Научная статья на тему 'О характере взаимоотношений власти, драматического театра и театральной интеллигенции Тувы в 1965–1970-е гг'

О характере взаимоотношений власти, драматического театра и театральной интеллигенции Тувы в 1965–1970-е гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РЕПЕРТУАР / ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУВА / PARTY-STATE POLICY / THEATRE / THEATRICAL ART / THEATRICAL INTELLIGENTSIA / REPERTOIRE / TOUR ACTIVITY / TUVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Троякова Юлия Константиновна

В статье рассматривается влияние партийно-государственной политики на театральное искусство Тувы в контексте 1965–1970-х гг. Раскрыта организационная и творческая работа музыкально-драматического театра Тувы, его актеров и режиссеров. Анализируется влияние местных органов власти на организацию театральных сезонов, гастролей. Поднимается вопрос о регулировании местными органами власти репертуарного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Character of Relations Between the Authority, Drama Theatre and Theatrical Intelligentsia of Tuva in 1965–1970-s

The author considers the influence of party-state policy on the theatrical art of Tuva in the context of 1965–1970-s, reveals the organizational and creative work of musical-drama theatre of Tuva, its actors and directors, analyzes the influence of local authorities on the organization of theatrical seasons, concert tours, discusses the question of regulating the repertoire plan by local authorities.

Текст научной работы на тему «О характере взаимоотношений власти, драматического театра и театральной интеллигенции Тувы в 1965–1970-е гг»

УДК 94(47).084.9 (571.513)

О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ, ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ТУВЫ В 1965-1970-е гг.

Ю. К. Троякова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается влияние партийно-государственной политики на театральное искусство Тувы в контексте 1965—1970-х гг. Раскрыта организационная и творческая работа музыкально-драматического театра Тувы, его актеров и режиссеров. Анализируется влияние местных органов власти на организацию театральных сезонов, гастролей. Поднимается вопрос о регулировании местными органами власти репертуарного плана.

Ключевые слова: партийно-государственная политика, театр, театральное искусство, театральная интеллигенция, репертуар, гастрольная деятельность, Тува.

История театрального искусства национальных районов Южной Сибири до настоящего времени остаётся одним из малоисследованных направлений в отечественной историографии. Не стала предметом специального изучения и проблема взаимоотношений власти, драматического театра и театральной интеллигенции Тувы, без чего невозможно составить целостное представление о культурном развитии этого национального региона, понять сложность и глубину перемен в области его театрального искусства, судьбах тувинской интеллигенции.

Краткие сведения о тувинском музыкально-драматическом театре можно найти в многотомном издании, посвященном истории советского драматического театра [1]. Периоду становления театра Тувы с момента его возникновения до конца 1960-х гг. посвящена книга К. Ч. Сагды, написанная на богатом фактическом материале [2]. Но, несмотря на широкий спектр поставленных вопросов, практически не изученным остался вопрос о партийно-государственной политике в отношении театрального искусства Тувы. В связи с этим автор данной статьи задался целью осуществить анализ взаимоотношений власти, драматического театра и театральной интеллигенции Тувы в 1965-1970-е гг.

Тувинский республиканский музыкально-драматический театр, являясь частью советской культуры, в 19651970-е гг. продолжил своё развитие. В основу его деятельности в указанный период легли важные партийно -советские документы. Ещё в 1959 году тувинские обком КПСС и облисполком приняли решение «О реорганизации тувинского областного драматического театра в музыкально-драматический». Это было вызвано в первую очередь тем, что концертные выступления являлись одним из направлений деятельности драматических актеров (особенно с вхождением Концертно-эстрадного бюро (КЭБ) в состав театра в 1956 году) [3, с. 144].

Огромное влияние на дальнейшую судьбу тувинского театра оказало преобразование Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Социалистическую Советскую Республику в соответствии с принципом свободного самоопределения национальностей [3, с. 145]. По существу, с образованием Тувинской АССР можно говорить о новом этапе в истории тувинского театрального искусства.

Репертуар музыкально-драматического театра Тувы формировался с учётом решений партийных и государственных органов власти, и его постановки были направлены на создание образа современного «советского человека», который должен был стать образцом для подражания. Репертуарный план тувинского театра включал произведения как отечественной, так и зарубежной классики.

