Научная статья на тему 'ЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ "ОТТЕПЕЛИ" НА КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЕ'

ЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ "ОТТЕПЕЛИ" НА КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ ПРОВИНЦИЯ / "ОТТЕПЕЛЬ" / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПАРТИЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ТЕАТР / SOUTHERN PROVINCE / THE KHRUSHCHEV THAW / SOCIAL LIFE / CULTURAL POLICY / PARTY CONCEPT / MUSICAL CULTURE / THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романова Нина Васильевна

В данной статье, опираясь на архивные источники и материалы периодических изданий, автор рассматривает процесс воздействия нового политического курса эпохи «оттепели» на состояние советской культуры и специфику культурной политики партийно-государственного руководства в контексте ее реализации на местах на примере деятельности профессиональных театрально-зрелищных объединений Краснодарского и Ставропольского краев. В работе подробно анализируется процесс формирования новых направлений в репертуаре музыкальных произведений, театральных постановок и эстрадного репертуара в контексте региональной тематики. Проблема привлечения местных авторов была злободневной, т.к. согласно партийным указаниям эстрадные программы, театральные постановки на местном материале должны были не только «выводить на сцену положительного героя» как пример для тружеников региона, но этот герой должен быть понятным и близким местным жителям. В духе единства теории и практики, провозглашенной новыми партийными вождями, использование образов положительных персонажей из местных приведет к росту энтузиазма тружеников, а значит, к подъему экономики регионов. Автор уделил внимание оживлению деятельности в конце 1950-х - начале 1960-х гг. жизни музыкальных и театральных общественных организаций Южной провинции на примере местных отделений Всероссийского хорового и Всесоюзного театрального обществ. На основе анализа источников показана многогранная работа профессиональных театрально-зрелищных объединений Кубани и Ставрополья по художественному воспитанию юных зрителей, освещены новые формы и этой работы. Особое внимание автор обратил на расширение этой деятельности в селах Кубани и Ставрополья. В статье прослеживается небывалый ранее процесс развития самодеятельного искусства и на его основе выявление народных талантов. В совокупности с шефством профессиональных актеров, музыкантов, режиссеров это привело к появлению в регионах качественной музыкально-театральной подготовки из числа местных жителей и созданию мощных творческих коллективов, которые могли соперничать с профессионалами. Следствием этого стало присвоение лучшим самодеятельным коллективам статуса профессиональных и даже академических ансамблей и театров. В рамках данной статьи поднят вопрос о таком новом явлении в художественной жизни южной провинции эпохи «оттепели», как организация гастролей зарубежных артистов по городам Ставрополья и Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Романова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER AND MUSIC CULTURE IN THE KHRUSHCHEV THAW IN KUBAN AND STAVROPOL TERRITORIES

The author examines the process of the impact of a new political course of the Khrushchev Thaw era on the state of Soviet culture and the specifics of the cultural policy of the party and state leadership in the context of its implementation on the ground using the example of the activities of professional theater and entertainment associations Krasnodar and Stavropol Territories. The work analyzes the process of formation of new directions in music repertoire, theatrical performances and pop repertoire in the context of regional themes. The problem of attracting local authors was the main because party instruction. It required that pop programs and theatrical performances based on local material were supposed not only to "bring a positive character onto the stage" as an example for the workers, but this character should be understandable and close to local residents. In the spirit of the unity of theory and practice, proclaimed by the new party leaders, the use of images of positive characters from the locals will lead to an increase in the enthusiasm of workers, and, therefore, to the rise of regional economy. The author paid attention to the revitalization of activity in the late 1950s - early 19600s of musical and theatrical public organizations of the Southern province by the example of local branches of the All-Russian Choral and All-Union Theater Societies. Based on the analysis of sources, the multifaceted work of professional theatrical and entertainment associations of the Kuban and Stavropol regions on the artistic education of young spectators is shown; new forms of this work are highlighted. The author paid special attention to the expansion of this activity in the villages of the Kuban and Stavropol regions. The article traces the previously unprecedented process of the development of amateur art and, on its basis, the identification of folk talents. Together with the patronage of professional actors, musicians, directors, this led to the emergence in the regions of high-quality musical and theatrical training from among local residents and the creation of powerful creative teams that could compete with professionals. The consequence of this was the assignment of the status of professional and even academic ensembles and theaters to the best amateur ensembles. Within the framework of this article, the question is raised about such a new phenomenon in the artistic life of the southern province of the the Khrushchev Thaw epoch, as the organization of tours of foreign artists in the cities of Stavropol and Kuban.

Текст научной работы на тему «ЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ "ОТТЕПЕЛИ" НА КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЕ»

УДК 947.8(470.62) (470.63)

Н. В. Романова

ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» НА КУБАНИ И СТАВРОПОЛЬЕ

В данной статье, опираясь на архивные источники и материалы периодических изданий, автор рассматривает процесс воздействия нового политического курса эпохи «оттепели» на состояние советской культуры и специфику культурной политики партийно-государственного руководства в контексте ее реализации на местах на примере деятельности профессиональных театрально-зрелищных объединений Краснодарского и Ставропольского краев.

