УДК 364.04:343.294
Татьяна Анатольевна ФЕДОРЕНКО,
начальник отдела Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск)
sheri1961@mail.ru
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НАРКОПОТРЕБИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
PRACTICE OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES AIMED AT CREATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL SEGMENTS OF NATIONAL SYSTEM OF COMPLEX REHABILITATION AND RESOCIALIZATION OF DRUG CONSUMERS (ON THE EXAMPLE OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT)
В статье рассмотрены модели создания и развития региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых в субъектах Российской Федерации. Показан опыт вариативного решения задачи по организационному и правовому выстраиванию региональных сегментов в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
The article considers the models of creation and development of regional segments of National system of complex rehabilitation and resocialization of drug addicts in constituent entities of the Russian Federation. Experience concerning variants of the solution of task of organizational and legal structuring of regional segments in constituent entities of the Russian Federation in the Far East Federal District is presented.
Ключевые слова: мониторинг, наркопотребители, комплексная реабилитация, ресоциализация, региональные сегменты, национальная система, центры реабилитации, некоммерческие организации, социальные услуги, медицинская реабилитация.
Keywords: monitoring, drug consumers, complex rehabilitation, resocialization, regional segments, national system, centers for rehabilitation, non-profit organizations, social services, medical rehabilitation.
Изучение положительного опыта по разработке и реализации различных моделей государственного заказа на комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, прошедших лечение и медицинскую реабилитацию, на постреабилитационный патронат, а также анализ организационного и правового обеспечения создания и развития региональных сегментов Националь-
ной системы комплексной реабилитации и ресоциализации в субъектах Российской Федерации показали два варианта решения поставленной задачи: в рамках действую ще-го законодательства либо создание новой системы и корректировка существующей нормативной правовой базы. [1, ^ 45]
Большинство субъектов Российской Федерации выстраивают свою деятельность по
пути создания новой системы на базе негосударственных реабилитационных центров и внесения изменений и дополнений в существующую региональную нормативную правовую базу (г. Москва, республики Ингушетия и Тыва, Краснодарский край, Иркутская, Курганская и Томская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и др.). [3, с. 75]
Вопросы, связанные с координацией деятельности уполномоченных органов в сфере формирования региональных систем реабилитации, механизмами отбора негосударственных реабилитационных центров и контролем их деятельности, оказанием мер поддержки путем финансирования именных сертификатов, получили разрешение в рамках деятельности региональных антинаркотических комиссий.
Созданные при комиссиях рабочие межведомственные группы при непосредственном участии территориальных управлений ФСКН России осуществляют разработку и реализацию на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по разработке стандартов деятельности, критериев и методов оценки эффективности работы негосударственных организаций, оказывающих услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, имеющих опыт немедицинского потребления наркотиков, алгоритма лечения, реабилитации, ресоциализа-ции и социальной адаптации наркопотребителей; организации взаимодействия с волонтерскими движениями антинаркотической направленности в процессе социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей; вносят в органы власти субъекта Российской Федерации предложения по разработке нормативных правовых актов по вопросам реабилитации и ресоциализации. [3, с. 74-80]
Учитывая, что основой создания национальной системы являются ее региональные сегменты, выстроенные с учетом особенностей каждого субъекта Российской Федерации, результатов исследований ситуации с потреблением наркотиков в стране в регионе, в связи с особенностями экономико-географического и демографического поло-
жения Дальневосточного федерального округа выстраивание региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках действующего законодательства. Это обосновывается тем, что основная нормативная база по созданию и функционированию государственных медицинских реабилитационных центров разработана и действует в полном объеме.
Сопоставительный анализ деятельности государственных медицинских и негосударственных социально ориентированных организаций, осуществленный Управлением аппарата ГАК Дальневосточного федерального округа, позволил выделить ряд проблем, и прежде всего основанных на взаимодействии в рамках выстраивания единого целевого пространства.
Так, по результатам мониторинга деятельности социально ориентированных реабилитационных организаций в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в реестры поставщиков социальных услуг внесены 317 организаций, из которых 311 государственных и 6 негосударственных.
Государственные реабилитационные центры услуги по социальной реабилитации наркозависимым не оказывают.
Формирование реестра негосударственных организаций различных форм собственности, осуществляющих деятельность по реабилитации и ресоциализации наркозависимых, показало, что не все организации, позиционирующие себя таковыми, способны и осуществляют указанную деятельность.
Более того, реабилитация наркозависимых, как правило, не является основным направлением деятельности и осуществляется в перечне с иными социально ориентированными направлениями. Поэтому социально ориентированное направление указывается в уставных документах как основной вид деятельности.
Социальная реабилитация наркозависимых лицензирования не требует, т.к. реабилитационные центры медицинскую деятельность осуществлять не вправе.
