2 Шумилов М. М., Исаев А. П., Гуркин А. Б.
| Афганская наркоугроза и меры противодействия ей
§ в контексте реализации
в Стратегии государственной антинаркотической
° политики Российской Федерации до 2020 г.
о
со
5 Шумилов Михаил Михайлович
с- Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) х Профессор кафедры международных отношений 2 Доктор исторических наук, профессор х [email protected]
о Исаев Алексей Петрович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой истории и политологии Доктор исторических наук, профессор [email protected]
Гуркин Александр Борисович
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) Заведующий кафедрой истории Отечества, науки и культуры Кандидат исторических наук, доцент [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье наркотрафик из Афганистана рассматривается как комплексная проблема, тесно связанная с террористической активностью в Центральной Азии и представляющая реальную угрозу национальной безопасности РФ. Авторы оценивают результативность государственной антинаркотической политики РФ и формулируют предложения относительно системы мер политического, военного и правоохранительного характера по ее урегулированию в среднесрочной перспективе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
антинаркотическая политика, борьба с незаконным оборотом наркотиков, Евразийский экономический союз, международная антинаркотическая кампания, наркоторговля, транзит наркотиков из Афганистана, угрозы терроризма и наркотрафика, Управление ООН по наркотикам и преступности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков
Shumilov M. M., Isaev A. P., Gurkin A. B.
The Afghan Drug Threat and Measures of Counteraction to it in the Context of Realization of Strategy of the State Anti-drug Policy of the Russian Federation till 2020
Shumilov Mikhail Mikhailovich
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Professor of the Chair of international relations
Doctor of Science (History), Professor
Isaev Aleksey Petrovich
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Head of the Chair of History and Political Science
Doctor of Science (history), Professor
Gurkin Aleksander Borisovich o
CQ
Saint-Petersburg State Technologic institute (Technical university) i—
Head of the Chair of National History, Science and Culture ^
PhD in history, Associate Professor <
ABSTRACT o
The paper highlights that the current drug trafficking from Afghanistan is a complicated issue, uj
closely linked to terrorist activities in Central Asia which poses a real threat to Russia's national °
security. The authors evaluate the effectiveness of the state anti-drug policy of the Russian Fed- o
eration and elaborate proposals for the system of political, military and law enforcement measures ™
to regulate it in the medium term. ^
KEYWORDS
<
Anti-drug policy, fighting drug trafficking, Eurasian Economic Union, international anti-drug v
campaign, drug trafficking, drug trafficking from Afghanistan, the threat of terrorism and drug i-
trafficking, United Nations Office on Drugs and Crime, Federal Drug Control Service of the ^
Russian Federation 0
Для современной организованной преступности особый интерес представляет наркобизнес, включающий в себя незаконные производство, транспортировку и сбыт наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время, по разным оценкам, мировой объем наркоторговли оценивают в 500-800 млрд долл.1. При этом наркоторговля играет все большую роль в глобальной экономике в целом, а не только в ее криминальном сегменте. В планетарном масштабе действуют мощное нарколобби и стоящая за ним банковская система. В конечном счете, наркоденьги и трансграничный наркотрафик, спонсируя мировую банковскую систему, подрывают устойчивость глобальной финансово-экономической системы.
Высмеивая предложение Глобальной комиссии ООН о легализации некоторых видов наркотиков для регулирования их употребления и распространения, директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В. П. Иванов предложил сторонникам этой идеи лечь на операционный стол к хирургу, употребившему наркотики. «Здесь мы видим, — заявил он, — яркий пример мощного, могучего нарколобби. Во многом за ними стоит банковская система, которая является одним из бенефициаров торговли наркотиками»2. По его словам, наркоденьги и трансконтинентальный наркотрафик выступают донорами дефицитной ликвидности для нездоровой мировой банковской системы, в свою очередь формирующей финансово-экономический и социальный заказ на продолжение наркопроизводства3. Ссылаясь на данные международных экспертов, председатель Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)4 Ю. А. Чиханчин указывает, что в период мирового финансового кризиса
1 ФСКН оценила мировой рынок наркотиков в 500-800 млрд долларов // Взгляд. Деловая газета. 2013. 5 июня: [Электронный ресурс]. URL: http://vz.rU/news/2013/6/5/635868.html (дата обращения: 01.01.2015).
2 Глава ФСКН: сторонники легализации пусть летают с пилотами-наркоманами // РИА Новости. 2014. 12 сентября: [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20140912/1023756371. html (дата обращения: 01.01.2015).
3 ФСКН: США раскрыли отмыв наркоденег на сумму 6 млрд долларов // РИА Новости. 2013. 5 июня: [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20130605/941584577.html (дата обращения: 01.01.2015).
