Виктор МИТЫПОВ
СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ - ПРОВОДНИК ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР
Статья посвящена деятельности Совета по делам религий при Совете Министров СССР в первой половине 1980-х гг.
The article is devoted to the activity of the Council for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR in the first half of 1980s.
Ключевые слова:
Совет по делам религий, верующие, религиозные объединения, законодательство, политика КПСС и советского государства, буддийская конфессия; The Council for Religious Affairs, religious, religious organizations, law, policy of the CPSU and the Soviet state, Buddhist confession.
МИТЫПОВ Виктор Мижитович — к.и.н., консультант Министерства экономики Республики Бурятия viktor.mitypov@ mail.ru
Воинствующий атеизм, бывший неотъемлемой частью поли -тики советского государства в отношении религии, рели -гиозных организаций и верующих, продолжал оставаться таковым и в первой половине 1980 -х гг. Политика партии по отношению к религии осуществлялась под знаком секретного постановления ЦК КПСС от 22 сентября 1981 г. «Об усилении атеистического воспитания», в котором основной упор делался на новый качественный учет действующих религиозных обществ и групп, необходимость прекращения деятельности общин и укло -няющихся от регистрации священнослужителей. Особое место в осуществлении этих задач отводилось взаимодействию с мест -ными органами власти. Для воспитания служителей культов в духе гражданственности и патриотизма предусматривалось примене -ние коллективных и индивидуальных собеседований. В Бурятии в целях реализации постановления «О религиозных культах» при аймисполкомах были созданы 19 общественных комиссий, в задачу которых входил надзор за деятельностью бывших лам и за их передвижением по республике1.
Одной из важных задач признавалась необходимость более актив -ного влияния на «правильный отбор абитуриентов в духовные учеб -ные заведения и политико воспитательный процесс в них». В русле общей политики государства в защиту мира признавалось необ -ходимым активизировать деятельность религиозных организаций против опасности ядерной войны. Выполнение этих мероприятий свидетельствовало о том, что государство в лице ЦК КПСС держало под контролем все религиозные конфессии.
Официальным органом государственного контроля над деятель -ностью религиозных организаций в стране был Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Совет по делам религий, являясь союзным органом, осуществлял контроль за соблюдением Конституции СССР, правильным применением и исполнением законов СССР по вопросам, относящимся к религии. Совет про -верял соблюдение этого законодательства религиозными объеди -нениями и правильность применения и исполнения законодатель -ства о культах центральными и местными органами, вел учет рели -гиозных объединений, молитвенных домов, зданий; разрабатывал проекты законов СССР, указов Президиума Верховного Совета
1 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ), ф. Р -1857, оп. 1, д. 161, л. 4.
СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР по вопро сам, касающимся религий, и вносил их в Совет Министров СССР; содействовал религиозным организациям в осущест влении международных связей.
Совет был обязан информировать пра -вительство СССР о деятельности рели гиозных организаций в областях, краях и республиках. Решения Совета о регистра ции и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов являлись «окончательными и обязательными для республиканских, краевых, областных и других местных советских органов»1. В не меньшей мере они были обязательны и для религиозных организаций и верую щих. Фактически верующие были лишены права обжаловать в вышестоящих госу -дарственных органах или в суде решения Совета о ликвидации религиозных объе динений, изъятии и закрытии молитвен -ных зданий и т.д.
Одним из важных направлений дея тельности Совета являлись сбор и анализ информации. В Совет от местных упол номоченных поступали сведения о сети религиозных объединений, численности служителей культа и проведении рели -гиозной обрядности, о поступлении и расходах денежных средств в зарегистри рованных религиозных объединениях, о возрасте и образовании служителей культа и обслуживающего персонала, о письмах, заявлениях и жалобах, посту павших от граждан в адрес уполномочен ных2. Совет по делам религий обладал полной информацией о деятельности религиозных объединений, что свиде тельствовало о его контроле над религи озной жизнью в стране.
