Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
УДК 343.57
Игорь Альбертович СЁМОЧКИН,
заместитель руководителя аппарата Государственного антинаркотического комитета -начальник Управления по Уральскому федеральному округу (г. Екатеринбург)
Игорь Владимирович КАРАБЕТ,
заместитель начальника 1 отдела Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Уральскому федеральному округу (г. Екатеринбург)
Виталий Леонидович ПОТАСКУЕВ,
заместитель начальника Центра анализа среднеазиатского наркотрафика Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Уральскому федеральному округу (г. Екатеринбург), кандидат технических наук, доцент
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ON THE USAGE OF THE RESULTS OF THE REGIONAL DRUG SITUATION MONITORING AIMED AT IMPROVING THE SYSTEM OF DRUG USERS' REHABILITATION
В статье рассматриваются вопросы использования государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации для оценки деятельности наркологических реабилитационных центров различных организационно-правовых форм. Приведены результаты анализа организации реабилитации наркопотребителей в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа.
The article considers the issues of using the state system of drug situation monitoring in the Russian Federation for estimation of the activity of narcological rehabilitation centers of various legal-organized forms. The results of analysis of the organization of drug users' rehabilitation in the subjects of the Russian Federation within the bounds of the Ural Federal region are given.
Ключевые слова: мониторинг наркоситуации, реабилитация наркозависимых, социологические исследования.
Keywords: drug situation monitoring, rehabilitation of drug addicts, sociological research.
В целях реализации основных положений Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в нашей стране разработана и внедрена государственная система мониторинга, обеспечивающая использование единых подходов к оценке
наркоситуации во всех субъектах Российской Федерации.
Для сравнительной оценки наркоситуации в различных регионах России установлен единый набор исходных данных и индикаторов. При этом подходы к комплексной оценке развития наркоситуации
Пути оптимизации и использование I* '.!)
жзшс//
результатов мониторинга наркоситуации
продолжают совершенствоваться. Обновленные Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (далее - Методика), утверждены Государственным антинаркотическим комитетом 18 декабря 2012 г. и предназначены для использования всеми участниками мониторинга.
Для проведения анализа и оценки наркоситуации Методикой предусмотрен сбор значительного объема исходного материала, который включает набор различных статистических сведений и мнений экспертов, а также данных, получаемых в ходе социологических исследований по типовой модели.
Одним из ключевых звеньев государственной антинаркотической политики является создание общероссийской системы реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, позволяющей эффективно осуществлять возврат к полноценной общественной жизни граждан, отказавшихся от потребления наркотиков.
Создаваемая общероссийская система базируется на принципах государственного и общественного партнерства и подразумевает наличие региональных сетей государственных и негосударственных организации, обеспечивающих эффективность комплексной реабилитации и ресоциализа-ции наркопотребителей. Особое внимание уделяется региональному и муниципальному уровням реабилитации.
Степень достижения целевых показателей общероссийской системы реабилитации и ресоциализации целесообразно оценивать с использованием сведений, получаемых в рамках государственной системы регионального мониторинга наркоситуации.
В субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, к настоящему времени накоплен определенный опыт организации реабилитации потребителей наркотиков.
В Курганской, Тюменской, Свердловской областях и Ханты-Мансийском авто-
номном округе - Югре действуют государственные реабилитационные центры с общим количеством более 240 койко-мест. В дополнение к этому в Свердловской, Челябинской областях и Ямало-Ненецком автономном округе созданы реабилитационные отделения на базе учреждений здравоохранения с общим количеством 85 кой-ко-мест.
Наиболее крупным является открытое в июне 2013 г. в г. Екатеринбурге государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Наркологический реабилитационный центр «Урал без наркотиков»" на 60 койко-мест с продолжительностью реабилитационной программы до 12 месяцев.
В реабилитационном центре "Урал без наркотиков" наркозависимые проходят второй этап реабилитации, с ними работают психотерапевты, врачи психиатры-наркологи, социальные работники, клинические психологи. Действует мотивационно-кон-сультационное отделение, в котором организованы амбулаторный прием врачей психиатра-нарколога и психолога, информационно-просветительская работа с населением, лекции для групп созависимых лиц.
Следует отметить, что при реабилитационном центре "Урал без наркотиков" создана служба оказания информационной помощи, в круглосуточном режиме функционирует телефонный операторский центр. Все звонки со стационарных и сотовых телефонов для жителей Свердловской области принимаются бесплатно, имеется возможность переключения звонка на другой номер.
При работе с абонентом сотрудник операторского центра в зависимости от ситуации переводит звонок на профильного специалиста либо самостоятельно проводит консультацию.
Статистическая обработка результатов работы операторского центра показала, что 90% всех звонков связаны с медицинской тематикой по различным вопросам реабилитации и лечения наркотической зависимости. На вопросы, связанные с компетенцией правоохранительных орга-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
нов (факты потребления наркотических средств или незаконного оборота наркотиков), приходятся около 10% входящих звонков.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа, продолжается работа по развитию региональной системы государственных реабилитационных центров.
Проведенный Управлением аппарата Государственного антинаркотического комитета по Уральскому федеральному округу анализ результатов мониторинга за 2012 г. показал, что, по данным органов здравоохранения, всего в 2012 г. в субъектах Уральского федерального округа стационарное лечение прошли 5739 больных наркоманией, что на 11,1% меньше, чем в 2011 г. (6457 человек).