В работе подробно анализируется процесс формирования новых направлений в репертуаре музыкальных произведений, театральных постановок и эстрадного репертуара в контексте региональной тематики. Проблема привлечения местных авторов была злободневной, т.к. согласно партийным указаниям эстрадные программы, театральные постановки на местном материале должны были не только «выводить на сцену положительного героя» как пример для тружеников региона, но этот герой должен быть понятным и близким местным жителям. В духе единства теории и практики, провозглашенной новыми партийными вождями, использование образов положительных персонажей из местных приведет к росту энтузиазма тружеников, а значит, к подъему экономики регионов.

Автор уделил внимание оживлению деятельности в конце 1950-х - начале 1960-х гг. жизни музыкальных и театральных общественных организаций Южной провинции на

примере местных отделений Всероссийского хорового и Всесоюзного театрального обществ.

На основе анализа источников показана многогранная работа профессиональных театрально-зрелищных объединений Кубани и Ставрополья по художественному воспитанию юных зрителей, освещены новые формы и этой работы. Особое внимание автор обратил на расширение этой деятельности в селах Кубани и Ставрополья.

В статье прослеживается небывалый ранее процесс развития самодеятельного искусства и на его основе выявление народных талантов. В совокупности с шефством профессиональных актеров, музыкантов, режиссеров это привело к появлению в регионах качественной музыкально-театральной подготовки из числа местных жителей и созданию мощных творческих коллективов, которые могли соперничать с профессионалами. Следствием этого стало присвоение лучшим самодеятельным коллективам статуса профессиональных и даже академических ансамблей и театров.

В рамках данной статьи поднят вопрос о таком новом явлении в художественной жизни южной провинции эпохи «оттепели», как организация гастролей зарубежных артистов по городам Ставрополья и Кубани.

Ключевые слова: Южная провинция, «оттепель», общественная жизнь, культурная политика, партийная концепция, музыкальная жизнь, театр.

Nina Romanova

THEATER AND MUSIC CULTURE IN THE KHRUSHCHEV THAW IN KUBAN AND STAVROPOL TERRITORIES

The author examines the process of the impact of a new political course of the Khrushchev Thaw era on the state of Soviet culture and the specifics of the cultural policy of the party and state leadership in the context of its implementation on the ground using the example of the activities of professional theater and entertainment associations Krasnodar and Stavropol Territories.

The work analyzes the process of formation of new directions in music repertoire, theatrical performances and pop repertoire in the context of regional themes. The problem of attracting local authors was the main because party instruction. It required that pop programs and theatrical performances based on local material were supposed not only to "bring a positive character onto the stage" as an example for the workers, but this character should be understandable and close to local residents.

In the spirit of the unity of theory and practice, proclaimed by the new party leaders, the use of images of positive characters from the locals will lead to an increase in the enthusiasm of workers, and, therefore, to the rise of regional economy.

The author paid attention to the revitalization of activity in the late 1950s - early 19600s of musical and theatrical public organizations of the Southern province by the example of local branches of the All-Russian Choral and All-Union Theater Societies.

Based on the analysis of sources, the multifaceted work of professional theatrical and entertainment associations of the Kuban and Stavropol regions on the artistic education of young spectators is shown; new forms of this work are highlighted. The author paid special attention to the expansion of this activity in the villages of the Kuban and Stavropol regions.

The article traces the previously unprecedented process of the development of amateur art and, on its basis, the identification of folk talents. Together with the patronage of professional actors, musicians, directors, this led to the emergence in the regions of high-quality musical and theatrical training from among local residents and the creation of powerful creative teams that could compete with professionals. The consequence of this was the assignment of the status of professional and even academic ensembles and theaters to the best amateur ensembles.

Within the framework of this article, the question is raised about such a new phenomenon in the artistic life of the southern province of the the Khrushchev Thaw epoch, as the organization of tours of foreign artists in the cities of Stavropol and Kuban.

Key words: Southern Province, the Khrushchev Thaw, social life, cultural policy, party concept, musical culture, theater.

Актуальность данной темы связана с тем, что проблемы советской истории, в том числе советской художественной интеллигенции, требуют сравнительного анализа различных ее уровней, в частности центрального и регионального.

Цель работы - на основе архивных источников и местной периодики показать специфику реализации культурной политики в 50-60-е гг. ХХ в. в Ставропольском и Краснодарском краях на примере деятельности профессиональных театрально зрелищ-

ных объединений. Для достижения цели рассматриваются основные направления работы различных творческих коллективов Южной провинции в контексте официальных идеологических установок.