4 Создана 6 октября 2004 г. по инициативе РФ, поддержанной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Международным валютным фондом, Всемирным банком и рядом государств. В июне 2011 г. в Москве подписано Соглашение о ЕАГ, установившее статус Евразийской группы как межправительственной организации. Участниками соглашения стали Беларусь, КНР, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмени-
о в банковскую систему были вброшены деньги, полученные от продажи наркотиков, ^ которые стабилизировали ряд банковских структур1.
^ Несмотря на все российские перипетии 1990-х гг., проникновение и сбыт нарЕЗ котиков, угрозу наркомании тогда не рассматривали как одну из первостепенных. ^ Более того, во исполнение указа основателя движения Талибан и главы Афганистана Мухаммада Умара от 27 июля 2000 г. о запрете на выращивание опия в о Афганистане власти этой страны добились значительных успехов в деле сокраще-о ния маковых посевов и, соответственно, урожая мака в 2001 г. По оценке В. П. Ива-< нова, «в год прихода талибов к власти объем собранного опиума в Афганистане с составлял 3600 т. А вот в 2001 г. — всего 185 т. При этом они были произведены х на севере Афганистана, который не был подконтролен талибам. Но тут началась 2 операция „Несокрушимая свобода" — и уже на следующий год объем собранного н- в Афганистане опиума вернулся на прежний уровень»2.
^ С началом военной операции США в Афганистане и вводом туда контингента с НАТО (сил «международной коалиции») эта страна быстро восстановила маковые посевы и вскоре стала «абсолютным лидером по производству прежде всего героина»3. В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., вступившей в силу 9 июня 2010 г., прямо говорится о том, что «ключевым фактором негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России»4. Согласно докладу Управления ООН по наркотикам и преступности (ЛЫОйС), в 2013 г. посевы опиатов в Афганистане заняли рекордные по масштабам за все время наблюдений площади5.
Масштабное наркопроизводство в Афганистане «разогревает» террористические и экстремистские организации в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В 2011 г. главы государств — членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) квалифицировали афганское наркопроизводство как угрозу международному миру и безопасности. Сегодня масштабный транзит афганского героина служит возобновляемой финансовой базой функционирования «Исламского государства» (ИГИЛ), который, в свою очередь, «начинает заявлять о себе в качестве актора афганской жизни не только в военном отношении»6. По словам В. П. Иванова, разветвленный конгломерат антиправительственных вооруженных формирований общей
стан и Узбекистан. В июле 2011 г. к соглашению присоединился Казахстан, а в ноябре того же года — Индия.
1 ФСКН оценила мировой рынок наркотиков в 500-800 млрд долл.
2 Ростовский М. Героин и Россия: кто кого? // Московский Комсомолец. 2010. 29 октября: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/politics/interview/2010/10/28/540270-geroin-i-rossiya-kto-kogo.html (дата обращения: 01.01.2015).
3 Средняя Азия придерживается «спонсорской» философии // Российский институт стратегических исследований (РИСИ). 2012. 25 июля: [Электронный ресурс]. URL: http://www.riss. ru/my-v-smi/509-srednyaya-aziya-priderzhivaetsya-laquo-sponsorskoy-raquo-filosofii#.VGcsfWerFg8 (дата обращения: 01.01.2015).
4. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 г. // Российская газета. 2010. 15 июня: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/06/15/ strategiya-dok.html.
5 Малишевский Н. На игле у «миротворцев» // Фонд стратегической культуры. 2014. 23 января: [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondsk.ru/news/2014/01/23/na-igle-u-mirotvor-cev-25351.html (дата обращения: 01.01.2015).
6 Берсенев О. Афганистан: НАТО уходит, угрозы остаются // РИА Новости. 2015. 2 февраля: [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/cj_analytics/20150202/1045414757.html (дата обращения: 02.01.2015).
численностью более 0,5 млн боевиков «логически вовлекается в качестве силовой о
со
компоненты в высокодоходное наркопроизводство и международный милитаризо- ^ ванный наркотранзит, а с другой стороны, служит неиссякаемым резервом для ^ рекрутинга наемников в региональные конфликты Центральной Азии и Ближнего Е^ Востока»1. ^
Казалось бы, такие радикальные организации, как «Исламское движение Узбекистана», «Союз исламского джихада», «Исламское движение Туркестана», «Хизб о ут-Тахрир аль-Ислами, «Акромия», «Салафия» и др., не только вовлечены в нарко- о трафик, но и осуществляют экспорт наркотиков и терроризма в соседние страны, < а также стремятся к свержению законных правительств государств Центрально- ^ Азиатского региона (ЦАР)2. Однако так думают не все. Исследователь из универ- х ситета Джорджа Вашингтона (США) Себастьян Пейруз считает, что смещение ак- 2 цента на поиск взаимосвязи героиновой экономики с террористической активностью ни чрезмерное увлечение проблематикой безопасности в ущерб вопросам сокра- ^ щения спроса на наркотики и лечения наркозависимых свидетельствуют об отсут- щ ствии политической воли и личной заинтересованности коррумпированных региональных элит3.