Каждый театр страны имел утверждённый Министерством культуры СССР опредёленный план по «количеству спектаклей», «количеству зрителей», а также по «средней заполняемости» зала на утренних и вечерних спектаклях [4]. Анализ архивных документов свидетельствует о том, что за 1965 год, например, количество спектаклей тувинского театра согласно плану составило 600, фактически же было выполнено 542, из них гастрольные - 441 (по плану 480). Количество зрителей (в процентном соотношении), посмотревших разные постановки театра, составило 92,6 % (по - 102 %) [5, д. 141, л. 13]. Недовыполнение финансового плана по театру объяснялось следующими причинами. Во-первых, в зимний период в городе Кызыле, а также в районах республики была эпидемия гриппа, и из-за болезни артистов были отменены некоторые спектакли. Во-вторых, на работе театра сказалось отсутствие автотранспорта (два новых автобуса поступили только летом 1965 года) [5, д. 141, л. 1].

К формированию репертуара театра относились очень серьезно. Руководству тувинского театра, как, впрочем, и всех театров Южной Сибири, приходилось не только учитывать собственные творческие замыслы в подборе спектаклей, но и соблюдать политическую конъюнктуру. Ответственность за формирование репертуара театров несли прежде всего руководители театров.

Особенно остро вопрос, связанный с созданием репертуара, встал в связи с выходом в апреле 1966 года приказа Министерства культуры РСФСР № 211 «О нарушении установленного порядка формирования репертуара во Владимирском областном драматическом театре», в котором прямо говорилось о персональной ответственности руководителей театров и местных органов культуры за формирование репертуара театров. [5, д. 153, л. 2]. Ещё более жестко контроль за репертуарным планом стал осуществляться после утверждения в декабре 1966 года коллегией министерства культуры СССР «Положения о контроле за репертуаром драматических и музыкальных театров, концертных организаций, художественных коллективов и цирков» [6, с. 95].

В соответствии с этим документом репертуарно-редакционные коллегии министерств получали право направлять вновь созданные драматические и музыкальные произведения для разрешения в Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит СССР). Этим Положением закреплялась главенствующая роль власти в управлении театральным искусством. Таким образом, содержание текстов драматургии, все репертуарные планы, составляемые художественными советами театров, проходили обязательное утверждёние в курирующих их органах культуры, а постановки по любому литературному произведению могли быть включены в репертуар театра только с разрешения Главлита СССР. Через дополнительную проверку репертуарно -редакционной коллегии министерства культуры соответствующего уровня должны были проходить инсценировки и композиции по произведениям советской, русской и мировой классики, современная зарубежная драматургия [6, с. 95].

Главные режиссеры, директора, артисты тувинского театра в своей деятельности обязаны были руководствоваться нормативно-правовыми актами как центральных, так и местных органов власти, в которых были заложены определённые тенденции формирования театрального репертуара. Во-первых, предусматривалась обязательная постановка спектаклей к памятным событиям и юбилейным датам в политической жизни страны. Во-вторых, в афише театра непременно должны были найти место пьесы классические и современные. Кроме того, в репертуаре театра обязательно присутствовали произведения историко-революционного, военно-патриотического и производственного характера.

На содержательную часть репертуарного плана большое влияние оказало обращение министерства культуры РСФСР ко всем министрам культуры АССР, директорам и главным режиссерам драматических и детских театров республиканского и местного подчинения в преддверии 50-летия Октябрьской революции. Основная мысль обращения сводилась к тому, что в честь этой знаменательной даты «достойное место в репертуаре театров должны занять пьесы, рассказывающие о подвигах советских людей во время революции, войн, в период строительства социализма, произведения о рабочем классе, колхозном крестьянстве, советской интеллигенции, о нашей молодежи, о классовой борьбе на международной арене» [5, д. 153, л. 11].

Театральный репертуар в юбилейном сезоне предполагал знакомство зрителей с достижениями драматических произведений союзных и автономных республик. В феврале 1966 года состоялась XII областная партийная конференция тувинского обкома КПСС, на которой была озвучена мысль о том, что министерство культуры слабо вникает в содержание работы творческих организаций. Союз писателей, союз художников, театральное общество, якобы, ещё не развернули творческой работы по подготовке к 50-летию Октября с тем, чтобы создать высокохудожественные произведения, отражающие великие преобразования в жизни и истории тувинского народа [7, д. 2047, л. 68]. Руководство тувинского муздрамтеатра, таким образом, должно было повысить идейное содержание репертуарного плана. Забегая вперед, отметим, что в декабре 1967 года на совещании министерств культуры РСФСР руководство театров должно было предоставить проекты репертуарных планов [5, д. 153, л. 11].

