УДК 796.332
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 9-14 ЛЕТ
Н.Н. Чесноков, А.Д. Дугблей, А.П. Морозов
Определен уровень технической подготовленности футболистов на основе тестовых заданий, в содержании которых учитывались рекомендации о надежности и информативности тестов и рекомендации типовых программ для организаций, осуществляющих спортивную подготовку с целью корректировки тренировочного процесса. Сформированы приоритетные направления в тренировочном процессе юных футболистов и определены необходимые средства подготовки с учетом игровой специализации.
Ключевые слова: футболисты, тренировочный процесс, техническая подготовленность, технические навыки, педагогический контроль, техническое мастерство.
Для того чтобы соответствовать требованиям ведения игры в условиях соревновательной деятельности, юным футболистам необходим качественный уровень технического мастерства, который является основой успешного выполнения поставленных тактических задач в ходе игровой соревновательной деятельности. Вместе с тем, чрезмерное насыщение тренировочной программы упражнениями на отработку техники владения мячом приводит к снижению либо практически полному сокращению времени на общую физическую подготовку, что негативно сказывается на уровне проявления гибкости, ловкости и других физических качеств. Определение наиболее гибкого подхода к структуре и содержанию тренировочной программы у юных футболистов, в равной мере учитывающей все указанные позиции, является одной из важнейших проблем современ -ной теории и методики футбола.
Педагогический контроль подготовки юных спортсменов обеспечивает тренеров необходимой информацией об уровне развития ведущих физических качеств и технико-тактических умений. Проведение тестиро -вания двигательных навыков спортсмена является приоритетным направлением в деятельности тренерского состава на всех этапах спортивной подготовки [1, 2, 10]. Именно от своевременности и качества получаемой информации, касающейся результатов тренировочной деятельности спортсменов, во многом зависит успешность управленческих решений тренера. В футболе регулярный контроль подготовки обеспечивает оценку эффективности тренировочного процесса в ходе годичного цикла юных футболистов [4, 6].
Согласно данным литературных источников [1, 6, 10] до 10-11 лет происходит наиболее быстрое формирование двигательной чувствительно -сти, поэтому объективный выбор соответствующих упражнений, воздейст-
вие которых будет направленно на улучшение двигательно-координацион-ных способностей и пространственно-временных ощущений, позволит наиболее эффективно использовать этот возрастной период для развития технического мастерства.
Рекомендации ряда авторов [7, 10] сводятся к отступлению от контрольных нормативов, предусмотренных учебным планом, в пользу тестов с большей степенью сходства по форме и характеру с элементами соревновательных действий, поскольку эти упражнения несут в себе повышенный процент специализированной нагрузки, что способствует лучшему выявлению способностей к соревновательной деятельности юных футболистов.
Для оценки уровня технической подготовленности были выбраны 64 футболиста возрастом от 9 до 14 лет. В исследовании приняли участие спортсмены мужского пола, занимающиеся футболом не менее двух лет. Для определения уровня технической подготовленности были применены тестовые задания, в содержании которых учитывались рекомендации о надежности и информативности тестов [3, 9, 11], а также рекомендации типовых программ для организаций, осуществляющих спортивную подготовку [5, 8].
Тест №1. Ведение мяча в течение 30 с.
Тест №2. Жонглирование мяча в движении в течение 1 мин.
Тест №3. Передача мяча на точность за 30 с (4 мяча).
Тест №4. Удары по воротам (количество попаданий, 5 попыток).
Тест №5. Длинная передача мяча на точность.
Программа тестирований предусматривала оценку скоростной техники владения мячом и специальной координации. В контексте взаимосвязи выполнения движений и успешности конечного результата особое внимание уделялось адекватности прохождения теста. В условиях тренировочного процесса изучались такие параметры, как надежность и согласованность технических действий. Педагогическое тестирование позволило определить уровень технической подготовки и выявить «пробелы» в структуре технического мастерства юных спортсменов.
В таблице и на рисунке приведены результаты тестирования технической подготовленности футболистов 2004-2008 годов рождения (гг.р.). Среднее количество баллов, набранных игроками 2004 гг.р. составляет 459,9; 2005 гг.р. - 442,2; 2006 гг.р. - 388; 2007 гг.р. - 390,8; 2008 гг.р. - 297,7.
Данные темпы прироста качественных показателей юных футболистов свидетельствуют об определенных закономерностях возрастного развития организма и спортивного мастерства игроков [8], частично это может характеризовать достаточную эффективность системы многолетней подготовки и координационной тренировки юных спортсменов. Однако необходимо констатировать, что большинство футболистов всех возрастов сталкивались с одними и теми же трудностями прохождения тестовых заданий, что приводило к одинаковым ошибкам [11].
