Теория и практика правоохранительной деятельности
УДК 343.85:364.04
Игорь Витальевич ЧЕРНОКОВ,
заместитель губернатора Красноярского края
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
PRIORITY DIRECTIONS OF ANTI-DRUG POLICY IN THE KRASNOYARSK TERRITORY
В статье обосновывается актуальность профилактики наркомании в Красноярском крае, рассматриваются основные направления проводимой в крае антинаркотической политики, а также предпринимаемые меры по снижению спроса на наркотики и реабилитации наркозависимых лиц.
The article is devoted to the importance of drug prevention in Krasnoyarsk Territory. The author analyzes basic directions of anti-drug policy as well as ways to reduce demand for drugs and measures for drug addicts' rehabilitation.
Ключевые слова: наркомания, наркотические средства, профилактика, реабилитация, антинаркотическая политика.
Keywords: drug addiction, narcotic drugs, prevention, rehabilitation, anti-drug policy.
Наркотизация населения страны сегодня представляет одну из опаснейших угроз для российского общества. [1, ^4] В 2003 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию поставил наркоугрозу в один ряд с международным терроризмом. Наркоэкспансия также теснейшим образом связана с трансграничной преступностью, контрабандой и торговлей людьми.[5, ^125]
Нашу страну от этой угрозы до 1980-х годов спасал "железный занавес". Однако с распадом Советского Союза все резко изменилось: южные границы Российской Федерации стали "прозрачными"; нарушились наработанные десятилетиями механизмы взаимодействия правоохранительных органов; заметно выросло социальное расслоение общества; увеличился спрос на наркотики. Все это в комплексе привело к тому, что на страну обрушился поток контрабан-
ды наркотиков, а именно афганских опиатов, хотя ещё 25 лет назад такие случаи носили единичный характер. Многократно увеличилось производство наркотиков, в основном гашиша, внутри страны, в том числе у наших соседей в Республике Тыва.
Красноярский край расположен в центре России, имеет развитую транспортную инфраструктуру, включающую железные и автомобильные дороги, речное и морское сообщение, автомобильное сообщение с Республикой Тыва. Красноярский край является одним из наиболее экономически развитых регионов Сибири и России в целом и сохраняет на протяжении долгого периода высокий уровень доходов населения, превосходящий другие регионы Сибири.
В этих условиях он стал особо привлекательным регионом для наркобизнеса и остаётся таковым по сей день. Тем не менее предпринятыми на федеральном уровне и
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
уровне субъекта Российской Федерации мерами к середине 2000-х годов рост распространения наркомании в крае удалось остановить. Немаловажную роль в этом сыграло создание самостоятельного специализированного правоохранительного органа -Госнаркоконтроля. Не случайно почти половина населения склонны полагать, что самыми эффективными и действенными мерами противодействия наркомании являются полицейские (карательно-принудительные) меры (ужесточение наказания и принудительное лечение наркоманов).[4, с. 101]
Вместе с тем одними полицейскими методами спасти общество от наркомании никому в мировой практике ещё не удава-лось.[3] Нужна консолидация всех сил и формирование системы профилактики наркомании, направленной на недопущение вовлечения в немедицинское потребление новых лиц, в первую очередь несовершеннолетних и молодёжи. Создание системы профилактики наркомании является приоритетом в деятельности органов исполнительной власти Красноярского края.
Организация профилактической работы осуществляется посредством ведомственного планирования, на основе заключённых межведомственных соглашений, а также в рамках реализации краевых государственных программ, во всех доступных формах и видах. В крае проводятся непосредственно профилактические антинаркотические акции и мероприятия. Профилактическую деятельность осуществляют учреждения образования, физической культуры и спорта, культуры, молодёжной политики, социальной защиты населения, в данную деятельность включены все органы местного самоуправления.
Так, в Красноярском крае создана инфраструктура для включения обучающихся в систему дополнительного образования. В городских и муниципальных районах функционируют 363 государственных краевых и муниципальных образовательных организации дополнительного образования детей разной направленности. В настоящее время доля детей и молодежи, занимающихся дополнительным образованием, составляет
95% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.
В организациях среднего профессионального образования края действуют 1289 спортивных секций, кружков, клубов, студий технического и художественного творчества. Создаются условия для включения несовершеннолетних в массовые мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, организацию отдыха и занятости детей и подростков.
Одним из направлений профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи является развитие волонтерского антинаркотического движения. В общеобразовательных организациях края действуют 184 волонтерских антинаркотических объединения. На базе 65 профессиональных образовательных организаций края организована работа волонтерских движений, которые участвуют в проведении крупномасштабных акций, направленных на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних, пропаганду здорового образа жизни, ознакомление обучающихся с основными гарантиями прав и законных интересов ребенка.