Художественная культура эпохи «оттепели» стала важным фактором перемен в массовом сознании и одновременно важным элементом общественной активности. Однако свободу творчества, как и прежде, сковывали идеологические ограничения и партийно-государственный диктат, который в регионах был более жестким, чем в Центре. Это создавало сложности в работе художественных учреждений. Оживление художественной жизни, особенно на местах, было достаточно сложным и противоречивым процессом. Речь идет не только о запретительной политике любых отклонений от прямых партийных установок, но и об упрощенном понимании тезиса единства теории и практики. Художественная культура в духе времен пролеткульта объявлялась не только средством воспитания населения, но и прямым орудием решения производственных задач.

Рассмотрим реализацию этой политики на примере деятельности региональных театрально зрелищных объединений. Работа музыкальных коллективов регламентировалась партийными и государственными органами не в меньшей мере, чем литература или театр. Так Ставропольская государственная филармония должна была в своей творческой деятельности руководствоваться постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1951 г., а также постановлениями ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам. Практическая работа была организована согласно указаниям и приказам комитетов по делам искусств при Совете Министров СССР и РСФСР и краевых организаций [11, л.18].

В 50-60-е гг. ХХ в. театрально-зрелищные объединения Кубани были представлены Краснодарским краевым драматическим театром им. М. Горького, Адыгейским областным драматическим т атром им. А.С. Пушкина, Армавирским драматическим театром им. А. Луначарского, Краснодарским театром кукол и краевой филармонией. На Ставрополье свою творческую деятельность осуществляли: Ставропольский краевой драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Краевой театр музыкальной комедии, Черкесский областной драматический театр, краевая филармония и недавно открывшийся театр кукол. Организация музыкальной жизни регионов, в первую очередь, была сосредоточена в филармониях. На Ставрополье наиболее развитым центром музыкальной жизни был еще с дореволюционных времен район Кавказских Минеральных вод, где базировалась филармония, которая имела коллективы во всех городах-курортах. Однако в связи с реорганизацией всей системы управления культурой в стране в 1956 г. Кавминводская филармония влилась в единую Ставропольскую краевую филармонию с отделениями в Ставрополе, Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводске [11, л.1]. В штате Ставропольской краевой филармонии было 4 эстрадные бригады, музыкально-литературный лекторий, а также Черкесский ансамбль песни и пляски. Музыкально-литературный лекторий регулярно работал до осени 1954 г, а к 1956 г. фактически прекратил свою работу. В связи с новыми веяниями руководство филармонии сосредоточило внимание на выступлениях

эстрадных бригад, а просветительская работа была перенесена непосредственно в исполнительские коллективы.

В состав Краснодарской краевой филармонии входил ансамбль песни и пляски Кубанских казаков с хором из 28 человек и танцевальной группой из 13 человек, а также 3-х человек музыкально-баянной группы. Возглавлял ансамбль талантливый хормейстер В. Малышев. Кроме того, на балансе филармонии находился и малый симфонический оркестр. Репертуар филармонических коллективов в основном состоял из произведений советских композиторов, который изредка «разбавлялся» народным фольклором и немногочисленными произведениями местных авторов [3, л.24]. Поэтому особое место занимала проблема создания произведений на местную тематику. Так, Краснодарские композиторы никак не могли установить тесного контакта с краевым отделением писателей. В одном из документов говорилось, что «музыканты чувствуют постоянную нехватку оригинальных, высокохудожественных стихотворных текстов для своих произведений» [19, с.3]. Пассивную позицию по отношению к композиторам занимало и краевое книгоиздательство, постоянно отмахиваясь от попыток издать сборник песен кубанских авторов. Работники краевого радио также уделяли крайне мало внимания пропаганде местной музыки. В связи с приходом в 1954 г. на пост руководителя Краснодарской краевой филармонией кубанского композитора и фольклориста Г. Плотниченко, ситуация резко изменилась. Ряд его песен было рекомендовано к изданию [19, с.3].

Проблема привлечения местных авторов была злободневной и для театров Кубани и Ставрополья. Ставропольский краевой драмтеатр не оставлял без внимания работу с местными авторами. На его сцене были поставлены пьесы известных ставропольских писателей В. Туренской и П. Мелибеева «Своя линия» и «На перекрестке дорог», М. Никольского - «Ветер с Запада». Тем не менее, в адрес руководства драмтеатра в 1955 г. прозвучала жесткая, несправедливая партийная критика. В партийном документе утверждалось, что в течение ряда лет не было поставлено ни одной пьесы, созданной ставропольскими писателями. Это противоречило фактам. В 1955 г. театр подготовил новый спектакль по пьесе П. Мелибеева «Товарищ Ксения».

