Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности Краснодарской краевой филармонии в контексте нового политического курса (1953-1964)'

Некоторые аспекты деятельности Краснодарской краевой филармонии в контексте нового политического курса (1953-1964) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КРАЕВАЯ ФИЛАРМОНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПАРТИЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЮЖНАЯ ПРОВИНЦИЯ / CULTURE / CULTURAL POLICY / REGIONAL PHILHARMONIC SOCIETY / ARTISTIC INTELLIGENTSIA / PARTY CONCEPTION / SOUTHERN PROVINCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романова Нина Васильевна

В статье на основе широкого пласта архивных источников рассматривается процесс воздействия нового политического курса Н. С. Хрущева на состояние советской культуры и специфика культурной политики партийно-государственного руководства в контексте ее реализации на местах на материалах Краснодарской краевой филармонии. Автором раскрывается роль музыкальных объединений в выявлении и подготовке самодеятельных талантов, показан масштаб обслуживания филармонией населения аграрного региона. Отличительной чертой требований, предъявляемых к профессиональным мастерам искусств со стороны государственных и партийных органов в годы «оттепели» было их участие в организации художественной самодеятельности в трудовых коллективах. К самодеятельным коллективам Кубани прикреплялись музыкальные коллективы, режиссеры и артисты для методической и творческой помощи. В рамках авторского анализа в статье представлен такой важный аспект в работе филармонии как просветительская деятельность. Автор показывает, как в начале 1960-х гг. на Кубани была организована широкая сеть народных университетов культуры. Это было достаточно мощным движением массового культурного образования. Широкие слои населения посредством университетов приобщались к сокровищам отечественной и мировой культуры. Особое внимание уделено одному из приоритетных направлений в деятельности Краснодарской филармонии художественному воспитанию юных зрителей. Выполняя директивные решения партии, Краснодарская филармония значительно усилила эту сторону своей работы, организовав в своей структуре детский сектор. В работе анализируется проблема создания музыкальных произведений на местную тематику. Для реализации этой задачи требовались тесные контакты всех отраслей художественной культуры Кубани. На Кубани до 1966 г. профессионального творческого объединения не было, а местные композиторы работали в составе филармонии. Более того, отсутствовал тесный контакт с краевым отделением писателей. В статье представлен материал, в котором автор показывает как процесс либерализации, затронувший в те годы государственное строительство и национальную политику, отразился на деятельности национальных коллективов, работавших на территории Кубани. Начало 1960-х гг. было отмечено подъемом театрального и музыкального дела в Адыгее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF KRASNODAR'S REGIONAL PHILHARMONICACTIVITY IN THE CONTEXT OF A NEW POLITICAL COURSE

With the reference to numerous historical sources the author considers influence of a new political course of N. S. Khrushchev on Soviet culture and peculiarities of local cultural policy on the materials of Krasnodar regional philharmonic. The author expands knowledges about the role of musician associations in inding and prepearing amateur talents, shows the scale of philharmonic service provided to the population of the agrarian region. A unique feature of the requirements to professional masters of the arts on state and party authorities during the "Khrushchev's Thaw" was their participation in the organization of amateur performances with the workforce. Musical groups, directors and actors for the methodical and creative help were in charge of amateur collectives of the Kuban. The author shows educational activity as an important aspect in the work of the Philharmonic Society. In the early 1960s a wide network of popular cultural universities was organized in the Kuban. It was a powerful movement of mass cultural education. A lot of people joined the treasures of national and world culture through the universities. Particular attention is paid to one of the priorities in the activities of the Krasnodar Philharmonic Society the artistic education of young viewers. Carrying out the party's policy decisions, the Krasnodar Philharmonic Society significantly strengthened that aspect of its work, having organized the children's sector in its structure. The paper analyzes the problem of creating music on a local theme. To accomplish the task, close contacts were required from all branches of the Kuban artistic culture. Until 1966, there was no professional creative association in the Kuban, and local composers worked as a part of the philharmonic society. Moreover, there was no close contact with the regional department of writers. The article presents a material in which the author shows how the process of liberalization, which affected state-building and national policy in those years, affected the activities of national teams working in the territory of the Kuban. The beginning of the 1960s was marked by the rise of theatrical and musical affairs in Adygea.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности Краснодарской краевой филармонии в контексте нового политического курса (1953-1964)»

