ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
КИИКО М.Ю.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация. В статье выделены основные направления совершенствования механизма противодействия наркобизнесу и обеспечения национальной антинаркотической безопасности России, которые включают комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер по снижению объемов производства и сбыта наркотиков, в т. ч. за счет уничтожения центров производства наркотических средств, ликвидации посевов наркосырья, изъятия наркотиков на всех стадиях их производства и распространения; мер по снижению уровня потребления наркотиков, включая меры информационно-просветительского характера, мероприятия по лечению, реабилитации и социальной адаптации наркозависимых граждан и наркопотребителей в рамках Государственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей; мер, препятствующих легализации доходов наркобизнеса, в т. ч. препятствующих прохождению наркоденег через национальную и мировую финансово-кредитную систему.
Ключевые слова: совершенствование комплексного механизма, антинаркотическая безопасность, государственная программа, мировая финансовая система.
MYU.
IMPROVEMENTS OF THE COMPLEX MECHANISM OF PROVIDING COUNTER-DRUG SECURITY OF RUSSIA
Abstract. The article distinguishes the main focus areas of the improvement of the mechanism of counteraction of drug business and providing national counter-drug security of Russia that include a complex of social-economical, legal, organizational measures on decreasing the volumes of production and sales of drugs including those that originate from the elimination of centers of production of narcotic substances, liquidation of drug raw material crops, seizure of drugs at all stages of their production and dissemination; measures to reduce the level of drug consumption including measures of informational and educational character, measures on treatment, rehabilitation and social adaptation of drug-dependent citizens and drug consumers within the State program of complex rehabilitation and resocial-ization of drug consumers; measures impeding the legalization of drug business profits including impeding the flow of drug money through the national and world financial-credit system.
Keywords: improvement of a complex mechanism, counter-drug security, a state program, world financial system.
Дальнейшее совершенствование антинаркотической деятельности с целью обеспечения национальной антинаркотической безопасности страны должно носить системный характер и осуществляться в развитие Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 г. Основаниями определения приоритетных направлений реализации антинаркотической политики с учетом стратегических ориентиров развития российской экономики и общества и, соответственно, установления направлений совершенствования механизма обеспечения антинаркотической безопасности страны являются: постоянный мониторинг, анализ и оценка существующей наркоситуации; признание глобального характера наркоугрозы; выделение основного курса ее распространения на территорию России (из Афганистана и стран Центральной Азии); необходимость преодоления выявленных текущих проблем в сфере антинаркотической деятельности, а также концептуальные решения конфигурации современного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности с учетом мирового опыта и рекомендаций международных организаций по наркотикам.
С целью совершенствования механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности представляется рациональным выделение трех основных направлений, на которых должна концентрироваться антинаркотическая деятельность субъектов: сфера предложения наркотиков; сфера спроса на наркотики; сфера взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности.
Подобное разграничение является достаточно условным, поскольку эти направления тесно связаны и взаимообусловлены.
Деятельность по сокращению предложения наркотиков осуществляется как внутри страны, так и за рубежом, на территории тех стран, откуда исходит наркоугроза национальным интересам России. При этом используются не только силовые меры прямого противодействия наркобизнесу, но и социально-экономические по поддержке и восстановлению экономики депрессивных наркозависимых регионов.
Деятельность по сокращению спроса на наркотики сосредоточена в основном внутри страны с использованием комплекса социально-экономических мер по профилактике, лечению, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, вовлекаемых добровольно или принудительно в реабилитационные программы.
Сфера взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности включает все направления консолидации этой деятельности внутри страны (межведомственное взаимодействие, вовлечение в антинаркотическую деятельность органов государственной власти, бизнес-структур, потенциала общественных организаций и движений), а также развитие международного сотрудничества в различных форматах по противодействию глобальной наркоугрозе на различных уровнях: отдельных государств и их объединений, международных организаций и комитетов ООН, специализированных антинаркотических полицейских органов и спецслужб разных стран, международного бизнес-сообщества, общественных организаций и движений в рамках их международного сотрудничества и т. д.