Соответственно, все эти формы организаций подлежат надзору и контролю со стороны государства только в пределах осуществления ими деятельности, подлежащей налогообложению, лицензированию и т.п.
Сертификация же реабилитационных учреждений не является обязательной.
Такое положение реабилитационных учреждений исключало возможность открытого взаимодействия с региональными государственными и общественными структурами и координацию их деятельности, в том числе и на договорной основе.
Отсутствие взаимодействия между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами препятствовало осуществлению преемственности между лечебно-реабилитационным процессом и последующей социальной реабилитацией.
Это объясняется тем, что в преобладающем большинстве негосударственных реабилитационных центров пациенты не получают необходимую медицинскую помощь в связи с наркологической патологией и в связи с сопутствующими заболеваниями. Не известен объем наркологической помощи, оказываемой негосударственными (частными) организациями. Статистическая отчетность ими не предоставляется, в наркологическую службу пациенты - потребители наркотических веществ не направляются.
Сомнительные (рискованные) возможности в обеспечении преемственности между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами вызваны одновременным существованием различных методик и критериев оценки, требований к сертификации и самих сертификатов, выдаваемых на территории Российской Федерации.
Отдельного внимания заслуживает и кадровый потенциал негосударственных реабилитационных учреждений, в которых более 96% составляют волонтеры - бывшие потребители наркотиков и лица, ранее неоднократно привлекавшиеся к уголовной ответственности за преступления.
Реализация одного из основных принципов организации системы комплексной ре-
абилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и больных наркоманией, заключающегося в непрерывности, преемственности и последовательности осуществляемых мероприятий комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и больных наркоманией, позволяет без перерыва на переходе от этапа медико-социальной (медицинский аспект) к социальной (социальный аспект) реабилитации, а затем (либо параллельно) к ресоциализации и трудовой интеграции добиться преемственности и высокой эффективности реабилитационного процесса.
Вместе с тем из-за недостаточно урегулированного взаимодействия между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами преемственность между лечебно-реабилитационным процессом и последующей социальной реабилитацией отсутствует.
Именно на этот аспект было указано на состоявшихся в июне текущего года заседании Президиума Государственного Совета и расширенном заседании Государственного антинаркотического комитета, где широко обсуждался вопрос создания и функционирования Национальной системы реабилитации и ресоциализации лиц, имеющих опыт немедицинского потребления наркотиков.
Совокупность вышеуказанных и других проблем в выработке вектора деятельности по формированию региональных сегментов подтвердило мнение о необходимости сосредоточения на уже имеющихся в регионе государственных ресурсах [2, с. 60] и построения на этой базе системы комплексной реабилитации и ресоциализации.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в рамках деятельности региональных антинаркотических комиссий в прямой постановке были изучены вопросы создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации, а также выработки мер по побуждению наркозависимых лиц к лечению и реабилитации. Комиссиями был признан необходимым факт расширения системы медицинской реабилитации и построения на ее основе
единой системы комплексной реабилитации. В соответствии с принятыми решениями в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа были разработаны и утверждены программы, в которые было заложено финансирование и модернизация государственных реабилитационных учреждений. Система наркологических медицинских организаций была расширена, в нее включены отделения дневного наркологического стационара, неотложной наркологической помощи с блоком реанимации и интенсивной терапии, а также медико-социальной реабилитации.
Только в течение 2014 г. в округе были открыты два новых государственных реабилитационных центра в Сахалинской и Магаданской областях. В 1-м полугодии 2015 г. реабилитационный центр открыт в г. Комсомольск-на-Амуре (второй центр в Хабаровском крае).
Созданная схема деятельности позволила в 2014 г. в 1,5 раза увеличить количество реабилитированных пациентов с синдромом зависимости от наркотических веществ и психотропных веществ (2014 г. - 1972 реа-билитанта; 2013 г. - 1318).
В настоящее время мероприятия по медико-социальной реабилитации проводятся на базе наркологических и психиатрических диспансеров всех субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа (за исключением Чукотского автономного округа) и включают диагностику, медикаментозное лечение, психологическое консультирование и коррекцию, психологическую адаптацию, психотерапию, а также по показаниям - социально-реабилитационную работу.
Возможность оказания социальных услуг лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков, на этапе получения наркологической помощи обеспечивается специалистами по социальной работе и социальными работниками организаций здравоохранения наркологического профиля.
Среди услуг, оказываемых реабилитан-там, - решение вопросов получения образования, обучение профессиональным навыкам, помощь в трудоустройстве, оформле-
нии и восстановлении документов, обучение навыкам взаимоотношений с административными и правоохранительными органами.
В соответствии с требованиями непрерывности и преемственности мероприятий комплексной реабилитации после завершения программ наркологической помощи необходимым является включение лица, допускавшего немедицинское потребление наркотиков, в программы социальной реабилитации.
