Научная статья на тему 'Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ) в 1940-х-1980-х гг. (на примере Байкальского региона)'

Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ) в 1940-х-1980-х гг. (на примере Байкальского региона) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ) / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / COUNCIL FOR THE AFFAIRS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH (COUNCIL FOR RELIGIOUS AFFAIRS) / BAIKAL REGION / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RELATIONS BETWEEN STATE AND CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыремпилова Ирина Семеновна, Злыгостева Юлия Геннадьевна

На базе архивных материалов проанализирована деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) на территории Байкальского региона в 1940-х-1980-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цыремпилова Ирина Семеновна, Злыгостева Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of commissioners of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church (Council for Religious Affairs) on the territory of Baikal region in 1940's-1980 is analyzed on the base of archival materials.

Текст научной работы на тему «Деятельность уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви (СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ) в 1940-х-1980-х гг. (на примере Байкальского региона)»

Ирина ЦЫРЕМПИЛОВА, Юлия ЗЛЫГОСТЕВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ) В 1940-х-1980-х гг. (на примере Байкальского региона)

На базе архивных материалов проанализирована деятельность уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви (Совета по делам религий) на территории Байкальского региона в 1940-х-1980-х гг.

The activity of commissioners of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church (Council for Religious Affairs) on the territory of Baikal region in 1940’s-1980's is analyzed on the base of archival materials.

Ключевые слова:

Байкальский регион, Русская православная церковь, Совет по делам Русской православной церкви (Совет по делам религий), государственно-церковные взаимоотношения; Baikal region, Russian Orthodox Church, Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church (Council for Religious Affairs), relations between state and church.

ЦЫРЕМПИЛОВА Ирина Семеновна — д.и.н., доцент Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств [email protected]

ЗЛЫГОСТЕВА

Юлия

Геннадьевна — аспирант ВосточноСибирской гПоослуидатрослтогвиениной икадемии культуры уипирсаквулсеснтивя уиИуар1у§051гуа@ mail.ru

Кардинальные изменения культурной, политической и экономической ситуации в России, трансформация общественных отношений и общественного сознания последних лет актуализировали изучение проблем государственно-церковных взаимоотношений. Это объясняется, в первую очередь, тем, что современное общество пытается наиболее эффективно выстроить конфессиональную политику, учитывая при этом имеющийся исторический опыт и в т.ч. советскую модель отделения церкви от государства. С другой стороны, осознание уникальности опыта существования и выживания Русской православной церкви в условиях антирелигиозного государства стало причиной повышенного научного интереса к данной теме. Качественная составляющая этого явления выразилась в стремлении к всестороннему охвату изучаемых процессов, а также выделению конкретных, достаточно узких аспектов в рамках государственно-церковной истории ХХ в., ставших объектами современных исследований.

В современных реалиях одним из актуальных вопросов стало изучение деятельности Совета по делам РПЦ (Совета по делам религий) и его региональных уполномоченных. Именно обширное привлечение регионального материала, непредвзятый анализ проблем взаимоотношений между церковью и местными властными структурами будут способствовать воссозданию объективной картины основных направлений вероисповедной политики государства во второй половине ХХ в.

С 1943 г. руководство страны официально признало необходимость нормализации взаимоотношений с религиозными организациями, и в частности с РПЦ, а также подтвердило курс на частичное восстановление традиционных форм церковной жизни. Новая религиозная политика потребовала создания специального органа, который бы занимался ее осуществлением. Таким органом стал Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР1. 7 октября 1943 г. бы-

1 Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1965 г. Совет по делам РПЦ был объединен с Советом по делам религиозных культов и преобразован в Совет по делам религий. Положение о Совете по делам религий было утверждено Правительством СССР 10 мая 1966 г.