Считаем, что на ближайшую перспективу по-прежнему актуальным останется совершенствование деятельности по сокращению предложения наркотиков на территории страны и соответствующее совершенствование работы органов ФСКН России по всем связанным с этой деятельностью направлениям, что обусловлено, прежде всего, растущими объемами распространения наркотиков. Только за первые три месяца 2013 г. органами ФСКН России было изъято из незаконного оборота почти тонна героина, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В отличие от изъятия наркотиков ситуация с их перехватом гораздо сложнее: из-за несовершенства техники на границе удается задерживать лишь десятую часть ввозимого в страну афганского героина, в то время как в США, например, значение этого показателя составляет 30-50%. Поэтому дальнейшее совершенствование данного направления деятельности предполагает перенесение основного упора на снижение наркотрафика при одновременной модернизации технической базы пограничных пунктов.
В целях решения приоритетных задач по линии обеспечения антинаркотической безопасности страны ФСКН России активно взаимодействует со всеми правоохранительными органами. За десятилетие своего существования служба сумела стать полноценной специализированной структурой, способной эффективно противодействовать внешней наркоагрессии, вести борьбу с организованной наркопреступностью, а также активно влиять на формирование позитивных тенденций в структуре современных социально-экономических и социально-демографических процессов, происходящих в России. За прошедшие годы ФСКН России накоплен колоссальный опыт совместной слаженной работы, проведения межведомственных оперативно-профилактических операций, направленных на пресечение каналов контрабанды и распространения наркотиков на территории Российской Федерации. Объективные данные свидетельствуют, что благодаря консолидации усилий правоохранительных органов удалось снизить уровень общей и наркопреступности, стабилизировать наркоситуацию в стране. За последние пять лет смертность среди молодежи сократилась почти в полтора раза. При этом служба вносит определяющий вклад в общие результаты работы всей правоохранительной системы Российской Федерации в сфере противодействия наркобизнесу на всех приоритетных направлениях, таких, как: противодействие организованной национальной и транснациональной наркопреступности, пресечение контрабанды и оптовых поставок наркотиков на территорию страны, подрыв экономических основ наркобизнеса.
В настоящее время органами ФСКН России расследуется более 80% всех наркопреступлений, совершенных в организованных формах, при этом в суды направляется более половины уголовных дел в отношении преступных сообществ. В 2012 г. только по делам органов наркоконтроля осуждено более тысячи организаторов и членов преступных групп и преступных
сообществ, контролировавших сети сбыта наркотиков на территории Российской Федерации, из них каждый третий осужден к десяти и более годам лишения свободы. В целом за 2012 г. количество выявленных и расследованных ФСКН России преступлений по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ возросло более чем на 15 процентов. Необходимо также отметить, что все преступления, связанные с легализацией наркодоходов, выявляются и пресекаются исключительно органами наркоконтроля. Вместе с тем результаты по данной линии могли быть более ощутимыми в случае реализации инициативы ФСКН России, заключающейся во введении обязанности арестованным наркодельцам документально подтверждать легитимность приобретенных ими имущества, ценностей и иных активов, которые в противном случае должны конфисковаться в полном объеме. Огромный превентивный эффект данной меры несомненен.
Таким образом, полицейские меры противодействия наркоугрозе составляют важный компонент комплексного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности. Однако сфера этой деятельности должна распространяться и на внешний контур системы национальной наркобезопасности, не ограничиваясь только внутренней ареной действий. Наряду с комплексом правоохранительных силовых мер по снижению объемов производства и сбыта наркотиков, в т. ч. за счет уничтожения плантаций наркосырья и центров производства наркотиков, выявления и пресечения каналов сбыта, изъятия наркотиков на всех стадиях их производства и распространения, мер, препятствующих легализации доходов наркобизнеса, в т. ч. препятствующих прохождению наркоденег через национальную и мировую финансово-кредитную систему, это направление деятельности должно быть дополнено мерами социально-экономического характера по содействию развития Афганистана и государств центрально-азиатского региона, с тем чтобы разрушить объективно существующую социальную базу расширенного воспроизводства наркопродукции. Реализация комплекса социально-экономических мер по подъему экономики наркозависимых государств возможна в процессе сотрудничества со странами региона при реализации совместных проектов, одним из которых должна стать деятельность Российской государственной корпорации по сотрудничеству со странами Центральной Азии, о чем речь шла выше. Необходимо отметить, что указанный проект представляет лишь часть общего списка антинаркотических программ, обеспечивающих интересы России в Центральной Азии, которые разрабатываются при непосредственном участии ФСКН России.