Немаловажным фактором, осложнившим наркоситуацию в регионе, явилось резкое ослабление российского присутствия на таджикско-афганской границе. Еще в 2002 г. первый заместитель директора Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ начальник Главного штаба Н. С. Резниченко отмечал стабильное положение на этой границе, хотя и признавал большой поток идущих через нее наркотиков4. В том же году, реагируя на слухи о перспективах нахождения российских пограничников в Таджикистане, особенно после решения американцев предоставить помощь таджикским пограничникам, директор ФПС К. В. Тоцкий отмечал: «Насколько мне известно, в настоящее время вопрос об отказе от нашей помощи в охране таджикско-афганской границы руководством Таджикистана даже не рассматривается. Тем более что опасность распространения наркотиков с территории Афганистана по-прежнему остается более чем реальной»5.
Тем не менее в октябре 2004 г. во время переговоров В. В. Путина и Эмомали Рахмона в Душанбе было принято политическое решение, и в следующем году российские пограничники оставили таджикско-афганскую границу. Лишь немногие из них смогли продолжить службу в качестве советников, инструкторов, специали-
1 26 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге впервые состоялось расширенное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — членов ОДКБ // ОДКБ. 2014. 26 ноября: [Электронный ресурс]. URL: http://www.odkb-csto.org/ksopn/detail.php?ELEMENT_ID=4164 (дата обращения: 01.01.2015).
2 Наркотрафик в Афганистане «разогревает» терроризм в Средней Азии — Иванов В. // MFD.RU. 2009. 10 сентября: [Электронный ресурс]. URL: http://mfd.ru/News/View/?ID=1474425; Револьвер с Семеном Багдасаровым // FINAMFM. 2014. 20 февраля: [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?x-yt-ts=1422579428&x-yt-cl=85114404&v=gbJAEkZtzLA#t=12 (дата обращения: 01.01.2015).
3 Peyrouse S. Drug Trafficking in Central Asia: A Poorly Considered Fight? // PONARS Eurasia. 2012. September. Policy Memo N 218. P. 2-6: [Электронный ресурс]. URL: http://www.pona-rseurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/pepm_218_Peyrouse_Sept2012.pdf (дата обращения: 01.01.2015).
4 Сварцевич В. Кому мешают «зеленые фуражки» // Аргументы и факты. № 22 (1127) от 29 мая 2002 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.aif.ru/_/online/aif/1127/15_01 (дата обращения: 01.01.2015).
5 Тоцкий К. В. На страже российских рубежей // Право и безопасность. 2002. № 2-3 (3-4). Август: [Электронный ресурс]. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_3_2.htm (дата обращения: 01.01.2015).
о стов1. Из обнародованных WikiLeaks депеш американского посольства в Таджики-^ стане следует, что президент Эмомали Рахмон велел России вывести своих по-^ граничников, «потому что те плели против него заговор и, кроме того, их подо-^ зревали в торговле наркотиками»2.
Вопреки мнению о том, что «после ухода с таджикско-афганского рубежа российских пограничников количество афганских наркотиков, поступающих на черные о рынки России через Таджикистан, сократилось в разы»3, наркоторговля в России S увеличилась в десятки раз, а наркобизнес освоил всю территорию страны (в 9 из < 10 случаев российские наркоманы употребляли героин, на 95% имевший афганское с происхождение). Если в 1995 г. героин распространялся в 14 российских регионах, х то на рубеже веков им торговали уже повсеместно. С конца 2001 г. от афганского 2 героина в мире погибли более 1 млн человек, в транснациональную организован-н- ную преступность от продажи героина инвестировано более 1 трлн долл.4. ^ В стране возникла устойчивая, структурированная и разветвленная наркосеть, d ставшая частью международной наркомафии. Общее количество героиновых наркоманов увеличилось до 2-3 млн человек5. 4 сентября 2002 г. Президент РФ В. В. Путин заявил, что масштабы наркомании в России стали «сопоставимы с бедствием». Объявив данную проблему «экзистенциальной угрозой», он тем самым «секьюрити-зировал» ее и признал правомерность любых мер противодействия. Одновременно была создана Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ФСКН) численностью свыше 30 000 сотрудников6.
