Научная статья на тему 'Концептуальные основания современного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности'

Концептуальные основания современного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / COMPLEX MECHANISM / MODERN PARADIGM / STATE CORPORATION / A MODEL OF A SYSTEM OF NATIONAL ANTI-DRUG SECURITY / ANTI-DRUG SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кийко Михаил Юрьевич

В статье представлена конфигурация системы национальной антинаркотической безопасности и введено в научный оборот понятие «комплексный механизм обеспечения национальной антинаркотической безопасности», под которым понимается совокупность экономических, политических, социальных, правовых, организационных, психологических способов, методов и форм взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности по целенаправленному снижению уровня наркоугрозы интересам личности, хозяйствующих субъектов, общества и государства. Установлено, что концептуальными основаниями формирования комплексного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности являются соответствие современной парадигме национальной безопасности страны и общемировой философии борьбы с наркотиками, а также адекватность глобальной угрозе распространения наркотиков, что позволяет организовать противодействие наркобизнесу в форме полномасштабной и многовекторной антинаркотической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кийко Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE MODERN MECHANISM OF PROVIDING NATIONAL ANTI-DRUG SECURITY

The article provides a configuration of the system of national anti-drug security and introduces in the scientific vocabulary a notion of a «complex mechanism of providing national anti-drug safety» that covers the total of economic, political, social, legal, organizational, psychological ways, methods and forms of interaction of all subjects of anti-drug activity on the targeted reduction of the level of drug threat to the interests of people, economic subjects, society and state. It has been established that the conceptual foundations of forming a complex mechanism of providing national anti-drug security are the correspondence to the modern paradigm of national security of the country and the worldwide philosophy of the war on drugs, as well as the adequacy to the global threat of drug spread which allows to organize the opposition to drug business in the form of full scale and multiple-vector anti-drug activity.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания современного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КИЙКО М.Ю.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье представлена конфигурация системы национальной антинаркотической безопасности и введено в научный оборот понятие «комплексный механизм обеспечения национальной антинаркотической безопасности», под которым понимается совокупность экономических, политических, социальных, правовых, организационных, психологических способов, методов и форм взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности по целенаправленному снижению уровня наркоугрозы интересам личности, хозяйствующих субъектов, общества и государства. Установлено, что концептуальными основаниями формирования комплексного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности являются соответствие современной парадигме национальной безопасности страны и общемировой философии борьбы с наркотиками, а также адекватность глобальной угрозе распространения наркотиков, что позволяет организовать противодействие наркобизнесу в форме полномасштабной и многовекторной антинаркотической деятельности.

Ключевые слова: комплексный механизм, антинаркотическая безопасность, современная парадигма, государственная корпорация, модель системы национальной антинаркотической безопасности.

KIYKO ИШ.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE MODERN MECHANISM OF PROVIDING NATIONAL ANTI-DRUG SECURITY

Abstract. The article provides a configuration of the system of national anti-drug security and introduces in the scientific vocabulary a notion of a «complex mechanism of providing national anti-drug safety» that covers the total of economic, political, social, legal, organizational, psychological ways, methods and forms of interaction of all subjects of anti-drug activity on the targeted reduction of the level of drug threat to the interests of people, economic subjects, society and state. It has been established that the conceptual foundations of forming a complex mechanism of providing national anti-drug security are the correspondence to the modern paradigm of national security of the country and the worldwide philosophy of the war on drugs, as well as the adequacy to the global threat of drug spread which allows to organize the opposition to drug business in the form of full scale and multiple-vector anti-drug activity. Keywords: a complex mechanism, anti-drug security, modern paradigm, a state corporation, a model of a system of national anti-drug security.

По данным мониторинга наркоситуации, проведенного ФСКН РФ в 2012 г., в России насчитывается до 8,5 млн чел. с различной степенью регулярности употребляющих наркотики, это составляет около 6% населения страны. Именно эти люди обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране, одновременно образуя как рынок устойчивого спроса на наркотики, так и инфраструктуру их сбыта.