Статистика последних десяти лет свидетельствует, что ежегодно к ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в среднем привлекаются 300 тысяч человек, в основном молодые люди, среди них около 100 тысяч — к уголовной ответственности, еще 200 тысяч — к административной. Всего же за последние десять лет в России за наркопреступления к ответственности были привлечены около трех миллионов человек, а освободились от зависимости за тот же период лишь около 100 тысяч наркопотребителей. Эти цифры еще раз подтверждают сделанный ранее вывод о необходимости поддержки полицейских мер по сокращению предложения наркотиков мерами социально-экономического характера по сокращению внутреннего спроса на наркотики. Уничтожение существующего наркорынка возможно только путем кардинального снижения спроса на наркотики через реализацию политики, направленной на побуждение наркопотребителей к лечению и обеспечение доступности и эффективности услуг по реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан. Именно данное направление антинаркотической деятельности следует рассматривать в настоящее время как особо приоритетное, а меры по совершенствованию комплексного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности должны быть сосредоточены в сфере развития системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Традиционно лечение и реабилитация наркозависимых осуществляются в нашей стране в наркологических диспансерах, специализированных отделениях стационарных и амбулаторных учреждений здравоохранения, однако суммарный коечный фонд этих учреждений менее двух тысяч, что явно недостаточно для качественного решения проблемы реабилитации наркопотребителей. Несколько лет назад Министерством образования и науки Российской Федерации были приняты меры по созданию сети центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.
К 2009 г. в соответствии с мониторингом, проведенным МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», в системе образования работало 34 центра реабилитации. В соответствии с действующим законодательством контроль деятельности реабилитационных центров относится к компетенции субъектов Российской Федерации, в результате чего к настоящему времени полноценно функционируют только 5 реабилитационных центров, остальные были перепрофилированы или проводят исключительно профилактические мероприятия. Кроме того, в стране действует порядка 500 центров немедицинской социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, созданных некоммерческими неправительственными организациями, действующих без должного контроля и поддержки со стороны государства, в которых ежегодно проходят реабилитацию до 20 тысяч человек указанной категории.
Преодолению межведомственной разобщенности должна способствовать Государственная межведомственная программа комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, целью которой является существенное сокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества путем создания Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Основные задачи Государственной межведомственной программы:
- совершенствование нормативной правовой базы комплексной реабилитации и ресоциали-зации наркопотребителей;
- включение наркопотребителей в программу комплексной реабилитации и ресоциализа-ции; создание системы выявления и мотивирования наркопотребителей к участию в программах реабилитации;
- создание на основе государственно-общественного партнерства региональных систем комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей;
- обеспечение специализированной, в т. ч. наркологической, медицинской помощи наркопотребителям, вовлеченным в программу комплексной реабилитации и ресоциализации;
- создание инфраструктуры и наращивание сети центров комплексной реабилитации ресо-циализации наркопотребителей;
- организация системы ресоциализации и постреабилитационного патроната лиц, успешно завершивших курс комплексной реабилитации и ресоциализации;
- научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение функционирования Национальной системы и организация управления Национальной системой.
Базовыми принципами Государственной межведомственной программы по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей являются:
- предоставление наркопотребителям доступной и эффективной помощи, включающей этапы мотивирования, комплексной реабилитации, ресоциализации и постреабилитационного сопровождения;
- финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной межведомственной программой;
- предоставление государственной поддержки участникам Национальной системы в зависимости от соблюдения ими условий участия в ней, а также с учетом социально-экономических характеристик субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей;
- взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной межведомственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и ее субъектов;
- преемственность организуемых мероприятий Государственной межведомственной программы;
- доступность информации об условиях участия в Национальной системе, правах и обязательствах ее участников;
- обеспечение контроля качества и эффективности мероприятий, реализуемых в рамках Государственной межведомственной программы;
- всесторонняя научная обоснованность разработки и реализации мероприятий Государственной межведомственной программы, что достигается использованием прогрессивных современных научных методов лечения, реабилитации, ресоциализации, а также планирования и управления.
