Юрьева А.Д.,
руководитель проекта, Департамент международных связей Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) E-mail: [email protected]
РОЛЬ И МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
JEL classification: O190
В статье раскрывается роль Российской Федерации в международной системе противодействия отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма, а также рассматриваются российские инициативы по модернизации международной системы ПОД/ФТ и усовершенствованию межведомственного взаимодействия. Рассматриваются вопросы, связанные с Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Ключевые слова: противодействие отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма, ФАТФ, Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ, техническое содействие.
A.D. Yureva
THE ROLE AND POSITION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE INTERNATIONAL SYSTEM OF COUNTERING MONEY LAUNDERING AND THE FINANCING OF TERRORISM
The article reveals the role of the Russian Federation in the international system of countering money laundering and the financing of terrorism, and also discusses Russian initiatives to modernize the international AML / CFT system and improve interagency cooperation. Issues related to the Financial
Action Task Force on Money Laundering (FATF) are considered.
Keywords: countering Money Laundering and Financing of Terrorism, FATF, International network AML/CFT institute, technical assistance.
Начиная с 2003 года, став членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [1], Россия становится активным участником международной системы ПОД/ФТ. Созданная в Российской Федерации национальная ан-тиотмывочная система позволила России выйти на новый уровень взаимодействия с государствами, знакомиться с особенностями их национальных антиотмывочных систем, совершенствовать свою систему ПОД/ФТ, а также выдвигать собственные инициативы для развития международной системы ПОД/ФТ. Страна участвует в управлении Группы посредством активной вовлеченности в деятельность рабочих групп (например, сопредседательство в рабочей группе ФАТФ по рискам, трендам и методам) и Секретариата, к которому прикомандированы и российские специалисты. Это также способствует активному присутствию России в деятельности региональных групп по типу ФАТФ.
С целью выявить роль Российской Федерации в обеспечении эффективного функционирования международной системы ПОД/ФТ и изучения новых инициатив по ее развитию автором были проанализированы основополагающие документы в сфере ПОД/ФТ, законы о деятельности в сфере ПОД/ФТ на территории Российской Федерации и отчеты о деятельности ведущих организаций в данной сфере (ФАТФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу).
В рамках сотрудничества по линии региональных групп Россия активно оказывает техническую поддержку тем странам, которые только начинают формировать свои национальные антиотмывочные системы или стремятся их совершенствовать. Важной площадкой для России являются и региональные группы по типу ФАТФ, в особенности Евразийская регио-
нальная группа. Созданная в 2004 по инициативе Российской Федерации группа стала одним из приоритетных направлений в деятельности России в сфере ПОД/ФТ. Статусом наблюдателя обладают ФАТФ, МВФ, Всемирный банк, ШОС, ОДКБ и многие другие международные организации, интеграционные объединения и ряд стран. Имея необходимый опыт и накопленные знания, Россия стала проводником между ФАТФ и странами, заинтересованными в формировании своей государственной системы борьбы с отмыванием денег, но на данном этапе не имеют возможности стать участником Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Главной целью создания ЕАГ стало обеспечение эффективного взаимодействия в Евразийском регионе и интеграция государств - членов ЕАГ в международную систему ПОД/ФТ в соответствии с рекомендациями ФАТФ и стандартами противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма других международных организаций, участниками которых являются государства - члены ЕАГ [2]. Согласно данным, опубликованным Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в задачи Евразийской группы также входит координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями и заинтересованными государствами [2]. Немаловажным является и проведение анализа тенденций (типологий) в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия этим преступлениям [1].
Важным этапом в формировании международного сотрудничества России стало ее членство в Группе подразделений финансовых разведок «Эгмонт». К началу 1995 года подразделения финансовых разведок множества стран начали активно взаимодействовать, вступая в международное профессиональное объединение -группу «Эгмонт». Как пишут в своей книге В.А. Зубков и С.К. Осипов «Российская
Федерация в международной системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма», главной целью группы стало создание площадки для проведения форумов ПФР, для обмена опытом и стратегической информацией [3]. Группа также ставит перед собой ряд целей:
• поддержка национальных программ по борьбе с отмыванием денег;
• обмен информацией;
• содействие развитию каналов связи с использованием новейших информационных технологий [4].
Россия стала членом группы в июне 2002, тем самым подтвердив соответствие российской структуры международному статусу подразделения финансовой разведки. В настоящее время Росфинмонито-ринг принимает активное участие в работе группы «Эгмонт», в том числе и в рабочих группах. Сейчас группа объединяет ПФР 176 государств, координируя деятельность на всех континентах.
