Научная статья на тему 'Совет по делам религий – проводник государственно-конфессиональной политики СССР'

Совет по делам религий – проводник государственно-конфессиональной политики СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ / ВЕРУЮЩИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИКА КПСС И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА / THE COUNCIL FOR RELIGIOUS AFFAIRS / RELIGIOUS / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / LAW / POLICY OF THE CPSU AND THE SOVIET STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митыпов Виктор Мижитович

Статья посвящена деятельности Совета по делам религий при Совете Министров СССР в первой половине 1980-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Митыпов Виктор Мижитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the activity of the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR in the first half of 1980s.

Текст научной работы на тему «Совет по делам религий – проводник государственно-конфессиональной политики СССР»

Виктор МИТЫПОВ

СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ - ПРОВОДНИК ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР

Статья посвящена деятельности Совета по делам религий при Совете Министров СССР в первой половине 1980-х гг.

The article is devoted to the activity of the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR in the first half of 1980s.

Ключевые слова:

Совет по делам религий, верующие, религиозные объединения, законодательство, политика КПСС и советского государства, буддийская конфессия; The Council for Religious Affairs, religious, religious organizations, law, policy of the CPSU and the Soviet state, Buddhist confession.

МИТЫПОВ Виктор Мижитович — к.и.н., консультант Министерства экономики Республики Бурятия viktor.mitypov@ mail.ru

Воинствующий атеизм, бывший неотъемлемой частью поли -тики советского государства в отношении религии, рели -гиозных организаций и верующих, продолжал оставаться таковым и в первой половине 1980 -х гг. Политика партии по отношению к религии осуществлялась под знаком секретного постановления ЦК КПСС от 22 сентября 1981 г. «Об усилении атеистического воспитания», в котором основной упор делался на новый качественный учет действующих религиозных обществ и групп, необходимость прекращения деятельности общин и укло -няющихся от регистрации священнослужителей. Особое место в осуществлении этих задач отводилось взаимодействию с мест -ными органами власти. Для воспитания служителей культов в духе гражданственности и патриотизма предусматривалось примене -ние коллективных и индивидуальных собеседований. В Бурятии в целях реализации постановления «О религиозных культах» при аймисполкомах были созданы 19 общественных комиссий, в задачу которых входил надзор за деятельностью бывших лам и за их передвижением по республике1.

Одной из важных задач признавалась необходимость более актив -ного влияния на «правильный отбор абитуриентов в духовные учеб -ные заведения и политико воспитательный процесс в них». В русле общей политики государства в защиту мира признавалось необ -ходимым активизировать деятельность религиозных организаций против опасности ядерной войны. Выполнение этих мероприятий свидетельствовало о том, что государство в лице ЦК КПСС держало под контролем все религиозные конфессии.

Официальным органом государственного контроля над деятель -ностью религиозных организаций в стране был Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Совет по делам религий, являясь союзным органом, осуществлял контроль за соблюдением Конституции СССР, правильным применением и исполнением законов СССР по вопросам, относящимся к религии. Совет про -верял соблюдение этого законодательства религиозными объеди -нениями и правильность применения и исполнения законодатель -ства о культах центральными и местными органами, вел учет рели -гиозных объединений, молитвенных домов, зданий; разрабатывал проекты законов СССР, указов Президиума Верховного Совета

1 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. Р -1857, оп. 1, д. 161, л. 4.

СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР по вопро сам, касающимся религий, и вносил их в Совет Министров СССР; содействовал религиозным организациям в осущест влении международных связей.

Совет был обязан информировать пра -вительство СССР о деятельности рели гиозных организаций в областях, краях и республиках. Решения Совета о регистра ции и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов являлись «окончательными и обязательными для республиканских, краевых, областных и других местных советских органов»1. В не меньшей мере они были обязательны и для религиозных организаций и верую щих. Фактически верующие были лишены права обжаловать в вышестоящих госу -дарственных органах или в суде решения Совета о ликвидации религиозных объе динений, изъятии и закрытии молитвен -ных зданий и т.д.

