roC'
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (12.00.00)
ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ ОТ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2016.3.2
Левакин Игорь Вячеславович, доктор юридических наук, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО (У) МИД России, e-mail: levakin@ ya.ru.
Морозов Николай Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры общей юриспруденции и правовых основ безопасности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», e-mail: [email protected].
Аннотация. Исследуются актуальные международно-правовые механизмы
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Определяются ключевые недостатки нормативного регулирования в рассматриваемой сфере на национальном и международном уровнях. Анализируются некоторые тенденции правового регулирования международного сотрудничества по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Ключевые слова: легализация доходов, финансирование терроризма, право, государство, международные организации, ПОД/ФТ, ФАТФ, ЕАГ, группа «Эгмонт».
В последнее время легализация доходов от преступной деятельности приобрела ярко выраженный трансграничный характер, преступные доходы используются в том числе для финансирования международного терроризма. Легализация преступных доходов разрушает системы государственного управления, подрывает устои национальных и междуна-
родных экономических отношений и т.д1. В связи с этим борьба с узако-ниванием доходов от преступной деятельности давно стала интернациональной, поскольку действия по легализации преступных доходов криминализированы уже на международном уровне. Проблема признана ООН и ее специализированными учреждениями, международными финансовыми учреждениями (МВФ, Всемирный банк и др.). Государства создали национальные системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и все в большей степени вовлекаются в соответствующую международную систему2.
Еще в 1989 г. на встрече Группы семи ведущих промышленно развитых государств мира (G7) в Париже было выработано решение о создании специального международного органа для оценки текущего сотрудничества с целью противодействия использованию мировой банковской системы и системы финансовых учреждений для легализации (отмывания) денежных средств и изучения возможности реализации комплексных предупредительных мер в сфере ПОД/ФТ. По решению глав государств новая организация получила название Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ; Financial Action Task Force, FATF). Она стала универсальным международным центром решения вопросов в области ПОД/ФТ и общепризнанным разработчиком консолидированных международных стандартов в этой сфере. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.
На первом этапе компетенция ФАТФ предусматривала разработку до апреля 1990 г. доклада о состоянии международного сотрудничества в области противодействия преступному использованию мировой банковской системы и системы финансовых учреждений для легализации (отмывания) денежных средств и изучения возможности принятия дополнительных превентивных мер в сфере ПОД/ФТ, которые нашли отражение в первой редакции Сорока рекомендаций ФАТФ. Основное внимание в первой редакции было уделено борьбе с отмыванием преступных доходов от незаконной торговли наркотическими средствами и психотропными препаратами. Уже в 1996 г в Рекомендации были внесены положения о легализации доходов, получаемых от других видов организованной преступной деятельности. Еще через 5 лет, в октябре 2001 г, в сферу деятельности ФАТФ были включены проблемы противодействия финансированию терроризма. В мае 2004 г. в ходе работы конференции на министерском уровне была пред-
1 См.: Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // Гражданин и право. 2007. № 1. С. 3-16.
2 См.: Зубков В.А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Спецкнига, 2007. С. 12-13.
Левакин И.В., Морозов Н.В.
«Государствоведение и практика...» 3/2016
ложена и принята новая редакция Рекомендаций ФАТФ, включающая в себя вопросы финансирования терроризма. Кроме того, был продлен мандат ФАТФ на период 2005 по 2012 гг.
С появлением устойчивой связи между правонарушениями в сфере легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения в феврале 2012 г. была предложена новая редакция Рекомендаций ФАТФ, содержащая сформулированные 40 рекомендаций, которая получила название «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Новая редакция сохранила преемственность в большей части базовых положений и была направлена на установление комплексной и логичной системы мер, рекомендуемых к принятию странами — участниками ФАТФ. При этом ФАТФ направила основные усилия в сфере ПОД/ФТ на следующие магистральные направления:
■ оценка рисков (в том числе взаимная оценка государствами), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
■ уголовно-правовое преследование физических и юридических лиц, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также установление и соблюдение режима финансовых санкций против указанных лиц;
■ предупредительные меры, осуществляемые государствами, финансовыми организациями, некоторыми нефинансовыми организациями и лицами определенных профессий в целях предотвращения отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ ФРОМУ);
■ правовое, организационное и материальное обеспечение деятельности правоохранительных и надзорных органов;
■ международно-правовое сотрудничество в области ПОД/ФТ/ФРОМУ. Международные организации в своей деятельности в сфере ПОД/ФТ
постоянно совершенствуют сотрудничество. Кроме рассмотренной ранее Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в сфере ПОД/ФТ активно действуют и другие международные организации: Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Базель-ский комитет по банковскому надзору (при Банке международных расчетов), Группа подразделений финансовой разведки «Эгмонт», Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). В деятельности всех указанных международных органов принимает активное участие российское подразделение фи-
нансовой разведки — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Наиболее распространенными средствами, к которым прибегают международные организации в сфере ПОД/ФТ, является нормотворческая деятельность, т.е. разработка соответствующих нормативных документов и приглашение государств к участию в их реализации, а также выработка специальных международных стандартов и рекомендаций.