Весной 2004 г. в Берлине проводилась международная конференция по Афганистану, в которой приняли участие представители более 50 стран и 10 организаций. Россию на конференции представлял министр иностранных дел С. В. Лавров. Участники встречи проявили особую обеспокоенность в связи с глобальной нарко-
1 Литовкин В. Российские пограничники не ушли из Таджикистана // РИА Новости. 2006. 12 апреля: [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/analytics/20060412/45723729.html (дата обращения: 01.01.2015).
2 Российские пограничники больше занимались контрабандой героина, чем противодействием ей Таджикистана // MK.RU. 2011. 31 января: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/ politics/2011/01/31/561853-rossiyskie-pogranichniki-bolshe-zanimalis-kontrabandoy-geroina-chem-protivodeystviem-ey.html; Паршин К. Таджикистан: Россия зондирует почву для возвращения на таджикско-афганскую границу // EURASIANET.org. 2011. 3 марта: [Электронный ресурс]. URL: http://russian.eurasianet.org/node/58571 (дата обращения: 01.01.2015).
3 Юлдашев А.: «Зачем Таджикистану нужны российские пограничники?» // ЦентрАзия. 2010. 20 декабря: [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1292835000 (дата обращения: 01.01.2015).
4 Глава ФСКН о геополитическом характере наркомании в РФ: Россия стала главным потребителем афганского героина // NEWSRU.COM. 2008. 23 сентября: [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/23sep2008/druggss.html; Россияне потребляют 20% мирового героина // LENTA.RU. 2009. 22 октября: [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/ news/2009/10/22/drugs/; Ростовский М. Героин и Россия...; Производство героина с начала операции НАТО «Несокрушимая свобода» в Афганистане выросло в 40 раз // ИТАР-ТАСС. 2013. 3 апреля: [Электронный ресурс]. URL: http://www.itar-tass.com/c11/694841.html; Доходы мирового наркобизнеса // РИА Новости. 2013. 26 июня: [Электронный ресурс]. URL: http:// ria.ru/beznarko_help/20130626/828973392.html (дата обращения: 01.01.2015).
5 Уровень наркотизации населения в России в 5-8 раз превышает показатели в странах ЕС // NTERFAX.RU. 2009. 19 мая: [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/society/ news.asp?id=80417; Россияне потребляют 20% мирового героина. ; Ростовский М. Героин и Россия.; Интервью В. П. Иванова журналу «Российская Федерация сегодня» // Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. 2013. 16 ноября: [Электронный ресурс]. URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/events_main/2013/1116/235027340/detail.shtml (дата обращения: 01.01.2015).
6 Хашимбеков Х. Расцвет преступного бизнеса // Азия и Африка. 2000. № 2. С. 28; АИФ. 2000. № 43, Труд-7. 2001. 21 июня; Советская Россия. 2002. 15 июня.
угрозой, исходившей с афганской территории. Поэтому 1 апреля 2004 г. министр о иностранных дел Афганистана и представители правительств — соседей Афгани- ^ стана: Китая, Ирана, Пакистана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана — ^ подписали Берлинское заявление по борьбе с наркотиками. Договоренность пред- Е^ усматривала сотрудничество этих стран в обеспечении действенного контроля на ^ границах Афганистана с целью перекрытия каналов сбыта наркотических веществ, улучшения координации деятельности правоохранительных органов и спецслужб, о в том числе налаживание более эффективного обмена информацией. В перспек- о тиве предусматривалось создание «буферной зоны» по периметру афганской гра- < ницы — своего рода «пояса безопасности», призванного положить конец торговле ^ опиумом и героином. х
К сожалению, антинаркотические усилия российских властей на протяжении по- ^ следнего десятилетия вызывают много нареканий. Реализация федеральной целевой н-программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и ^ их незаконному обороту на 2005-2009 годы» не привела к сокращению масштабов щ незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ по сравнению с 2004 г.1. В последние годы правоохранители перехватывали только 3-4% от общего потока наркотиков, достигающих российской территории. На границе между Россией и Казахстаном задерживали всего 4% от общего объема перемещаемых через нее наркотиков2. По этой причине вызывает недоверие вывод докторской диссертации А. И. Кирсанова «Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности России» (2010) о том, что опыт проведения секретариатом ОДКБ «серии международных комплексных оперативно-профилактических операций под условным наименованием „Канал" показал их высокую эффективность в деле пресечения контрабанды наркотиков из Афганистана через пограничные с Россией государства Средней Азии и Кавказа»3. Достаточно сказать, что в 2009 г. в Таджикистане было конфисковано только 1132 кг героина по сравнению с 4794 кг в 2004 г., несмотря на рост наркопроизводства в Афганистане и усиление центрально-азиатского транзита по «северному маршруту»4.
