Методы поддержки и стимулирования малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
Methods of support and stimulation of small business in the federal and
regional levels.
Дриати Фатима Багаудиновна Driati Fatima Bagaudinovna
аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии, Северо - Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет)
г.Владикавказ e-mail: [email protected]
Российский малый бизнес показывает достаточно стабильный рост, но в то же время этот рост, как в масштабах страны, так и на уровне регионов, идет незначительными темпами. Это объясняется существованием в стране высоких рисков для занятия предпринимательством, многочисленных административных барьеров, ограниченностью финансовых резервов, потребностью в привлеченных ресурсах и других. Решение ряда проблем напрямую зависит от политики органов власти. Особую роль нужно уделить проблемам развития малого бизнеса в регионах. В статье проведен анализ и сравнение методов государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса на региональном уровне на примере различных субъектов страны, в частности, положение малого бизнеса в Республике Северная Осетия -Алания.
The Russian small business shows rather stable growth, but at the same time this growth, both in country scales, and at the level of regions, goes insignificant rates. It is explained by existence in the country of high risks for occupation by entrepreneurship, numerous administrative barriers, limitation of financial provisions, need for the attracted resources, etc. The solution of some problems depends on the policy of the authorities. A special role should be given to the problems of small business development in the regions. In the article the analysis and comparison of the methods of state support and stimulation of small businesses at the regional level by the example of various subjects of the country, in particular, the situation of small businesses in the Republic of North Ossetia -Alania.
Ключевые понятия: малое предпринимательство, инфраструктура поддержки, стимулирование, программы развития.
Key concepts: small business, infrastructure of support, stimulation, development programs.
Поддержка малого бизнеса государством Российской Федерации регулируется Законом 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Общегосударственная система поддержки малого бизнеса включает в себя различных участников, коммерческих и некоммерческих, чья деятельность направлена на оказание помощи в том или ином виде - банки, различные госучреждения, школы бизнеса, инвестиционные фонды и т.д. [9] Основные методы государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса можно условно разделить на несколько блоков, приведенных в таблице 1.
Таблица 1. Методы государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства
Финансово - Налоговая Правовая Инфраструктурная Научно - Организационно - Антимонопольная
кредитная поддержка поддержка поддержка методическая административная поддержка
поддержка поддержка поддержка
Предоставление Снижение налоговой Подготовка и Создание фондов Особое Разработка и Жесткая
займов и гарантий по нагрузки на реализация законов, поддержки малого стимулирование реализация программ антимонопольная
ним, помощь в предприятия малого постановлений; предпринимательства предприятий и проектов развития политика в сфере
приобретении или бизнеса; упрощение за счет крупных инновационной и поддержки малого малого бизнеса;
аренде помещений; предоставление процедуры коммерческих направленности; предпринимательства защита от
субсидирование большего количества регистрации и организаций и создание бизнес- ; [10, С.131] недобросовестной
процентной ставки налоговых льгот; ведения отчетности; помощь в реализации инкубаторов и постоянный конкуренции, а также
по банковским упрощение учета борьба с коррупцией их активной бизнес-центров; оперативный создание стимулов
кредитам; финансово- на пути деятельности; создание бизнес- мониторинг для честной
привлечение вкладов хозяйственных приобретения создание иных инкубаторов и экономической конкурентной
населения в операций и финансово- объектов бизнес-центров; активности малого борьбы;
региональные механизма расчета кредитной помощи инфраструктуры организация предпринимательства обеспечение равных
инвестиции. налоговых платежей; со стороны малого подготовки, на федеральном, условий для всех
уменьшение объем государства. предпринимательства переподготовки и региональном и малых предприятий
налоговой , к коим относятся повышения муниципальном по заключению
отчетности, информационно- квалификации кадров уровнях; сделок по
представляемой в аналитические для малых регулирование государственным
налоговые органы. центры, фонды предприятий; взаимодействия заказам.
развития, агентства оказание администрации
малого бизнеса, консультационных и республики и
бизнес-инкубаторы, информационных муниципальных
учебные центры, услуг. образований и
кредитные союзы и структур,
объединения уполномоченных
предпринимателей. осуществлять
[5, С. 142-145] поддержку малого
бизнеса.