ло утверждено «Положение о Совете по делам Русской православной церкви при СНК СССР». В задачи Совета входило предварительное рассмотрение вопросов, касающихся церкви, разработка проектов законодательных актов и постановлений по церковным вопросам, наблюдение за их правильным и своевременным проведением в жизнь, своевременное информирование правительства о положении РПЦ в стране, ее положении и деятельности на местах, общий учет церквей и составление статистических сводок и др.1 Однако созданный изначально как организация, осуществляющая взаимодействие органов советской власти и церкви, Совет по делам РПЦ со временем все более стал превращаться в регистрирующий и контролирующий орган, полностью зависимый от партийного руководства.

На местах при СНК союзных и автономных республик и при обл(край)исполкомах осенью 1943 г. были введены должности уполномоченных Совета по делам РПЦ. Их права и обязанности подробно регламентировались инструкцией, принятой

5 февраля 1944 г. В соответствии с инструкцией на уполномоченных Совета возлагалось:

«1. Предварительное рассмотрение поступающих от групп верующих заявлений

06 открытии церквей или молитвенных домов, проведение соответствующей проверки и представление заключения.

2. Регистрация религиозных общин.

3. Проведение учета всех действующих молитвенных зданий (храмов).

4. Наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь законов и постановлений правительства СССР, относящихся к РПЦ; за деятельностью религиозных общин и служителей культов, которая должна строго регламентироваться целями, как-то: совершением богослужений в культовом здании, отправлением религиозных обрядов и треб, управлением культовым имуществом.

5. Проведение служебного приема представителей религиозных общин и духовенства по рассмотрению жалоб. Выезды на места для обследования церковных зда-

1 Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР в 1943— 1947 гг.: история создания и формирования аппарата // Государство, религия, церковь, 1998, № 5, с. 86-105.

ний и культового имущества, для проверки жалоб и др.

6. Предварительное рассмотрение материалов по закрытию церквей и ликвидации религиозных общин при нарушении ими действующего законодательства о религиозных культах.

7. Ведение учета и отчетности»2.

На территории Байкальского региона3 началось формирование института уполномоченных, которое затянулось в связи с тем, что местным органам власти не до конца был ясен их статус. 28 декабря 1943 г. председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым в адрес СНК союзных и автономных республик, край(обл)исполкомов было разослано специальное письмо «в связи с возникающими на местах вопросами о характере работы уполномоченных», где указывалось «ускорить их назначение»4. В конце 1943 г. было введено 89 штатных единиц уполномоченных, их финансирование осуществлялось из местного бюджета. Кандидатуру на должность уполномоченного выдвигал местный исполнительный орган, а утверждал Совет по делам РПЦ. Уполномоченные были подотчетны как Совету по делам РПЦ, так и региональным исполнительным и партийным органам. Эта двойственность подчинения создавала определенные сложности в работе, вынуждая искать компромисс между центральным и местным начальством. При этом в рассматриваемый период уполномоченный являлся ключевой фигурой в процессе взаимодействия советских органов и православных организаций по всем направлениям: финансовым и хозяйственным, административным и идеологическим.

Основным показателем нормализации государственно-церковных взаимоотно-

2 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ, ф. р-1857, оп. 1. Предисловие к описи дел постоянного хранения, л. 3-4.

3 В рассматриваемый период территория Байкальского региона включала в себя Читинскую обл. с Агинским Бурятским автономным округом (АБАО), Иркутскую обл. с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом (УБАО) и Бурят-Монгольскую (Бурятскую с 1959 г.) Автономную Советскую Социалистическую Республику (БМАССР - Бур.АССР). В современных административно-территориальных границах в его состав входят Иркутская обл., Забайкальский край и Республика Бурятия.

4 Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. р-2951, оп. 1, д. 4, л. 8.

шений в послевоенный период стал процесс открытия и возвращения церквей верующим. Порядок получения и открытия молитвенного здания регулировался специальными постановлениями СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия церквей» и от 19 ноября 1944 г. «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов». Так, в соответствии с этими актами «вся работа по приему, учету и предварительному рассмотрению заявлений [верующих об открытии церквей], проведение необходимой проверки и составление проектов заключений по ним» должна была осуществляться уполномоченным Совета по делам РПЦ1. Подготовленные документы представлялись сначала в местные органы власти, а затем в Совнарком. Фактически решение

об открытии церквей принималось на местах и утверждалось правительством СССР. Такая многоступенчатая процедура позволяла местным органам власти регулировать процесс открытия храмов.