Говоря о местной тематике, особо надо выделить вопрос об эстрадном репертуаре. Эстрадные программы на местном материале согласно партийным указаниям должны были выводить на сцену не только сатирические образы, отражавшие недостатки, но, в первую очередь, положительного героя. Такой образ призван был стать примером для тружеников региона, и таким способом, в духе партийной концепции, способствовать подъему экономики Кубани и Ставрополья. В реальности работа по созданию эстрадного репертуара по местным сюжетам велась крайне вяло, не было сотрудничества с местными авторами в области эстрадного искусства. Так в 1956 г. работники филармонии в ответ на обращение к ставропольским литераторам поучали «отказ работать в области малых форм - фельетоны, скетчи» [13, л.31]. «Репертуарный голод» испытывали и артисты разговорного жанра Кубани. Кубанские писатели почти ничего не писали для эстрады.

Исключение составляли молодые авторы. С большим успехом шло обозрение С. Ольгина «И в шутку и в серьез», конферанс В. Киселева и В. Тихомирова «Мы с Кубани».

Было бы неправильно сказать, что до 1956 г. ничего не делалось в области повышения качества спектаклей и музыкальных программ. Работали репертуарные комиссии, была организована пропаганда классической музыки, делались попытки повысить квалификацию артистов. Однако партийные догмы, финансовая нищета порождали состояние стагнации в жизни театральных и музыкальных коллективов. Тем не менее, источники свидетельствуют, что перемены в общественно-политической жизни страны в середине 1950-х гг. позитивно повлияли и на культурную жизнь регионов. Это в полной мере относится и к работе профессиональных общественных объединений.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. большую роль в культурной жизни страны стали играть музыкальные и театральные общественные организации. С 1959 г. на территории Ставропольского и Краснодарского краев стали действовать местные отделения Всероссийского хорового общества. На Кубани его возглавил Г. Плотниченко [6, л.3], а на Ставрополье - молодой композитор Н. Зинченко. Под эгидой общества создавались интересные хоровые коллективы, пропагандировались местные авторы. Например, Ставропольское хоровое общество подготовило к изданию 3 сборника песен «местных композиторов Н. Зинченко, Л. Яресько, М. Севрюкова. Н. Зинченко много лет руководил на общественных началах хором мальчиков «Орлята» [26, с.2].

В связи с общим оживлением общественной жизни страны в конце 1950-х - начале 1960-х гг. активизировалась и деятельность Всесоюзного театрального общества (ВТО). Шире стала оказываться творческая помощь провинциальным театрам. Для начинающих местных артистов организация Ставрополья провела 5 занятий по овладению наследием К.С. Станиславского. Представители ВТО участвовали в творческих обсуждениях новых спектаклей Ставропольского драмтеатра. В начале 60-х гг. Ставропольское отделение ВТО два раза в месяц проводило занятия с молодежью театров по повышению квалификации по дисциплинам «Мастерство актера» и «Техника речи» [16, л.3]. Члены правления ВТО организовывали обмен опытом между театрами соседних краев и областей. По рекомендации Москвы практиковались выезды актеров Ставропольских театров в Ростов, Краснодар и наоборот. Например, с 16 по 19 декабря 1956 г. в Ростов были командированы актеры Ставропольского краевого драматического театра Г. Георгиевский, Е. Писаренко, Б. Дым-ченко, Б. Данильченко, К. Македонский [15, л.17].

Силами членов ВТО оказывалась помощь художественной самодеятельности. В 1953 г. был организован просмотр и разбор спектаклей самодеятельного клуба им. Гофицкого и нефтяного техникума в Ставрополе. Эти спорадические усилия во второй половине 1950-х гг. сменились более организованной работой. В 1957 г. краевое правление ВТО приняло решение организовать при всех театрах края комиссии содействия сельской самодеятельности [14, л.26].

Наряду с активизацией ВТО и созданием хорового общества оживилась исполнительская деятельность музыкальных и театральных коллективов. Показательна в этом отношении работа Краснодарской краевой филармонии. К 1956 г. ее творческий коллектив увеличился и объединял 52 артиста. На порядок выросло число их выступлений. Так, если за 1956 г. было дано 1507 концертов, то за 1957 г. -2605. Расширилась работа музыкального лектория за счет создания системы филиалов, которые были организованны на заводе измерительных приборов, в станице Крымской, у нефтяников станицы Черноморской. В 1956-1957 гг. по краю их действовали уже 13 таких филиалов. Всего за 1957 г. были организованы 221 лекций-концертов [4, л.2]. Не отставала и Ставропольская филармония. В середине 1950-х гг. ее эстрадные бригады 60% концертов давали непосредственно в колхозах, совхозах, МТС [12, л.49].

В это время самостоятельной задачей стала активизация художественного воспитания юных зрителей. Это направление было определено как приоритетное в культурной политике партийных органов во второй половине 1950-х гг. Краснодарская филармония даже организовала в своей структуре детский сектор. В сезон 1956-1957 г. было организованно 6 музыкальных филиалов для детей [4, л.2].