Современная наркоситуация в стране характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких, как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения. Наряду с распространением запрещенных наркотиков, производимых из растительного сырья, из стран Европы и Азии на российский рынок поступают синтетические наркотики, производство ряда из них осуществляется в российских городах, в последнее время широкое распространение получают «дизайнерские» наркотики. В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находя-

щихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения. Масштабы и динамика этих процессов предельно высоки, достаточно отметить, что эксперты ФСКН России еженедельно фиксируют появление нового синтетического наркотика.

Проблема наркомании многоаспектна, она включает вопросы безопасности государства и личности, здоровья населения, в первую очередь, молодежи, состояния экономики, социальных последствий незаконного оборота наркотиков и т. д. Причем все эти проблемы находятся под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, зачастую разнонаправленных, что требует комплексных и сбалансированных мер, которые обеспечат существенное снижение спроса, потребления наркотиков и последствий их потребления, а также позволят подорвать и разрушить производственные, финансовые, организационные, информационные и иные основы наркобизнеса. Решение многоаспектной проблемы наркобизнеса и наркотизации общества видится нам в развитии комплексного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности.

Под комплексным механизмом обеспечения национальной антинаркотической безопасности мы понимаем совокупность экономических, политических, социальных, правовых, организационных, психологических способов, методов и форм взаимодействия всех субъектов антинаркотической деятельности по целенаправленному снижению уровня наркоугрозы интересам личности, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Главное требование — комплексный характер данного механизма, как по широте охвата проблем антинаркотической безопасности, так и по спектру используемых мер — соответствует глобальному и многоаспектному характеру наркоугрозы, благодаря чему комплексный механизм обеспечения национальной антинаркотической безопасности становится адекватным решаемым задачам. Комплексный характер механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности предполагает не только комплексный подход к выбору направлений антинаркотической деятельности и способов и форм этой деятельности, но и широкую базу участников этой деятельности с вовлечением государственных органов, коммерческих структур и общественных организаций и движений, как внутри страны, так и на международном уровне.

Другим не менее важным требованием к комплексному механизму обеспечения национальной антинаркотической безопасности является его соответствие современной парадигме национальной безопасности страны и общемировой философии борьбы с наркотиками. При таком подходе противодействие наркобизнесу осуществляется в форме полномасштабной и многовекторной антинаркотической деятельности.

При формировании, развитии и совершенствовании современного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности необходимо достижение соответствия разрабатываемых мер той степени угрозы, которую в нынешних условиях представляет глобальное распространение наркотиков и его социально-экономические последствия. Поэтому базовым основанием должно стать восприятие наркобизнеса и наркотизации общества как глобальной угрозы национальной безопасности страны, угрозы интересам личности, общества и государства. Для России указанная глобальная угроза распространяется, прежде всего, из Афганистана, превратившегося к настоящему времени в наркогосударство.

Представляется вполне очевидным феномен локализации в обоих полушариях земного шара двух сверхмощных планетарных центров наркопроизводства: более 90% героина в Афганистане или 550 тонн в год; и 100% кокаина в Южной Америке, что составляет 950 тонн ежегодно. По сути, это не только два стабильных центра глобального производства наркотиков, институционально интегрированных в систему транснационального транзита и дистрибуции производимой наркопродукции, но и центры эмиссии преступных наркодоходов, сопряженные с мировым легальным финансовым и банковским сектором. Анализ мощности функционирования этих двух планетарных наркоцентров за последние 15 лет позволяет оценить сумму инвестиций в глобальную организованную преступность, образующую угрозу миру и безопасности во всех ее проявлениях, в размере не менее трех триллионов долларов США. К сожалению, подобная ситуация сформировалась в условиях, когда мировое сообщество не бездействовало. Начиная с 1998 г., с момента принятия Декларации ООН по борьбе с наркотиками,

активно выполнялись меры по уничтожению посевов наркосырья, уничтожались нарколаборатории и изымались оптовые партии наркотиков, разрушались маршруты наркотрафика и т. п. Однако обозначенные организациями ООН в 1998 и 2009 гг. параметры результатов антинаркотической деятельности, в частности, по сокращению посевов и объемов производства наркотиков, не были выполнены. Более того, с 1998 по 2012 гг.выросли как мировые объемы производства опиатов и кокаина, так и количество потребителей этих наркотиков (рис. 1).