Для России сотрудничество с группой «Эгмонт» необходимо для выстраивания устойчивого и эффективного двустороннего сотрудничества с финансовыми разведками стран - участниц «Эгмонт». Стоит заметить, что именно при председательстве России в ФАТФ группа «Эгмонт» добилась полного участия в пленарных заседаниях ФАТФ и в ряде других мероприятий Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Согласно публичным отчетам Росфинмониторинга 2015-2016 годов, возросло взаимодействие с зарубежными ПФР по линии информационного обмена: количество ПФР, с которыми ведется обмен данными, составил 90%. Кроме того, возросло количество взаимных запросов между иностранными ПФР и Росфинмониторингом. Так, в 2016 году от иностранных подразделений было получено около 2,5 тысячи сообщений в ответ на запросы службы [5]. Тесное сотрудничество с зарубежными ПФР позволило Федеральной службе по финансовому мониторингу изменить организацию своей деятельности и методологию расследований с учетом опыта других стран.
Однако не менее значимыми стратегическими партнерами для России являются и страны СНГ. Именно в рамках Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств - участников Содружества Независимых Государств удается успешно реализовывать взаимодействие стран по линии борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, разрабатывать и реализовывать совместные меры по борьбе с ОД и ФТ, оказывать содействие выработке единых подходов в целях сближения и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ.
В 2016 году важнейшим итогом сотрудничества на базе СР ПФР стало выступление председателя совета, директора Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчина на заседании Контртеррористического комитета СБ ООН 15 декабря 2016 года (г. Нью-Йорк, США) с докладом о проведенном комплексе мероприятий по выявлению террористов и их пособников, действующих на Евразийском пространстве. В его основу легли материалы государств -участников СР ПФР по реализации операции «Барьер» [5]. Согласно данным Публичного отчета о деятельности Росфинмо-ниторинга в 2016 году, «данная операция была направлена на совместную работу государств - участников СНГ по выявлению террористов, воюющих на территории Сирии и Ирака, подконтрольной ИГИЛ. Операция показала свою эффективность, особенно в части организации финансового мониторинг-контроля за операциями, совершенными:
• в зонах с повышенной террористической активностью и приграничных к территориям боевых действий (Афганистан, Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Сирия, Турция);
• лицами, находящимися в межгосударственном розыске СНГ за преступления террористического и экстремистского характера;
• с использованием бланков документов, удостоверяющих личность граждан Сирии и Ирака, попавших в распоряжение боевиков ИГИЛ.
Выстроенное взаимодействие между государствами - участниками СР ПФР, участвующими в операции «Барьер», в значительной степени способствует предотвращению террористических актов, а также пресечению деятельности пособнической базы, формирующей финансово-логическую инфраструктуру для материальной поддержки и обеспечения перемещения террористов [5].
Многостороннее взаимодействие Российской Федерации с участниками международной системы ПОД/ФТ позволяет нашей стране не только развивать российскую национальную антиотмывоч-ную систему, но и выдвигать собственные инициативы для развития и совершенствования международной системы ПОД/ФТ.
На современном этапе все большую ценность приобретает формирование единой системы противодействия ОД и ФТ. Стоит заметить, что национальные ан-тиотмывочные системы на постсоветском пространстве формировались при активной поддержке и на основе опыта Российской Федерации. Именно этим обусловлен существенный рост заинтересованности государств - партнеров по СНГ/ЕАГ в оказании им технического содействия. С целью углубления двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере ПОД/ФТ на пространстве СНГ/ЕАГ Российская Федерация выступила с инициативой проекта оказания технического содействия заинтересованным государствам. Успешное применение данной инициативы на евразийском пространстве поможет подготовить данный проект к его реализации на международном уровне (например в рамках ФАТФ).
В рамках оказания технического содействия Россией стратегически важным направлением остается подготовка и обучение кадров. В соответствии с Руководством ФАТФ по финансовым расследованиям «программа обучения должна соответствовать оперативным нуждам и трем основным дисциплинам: финансовая разведка, сбор доказательств и розыск активов/замораживание средств. Обучение должно распространяться не только на
правоохранительную систему, но и на сектора, которые обязаны направлять отчеты о подозрительных транзакциях, а также другие сектора, которые могут представлять риск» [6]. Образовательные мероприятия любого рода способствуют продвижению российского опыта и практик в сфере ПОД/ФТ и образования, расширению ее влияния, распространению идей и ценностей, развитию международных контактов и связей.