Одним из важных направлений дея тельности Совета являлись сбор и анализ информации. В Совет от местных упол номоченных поступали сведения о сети религиозных объединений, численности служителей культа и проведении рели -гиозной обрядности, о поступлении и расходах денежных средств в зарегистри рованных религиозных объединениях, о возрасте и образовании служителей культа и обслуживающего персонала, о письмах, заявлениях и жалобах, посту павших от граждан в адрес уполномочен ных2. Совет по делам религий обладал полной информацией о деятельности религиозных объединений, что свиде тельствовало о его контроле над религи озной жизнью в стране.

В связи с тем, что религиозные объеди нения были лишены статуса юридиче -ского лица и не могли самостоятельно заниматься экономической деятельно стью, Совет по делам религий и его упол -номоченные брали на себя выполнение этой функции. В Государственном архиве Республики Бурятия имеются много численные документы об этой стороне их деятельности. Один из характерных документов — ходатайство уполномочен -

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 6, д. 1760, л. 3.

2 ГАРФ, ф. 6991, оп. 6, д. 2517, л. 148.

ного Совета по делам религий при Совете Министров СССР А.Б. Раднаева перед Советом Министров Бурятской АССР о приобретении для хамбинского сумэ автомашин ГАЗ - 24 и ВАЗ - 210633.

Совет контролировал финансовую де ятельность религиозных объединений, «добровольно» перечислявших государ ству денежные средства. К примеру, он решал — увеличивать или оставлять в прежних размерах суммы отчислений Центрального духовного управления буд дистов в Фонд мира, Республиканское общество советско монгольской дружбы, Общество по охране памятников и другие организации4.

Главной функцией Совета являлся кон троль за внешнеполитической и внутри -конфессиональной деятельностью рели гиозных объединений. 1980 - е гг. были временем активной борьбы советского руководства за мир. Совет по делам рели -гий, получив согласие ЦК КПСС, давал разрешения религиозным объединениям на проведение международных мероприя -тий или участие в них. Участие Совета рас -пространялось и на такую, казалось бы, сугубо конфессиональную деятельность, как формирование групп паломников. Совет по делам религий давал согласие и на проведение внутриконфессиональ -ных мероприятий, контролировал подбор кадров. Религиозные объединения запра -шивали у него разрешение на изменение своей внутренней структуры.

Совет по делам религий был тесно свя зан с Комитетом государственной безо пасности СССР, хотя, безусловно, главная роль в деятельности Совета принадлежала ЦК КПСС. На протяжении всей исто -рии существования органов государст -венной безопасности (ВЧК — ОГПУ — НКВД — КГБ) им со стороны партийного руководства вменялось в обязанность заниматься религиозными вопросами. Внешнеполитическая деятельность рели гиозных конфессий также находилась под особо пристальной опекой КГБ. Через его фильтр проходил практически весь состав духовных лиц. «Комитет методично прово -дил работу по отбору и воспитанию своей агентуры в церковной среде. Основной целью чекистов была выработка и под держание у духовенства лояльности. Ушли

3 ГАРБ, ф. Р -1857, оп. 3, д. 18, л. 14.

4 Там же, оп. 1, д. 53, л. 6.

в прошлое методы массового террора. Акцент все более смещался с “кнута” на “пряник”»1.

К началу 1980 - х гг. партийную политику в области религии фактически проводили два органа — Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Пятое управ -ление КГБ СССР при Совете Министров СССР, занимавшееся вопросами идеоло -гии и защиты конституционного строя. В 1980 -х гг. его возглавлял Ф.Д. Бобков. В своих воспоминаниях он пишет, что только с приходом к руководству КГБ Ю.В. Андропова в органах госбезопас -ности стали приходить к осознанию того факта, что для страны пагубно нигили стическое отношение к религии. В 1981 г. Ф.Д. Бобков выступил на Всесоюзном совещании руководящего состава орга нов государственной безопасности: «Нам очень серьезно надо поставить вопрос перед Центральным Комитетом партии, перед руководством страны о выработке политической линии и механизма ее реа лизации по отношению к религии, к веру -ющим. В этом вопросе наше государство живет по старым, отжившим канонам. Нам нельзя больше относиться к верую щим как людям второго сорта. Верующих в стране много миллионов. Они работают в бригадах коммунистического труда, многие являются ударниками комму -нистического труда и заслуживают осо бого уважения. И те, кто думают сейчас об эмиссарах, засылаемых к нам с под рывными целями, или о доморощенных церковниках такого же толка, должны масштабнее подходить к делу. Их нельзя отождествлять с церковью, с религией в целом. У нас разрушались храмы, памят -ники религиозной культуры, а чем отве -тила нам церковь? Большинство ее служи -телей, с болью наблюдая это, в принципе все же поддержало наше государство, особенно в период войны. Они воспри няли ее как Великую Отечественную, не пошли на конфронтацию с государством и находили пути содружества с ним. Мы обязаны коренным образом изменить свое отношение к церкви и верующим»2. Но эти предложения, пишет Ф.Д. Бобков, «не поддержало руководство партии ни в центре, ни в республиках, не поддер -