УДК 947.8(470.63)

Н. В. Романова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ ФИЛАРМОНИИ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА (1953-1964)

В статье на основе широкого пласта архивных источников рассматривается процесс воздействия нового политического курса Н. С. Хрущева на состояние советской культуры и специфика культурной политики партийно-государственного руководства в контексте ее реализации на местах на материалах Краснодарской краевой филармонии.

Автором раскрывается роль музыкальных объединений в выявлении и подготовке самодеятельных талантов, показан масштаб обслуживания филармонией населения аграрного региона. Отличительной чертой требований, предъявляемых к профессиональным мастерам искусств со стороны государственных и партийных органов в годы «оттепели» было их участие в организации художественной самодеятельности в трудовых коллективах. К самодеятельным коллективам Кубани прикреплялись музыкальные коллективы, режиссеры и артисты для методической и творческой помощи.

В рамках авторского анализа в статье представлен такой важный аспект в работе филармонии как просветительская деятельность. Автор показывает, как в начале 1960-х гг. на Кубани была организована широкая сеть народных университетов культуры. Это было достаточно мощным движением массового культурного образования. Широкие слои населения посредством университетов приобщались к сокровищам отечествен-

ной и мировой культуры.

Особое внимание уделено одному из приоритетных направлений в деятельности Краснодарской филармонии - художественному воспитанию юных зрителей. Выполняя директивные решения партии, Краснодарская филармония значительно усилила эту сторону своей работы, организовав в своей структуре детский сектор.

В работе анализируется проблема создания музыкальных произведений на местную тематику. Для реализации этой задачи требовались тесные контакты всех отраслей художественной культуры Кубани. На Кубани до 1966 г. профессионального творческого объединения не было, а местные композиторы работали в составе филармонии. Более того, отсутствовал тесный контакт с краевым отделением писателей.

В статье представлен материал, в котором автор показывает как процесс либерализации, затронувший в те годы государственное строительство и национальную политику, отразился на деятельности национальных коллективов, работавших на территории Кубани. Начало 1960-х гг. было отмечено подъемом театрального и музыкального дела в Адыгее.

Ключевые слова: культура, культурная политика, краевая филармония, художественная интеллигенция, партийная концепция, Южная провинция.

N. V. Romanova

SOME ASPECTS OF KRASNODAR'S REGIONAL PHILHARMONICACTIVITY IN THE CONTEXT OF A NEW POLITICAL COURSE

With the reference to numerous historical sources the author considers influence of a new political course of N. S. Khrushchev on Soviet culture and peculiarities of local cultural policy on the materials of Krasnodar regional philharmonic.

The author expands knowledges about the role of musician associations in finding and prepearing amateur talents, shows the scale of philharmonic service provided to the population of the agrarian region. A unique feature of the requirements to professional masters of the arts on state and party authorities during the "Khrushchev's Thaw" was their participation in the organization of amateur performances with the workforce. Musical groups, directors and actors for the methodical and creative help were in charge of amateur collectives of the Kuban.

The author shows educational activity as an important aspect in the work of the Philharmonic Society. In the early 1960s a wide network of popular cultural universities was organized in the Kuban. It was a powerful movement of mass cultural education. A lot of people joined the treasures of national and world culture through the universities.

Particular attention is paid to one of the priorities in the activities of the Krasnodar Philharmonic Society - the ar-

tistic education of young viewers. Carrying out the party's policy decisions, the Krasnodar Philharmonic Society significantly strengthened that aspect of its work, having organized the children's sector in its structure.

The paper analyzes the problem of creating music on a local theme. To accomplish the task, close contacts were required from all branches of the Kuban artistic culture. Until 1966, there was no professional creative association in the Kuban, and local composers worked as a part of the philharmonic society. Moreover, there was no close contact with the regional department of writers.

