Научная статья на тему 'Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ: стратегические цели и реализация международных стандартов'

Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ: стратегические цели и реализация международных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / FINANCIAL INTELLIGENCE / TERRORISM FINANCING / COUNCIL OF HEADS OF FINANCIAL INTELLIGENCE UNITS / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин Константин Геннадьевич

В статье рассматривается орган отраслевого сотрудничества СНГ - Совет руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств с точки зрения его роли, стратегических целей и перспектив его участия в построении системы безопасности СНГ и выполнения международных стандартов в области противодействия отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Изучаются перспективы взаимодействия Совета с Евразийской группой по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма и его участия в программах СНГ в области безопасности. Предлагаются конкретные мероприятия для практической деятельности Совета и обосновывается создание профильной межгосударственной программы СНГ по вопросам противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сорокин Константин Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ: стратегические цели и реализация международных стандартов»

К.Г.Сорокин

СОВЕТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ СНГ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

Ключевые слова: финансовая разведка, противодействие отмыванию доходов, финансирование терроризма, Совет руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств

Key words: financial intelligence, terrorism financing, Council of Heads of Financial Intelligence Units, Commonwealth of Independent States

Аннотация

В статье рассматривается орган отраслевого сотрудничества СНГ - Совет руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств с точки зрения его роли, стратегических целей и перспектив его участия в построении системы безопасности СНГ и выполнения международных стандартов в области противодействия отмывания денежных средств и финансирования терроризма. Изучаются перспективы взаимодействия Совета с Евразийской группой по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма и его участия в программах СНГ в области безопасности. Предлагаются конкретные мероприятия для практической деятельности Совета и обосновывается создание профильной межгосударственной программы СНГ по вопросам противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

Российская Федерация и ее партнеры из числа государств постсоветского пространства постепенно укрепляют свои национальные системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и профильные позиции в международных структурах системы ПОД/ФТ - в

л

Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)1 и в

о

Региональных группах по типа ФАТФ.2 Это позволяет им принимать активное участие в формировании и развитии международных стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

Необходимость скорейшей эффективной имплементации стандартов

о

ФАТФ, обновленных в феврале 2012 г.,3 обуславливает поиск институциональных решений, которые оптимальным образом учитывали бы интересы и специфику государств постсоветского пространства и их взаимоотношений. С 2000-х гг. на постсоветском пространстве главенствует концептуальный подход, делающий упор на «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции. На практике существует большое число интеграционных проектов, в том числе имеющих четкую «отраслевую» направленность. О стремлении к дальнейшему взаимодействию в сфере укрепления национальных режимов ПОД/ФТ постсоветских стран свидетельствует и подписание 5 декабря 2012 г. в Ашхабаде Соглашения о создании Совета руководителей подразделений финансовой разведки

Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение) в рамках встречи руководителей подразделений финансовой разведки стран СНГ. Это соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств (далее - Совет) было подписано президентами Российской Федерации, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызской Республики, Украины и Таджикистана.4

В 2009 г. с инициативой создания специального органа в составе руководителей подразделений финансовой разведки государств-участниц СНГ в целях усиления и укрепления взаимодействия в вопросах ПОД/ФТ выступила Республика Беларусь. Это предложение поддержали большинство стран Содружества, а также Евразийская группа по противодействию легализации

сг

доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).5

Главная прямая функция Совета - обеспечение сотрудничества финансовых разведок на постсоветском пространстве, разработки норм и практик, а также внедрения международных стандартов в этой области. Параллельно Совет - это институциональная структура, которая, наряду с ЕАГ, за счет включения в свой состав и работу большинства (а в перспективе - всех) заинтересованных стран СНГ, является одним из наиболее перспективных проектов, с точки зрения дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве под эгидой России.

В отличие от уже существующих отраслевых субрегиональных структур в сфере ПОД/ФТ именно в формате Совета Россия становится явным безальтернативным лидером, а ресурс Совет становится важным инструментов интеграции и стандартизации политических стратегий и практических мер в одной из важных - и все более важных - сфер безопасности. Это особенно важно на переходном этапе развития международной системы ПОД/ФТ, когда нарабатываются принципы оценки национальных и наднациональных юрисдикций для оценки их соответствия стандартам ФАТФ.