Одним из методов управления реализацией Государственной межведомственной программы является индикативное планирование, позволяющее установить целевые показатели программы, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
- число лиц, впервые употребивших наркотики в немедицинских целях, на 100 тыс. населения;
- число лиц, вовлеченных в программу комплексной реабилитации и ресоциализации;
- доля лиц, прошедших курс комплексной реабилитации и ресоциализации, достигших устойчивой ремиссии (более 2 лет), от общего числа прошедших курс комплексной реабилитации и ресоциализации;
- количество организаций всех организационно-правовых форм, участвующих в оказании услуг по комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей;
- удельный вес семей, имеющих в своем составе потребителей наркотических средств и психотропных веществ, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания граждан от общего количества обратившихся семей указанной категории;
- удельный вес семей, имеющих в своем составе наркопотребителей, заключивших социальные контракты и улучшивших свой жизненный уровень, от общего количества семей, заключивших социальные контракты.
- установление пороговых значений этих показателей и анализ динамики фактически достигнутых позволят оценить эффективность реализации Государственной межведомственной программы и действия Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Государственная межведомственная программа рассчитана на срок с 2013 года по 2020 г. и включает три этапа (рис. 1).
На первом этапе в течение 2013-2014 гг. осуществляется предварительная подготовка: разработка нормативно-правовых механизмов реализации программы; разработка и утверждение региональных программ комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. На первом этапе должно быть завершено создание организационно-управленческих основ Национальной системы, включая формирование органов координации и управления; сформированы банк реабилитационных программ и реестр организаций, участвующих в оказании услуг по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей; созданы базовая инфраструктура и система научно-методического и кадрового обеспечения.
В ходе второго этапа в период с 2015 по 2017 г. предусматривается завершение формирования региональных сегментов Национальной системы и ее выход на запланированные параметры: проведение комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей до 150 тыс. чел. в год.
На третьем этапе — 2018-2020 гг. проводится совершенствование всех направлений деятельности в рамках Национальной системы и увеличение до 30% количества лиц, успешно завершивших курс комплексной реабилитации и ресоциализации и находящихся в ремиссии более двух лет. Анализ и оценка результатов реализации Государственной межведомственной программы позволят провести необходимую корректировку Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей на последующий период с учетом изменившейся наркоситуации в стране.
2 ЭТАП 2015-2017 гг.
Завершение формирования региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации
Достижение Национальной системой запланированных параметров — ежегодное осуществление комплексной реабилитации и ресоциализации до 150 тысяч наркопотребителей
Рис. 1. Этапы реализации Государственной межведомственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей
Основные мероприятия, включенные в состав межведомственной программы, соответствуют следующим этапам работ с наркопотребителями:
I. Выявление и мотивация на прохождение курса комплексной реабилитации и ресоциализации.
II. Вмешательство, медицинская помощь и подготовка к комплексной реабилитации.
III. Комплексная реабилитация.
IV. Ресоциализация и трудовая реинтеграция.
V. Постреабилитационный патронат.
По выделенным направлениям осуществляется также формирование Национальной системы и региональных систем комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей (рис. 2).
Для достижения целей Государственной межведомственной программы необходимо, прежде всего, формирование многоканальной системы выявления наркопотребителей и их мотивирования к участию в программах комплексной реабилитации и ресоциализации. Требуется создание условий для самостоятельного обращения наркопотребителей за оказанием услуг по комплексной реабилитации и ресоциализации. Принятию такого решения должно помочь активное мотивационное воздействие на самого наркопотребителя, а также на его микросоци-
альное окружение (значимых близких), которое способны и должны оказать представители участковых служб (наркологи, участковые врачи, социальные работники, участковые уполномоченные органов внутренних дел); специалисты консультативных служб организаций по комплексной реабилитации и ресоциализации.
По решению суда для наркопотребителей, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в качестве альтернативы наказанию может быть предоставлена возможность прохождения курса комплексной реабилитации и ресоциализации.