В первые годы деятельности уполномоченных Совета по делам РПЦ на территории Байкальского региона было открыто 19 церквей, которые входили в состав Иркутской епархии. На территории Иркутской обл. было открыто 15 церквей, на территории БМАССР и Читинской обл. — по 2 церкви2. Все церкви были открыты по ходатайству верующих. Так, прошение об открытии Никольской церкви в г. Зима Иркутской обл. (1943 г.) подписали 600 верующих, об открытии Крестовоздвиженской церкви г. Иркутска — 51 чел.3 Постановлением Совнаркома БМАССР № 190 от 4 мая 1946 г. была открыта Заудинская Вознесенская православная церковь в г. Улан-Удэ. В этом же году по ходатайству общины верующих в количестве 48 чел. было получено в арендное пользование здание Успенской церкви г. Кяхты БМАССР4.

Но не все ходатайства и заявления с просьбами верующих об открытии церквей

1 Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны (Государство и религиозные организации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). — М., 2005, с. 331—332.

2 Смолина И. В. Иркутская епархия в системе государственно-церковных отношений в 1940— 1980-е гг. : автореф. дис. ... к.и.н. — Иркутск, 2010, с. 22.

3 ГАИО, ф. р-2951, оп. 1, д. 7, л. 2; д. 15, л. 13.

4 НАРБ, ф. р-248, оп. 14, д. 136, л. 13; ф. Р-1857,

оп. 1, д. 15, л. 2.

получали положительное решение. Так, в справке уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР по БМАССР Н.Г. Гармаева «О состоянии религиозного движения и деятельности духовенства в республике» от 26 января 1949 г. указывалось, что «имеются 4 группы верующих, ходатайствующих об открытии церквей в с. Читкане и д. Усть-Баргузине Баргузинского аймака, в с. Кударе Байкало-Кударинского аймака и в д. Каленово Иволгинского аймака»5. Также православные верующие г. Улан-Удэ неоднократно обращались в различные инстанции с заявлениями о передаче им Одигитриевского собора. 15 июня 1956 г. было подано заявление в Совмин РСФСР, в котором подробно излагалась сложившаяся ситуация. Как сообщал уполномоченный по делам культов Линхобоев, в просьбе верующим со стороны республиканского руководства было отказано из-за того, что «храм находится в центре города и в нем размещен Бурят-Монгольский музей». Верующие, со своей стороны, говорили: «.храм находится в запущенном состоянии, с забитыми жестью окнами и совершенно пустой. здание приходит в упадок и запустение от того, что за ним не следят и десятилетиями не ремонтируют, а нам он необходим, так как имеющийся у нас храм не вмещает всех верующих в обычные воскресные дни, не говоря уже о двунадесятых праздниках и центральных, как Пасха и Рождество, когда народ вынужден стоять в ограде храма и даже за оградой»6. Однако обращения верующих не нашли отклика со стороны властей.

Благоприятный период легализации православных организаций 1940-х гг. сменился антирелигиозной кампанией конца 1950-х — середины 1960-х гг. Эта кампания характеризовалась вмешательством государства в административно-управленческую деятельность РПЦ посредством законодательных инициатив, а также незаконным принуждением через институт уполномоченных Совета и местные органы власти к закрытию церквей, давлением на их финансово-хозяйственную деятельность. В качестве причин закрытия церквей чиновники предлагали следующие: низкая доходность, наличие поблизости соседней церкви, слабая посещаемость

5 Там же, оп. 4, д. 75, л. 45.

6 Там же, д. 86, л. 79-80.