В связи с тем, что религиозные объеди нения были лишены статуса юридиче -ского лица и не могли самостоятельно заниматься экономической деятельно стью, Совет по делам религий и его упол -номоченные брали на себя выполнение этой функции. В Государственном архиве Республики Бурятия имеются много численные документы об этой стороне их деятельности. Один из характерных документов — ходатайство уполномочен -
1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 6, д. 1760, л. 3.
2 ГАРФ, ф. 6991, оп. 6, д. 2517, л. 148.
ного Совета по делам религий при Совете Министров СССР А.Б. Раднаева перед Советом Министров Бурятской АССР о приобретении для хамбинского сумэ автомашин ГАЗ - 24 и ВАЗ - 210633.
Совет контролировал финансовую де ятельность религиозных объединений, «добровольно» перечислявших государ ству денежные средства. К примеру, он решал — увеличивать или оставлять в прежних размерах суммы отчислений Центрального духовного управления буд дистов в Фонд мира, Республиканское общество советско монгольской дружбы, Общество по охране памятников и другие организации4.
Главной функцией Совета являлся кон троль за внешнеполитической и внутри -конфессиональной деятельностью рели гиозных объединений. 1980 - е гг. были временем активной борьбы советского руководства за мир. Совет по делам рели -гий, получив согласие ЦК КПСС, давал разрешения религиозным объединениям на проведение международных мероприя -тий или участие в них. Участие Совета рас -пространялось и на такую, казалось бы, сугубо конфессиональную деятельность, как формирование групп паломников. Совет по делам религий давал согласие и на проведение внутриконфессиональ -ных мероприятий, контролировал подбор кадров. Религиозные объединения запра -шивали у него разрешение на изменение своей внутренней структуры.
Совет по делам религий был тесно свя зан с Комитетом государственной безо пасности СССР, хотя, безусловно, главная роль в деятельности Совета принадлежала ЦК КПСС. На протяжении всей исто -рии существования органов государст -венной безопасности (ВЧК — ОГПУ — НКВД — КГБ) им со стороны партийного руководства вменялось в обязанность заниматься религиозными вопросами. Внешнеполитическая деятельность рели гиозных конфессий также находилась под особо пристальной опекой КГБ. Через его фильтр проходил практически весь состав духовных лиц. «Комитет методично прово -дил работу по отбору и воспитанию своей агентуры в церковной среде. Основной целью чекистов была выработка и под держание у духовенства лояльности. Ушли
3 ГАРБ, ф. Р -1857, оп. 3, д. 18, л. 14.
4 Там же, оп. 1, д. 53, л. 6.
в прошлое методы массового террора. Акцент все более смещался с “кнута” на “пряник”»1.
К началу 1980 - х гг. партийную политику в области религии фактически проводили два органа — Совет по делам религий при Совете Министров СССР и Пятое управ -ление КГБ СССР при Совете Министров СССР, занимавшееся вопросами идеоло -гии и защиты конституционного строя. В 1980 -х гг. его возглавлял Ф.Д. Бобков. В своих воспоминаниях он пишет, что только с приходом к руководству КГБ Ю.В. Андропова в органах госбезопас -ности стали приходить к осознанию того факта, что для страны пагубно нигили стическое отношение к религии. В 1981 г. Ф.Д. Бобков выступил на Всесоюзном совещании руководящего состава орга нов государственной безопасности: «Нам очень серьезно надо поставить вопрос перед Центральным Комитетом партии, перед руководством страны о выработке политической линии и механизма ее реа лизации по отношению к религии, к веру -ющим. В этом вопросе наше государство живет по старым, отжившим канонам. Нам нельзя больше относиться к верую щим как людям второго сорта. Верующих в стране много миллионов. Они работают в бригадах коммунистического труда, многие являются ударниками комму -нистического труда и заслуживают осо бого уважения. И те, кто думают сейчас об эмиссарах, засылаемых к нам с под рывными целями, или о доморощенных церковниках такого же толка, должны масштабнее подходить к делу. Их нельзя отождествлять с церковью, с религией в целом. У нас разрушались храмы, памят -ники религиозной культуры, а чем отве -тила нам церковь? Большинство ее служи -телей, с болью наблюдая это, в принципе все же поддержало наше государство, особенно в период войны. Они воспри няли ее как Великую Отечественную, не пошли на конфронтацию с государством и находили пути содружества с ним. Мы обязаны коренным образом изменить свое отношение к церкви и верующим»2. Но эти предложения, пишет Ф.Д. Бобков, «не поддержало руководство партии ни в центре, ни в республиках, не поддер -
1 Собеседник, 1992, № 8, с. 23.