К юбилею Великого Октября руководство тувинского театра представило репертуар, полностью соответствовавший партийно-государственной политике и идеологии советского государства. В него вошли такие спектакли, как «Совесть» Д. Павловой, «Русские люди» К. Симонова, «Константин Заслонов» А. Мовзона. Тувинская труппа театра в новом сезоне 1966 года поставила спектакли «Покушение на Прометея» В. Усманова, «Беглец» В. Блинова, «Между ливнями» А. Штейна, «Красный поток» С. Пюрбю, «Слово Арата» С. Тока [5, д. 146, л. 9].

В 1967 году тувинский театр утвердил перспективный репертуарный план, принял обязательство по улучшению качества выпускаемых спектаклей и выполнению финансового плана. На этот год было запланировано 640 спектаклей, фактически же было поставлено 655. За текущий сезон репертуар театра состоял из 18 спектаклей и концерта, в том числе на тувинском языке - 9 спектаклей. Кроме того, планировалось 13 новых постановок, фактически было выпущено 12 [5, д. 157, л. 1]. Перевыполнение плана по основным показателям деятельности тувинского театра по сравнению, например, с 1965 годом, обусловлено, думается, не только проводимым курсом политики партии в сфере театрального искусства страны, но и теми задачами, которое выполняло министерство культуры Тувинской АССР. Задачи министерства культуры республики заключались в следующем:

планирование развития отрасли, капитальное строительство и ремонт объектов культуры, материально -техническое снабжение, подбор и расстановка творческих кадров, формирование репертуарного плана театра.

В работе местных органов власти по управлению культурой принимали участие и представители общественности г. Кызыла, преимущественно имевшие отношение к творческой интеллигенции. Так, в министерстве культуры Тувинской АССР действовал художественный совет. Он был создан, как свидетельствует приказ министерства культуры Тувинской АССР за № 58 от 11 декабря 1968 года, «в целях полноценного формирования репертуара театра в идейно-политическом направлении, выпуска спектаклей на высоком уровне и совершенствования мастерства творческого состава театра» [5, д. 175, л. 31]. В отдельных театральных коллективах страны до половины членов худсоветов составляли представители местных органов власти, члены первичных партийных организаций, поэтому широкое распространение получила практика совместных заседаний партийных бюро и художественных советов.

Художественный совет тувинского музыкально-драматического театра возглавлял его директор Р. О. Да-лай-оол, который осенью 1968 года вернулся вместе с главным режиссером С. Л. Оюном с совещания директоров, главных режиссеров музыкально-драматических театров в Москве [5, д. 161, л. 35]. Совет состоял из 13 человек, и в него вошли А. К. Калзан (канд. фил. наук, Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории), А. Б. Чыргал-оол (народный артист Тувинской АССР, композитор), И. Д. Комбу (режиссер театра), Г. Л. Торлук (художник), С. Д. Сапык-оол (инспектор министерства культуры) и др. [5, д. 175, л. 31].

Заседания художественного совета театра проводились, как правило, регулярно. На заседаниях обсуждался репертуар, приём спектаклей, тарификация актеров, рост актерского мастерства, выбор пьес и постановок. Так, например, в сентябре 1969 года заведующий литературной частью тувинского музыкального драматического театра С. Б. Пюрбю ознакомился с рукописями трёх новых пьес местных драматургов: «Великий путь» В. Кок-оола, «Звёздный путь» В. Серен-оола и «Проделки Долумы» Кызыл-Эника Кудажи [8], которые были обсуждены совместно с авторами на художественном совете. Совет решил принять только комедию К. Кудажи «Проделки Долумы» (премьера спектакля состоялась после доработок рекомендованных художественным советом в апреле 1970 года) [8]. В спектакле сыграли артисты Д. Монгуш (в роли Долумы), заслуженный артист Тувинской АССР А. Тавакай, С. Баир, М. Чадамба, Е. Кенденбиль и др. Режиссером спектакля являлся заслуженный артист Тувинской АССР О. Синн-оол [8].