Разработка консолидированной позиции странового блока постсоветских государств, с учетом их исторической и культурной общности, родственного характера правовых систем и, как следствие, отчасти и правоприменительной практики, позволит, с одной стороны заявить об имеющейся позиции, официально закрепив ее на уровне ФАТФ в качестве де-факто стандарта для проведения взаимной оценки. С другой стороны, это даст возможность подойти к созданию модельного наднационального законодательства в сфере ПОД/ФТ (на начальном этапе развития - в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС/Евразийского экономического пространства с учетом перспектив его расширения за счет Киргизии, Таджикистана и иных постсоветских государств). В перспективе деятельность Совета также может способствовать фактическому признанию партнерами России по Совету Абхазии и Южной Осетии (в ходе и в целях остро необходимого практического взаимодействия с их институтами системы ПОД/ФТ - в форме информационного обмена, экстрадиционных процедур, реституции активов и др.

При более подробном рассмотрении структуры Совета нужно обратить внимание на следующий ключевой аспект. Если обратиться к Соглашению о

создании Совета,6 то в нем перечислен целый ряд его конкретных функций и задач, но не прописана стратегическая цель деятельности Совета.

Например, согласно п. 2.1. Положения о Совете, основными направлениями деятельности Совета определены:

- организация взаимодействия подразделений финансовой разведки и иных заинтересованных органов государств-участников СНГ, а также органов СНГ, в сферу деятельности которых входит противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;

- определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер;

- содействие выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства государств-участников СНГ;

- разработка предложений о совершенствовании правовой базы сотрудничества государств-участников СНГ;

- обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов.

К основным функциям Совета (согласно п. 2.2.) отнесены:

- подготовка предложений по разработке целевых программ и приоритетным направлениям сотрудничества государств-участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма;

- содействие во внедрении государствами-участниками СНГ рекомендаций ФАТФ;

- содействие обмену информацией между подразделениями финансовой разведки;

- подготовка предложений по формированию единых стандартов информационного обмена между подразделениями финансовой разведки;

- разработка совместно с заинтересованными органами государств-участников СНГ рекомендаций по выявлению и пресечению форм и методов, используемых в целях легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;

- разработка и реализация совместных мер, направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма;

- взаимодействие с заинтересованными органами СНГ, а также рабочими (исполнительными) органами международных организаций, ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ в вопросах своей компетенции;

- организация и координация исполнения принятых документов в рамках СНГ по компетенции Совета и собственных решений;

- анализ тенденций (типологий) в сфере легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма;

- содействие обмену опытом между подразделениями финансовой разведки государств-участников СНГ, в том числе оказание методической помощи;

- рассмотрение вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров для подразделений финансовой разведки государств-

участников СНГ и создания базовых организаций государств-участников СНГ по подготовке и переподготовке кадров;

- рассмотрение вопросов проведения совместных научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам, представляющим взаимный интерес; и т. д.

Таким образом, Положение о Совете описывает, скорее, процесс и возможные формы и форматы взаимодействия.

При этом более широкий вопрос - а зачем нужен Совет в качестве института СНГ? - остается открытым. Эта статья является попыткой отвестить на этот вопрос. В ней на основе анализа уставных и иных документов СНГ, предложена своя интерпретация целей деятельности Совета.

I. К вопросу о стратегической цели деятельности Совета

Содружество Независимых Государств с момента своего создания ориентировалось обеспечение стабильности и безопасности стран-участниц СНГ и сотрудничество по самому широкому спектру вопросов. Согласно Уставу Содружества, среди его целей - сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, а также ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Если обратиться к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, то к сфере совместной деятельности стран-участниц СНГ отнесена борьба с организованной преступностью. Аналогичный постулат закреплен и в Уставе, где борьба с организованной преступностью отнесена к сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемых на равноправной основе через общие координирующие институты.

Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества признает, что организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также терроризм находятся в постоянном фокусе внимания и представляют серьезную угрозу безопасности государств -участников СНГ. Согласно Концепции дальнейшего развития СНГ, обеспечение стабильности и процветания государств в современном мире, в условиях появления новых рисков и вызовов, диктует государствам - участникам Содружества потребность во все более тесном взаимодействии.

Ключевым направлением в Концепции дальнейшего развития СНГ признано сотрудничество в сферах безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам, которые являются одними из наиболее востребованных областей взаимодействия. Концепцией определено, что требуется дальнейшая активизация усилий государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных

технологий, в оформлении и охране государственных границ. Скорейшего решения требует и проблема координации усилий в нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки и укрепление национальных систем экспортного контроля с целью недопущения его попадания в руки террористов. Особое внимание необходимо уделять предупреждению терроризма, противодействию его идеологии и пропаганде, а также финансовой составляющей.

Вместе с тем, реализация данных целей и задач не должна препятствовать развитию экономики, сдерживать или ограничивать частную инициативу предпринимателей и препятствовать экономическому росту и развитию легальной экономики, которые она призвана защищать. Не случайно Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. к числу общих целей государств - участников СНГ отнесены:

- формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики;

- обеспечение экономической безопасности;

- создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

- создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств - участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности.

Именно поэтому -- не в последнюю очередь - развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности отнесено к числу главных задач государств-участников СНГ, в рамках Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г.

На отраслевом уровне Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. в числе приоритетных направлений дальнейшего сотрудничества государств - участников СНГ определяет:

- совершенствование надзора за деятельностью банков и иных кредитнофинансовых организаций;

- предупреждения и пресечения налоговых правонарушений;

- предотвращения легализации доходов от незаконной деятельности;

- организация подготовки и переподготовки кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями.

Четкие правила надзора, контроля и предупреждения противоправной и преступной деятельности, основанные на международных стандартах и учитывающие специфику и особенности развития стран СНГ, должны стать эффективным подспорьем и даже базисом устойчивого экономического роста, развития, реализации взаимовыгодных инфраструктурных проектов, ориентированных на экономический рост и развитие партнерских отношений стран СНГ на всех уровнях.

Сс учетом тренда на глобализацию и создание региональных военнополитических и экономических блоков будущее СНГ - в том, чтобы страны-

участницы, с одной стороны, имели эффективные, развитые, сильные национальные экономики, ориентированные на устойчивое развитие, а с другой стороны, высокий уровень безопасности, т. е. эффективно ограждались от проявлений угроз миру и стабильности, в том числе финансовой.

При этом нельзя забывать о необходимости соблюдать баланс во всех сферах регулирования и между ними. Согласно Концепции дальнейшего развития СНГ работа по конкретным направлениям должна быть сосредоточена в Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, других уставных органах, а также в органах отраслевого сотрудничества СНГ, которые наделяются полномочиями по принятию окончательных решений по вопросам их компетенции, внесению для рассмотрения проектов решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ в установленном порядке. На этом фоне развитие и совершенствование такого органа, как Совет руководителей глав подразделений финансовой разведки СНГ обретает особую актуальность и значимость

Стратегической целью Совета руководителей глав ПФР СНГ, как органа отраслевого сотрудничества Содружества, может стать содействие обеспечению устойчивого сбалансированного экономического роста и развития национальных экономик стран СНГ и субъектам их легальных секторов путем выявления, предотвращения и ликвидации рисков и угроз отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

II. Оценка результативности деятельности и перспектив развития Совета

С учетом того, что Совет начал реальную работу 22 мая 2013 г., когда в Минске состоялась его организационное заседание, проявить себя каким-либо образом он еще не успел. В ходе первого организационного заседания Совета был избран его председатель на 2013-2014 гг. - A.В.Максименко, директор департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь.7 В ходе заседания было принято решение о том, что функции Секретариата Совета на постоянной основе будет осуществлять Федеральная Служба по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг), и утвержден Регламент работы Совета. При этом было принято решение о том, что следующее заседание Совета пройдет в ноябре 2013 г. в Ашхабаде

о

(Туркменистан).8

Предполагается, что работа Совета будет ориентирована на реализацию совместных мероприятий финансовых разведок (типа операции «Канал»), оперативный обмен информацией, организацию подготовки и повышения квалификации кадров и др.

