Научная статья на тему 'Совершенствование взаимодействия власти и малого предпринимательства на региональном уровне'

Совершенствование взаимодействия власти и малого предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РИСКИ И УГРОЗЫ / ВЛАСТЬ И БИЗНЕС / ПРЕТЕНЗИИ МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К ВЛАСТЯМ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беркаева Альбина Константиновна, Тебиева Тамара Черменовна

Малое предпринимательство важный фактор социально-экономического развития Республики Северной Осетии-Алании. В статье рассматриваются проблемы, риски и угрозы развития малого предпринимательства в регионе. Поддержка малого предпринимательства органами власти очень важна для решения задачи увеличения доходов бюджета республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of interaction BETWEEN authority and small enterpriseS at the regional level

Small-scale business is an important factor of the social and economic development of the Republic of North Ossetia-Alania. In the article the problems, marks and threats of the development of small enterprises in the region are examined. The support of small enterprise by the organs of authority is quite important for increasing the incomes of the Republic budgets.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взаимодействия власти и малого предпринимательства на региональном уровне»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. Малое предпринимательство - важный фактор социально-экономического развития Республики Северной Осетии-Алании. В статье рассматриваются проблемы, риски и угрозы развития малого предпринимательства в регионе. Поддержка малого предпринимательства органами власти очень важна для решения задачи увеличения доходов бюджета республики.

Ключевые слова: проблемы развития малого предпринимательства, риски и угрозы, власть и бизнес, претензии местных производителей к властям, стратегия развития малого предпринимательства.

IMPROVEMENT OF INTERACTION BETWEEN AUTHORITY AND SMALL ENTERPRISES AT THE REGIONAL LEVEL

Annotation. Small-scale business is an important factor of the social and economic development of the Republic of North Ossetia-Alania. In the article the problems, marks and threats of the development of small enterprises in the region are examined. The support of small enterprise by the organs of authority is quite important for increasing the incomes of the Republic budgets. Keywords: problems of the small-scale business development, risks and threats, authority and business, claims of local producers against authorities, strategy of small enterprises development.

В экономике любой страны малое предпринимательство занимает важное место. Именно оно способно обеспечить показатели устойчивого роста, сыграть решающую роль в создании рынка, в развитии конкуренции, появлении новых рабочих мест, мобилизации и вовлечении в экономический оборот материальных и природных ресурсов. Привлекая денежные сбережения граждан в оборот, малые предприятия тем самым улучшают и качество функционирования финансовой системы страны.

Уровень развития малого предпринимательства в России считается недостаточным, а его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики крайне низким. Это вызвано недооценкой роли и места малого предпринимательства в системе рыночных отношений, стабилизации социально-политической обстановки как в регионах, так и в Российской Федерации в целом.

Развитие малого предпринимательства невозможно без государственной поддержки. в России разрабатываются федеральные, региональные и муниципальные программы государственной поддержки малого предпринимательства, основной целью которых является создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, освоения новых форм и механизмов его финансовой поддержки. Задача государства состоит в формировании такой правовой и экономической конкурентной среды, которая бы позволила малому предпринимательству развиваться успешно, поскольку с состоянием предпринимательского климата, с тем, насколько задействованы все заложенные в этой сфере возможности, напрямую связано решение самой главной задачи - улучшения социального самочувствия общества, повышения уровня и качества жизни людей.

Предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях высокого уровня неопределенности. Постоянные колебания экономической ситуации на рынках, нестабильность цен, изменение издержек производства и обращения, конкуренция осложняют возможность предвидения

© Беркаева А.К., Тебиева Т.Ч., 2015

УДК 334.021 А.К. Беркаева Т.Ч. Тебиева

Al'bina Berkaeva Tamara Tebieva

и оценки ожидаемых результатов. К основным рискам и угрозам малого предпринимательства в России относятся [2; 4; 5]:

- экономические проблемы (ухудшение общей ситуации в экономике, увеличение налоговой нагрузки, повышение цен на бизнес-недвижимость, рост арендной платы, повышение тарифов, появление на рынке крупного российского или иностранного конкурента);

- организационные проблемы, административные барьеры (регистрация и ликвидация предприятий, лицензирование и выделение помещений, выделение земельных участков под строительство производственных и офисных объектов, получение разрешений на строительство, подключение к коммунальным сетям, продление лицензий, получение какого-либо экспертного заключения);

- правовые проблемы (правовая незащищенность, ужесточение контроля и увеличение штрафов, неправомерные действия контролирующих органов, вымогательство со стороны криминальных группировок, рейдерство).