The article presents a material in which the author shows how the process of liberalization, which affected state-building and national policy in those years, affected the activities of national teams working in the territory of the Kuban. The beginning of the 1960s was marked by the rise of theatrical and musical affairs in Adygea.

Key words: culture, cultural policy, regional philharmonic society, artistic intelligentsia, party conception, Southern province.

В современной исторической науке пристальное внимание уделяется взаимоотношению общества и власти в СССР на разных этапах его развития. Особый интерес представляет сравнительное изучение системы отношений между высшей властью и элитой советской творческой интеллигенции, а также характера взаимодействия региональной власти и местной художественной интеллигенции с точки зрения интеллектуальной и социальной истории.

История советских регионов во второй половине XX века актуальна и в современном развитии российского общества, и в современной исторической науке. Сегодня происходит корректировка властных структур по отношению к отечественной культуре, так что опыт реализации как политического курса в целом, так и культурной политики в частности может быть полезен в социальном развитии РФ. Не менее актуальны разные аспекты истории советского общества, особенно позд-несоветской эпохи. Большой интерес историков вызывает также местная история советского времени.

Цель работы - на основе архивных источников выявить особенности процесса реализации культурной политики конца 1950-х - начала 1960-х гг. на Юге СССР на примере деятельности Краснодарской краевой филармонии и показать изменения в практике реализации культурной политики в регионах. Для достижения цели рассматриваются основные направления работы различных творческих коллективов, входивших в состав краевой филармонии в контексте официальных идеологических установок.

Организация музыкальной жизни Кубани, в эпоху «оттепели», в первую очередь, была сосредоточена в краевой филармонии. В этот период эффективность музыкальной деятельности неизменно рассматривалась в тесной связи с обслуживающей функцией музыкальных объединений. Как отмечалось в одном из партийных решений Краснодарской краевой партийной организации, «с развитием социалистического сельского хозяйства вырастают культурные запросы колхозников и работников МТС и совхозов, что требует усиления заботы о культурно-бытовом обслуживании сельского населения» [3, л. 21].

Состав краевой филармонии был достаточно пестрым, неоднородным по своим творческим и материальным возможностям. Например, составной частью филармонии являлся ансамбль песни и пляски Кубанских казаков. В его составе был хор из 28 человек, танцевальная группа из 13 человек, музыкально-баянная группа из 3 человек и руководящий персонал из 4 человек. Возглавлял ансамбль талантливый хормейстер Виктор Николаевич Малышев. Кроме того, на балансе филармонии находился малый симфонический оркестр, эстрадные бригады, музыкально-литературный лекторий. Репертуар филармонических коллективов в основном состоял из произведений советских композиторов, хотя изредка включался и старинный народный фольклор, а также произведения местных композиторов [3, л. 24].

Среди вопросов развития музыкальной жизни того времени особое место занимала проблема создания произведений на местную тематику, связанная с более широкой задачей возрождения краеведения. Для реализации этой задачи требовались тесные контакты всех отраслей художественной культуры Кубани и эффективное их сотрудничество. Однако на Кубани до 1966 г. профессионального творческого объединения не было. Местные композиторы работали в составе филармонии, образовав инициативную композиторскую группу, в которую входили А. Александров, Г Плотниченко, В. Понаморев, Л. Батхан и др. Видимо, по этой причине краснодарские композиторы никак не могли установить тесный контакт с краевым отделением писателей. В одном из документов говорилось, что «музыканты чувствуют постоянную нехватку оригинальных, высокохудожественных стихотворных текстов для своих произведений» [14, с. 3]. Обособленность различных групп творческой интеллигенции сказывалась на качестве произведений на местную тематику.

Пассивную позицию по отношению к композиторам занимало и краевое книгоиздательство, постоянно отмахиваясь от попыток издать сборник песен кубанских авторов. Работники краевого радио также уделяли крайне мало внимания пропаганде местной музыки. Иногда песни местных авторов звучали по краевому радио, но эта работа велась бессистемно, так как у краевого радио слаба была связь с филармонией. Необходимо было преодолеть эту инерцию 1940-х - начала 1950-х гг.