Для наркопотребителей, совершивших уголовное преступление в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, необходимо максимально использовать механизмы обязательного лечения и реабилитации, назначаемые при вынесении приговора об условном осуждении, а также развивать механизмы альтернативной ответственности.
Рис. 2. Функциональная схема региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации
Медицинская помощь наркопотребителям является неотъемлемым компонентом системы комплексной реабилитации и ресоциализации и предусматривает несколько направлений деятельности:
- организация диагностики заболеваний, лечения и медицинской наркологической помощи
при подготовке наркопотребителей к участию в программах комплексной реабилитации и ре-социализации;
- организация медицинского наблюдения участников программ комплексной реабилитации и ресоциализации, оказание им медицинской помощи по показаниям;
- организация медико-социальной реабилитации наркопотребителей, имеющих сопутствующие психиатрические и другие медицинские сопутствующие заболевания (ВИЧ-инфекцию, туберкулез, вирусные гепатиты) и нуждающихся в постоянном лечении в специализированных центрах комплексной реабилитации и ресоциализации для данных категорий наркопотребителей;
- обеспечение взаимодействия специализированных служб при оказании помощи наркопотребителям во время их пребывания в реабилитационных центрах.
В тесном взаимодействии со всеми элементами Национальной системы государственные наркологические учреждения должны отвечать, прежде всего, за оказание первичной наркологической помощи (детоксикацию), лечение сопутствующих психических, инфекционных, соматических заболеваний (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, туберкулез и др.), а также реабилитацию наркозависимых, имеющих двойные психиатрические, медицинские диагнозы (ВИЧ, гепатит, другие медицинские сопутствующие заболевания), поскольку эти учреждения располагают необходимым медицинским оснащением.
Направление наркопотребителей, прошедших детоксикацию и медикаментозное лечение, на комплексную реабилитацию и ресоциализацию в организации всех форм собственности, включенных в Национальную систему, посредством специальных координационных центров по реабилитации и ресоциализации должно стать центральной задачей наркологических служб. В функции учреждений здравоохранения также должно входить проведение диагностики наркологических и других заболеваний в целях разработки индивидуальной программы реабилитации и ресоциализации, медицинское наблюдение всех граждан, проходящих комплексную реабилитацию в государственных и негосударственных реабилитационных центрах.
Основу Национальной системы должны составить региональные системы комплексной реабилитации и ресоциализации, разрабатываемые с учетом региональных особенностей и имеющегося наработанного опыта в данной сфере. На уровне субъектов Российской Федерации организацию деятельности по реализации Государственной межведомственной программы осуществляют антинаркотические комиссии территориальных управлений ФСКН России в субъектах федерации.
Одним из приоритетов в организации региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей должно стать создание универсального и надежного механизма финансирования деятельности организаций, оказывающих услуги в этой сфере. Данный механизм должен предусматривать возможность целевого выделения денежных средств на реабилитацию конкретному человеку при сохранении за ним права выбора реабилитационного центра. Одновременно механизм финансирования должен иметь действенную систему контроля эффективности использования выделенных денежных средств, исключения возможности их нецелевого использования. В качестве такого механизма, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть схему введения сертификата на реабилитацию, который получает каждый наркопотребитель при направлении его на реабилитацию после подписания соответствующего социального контракта между органом, осуществляющим социальный патронат, самим реабилитируемым, реабилитационным центром и, возможно, третьими заинтересованными лицами (созависимыми).
Координацию деятельности по реализации Государственной межведомственной программы в субъектах Российской Федерации осуществляет специальный координирующий орган, в задачу которого должно входить: проведение квалификационного отбора реабилитационных центров, разработка индивидуальных программ комплексной реабилитации и ресоциализации, организация выдачи сертификатов на реабилитацию и контроль качества предоставляемых по ним услуг, ведение реестра лиц, включенных в программы комплексной реабилитации и ресо-циализации, организация межведомственного взаимодействия на этапе постреабилитационного сопровождения наркопотребителей.
