References
1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federaciina period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
2. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 04.12.2014 g. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/
3. Bogacheva E.S. Srednee professional'noe obrazovanie: kompetencii kak institucional'nye parametry kachestva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novocherkassk, 2011.
4. Kuz'mina A.A., Matveeva T.Yu. Razrabotka sistemy monitoringa professional'nyh kompetencij personala organizacii. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-sistemy-monitoringa-professionalnyh-kompetentsiy-personala-organizatsii/viewer
5. Abankina I.V., Belikov A.A., Gaponova O.S., Dudyrev F.F. i dr. Global'naya konkurentosposobnost' rossijskogo obrazovaniya. Materialy dlya diskussii Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vysshaya shkola 'ekonomiki». Institut obrazovaniya. 2017; Vypusk 3 (20): 49.
6. WorldSkills v Rossii. Available at: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills
7. Malinovskij E.S., Konkursnoe dvizhenie WorldSkills kak mehanizm innovacionnogo razvitiya professional'noj obrazovatel'noj organizacii. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2018; Vypusk 3: 38 - 43.
Статья поступила в редакцию 05.03.20
УДК 796.332:(796.015.134+796.015.136):796.08
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov
(Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru
Kuznetzova Zh.V, senior teacher, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia)
Yermokhin A.V., senior teacher, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: ermohin-a@mail.ru
TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS BASED ON GAME TASKS. The article discusses a problem of preparing a football sports reserve. The idea of the leading role of technical and tactical training for young football players is justified. The main content of the study is dedicated to the development of a technique for the technical and tactical training of young football players based on set of game tasks in the training process. The proposed sets of game tasks, which are based on elements of technical skills, not only develop physical skills of young football players, but also contribute to development of technical skills in playing soccer. Such approach will be interesting to coaches and specialists working in the field of studying the training of young football players. The article analyses the scientific research of considered problem made by leading authors, identifies reasons of unsuccessful performances of the country national team and suggests ways to solve it. In conclusion, the results of the research and its analysis are disclosed.
Key words: football, techniques, passing ball, hitting ball, taking away ball, dummies, game technique, movement abilities, game tasks.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E -mail: shvaleva-t@mail.ru
Ж.В. Кузнецова, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан
А.В. Ермохин, ст. преп., Хакасский государственный университет имени Н.Ф., Катанова г. Абакан, E-mail: ermohin-a@mail.ru
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
В данной статье рассматривается проблема подготовки спортивного резерва в футболе. Обосновывается идея о том, что ведущее значение в подготовке юных футболистов принадлежит технико-тактической подготовке. Основное содержание исследования посвящено разработке технико-тактической подготовке юных футболистов на основе комплексов игровых заданий в тренировочном процессе. Предложенные комплексы игровых заданий основаны на элементах технических приемов, которые не только развивают двигательные способности у юных футболистов, но и способствуют освоению технического мастерства игры в футбол. Такой взгляд будет интересен тренерам и специалистам в области изучения подготовки юных футболистов. В статье анализируются научные исследования ведущих авторов по изучаемой проблеме, выясняются причины неудачных выступлений национальной сборной страны и предлагаются пути решения данной проблемы. В заключение представляются результаты исследования и их анализ.
Ключевые слова: футбол, технические приемы, передачи мяча, удары по мячу, отбор мяча, финты, техника игры, двигательные способности, игровые задания.
В настоящее время выступления молодёжной и юношеской сборных команд нашей страны на крупных международных соревнованиях неутешительны. Многие специалисты отмечают отсутствие ярких, технически и тактически подготовленных молодых игроков, что отражает уровень подготовки спортивного резерва в футболе. Подчеркивают, что в футболе наблюдаются технические приемы координационной сложности, и это связано с большими тренировочными нагрузками.
Поэтому необходимо в тренировочном процессе расширять возможности целенаправленного подбора средств и методов для технической подготовки игры юных футболистов. В последние годы в научной литературе стали публиковаться подробные методические рекомендации по технике, тактике и методике подготовки футболистов. Во многих работах обобщался передовой практический опыт проведения учебно-тренировочной работы, намечалась цикличность тренировки, этапы подготовки. Но эти рекомендации в основном касаются мастеров высокого класса, а не юных футболистов.