За период с середины 1960-х - 1970-е гг. репертуар тувинского театра сначала формировался и утверждался художественным советом при министерстве культуры Тувинской АССР, затем на коллегии управления министерства культуры СССР. В постановлении Совета Министров СССР от 19 сентября 1969 года № 759 «Об утверждё-нии Положения о Министерстве культуры СССР» разъяснялось, что министерство культуры СССР осуществляет руководство развитием искусства и культурно-просветительной работой, как правило, через министерства культуры союзных республик и управляет учреждениями, организациями и предприятиями союзного подчинения непосредственно или через создаваемые им органы [9]. Министерство культуры СССР продолжало определять порядок формирования репертуара и осуществлять контроль над его идейно-художественным уровнем.

Коллегией министерства культуры РСФСР 4 февраля 1970 года было принято постановление «О репертуаре театров РСФСР к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина», в котором отмечалось «стремление театров <...> донести до сегодняшнего зрителя произведения зарубежной и отечественной классики с позиций марксистско-ленинской эстетики...» [10]. В связи с юбилеем были приняты соответствующие постановления, которые должны были стать основанием для создания образа вождя в любых видах, жанрах и формах искусства. Репертуар и гастроли тувинского театра 1970-х гг. были посвящены 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В частности, в репертуарный план гастрольной деятельности был включен спектакль «На берегу Невы» в постановке режиссера С. О. Оюна.

В 1970 году бюро тувинского областного комитета КПСС провело республиканский фестиваль искусств, посвященный этой знаменательной дате. В состав мероприятий фестиваля включались конкурсы на лучшие спектакли и концертные программы филармонии, выставки произведений художников и др. Бюро тувинского обкома КПСС приказало руководству муздрамтеатра в срок до 1 апреля 1969 года наметить меры для оказания шефской помощи народным театрам в районах республики [5, д. 175, л. 20]. Ответственность за это мероприятие была возложена на нового директора театра С. Н. Борисова, сменившего Р. О. Далай-оола.

Вскоре были подведены итоги конкурса спектаклей с ленинской тематикой. Согласно постановлению Коллегии министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества от 10 апреля 1971 г. «Об ут-верждёнии решения республиканской комиссии Всероссийского конкурса на лучшие драматические спектакли в честь 100-летия со дня рождения Ленина» был проведён конкурс в рамках Всероссийского фестиваля искусств «Искусство - народу». Местными органами культуры было предоставлено более 120 спектаклей на диплом I степени. 21 спектакль получил Диплом и Почётную грамоту Всесоюзного юбилейного конкурса. Тувин-

ский муздрамтеатр за спектакль «На берегу Невы» в постановке режиссера С. О. Оюна был удостоен диплома I степени [5, д. 221, л. 1-3 об.].

Особое место в истории тувинского музыкально-драматического театра занимает гастрольная деятельность, которая регулировалась принципами, заложенными XXIII съездом КПСС (1966 г.) На нём была определена задача по «всестороннему улучшению культурного обслуживания сельского населения, путём увеличения количества театров, массовых библиотек и др.» [11, с. 66].

Уже летом 1966 года тувинский театр предпринял гастроли по Хакасской автономной области, где показал спектакли «Беглец», «Русские люди», «Жена товарища», «Тополек мой в красной косынке» [5, д. 146, л. 15]. Одновременно хакасский областной драматический театр гастролировал в Туве со спектаклями «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Акун» М. Кокова, «В ночь лунного затмения» М. Карима. С аналогичным репертуаром группа артистов тувинского театра в 1966 году выезжала в сельские районы автономной республики. В дальнейшем гастрольные поездки тувинского театра в сельскую местность стали традиционными.

В период празднования юбилейных дат советской власти и дня рождения В. И Ленина перед работниками всех учреждений культуры стояли ответственные задачи. Так, на основе Постановлений ЦК КПСС от 4 января

1967 года «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» и от 23 июля

1968 года «О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» были разработаны конкретные мероприятия по их реализации [12, с. 250], которые предусматривали смотры художественной самодеятельности, спектакли, выставки, фестивали, тематические вечера, различные конкурсы и т. д.