В секторе малого предпринимательства занята значительная часть населения Республики Северной Осетии-Алании [1]. Товары и услуги, производимые этими предприятиями, не только насыщают рынок, но и создают благоприятную конкурентную среду. Развитие региона невозможно представить без расширения и упрочнения позиций малого предпринимательства. в республике на первое января 2014 г. в сфере малого предпринимательство зарегистрировано 474 предприятий. Малым предпринимательством заняты 13 158 чел. По сравнению с соответствующим периодом 2013 г. часть зарегистрированных предприятий временно перестала действовать в связи с увеличением арендной платы, ростом тарифов на энергоносители, а также недостатком необходимых знаний и навыков деятельности у самих предпринимателей. Годовой объем произведенных малыми предприятиями товаров и услуг составил 20 603 522,8 тыс. руб. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 11 990 675,1 тыс. руб. Ведущее место в структуре предпринимательства республики занимают торговля и общественное питание - 39 %, отрасли промышленного производства - 22,1 %, строительство - 18,5 %, транспорт - 4,9 %, сельское хозяйство -3,9 %. Наблюдается значительное отставание развития малых форм предпринимательства в образовании, здравоохранении, туризме, культуре.

Согласно планам экономического развития, которые выстраивает республика на перспективу, региональный валовой продукт должен вырасти. Не самая последняя роль в этом отводится и малому предпринимательству [3; 6]. Его вклад в общереспубликанскую копилку должен вырасти до 40 %. Чтобы достигнуть этой планки необходимо серьезно поработать: наладить действительно эффективное взаимодействие власти и предпринимательского сообщества, достичь реального баланса интересов.

Сегодня бизнес - важный фактор социально-экономического развития республики. Предпринимательство активно проявляет себя в самых разных сферах жизни, вовлекает в свою орбиту все больше энергичных людей, создает новые рабочие места, внедряет достижения научно-технического прогресса, обеспечивает население товарами и услугами. Поддержка малого предпринимательства государственными и муниципальными органами власти очень важна для решения задач увеличения доходов бюджетов республики и районов, привлечения в экономику инвестиций, инновационного развития региона. Руководство республики заинтересованно в создании благоприятных условий для укрепления предпринимательства, совершенствования взаимодействия власти и бизнеса.

Хотя республиканская власть за последнее время сделала немало для создания благоприятного предпринимательского климата, к ней много претензий у местных предпринимателей. В частности, политика господдержки предпринимательства в республике проводится непоследовательно. Самая популярная форма финансирования - банковский кредит. Ключевым препятствием для получения заемного финансирования предприятия считают высокие ставки по кредиту, слишком жесткую и непредсказуемую кредитную политику банков. Деньги для кредитования у банков есть, но не

хватает клиентов, так как у многих предпринимателей нет необходимой залоговой базы, которая должна обеспечить возврат взятых средств. Система кредитования малого предпринимательства не может совершенствоваться без изменения политики банков, без соответствующей активности самих предпринимателей и без поддержки со стороны органов власти. Необходимо увеличить сроки и объемы финансирования субъектов малого предпринимательства, расширить перечень видов деятельности, попадающих под льготное кредитование, обеспечить финансовую поддержку путем кредитования в коммерческих банках по пониженной процентной ставке. Региональные фонды поддержки малого предпринимательства должны содействовать малым предприятиям в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями, осуществлять косвенную финансовую поддержку малых предприятий, направленную на привлечение инвестиций.

Важной задачей является правильный выбор направления предпринимательства с учетом интересов республики, потребностей местного рынка, который должен быть максимально насыщен товарами местного производства, качественными и по доступным ценам. В некоторых соседних регионах власти лоббируют и защищают интересы своих производителей, отдают предпочтение на рынке товарам местного производства. Осетия же формирует свой потребительский рынок в основном из ввозимых не самых качественных изделий турецкого и китайского производства.