Целью работы является обоснование эффективности применения разработанных нами комплексов игровых заданий в тренировочном процессе. Важную роль в изучении технической подготовки игроков сыграли научные труды профессора Н.А. Бернштейна, который успешно разрабатывал методы изучения движений, развитие координационных способностей, построение движений по уровням. Его работы являются настольной книгой для подготовки спортсменов в современном спорте. Другой исследователь, Лобановский В.В., утверждает, что при подготовке юных футболистов необходимо уделять внимание не только общефизической, но и (и это главное) технико-тактической подготовке, так как она является основным компонентом игры [1]. Другой автор, Адамбеков К.И., изучая подготовку футболистов, выделяет в ней технику полевого игрока и тех-
нику вратаря, в которых рассматриваются техники передвижений и владения мячом, способствующие повышению спортивного мастерства. Он считает, что техническая подготовка с использованием целесообразных средств и методов поможет в дальнейшем решении проблемы повышения качества техники юных футболистов [2]. Научные исследователи, такие как Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. изучают командные, групповые и индивидуальные действия в тактической подготовке юных футболистов. Они в своих работах выделяют особенности построения тренировки на разных этапах подготовки с учётом возрастных закономерностей развития футболиста и уровня физической подготовленности. Использование разносторонности техники и тактики игры в тренировочном процессе и соревновательной деятельности способствуют регулированию объёма физической нагрузки [3].
Другие авторы, такие как Герасименко А.П., Рогачев, А.Ф., Князев, В.Д., установили необходимость соблюдать соответствие уровня подготовки юного футболиста возрастным закономерностям развития его организма и структуры соревновательной деятельности. Они предусматривают необходимость целенаправленного построения тренировочного процесса по периодам и циклам [4]. Золотарев А.П. в научных работах исследует вопрос подготовки спортивного резерва в футболе, начиная с младшего школьного возраста и базовых основ технической подготовки [5].
Игроки в футболе должны владеть разнообразными техническими приемами игры, поэтому, используя игровые приемы и их разновидности в сочетании с другими упражнениями, мы обосновали критерии оценки игровых приемов и их характеристик (табл. 1).
Анализ научных исследований дает основание говорить о том, что подготовка футболистов рассматривается с различных сторон (физической, техниче-
Таблица 1
Критерии оценки игровых приемов
Критерии Их характеристики
1. Количество приемов, применяемых игроком в игре. Умение игрока рационально использовать разнообразные игровые приемы в каждой игровой ситуации на протяжении всей игры.
2. Стабильность и надежность применяемых приемов независимо от сбивающих факторов. Напряженность матча, статус игры, активное противодействие соперников, реакция болельщиков, непогода, владение игроком техническими навыками, психологическая установка.
3. Эффективность и целесообразность применяемых приемов в игре. Зависит от условий игровой ситуации, количества соперников в данной ситуации, владение навыками обманных движений и запасом технических приемов игроков для данной ситуации (разновидности ударов по мячу, виды передвижений, виды остановок мяча и т.д.).
4. Легкость, непринужденность и рациональная скорость выполнения приемов в игре. Зависит от воспитания физических способностей, скорости двигательной реакции на перемещающийся объект, быстроту одиночного движения, автоматизации навыка.
ской, тактической, волевой и др.), которым необходимо уделять особое внимание.
Техническое мастерство игрока характеризуется как выполнением определенного количества приёмов, которые он использует в игре, так и вариативностью выполнения им отдельного приема, а также и в сочетании с другими техническими приёмами. Важным условием в игре является умение игрока применять технические приемы в каждой конкретной игровой ситуации (отбор мяча, остановка и передача мяча, передвижение, финты, удары по мячу), так как одновременно происходит активное сопротивление сопернику. От применения в игре технических приемов каждого игрока зависит конечный результат в соревновательной деятельности. Наблюдая за игроками в тренировочном процессе, мы смогли увидеть качественную сторону владения техническими приемами, которые необходимо совершенствовать и закреплять в различных игровых ситуациях. На основании выявленных результатов мы разработали методику обучения техническим приемам на основе игровых заданий.