Очевидно, что меняющиеся условия требуют адекватного изменения форм и методов противодействия глобальной наркоугрозе, а также новой парадигмы глобальной антинаркотической политики. С нашей точки зрения, парадигма глобальной антинаркотической политики должна соответствовать новой парадигме общественного развития и базироваться на понимании глубинных причин и особенностей наркопроблемы в современных условиях.

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

Рис.1. Динамика наркопотребителей в период 1998-2012 гг. в мировом измерении, млн чел. (данные ФСКНРоссии).

Очевидно, что меняющиеся условия требуют адекватного изменения форм и методов противодействия глобальной наркоугрозе, а также новой парадигмы глобальной антинаркотической политики. С нашей точки зрения, парадигма глобальной антинаркотической политики должна соответствовать новой парадигме общественного развития и базироваться на понимании глубинных причин и особенностей наркопроблемы в современных условиях.

В качестве новой парадигмы в последнее время ряд экспертов настойчиво предлагают идею легализации наркотиков, спекулируя при этом на неэффективности силовой антинаркотической политики. Однако, с нашей точки зрения, в основе этой идеи находится абсолютное ложное представление о возможности разрешения проблемы наркотизации и криминального насилия посредством предоставления свободы торговли. Опыт свободной продажи наркотиков Ост-Индской британской компанией в ХК в. в Китае или свободной продажи опасных фармацевтических препаратов наглядно демонстрирует, что потребление наркотиков не только не уменьшается, но резко и неограниченно растет. Таким образом, идея легализации наркотиков, по меньшей мере, несостоятельна.

Несостоятельность и опасность этой ложной идеи связана с тем, что легализация продажи наркотиков никак не затрагивает способа производства и социальной базы производителей и потребителей наркотиков. Основная наркоугроза исходит, по нашему мнению, не только от самих преступных транснациональных наркогруппировок, но непосредственно от способа производства, организованного ими.

Анализ наркопроизводства в двух глобальных центрах, а также особенностей трансконтинентального транзита героина и кокаина позволяет выделить доминантный фактор — социально-экономическую депрессивность регионов производства и транзита наркотиков. Именно социально-экономические проблемы обусловили превращение значительных сегментов общества в этих странах в социальную базу расширенного воспроизводства наркотиков. Особенно показательной с этой точки зрения представляется ситуация в Афганистане, где местные кре-

1998

□ опиаты

2012

стьяне вынуждены за нищенское вознаграждение возделывать опиумные поля, приносящие баснословные доходы наркоторговцам, поскольку иного выбора у них нет. За время двенадцатилетнего пребывания войск международной коалиции в стране почти полностью развалилось сельское хозяйство, из всех культур интенсивно возделывается только мак, причем площади маковых плантаций увеличиваются: только в 2011 г. они выросли на 18-20%, а это означает такой же пропорциональный рост крестьянских хозяйств, занятых на маковых плантациях. Дальнейшее наращивание объемов наркопроизводства в Афганистане стимулирует существующая социальная база наркопотребителей в России, европейских и других странах мира, формирующая спрос на афганскую наркопродукцию. Мы убеждены, что поддержание и культивирование подобных депрессивных зон является необходимым экономическим базисом сохранения и расширения наркопроизводства и существования самой наркомафии.

Чтобы переломить обозначенный негативный тренд последних 15 лет, требуются новая философия и парадигма общественного развития, которая должна строиться на реализации основополагающего права, закрепленного Резолюцией ООН — права на развитие. И в Афганистане, и в Южной Америке регулярно уничтожаются нарколаборатории и тонны наркотиков, однако ощутимых перемен не наблюдается, поскольку не ликвидируется сама социальная база наркопроизводства, которая все более расширяется, а общая социально-экономическая обстановка в этих странах все более деградирует. Представляется совершенно очевидным, что прекращение наркопроизводства возможно через альтернативное развитие путем реализации права всего народа и отдельных граждан наркогосударств на развитие и альтернативное развитие, которое должно стать приоритетом антинаркотической политики и сутью новой парадигмы.

В связи с этим существенным отличительным признаком современного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности должен стать его системный характер. Это означает не только системность принимаемых решений, но системность их реализации в рамках единой системы национальной антинаркотической безопасности.