Формирование кадрового резерва, а также повышение профессионализма специалистов невозможно без постоянного обучения, совершенствования их знаний и повышения уровня и качества их подготовки. Для этого необходима разработка комплексного, системного подхода и применение современных инструментов и технологий, предполагающих повышение квалификации, проведение конференций, семинаров, круглых столов, дистанционные формы обучения и разработку электронных учебных курсов по актуальным вопросам ПОД/ФТ, а также внедрение междисциплинарного формата на базе созданного Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ (МСИ).
Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ играет значимую роль в формировании единой образовательной базы. В 2015 году вузы МСИ приступили к подготовке иностранных специалистов из государств - партнеров России. Свыше 60 иностранных граждан в первый же год создания МСИ стали студентами вузов МСИ. «Будущие выпускники смогут укрепить кадровый фундамент для финансовой разведки, судебных и правоохранительных органов в России и в ее государствах-партнерах» [7]. Именно такая масштабная задача стоит перед студентами, обучающимися в вузах Международного сетевого института, однако именно подготовка кадров является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества национальных антиотмывочных систем.
В 2017 году были успешно реализованы и проведены учебные курсы на базе МУМЦФМ, а также ряд международных семинаров при участии представителей
ПФР Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Индии и Китая. Таким странам, как Беларусь, Кыргызстан и Таджикистан, была оказана помощь при подготовке к раундам взаимной оценки: тренинги по использованию системы визуального анализа данных, тренинги для межведомственных делегаций, тренинги с частным сектором, надзорными и правоохранительными органами.
Важно также отметить успех инициатив Российской Федерации по выявлению профессиональных сетей по отмыванию денег и роль теневых посредников и по борьбе с финансированием вербовочной деятельности в террористических целях. Реализация этих проектов позволила России консолидировать усилия стран, их ПФР и международных организаций (ООН, группа «Эгмонт») для разработки единых механизмов обнаружения преступных схем вывода и отмывания нелегальных доходов, маршруты их переводов, а также для выявления элементов, задействованных в вербовке террористическими и экстремистскими группировками и в финансировании вербовочной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Российская система противодействия отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма зарекомендовала себя как система, отвечающая всем современным вызовам и угрозам. В ней особое внимание уделяется надзорной деятельности, пресечению предикатных преступлений, развитию единой научно-технической базы в сфере ПОД/ФТ. Россия стремится к усовершенствованию межведомственного взаимодействия, наращиванию обмена оперативной информацией, формированию единой базы причастных к деятельности международных террористических организаций и выявлению универсальных механизмов отмывочной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. -URL: http://www.fedsfm.ru/activity/fatf
2. Официальный сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию
терроризма. - URL: https://eurasiangroup. org/ru/about-eag
3. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Спецкнига, 2007.
4. The Egmont Group Official website. - URL: https://www.egmontgroup. org/en/ content/about
5. Публичный отчет о деятельности Росфинмониторинга в 2016 году. - URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/documents /2017/otchet_final.pdf
6. Отчет ФАТФ. Руководство ФАТФ по финансовым расследованиям: оперативные вопросы. Июнь 2012 г.
7. Буткеева Е.В. Подготовка кадров в сфере ПОД/ФТ в интересах национальных антиотмывочных систем России и государств-партнеров // Финансовая безопасность. - 2015. - № 10. - С. 15-19.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The official website of the Federal Service for Financial Monitoring http://www.fedsfm.ru/activity/fatf
2. The official website of the Eurasian Group on combating money laundering and the financing of terrorism https://eurasiangroup. org/en/about-eag
3. The Russian Federation in the international system of counteraction legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism. 2nd ed., Revised. and add. Zubkov V.A., Osipov S.K. - M.: Special book, 2007.
4. The Egmont Group Official web site https://www. egmontgroup. org/ en/ content/about
5. Public report on the activities of Rosfinmonitoring in 2016. http://www.fedsfm.ru/content/files/documents /2017/otchet_final.pdf
6. FATF Report. FATF Financial Investigation Manual: Operational Issues. June 2012/
7. Butkeeva E.V. Training in AML / CFT in the interests of the national anti-laundering systems of Russia and partner countries // Financial Security. - 2015. -№ 10. - S. 15-19.