В настоящее время органы отраслевого сотрудничества СНГ организуют свою работу, как правило, в формате программ, рассчитанных на несколько лет. Например, сейчас реализуются такие программы, как:

• Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических

средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011-2013 гг.;

• Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с

торговлей людьми на 2011-2013 гг.;

• Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с

терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 20112013 гг.;

• Межгосударственная программа совместных мер борьбы с

преступностью на 2011-2013 гг.;

• Программа сотрудничества государств - участников СНГ в

противодействии незаконной миграции на 2012-2014 гг.;

• План мероприятий по реализации Концепции согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств на 2011-2015 гг.

На смену завершающим свое действие в конце 2013 г. программам в настоящее время готовятся проекты аналогичных программ, рассчитанных на перспективу от 2 до 4 лет.9 Например, последнее заседание экспертной группы по программе сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на период с 2014 г. состоялось в сентябре 2013 г. в Минске.

В соответствии с проектами программ сотрудничества с 2014 г., Совет руководителей глав подразделений финансовой разведки СНГ будет участвовать в четырех из них. Вместе с тем, на взгляд автора данной статьи, в перспективе было бы полезно рассмотреть возможность для Совета принять участие в действующих программах, которые не завершают свое действие по истечении 2013 г. В частности, автор полагает, что Совет мог бы принять участие в Плане мероприятий по реализации Концепции согласованной

л п

пограничной политики государств-участников СНГ на 2011-2015 гг.10 по следующему направлению:

3.1.4. Осуществлять обмен информационными материалами: об

обстановке на внешних границах и основных угрозах пограничной безопасности государств-участников СНГ (ежемесячно) - Пограничные ведомства государств-участников СНГ, Совет командующих пограничными войсками (КС СКПВ) и заинтересованные органы СНГ.

В частности, Совет может содействовать национальным подразделениям финансовой разведки стран СНГ в плане запросов у пограничных органов информации по линии Рекомендации ФАТФ №32 «курьеры наличных» (например, на таджикско-афганской границе). Кроме «курьеров наличных» может быть интересна информация по незаконному перемещению (объемы, направления и иные показатели) оружия, наркотических средств, делящихся и радиоактивных материалов, «окнах» на границе.

В свою очередь, полученная от пограничных органов стран СНГ информация по нелегальному (в обход таможенных органов и официальных пунктов пропуска через государственную границу) перемещению наличных денежных средств, ювелирных изделий, наркотических средств и др. позволит аналитикам ПФР использовать такую информацию при построении моделей финансовых и товарных потоков.

Целесообразным было бы и участие Совета в ряде мероприятий Программы сотрудничества государств-участников СНГ в области противодействия незаконной миграции на 2012-2014 гг.,11 особенно по следующему направлению:

2.9. Рекомендовать государствам - участникам СНГ продолжить мониторинг финансовых потоков, поступающих в государства - участники СНГ посредством международной банковской системы из государств, неблагополучных в миграционном отношении, а также осуществлять противодействие легализации доходов, полученных в результате организации и содействия незаконной миграции.

В более широком плане, с учетом общемировых трендов по деофшоризации, повышению степени прозрачности юридических лиц и выявлению бенефициарных собственников, а также усиливающуюся озабоченность мирового сообщества развитием и реализацию требований ФАТФ (включая фактор оружия массового уничтожения), по мере становления и развития Совета на повестку дня целесообразно было бы, поставить вопрос о создании в рамках СНГ целевой межгосударственной программы в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

III. Перспективы взаимодействия Совета и ЕАГ

с органами отраслевого сотрудничества СНГ

В рамках СНГ органы отраслевого сотрудничества подписывают протоколы (обычно на базе модельных протоколов) о взаимодействии. Совет глав ПФР также подпишет ряд таких протоколов. Отдельный протокол может быть подписан с ЕАГ до конца 2013 г. - вероятно, на одном из планируемых на ноябрь совместных мероприятий ЕАГ и Совета на единой площадке (в г. Ашхабаде).

