ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ
УДК 343.9
Антон Захарович КИЛИН,
заместитель начальника Управления ФСКН России по Красноярскому краю
Татьяна Валерьевна КОРОБИЦИНА,
профессор кафедры психиатрии и наркологии с курсом ПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, доктор медицинских наук
tvkor@mail.ru
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
PROBLEMATIC ISSUES OF USING THE RESULTS OF MONITORING IN THE ACTIVITY OF THE SUBJECTS OF ANTI-DRUG PREVENTION
В статье анализируются актуальные проблемы деятельности субъектов профилактики наркомании и предупреждения немедицинского потребления наркотиков, обосновывается необходимость скоординированного их взаимодействия с правоохранительными органами по пресечению незаконного оборота наркотиков.
The urgent problems of functioning of the subjects of anti-drug activity on prevention of drug addiction and non-medical drug use are analyzed in the article. The authors substantiate the necessity of coordinated actions of the above mentioned subjects and law enforcement agencies on prevention of illicit trafficking in drugs.
Ключевые слова: мониторинг, субъекты антинаркотической профилактики, антинаркотическая деятельность, профилактика немедицинского потребления наркотиков.
Keywords: monitoring, subjects of anti-drug prevention, anti-drug activity, prevention of non-medical drug use.
Современная наркоситуация в Красноярском крае в целом и во многих муниципальных образованиях остается сложной, несмотря на активно проводимую субъектами антинаркотической деятельности работу по профилактике наркомании, предупреждению немедицинского потребления наркотиков и пресечению их незаконного оборота. По итогам мониторинга показатели параметров краевой наркоситуации оказались неоднозначными по каждому из пяти оценочных критериев (состояние оценивалось от напряженного до кризисного). Это потребовало их комплексного рассмотрения на заседаниях краевой антинаркотической комиссии, зональных групп АНК в территориальных округах и принятия дополнительных организационных и практических мер по стабилизации наркоситуации в 12 муниципальных образованиях края.
Однако нельзя не учитывать, что наиболее оптимальным является устранение или минимизация причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений в анализируемой сфере, без чего наркоситуация (в том числе латентная ее составляющая) не сможет существенно измениться. И именно органы государственной власти, местного самоуправления должны обеспечить организацию такой деятельности, устранив проблемы межведомственного взаимодействия, в противном случае не могут быть решены принципиально важные вопросы практического применения результатов анализа деятельности правоохранительных, судебных органов, органов здравоохранения, социальных и других служб в части, касающейся мониторинга.
На фоне совершенствования и обновления антинаркотического законодательства с учетом ежегодно проводимых мони-торингов наркоситуации, уточнения и расширения решаемых задач, в том числе органами ФСКН России, другими субъектами антинаркотической деятельности, наблюдаются тенденции сокращения, а иногда "вымывания" кадрового потенциала, уменьшения лечебно-реабилитационных
Опыт и проблемы организации Н / — мониторинга наркоситуации ^
мощностей, что может привести к тому, что ряд поставленных задач, в том числе и по оздоровлению наркообстановки, могут стать трудновыполнимыми.
Анализ складывающейся практики показывает недостаточность скоординированных действий во многих направлениях антинаркотической деятельности. Так, субъектами профилактики, в том числе в сфере здравоохранения и на уровне участковых уполномоченных ОВД, практически не отрабатывается в плане индивидуально-профилактической работы информация о вызовах скорой медицинской помощи в случаях отравления наркотиками (более 1,5 тысяч вызовов ежегодно).
Если учесть, что в общем количестве лиц, привлекаемых ежегодно к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, около 60% - лица, не имеющие работы, более 53% - ранее судимы, становится очевидной недостаточность усилий со стороны органов исполнительной власти в сфере социальной политики, занятости населения по решению вопросов профессионального обучения, обязательного трудоустройства лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Из общего количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков на территории Красноярского края (по итогам 9 месяцев 2013 г.), 24,5% были больны наркоманией, 8,4% совершили преступления в состоянии наркотического опьянения (за аналогичный период 2012 г. - 8,7% и 13,5% соответственно). В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю в 2013 г. из 5395 человек, отбывающих наказание за совершение наркопреступлений, зависимость от наркотиков отмечена у 1653 (в
2012 г. - 5849 и 2637 соответственно). При том, что в системе ФСИН России имеются более 700 реабилитационных мест, включая 75 лечебных койко-мест, число наркозависимых, прошедших обязательное лечение в пенитенциарной системе в
2013 г., - 252 человека (в 2012 г. - 253). В этом видятся большие резервы, однако пока больше обращается внимание на
условно осужденных, условно-досрочно освобожденных.