К этому же времени относится и становление Ставропольского кукольного театра, который тогда еще не имел самостоятельного статуса и входил в состав краевой филармонии. Обладая большими творческими возможностями, он уже был достаточно известен, и любим юными зрителями. Имеется свидетельство о восторженных откликах юных и взрослых зрителей по поводу выступления театра в апреле 1956 г. в Суворовском районном Доме пионеров [21, с.4]. Артисты также выступили в Александровском, Круголесском, Томузловском селах. Выступали перед ребятишками и взрослые эстрадные бригады, концерты которых за период весенних каникул в Георгиевском районе посетили 4 тысячи учащихся [25, с.3].

Большой опыт распространения музыкальных знаний среди школьников накопила Краснодарская краевая филармония. Выполняя приказ Министерства культуры об улучшении музыкальной пропаганды среди школьников, сотрудниками филармонии были подготовлены 5 лекций-концертов для детей, среди которых были программы «Что такое музыка и как ее слушать», «Композиторы - детям», «Концерт - загадка» [5, л. 24].

Постепенно менялся репертуар театров региона. Примечательной особенностью театрального репертуара 1950-х гг. было наличие большого числа постановок комедийного жанра, особенно лирических и бытовых. Потребность общественного сознания в жизнерадостных, легких и светлых зрелищах призвано было смягчить травмы, нанесенные войной и трудностями восстановительного периода, соответствовали переходу общества к более стабильной мирной жизни. Это было время обращения к жанру советской сатирической комедии. Так в Ставропольском драмтеатре были поставлены «Раки» и «Дикари» С. Михалкова, «В поисках радости» В. Розова.

Однако ведущим фактором качественности исполнительского репертуара в тех условиях оставалось

идейное соответствие произведений основным политическим установкам советского руководства. Вследствие этого, партийные вожди требовали от театров постановок на современную советскую тематику. Следуя этим требованиям, Черкесский областной драматический театр уже в 1955 г. основное внимание уделял постановке современных пьес. То же можно говорить и о репертуаре краснодарских театров.

Обновление репертуара было характерно и для филармоний. В провинции это было сопряжено с рядом трудностей. У местных коллективов был острый недостаток в произведениях советских композиторов, особенно для эстрадных групп. При строгом контроле над эстрадным репертуаром со стороны партийно-государственной власти такой материал, как правило, спускался сверху. Вместе с тем, Главное управление музыкальных учреждений чрезмерно редко рассылало на места рекомендательные списки и сам литературный и эстрадный материал. Новинки «добывались» исполнителями путем записи радиопередач на магнитофон и с пластинок, так как приобрести ноты новых произведений на периферии было невозможно [3, л.13].

В то же время даже очень талантливые произведения советских драматургов могли быть подвергнуты разгрому, если в них автор переходил границы дозволенной критики советской действительности. Так спектакль Ставропольского драмтеатра по пьесе А. Макаенка «Камни в печени, или Извините, пожалуйста» был осужден местными властями за то, что под обстрелом сатиры оказались непартийные, антигосударственные методы руководства колхозным строительством.

Отличительной чертой требований, предъявляемых к профессиональным мастерам искусств со стороны государственных и партийных органов, было их участие в организации художественной самодеятельности в трудовых коллективах. Еще в 1947 г. вышел приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР «Об организации систематического обслуживания районных Домов культуры и укомплектовании их художественными руководителями», в котором подчеркивалась обязательность шефства театров и концертных организаций над районными Домами культуры. Согласно этому требованию за Ставропольским краевым драматическим театром были закреплены кружки Ворошиловского, Старо-Марьев-ского и Егорлыкского районов, за Черкесским областным драматическим театром - кружки районов Черкесской области, за краевым театром музыкальной комедии - коллективы Горячеводского, Кисловод-ского, Минводского, Ессентукского районов [9, л.18].

Благодаря помощи профессионалов на Ставрополье появились сильные в художественном плане драматические кружки в Петровском, Дмитриевском, Буденовском, Зеленчукском районах. Еще более широко развивались самодеятельные театры в Краснодарском крае, где действовало 1492 самодеятельных театральных коллектива [18, л.87].

Однако наиболее широко и систематически такая работа профессиональных творческих коллективов развернулась в конце 1950-х - начале 1960-х гг., когда власть обратила особое внимание на развитие художественной самодеятельности в стране. Большую роль в успешной постановке художественной самодеятельности в регионах играла согласованность

действий профессиональных коллективов с краевыми Домами народного творчества. В Краснодарском крае краевая филармония работала в тесном контакте с краевым Домом народного творчества. Много сил развитию художественной самодеятельности на Кубани отдавали такие известные деятели, как композитор Г. Плотниченко, заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР А. Александров, режиссеры Т. Гагава, В. Арбенин, актриса Л. Воробьева, искусствовед А. Ломоносов [7, л.7].