Из года в год репертуар тувинского театра существенно обновлялся. С 1967 по 1970-е гг. были поставлены новые спектакли «Красный поток» (1967) С. Б. Пюрбю, «Великая Дружба» (1969) В. Кок-оола, «Проба» О. Са-ган-оола, «Дружба» и «Одиннадцать» (1972) К. Кудажи и др. В постановках таких спектаклей театра, как «Человек с ружьем» Н. Погодина (1957, 1967), «Именем революции» М. Шатрова (1967), «На берегу Невы» К. Тренева (1969) и др., создавался образ В. И. Ленина. Так, в спектакле «На берегу Невы» заслуженный артист Тувинской АССР О. Д. Намдара одним из первых на сцене тувинского театра создал образ В. И. Ленина.

В 1969 году музыкально-драматический театр побывал в большинстве районов республики. Труппа гастролировала со спектаклем «На берегу Невы» (режиссер С. Оюн) в Тес-Хемском, Эрзинском, Тандынском районах республики. В спектакле сыграли заслуженный артист Тувинской АССР Н. Ользей-оол, заслуженные артисты РСФСР М. Мунзук и К. Мунзук, народные артисты Тувинской АССР В. Монгальби, А. Тавакай и др. [5, д. 162, л. 16]. В Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском и Бай-Тайгинском районах был представлен спектакль «Хорагай идиктер» [5, д. 162, л. 3]. В июле 1969 года труппа тувинских артистов была направлена в Якутскую АССР для проведения декады тувинской литературы и искусства со спектаклем В. Кок-оола «Хай-ранбот» [5, д. 162, л. 16].

Таким образом, во второй половине 1960-х гг. было очевидным влияние партийно-государственной политики, сказавшееся на деятельности драматического театра Тувы. Местные органы власти всецело контролировали деятельность театра в репертуарном и административном отношениях. Руководствуясь собственными художественными предпочтениями, они формировали театральную политику в республике, влияли на театральный процесс, что свидетельствовало о жестком идеологическом контроле. Репертуарный план тувинского театра складывался, как и во всех театрах Южной Сибири. Репертуар музыкально-драматического театра вначале одобрялся на заседании художественного совета, затем рассматривался в Министерстве культуры Тувинской АССР и лишь после этого утверждался Министерством культуры СССР.

В заключение следует сказать, что деятельность тувинского музыкально-драматического театра носила многогранный характер и включала в себя как стационарную работу, так и гастрольные и выездные спектакли не только по республике, но и другим национальным регионам Южной Сибири.

Библиографический список

1. История советского драматического театра: (1917-1967). В 6 т. Т. 5. - М.: Наука, 1969. - 736 с.

2. Сагды, К. Ч. История возникновения тувинского театра / К. Ч. Сагды. - Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1973. - 143 с.

3. Тарбанакова, С. Н. Пути развития театров Южной Сибири / С. Н. Тарбанакова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 1994. -180 с.

4. Заельская, С. А. Репертуар и гастрольная деятельность театральных коллективов Южного Урала в конце XX века / С. А. Заельская. -URL: http://mssolutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=73:iii--&id=1030:----------xx—&Itemid=195 (дата обращения: 30.06.2012).

5. Центральный государственный архив Республики Тыва. Ф. 139. Оп. 1.

6. Белошапка, Н. В. Государственное управление культурой в СССР: механизм, методы, политика / Н. В. Белошапка // Вестник Удмуртского университета. История и филология. - 2009. - Вып. 2. - С. 95-97.

7. Центр архивных документов партий и общественных организаций Республики Тыва. Ф. П. 2. Оп. 1.

8. Сагды, К. Долумаа выходит на сцену / К. Сагды, С. Козлова // Тувинская правда. - 1970. - 3 апреля.

9. Постановление Совета Министров СССР от 19 сентября 1969 г. № 759 «Об утверждёнии Положения о Министерстве культуры СССР» // СП СССР. - 1969. - № 22. - Ст. 130.

10. Раскатова, Е. М. Власть и художник в эпоху позднего социализма: парадокс М. Ф. Шатрова / Е. М. Раскатова, М. А. Миловзорова -URL: http://www.opentextnn.m/censorship/mssia/sov/Hbraries/books/?id=4663 (дата обращения: 30.06.2012).

11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). В 15 т. Т. 11. 1966-1970. - 9-е изд., доп. и испр. -М.: Политиздат, 1986. - 574 с.

12. Очерки истории хакасской областной организации КПСС. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1987. - 359 с. © Троякова Ю. К., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.