Отметим также, что в последнее время в СМИ широко обсуждается вопрос о ликвидации ФСКН и передаче ее полномочий МВД России5. По данным издания
1 Кирсанов А.И. Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности России: политологический анализ. Автореф. дисс. ... д-ра полит. наук / Моск. гос. обл. ун-т. М., 2010. С. 45; Шурыгин А. Как будет Россия бороться с наркоманией в ближайшие годы? // Русская народная линия. 2009. 28 декабря: [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline. ru/analitika/2009/12/29/kak_budet_rossiya_borotsya_s_narkomaniej_v_blizhajshie_gody/ (дата обращения: 01.01.2015); Блок-паспорт // Взгляд. Деловая газета. 2013. 11 марта: [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/society/2013/3/11/623809.html (дата обращения: 01.01.2015).
2 Интервью первого заместителя директора ФСКН России В.А. Каланды радио «Эхо Москвы» // Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. 2009. 26 июня: [Электронный ресурс]. URL: http ://www.fskn .gov.ru/includes/periodics/speeches_kalanda/2009/0626/19026845/ detail.shtml; Россияне потребляют 20 процентов мирового героина: [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2009/10/22/drugs/; Махровский В. Россия стала лидером по потреблению тяжелых наркотиков // Российская газета. 2009. 22 октября: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2009/10/22/geroin-site-anons.html; Виктор Иванов: НАТО превращается в «демократическую альтернативу ООН» // Российская газета. 2009. 23 октября: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2009/10/23/afganistan-oon-site-anons.html; Ростовский М. Героин и Россия...; Фролов А. Третья опиумная война // Советская Россия. 2009. 29 октября; Револьвер с Семеном Багдасаровым (дата обращения: 01.01.2015).
3 Кирсанов А. И. Противодействие наркобизнесу... С. 46.
4 Peyrouse S. Drug Trafficking in Central Asia. P. 3.
5 В Кремле задумались о ликвидации ФСКН и ФМС // РБК. 2015. 30 января: [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/politics/30/01/2015/54cb8f679a7947f8bbcf2f52; В Кремле задумались о включении ФСКН и ФМС в состав МВД: [Электронный ресурс] // Финансы. 2015.
о «Коммерсантъ», предполагается уволить 27 000 аттестованных наркополицейских ^ и передать оставшихся 7000 в подразделения МВД, по данным которого, в общем ^ количестве раскрытых преступлений, связанных с оборотом наркотиков, на полицию ^ приходится 64,2% против 33,5% на ФСКН (остальные раскрывают таможня и ФСБ)1.
Серьезная причина сохранения сложившейся неопределенности заключается в нежелании «натовских миротворцев» участвовать в уничтожении полей опийного о мака и сотрудничать в данном вопросе с российскими коллегами. Представители о Североатлантического альянса объясняют свое поведение заботой о крестьянах < беднейшей страны мира, невозможностью оставить их без средств к существова-с нию. При этом они до последнего времени отвергали любые предложения ФСКН х о создании «антинаркотической коалиции» для борьбы с распространением афган-2 ского героина. Вопреки их заявлениям о переключении внимания на уничтожение н- нарколабораторий, число последних продолжает увеличиваться. На словах Вашинг-d тон сочувствовал озабоченности Москвы ростом поставок наркотиков из Афгани-d стана. На деле же американские «миротворцы» активно участвовали в наркобизнесе, избегая таким образом конфликта с местными наркобаронами, политическая поддержка которых была важна для существования правительства Карзая2.
Более того, по словам В. П. Иванова, «военная операции НАТО "Несокрушимая свобода" в Афганистане повлекла тектонические сдвиги в Центральной Азии, направленные на дестабилизацию государств в регионе»3. Фактически, утверждает международный аналитик Анатолий Несмиян, американцам в Афганистане удалось создать самоподдерживающуюся систему, которая не только не нуждалась во внешней помощи, но и объективно отвергала ее: «Если ранее существовали иллюзии того, что в Афганистане возможно создать промышленность, систему образования, запустить процессы урбанизации и разрушения родоплеменного уклада, которые постепенно смогут вывести эту страну на модернизационные рельсы, то созданная экономика, опирающаяся исключительно на один — но чрезвычайно выгодный товар, — делает любые усилия по „цивилизовыванию" региона практически бесперспективными. Никто не сможет предложить афганской элите проект, приносящий ей больший доход, чем наркоторговля»4. Годовой оборот наркогруппировок в размере 18 млрд долл., по словам Несмияна, не является исключительно их доходом — «значительные суммы уходят в карманы чиновников режима Афганистана, коррумпированных военных и гражданских чиновников ISAF, более
2 февраля: [Электронный ресурс]. URL: http://finance.rambler.ru/news/economics/157486546. html (дата обращения: 02.01.2015).