Учитывая, что наркоагрессия со стороны Афганистана по-прежнему является доминирующим фактором формирования наркоситуации в России (весь героин и три четверти гашиша, потребляемых в России, поступают на ее территорию из Афганистана через Центрально-Азиатский регион), мы считаем, что система национальной антинаркотической безопасности России должна иметь внешний и внутренний контур (рис. 2).

Деятельность по сокращению предложения наркотиков

Силовые меры пресечения наркопроизводства и наркотрафика

Участие в международных программах восстановления экономики Афганистана

Государственные программы содействия РФ развитию Афганистана и стран Центральной Азии

Меры по обеспечению динамичного социально-экономического развития страны и субъектов РФ

Деятельность по сокращению спроса на наркотики в рамках государственной программы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей

Внутренний контур системы национальной наркобезопасности

Внешний контур системы национальной наркобезопасности

Деятельность по сокращению предложения наркотиков на территории страны силами всех субъектов антинаркотической деятельности

Рис. 2. Конфигурация системы национальной антинаркотической безопасности России.

Внешний контур системы национальной антинаркотической безопасности включает меры по сокращению производства, транспортировки и, соответственно, предложения наркотиков на территории России. Одним из важнейших блоков этой деятельности является проведение комплекса оперативно-розыскных, профилактических, правоохранительных и иных мероприятий, направленных на пресечение производства наркотиков и их доставку в Россию из-за рубежа, включая выполнение согласованных совместных операций с зарубежными специализированными антинаркотическими полицейскими органами и спецслужбами.

Однако при всей важности и высокой результативности этой работы жесткие силовые методы противодействия наркобизнесу имеют объективно ограниченные пределы эффективности. Всестороннее изучение данного вопроса, в т. ч. с учетом имеющегося международного опыта, позволяет нам утверждать, что необходимым ключевым условием для ликвидации афганского наркотрафика через страны Центральной Азии в Россию является интенсификация экономического развития региона.

Именно поэтому во внешний контур системы национальной антинаркотической безопасности России должны быть включены различные формы помощи и поддержки социально-экономического развития стран Центрально-Азиатского региона. Это позволит отвлечь население этих стран от участия в наркопроизводстве и наркотрафике, ослабит социальную базу расширенного воспроизводства афганских наркотиков. Деятельность по данному направлению означает участие России в различных международных программах восстановления экономики Афганистана с использованием потенциала такого уникального механизма, как Экономический и Социальный Совет ООН, в компетенцию которого входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем и разработка соответствующих политических рекомендаций. Однако в полной мере подобные программы смогут реально заработать после того, как на уровне Совета Безопасности ООН афганское наркопроизводство будет квалифицировано как прямая угроза миру и безопасности, но пока этого не произошло.

Поэтому параллельно с активным участием России в разработке и реализации международных программ подъема экономики Афганистана считаем целесообразным осуществление самостоятельных российских проектов социально-экономического развития государств Центральной Азии. Участие в социально-экономическом развитии сопредельных территорий отвечает национальным интересам России не только в области противодействия наркотизации общества, но и в плане взаимовыгодного развития бизнеса, укрепления торговых отношений и развития сотрудничества в других сферах экономической деятельности. Однако главное, все-таки, — противодействие наркоугрозе и обеспечение национальной антинаркотической безопасности.

В качестве одного из перспективных направлений решения задачи подъема экономики стран Центральной Азии, прежде всего, Афганистана, мы предлагаем создание на базе Внешэкономбанка государственной корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии в форме открытого акционерного общества, 51% акций которого составляет собственность государства, а 49% на возмездной основе передаются ряду бизнес-структур, в числе которых, например, РусГидро, РОСНАНО, Роснефть и другие крупные компании.

Участие конкретных компаний будет определяться теми проектами, которые войдут в перечень реализуемых. Считаем, что в числе приоритетных проектов целесообразно рассмотреть гидроэнергетику, птицеводство, садоводство, овощеводство, добывающие производства, промышленную сборку, транспорт и другие сферы экономической деятельности.