Организация социальной реабилитации как социальной услуги населению в региональных сегментах Национальной системы осуществляется с учетом сложившейся в регионах инфраструктуры, а также системы оказания социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который конкретизировал и предоставил новые возможности получения лицам, прошедшим медицинское лечение и реабилитацию, помощи по социализации в обществе.
Во исполнение требований федерального законодательства в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа были сформированы региональные пакеты нормативных и правовых актов, регулирующих вопросы:
- реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц как обязательного этапа решения социальных проблем в субъекте Российской Федерации Дальневосточного федерального округа;
- видов и форм социальных услуг субъекта Российской Федерации, оказание которых могут обеспечить реабилитационные центры различных форм собственности;
- стандартов предоставления социальных услуг получателям социальных услуг;
- порядка включения в Реестр поставщиков социальных услуг как процедуры допуска на рынок социальных услуг, обеспеченных бюджетным финансированием.
Учитывая, что в настоящее время среди государственных организаций, осуществляющих социальное обслуживание населения в субъектах Российской Федерации Дальне-
восточного федерального округа, отсутствуют специализированные организации, оказывающие социальные услуги по реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, успешно прошедших лечение и медицинскую реабилитацию, в регионе проводится работа по привлечению в систему социального обслуживания населения негосударственных организаций, обладающих достаточным потенциалом для оказания таких услуг на принципах государственно-общественного и государственно-частного партнерства.
Осуществляя тесное взаимодействие с главными наркологами субъектов Федерации округа и главным нештатным наркологом округа, Управлением аппарата ГАК Дальневосточного федерального округа на постоянной основе оказывалась методическая и координационная помощь антинаркотическим комиссиям субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа по вопросам выработки и внедрения единых подходов при формировании региональных сегментов комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых в субъектах Федерации округа.
Так, в рамках реализации "Дорожной карты" по созданию региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации был совместно разработан типовой проект положения о сертификации учреждений, осуществляющих реабилитацию наркозависимых, предусматривающий его совместное утверждение органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения и социальной защиты.
На региональном уровне в рамках развития мотивационно-реабилитационного компонента приняты меры по устранению межведомственных противоречий между органами исполнительной власти в области здравоохранения и социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" приняты регламенты межведомственного взаимодействия органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания.
Регламенты определяют: перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих межведомственное взаимодействие, виды осуществляемой деятельности, порядок и формы межведомственного взаимодействия, требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению, в том числе порядок привлечения организаций к его осуществлению, порядок осуществления государственного контроля (надзора) и оценки результатов межведомственного взаимодействия.
Отработка предусмотренных регламентами механизмов взаимодействия на практике в настоящее время является важной задачей для уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
Являясь центральным модулем региональных сегментов Национальной системы и используя накопленный опыт работы, наркологические службы региона продолжают наращивать деятельность в создании оптимальной инфраструктуры путем совершенствования межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами, органами социального обслуживания населения, негосударственными организациями в соответствии с положениями Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №294.
Далее в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа продолжится работа по реализации положений Подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации", направленных на:
- внедрение федеральных стандартов и порядка оказания медицинской помощи по профилю "'наркология";
- формирование комплексного подхода к медицинской и социальной реабилитации больных наркологического профиля с привлечением общественных организаций посредством установления договорных отношений между государственными учреждениями наркологии и негосударственными реабилитационными центрами (в Амурской и Сахалинской областях, Приморском крае такие договоры уже действуют).
Таким образом, созданная и продолжающая развиваться в рамках действующего
законодательства в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа модель регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации позволила повысить доступность больным наркоманией эффективной медицинской помощи, программ медицинской и социальной реабилитации, способствовала снижению процента срывов у больных, восстановлению их социального и общественного статуса, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни.
Библиографический список
1. Казаринов, Ю.Л. К вопросу о региональном сегменте национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях / Ю.Л. Казаринов // Актуальные проблемы антинаркотической деятельности в Российской Федерации : сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Ч. 1. Антинаркотическая профилактика: современное состояние, тенденции и перспективы развития / под общ. ред. к.ю.н. А.Ю. Кийко. -Уфа: УФ СЗИПК ФСКН России, 2014.
2. Килин, А.З. Перспективы формирования регионального сегмента реабилитации и ресоциализации больных с зависимостью от психоактивных веществ / А.З. Килин, Т.В. Коро-бицина // Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей : материалы XVIII международной научно-практической конференции (16-17 апреля 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. - Ч. 1.
3. Малиенко, А.А. Обзор практики организации территориальных органов ФСКН России по реабилитации и ресоциализации наркопотребителей / А.А. Малиенко // Актуальные проблемы антинаркотической деятельности в Российской Федерации : сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Ч. 1: Антинаркотическая профилактика: современное состояние, тенденции и перспективы развития / под общ. ред. к.ю.н. А.Ю. Кийко. - Уфа: УФ СЗИПК ФСКН России, 2014.