В связи с приходом 25 марта 1954 г. на пост руководителя Краснодарской краевой филармонией Г. Плотниченко, который был не только известным кубанским композитором, автором песен, но и собирателем фольклорных богатств Кубани, ситуация резко изменилась. Уже 12 декабря 1954 г. на заседании местной композиторской группы было принято решение рекомендовать песни Г. Плотниченко «Кубань моя», «Счастливая земля», «Едут, едут казаки», «Ой поехал казак», «Укриницы» к изданию. [2, л. 47]. Активизация работы Кубанской филармонии была отражена в следующих цифрах: только за 1955 г. ансамблем песни и пляски Кубани было дано 153 концерта с валовым сбором 440 тысяч рублей. Эти концерты посетили 68,5 тысяч человек [3, л. 24].

Во второй половине 1950-х гг. в регионе сложилась традиция тесного сотрудничества местных композиторов с филармонией. Говоря о проблеме произведений местной тематики, особо надо выделить вопрос об эстрадном репертуаре. Эстрадные программы на местном материале согласно партийным указаниям должны были выводить на сцену не только сатирические образы, отражавшие недостатки, но, в первую очередь, положительного героя. Такой образ призван был стать примером для тружеников региона, и таким способом, в духе партийной концепции, способствовать подъему экономики Кубани. В реальности работа по созданию эстрадного репертуара

на местные сюжеты велась крайне вяло. «Репертуарный голод» испытывали, к примеру, артисты разговорного жанра Кубани. Кубанские писатели почти ничего не писали для эстрады. Исключение составляли молодые авторы С. Ольгин, В. Борисов, В. Киселев и В. Тихомиров. С большим успехом шло обозрение С. Ольгина «И в шутку и в серьез», В. Киселева и В. Тихомирова конферанс «Мы с Кубани».

Самостоятельным и важным направлением работы филармонии была просветительская деятельность. В начале 1950-х гг. появилась тенденция выступать творческим коллективам филармонии в летний период в центральных парках культуры и отдыха. Так, начиная с 1953 г., в Краснодарском центральном парке каждое лето стали проходить концерты симфонической музыки. Наряду с местными музыкантами и артистами краевой филармонии здесь регулярно выступали гастрольные оркестры Воронежа, Львова, Свердловска. Нередко гастрольные коллективы выступали совместно с кубанскими артистами [15, с. 650]. Немалую работу по пропаганде классической музыки проводил симфонический оркестр филармонии на местных предприятиях. Так, выступления оркестра в клубе Армавирского завода «Армалит» с произведениями М. И. Глинки, П. И. Чайковского «вызвало горячий отклик у работников крупнейшего предприятия»[1, с. 3].

В организации концертов крупных музыкальных коллективов, гастролировавших в сельской местности Краснодарского края, активно участвовали районные комитеты партии. Так было в Отрадненском, Усть-Лабинском, Новокубанском, Курганенском районах. Большая шефская работа велась сотрудниками филармонии в воинских частях. За успешное обслуживание частей Советской армии коллектив был награжден почетной грамотой ЦК Союза работников культуры и Министерства культуры РСФСР [3, л. 24].

Источники свидетельствуют, что 1956 г послужил началом качественно нового этапа в организации музыкальной пропаганды в регионе. На порядок выросло количество выступлений. Так, если за 1956 г. было дано 1507 концертов, то за 1957 г. - 2605. Эти выступления проводились на 628 концертных площадках. Расширилась работа музыкального лектория Краснодарской филармонии за счет создания системы филиалов. В 1955-1956 гг. такие филиалы были организованны на заводе измерительных приборов, в станице Крымской, у нефтяников станицы Черноморской. В 1956-1957 гг. по краю действовало уже 13 филиалов, в том числе на предприятиях городов Кубани - Краснодаре, Армавире, Майкопе. Для слушателей филиалов организовывались циклы лекций различной тематики, среди которых можно назвать такие, как «Русская народная песня», «Старинные русские романсы», «Песни народов мира», «Могучая кучка». Всего за 1957 г. были организованы более 220 лекций-концертов. [4, л. 2]. Особое внимание уделялось работе филиалов, организованных в 1958-1959 гг. на стро-

ительстве сахарных заводов в станицах Коренов-ской и Усть-Лабинской [5, л. 24].