С учетом компетенции Совета, следующие органы отраслевого сотрудничества могут представлять интерес к взаимодействию с ним:

- Исполнительный комитет СНГ;

- Координационный Совет генеральных прокуроров;

- Совет министров внутренних дел;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Совет руководителей органов безопасности и спецслужб;

- Совет командующих погранвойсками;

- Координационный совет руководителей органов налоговых расследований;

- Совет руководителей таможенных служб (включая Комитет глав правоохранительных подразделений таможенных органов);

- Совет руководителей миграционных органов;

- Антитеррористический центр государств-участников СНГ;

- Бюро борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений;

- Совместная комиссия государств-участников Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией;

- Иные (по компетенции).

Отдельно необходимо остановиться на перспективах взаимодействия Совета руководителей финансовых разведок стран СНГ с Евразийской группой по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). В ноябре 2013 г. предполагается передача поста Председателя ЕАГ представителю финансовой разведки Индии. В этой связи вектор российских интересов будет смещаться, с одной стороны, на глобальный уровень (с учетом того факта, что с июля 2013 г. Россия возглавляет ФАТФ). С другой стороны, на региональном уровне Совет глав ПФР СНГ как раз может стать связующим звеном между двумя Региональными группами по типу ФАТФ с участием

л О

России: ЕАГ12 и МАНИВЭЛ (Комитета Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию

л о

терроризма).13

Несмотря на политические нюансы, которые могут потребовать определенных согласований, формат «Совет+ЕАГ» позволяет определиться с ключевым вектором взаимодействия и поставить его во главу угла при формировании межгосударственной программы по линии ПОД/ФТ в рамках СНГ.

Одним из направлений взаимодействия может стать выработка и согласование единой позиции по проблеме легализации наркотических средств и извлечения государством финансовой выгоды от монополии на продажу наркотиков внутри страны. Если, например, в странах Латинской Америки позиция по вопросу о частичной легализации наркотиков смягчается, то среди

л л

стран-участниц СНГ она, вероятно, будет однозначно отрицательной.14 В будущую программу, которая может предусматривать взаимодействие по линии выявления финансовой инфраструктуры наркобизнеса, можно также включить тематические направления, связанные с существующей Программой сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011-2013 гг. по пункту 1.1 (развитие международно-правовой базы сотрудничества, совершенствование и сближение национального законодательства). Необходим анализ практики легализации наркотиков (с упором на весьма противоречивый латиноамериканский опыт), формирование единой позиции России в этой области и предложение ее странам СНГ. Результатом этой работы должно стать решение о согласованной позиции СНГ и ее представление на мировой арене. Страны СНГ даже могут стать инициаторами обсуждения в рамках институтов ООН проблематики легализации наркотиков и вопросов возможности государственной монополии на доходы от продажи наркотических средств, которые предлагаются рядом стран.

Другим важным направлением в ближайшей перспективе может стать работа под эгидой Совета по выявлению национальными ПФР совместно с правоохранительными органами и специальными службами источников финансирования сайтов, осуществляющих сбор финансовых средств на вербовку и содействие финансированию терроризма и экстремизма, а также наемничеству. Так, например, по данным ФСБ, в настоящее время в Сирии на стороне вооруженной оппозиции может сражаться около 200 российских

граждан (хотя некоторые другие источники указывают и на пятикратно

Л С

первосходящие цифры).15 Некоторые из них были завербованы посредством сайтов в глобальной сети Интернет. Россия и другие государства-члены СНГ систематически проводят мероприятия в русскоязычном секторе интернета по выявлению, закрытию и определению источников финансирования вербовочных сайтов, установление связанных с данной деятельностью физических и юридических лиц, внесение их в список лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности во всех странах СНГ (что автоматически будет вести к замораживанию их финансовых транзакций). Координация этих мероприятий с продвигаемым в этой статье форматами -отдельной Программой государств-членов СНГ по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма и к сотрудничеству по линии «Совет руководителей финансовых разведок + ЕАГ» -- не только повысит эффективность этих мероприятий, но и обеспечит их большую специализацию и «заточенность» именно на заявленных задачах противодействия терроризму и экстремизму. Более того, такая координация в перспективе, после окончания конфликтов, может способствовать предотвращению «реэкспорта терроризма».