Результаты тестирования технической подготовленности футболистов 2004-2008 годов рождения, в баллах
Год Контрольно-нормативные испытания
рожд. Тест №1 Тест №2 Тест №3 Тест №4 Тест №5 Кол-во
Ведение Жонглирова Передача Удары по Длинная пе-
мяча ние мяча мяча воротам редача мяча
2008 54,6 0,8 134,6 107,7 - 297,7
2007 56,8 23,6 207,8 102,6 - 390,8
2006 57,0 8,0 165,0 45,0 113,0 388,0
2005 59,5 20,0 200,0 72,7 90,0 442,2
2004 58,2 35,4 139,1 81,8 145,4 459,9
Результаты тестирования технической подготовленности футболистов 2004-2008 годов рождения, в баллах
Например, при прохождении тестов № 1, 2 и 3 футболисты всех возрастов испытывали сложности в выполнении скоростного ведения мяча, игроки не могли правильно дифференцировать свои усилия, что отражает низкий уровень развития двигательной чувствительности, двигательных качеств и степени освоения рациональной структуры движений с мячом. Особенно важно это для игроков 2004-2005 гг.р., так как в этом возрасте главной задачей в ходе многолетнего технического становления является формирование устойчивого навыка быстро и точно выполнять разные по форме игровые действия с мячом.
При прохождении теста №2 футболисты 2008 г.р. практически в полном составе не справились с заданием (среднее значение 0,8 балла), что также отражает низкий уровень развития чувства мяча (неспособность дифференцировать усилия при операциях с мячом).
Тесты № 4, 5 выявили ошибки у юных футболистов в технике выполнения ударов по воротам и длинных передач мяча верхом. Особенно стоит отметить большое количество ошибок при выполнении длинной передачи мяча в движении. Необходимо также отметить, что в тесте №4 дистанция до ворот была подобранна таким образом, чтобы при правильном техническом выполнении удара мяч верхом пересекал линию ворот (акцент не на силу удара, а на правильность выполнения и точность). Однако несформированность соответствующего навыка не позволила молодым игрокам продемонстрировать более лучшие результаты.
Анализ полученных данных показал необходимость повышенного внимания тренерского состава не только к качеству техники владения мячом, но и к количественным показателям выполнения технических приемов в движении (сколько раз за тренировку футболист совершил тот или иной технический прием в движении) как в отдельном тренировочном занятии, так и в течение микро(мезо)цикла. При этом также следует указать на значительное количество подходов к формированию как отдельных элементов, так и всего комплекса технических умений и навыков в целом.
Для исправления в тренировочные планы команд, принявших участие в исследовании, были внесены ряд коррекций, заключавшихся в следующем:
- определен перечень упражнений на отрабатывание техники владения мячом, совершенствование которых позволяет в наибольшей мере повышать уровень технического мастерства: остановка и прием мяча разными частями тела на месте и в движении, жонглирование на месте и в движении в игровых упражнениях, техника передачи мяча в парах, постановка и отрабатывание ударов любой стороной стопы, ведения мяча с изменением направления движения и скорости;
- расширен спектр физических упражнений прежде всего за счет увеличения количества комплексов на повышение гибкости, координации движений, скоростно-силовой подготовки;
- согласно возрасту и уровню подготовленности сформированы методические рекомендации к выполнению технических комплексов, последовательности их применения в тренировочном процессе.
Данные изменения позволили существенно повысить уровень технической подготовленности игроков во всех возрастных группах, что подтвердилось проведенным повторно тестированием и экспертной оценкой соревновательной деятельности в течение летнего сезона.
Выводы.
1. Проведенное тестирование позволило выявить у игроков «пробелы» в технической составляющей и помогло сформировать приори -тетные направления в тренировочном процессе юных футболистов, определить необходимые средства подготовки с учетом игровой специализации.
2. Высокий уровень овладения специальными техническими навыками, характерными для определённого амплуа футболиста, подразумевает под собой высокую степень развития специализированных функциональных структур, формирование которых напрямую определяется условиями тренировочного процесса.
3. Систематическая оценка технической подготовленности выяв -ляет «пробелы» в подготовке юных игроков, позволяя своевременно кор -ректировать тренировочный процесс, вместе с анализом соревновательной деятельности игроков, обеспечивая плавное улучшение показателей спортивной формы.
Список литературы
1. Годик М.А. Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. М.: Советский спорт, 2010. 336 с.