В начале 1960-х гг. в стране была организована широкая сеть народных университетов культуры. Это было достаточно мощным движением массового культурного образования. С одной стороны, широкие слои населения посредством университетов приобщались к сокровищам отечественной и мировой культуры, а с другой, в этих учреждениях могли получить необходимые знания талантливые самородки из народа. К созданию и функционированию таких университетов активно привлекались местные культурные учреждения. Так при непосредственном участии Краснодарской краевой филармонии только в течение 1959 г на Кубани было открыто 46 университетов культуры, каждый из которых имел филиал музыкального лектория. Всего на 1 июля 1960 г. в университетах культуры филармонией было проведено 280 занятий [7, л. 3]. Первый университет культуры в Краснодарском крае открылся 24 февраля 1959 г. в колхозе им. Ленина Ново-Титаровского района. Для оказания организационной, методической и практической помощи в филармонии был открыт консультационный пункт. За консультациями обращались не только творческие работники районов, но и секретари райкомов, заведующие отделами культуры, председатели колхозов [7, л. 3].

В этот период в качестве самостоятельной задачи выделился вопрос о художественном воспитании юных зрителей. Это направление было определено как приоритетное в культурной политике партийных органов во второй половине 1950-х гг. Выполняя директивные решения партии, Краснодарская филармония значительно усилила эту сторону своей работы, организовав в своей структуре детский сектор. В сезон 19561957 г. было организованно 6 музыкальных филиалов для детей в Краснодаре, Армавире, станице Белореченской [4, л. 2]. В работе с юным зрителем участвовал и театрализованный ансамбль лилипутов из 15 человек и артисты театра сказки из 5 человек. В их репертуаре особой популярностью у юного зрителя пользовались постановки «Теремок», «Мойдодыр», «Волшебный веер», «Про доброго Великана и злую Ведьму».

Выполняя приказ Министерства культуры об улучшении музыкальной пропаганды среди школьников, сотрудниками филармонии были подготовлены 5 лекций-концертов для детей, среди которых были программы «Что такое музыка и как ее слушать», «Композиторы - детям», «Концерт-загадка» [5, л. 24].

Отличительной чертой требований, предъявляемых к профессиональным мастерам искусств со стороны государственных и партийных органов, в то время было их участие в организации художественной самодеятельности в трудовых коллективах. Еще в 1947 г. вышел приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР «Об организации систематического обслуживания районных Домов культуры и уком-

плектовании их художественными руководителями», в котором подчеркивалась обязательность шефства театров и концертных организаций над районными Домами культуры. К самодеятельным коллективам прикреплялись театры, концертные организации, музыкальные коллективы, а также отдельные режиссеры, дирижеры и артисты для методической и творческой помощи [11, л. 14].

Однако наиболее широко и систематически такая работа профессиональных творческих коллективов развернулась в конце 1950-х - начале 1960-х г., когда власть обратила особое внимание на развитие художественной самодеятельности в стране. Большую роль в успешной постановке художественной самодеятельности в регионах играла согласованность действий профессиональных коллективов с краевыми Домами народного творчества. На Кубани краевая филармония работала в тесном контакте с краевым Домом народного творчества. Много сил развитию художественной самодеятельности отдавали такие известные деятели, как композитор Г. Плотничен-ко, заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР А. Александров, искусствовед А. Ломоносов [10, л. 7].

Регулярное привлечение профессиональных мастеров к помощи любительским коллективам способствовал повышению их исполнительского уровня. В результате этого многие любительские коллективы впоследствии получали звания «народный». Следует также заметить, что работа по организации самодеятельности была весьма плодотворной и для профессиональных коллективов, поскольку являлась хорошей школой для выявления народных талантов, которые, получив подготовку либо в народных студиях, либо в специальных учебных заведениях, пополняли кадры творческих работников. В контексте организации системы художественной самодеятельности развивалась и детская художественная самодеятельность. В этом тоже был немалый вклад творческих музыкальных коллективов. Особый упор делался на работу в районах.