Педагогический эксперимент проводился в течение 2018 - 2019 гг на базе МБОУ «КДЮСШ» в группе 13 - 14-летних футболистах г Абакана с целью обоснования эффективности применения разработанных нами комплексов игровых заданий в тренировочном процессе. Для решения поставленных задач были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В основе нашей методике лежит обучение техническим элементам, к которым разработаны подводящие и специальные упражнения, игровые задания, объединенные в ком-
плексы. Всего разработано 10 комплексов. В каждом комплексе по 15 заданий. Все игровые задания построены на базе технических элементов и системы развития силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, которые заложены в двигательных способностях игроков. Эти комплексы применялись в определенной последовательности в соответствии с задачами тренировки, а выполнение игровых заданий тесно связано с интенсивностью и объемом физической нагрузки занимающихся. Формирование двигательных навыков у игроков происходит по-разному. Одни быстро осваивают тот или иной прием, а другие - не очень. Это зависит от физических задатков и их развития. Поэтому в тренировочном процессе необходимо выделять игроков по игровым амплуа, ведущую роль в котором будут играть яркие индивидуальности, обладающие уникальной физической, психологической и технико-тактической подготовкой. Они способны в процессе матча творчески применять технические приемы, решать тактические задачи и быть лидером своей команды.
Ниже мы представляем один из комплексов игровых заданий, которые использовались в определенной последовательности на каждом занятии и чередовании, с усложнением заданий, рационально спланированной дозировкой, интенсивностью и объемом физической нагрузки, темпом, скоростью движения как в микроцикле, так и в каждой тренировке. Например, такой технический элемент, как удары по мячу: на одном занятии использовали точный удар по катящемуся мячу, а на другом - медленный удар и удар между флажками. По такому же принципу порядок построения был и в других упражнениях. Представляем один из комплексов.
Таблица 2
Приемы Выполнение упражнений / в парах, в тройках, в группах
Медленный удар по мячу в цель Упражнение выполняется в парах. Каждый игрок выполняет удар по неподвижному мячу в стенку с расстояния 3 - 4 м без разбега по 20 ударов точно в цель. Задача футболистов - прочувствовать место соприкосновения ноги с мячом и точно ударить по мячу. Результат оценивается по количеству попаданий и ударов в цель.
Точный удар в цель Упражнение выполнятся в тройках на точное попадание в цель каждого игрока. На вертикальной опоре ( щит) изображается квадрат 1x1 м. Игрок должен с расстояния 10 м выполнить 20 ударов в данную цель. Удары выполняются по неподвижному мячу. Результат оценивается по количеству попаданий ударов в цель.
Удар по воротам, пройдя между флажками. Игроки разбиваются на пары. Расстояние между партнерами 25 м. В середине сооружаются ворота шириной 1,5 - 2 м. из стоек. Оценивается рез-т по количеству попаданий и ударов в цель. Партнеры поочередно направляют мяч друг другу ударом серединой подъема так, чтобы мяч проходил сначала между флажками, а потом в ворота. Задача каждого игрока меньше сделать ошибок при ведении мяча. Результат оценивается в секундах и по количеству раз.
Удар по катящему мячу в ворота. Игроки разбиваются на пары. Один из партнеров выполняет передачу сбоку, а другой совершает удары по катящемуся мячу с разбега в цель (ворота, мишень на стенке). Выполнив по 10 ударов с обеих ног бьющий игрок меняется ролями с партнером. Результат оценивается по количеству попаданий.
Дальний удар по коридору На поле обозначается коридор шириной 20 м. Игроки поочередно выполняют удары по мячу верхом с разбега по 3 попытки. Побеждает тот, кто пошлет мяч на большее расстояние по коридору.
Передача мяча в кругу. На площадке чертится круг диаметром 20 м. Один из игроков встает внутри круга. Остальные размещаются по линии круга на одинаковом расстоянии друг от друга. Игрок, стоящий внутри круга, поочередно посылает мяч каждому из участников указанным тренером способом. Игрок должен принять и передать мяч тоже указанным способом.
