СПОРТ
УДК 796.332 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10308
СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 9-10 ЛЕТ В АКАДЕМИЮ ФУТБОЛА
А.В. Антипов
Раскрыта проблема выбора современных критериев отбора юных футболистов в академии футбола. Представлен комплекс упражнений для спортивного отбора детей 9-10 лет с учетом степени освоения отдельных технических приемов.
Ключевые слова: юные футболисты, комплекс упражнений, спортивный отбор, техническая подготовка, начальное обучение.
В мировом рейтинге среди культивируемых видов спорта футбол занимает одно из ведущих мест. Соревновательная практика охватывает широчайший диапазон - от дворовых турниров до чемпионатов мира. Успешная игровая деятельность любой команды и отдельных игроков тре -бует от них максимального проявления спортивного таланта, высоких мо -ральных качеств, полной самоотдачи на всех этапах учебно-тренировочной работы. Необходимо отметить, что основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяют результативность и зрелищность игры [1, 3, 5-8].
В последнее время специалисты в области футбола отмечают отставание отечественных спортсменов от лучших зарубежных футболистов в мастерстве владения мячом. Многие ведущие тренеры и специалисты по футболу указывают на невысокий уровень технической подготовки на уроках по физической культуре в СОШ, а также на занятиях в ДЮСШ и СДЮШОР, футбольных академий, значительно уступающий возросшим современным требованиям. Истоки причин такого отставания на уровне профессиональных клубов и сборных команд видятся не только в недостаточной эффективности обучения спортсменов технике футбола, но и качестве спортивного отбора в юном возрасте [2, 4].
Таким образом, повышение уровня спортивного мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва. Однако перед качественной подготовкой нужно провести не менее качественный спортивный отбор. Наряду с этим остаются малоизученными вопросы методики отбора футболистов различного возраста.
Анализ учебной и научно-методической литературы свидетельствует, что в настоящее время из всего многообразия упражнений для определения способностей футболистов, представленных в различных источниках, непросто выделить такой комплекс для юных футболистов 9-10 лет, который бы предполагал оценку отдельных технических приемов.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений для конкурсного спортивного отбора юных футболистов 9-10 лет.
Результаты и методы исследования. В ходе исследований (тестировались юные футболисты ФК Локомотив, п=24) выявлено, что в процессе отбора юных футболистов недостаточно комплексных упражнений технического характера, в то время как элементам техники, связанным непосредственно с управлением мячом, уделено меньше внимания, а существующие упражнения не отличаются разнообразием. Именно в возрасте 9-10 лет, когда продолжают совершенствоваться технические навыки, просмотр таких технических элементов, как прием, передача и контроль мяча имеет важное значение. Предположительно такой небогатый диапазон контрольных упражнений на этапе отбора может явиться одним из факторов, тормозящих уровень технической подготовки в целом.
Наличие существующей проблемы подтолкнуло к поиску эффективного подхода для систематизации существующих методик на наиболее важном, по мнению многих специалистов, этапе спортивной подготовки.
Именно эти упражнения, на наш взгляд, рекомендуется включать в процедуру отбора детей исследуемого возраста.
Упражнение 1. Подвижная игра «Салки 1x1».
Количество детей: 10.
Описание: участники игры располагаются, как показано на схеме. Игроки разделены на две группы, которые располагаются по диагонали в углах. Одна группа - догоняющих, а другая группа - убегающих.
По сигналу тренера от каждой группы в центр отмеченной зоны вбегают по одному игроку. Задача догоняющего игрока осалить убегающего за 10 с. После окончания времени игроки уходят к себе в группу в конец колонны. После 5 повторений игроки меняются ролями.
Время игры: каждый игрок делает по 5 повторений в роли догоняющего и убегающего.
Организация: площадка 10*10 м.
Инвентарь: фишки, манишки.
В данной подвижной игре нужно обращать внимание на координированных и быстрых детей, на тех, кто быстро и ловко перемещается на поле со сменой направления.
Упражнение 2. Ведение и отбор мяча.
* * 1
/ -Т V / Ч V / 4 у 9 \
ж т
► в * 1
/ * * шт * * \
|» Д шп ШШ1 г * \
Количество детей: 10.
Описание: участники игры располагаются, как показано на схеме. Игроки разделены на две команды. Одна команда в начале игры владеет мячами, а другая располагается напротив них без мячей. По сигналу тренера игроки без мячей должны за отведенное время отобрать как можно больше мячей (в пределах правил) и забить голы в маленькие ворота. Задача команды, которая владеет мячом - за счет ведения, смены направления и обыгрыша, не дать им этого сделать. Игрок после потери мяча должен сразу вступить в отбор.
По окончании игрового времени тренеры подводят итоги игры. Команда, которая смогла отобрать и забить наибольшее количество голов считается победителем.
Время игры: 30 с х 4 повторения, пауза отдыха между повторениями 60 с.
Организация: квадрат 25*25 м.
Инвентарь: 4 маленьких ворот, мячи.
Упражнение 3. Удержание мяча 1x1.