Ставропольское управление культуры и краевой Дом народного творчества в 1959 г. организовали стажировку 10 руководителей кружков из трех районов края у режиссеров Ставропольского краевого драматического театра А. Шумилина и В. Сумкина. Партийное бюро и местный комитет драмтеатра совместно с местным отделением Всероссийского театрального общества (ВТО) 26 апреля 1960 г. приступили к организации театра-спутника в Михайловском ДК. В 1962 г. при Ставропольском краевом Доме народного творчества была создана народная театральная студия. В ней работали на общественных началах главный режиссер местного драмтеатра, заслуженный деятель МА ССР М. Толчинский и артисты театра Ф. Абакумов и В. Фоменко. В 1961-1962 гг. здесь были созданы постоянные театральная и музыкально-хоровая секции. Ими руководили режиссер М. Мирошниченко и композиторы Н. Зинченко, Л. Яресько, Т.Черепкова [10, л.7-10].

Регулярное привлечение профессиональных мастеров к помощи любительским коллективам способствовало повышению их исполнительского уровня. В результате этого многие любительские коллективы получали звания «народный». Следует также заметить, что работа по организации самодеятельности была весьма плодотворной и для профессиональных коллективов, поскольку являлась хорошей школой для выявления народных талантов, которые, получив подготовку либо в народных студиях, либо в специальных учебных заведениях, пополняли кадры творческих работников.

Рассматривая социальный аспект развития художественного творчества в регионах в рамках официальных учреждений и организаций, хочется отметить, что в жизни местных театров начала 1950-х гг. наиболее острой была проблема их материального существования. Приход в Ставропольский драматический театр в 1953 г. нового режиссера заслуженного деятеля искусств Г. Георгиевского был отмечен в документах того времени не только как возможность улучшить художественное качество спектаклей, но и как условие повышения организационной дисциплины, когда театр стал выпускать спектакли в установленные сроки. Это позволило, в свою очередь, повысить доходную часть от спектаклей. Оставался убыточным Ставропольский краевой театр музыкальной комедии. Дело в том, что в летний период на Кавминводах гастролировали столичные театры и многочисленные коллективы из столицы, составляя непосильную конкуренцию скромному провинциальному театру.

Крайне слабым было обеспечение театров транспортом, что входило в противоречие с жесткими партийными требованиями по культурному обслуживанию сельских жителей. Так, в Армавирском театре, где коллектив значительную часть времени

проводил в концертных поездках по региону, катастрофически не хватало автотранспорта. Коллектив театра только за 1953 г. показал в колхозах, совхозах, МТС и на полевых станах 31 района 160 спектаклей [22, с.3]. Ограниченным был лимит на горючесмазочные материалы и на постановочные материалы, что ограничивало возможности показа спектаклей в сельских районах.

То же можно сказать и о состоянии материально-технической базы Черкесского областного драматического театра. Его коллектив преимущественно гастролировал в районах края и только в 1952 г. получил право гастролировать в городах КМВ, в Ставрополе, и Краснодарском крае. Дотация театру составляла мизерную сумму - всего 100 тысяч рублей. В 1953 г. театр из-за финансовых трудностей смог подготовить к показу только 9 из 12 планируемых спектаклей. Труппа работала на площадках с плохим освещением, малой вместимостью. Большинство помещений в зимнее время не отапливались. Нехватка работников вынуждала руководство систематически нарушать финансовую дисциплину. В штате театра не было ни кассира, ни уборщицы, ни гардеробщицы, ни заведующего постановочной частью, имелся всего один электрик. В результате этого на мероприятия в районных центрах края, селах и аулах приглашались работники на разовую оплату [8, л.45]. И таких примеров достаточно много. Значительное время люди терпели и отвечали на это или слабой работой, или увольнением.

Ситуация принципиально изменилась после ХХ съезда партии. Как будто почувствовав дыхание свободы, творческие работники стали более смелыми в своих суждениях и критике в адрес вышестоящих начальников. Ярким примером является профсоюзно-производственное собрание коллектива Ставропольской филармонии 1956 г. На собрании присутствовали, как всегда, представители краевого Управления культуры и горкома КПСС. Но это не остановило артистов. Они говорили о своей нищете, когда актеры ездили на гастроли в районы края без выплаты командировочных средств. Часто нарушались сроки выдачи заработной платы. Более того, резкие замечания прозвучали в адрес местных партийных и государственных органов: «Давали они многозначительные обещания, записывали нужды и просьбы артистических коллективов в солидные блокноты, но ... вот уже почти полгода прошло, а каких-либо существенных изменений в условиях работы артистов эстрадных бригад не произошло» [20, с.3].

Более настойчиво к проблеме условий труда и жизни творческих работников стали обращаться коллективы Кубани. Во второй половине 1950-х гг., когда в крае увеличился поток гастролирующих коллективов, обнаружилась настоятельная потребность в большом концертном зале в краевом центре. Зал местной филармонии вмещал всего 475 мест, что ограничивало возможности приглашать большие творческие коллективы. Концертное помещение на 1200-1500 мест позволило бы обеспечить не только больший охват зрителя, но и снизить стоимость билетов. По мнению администрации, это дало бы возможность сделать концерты общедоступными. Не менее острым вопросом было обеспечение творческих работников жильем. Дирекция и партийная организация филармонии неоднократно обращались во все вышестоящие инстанции по

вопросу предоставления работникам филармонии хотя бы общежития.