Кроме того, не налажено на постоянной основе взаимодействие между лечебно-исправительными и государственными наркологическими учреждениями по обмену информацией по учтенным и пролеченным больным. Как следствие - большинство осужденных, прошедших лечебно-реабилитационные мероприятия, после освобождения из мест лишения свободы, не обращаясь к наркологу, возобновляют употребление наркотиков, участвуя в их незаконном обороте.
Не отработан в полной мере нормативно-правовой механизм двухстороннего автоматизированного обмена информацией между наркологическими учреждениями и правоохранительными органами. Необходимо понимание того, что сведения о наркозависимом лице, совершившем административное правонарушение либо преступление в сфере незаконного потребления наркотиков, не должны иметь узковедомственную направленность. Сегодня информация о лицах, привлеченных за немедицинское потребление наркотиков, и выявленных потребителях органами здравоохранения в автоматическом режиме с наркологическими учетами в крае не завязана.
Вместе с тем каждый наркобольной имеет рецидив потребления с разрывом от 1 года до 10-15 лет и неоднократно попадает в различные медучреждения, в том числе подразделения скорой медицинской помощи, ВИЧ-инфекционные центры.
Низкая обращаемость наркопотребителей в наркологические учреждения, по нашему мнению, связана с отсутствием не только четко выстроенной системы оперативного обмена информацией между ведомствами, но и системы побуждения лиц к лечению и комплексной реабилитации и ресоциализации. Как следствие - пациенты с наркотической зависимостью составляют не более 10% пролеченных наркологами больных (в 2012 г. на наркологических койках пролечены 11017 пациентов, из них с наркоманией - 985 человек), а число потребителей наркотиков (учтенные
сведения по Красноярскому краю), прошедших амбулаторно и в стационаре курс реабилитации, - всего 210 человек. Зачастую наркологи эту ситуацию замалчивают.
Только за 9 месяцев 2013 г. правоохранительными органами привлечены к административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков более 3-х тысяч человек, основная часть которых на наркологическом учете не состояли. Причем в настоящее время в число потребителей и распространителей наркотиков все чаще вовлекаются обучающиеся в образовательных учреждениях, водители транспортных средств, работники техно-генно опасных производств, иностранные граждане, фактическая численность которых не известна. Так, при проведении в крае на протяжении 3-х лет тестирования учащихся образовательных учреждений были выявлены более тысячи обучаемых, являющихся потребителями наркотиков каннабисной группы. Только в 2012 г. при проведении тестирования 1500 призывников в Красноярском крае были выявлены 75 (5%) положительных результатов. К административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения привлечены в 2011-2013 гг. 586 водителей. К уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков только сотрудниками органов наркоконтроля привлечены 249 водителей автотранспортных средств, 81 человек, работающий по профессии повышенного риска, 43 работника стратегических объектов.
Хотелось подчеркнуть, что в настоящее время с целью повышения качества и доступности оказания наркологической помощи в крае реализуются меры по реорганизации и модернизации наркологической службы. Существующая сеть наркологических учреждений в Красноярском крае включает 84 наркологических кабинета амбулаторного приема, 5 стационаров дневного пребывания на 75 мест, 520 наркологических коек круглосуточного пребывания - 460 краевых и 60 федерального подчинения. Открыт государственный
краевой центр реабилитации для больных наркоманией (25 коек), обеспечивается оснащение лечебно-диагностическим, лабораторным и реабилитационным оборудованием.
Однако, несмотря на необходимость дальнейшего увеличения лечебных и реабилитационных мощностей наркологической медицинской службы, в существующей сети наркологических учреждений, особенно в Норильске, Канске, Лесосибирске, Минусинске, наблюдается некоторое снижение койко-мест, количества и качества показателей по комплексному оказанию услуг наркозависимым лицам.