В течение 2012 г. из числа прошедших лечение включены в программы реабилитации на базе государственных реабилитационных центров 744 человека (13%) (в
2011 г. - 710 человек, 11%).
Снижение количества пролеченных в
2012 г. и небольшой процент больных наркоманией, включенных в реабилитацию, можно объяснить низкой мотивацией наркопотребителей к прохождению курса освобождения от наркотической зависимости в государственных организациях.
Реабилитационную помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками, помимо государственных оказывают и негосударственные организации, в том числе конфессиональные.
В пределах Уральского федерального округа функционируют более 70 негосударственных реабилитационных центров с количеством мест не менее 2,2 тысяч. Следует отметить, что в 40% из них в основу модели реабилитации положены протестантские христианские доктрины.
Проведенный анализ результатов социологических исследований по проблемам наркомании в субъектах округа позволяет сделать вывод, что общее количество лиц, прошедших курс реабилитации после лечения, в несколько раз больше, чем зарегистрировано органами здравоохранения.
Например, изучение итогов социологических исследований в Тюменской и Челябинской областях (опрошены 5,2 тысяч человек), показало, что из 84 прошедших лечение от наркомании респондентов на вопрос: "Проходили ли Вы курс реабилитации после лечения?" - более половины ответили утвердительно (50% в Тюменской и 56% в Челябинской областях).
Исходя из анализа статистических данных о лицах, направленных на реабилитацию в государственные центры, следует, что около 40% из прошедших лечение наркозависимых обратились в негосударственные реабилитационные центры.
Данный вывод подтверждается полученными сведениями о количестве лиц, поступивших на реабилитацию в негосударственные реабилитационные центры. В 2011 г. в субъектах Уральского федерального округа прошли реабилитацию 2,9 тысяч человек, в 2012 г. - 2,7 тысяч человек.
Необходимо отметить, что приведенные данные о деятельности негосударственных реабилитационных центров являются неполными в связи с анонимностью лечения, отказом некоторых реабилитационных центров от предоставления точных сведений и отсутствием у них системы мониторинга ремиссии лиц, прошедших реабилитацию. По нашим оценкам, в ряде реабилитационных центров показатели завышены в целях саморекламы.
Тем не менее сопоставление результатов социологических исследований по проблемам наркомании и сведений о деятельности реабилитационных центров позволяет сделать вывод, что количество лиц, поступивших на реабилитацию в государственные центры, составляет лишь порядка 20% от общего количества реабилитируемых лиц. Соответственно, 80% приходится на негосударственные организации.
Сложившаяся в настоящее время практика распределения потоков нуждающихся в реабилитации наркопотребителей в таком соотношении объясняется, в первую очередь, недостаточным развитием сетей государственных реабилитационных центров.
Пути оптимизации и использование I* '.!)
жзшс//
результатов мониторинга наркоситуации
Кроме того, отсутствие действенной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей приводит к тому, что после лечения на реабилитацию в субъектах Уральского федерального округа направляются около 13% больных (в Российской Федерации - не более 5%).
Таким образом, в настоящее время основное количество потребителей наркотиков проходят социальную реабилитацию в негосударственных общественных организациях.
С целью оказания таким организациям государственной помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 801 в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713) внесены соответствующие дополнения.
В рамках формируемой общероссийской системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков предусматривается организация системы квалификационного отбора организаций всех организационно-правовых форм, действующих в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Решение сложной задачи реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков в современных условиях бюджетного дефицита требует поэтапного продвижения к намеченным целям.
На первоначальном этапе реализации общероссийской системы реабилитации в качестве ориентира видится целесообразным увеличение количества лиц, поступающих на реабилитацию в государственные центры, не менее чем в два раза. Достижение указанной цели требует дальнейшего развития региональных сетей реабилитационных центров с количеством койко-
мест от 50 до 150 в зависимости от существующей в субъекте Российской Федерации потребности.
Перспективным является создание межрегиональных реабилитационных центров, в которых могут проходить реабилитацию наркозависимые лица по направлениям из других регионов Российской Федерации.
Более точная оценка эффективности реабилитации наркопотребителей может осуществляться путем сравнительного анализа отчетных данных государственных и негосударственных реабилитационных центров и сведений, получаемых в ходе социологических опросов в рамках мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации.
В процессе совершенствования государственной системы мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации необходимо расширить перечень собираемых сведений, характеризующих деятельность реабилитационных центров всех организационно-правовых форм. В этих целях в рекомендуемую анкету социологического опроса дополнительно нужно внести вопросы о территориальном расположении реабилитационного центра, сроках реабилитации, организационной форме центра (включая конфессиональную принадлежность), о результатах и оценке респондентом эффективности используемой программы реабилитации.
Таким образом, использование объемного статистического и информационно-аналитического материала, полученного в ходе мониторинга, не должно ограничиваться формальной разработкой доклада о наркоситуации в субъекте Российской Федерации за очередной год. Выводы, полученные в ходе мониторинга наркоситуации, должны являться основой для принятия своевременных управленческих решений на различных уровнях антинаркотической деятельности - федеральном, региональном и муниципальном.
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России
Библиографический список
1. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 24. - Ст. 3015.
2. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций") : постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 (ред. от 30.10.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 35. - Ст. 5097.
3. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах (первый пересмотр) : утв. п. 3.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 18.12.2012 №18. URL: gak.gov.ru>pages/gak/4605/4604/17004/index.shtml.