Передача мяча и перемещения. Игроки (6 человек) располагаются по кругу. Один из игроков по сигналу выполняет передачу мяча (способ) одному из партнеров и перебегает на его место. Тот также выполняет передачу товарищу и перемещается на его место и т.д.
Передача мяча в разном построении и в движении. Передвигаясь по кругу, игроки выполняют передачи мяча в одно или два касания вначале в одну сторону, затем в другую. То же выполняют в двух колоннах, шеренгах, врассыпную.
Линейная передача мяча партнеру Два игрока встают в 10 м друг от друга. По сигналу они одновременно начинают ведение мячей друг другу ударом внутренней стороной стопы, а затем ударом по катящемуся мячу возвращают его обратно. При передачах необходимо следить, чтобы мячи не сталкивались.
Комплекс № 5 Игровые задания
С подачи партнера, передача по катящему мячу. Два игрока стоят на середине поля. Один игрок встает сбоку от партнера и внутренней стороной стопы низом направляет ему мяч. Получив мяч, с разбега по катящемуся мячу направляет его партнеру. Игроки, передавая мяч друг другу, продвигаются до конца поля. То же самое выполняют два игрока при встречной эстафете. Результат оценивается в секундах.
Удар серединой подъема. Одновременно удары выполняются по двум воротам. Игроки делятся на команды и каждый игрок команды выполняет удар с прямого разбега по воротам. Каждый игрок выполняет задание по 10 раз.
Остановка мяча с последующим ударом. Встать в 5 м от стенки и направить мяч низом так, чтобы, отскочив от стенки, он откатился назад. Остановив мяч (любым способом), вновь ударом направить его в стенку и т.д. Соревнуются сразу по две команды.
Прием и передача, остановка мяча Игроки разбиваются на пары. Партнеры встают друг против друга на расстоянии 8 - 10 м. Посылая поочередно мяч друг другу, они выполняют передачи и остановки мяча разными способами и по заданию тренера.
Мяч в центр и по кругу. Игроки встают по кругу, диаметр которого 12 м. Один из игроков занимает место в центре круга. Центровой поочередно передает мяч игрокам по кругу. Игрок, получивший мяч, останавливает его и передает партнеру по кругу, а тот обратно ему. Затем мяч игрок вновь возвращает центровому в круг. Футболисты закрепляют навыки остановки и передачи мяча.
Мяч из круга в круг Игроки делятся на две колонны. Перед каждой колонной чертится круг диаметром 2 м. Первые номера команд встают в круг с мячом. По сигналу они направляют мяч направляющим игрокам своих команд. Те, остановив мяч, направляют его обратно, а сами бегут в конец своей колонны. Игра заканчивается, когда каждый игрок в командах выполнит по три передачи. Победа дается команде, быстрее выполнившей задание. Расстояние от колонны до круга 6 - 7 м.
Отбор мяча. Упражнения выполняются в парах. 1. Один игрок ведет мяч и неожиданно выполняет 7рывок вправо (влево) или по ходу движения. Противник движется ему навстречу и должен отобрать мяч. 2. Игрок выполняет ведение с мячом и после быстрого бега резко останавливается, выполняет рывок в другом направлении. Противник должен отобрать мяч. 3. Ведение мяча между фишками, противник должен догнать и отобрать мяч. 4. Ведение мяча с остановками, поворотами и рывками, выпадами. Противник должен отобрать мяч. 5. Салки вокруг столба. Упражняются два игрока. В центре круга диаметром 2 м устанавливается стойка. Один из партнеров при помощи обманных движений, стремится уйти от преследователя. Выходить из круга запрещается. Партнеры периодически меняются ролями.