Для правоохранительных органов, наркологической службы стало проблемой значительное распространение употребления неподконтрольных новых синтетических психоактивных веществ. Отсутствие специализированного технического оборудования, методического и тестового обеспечения для их выявления предопределило то, что государственные органы, в том числе наркологические учреждения, в большой степени оказались не готовы (на постдезо-морфиновой проблеме) к адекватной работе по диагностике, лечению и реабилитации больных с таким видом зависимости.
Необходимо отметить, что определенная латентная часть наркобольных обращаются за помощью в негосударственные реабилитационные центры, сведения об эффективности работы которых большей частью не достоверны. Причем преемственность в деятельности организаций, оказывающих медицинскую помощь наркозависимым, и негосударственных реабилитационных центров (по краю их насчитывается более 40) отсутствует. Как следствие - проблемой становится не только оказание медицинской помощи лицам, проходящим программы социальной реабилитации в негосударственных реабилитационных центрах, но и реализация в перспективе Государственной межведомственной программы "Комплексная реабилитация и ре-социализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ".
Опыт и проблемы организации мониторинга наркоситуации
Безусловно, часть задач по снижению уровня наркозависимости и в период оптимизации кадровой политики можно и нужно решать с помощью общественности. Например, при Управлении ФСКН России по Красноярскому краю работают Общественный совет, Молодежный совет, создан Казачий антинаркотический центр, отряд "КОБР", оказывающий помощь при проведении рейдовых мероприятий по общежитиям профучилищ, лицеев, налажена работа с Советом ректоров средних специальных и высших учебных заведений, координационным советом по духовной реабилитации при краевом наркодиспансере № 1, создано региональное волонтерское антинаркотическое движение, проводится работа в рамках межвузовской антинаркотической комиссии, созданной при СибЮИ ФСКН России специально для осуществления антинаркотической работы среди студентов. Это резервы и для Управления ФСКН России по Красноярскому краю, и для краевой антинаркотической комиссии. Но работу с этими общественными антинаркотическими институтами и направлениями должны координировать профессионалы, в том числе из числа сотрудников отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, по которым объективно идет сокращение. Считаем, что численность отдела в крупных управлениях ФСКН России должна быть не менее 10 человек с выделением штатных единиц по линии межведомственного взаимодействия в сфере профилактики в межрайонных подразделениях. Остается небольшой по штату численность аппарата антинаркотических комиссий субъектов Федерации, тем более муниципалитетов.
Наряду с этим развитие общественных антинаркотических институтов, проведение масштабных антинаркотических мероприятий, в том числе в городах и районах со сложной, согласно результатам мониторинга, наркообстановкой, требует хотя и небольших, но финансовых средств, которых зачастую просто нет. Какие-либо финансовые фонды поддержки при краевой, муниципальных антинаркотических комиссиях
не предусмотрены. Не предусмотрены и вопросы морального и материального стимулирования волонтерского движения, а также работы внештатных профессионально подготовленных лекторских групп, в чем имеется большой спрос со стороны учебных заведений, крупных организаций, учреждений, ведомств.
При такой организационно-финансовой ситуации достаточно сложно с помощью общественности противодействовать наркотизации населения. Необходимо, на наш взгляд, вносить соответствующие изменения в положения о территориальных, муниципальных антинаркотических комиссиях как в субъектах Российской Федерации, так и на уровне городских, районных комиссий. Нет дирекций по исполнению региональных антинаркотических программ. В результате после проведения мониторинга - фактически в рамках региональных
программ - не всегда удается внести коррективы, направленные на упреждение, улучшение наркоситуации на среднесрочную перспективу, т.е. до следующих результатов мониторинга.
В целом, учитывая увеличение масштаба социально-экономических последствий распространения и немедицинского потребления наркотиков, необходимо осуществлять деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 7 июня 2013 г. №120-ФЗ, внесшими изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", а наличие ограниченных сил и средств требует сосредоточения усилий на наиболее важных направлениях антинаркотической деятельности с корректировкой ведомственных нормативных документов.
Библиографический список
1. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СПС КонсультантПлюс.
2. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (вместе с "Положением о Государственном антинаркотическом комитете", "Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации") : Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 (ред. от 27.07.2013) // СПС КонсультантПлюс.
3. Коробицина, Т.В. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ : отчет по теме НИР (заключ.), № гос. регистр. 01201351060 / Т.В. Коробицина.- Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2013.