Первоначальные затраты на создание государственной корпорации оцениваются нами в 2 млрд рублей. При этом сравнительный анализ подтверждает, что инвестиции в экономику азиатских государств, в рамках предлагаемой корпорации сотрудничества, с экономической точки зрения выгоднее, чем наращивание затрат на охрану границы и борьбу с контрабандой наркотиков, поскольку использование исключительно полицейских мер не дает необходимого результата. В этой связи деятельность корпорации позволит решить одну из главных задач — отвлечь население региона от наркопроизводства и наркоторговли за счет создания в регионе новых рабочих мест.

По нашим расчетам создание только на первом стартовом этапе порядка тридцати тысяч рабочих мест позволит сократить транзит афганских наркотиков через Среднюю Азию и их

поступление в Россию на 25%, уровень наркопреступности и преступности в целом по России — на 30-33%; при этом принятые меры позволят сэкономить порядка 1,3% ВВП Российской Федерации, ежегодно теряемых от наркоторговли (табл.).

Таблица

Предварительная оценка первого этапа деятельности Российской государственной корпорации по сотрудничеству со странами ЦА

Цель Способы реализации цели Сферы сотрудничества Затраты Ожидаемые результаты

Содействие социально -экономическому развитию стран региона Создание 30 тысяч рабочих мест при реализации совместных проектов Добывающие производства; гидроэнергетика; сельское хозяйство (овощеводство, садоводство, птицеводство); промышленная сборка; транспорт (в т. ч. трубопроводный) 2 млрд руб. на стартовом этапе Сокращение объемов поступления афганских наркотиков в Россию на 25%; Снижение уровня наркопреступности и преступности в целом по России на 30-33%; Снижение потерь от наркоторговли в размере 1,3% ВВП России

Предлагаемая нами корпорация станет инструментом реализации различных проектов, выгодных как для России, так и для центрально-азиатских государств. Кроме того, как показывает мировой опыт, деятельность подобных корпораций стимулирует развитие местного бизнеса, создание современной инфраструктуры, развитие средств связи и массовой коммуникации и т. п. В связи с этим создание корпорации полностью согласуется с международными руководящими принципами ООН по альтернативному развитию. Именно полноценное альтернативное развитие в наибольшей степени необходимо Афганистану в нынешних условиях посредством организации индустриализации и электрификации страны, создания современной инфраструктуры и распространения новых технологий. Благодаря этому возможен доступ основной части населения страны к современному мировому качеству жизни и реализация базового права ООН на развитие и социальный прогресс.

Предложение по созданию государственной корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии основывается в числе прочего на опыте многолетних внешнеэкономических связей центральноазиатских государств региона с Россией. В настоящее время для большинства стран региона наша страна остается основным торговым партнером. Кроме того, в настоящее время Российская Федерация превратилась в главный пункт назначения миграционных потоков из данного региона. По имеющимся оценкам число граждан среднеазиатских республик, работающих в России, составляет до 10 миллионов человек, или более 20 процентов всего населения стран региона. Этот контингент служит одним из постоянно возобновляемых источников наркокурьеров для перевозки афганских наркотиков в Россию. Создание рабочих мест в странах Центральной Азии позволит существенно снизить поток наркокурьеров, сократить численность трудовых и нелегальных мигрантов в России, обеспечить тем самым дополнительные рабочие места для российских безработных и наркопотребителей, вовлекаемых в программы реабилитации и ресоциализации.

Следует отметить еще один немаловажный аспект, который подлежит учету при разработке и реализации проекта создания государственной корпорации по сотрудничеству со странами Центральной Азии. В 2014 г. истекает срок мандата на пребывание в Афганистане войск международной коалиции. Вывод основной части иностранных войск и сложение ответственности международного сообщества за безопасность в Афганистане не изменят ситуацию с наркопроизводством в стране в лучшую сторону. Напротив, следует ожидать активизации деятельности транснациональных наркогруппировок в их желании сохранить масштабы производства наркотиков в Афганистане. Именно поэтому необходимо использовать все меры, прежде всего, меры по поддержке социально-экономического восстановления страны, чтобы не только противостоять росту масштабов производства наркотиков, но и инициировать процесс сокращения наркопроизводства. С этой точки зрения создание предлагаемой государственной корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии чрезвычайно актуально.