1 Собеседник, 1992, № 8, с. 23.

2 Бобков Ф.Д. КГБ и власть. - М., 1995, с. 356357.

жало даже в ситуациях, абсолютно бес спорных». Конфессиональная политика вплоть до середины 1980 - х гг. проводи -лась с упором на прежние установки.

Вместе с тем Совет по делам рели гий уделял немало внимания вопросам выполнения требований законодатель -ства о свободе совести органами госу -дарственной власти на местах и их долж ностными лицами, а также проблемам предотвращения межконфессиональной вражды и ненависти. Нередко он прини мал меры к восстановлению попранных прав верующих, особенно связанных с узаконением деятельности их религиоз -ных объединений и реализацией права на труд и образование. На основе обобще ния фактов нарушения законодательства о культах и изучения настроений верую щих Совет по делам религий обращался в высшие органы страны с предложениями о привлечении виновных должностных лиц к ответственности, о возвращении религиозным организациям и верую щим многих молитвенных зданий, ставил вопросы о необходимости либерализации государственной политики по отноше -нию к религии, церкви и верующим. Эти акции Совета, а также систематические выступления его работников перед руко водящими кадрами партийных и государ -ственных органов с анализом религиоз -ной ситуации в стране и острой критикой грубых нарушений законодательства о религиозных культах способствовали эво -люции взглядов правящей элиты в центре и на местах в сторону отказа от админи -стративных методов борьбы с религией.

Действия Совета по делам религий нахо дили положительный отклик у верующих и служителей религий. Именно этим, оче -видно, можно объяснить многочислен -ные выступления религиозных деятелей разных конфессий, в т.ч. и буддийской, после ликвидации Совета в 1990 г. с при зывами воссоздать в стране подобный государственный орган по делам религий. Служители религий выражали надежду, что такой орган будет стоять на страже конституционных принципов свободы совести, отделения религиозных органи заций от государства и их равенства перед законом.

Анализ документальных материалов, касающихся деятельности Совета по делам религий, позволяет сделать следую щие выводы.

Во первых, формально Совет являлся органом при правительстве СССР, но находился в прямом подчинении у выс шего партийного руководства и осущест влял партийные установки в области государственно церковных отношений. Другим органом, с которым Совет нахо -дился в тесной связи, был КГБ СССР, что не было предусмотрено официальными документами о деятельности Совета.

Во вторых, из двойственного положе ния Совета по делам религий вытекала и двойственность его функций. С одной стороны, в соответствии с Положением о Совете, он выполнял функции, вхо дившие официально в его компетенцию, с другой стороны, помимо официальных функций, он выполнял и ряд задач, офи циально не входивших в его компетен -цию. Среди них — контроль за подбором кадров в религиозные объединения, над зор за деятельностью духовных учебных заведений, прохождением богослуже -

ний, что являлось прямым нарушением конституционного принципа отделения церкви от государства.

В третьих, в силу того, что в рассматри ваемый период советское законодатель ство о религиозных культах по прежнему имело целью постепенное вытеснение религии из жизни общества, деятельность Совета по делам религий и его уполно моченных на местах в значительной мере превращалась в легитимное ограничение права граждан на свободу совести (как оно понимается в документах ООН и ОБСЕ). Но к середине 1980 - х гг. в связи с изме -нением политической ситуации началось формирование новой юридической базы в области церковно- государственных отношений. При этом партийное руко водство уже не могло или не хотело про тивостоять стихийному стремлению масс к религии, которое нарастало по мере развития демократических процессов в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.