В данной статье предлагает определять «реэкспорт терроризма», по аналогии с таможенной процедурой «реэкспорта», как возвращение в страну происхождения лица или группы лиц, ранее покинувшего ее с целью участия в боевых действиях на территории иной юрисдикции (в т. ч. непризнанных государств) или с целью осуществления террористической деятельности. По возвращении такие лица, имеющие, как правило, боевой опыт и связи с террористическими структурами и незаконными вооруженными формированиями, могут являться организаторами и/или участниками «домашних» террористических структур и представлять опасность с точки зрения осуществления террористических актов или оказания содействия террористической деятельности, включая вопросы ее финансирования и совершения преступлений для получения денежных средств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Устав Содружества Независимых Государств (Утвержден Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.).

2. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г.

3. Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества от 14 декабря 2012 г.

4. О Заявлении глав государств - участников Содружества Независимых Государств в связи с 20-летием образования СНГ от 3 сентября 2011 г., г.Душанбе.

5. Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств на юбилейном неформальном саммите в Москве 20 декабря 2011 г. город Москва.

6. Решение о Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации (одобрена Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 5 октября 2007 г.).

7. Решение о Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. (Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 г.).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Cм. <http://www.fatf-gafi.org> и <http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/eag_fatf.php>. См. анализ основных требований новой редакции и перспектив имплементации обновленных международных стандартов ФАТФ на пространстве Таможенного союза ЕврАзЭС: Сорокин К.Г. Перспективы имплементации ключевых требований новой редакции международных стандартов ФАТФ в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС // Таможенное дело. 2012. №4. с. 32-3б.

<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=68344;dst=0;ts=5516AD

DF199776AF6C367E45CC64AB60;rnd=0.5398705073166639>.

2 <http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/regional_bodies.php>.

3 Подробнее см.: <http://www.eurasiangroup.org/ru/page_1337628340_19.php>.

4 На момент написания статьи в Казахстане и Армении продолжались внутригосударственные процедуры по соглашению; другие государства-подписанты завершили внутригосударственные процедуры.

5 Об организационном заседании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ см.: <http://www.fedsfm.ru/releases/545>.

6 Соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников Содружества Независимых Государств. Ашхабад, 05.12.2012. <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n-55491;dst-0; ts=B6B3A61AC42EC89C3FBA828389ED320D;rnd=0.5710013741627336>.

7 В Минске состоялось организационное заседание Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-членов СНГ: <http://www.cis.minsk.by/news.php?id=1497>.

8 Туркменистан не подписал Соглашение о Совете, но является партнером России по ЕАГ.

9 Автор имел возможность ознакомиться с проектами программ, планируемых после 2013 г., однако до их официального обнародования не комментирует их содержание и степень участия Совета в каждой из программ.

10 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=50794>.

11 <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n =52755;dst=0;ts=5E591FC9B0AC3A45C73A32A72B644946;rnd=0.8312540322076529>.

12 В ЕАГ на правах наблюдателя входят Армения, Молдова, Украина, на правах члена

- Россия.

13 Созданный в 1997 г. МАНИВЭЛ также является подразделением Совета Европы по проблемам преступности. Из стран-участниц СНГ в МАНИВЭЛ входят Россия, Армения, Молдова, Украина. <http://www.eurasiangroup.org/ru/eag/moneyval.php>.

14 Подробнее см. Can U.S. and Russia ally to combat drug-money laundering? (Interview with K.Sorokin) // Executive Intelligence Review. 06.09.2013. <http://www.larouchepub.com/ eiw/public/2013/2013_30-39/2013-35/pdf/55-62_4035.pdf>; Полюхович А., Филиппова Е. Правительства стран Латинской Америки выступают за легализацию марихуаны // Деловая газета «Маркер». 02.08.2013. <http://marker.ru/news/554765>.

15 Подробнее см. Подают на джихад // Новые известия. 22.08.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.