Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРОВ В ФУТБОЛЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРОВ В ФУТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
256
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич

Меткость футболистов определяется некоторой в известной мере обобщенной способностью к точности ударов, зависящей от природных задатков и от общей двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACCURACY OF STRIKES IN FOOTBALL

The accuracy of football players is determined by certain, to a certain extent, generalized ability to hit accuracy, depending on natural inclinations and on general motor readiness.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРОВ В ФУТБОЛЕ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОЧНОСТИ УДАРОВ В ФУТБОЛЕ IMPROVING THE ACCURACY OF STRIKES IN FOOTBALL

Парфенов Александр Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Parfenov Aleksandr Sergeevich PhD., associate professor department of the physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Меткость футболистов определяется некоторой в известной мере обобщенной способностью к точности ударов, зависящей от природных задатков и от общей двигательной подготовленности.

Abstract. The accuracy of football players is determined by certain, to a certain extent, generalized ability to hit accuracy, depending on natural inclinations and on general motor readiness.

Ключевые слова: футбол, спорт, здоровье, движение, физическая культура

Keywords: football sport, health, movement, physical culture

Точное выполнение технических приемов позволяет игрокам и команде выигрывать время, сохранять силы, вести игру в быстром темпе, комбинационно и результативно. Вот почему вопрос овладения современной техникой, т. е. вопрос о достижении максимально возможной результативности. ударов по воротам и точности передач, о высоком качестве выполнения других приемов, поставлен перед современной практикой особенно остро. Каково же состояние дел в этой части подготовки игроков в отечественном футболе?

Таким образом, остается предположить, что тренеры команд разного уровня недостаточно осведомлены в теоретических и практических аспектах совершенствования точностных движений вообще и в футболе в частности. На этом и хотелось бы остановиться.

Прежде чем перейти к изложению материала, рассмотрим более подробно термины «точность» и «меткость», поскольку частенько ими выражают одно и то же понятие.

В настоящее время под термином «точность» принято подразумевать степень соответствия-результата двигательной задаче, т. е. результат действия.

Под термином «меткость» имеется в виду способность человека в большей или меньшей степени выполнять движение точно.

Генераднзованность и специфичность меткости

Определено, что у футболистов способность точно поражать цель при помощи ударов достигается врожденными или наследуемыми факторами, т. е. задатками.

Таким образом, можно говорить о точностных задатках (как и о скоростных, координационных, интеллектуальных и др.).

Способность точно поражать цель разными ударами и в разных условиях их выполнения в определенном смысле общая, генерализованная. А именно: если футболист точен в ударах по цели, то есть основания полагать, что он будет в значительной мере точен и в других точностных движениях, (например, бросая мяч в баскетбольную корзину, поражая цель теннисным мячом и т. д.).

Безусловно, подобная общая способность точно наносить удары по мячу в известной мере зависит не только от природной одаренности, но и от общей двигательной подготовленности и от ее специфики.

Однако общая генерализованная способность точно бить по мячу довольно невелика - около 15-18%. Поэтому совершенствование в каком-либо техническом приеме обычно не ведет к повышению точности выполнения другого приема.

Например, тренировка футболиста в ударах по мячу ногами не повысит точности ударов головой. Более того, между точностью даже одинаковых ударов, но выполненных в разных условиях, связь весьма низкая.

Таким образом, меткость футболистов определяется некоторой в известной мере обобщенной способностью к точности ударов, зависящей от природных задатков и от общей двигательной подготовленности. Данная генерализованная способность служит как бы фундаментом, на котором базируется меткость, достигаемая в конкретном техническом приеме и являющаяся сугубо специфичной. Более того, на уровне высокого спортивного мастерства генерализованная способность, как правило, не проявляет переноса тренированности в точности одного вида ударов на другие.

Из этого положения следует очень важный практический вывод: для достижения достаточно высокого уровня точности какого-либо удара в игре необходимо при его совершенствовании учитывать все нюансы, в которых он непосредственно выполняется [1].

Если проследить динамику точности ударов у футболистов на протяжении ряда лет, то можно заметить: прирост значителен лишь на начальном этапе спортивной карьеры. По достижении зрелого мастерства точность стабилизируется.