или отсутствие священнослужителя и учредителей (двадцатки). Церковь могли закрыть под предлогом несоответствия правилам техники безопасности, жилищно-эксплуатационным стандартам и др. Так, на территории Иркутской обл. были закрыты Петропавловская (1956 г.) и Воскресенская (1961 г.) церкви, в г. Кяхта Бур.АССР — Успенская церковь (1962 г.), в г. Сретенске Читинской обл. — Георгиевская церковь (1963 г.).

Другим направлением деятельности уполномоченных Совета по делам РПЦ являлся контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах как духовенством и верующими, так и местными органами советской власти в отношении РПЦ. На территории Байкальского региона случаи его нарушения выявлялись довольно часто. Особенно часто такие факты выявлялись в ходе контроля за совершением религиозных треб (крещений, венчаний, отпеваний). К примеру, согласно советскому законодательству, все мероприятия в отношении детей должны приниматься обоими родителями совместно (ст. 38 Кодекса законов РСФСР о браке, семье и опеке). Уполномоченные, соответственно, выясняли случаи крещения детей без согласия родителей. Как свидетельствует записка о религиозной обстановке в Читинской обл. и соблюдении законодательства о религиозных культах, «в РПЦ имелись факты когда вместо родителей детей на крещение привозили бабушки.»1. Многие предпочитали крестить своих детей вдалеке от места проживания, однако эти факты становились известны широкой общественности. Так, в 1971 г. Тулунский городской комитет КПСС исключил из партии одного коммуниста, крестившего ребенка. Это вызвало беспокойство со стороны уполномоченного по Иркутской обл. А.А. Веселкова, который настаивал на привлечении духовенства к судебной ответственности за крещение детей без согласия обоих родителей2. В Бурятии были зафиксированы случаи нарушения законодательства со стороны местных властей по отношению к священнослужителям. Архиепископ Иркутский и Читинский сообщал уполномоченному,

1 Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК), ф. п-3, оп. 45, д. 36, л. 106—107.

2 ГАИО, ф. р-2951, оп. 1, д. 70, л. 31—33.

что чиновники на местах препятствуют проезду священников «по вызову верующих на места».

Уполномоченные постоянно «заботились» о кадровом составе духовенства, с целью чего занимались сбором информации о его деятельности, уровне образования, личных качествах и др., также в компетенцию уполномоченных входила и регистрация священнослужителей. Перед направлением священника в приход его кандидатура согласовывалась и утверждалась уполномоченным, после чего издавался указ правящего архиерея о назначении священника, а затем уполномоченный выдавал справку о его регистрации в обозначенном храме. Соответствующим образом священники могли быть и уволены. Так, в 1970 г. Иркутский архиепископ назначил новым настоятелем Вознесенского храма г. Улан-Удэ Т. И. Шитикова, который через 5 месяцев был отстранен от должности. Как сообщал уполномоченный Д.Б. Очиржапов, «не успев приступить к исполнению своих обязанностей, стал вмешиваться в дела церковного совета, особенно в его финансовохозяйственную деятельность, проявлять администрирование, оскорблять членов исполнительного органа и обслуживающий персонал». После нескольких предупреждений уполномоченным было сделано архиерею соответствующее представление, и в августе 1970 г. Т.И. Шитиков был уволен «за штат»3. Как свидетельствуют информационные отчеты уполномоченных о деятельности религиозных обществ, в их функции также входило систематическое наблюдение за финансовым состоянием религиозных общин, идеологическая работа с духовенством и верующими, контроль за проповеднической деятельностью священников и многое другое.

Таким образом, уполномоченные Совета по делам РПЦ (Совета по делам религий) на подведомственной им территории определяли конфессиональную политику и являлись важными фигурами во взаимоотношениях РПЦ и местной власти. При этом некоторые из них понимали свои задачи в жестком ограничении деятельности религиозных общин, другие же брали на себя и правозащитные функции.

3 НАРБ, ф. р-1857, оп. 1, д. 74, л. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.