Рассматривая социальный аспект развития художественного творчества в регионе в рамках официальных учреждений и организаций, нельзя не обратить внимания на то, что влияние идей и решений XX съезда партии на состояние культурной жизни края отразилось опосредованно, не в идеологической парадигме, а в других областях общественной жизни. Почувствовав дыхание свободы, творческие работники стали более смелыми в своих суждениях и критике в адрес вышестоящих начальников.

Новым явлением после 1956 г. стала организация в регионе гастролей зарубежных артистов. Это касалось, прежде всего, музыкальной классики. Зарубежная же эстрада была еще не доступна для зрителей южной провинции, но «железный занавес» уже был приподнят, и советские люди могли приобщаться к достижениям мирового искусства. Всезон 1956-1957 гг. на концертных площадках Краснодара выступали представители зарубежного искусства, среди которых были

«Малая балетная группа» из Бомбея (Индия), Мексиканский балет Хосефины Ловалье и Оскара Пуэнтэ, датская пианистка Вебекка Варлев, монгольский ансамбль, корейский театр [4, л. 5].

Этот прорыв «железного занавеса» отразился и в программах филармонических коллективов. Например, в 1959 г. для эстрадных бригад Краснодарской филармонии наряду с тематическими программами «Хороши вечера на Кубани», «У нас на Кубани» была подготовлена специальная программа для эстрадной бригады Гарри Гольди, которая посвящалась содружеству и мирному соревнованию великих держав СССР и США. Символом этого было сотрудничество Кубани со штатом Айова [7, л. 1].

Мы полагаем, что либерализация, коснувшаяся в те годы государственного строительства и национальной политики, имела определенный отклик и в области культуры. В частности, стало более успешно развиваться взаимное сотрудничество регионов, автономных и союзных республик. Так 24 января 1957 г. увидел свет приказ Министерства культуры РСФСР «Об улучшении обмена культурными ценностями между автономными республиками, областями, краями РСФСР и союзными республиками», отразивший эти тенденции. Министерство рекомендовало главному управлению по делам искусств провести в сезон 1957-1958 гг. Северо-Кавказскую театральную весну с участием театров Дагестанской, Кабардинской, Северо-Осетинской АССР, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Лучшие спектакли предполагалось показать в Москве [12, л. 157].

В контексте этих процессов наблюдалось оживление национальных коллективов, работавших на территории Кубани. Начало 1960-х гг. отмечено подъемом театрального и музыкального дела в Адыгее. Больше стало уделяться внимания произведениям национальных авторов на кубанской эстраде. В ноябре 1960 г. Адыгейским книжным издательством даже был выпущен сборник песен. В него вошли песни о Родине, партии, счастливом и мирном труде, тексты и которых были написаны адыгейскими поэтами М. Таранук, Х. Беретарь, Киримизе Жанэ, Х. Ашиновым на музыку композиторов Адыгеи [16, с. 3]. Эти музыкальные работы заняли прочное место в репертуаре местных исполнителей.

Необходимо отметить, что в этот период начала складываться традиция приурочивать наиболее крупные культурные события в жизни общества к советским юбилеям и партийным съездам, которая получила широкое распространение в нашей стране в 1970-е - 1980-е гг. Начальной вехой стало празднование 40-ой годовщины Октябрьской революции. В честь этой даты принимались трудовые обязательства, организовывались концерты, готовились новые спектакли. Сезон симфонической музыки в Краснодаре в июле-августе 1957 г. как раз и был посвящен 40-летию Октября. Как обычно, он прошел в краснодарском городском парке культуры и отдыха им. М. Горького, но содержание его качественно отличалось и ха-

рактером репертуара, и уровнем исполнения. Эти концерты стали большим событием музыкальной жизни Краснодара. По насыщенности своего репертуара летний сезон 1957 г. оказался одним из лучших. Всего за сезон музыканты дали 45 концертов, в которых прозвучали произведения С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича.