Главная задача этапа совершенствования - поддержание максимально высокой меткости. Решение ее возможно лишь при правильной организации процесса тренировки, требующей соблюдения ряда методических правил:

Независимо от того, какому разделу подготовки посвящена тренировка (физической, технической, тактической), если она проходит с мячом, тренер обязан планировать упражнения так, чтобы постоянно уделять внимание совершенствованию точности ударов и передач.

Проявление меткости весьма специфично и очень чувствительно к изменению условий выполнения ударов. Это относится к функциональному и психологическому фону, к особенностям техники применительно к игровым ситуациям и т. п. Вот почему тренировка на точность должна проходить на совершенно определенном (отвечающем конкретным задачам) функциональном, психологическом и технико-тактическом фоне.

При выборе средств тренировки и подборе упражнений следует помнить, что нельзя тренировать точность вообще. Причины недостаточно высокого развития меткости ударов у отдельных игроков и у команды в целом могут быть разными. Поэтому сначала надо выявить лимитирующие звенья и лишь после этого подбирать средства для их устранения. Внимание тренера может быть сосредоточено на:

- повышении общего уровня двигательной подготовленности (особенно на начальных этапах);

- совершенствовании техники выполнения ударов и передач (в стандартных и в вариативных условиях игровой обстановки);

- совершенствовании психологической устойчивости к различным сбивающим факторам;

- совершенствовании устойчивости к физической нагрузке.

Методические приемы тренировки точности ударов и передач

Отмечу некоторые приемы и методы совершенствования меткостных способностей футболистов, по каким-либо причинам не нашедшие достаточно широкого использования в практике учебно-тренировочного процесса.

Изменение веса мяча. Этот прием - предполагает, что использование мячей разного веса в тренировке приведет к совершенствованию двигательной чувствительности игроков, а это, в свою очередь, отразится на меткостных способностях футболистов.

Как показали исследования, использование облегченных мячей и варьирование их веса (от облегченных до нормальных) способствуют повышению точности ударов. Безусловно, такие задания более предпочтительны в начале обучения, но не исключаются и при совершенствовании приемов квалифицированными спортсменами.

В то же время использование утяжеленных мячей (весящих больше, чем соревновательные) не только не дает положительных результатов - ни с точки зрения совершенствования техники, ни с точки зрения повышения точности, - но порой приводит даже к отрицательным последствиям.

К сожалению, приходится признать, что использование данного методического приема в тренировке в настоящее время затруднено по чисто организационной причине: в нашей промышленности не налажен выпуск облегченных мячей разного веса [1]. Остается лишь уповать на лучшее, а специалистам пожелать оставаться оптимистами.

Изменения размеров целей (как вертикальных, так и горизонтальных), по-видимому, не влияют на отработку точности ударов и передач.

Тренировка точности и скорости

С сожалением, но вынужден констатировать: в вопросах скоростной техники наш футбол пока еще отстает от мирового.

Основной недостаток его, на мой взгляд - в не совсем верном принципе тренировочной работы: будто бы точность передач мяча и Ударов по воротам, достигнутая при работе на малой (привычной) скорости, как бы автоматически переносится и на действия более быстрые.

Однако, как показали результаты исследований, такого «переноса» точности

нет. К примеру, у юных футболистов точность ударов в цель в привычном темпе вдвое хуже, чем у квалифицированных. [3]. При выполнении же ударов в быстром темпе их точность снижается примерно одинаково (в 1,7 раза).

В тренировке точности быстрых движений были попытки отдельно отрабатывать точность, не уделяя особого внимания скорости, и отдельно - скорость, пренебрегая (до известной степени) точностью. Считалось, что такой подход позволит одновременно повысить и скорость, и точность. Итог недавно проведенного исследования убедил в нецелесообразности такого подхода. Лучшие результаты достигались, когда равное внимание уделялось одновременно обоим показателям.

С этой точки зрения важен соревновательный метод. Для более эффективного совершенствования точности ударов и передач, как и для повышения физических кондиций (быстроты, ловкости и др.), можно использовать соревнования, в которых оценивалось бы несколько моментов. Так, на начальных этапах обучения может принести неоценимую пользу соревнование на звание «Самый быстрый и самый меткий». Сколь часто на практике приходится видеть игроков достаточно точных, но выполняющих все движения медленно (как бы на месте), либо быстрых, но неточных. Поэтому превосходство какого-то игрока по одному из показателей еще не дает ему право считать себя победителем (это же относится и к команде в целом).