Количество детей: 10.
Описание: участники игры располагаются, как показано на схеме. Игроки разделены на две группы, которые располагаются по диагонали в углах. По сигналу тренера по одному игроку от каждой команды вбегает в зону. Задача игрока с мячом удерживать мяч в обозначенной зоне в течение 10 с. Игрок без мячей должен успеть за отведенное время отобрать мяч. По окончании отведенного времени игроки возвращаются в свои группы в конец колонны. После 5 повторений игроки меняются ролями.
Время игры: каждый игрок делает 5 повторений в роли догоняющего и убегающего.
Организация: площадка 15x15 м.
Инвентарь: фишки, манишки.
В данном и следующих игровых упражнениях мы обращаем внимание на быстроту работы с мячом, быстроту принятий решений, базовую технику владением мячом.
Упражнение 4. 1x1 с завершением в маленькие ворота.
Количество детей: 10.
Описание: участники игры располагаются, как показано на схеме. По сигналу тренера первые игроки из своих групп вбегают в отмеченную зону. Игрок с мячом должен максимально быстро обыграть своего
соперника за счет смены направления или финтов и забить гол в любые маленькие ворота. Если игрок отнимет мяч, он должен также забить гол в маленькие ворота. После окончания игрового эпизода участники игры меняются ролями.
Время игры: 10 мин.
Организация: игровая зона 15x15 м.
Инвентарь: маленькие ворота в количестве 2 шт., фишки, мячи.
Упражнение 5. Игра в футбол 2x2 / 3x3.
Количество детей: 10.
Описание: игра в футбол 2x2, 3*3 в малые ворота.
Время игры: 3 тайма по 5 мин (между таймами пауза 2 мин).
Организация: площадка 25x25 м, ворота малые 1,25x1,25 м.
Инвентарь: фишки, мячи, манишки.
Таким образом, разработанный комплекс упражнений для спортивного отбора детей 9-10 лет должен стать важным дополнением к существующей методике спортивного отбора футболистов, что позволит создать необходимый фундамент для дальнейшего совершенствования тренировочного процесса в течение многолетней спортивной тренировки.
Список литературы
1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2009. 209 с.
2. Губа В.П., Кромке К., Стула А. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы. М.: Спорт, 2017. 272 с.
3. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола. М.: Спорт, 2020. 624 с.
4. Исследование координационных способностей юных футболистов в пубертатном периоде для повышения эффективности процесса подготовки / Р.И. Бойчук [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № S. С. 73-82.
5. Иссурин В.Б., Лях В.И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов. М.: Спорт, 2020. 176 с.
6. Лапшин О.Б. Учим играть в футбол. Планы уроков. 2-е изд., стереотип. М.: Человек, 2018. 256 с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. 13-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2016. 496 с.
8. Чирва Б.Г. Футбол. Обучение базовым элементам тактики зонного прессинга. М.: ТВТ Дивизион, 2011. 216 с.
Антипов Александр Викторович, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный областной университет
MODERN CRITERIA FOR SELECTION OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS OF 9-10 YEARS TO THE ACADEMY OF FOOTBALL
A. V. Antipov
The problem of choosing modern selection criteria for young football players at the football academy is disclosed. A set of exercises is presented for the sports selection of children 9-10 years old, taking into account the development of individual techniques.
Key words: young football players, a set of exercises, sports selection, technical training, elementary education.
Antipov Alexander Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, professor, alexlocomotiv@mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Regional University
References
1. Varyushin V.V. Trenirovka yunyh futbolistov [Training of young football players]: textbook. allowance. M.: Physical Culture, 2009. 209 p.
2. Guba V.P., Kromke K., Stula A. Podgotovka futbolistov v vedushchih klubah Evropy [Training of football players in the leading clubs in Europe]. M.: Sport, 2017. 272 p.
3. Guba V.P., Leksakov A.V. Teoriya i metodika futbola [Theory and methodology of football]. M.: Sport, 2020. 624 p.
4. Issledovanie koordinacionnyh sposobnostej yunyh futbolistov v pubertatnom periode dlya povysheniya effektivnosti processa podgotovki [A study of the coordination abilities of young football players in the puberty to increase the effectiveness of the training process] / R.I. Bojchuk [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. The medicine]. 2018. Vol. 18. No. S. P. 73-82.
5. Issurin V.B., Lyah V.I. Nauchnye i metodicheskie osnovy podgotovki kvalificirovannyh sportsmenov [Scientific and methodological foundations of training qualified athletes]. M.: Sport, 2020. 176 p.
6. Lapshin O.B. Uchim igrat' v futbol. Plany urokov [Learn to play football. Lesson plans]. 2nd ed., stereotype. M.: Man, 2018. 256 p.
7. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports]: textbook. 13th ed. correct and add. M.: Academy, 2016. 496 p.
8. Chirva B.G. Futbol. Obuchenie bazovym elementam taktiki zonnogo pressing [Training in the basic elements of zone pressure tactics]. M.: TVT Division, 2011. 216 p.