Подобно театрам, филармонии обязаны были встречать очередной партийный съезд новыми программами. Краснодарская филармония посвятила новую программу «У нас на Кубани», созданную молодым кубанским литератором В. Борисовым и композитором Г. Плотниченко,

XXI съезду КПСС. Для администрации филармонии важнее всего было то обстоятельство, что партийные и советские организации Кубани дали положительные отзывы о новой программе. В частности, хорошо отозвались о ней в главном управлении по делам искусств Министерства культуры РСФСР [6, л.8]. Такие отзывы давали определенные возможности для развития коллектива.

Несмотря на то, что в силу специфики природы музыкального искусства, оно существовало несколько отстраненно от идеологического влияния, музыкальные филармонические коллективы не избежали официального внимания. Например, в сезон 1958-1959 гг. Краснодарская филармония подчинила свою работу исправлению недостатков, обнаруженных комиссией ЦК КПСС при обследовании учреждений культуры Краснодарского края [5, л. 24]. Коллектив обязан был брать повышенные обязательства по организации мероприятий в сельских районах в связи с

XXII съездом и мартовским Пленумом ЦК КПСС. В итоге в 1961 г. 61 % всей концертной работы приходилось на колхозы и совхозы. Используя передвижную автомобильную эстраду, артисты филармонии давали представления непосредственно на полевых станах и в рабочих бригадах [13, л. 97]. Из 2431 концертов, всего данных артистами филармонии за этот год, более половины было в сельской местности - 1508 [8, л. 2].

В то же время в 1960-е г. больше внимания стало уделяться развитию местной эстрады. Только в 1960 г. было создано множество эстрадных номеров для артистов Краснодарской филармонии. Это композиции В. Борисова «Вот солдаты идут», «Сон», «Луна и фантазия», «В семье не без урода». Стал востребованным такой жанр, как репризы, интермедии. Исполнялось немало песен на местную тему - Г. Плотниченко «Лирическая», «Уронила луна молодая», В. Понаморева «Над Кубанью», Г. Ляховского «Ехал свататься казак», «Караваны», частушки В. Попова. Главным критерием качества этих номеров стала актуальность, но не реальная современность с ее противоречивостью и многообразием, а идеальная современность с идеальным положительным героем,

конструируемые по принципу: «Современность это не то, что сегодня, а то, что завтра». Позже в репертуар эстрадных бригад так же вошли новые произведения «За работу, земляки», «Советский простой человек», музыкальный фельетон «Мы такими быть должны», эстрадный монолог «О королеве» [9, л. 8].

В Краснодарской филармонии постепенно обновлялась тематика литературно-музыкального лектория. На смену прежним советским авторам пришли новые, на смену традиционным произведениям русской классики - осмысление ранее мало известных книг. В 1962 г. в программе лектория появились два новых имени советских литераторов. Они, как известно, стали символами противоположных идейных лагерей, двух непримиримых взглядов на советскую действительность. Это композиции на темы романа В. Ко-четова «Секретарь обкома», и романа В. Тендрякова «За бегущим днем». Наряду с шолоховской «Поднятой целиной» были созданы литературная композиция по «Барышне-крестьянке» А. С. Пушкина и музыкально-поэтический цикл «О дряни» В. В. Маяковского [9, л. 8].

В годы «оттепели» на Кубани начали складываться новые тенденции в подборе репертуара филармонических коллективов, оживились некоторые направления их работы, но при этом основная линия партийного контроля и идеологической ангажированности сохранилась. Более того, подход к творческой интеллигенции как к работникам сферы обслуживания усилился. Но, на наш взгляд, советский опыт просветительской деятельности музыкальных коллективов филармонии, свидетельствует, что организованное художественное воспитание всех слоев населения не только обеспечивало интересный досуг населению, но и способствовало пополнению профессиональной художественной интеллигенции народными талантами.