1 Сергеев Н. На силовиках экономят из последних сил // Коммерсант.ru. 2015. 31 января: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2658565 (дата обращения: 01.01.2015). В свою очередь в ФСКН отмечают, что ее сотрудники расследовали почти 82% (56 000 из 69 000) наркопреступлений, совершенных в организованной форме. На их долю также приходится 288 из 322 уничтоженных преступных наркосообществ (89%), более 90% всех перехваченных оптовых поставок наркотиков. Общий же вес изъятых ФСКН наркотиков и психотропных веществ за 5 лет составил 126 т из 191 т, изъятых всеми органами [Там же].
2 Ростовский М. Героин и Россия: кто кого?; НАТО отказалось уничтожать поля опийного мака в Афганистане // РБК. 2010. 25 марта: [Электронный ресурс]. URL: http://top.rbc.ru/ politics/25/03/2010/383977.shtml; Доходы мирового наркобизнеса.; МИД РФ обвинил военных США в потакании афганским наркопроизводителям // РИА Новости. 2010. 25 марта: [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/politics/20100325/216420505.html; Малишевский Н. На игле у «миротворцев».; Peyrouse S. Drug Trafficking in Central Asia. P. 5 (дата обращения: 01.01.2015).
3 26 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге впервые состоялось расширенное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — членов ОДКБ.
4 Эль Мюрид — Наркоугроза // EL-MURID.LIVEJOURNAL.COM. 2014. 23 января: [Электронный ресурс]. URL: http://el-murid.livejournal.com/1519017.html (дата обращения: 01.01.2015).
чем вероятно, что часть наркодолларов оседает в "черных кассах" ЦРУ и пакистан- о ской 18!, уходят на подкуп чиновников, сидящих на транзитных путях в странах ^ Центральной Азии и России»1. ^
По этой причине «ликвидация наркопроизводящего анклава выглядит чрезвы- Е^ чайно тяжелой задачей для всех стран региона, которая будет отвлекать сопоста- ^ вимые с доходами наркокартелей ресурсы — финансовые и военные. Фактически США создали пылесос, высасывающий у только-только образующегося военно-по- о литического союза ШОС возможности на поддержание хотя бы видимости стабиль- о ности в этой точке региона. Естественно, отвлекая их от других насущных задач — < в первую очередь, на противостояние американским проектам в этом регионе»2. щ
Как можно заметить, политика США противоречит решениям, принятым по аф- х ганской наркопроблематике в рамках ООН и других международных форумов. 2 Примером могут служить положения коммюнике, одобренного на Лондонской кон- н-ференции по Афганистану от 28 января 2010 г.3. Более того, эта политика факти- ^ чески несет в себе прямую угрозу национальной безопасности РФ, поскольку щ в условиях начавшегося вывода из Афганистана миротворческого контингента отмечается снижение давления со стороны властей на производителей мака и расширение зоны маковых посевов4.
В связи с выводом в 2014 г. большей части воинского контингента НАТО с территории Афганистана и угрозой дестабилизации обстановки на всем постсоветском пространстве руководству и общественности страны в целом удалось системно проанализировать создающуюся ситуацию и наметить в тесном сотрудничестве со странами ЦАР, включая Афганистан, Китай, Пакистан и Иран, меры противодействия масштабной наркоугрозе. При этом оговариваются следующие моменты.
Во-первых, Россия продолжит предпринимать действия, ведущие к подрыву экономических основ преступного бизнеса путем борьбы с легализацией доходов от него и пресечения каналов перемещения денег. Это потребует активизации работы ЕАГ, ее сотрудничества с организациями-наблюдателями, прежде всего Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). В этой связи следует отметить участие делегации исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС во главе с директором Чжан Синьфэнем в 20-м Пленарном заседании ЕАГ, проводившемся 19-22 июня 2014 г. в Москве. Результатом встречи стало подписание сторонами Протокола о сотрудничестве между РАТС ШОС и ЕАГ. Чжан Синьфэн провел переговоры с председателем ЕАГ К. П. Кришнаном и исполнительным секретарем ЕАГ Б. В. Тороповым, в ходе которых стороны определили сферы совместной работы и наметили план первоочередных мероприятий по реализации положений Протокола5.
Во-вторых, должны быть продолжены рабочие встречи высших должностных лиц ШОС, Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического
1 Там же.
2 Там же.