Деятельность в сфере профилактики негативных проявлений в молодежной среде направлена на предоставление альтернатив асоциальному поведению подростков и молодежи, то есть организацию занятости и вовлечение подростков и молодежи в позитивные формы деятельности.
На территории Красноярского края осуществляют деятельность 74 молодежных центра в 55 муниципальных образованиях. На базе молодежных центров действуют 2084 клуба и объединения; количество молодых людей, систематически занимавшихся в клубах и объединениях, - 12442 человека, из них 1645 человек находятся в трудной жизненной ситуации.
В 2014 году на территории Красноярского края реализовывались флагманские программы "'Трудовой отряд старшеклассников", "'Добровольчество", "'Беги за мной, Сибирь", "Историческая память", "Робототехника и НТТМ", "Экстремальный спорт", "Арт-парад", "КВН", "Предприниматель-
Теория и практика правоохранительной деятельности
ство". Программы направлены на формирование молодежных сообществ и молодежных общественных организаций, на поддержку инициатив молодых людей, отвечающих приоритетам социально-экономического развития края.
Также в Красноярском крае наработана практика проведения тестирования учащихся, которое проводится с 2010 года (протестированы более 80 тыс. человек).
С целью совершенствования системы профилактики в крае приняты:
- Закон Красноярского края от 19 декабря 2013 г. № 5-1988 "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае";
- постановление Правительства Красноярского края от 12 февраля 2015 г. № 44-п "Об утверждении Порядка участия органов исполнительной власти края, краевых государственных учреждений в системе профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании".
Ключевую роль в сокращении спроса и декриминализации общества играет социальная реабилитация и ресоциализация наркопотребителей. В отсутствии такой системы общество, ежегодно выявляя свыше одного миллиона наркопотребителей, вовлекает в реабилитацию лишь 10-20 тысяч из них - это наглядно показывает хроническую отсталость в решении проблемы наркомании в стране - поскольку цифра эта должна быть значительно выше. [2]
Для оказания помощи лицам с наркологическими расстройствами в Красноярском крае организована трехуровневая система оказания наркологической помощи, разработана дорожная карта с маршрутизацией направления пациентов. Для повышения доступности и качества оказания реабилитационной помощи в сентябре 2013 года в городе Красноярске открыт специализиро-
ванный государственный реабилитационный центр на 25 коек (четвёртый в России), в работу которого внедрена программа медико-социальной реабилитации. Решением коллегии Министерства здравоохранения Красноярского края утверждена Концепция развития наркологической реабилитационной помощи населению Красноярского края.
Продолжается работа по совершенствованию системы предоставления социальных услуг потребителям наркотиков, состоящим на учёте в государственных учреждениях здравоохранения и отказавшимся от немедицинского потребления наркотиков, и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим в своём составе таких лиц. В настоящее время завершается создание центра социальной реабилитации на базе учреждения социальной защиты населения для лиц, успешно завершивших программы медицинской реабилитации в Ниж-неингашском районе края.
В качестве органа, уполномоченного в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, определено инис-терство здравоохранения Красноярского края. Для решения указанных вопросов при министерстве создана межведомственная рабочая группа, которая разрабатывает перечень услуг, входящих в программу по социальной реабилитации и ресоциализации, порядок их предоставления, готовит предложения по порядку финансирования указанных услуг с использованием сертификата.
Таким образом, в Красноярском крае сформирована система профилактики наркомании, сложилась система медицинской и духовно-социальной реабилитации потребителей наркотиков, включающая в себя как краевые медицинские и социальные учреждения, так и негосударственный сектор.
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
Библиографический список
1. Иванов, В.П. Наркотизация населения страны - одна из наиболее опасных угроз для российского общества : выступление председателя ГАК директора ФСКН России на совещании председателей Верховных судов республик, областных и равных им судов Российской Федерации 14 февраля 2012 г. / В.П. Иванов // В будущее с надеждой : выступления директора ФСКН России В.П. Иванова (февраль 2012 г.). - М.: ФСКН России, 2012.
2. Иванов, В.П. Снижение наркомании в стране повлечет и снижение уличной преступности, причем ощутимо / В.П. Иванов. - URL: http://www.63.fskn.gov.ru/ index.php?newsid=1407 (дата обращения: 27.04.2015).
3. Мальков, С.М. Некарательные уголовно-правовые меры противодействия наркопреступности / С.М. Мальков // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни : материалы XVII международной научно-практической конференции : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск. 2014. - Ч. 2. - С. 61-68.
4. Невирко, Д.Д. Особенности наркоситуации в субъектах Сибирского федерального округа и основные направления антинаркотической профилактической деятельности в современных условиях (по результатам социологических исследований) / Д.Д. Невирко // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2014. - № 4 (17).
5. Невирко, Д.Д. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинговых исследований социальных исследований: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2013. - № 2 (13).