В дальнейшем тренер должен использовать упражнения соревновательного характера, в которых сохранялся бы этот принцип, и, работая с конкретными игроками, придерживаться (очевидно) предполагаемой системы ведения игры, главная цель которой - организация финальной части атаки.

Например, тренер, исходя из реальных возможностей, решает повысить эффективность фланговых атак с целью улучшения результативности команды. Воплощая задуманное, он на тренировочных занятиях использует множество разных упражнений. Вот одно из возможных.

Упражнение проводится в форме соревнования. Игрок А (рис. 1) обводит стойки и передает мяч на ход игроку В. Тот, обработав мяч, бьет по воротам, после чего рывком устремляется в угол поля (где лежат мячи) и выполняет прострельную передачу на ход игроку Б, который наносит удар по воротам с ходу.

Рис. 1. Упражнение на тренировку точности и скорости движений

Таким образом:

1. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый из игроков не побудет во всех ролях.

2. Другая команда выполняет то же упражнение, но в другие ворота.

3. Критерии определения победителя - быстрота выполнения упражнения и число забитых голов.

Другой пример направлен на совершенствование организации быстрой контратаки. Игрок команды А сильным ударом направляет мяч в поле (рис. 2). После этого цель игроков команды А - поочередно обежать стойки, а команды Б - овладев мячом, забить его в ворота (не менее чем после трех передач). Гол считается забитым, если не все игроки команды А успели сделать перебежку.

Рис. 2. Упражнение совершенствование организации быстрой контратаки

Следовательно:

1. Игроки команды А могут выполнять любое задание (в зависимости от задачи занятия).

2. Победитель определяется после поочередной смены мест командами.

Приведенные упражнения не претендуют на оригинальность, но то, что сама

принципы повышения результативности ударов по воротам в практике нашего учебно-тренировочного процесса «не срабатывают», - факт бесспорный.

Совершенствованию точности ударов способствуют задания контрастного характера. Речь идет о том, чтобы при ударах в цель и при передачах мяча игроки посылали мяч с разных расстояний и на разные дистанции. Причем чем чаще будут сменяться подобные задания, тем выше окажется тренировочный эффект. В этой связи следует поставить под сомнение полезность широко используемых в тренировочных занятиях упражнений, когда футболисты часто бьют по воротам (либо в какую-то цель) с одного расстояния (как правило, с линии штрафной площадки) или, разойдясь на произвольную дистанцию, монотонно передают мяч друг другу.

Таким образом, основной метод отработки точности передач и ударов по воротам - приближение условий обучения и совершенствования к игровым. Необходимо:

1. Выполнять упражнения на повышенной скорости.

2. Вводить пространственные и временные ограничения.

3. Систематически усложнять условия выполнения упражнений.

4. Изменять состояния самого тренирующегося.

ала

4

5. Варьировать число участвующих в упражнении.

6. Использовать пассивное и активное сопротивление со стороны соперника. Описанные методические приемы и методы отработки меткости не следует

использовать в тренировочной работе как самоцель. Их применение требует от тренера творческого подхода. Помимо этого, необходимо помнить, что одновременно с работой над меткостью следует решать и другие задачи подготовки классных футболистов: функциональные, технические, тактические и психологические.

Литература

1. Коробейник А. В. Футбол. Самоучитель игры : учеб. пособие / А. В. Коробейник. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 320 с.

2. Малое В. И. 100 великих футбольных клубов : учеб. пособие / В. И. Малое. -Москва : Вече, 2012. - 357 с.

3. Михалевский В. И. Футбол как социально-педагогическая система. Методология, методика, управление : учеб. пособие / В. И. Михалевский. - Москва : Физическая культура, 2010. -112 с.

References

1. Korobeynik A. V. Futbol. Samouchitel' igry [Football. Tutorial of the game]. Moscow, St. Petersburg, Peter Publ., 2000, 320 p.

2. Malov V. I. 100 velikikh futbol'nykh klubov [100 great football clubs]. Moscow, Veche Publ., 2012, 357p.

3. Mikhalevsky V. I. Futbol kak sotsial'no-pedagogicheskaya sistema. Metodologiya, metodika, upravlenie [Football as a socio-pedagogical system. Methodology, methodology, management]. Moscow, Physical culture Publ., 2010,112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.