В республике практически нет отлаженной системы сопровождения бизнес-проектов. Речь идет о создании благоприятной среды для развития предпринимательства, привлечения инвестиций не только местных, но из-за рубежа. В этом республика отстает от многих регионов России, в том числе и от некоторых соседей по Северо-Кавказскому федеральному округу. Республика Северная Осетия-Алания считается одним из самых перспективных регионов страны с точки зрения развития туристической отрасли. Причем не только традиционного для республики горнолыжного туризма, но и исторического, и этнографического. Взять, к примеру, Владикавказ. Столица республики всегда была культурным центром Северного Кавказа. В городе масса достопримечательностей, интересных с точки зрения изучения истории и традиций осетинского народа. Да и в других районах есть что посмотреть. Государственная поддержка предпринимательства в туристической отрасли должна быть более реальной и ощутимой для превращения ее в одну из основных бюджетообразующих. Только тогда можно ждать более ощутимой и реальной отдачи от бизнеса.

Много нерешенных задач в региональных программах государственной поддержки малого предпринимательства в части финансирования, учета и отчетности, их информационного обеспечения в системе налоговых и иных льгот для малых предприятий. В числе других нерешенных задач на региональном уровне можно отметить дефицит квалифицированных, в основном рабочих, кадров, недостаток собственных оборотных средств, трудности с получением кредита, давление криминальных структур.

Для формирования предпринимательской среды как важного фактора повышения эффективности хозяйствования в республике необходимо предусмотреть ряд мероприятий:

- совершенствовать структуру регионального управления малым предпринимательством, а именно предусмотреть ответственность профильных структур правительства республики за уровень развития малого предпринимательства;

- развить систему финансовой поддержки, разработать механизм гарантий кредитным организациям со стороны региональных органов власти применительно к финансированию деятельности субъектов малого бизнеса;

- иметь возможность заручаться гарантией правительства республики при получении лизинговых кредитов;

- заполнить пустующий ныне лизинговый рынок, привлекая сюда солидные компании;

- активнее пропагандировать инвестиционную привлекательность республики и ее потенциальные возможности;

- содействовать приходу в республику солидных российских банков, которые в состоянии предоставить в виде кредитов сравнительно дешевые деньги;

- активизировать работу по развитию межрегиональных связей и выставочно-ярмарочной деятельности;

- создать систему подготовки кадров для сферы малого предпринимательства: разработать краткосрочные программы, организовать семинары по изменению законодательства в сфере малого предпринимательства;

- организовывать конференции и семинары, посвященные проблемам развития малого бизнеса;

- содействовать участию предпринимателей республики в конкурсах, программах, проводимых федеральными и региональными структурами поддержки малого предпринимательства, с целью получения ими субсидий, грантов и иных видов поддержки;

- совершенствовать информационную поддержку малого предпринимательства, то есть создать «горячие линии» для консультирования малого предпринимательства по экономическим, организационным и правовым вопросам.

Комитету по развитию предпринимательства и сопровождению инвестиционных проектов необходимо разработать стратегию дальнейшего развития малого предпринимательства в республике. В частности, обновить базу данных о предпринимательской сфере, что позволит иметь реальную картину положения дел. Совместно с Администрацией местного самоуправления г. Владикавказа подготовить предложения о создании инвестиционных площадок для предприятий бизнеса, что поможет решать более эффективно проблему изыскания площадей для малых предприятий; создать республиканский ресурсный центр, с помощью которого будет легче решать кадровые вопросы. Нерешенные задачи должны найти отражение в республиканской экономической политике.

В заключение необходимо отметить, что Северная Осетия-Алания избавляется от малообнадеживающего статуса «горячего» региона. Доказывает на деле, что инвестиционный климат здесь меняется к лучшему. И в такой ситуации более чем важно, чтобы местная власть и местный бизнес сделали реальный шаг навстречу друг другу. Определились в главном: необходимо более продуманное, более тесное сотрудничество. Ведь цель и у бизнеса, и у республиканской власти одна - развитие республики и благополучие людей, в ней живущих. Только правильная и целенаправленная политика по поддержке и развитию малого предпринимательства, как со стороны органов власти, так и внутри самого малого предпринимательства позволит улучшить ситуацию, сложившую в данном сегменте экономики.

Библиографический список

1. Бюллетень Росстата РСО-Алании «Предпринимательство» за 2013 г. // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по республике Северная Осетия-Алания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/osetstat/ru/ statistics/enterprises/ (дата обращения: 10.12.2014).

2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 2012.

3. Лушин В.В. Реакция на кризис и ее последствия для реального сектора российской экономики // ВЭ. -2011. - № 1.

4. Молотников А.Е. Актуальные проблемы предпринимательского права / А.Е. Молотников. - М.: Стартап, 2013.

5. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2.

6. Цориева А. У малого бизнеса - новые перспективы // Северная Осетия. - 2012. - № 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.