3 Яновская М. Международная конференция по Афганистану: Вывести войска, амнистировать талибов и дать еще денег // Фергана. Информационное агентство. 2010. 29 января: [Электронный ресурс]. URL: http://www.fergananews.com/article.php?id=645; Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно случая отказа командования американского контингента уничтожить посевы опийного мака в Афганистане // Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Вене. 2010. 25 марта: [Электронный ресурс]. URL: http://rusmission.Org/15/1/188 (дата обращения: 01.01.2015).
4 Малишевский Н. На игле у «миротворцев».
5 РАТС ШОС и ЕАГ подписали Протокол о сотрудничестве // 12NEWS.UZ. 2014. 23 июня: [Электронный ресурс]. URL: http://www.12news.uz/news/2014/06/23 (дата обращения: 01.01.2015).
о союза (ЕАЭС) и ОДКБ. В связи с этим, считает В. П. Иванов, необходимо добиться ^ фиксации в итоговых документах саммита ШОС в 2015 г. ликвидации наркопроиз-^ водства в Афганистане в качестве приоритетной задачи1. При этом следует понимать, ЕЗ что ее решение будет затруднено тем, что «у ШОС нет 18 млрд долл. ежегодно на ^ Афганистан. Что означает только одно — афганская проблема на нынешнем этапе будет неразрешимой, и для России единственная тактика — это укрепление границ о стран Центральной Азии с Афганистаном. Тактика оборонительная, а потому мало-о эффективная. Однако другой пока нет и быть не может — мы физически не спо-< собны противостоять таким колоссальным возможностям наших противников»2.
В-третьих, необходимо активизировать деятельность Координационного совета х руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту 2 наркотиков государств — членов ОДКБ (КСОПН), созданного в соответствии с ре-н- шением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 июня 2005 г. Взаимодей-^ ствуя с соответствующими органами СНГ и ШОС, он призван повысить свою роль с в координации деятельности антинаркотических сил ЦАР и дальнейшем совершенствовании борьбы с транснациональной наркопреступностью.
Отметим, что 26 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге состоялось первое расширенное заседание КСОПН с участием делегаций компетентных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Киргизской Республики, а также главных наркологов государств — членов ОДКБ и председателей комитетов и комиссий парламентов стран ОДКБ, занимающихся законодательной деятельностью в сфере противодействия наркотрафику. На заседании были подведены итоги работы КСОПН в 2014 г., в том числе результаты специальных антинаркотических операций «Канал — Южный капкан» и «Канал-Долина», проведенных в рамках региональной антинаркотической операции «Канал». Состоялся конструктивный обмен мнениями о борьбе с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана. Участники заседания признали ликвидацию масштабного наркопроизводства в этой стране необходимым условием обеспечения безопасности в Центральной Азии и на Ближнем Востоке3. В перспективе приходится ожидать не только продолжения инициированной в 2003 г. антинаркотической операции «Канал», преобразованной в 2009 г. в постоянно действующий региональный проект, заслуживший похвалу руководства государств — членов ОДКБ и ООН, но и усилий по привлечению Узбекистана и Туркменистана к сотрудничеству в рамках общих усилий, направленных на обеспечение стабильности в регионе.
В-четвертых, требуется последовательное участие РФ в реализации принятых антинаркотических программ, обеспечивающих ее интересы в Центральной Азии, дальнейшее повышение качества межгосударственного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Речь идет о программах финансового, материально-технического и организационного содействия России Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве Киргизской Республики и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.
В-пятых, необходимо активизировать усилия ОДКБ по координации антитеррористической и антинаркотической деятельности по противодействию афганской наркоугрозе посредством организации разработки, планирования, подготовки и
1 26 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге впервые состоялось расширенное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — членов ОДКБ.
2 Эль Мюрид — Наркоугроза.
3 26 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге впервые состоялось расширенное заседание Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — членов ОДКБ.
проведения скоординированных мероприятий (операций) по выявлению и пресече- о нию каналов наркотрафика, проходящих через территории государств ЦАР, с при- ^ влечением всех ресурсов государств — членов ОДКБ. Речь идет о проведении ^ оперативно-тактических учений подразделений антинаркотических ведомств и служб, ез внутренних войск и органов внутренних дел государств — членов ОДКБ, выделенных ^ в состав формирований сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. о
В-шестых, надо стремиться к дальнейшему расширению партнерских отношений о с ООН, Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Управлением ООН по нарко- < тикам и преступности. Еще в феврале 2011 г. главы государств — членов ОДКБ впервые обратились с призывом к Совету Безопасности ООН рассмотреть вопрос х о квалификации наркопроизводства в Афганистане в качестве угрозы междуна- 2 родному миру и безопасности. Несмотря на то что основные положения соответ- н-ствующего заявления все еще не реализованы, государства — члены ОДКБ по- ^ прежнему убеждены, что ООН должна официально признать глобальный характер щ угрозы, который несет миру наркоиндустрия в Афганистане. Они сохраняют уверенность в том, что это развяжет руки многим международным организациям и сформирует международно-правовую почву для дальнейшей борьбы с афганским наркопроизводством1.
