденция еще и тем, что на театральной сцене в указанное десятилетие преобладали произведения не советских, а дореволюционных или зарубежных авторов. Например, из 99 оперных спектаклей,

16 Письмо секретарю ЦК КПСС А. Б. Аристовы от министра культуры РСФСР А. Попова от 23 сентября 1958 г. // ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 2157. Л. 290.

17 Справка ЦСУ СССР в ЦК КПСС «О сети и работе профессиональных театров». 29 июня 1965 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д. 151. Л. 115.

18 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. СССР (сводный том). М., 1962. с. 13.

19 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. Том III. Часть I. М., 1972. с. 9.

20 Первые итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. (Краткий сборник). М., 1970. с. 20.

21 Погодин Н. Об ответственности драматурга // Театр. 1951. №8. с. 10.

61

62

поставленных в 1955 г. в театрах оперы и балета УССР, 13 принадлежало перу советских авторов, 9 — украинской классики, 35 — русской классики и 42 — западноевропейской классики22. Более того, после XX съезда КПСС количество постановок зарубежных авторов возросло, что вызвало определенную озабоченность у представителей власти: «за последнее время в деятельности театров обнаружились и нездоровые тенденции. Они выразились прежде всего в некритическом отношении к современной буржуазной драматургии. ... За истекший год число постановок пьес буржуазных драматургов возросло по сравнению с 1955 годом более чем в два раза. Общее число современных переводных пьес, направленных для распространения Министерством культуры РСФСР, составляет более одной трети»23.

В 1960-е гг. положение дел меняется и «в репертуаре драматических театров Российской Федерации в 1965 году было 1000 названий, из которых 575 — принадлежит перу советских авторов, в том числе 178 национальным драматургам автономных республик РСФСР, что свидетельствует о доминирующей роли советских драматургии в репертуаре наших театров. Подобающее место заняла в репертуаре русская классика»24. Несмотря на достигнутый положительный результат в этом направлении, в шестидесятые годы не была решена другая проблема: «многие драматические театры порой не проявляют должной требовательности к отбору репертуара и ставят пьесы низкого уровня, не отвечающие художественным вкусам народа»25.

Уровень исполнения театральной постановки зависел от актерского состава. В 1950-е гг. в этой сфере возникли определенные проблемы: «в настоящее время в штатах театров и концертных

22 Справка о музыкальных театрах Украинской ССР [1955 г.] // Российский государственный архив литературы и искусства (далее РГАЛИ). Ф. 2329. Оп. 3. Д. 200. Л. 18.

23 Записка отдела культуры ЦК КПСС. 9 января 1957 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 36. Д. 44. Л. 1.

24 Отчет об итогах деятельности учреждений культуры и искусства РСФСР за 1965 г. // ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 4970. Л. 106.

25 Постановление коллегии Министра культуры СССР «О задачах учреждений культуры в области дальнейше-

го улучшения работы по эстетическому воспитанию»

март 1960 г. // РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 10. Д. 494. Л. 22.

организациях имеется большое количество артистов, имеющих большой стаж работы. В силу возраста и особенностей профессии этих артистов уже нельзя полноценно в художественном отношении занимать в сцене. В драматических театрах РСФСР имеется сейчас около 600 актеров в возрасте свыше 55 лет и около 680 актрис в возрасте 50 лет, большинство которых необходимо срочно заменить молодыми исполнителями. . В возрасте свыше 50 лет, после 20-25 летней работы на сцене, утрачивают свои прежние голосовые и, что не менее важно, внешние данные солисты-вокалисты театров оперы, музыкальной комедии и филармоний»26.

Конечно, центральные власти стремились решить кадровый вопрос. И в 1960-е гг. открывали в регионах страны театральные учебные заведения. Примером этого может послужить Воронеж, куда во второй половины 1960-х гг. «для рассмотрения вопроса об организации института искусств Министерство культуры РСФСР направило начальника Отдела театральных и художественных учебных заведений тов. Абоносимо-ву И. А. В г. Воронеже имеются некоторые возможности для открытия вуза искусств с двумя факультетами — музыкальным и театральным. . Министерство вернется к рассмотрению этого вопроса при получении от областных организаций более приемлемых предложений о материальной базе для открытия вуза»27.

Механизм эстетического воспитания, которым обладал советский театр, и его многомиллионная театральная аудитория создавали хорошие условия для приобщения жителей городов к категориям эстетики. Однако в силу проблем, описанных в статье, в полной мере этот потенциал реализовать не удалось. Но даже в этих условиях работа, проделанная театральным сообществом, позволила приблизить часть городского населения к эстетическим идеалам.

Список литературы

1. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971. с. 65.

26 В ЦК КПСС из Министерства культуры РСФСР от 29 марта 1958 г. // ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 2157. Л. 116.

27 В ЦК КПСС от министра культуры РСФСР Н. Кузнецова от 14 марта 1968 г. // ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 5654. Л. 63.

2. Малышев И.В. Золотой век советской эстетики. М. 2007. с. 6.

3. Новое здание театра в городе Калинине // Архитектура СССР. 1952. №2. с. 22.

4. Погодин Н. Об ответственности драматурга // Театр. 1951. №8. с. 10.

5. Репертуар театров в сезоне 1959 г. // Театр. 1959. №12. с. 142 - 143.

6. Театральный Ленинград. Справочник. Л., 1955. с. 33.

7. Тюзовские спектакли для родителей // Театр. 1954. №10. с. 163.

8. Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., 1983. с. 46.

SOVIET THEATER AND ASTHETIC EDUCATION OFA CITY DWELLER IN THE 1950s-1960,

Yarmolich Fedor Kuzmich,

PhD, Research Fellow, St. Petersburg Institute of History,

Russian Academy of Sciences st. Petrozavodskaya d. 7, St. Petersburg, Russia, 197110;

Associate Professor of the First St. Petersburg State Medical University. acad. I.P. Pavlova sq. Leo Tolstoy d. 6-8, Russia, 197022, e-mail: f.k.1985@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the role of theater in the aesthetic education of the urban population of the USSR. In the study of this issue, attention is drawn to the role of the theater building in the harmonization of urban space; describes the mechanism that allows the performance to form the aesthetic tastes of the viewer. At the same time, the reasons that did not allow to fully realize the potential of the theater in the field of aesthetic education are analyzed.

Keywords

Theatre, aesthetics, aesthetic categories, citizen, performance, education, popularization, Leningrad, Leningrader.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.