2 Бобков Ф.Д. КГБ и власть. - М., 1995, с. 356357.
жало даже в ситуациях, абсолютно бес спорных». Конфессиональная политика вплоть до середины 1980 - х гг. проводи -лась с упором на прежние установки.
Вместе с тем Совет по делам рели гий уделял немало внимания вопросам выполнения требований законодатель -ства о свободе совести органами госу -дарственной власти на местах и их долж ностными лицами, а также проблемам предотвращения межконфессиональной вражды и ненависти. Нередко он прини мал меры к восстановлению попранных прав верующих, особенно связанных с узаконением деятельности их религиоз -ных объединений и реализацией права на труд и образование. На основе обобще ния фактов нарушения законодательства о культах и изучения настроений верую щих Совет по делам религий обращался в высшие органы страны с предложениями о привлечении виновных должностных лиц к ответственности, о возвращении религиозным организациям и верую щим многих молитвенных зданий, ставил вопросы о необходимости либерализации государственной политики по отноше -нию к религии, церкви и верующим. Эти акции Совета, а также систематические выступления его работников перед руко водящими кадрами партийных и государ -ственных органов с анализом религиоз -ной ситуации в стране и острой критикой грубых нарушений законодательства о религиозных культах способствовали эво -люции взглядов правящей элиты в центре и на местах в сторону отказа от админи -стративных методов борьбы с религией.
Действия Совета по делам религий нахо дили положительный отклик у верующих и служителей религий. Именно этим, оче -видно, можно объяснить многочислен -ные выступления религиозных деятелей разных конфессий, в т.ч. и буддийской, после ликвидации Совета в 1990 г. с при зывами воссоздать в стране подобный государственный орган по делам религий. Служители религий выражали надежду, что такой орган будет стоять на страже конституционных принципов свободы совести, отделения религиозных органи заций от государства и их равенства перед законом.
Анализ документальных материалов, касающихся деятельности Совета по делам религий, позволяет сделать следую щие выводы.
Во первых, формально Совет являлся органом при правительстве СССР, но находился в прямом подчинении у выс шего партийного руководства и осущест влял партийные установки в области государственно церковных отношений. Другим органом, с которым Совет нахо -дился в тесной связи, был КГБ СССР, что не было предусмотрено официальными документами о деятельности Совета.
Во вторых, из двойственного положе ния Совета по делам религий вытекала и двойственность его функций. С одной стороны, в соответствии с Положением о Совете, он выполнял функции, вхо дившие официально в его компетенцию, с другой стороны, помимо официальных функций, он выполнял и ряд задач, офи циально не входивших в его компетен -цию. Среди них — контроль за подбором кадров в религиозные объединения, над зор за деятельностью духовных учебных заведений, прохождением богослуже -
ний, что являлось прямым нарушением конституционного принципа отделения церкви от государства.
В третьих, в силу того, что в рассматри ваемый период советское законодатель ство о религиозных культах по прежнему имело целью постепенное вытеснение религии из жизни общества, деятельность Совета по делам религий и его уполно моченных на местах в значительной мере превращалась в легитимное ограничение права граждан на свободу совести (как оно понимается в документах ООН и ОБСЕ). Но к середине 1980 - х гг. в связи с изме -нением политической ситуации началось формирование новой юридической базы в области церковно- государственных отношений. При этом партийное руко водство уже не могло или не хотело про тивостоять стихийному стремлению масс к религии, которое нарастало по мере развития демократических процессов в стране.