К тому же, деятельность корпорации позволит России проводить многовекторную политику в Центральной Азии, усилить свое присутствие в регионе, что отвечает интересам национальной безопасности страны в целом.

Внутренняя составляющая системы национальной наркобезопасности имеет в качестве необходимого элемента обеспечение динамичного социально-экономического развития страны и субъектов Российской Федерации, базирующегося преимущественно на инновационных факторах экономического роста. Снижение уровня безработицы, прежде всего среди молодежи, развитие системы доступного и эффективного образования, создание дополнительных рабочих мест во всех сферах экономической деятельности, в т. ч. в секторе высоких технологий, повышение уровня и качества жизни населения страны — все это необходимые предпосылки достижения высокого уровня национальной антинаркотической безопасности.

Базовыми элементами внутреннего блока системы национальной антинаркотической безопасности выступают деятельность по сокращению предложения наркотиков и деятельность по сокращению внутреннего спроса на наркотики (рис. 2). Каждое из этих направлений, выполняя свой круг задач, взаимно дополняет и усиливает друг друга, что обеспечивает компли-ментарность и эмерджентность всей системы национальной антинаркотической безопасности. Важно отметить, что противодействие распространению наркотиков должно осуществляться силами всех субъектов антинаркотической деятельности, включая не только органы ФСКН России, но и федеральные органы исполнительной власти, а также территориальные органы власти в субъектах федерации и органы местного самоуправления.

Считаем также необходимым отметить важность мер законодательного характера. Так, например, принятие Федерального закона об органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ позволит укрепить нормативно-правовую базу и повысить эффективность функционирования органов ФСКН России. В частности, это позитивно скажется на результативности оперативно-служебной деятельности ФСКН России по активизации противодействия наиболее опасным организованным формам наркопреступности, связанным, в первую очередь, с производством и реализацией наркотиков на территории страны, их контрабандой из-за рубежа, легализацией преступно нажитых денежных средств и имущества.

Для повышения эффективности деятельности по сокращению спроса на наркотики мы предлагаем сконцентрировать все мероприятия по данному направлению в рамках Государственной межведомственной программы по комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей [2]. Необходимость разработки и реализации подобной комплексной программы обусловлена сохранением сложной ситуации в стране с распространением незаконного потребления наркотических средств, несмотря на прекращение роста и наметившуюся тенденцию к снижению заболеваемости наркоманией, а также низким уровнем результативности наркологической помощи. Только 2% наркозависимых снимаются с наркологического учета в связи с выздоровлением (стойкой длительной ремиссией), большинство же больных наркоманией возвращаются к наркопотреблению и вновь вовлекаются в незаконный оборот наркотических средств. Столь низкие результаты связаны, прежде всего, с неразвитостью системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. В частности, остаются нерешенными вопросы ресоциализации и трудовой реинтеграции лиц, завершивших участие в реабилитационных программах. Поэтому проблема комплексной реабилитации и ресоциали-зации наркопотребителей может быть решена, по нашему мнению, только программно-целевым методом в рамках единой государственной межведомственной программы.

Концептуально разработка межведомственной программы базируется на успешно реализуемых в международной практике подходах в сфере борьбы с наркоманией. В материалах 55-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам (Вена, 2012 г. представлены компоненты комплексной программы сокращения спроса на наркотики (рис. 3).

В отношении лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, необходимы следующие этапы работы: ранняя диагностика и вмешательство; лечение и обеспечение ухода; реабилитация; социальная интеграция; предоставление дополнительных услуг (включающих помощь в благоустройстве, получении образования, обеспечение занятости и т. п.). Отечественный и мировой опыт показывает, что повысить эффективность освобождения от наркотической зависимости как минимум до 30% и более представляется возможным, если

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2014

после прохождения курса медицинского лечения наркопотребители пройдут долгосрочный курс комплексной реабилитации и ресоциализации.

КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОЙ программы сокращения спроса на наркотики

ПРОФИЛАКТИКА

Ранняя диагностика и вмешательство

Лечение и обеспечение ухода

тт

Реабилитация

РАБОТА С НАРКОПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Предоставление дополнительных услуг (благоустройство, занятость, образование)

О

Социальная реинтеграция л у

Рис. 3. Компоненты комплексной программы сокращения спроса на наркотики (по материалам 55-й сессии Комиссии ООН по наркотикам)

Поэтому комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотиков должна включать систему медицинских, психологических, педагогических, трудовых и социальных мероприятий, реализуемых организациями всех форм собственности и относящихся к разным ведомствам, выполняемых на всех этапах работы с наркопотребителями и направленных на восстановление здоровья, полноценную реинтеграцию участников реабилитационных программ в общество. Таким образом, формой реализации предлагаемой межведомственной программы и одним из элементов комплексного механизма обеспечения национальной антинаркотической безопасности становится Национальная система комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, позволяющая целенаправленно и системно осуществлять полноценный возврат в социум граждан, отказавшихся от потребления наркотиков и от участия в их незаконном обороте.

Представляется, что функционирование Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации должно основываться на государственно-общественном партнерстве, соединяющем в себе государственный заказ на комплексную реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей, деятельность государственных органов, коммерческих структур и общественных организаций по выполнению этого заказа.

Во многих регионах страны имеется серьезный опыт участия общественных организаций и движений в антинаркотической деятельности, всего в стране действует свыше пяти тысяч волонтерских отрядов и организаций антинаркотической направленности. Наиболее активно развивается молодежное антинаркотическое движение в Республиках Татарстан, Мордовия, в Калининградской, Московской, Новосибирской, Тверской областях, г. Москва. Во взаимодействии с ФСКН России более 200 молодежных организаций осуществляют непосредственную работу с наркопотребителями. В Ставропольском крае, Ростовской области действует сеть реабилитационных центров, созданная общественными организациями, в которых бывшие наркопотребители находят поддержку.

Потенциал волонтерского антинаркотического движения должен стать важным и незаменимым компонентом при создании Национальной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, особенно на региональном уровне. Задачи волонтерских организаций заключаются не только в содействии органам ФСКН России в обнаружении пунктов торговли наркотиками, пресечении рекламы потребления психоактивных веществ, но и в вовлечении наркопотребителей в программы социальной реабилитации. Неформальный подход, знание местных особенностей, активность членов волонтерского движения способны разъяснить, убедить, аргументировано мотивировать потребителей наркотиков к прохождению реабилитации. Следует отметить, что роль молодежного добровольческого движения в социальном раз-

витии высоко оценена на международном уровне. Многие страны успешно используют этот ресурс в решении общественных проблем, и России следует перенять подобные практики.

Таким образом, предлагаемая модель системы национальной антинаркотической безопасности обеспечивает возможность реализации в полной мере системного и комплексного подходов, принципов программно-целевого управления и управления по целям при формировании и развитии механизма обеспечения антинаркотической безопасности страны по всем выделенным направлениям.

Литература

1. Государственная межведомственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Проект 25-01-2013. Разработана при непосредственном участии и под руководством автора. — URL : www.fskn.ru.

2. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В.З. Петросянц, С.В. Дохолян, Д.В. Петросянц, А.А. Баширова; под общ. ред. д.э.н., проф. В.З. Петросянца; РАН; Дагестан. науч. центр; Ин-т соц.-экон. исследований. — М. : Экономика, 2011.

3. Тимофеев, Л. М. Теневые экономические системы современной России : теория - анализ - модели : учебник для вузов; [текст] / Л.М. Тимофеев. — М. : Издат. центр РГГУ, 2008.

References

1. State inter-departmental program «Complex rehabilitation and resocialization of consumers of drugs and psychotropic substances». Project of 25-01-2013. Developed through direct participation and under the leadership of the author. URL: www.fskn.ru.

2. A strategy of regional development in the conditions of innovative transformations of the economy / V.Z. Petrosyants, S. V. Dokholyan, D. V. Petrosyants, A.A. Bashirova; under the general editorship of Doctor of Economic Sciences, Professor V.Z. Petrosyants; RAS; Dagestan Scientific Center; Institute of Social-Economic Research. - Moscow: Economics, 2011. - 302 p.

3. Timofeev L.M. Black Market Economic Systems of Modern Russia: Theory - Analysis - Models: A University textbook [Text] / L.M. Timofeev. - M.: Russian State Humanitarian University publishing center, 2008. -322 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.