Для повышения эффективности работы по освобождении от наркотической зависимости и
закреплению достигнутых результатов необходимо обеспечить участие в системе комплексной реабилитации и ресоциализации органов социальной защиты населения. Учреждения социальной защиты должны организовать социально-психологическую реабилитацию без лечения, формировать широкую сеть муниципальных и региональных центров, контролировать и поддерживать деятельность негосударственных реабилитационных центров, а также осуществлять кейс-менеджмент в отношении наркозависимых и их близких от первого обращения за помощью до ресоциализации наркопотребителя в постреабилитационный период. Наряду с органами социальной защиты в работе по формированию у лиц, прошедших комплексную реабилитацию, устойчивой мотивации на полное прекращение употребления наркотических средств и психотропных веществ должны участвовать учреждения образования, службы занятости, а также негосударственные и общественные организации и движения. Эта работа должна осуществляться посредством программ ресоциализации и трудовой интеграции.
Органы образования решают задачу содействовать получению образования, профессиональной подготовке и повышению квалификации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков, на этапах комплексной реабилитации, ресоциализации и постреабилитационного сопровождения с использованием очных, заочных, дистанционных и иных форм обучения. Ресоциализация лиц, отказавшихся от употребления наркотических средств и психотропных веществ, как правило, проходит в форме их участия в терапевтических сообществах, группах взаимопомощи, совместных культурно-досуговых мероприятиях, что формирует крепкие длительные связи реабилитационных центров с реабилитированными, позволяет контролировать процесс ресоциализации, а также своевременно проводить мероприятия по профилактике срывов.
Задачами службы занятости населения является обеспечение трудовой занятости бывших наркопотребителей, создание для них резерва вакансий рабочих мест. Для стимулирования руководителей предприятий к трудоустройству лиц, прошедших курс реабилитации, считаем целесообразным введение квотирования рабочих мест, предоставление налоговых льгот, а также других форм поддержки производственных и сельскохозяйственных предприятий и других организаций, предоставивших рабочие места бывшим наркопотребителям, в рамках Государственной межведомственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации.
Коллективным управляющим органом Государственной межведомственной программы, реализуемой в рамках Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, является Государственный антинаркотический комитет (рис. 3). Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной межведомственной программы осуществляется координатором Государственной межведомственной программы — ФСКН России.
На федеральном уровне реализация межведомственной программы обеспечивается в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной межведомственной программы, а также посредством внесения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти изменений и дополнений в существующие документы стратегического планирования, относящиеся к сфере действия межведомственной программы. На уровне субъекта Российской Федерации реализации межведомственной программы производится в соответствии с разделами региональных антинаркотических программ субъектов федерации по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Координатор Государственной межведомственной программы рассматривает и реализует предложения по ее корректировке, организует информационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг и оценку эффективности реализации программы в субъектах федерации и готовит ежегодный доклад о ходе реализации Государственной межведомственной программы. В последующем представляется целесообразным с учетом полученных предварительных результатов осуществить разработку Комплексной программы обеспечения национальной наркобезопасности.
Формирование Национальной системы и реализация в субъектах федерации региональных программ комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей позволит государству сэкономить значительные средства.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
ГАК - координатор
т/
ФОИВ
Социальный регистр потребителей наркотиков
Единый телефон доверия
Реестр сертифицированных организаций
АНК субъекта РФ
Координационный центр
РЦ
о
Стандарты и сертификация
-Научно-методическое и кадровое обеспечение
Департамент социальной защиты
7Г
Экспертный совет
Пилотные площадки и ресурсные центры
АНК муниципальн ого образования
Органы соцзащиты Органы здравоохранения Органы образования Органы правопорядка
Рис.3. Структура управления Национальной системой комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей
По оценкам американских экспертов, совокупный объем затрат на лечение наркомании, включая исследования, подготовку и профилактику, составляют всего 15% от суммарных затрат, которые несет общество на судебные издержки и компенсацию ущерба от наркозависимых правонарушителей: соответственно 15,8 млрд долл. США и 107,8 млрд долл. США. По нашим оценкам, в российских условиях соотношение этих параметров находится примерно на том же уровне. Поэтому сокращение внутреннего спроса на наркотики за счет реализации Государственной межведомственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей является экономически выгодным, что подтверждается расчетом оценочного экономического эффекта от реализации программы.