Новым явлением после 1956 г. стала организация в регионе гастролей зарубежных артистов. Это касалось, прежде всего, музыкальной классики. Зарубежная же эстрада была еще не доступна для зрителей южной провинции, но «железный занавес» уже был приподнят, и советские люди могли приобщаться к достижениям мирового искусства. В сезон 1956 - 1957 гг. на концертных площадках Краснодара выступали представители зарубежного искусства, среди которых были «Малая балетная группа» из Бомбея (Индия), Мексиканский балет Хосефины Ло-валье и Оскара Пуэнтэ, монгольский ансамбль, корейский театр [4, л.5].

Этот прорыв отразился и на программах филармонических коллективов. Например, в 1959 г. для эстрадных бригад Краснодарской филармонии наряду с тематическими программами «Хороши вечера на Кубани», «У нас на Кубани» была подготовлена специальная программа для эстрадной бригады Гарри Гольди, которая посвящалась содружеству и мирному соревнованию великих держав СССР и США. Символом этого было сотрудничество Кубани со штатом Айова [4, л.1].

На Ставропольской земле искусство народного танца и песни показали артисты из Вьетнама и Эфиопии. Состоялись концерты местного симфонического оркестра под управлением немецкого дирижера Хорста Штайна и югославского дирижера Оскар Данон [1, с.4]. В 1963 г. во время гастролей на КМВ Ленинградского симфонического оркестра под управлением дирижера Е.А. Муравинского представили свое мастерство английский дирижер Рудольф Дун-бар и кубинский - Бенджамин Стейнберг [23, с.4].

Процесс либерализации эпохи «оттепели» затронул и национальную политику, что, безусловно, получило определенный отклик и в области культуры. Так 24 января 1957 г. увидел свет приказ Министерства культуры РСФСР «Об улучшении обмена культурными ценностями между автономными республиками, областями, краями РСФСР и союзными республиками», отразивший эти тенденции. Министерство рекомендовало главному управлению по делам искусств провести в сезон 1957-1958 гг. Северо-Кавказскую театральную весну с участием театров Дагестанской, Кабардинской, Северо-Осетин-ской АССР, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Лучшие спектакли предполагалось показать в Москве.

В контексте этих процессов наблюдается оживление национальных коллективов, работавших на территории Кубани и Ставрополья. Бывший Черкесский театр стал областным Карачаево-Черкесским драматическим театром. Повышение статуса театра сразу же отразилось и на его кадрах, и в его репертуаре. В 1960-е г. были созданы интересные спектакли по пьесам, ставшим советской классикой. Это - «Любовь Яровая», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая». Ставилась русская классика, в частности, спектакли «Враги», «Васса Железнова». Однако главной отличительной чертой репертуара театра стал тот факт, что национальная драматургия заняла прочное место в работе коллектива. Шли спектакли «Фатима» К. Хетагурова, «Дорога к сча-

стью» К. Керашева. В программе театра были постановки не только на русском, но и национальных языках - «В нашем ауле» А. Абдокова, «Среди горцев» Х. Карданова [15, л. 23].

Начало 1960-х гг. отмечено подъемом театрального и музыкального дела в Адыгее. Больше стало уделяться внимания произведениям национальных авторов на кубанской эстраде. В ноябре 1960 года Адыгейским книжным издательством даже был выпущен сборник песен, в него вошли песни о Родине, партии, счастливом и мирном труде, тексты и которых были написаны адыгейскими поэтами М. Таранук, Х. Беретарь, КиримизеЖанэ, Х. Ашино-вым на музыку композиторов Адыгеи [24, с.3].

Адыгейский областной драмтеатр им. А. С. Пушкина, расположенный в Майкопе, по принципам подбора репертуарам, с одной стороны, мало, чем отличался от любого провинциального театра. Спектакли театра шли в постановке, как русских, так и адыгейских режиссеров. В то же время, как и другие национальные театры того времени, коллектив Адыгейского театра делился на две труппы: русскую и адыгейскую. Всего в сезоне 1962 г. было поставлено 17 спектаклей, из которых 14 показала русская труппа,

а 3 - адыгейская. Например, пьеса Р. Хубецова «Песня Софии» была подготовлена адыгейской труппой на родном языке [17, л.95].

Таким образом, в эпоху «оттепели» на Ставрополье и Кубани активизировалась вся художественная жизнь, в том числе, театральная и музыкальная. Это сказалось на интенсивности работы культурных учреждений, на укреплении их материальной базы. Постепенно, хотя и очень медленно, менялся репертуар театров и музыкальных коллективов. В условиях сохранения жесткой идеологической цензуры этот сдвиг, в отличие от столиц, происходил не в сторону постановки острых общественных вопросов, но в область частных проблем. На наш взгляд, плодотворным была разработка местной тематики, связанная, в том числе с собиранием неповторимого местного фольклора. Кроме того, в те годы творчески работники лучше узнали повседневную жизнь местного населения, особенно на селе. В связи с этим стало более предметным и направленным культурное просвещение среди различных слоев, немаловажным была работа по подъему уровня массовой культуры в регионе и стране.