В-седьмых, призывая к сотрудничеству с Афганистаном, Россия и ее союзники по ОДКБ должны будут оказать ему поддержку в случае дестабилизации ситуации после вывода международных сил. Вместе с тем, выражая готовность содействовать укреплению силовых структур Афганистана, РФ не предусматривает ввода своих контингентов на территорию этой страны или участия в каких-либо операциях на ее территории. Поскольку же порой раздаются призывы к наращиванию не только политического, но и военно-технического сотрудничества непосредственно с Афганистаном2, следует прислушаться к словам директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии С. А. Багдасарова о том, что в условиях неизбежного обострения в Афганистане гражданской войны и активизации движения «Талибан» по свержению любой власти в Кабуле Москва должна застраховать себя от повторения негативного опыта 1990-х гг. По мнению этого автора, при условии отказа «Талибана» от агрессивной политики по отношению к соседним странам последние тоже должны воздержаться от вмешательства во внутренние дела Афганистана, включая поставки оружия и боеприпасов3. При этом нельзя исключить размещения на таджикско-афганской границе протяженностью около 1400 км многонациональных КСОР ОДКБ в виде моторизированных маневренных групп, а также использования дислоцированных в Центральной Азии войск для противодействия региональному наркотрафику4.
Несмотря на создание ЕАЭС, существует понимание, что основной поток наркотиков в РФ идет через пункты пограничного контроля. Следовательно, на рос-
1 Государства — члены Организации Договора о коллективной безопасности убеждены, что Организация Объединенных Наций должна официально признать глобальный характер угрозы, который несет миру наркоиндустрия в Афганистане // ОДКБ. 2014. 16 сентября: [Электронный ресурс]. URL: http://www.odkb-csto.org/ksopn/detail.php?ELEMENT_ID=3902; Совместное обращение КСОПН, председателей парламентских комитетов и комиссий по безопасности государств — членов ОДКБ по борьбе с наркоугрозой в планетарном масштабе // ОДКБ. 2014. 3 декабря: [Электронный ресурс]. URL: http://www.odkb-csto.org/ksopn/detail. php?ELEMENT_ID=4170 (дата обращения: 01.01.2015).
2 Берсенев О. Афганистан: НАТО уходит, угрозы остаются.
3 Чуйков А. Грабли для Америки // Аргументы недели. 2014. 21 августа. № 31 (423): [Электронный ресурс]. URL: http://argumenti.ru/society/n451/359937 (дата обращения: 01.01.2015).
4 Револьвер с Семеном Багдасаровым.
о сийско-казахстанской границе необходимо сохранить контрольно-следовые по-^ лосы и пункты пропуска с техническими средствами досмотра. ^ Определенную роль в урегулировании обсуждаемой проблемы по-прежнему ЕЗ будут играть качественное состояние миграционного законодательства, устанав-^ ливающего правила пребывания в РФ трудовых мигрантов, компетентность и профессионализм сотрудников Федеральной миграционной службы (ФМС) России1. о В этой связи важно отметить, что с 1 января 2015 г. для граждан Азербайджана, о Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана въезд в Россию возможен < только по загранпаспорту; для всех трудовых мигрантов за исключением высоко-с квалифицированных специалистов вводится обязательный экзамен на знание х русского языка, истории и основ российского законодательства. Совместная 2 деятельность парламентариев стран ОДКБ в интересах обеспечения широкой н- общественной поддержки также может стать важным ресурсом противодействия ^ наркоугрозе из Афганистана.
Таким образом, трансграничная наркопреступность занимает видное место в перечне новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ. В результате наркотрафика из Афганистана в год умирает примерно 100 000 россиян, стране наносится колоссальный материальный и моральный ущерб. Следовательно, только комплексный «мультимодальный» подход к рассматриваемой проблеме позволит сдержать темпы проникновения на территорию РФ афганского героина, остановить дальнейшую наркотизацию населения, в целом оздоровить политическую, социально-экономическую и военную обстановку в ЦАР, укрепить ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и другие организации, действующие на благо своих народов.
1 В СМИ обсуждается вопрос о возможной ликвидации ФМС в 2015 г. и передаче ее функций с некоторым количеством сотрудников МВД России.