Разработка и реализация комплексной программы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей имеет еще один позитивный результат — обеспечивает совершенствование взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности, что выделено нами в качестве одного из направлений развития и совершенствования механизма обеспечения национальной наркобезопасности. Это выражается в более тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон в процессе совершенствования антинаркотического законодательства, развития системы информационного, научно-методического и ресурсного обеспечения национальной наркобезопасности, а также по другим направлениям.
Одним из перспективных направлений развития научных основ совершенствования механизма обеспечения национальной наркобезопасности мы считаем разработку форсайтов наркоситуации и форсайтов наркобезопасности. Как отмечалось выше (раздел 4.1 настоящей работы), форсайт, в отличие от традиционного прогноза, описывает будущее состояние объекта с учетом действий, которые предпринимаются сегодня. При разработке форсайтов используется коллективное знание экспертного сообщества, что также важно с точки зрения консолидации действий субъектов антинаркотической деятельности и устранения ведомственной разобщенности. Прогнозные материалы форсайтов наркоситуации в стране и мире, а также форсайтов национальной наркобезопасности позволят сформировать прочную научную основу совершенствования механизма обеспечения наркобезопасности страны с учетом наиболее значимых факторов, трендов, тенденций, стратегических направлений развития наркоситуации и возможностей государства обеспечить национальную наркобезопасность.
Совершенствование механизма обеспечения национальной наркобезопасности требует более широкого участия общественных организаций и движений в антинаркотической деятельности. Отличительной чертой этих социальных институтов является возможность проникновения в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами, а также максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Особенно эффективным может стать участие общественных организаций в профилактике наркомании, минимизации и устранении основных причин, побуждающих молодежь к употреблению наркотиков. Имеющиеся данные социологических исследований показывают, что в числе наиболее важных причин употребления наркотиков выделяются: потеря жизненных ориентиров — 75%; бездуховность — 73%; пропаганда наркомании в обществе — 71%; все они тесно связаны с такими негативными социальными явлениями, как плохое воспитание — 66%, наличие психических отклонений — 65%, желание отрешиться от реального мира — 63% [2]. Общественные организации, независимые движения могли бы способствовать исправлению подобной ситуации, оказывая реальное содействие оздоровлению и укреплению российского общества.
Следует отметить, что с середины 1990-х годов реабилитация наркозависимых проводится также и в рамках Русской православной церкви. Например, с 2006 г. в Казани действует амбулаторный душепопечительский Центр святителя Варсонофия Казанского Чудотворца для людей, страдающих от наркотической зависимости и алкоголизма. Среди задач Центра — доступная бесплатная помощь для лиц, прекративших прием наркотиков, в т. ч.: консультации нарколога, психотерапевта, психолога, юриста, а также индивидуальные и групповые занятия с психологами. В Центре работает телефон доверия, организуются паломнические поездки, осуществляется информационно-просветительская деятельность в помощь людям, страдающим от наркомании и алкоголизма [1, с. 104]. Хотя в деятельности структур Русской православной церкви реабилитация наркозависимых не занимает центральное место, а является лишь одним из видов их социальной деятельности, этот опыт целесообразно использовать в ходе разработки и реализации комплексных региональных программ реабилитации и ресоциа-лизации наркопотребителей.
Литература
1. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З.Петросянц, С.В.Дохолян, Д.В.Петросянц, А.А.Баширова ; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З.Петросянца; РАН; Дагестан. Науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2011.
2. Ефлова, М. Ю. Социальная реабилитация наркозависимых //Власть. 2010. № 11. С. 103.
References
1. The Strategy of Regional Development in the Conditions of Innovative Transformations of the Economy / V.Z. Petrosyants, S. V.Dokholyan, D. V.Petrosyants, A.A.Bashirova; under the general editorship of Doctor of Economic Sciences, Professor V.Z.Petrosyants; RAS; Dagestan Scientific Center; Institute of Social-Economic Studies. - Moscow: Economics, 2011. - 302 p.
2. Eflova M.Yu. Social Rehabilitation of Drug Dependent People // Vlast (Power). - 2010. - No. 11. - P. 103.