2. Голомазов С.В., Левин В.С., Маневич Г.Л. Субъективное прогнозирование как фактор, определяющий объем и эффективность действий футболистов с мячом в соревновательных играх // Теория и практика футбола. 2001. № 4. С. 14-17.
3. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. М., 2000. 80 с.
4. Королева Т.П. Психолого-педагогический контроль генезиса специальных способностей учащихся школ спортивного резерва: автореф. дис. ...д-ра психол. наук. СПб., 2004. 55 с.
5. Никитушкин В.Г. Комплексный контроль подготовки юных спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2013. 352 с
6. Просандеев П.П. Педагогический контроль за технической подготовленностью юных футболистов: автореф. дис. .канд. пед. наук. Сургут, 2007. 26 с.
7. Футбол. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М.А. Годик [и др.]. М.: Советский спорт, 2011. 160 с.
8. Чесноков Н.Н., Дугблей А.Д., Морозов А.П. Анализ физической подготовленности футболистов 15-17 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3. С.138-142.
9. Чесноков Н.Н., Дугблей А.Д., Морозов А.П. Комплексная оценка уровня физической подготовленности юных футболистов на тренировочном этапе // Известия Тульского государственного университета. Физиче -ская культура. Спорт. 2018. Вып. 2. С. 161-168.
10. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов: монография. М., 2017. 248 с.
11. Чирва Б.Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 2008. 48 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зам. генерального директора, nnch01@,mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Дугблей Аллан Джоакимович, канд. пед. наук, зам. директора, nnch01@,mail. ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Моском-спорта,
Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, начальник науч-метод. отдела, nnch01@,mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта
CONTROL OF TECHNICAL PREPAREDNESS OF YOUNG FOOTBALL
PLAYERS 9-14 YEARS
The level of technical preparedness of football players was determined on the basis of test tasks, the content of which took into account recommendations on the reliability and informativeness of tests and recommendations of standard programs for organizations carrying out sports training in order to adjust the training process. Priorities have been formed in the training process of young football players and the necessary means of training have been determined taking into account the game specialization.
Key words: football players, training process, technical readiness, technical skills, pedagogical control, technical mastery.
Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Dugblay Allan Djokimovich, candidate of pedagogical sciences, deputy director, nnch01@mail.ru, Russia, Moscow, Sport and Physical Society "Youth of Moscow" Moscomsport,
Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport
Reference
1. Godik M.A. Skorodumova A.P. Kompleksnyj kontrol' v sportivnyh igrah. M.: Sovetskij sport, 2010. 336 s.
2. Golomazov S.V., Levin V.S., Manevich G.L. Sub"ektivnoe prognozirovanie kak faktor, opredelyayushchij ob"em i effektivnost' dejstvij futbolistov s myachom v sorevno-vatel'nyh igrah // Teoriya i praktika futbola. 2001. № 4. S. 14-17.
3. Golomazov S.V., Chirva B.G. Futbol. Teoreticheskie osnovy i metodika kontrolya tekhnicheskogo masterstva. M.: SportAkademPress, 2000. 80 s.
4. Koroleva T.P. Psihologo-pedagogicheskij kontrol' genezisa special'nyh sposobnostej uchashchihsya shkol sportivnogo rezerva: avtoref. dis. ...d-ra psihol. nauk. SPb., 2004. 55 s.
5. Nikitushkin V.G. Kompleksnyj kontrol' podgotovki yunyh sportsmenov: monografiya. M.: Fizicheskaya kul'tura, 2013. 352 s
6. Prosandeev P.P. Pedagogicheskij kontrol' za tekhnicheskoj podgotovlennost'yu yunyh futbolistov: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. Surgut, 2007. 26 s.
7. Futbol. Tipovaya uchebno-trenirovochnaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva / M.A. Godik [i dr.]. M.: Sovetskij sport, 2011. 160 s.
8. Chesnokov N.N., Dugblej A.D., Morozov A.P. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti futbolistov 15-17 let // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. Vyp. 3. S. 138-142.
9. Chesnokov N.N., Dugblej A.D., Morozov A.P. Kompleksnaya ocenka urovnya fizicheskoj podgotovlennosti yunyh futbolistov na trenirovochnom etape // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. Vyp. 2. S. 161168.
10. Chesnokov N.N., Nikitushkin V.G., Morozov A.P. Upravlenie sportivnoj podgotovkoj vysokokvalificirovannyh sportsmenov: monografiya. M., 2017. 248 s.
11. Chirva B.G. Bazovaya i professional'naya tekhnicheskaya i takticheskaya podgotovka futbolistov: avtoref. dis. ...d-ra ped. nauk. M., 2008. 48 s.