Составление комплексов игровых заданий мы начинали с таких приемов, как удары по мячу ногами разными способами (удары внутренней и внешней сторонами стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема, носком, пяткой.) Другой комплекс включает задания с остановками мяча и перемещениями. Также предлагалось участвовать в играх 3x3, 4x4, 5x5, 6x6. На следующем этапе на основе изученных простых приёмов приступали к изучению разнообразных технических приёмов, т.е. после ударов ногами по мячу и остановок мяча приступали к обучению его ведения; в последующем комплексе применялись игровые задания по выполнению финтов и разучиванию техники ударов по мячу головой и т.д., вбрасыванию и, наконец, отбору мяча. Естественно, такая последовательность обучения техническим приемам способствовала повышению у игроков спортивного мастерства, с целью закрепления владения техническими приемами применялась учебная игра.
В начале и конце эксперимента футболистам были предложены контрольные тесты для определения технической подготовки. Согласно полученным экспериментальным данным, интенсивность роста исследуемых показателей у футболистов в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Выявлено, что наилучшие результаты в экспериментальной группе были показаны в тесте № 1 (передача мяча), где в среднем прирост составил 62,5%. Так как этот тест в игре является основным техническим приемом, то в нем наблюдался наивысший прирост. В тесте № 2 (ведение мяча) конечные результаты были неБиблиографический список
высокие. Прирост составил всего 2,7%. Это объясняется тем, что данный технический прием сложный, и требуется больше времени на его совершенствование. В третьем тесте (отбор мяча) прирост составил 37,9%, в последнем тесте (удары по воротам) - 29,1%.
В контрольной группе на конец эксперимента результаты тестирования ока-запись следующие. Прирост по первому тесту (передача мяча) составил 45%, во втором тесте (ведение мяча) прирост был всего 2,3%. В третьем тесте (отбор мяча) он был самый высокий и составил 21,6%, в четвертом тесте (удары в ворота) футболисты контрольной группы увеличили результаты на 16,7%. Сравнивая результаты, можно отметить, что по всем показателям они оказались выше в экспериментальной группе. Так, в тесте № 1 в экспериментальной группе результат был на 17,5% выше, чем в контрольной, а в тесте № 2 прирост составил 0,4%. Сравнивая показатели по третьему тесту, выяснили, что разница между группам составила 16,3%, а в четвертом тесте разрыв между группами оказался 12,4%.
В заключение отметим, что использование в тренировочном процессе разработанных нами комплексов по технической подготовке юных футболистов показало свою эффективность в педагогическом эксперименте. Составленные и внедренные комплексы игровых заданий в тренировочный процесс успешно прошли апробацию и показали наибольший прирост по всем исследованным показателям в экспериментальной группе. Мы считаем, что данную методику вполне можно использовать в практике футбола при подготовке юных футболистов.
1. Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов. Футбол: Ежегодник. Москва: Физкультура и спорт, 2007.
2. Адамбеков К.И. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
3. Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль,И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов. Теория и практика физической культуры. 2007; № 7: 49 - 51.
4. Герасименко А.П., Рогачев А.Ф., Князев В.Д. Совершенствование методов контроля технического мастерства юных футболистов. Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов. Волгоград, 2007: 24 - 32.
5. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе. Теория и практика физической культуры. 2008; № 3.
References
1. Lobanovskij V.V., Razumovskij E.A. Tehniko-takticheskie dejstviya futbolistov. Futbol: Ezhegodnik. Moskva: Fizkul'tura i sport, 2007.
2. Adambekov K.I. Optimizaciya trenirovochnyh zanyatij pri podgotovke yunyh futbolistov v usloviyah obscheobrazovatel'nyh shkol. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Godik M.A., Shamardin A.I., Halil',I. Komandnye, gruppovye i individual'nye uprazhneniya i ih sootnoshenie v trenirovke yunyh futbolistov. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2007; № 7: 49 - 51.
4. Gerasimenko A.P., Rogachev A.F., Knyazev V.D. Sovershenstvovanie metodov kontrolya tehnicheskogo masterstva yunyh futbolistov. Voprosy optimizacii uchebno-trenirovochnogo processa yunyh futbolistov. Volgograd, 2007: 24 - 32.
5. Zolotarev A.P. Struktura i soderzhanie mnogoletnej podgotovki sportivnogo rezerva v futbole. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2008; № 3.
Статья поступила в редакцию 10.03.20