Утопизм и экспериментаторство, характерные для политики эпохи Н. С. Хрущева, неоднозначно отразились и на художественной жизни, в особенности в провинции. Так же, как и раньше, проводниками партийной линии были парторганизации театров и филармоний, так же работа художественных советов полностью контролировалась вышестоящими органами, не оставляя места для творческой свободы. Идеологический антураж в работе творческих коллективов, несмотря на некоторые признаки либерализации, не изменился, да и не мог измениться, поскольку концептуальные и идеологические подходы власти к культурной политике остались неизменными. Соответствие творческой продукции пропагандистским целям, ясность социалистических идеалов и художественное качество их отражения в произведениях мастеров искусств по-прежнему были главным критерием оценки музыкальных программ.

Источники и литература

1. Выступление симфонического оркестра в рабочем клубе // Советская Кубань. 30 января 1955.

2. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). ФР 1693. Оп.1. Д. 48.

3. ГАКК. ФР 1693. Оп.1. Д. 59.

4. ГАКК. ФР 1693. Оп.1. Д. 75.

5. ГАКК. ФР 1693. Оп.1. Д. 83.

6. ГАКК. ФР 1693. Оп.1. Д.86.

7. ГАКК. ФР. 1693. Оп.1. Д. 95.

8. ГАКК. ФР. 1693. Оп.1. Д. 107.

9. ГАКК. ФР. 1693. Оп. 1. Д. 131.

10. ГАКК. Ф. 1731. Оп.1. Д.6.

11. Государственный архив Ставропольского края (далее ГАСК). ФР. 2439. Оп.1. Д.37.

12. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. А-501. Оп. 1. Д. 1619.

13. ГАРФ. Ф. А-501. Оп.1. Д. 3895.

14. Г. Плотниченко. Что волнует композиторов Кубани //Советская Кубань. 4 октября, 1953.

15. Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях [1793-1993]: Материалы к летописи / [Гос. арх. Краснодар. края, Центр документации новейшей истории Краснодар. края, Администрация г. Краснодара; Над кн. работали А. М. Авраменко и др.]. Краснодар: Кн. изд-во, 1993. 798 с.: ил.; 25 см.

16. Новый сборник песен // Советская Кубань. 26 ноября 1960.

References

1. Vystuplenie simfonicheskogo orkestra v rabochem klube (Performance of a Symphony Orchestra in a Working Club) // Sovetskaya Kuban'. January 30. 1955. (In Russian).

2. State archive of Krasnodar region (GAKK). FR. 1693. Inv.1. D. 48. (In Russian).

3. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 59. (In Russian).

4. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 75. (In Russian).

5. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 83. (In Russian).

6. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D.86. (In Russian).

7. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 95. (In Russian).

8. GAKK. FR. 1693. Inv.1. D. 107. (In Russian).

9. GAKK. FR. 1693. Inv. 1. D. 131. (In Russian).

10. GAKK. F. 1731. Inv.1. D.6. (In Russian).

11. State archive of Stavropol territory (GASK). FR. 2439. Inv.1. D.37. (In Russian).

12. State archive of Russian Federation (GARF). F. A-501. Inv. 1. D. 1619. (In Russian).

13. GARF. F. A-501. Inv.1. D. 3895. (In Russian).

14. G. Plotnichenko. CHto volnuet kompozitorov Kubani (What Worries Kuban Composers) // Sovetskaya Kuban'. October 4. 1953. (In Russian).

15. Ekaterinodar-Krasnodar: Dva veka goroda v datah, sobytiyah, vospominaniyah [1793-1993] (Ekaterinodar-Krasnodar: Two Centuries of the City in Dates, Events, Memories [1793-1993]): Materialy k letopisi / [Gos. arh. Krasnodar. kraya, Centr dokumentacii novejshej istorii Krasnodar. kraya, Administraciya g. Krasnodara; Nad kn. rabotali A. M. Avramenko i dr.]. Krasnodar, 1993. 798 p. (In Russian).

16. Novyj sbornikpesen (New Collection of Songs) // Sovetskaya Kuban'. November 26. 1960. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.