В последние годы большое развитие получили активные формы деятельности международных организаций, предполагающие воздействие на конкретные государства. Главной такой формой является международный контроль выполнения обязательств и система взаимной оценки противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма в рамках ФАТФ/МАНИВЭЛ/ЕАГ. Активной формой деятельности международных организаций является экспертная, техническая и финансовая помощь. Традиционной формой деятельности международных организаций является координация обмена информацией между государствами в целях расследования отдельных преступлений в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Таким образом, можно констатировать, что действует комплекс стандартов, норм, организационных и информационных механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Основными международными актами
(^)фере ПОД/ФТ являются: Конвенция ООН о борьбе против незаконного -^б4рота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988; Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999; Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 04.06.1999; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 13.12.2000; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001; Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией от 06.11.2003; Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003; Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16.05.2005; Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 05.10.2007.
Важным международно-правовым документом в рамках Совета Европы, регламентирующим сотрудничество в сфере ПОД/ФТ, можно назвать Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, принятую в г. Варшаве 16.05.2005. Согласно данной Конвенции каждая сто-
Левакин И.В., Морозов Н.В.
«Государствоведение и практика... » 3/2016
рона-участник гарантирует возможность разыскивать, отслеживать, идентифицировать, замораживать, изымать и конфисковывать имущество законного и незаконного происхождения, которое любым способом, полностью или частично было использовано для финансирования терроризма, а также доходов от этого преступления, и осуществляет с этой целью сотрудничество в максимально возможной степени. Следует отметить, что данная конвенция ратифицирована не всеми государствами — членами Совета Европы. По данным на 21.03.2016, подготовленный Росфинмониторингом законопроект о ратификации конвенции находится на рассмотрении в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Кроме означенных международно-правовых документов, необходимо обратить внимание на возросшую роль детализированных международных документов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ: Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, рекомендации ФАТФ1.
Международно-правовое сотрудничество в области ПОД/ФТ осуществляется на всех уровнях: глобальном, региональном и национальном. Этот процесс позитивен, но объективно порождает определенную несогласованность и дублирование функций. Многие стандарты, рекомендации и конвенции содержат различающиеся определения некоторых понятий и используют различные терминологические, систематические и доктри-нальные подходы. Государства, связанные многими международными документами в сфере ПОД/ФТ, вынуждены осуществлять синтез их положений, отсюда проблемы с инкорпорацией текстов в национальные правовые системы, необходимость постоянного процесса гармонизации законодательства.
Закономерны тенденции расширения использования относительно новых инструментов ПОД/ФТ — государственный финансовый мониторинг, введение уголовной ответственности юридических лиц, установление контроля над так называемыми виртуальными валютами и т.д. Определенно ясно, что необходимо более широко привлекать к деятельности в сфере ПОД/ФТ на постоянной основе как можно большее число государств, как на двусторонней, так и многосторонней основе, оказывать помощь нуждающимся государствам в устранении стратегических недостатков в сфере ПОД/ФТ. Представляется необходимым совершенствовать механизмы оценки рисков ОД/ФТ, развивать систему обязательного предоставления данных государственным органам, создавать и внедрять системы финансового расследования в системе государственного финансового мониторинга. Целесообразно развивать систему профессиональной подготовки специа-
1 См.: Рекомендации ФАТФ. 2012. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012.
листов в сфере ПОД/ФТ по различным профилям подготовки, таким как экономика, юриспруденция, информационные аналитические системы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: международное сотрудничество в сфере ПОД/ФТ поступательно развивается. Например, органами финансовой разведки России в настоящий момент налажено эффективное сотрудничество с организациями, разрабатывающими нормативные и методические основы ПОД/ФТ, такими как ФАТФ. Ведется активная подготовка к четвертому раунду взаимных оценок, который состоится под эгидой ФАТФ в 2018 г Кроме того, следует отметить взаимодействие специальных служб по линиям Интерпола и Европола. Активно ведутся консультации по актуальным направлениям ПОД/ФТ. Так, 03.02.2016 в Рос-финмониторинге состоялась встреча руководителей подразделений финансовой разведки России, Ирака, Ирана и Сирии, посвященная усилению взаимодействия в вопросах противодействия финансированию терроризма в рамках международных усилий по борьбе с ИГИЛ1. При наличии политической воли2 такие векторы развития системы международной системы ПОД/ФТ позволят наиболее эффективно решать стоящие перед Россией задачи по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Библиографический список
1. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Спецкнига, 2007.
2. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // Гражданин и право. 2007. № 1.
3. Рекомендации ФАТФ. 2012. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / пер. с англ. М.: Вече, 2012.
4. Руководители финансовых разведок России, Ирака, Ирана и Сирии договорились о совместной борьбе с финансированием ИГИЛ // Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://www. fedsfm.ru/releases/1939.
5. Шатен П. — Л. и др. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практическое руководство для банковских специалистов. М.: Альпина Паблишер, 2011.
1 См.: Руководители финансовых разведок России, Ирака, Ирана и Сирии договорились о совместной борьбе с финансированием ИГИЛ // Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://www.fedsfm.ru/releases/1939.
2 См.: Шатен П. -Практическое руко1
.—.и др. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: для банковских специалистов. М.: Альпина Паблишер, 2011. С. 31.