Источники и литература

1. В. Ешенко. Большое театральное лето // Кавказская здравница. 1961. 1 мая

2. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК). ФР. 1693. Оп.1. Д. 48.

3. ГАКК. ФР. 1693. Оп.1. Д. 59.

4. ГАКК. ФР. 1693. Оп.1. Д. 75.

5. ГАКК. ФР. 1693. Оп.1. Д. 83.

6. ГАКК. ФР. 1693. Оп.1. Д. 95.

7. ГАКК. ФР. 1731. Оп. 1. Д. 6.

8. Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК). ФР.3798. Оп.1. Д. 3.

9. ГАСК. ФР. 3815. Оп.1. Д. 14.

10. ГАСК. ФР. 3815. Оп.1. Д. 114.

11. ГАСК. ФР. 3992. Оп.1. Д.52.

12. ГАСК. ФР. 3992. Оп.1. Д.58.

13. ГАСК. ФР. 3992. Оп.1. Д. 73.

14. ГАСК. ФР. 4085. Оп.1. Д. 6.

15. ГАСК. ФР. 4085. Оп.1. Д. 16.

16. ГАСК. ФР. 4085. Оп. 1. Д. 38.

17. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф.А-501. Оп.1. Д. 3895.

18. ГАРФ. Ф.628. Оп.2. Д. 457.

19. Г. Плотниченко. Что волнует композиторов Кубани // Советская Кубань. 1953. 4 октября.

20. Г. Расторгуев // Ставропольская правда. 1956. 24 ноября.

21. Знамя труда // 1956. 19 апреля.

22. И. Самохвалов. Театр и сельский зритель // Советская Кубань. 1953. 28 декабря.

23. На гастролях ленинградцы // Кавказская здравница. 1963. 5 июля.

24. Новый сборник песен // Советская Кубань. 1960. 26 ноября.

25. Сталинское слово. 1956. 11 мая.

26. С.Хабаров. Ключом забила творческая жизнь // Молодой ленинец. 1959. 3 января.

References

1. V. Eshenko. Bol'shoe teatral'noe leto (The great summer of the theater) // Kavkazskaya zdravnitsa. 1961. May 1. (In Russian).

2. State archve of Krasnodar territory (GAKK). FR. 1693. Inv.1. D. 48. (In Russian).

3. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 59. (In Russian).

4. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 75. (In Russian).

5. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 95. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. GAKK. FR. 1731. Inv. 1. D. 6. (In Russian).

8. State archve of Krasnodar territory (GASK). FR.3798. Inv.1. D. 3. (In Russian).

9. GASK. FR. 3815. Inv.1. D. 14. (In Russian).

10. GASK. FR. 3815. Inv.1. D. 114. (In Russian).

11. GASK. FR. 3992. Inv.1. D.52. (In Russian).

12. GASK. FR. 3992. Inv.1. D.58. (In Russian).

13. GASK. FR. 3992. Inv.1. D. 73. (In Russian).

14. GASK. FR. 4085. Inv.1. D. 6. (In Russian).

15. GASK. FR. 4085. Inv.1. D. 16. (In Russian).

16. GASK. FR. 4085. Inv. 1. D. 38. (In Russian).

17. State archive of Russian Federation (GARF). F.A-501. Inv.1. D. 3895. (In Russian).

18. GARF. F.628. Inv.2. D. 457. (In Russian).

19. G. Plotnichenko. Chto volnuet kompozitorov Kubani (What worries the composers of the Kuban) // Sovetskaya Kuban'. 1953. October 4. (In Russian).

20. G. Rastorguev (G. Rastorguev) // Stavropol'skaya pravda. 1956. November 24. (In Russian).

21. Znamya truda (Flag of Labour) // 1956. April 19. (In Russian).

22. I. Samokhvalov. Teatr i sel'skii zritel' (A theater and a villager) // Sovetskaya Kuban'. 1953. December 28. (In Russian).

23. Na gastrolyakh leningradtsy (The artists from Leningrad on the tour) // Kavkazskaya zdravnitsa. 1963. July 5. (In Russian).

24. Novyi sbornik pesen (New collection of songs) // Sovetskaya Kuban'. 1960. November 26. (In Russian).

25. Stalinskoe slovo. 1956. May 11. (In Russian).

26. S.Khabarov. Klyuchom zabila tvorcheskaya zhizn' (Creative life has seethed) // Molodoi leninets. 1959. January 3. (In Russian).

Информация об авторе

Романова Нина Васильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / history_ d03@mail.ru

Informetion about the author

Romanova Nina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Chair of Russian History, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / history_d03@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.