Данные Северная Осетиястат. Составлено автором
Вышеуказанные методы используются органами государственной власти всех регионов для поддержки и стимулирования малого бизнеса на всех этапах его становления и развития. На наш взгляд, было бы целесообразно более подробно остановится на инфраструктурном методе, т.к. именно инфраструктурное обеспечение является основой ресурсного обеспечения малого бизнеса и одним из основных действенных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целом.
Согласно Федерального закона от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», под инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Итак, используя метод дедукции, для начала рассмотрим инфраструктуру поддержки малого бизнеса в Республике Северная Осетия -Алания, обратившись к таблице 3, чтобы в дальнейшем сравнить ее с инфраструктурой поддержки других регионов страны и государства в целом.
Таблица 2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в РСО - Алания. [8]
Организация Цели и задачи Виды поддержки
ГБУ РСО-Алания «Бизнес-инкубатор ИТ-парк «Алания» Поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности (до 3 лет) Предоставление в аренду помещений и оказание необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических
Фонд поддержки Развитие инфраструктуры Оказывает комплекс консультационных
предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания поддержки малого и среднего предпринимательства услуг (юридические, бухгалтерские, маркетинговые), связанных с ведением предпринимательской деятельности. Также Фондом проводятся образовательные мероприятия (семинары, тренинги, конференции, круглые столы) и выставочно-ярмарочные мероприятия
Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания Реализация программы поддержки малого и среднего бизнеса в республике Предоставляет микрозаймы для субъектов малого и среднего предпринимательства в размере, не превышающем 1 млн. рублей, сроком на 1 год с процентной ставкой 10 % годовых
Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект Предоставляет поручительства для субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся услугами банков-партнеров фонда. Сумма поручительства не превышает 15 млн. руб. при условии, что 30 % от суммы кредита, полученного в банке, будет обеспечено самим предпринимателем
Евро Инфо Консультационный Центр Деловое сотрудничество с зарубежными партнерами Обеспечивает предоставление информационно-консультационной поддержки и содействие малым и средним предприятиям Российской Федерации и стран Европейского союза, а также других стран, входящих в Европейскую сеть поддержки предпринимательства, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового, технологического, научного сотрудничества
Данные Министерства экономического развития РСО - Алания Составлено автором
Теперь разберемся, что же включает в себя инфраструктура поддержки малого бизнеса на федеральном уровне, и как она реализуется в конкретных субъектах Российской Федерации. Для этого обратимся к рисунку 1.
Республика Северная Осетия - Алания
1) Фонд микрофинансирования малого и среднего бизнеса;
2) Фонд поддержки предпринимательства РСО -Алания;
3) Гарантийный фонд РСО - Алания;
4) ГБУ РСО - Алания «Бизнес - инкубатор ИТ -парк «Алания»;
5) Евро Инфо Консультационный центр.
Республика Башкортостан
1) Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан;
2) Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан;
3) Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан;
4) Государственное унитарное предприятие «Институт
нефтехимпереработки Республики Башкортостан»;
5) ГУП Центр информационно -коммуникационных технологий Республики Башкортостан.
РФ
1) Министерство экономического развития Российской Федерации, а также руководители регионов, министерства, ведомства, агентства, управления;
2) Бизнес - инкубаторы;
3) Технопарки;
4) Фонды поддержки малого и среднего бизнеса;
5) Сельскохозяйственные кредитные кооперативы;
6) Венчурные фонды;
7) Службы занятости;
8) Межрегиональные маркетинговые центры;
9) Общественные предпринимательские организации;
10) Торгово -промышленные палаты;
11) Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР);
12) Российское агентство поддержки МСБ;
13) Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»;
14) Ассоциация агентств поддержки МСБ «Развитие»
15) МСП Банк;
16) Бизнес - школы и различные образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;
17) Иные организации, обеспечивающие условия для нормального функционирования субъектов малого предпринимательства.
Новосибирская область
1) Фонд поручительств Новосибирской области;
2) Фонд микрофинансирования Новосибирской области;
3) Центр субконстракции Новосибирской области;
4) Центр поддержки экпортно ориентированных предприятий;
5) Центр прототипирования в Технопарке Новосибирского Академгородка;
6) ГУП НСО «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего
предпринимательства»;
7) ГУП НСО «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства»;
8) Новосибирская торгово - промышленная палата;
9) Региональный интегрированный центр;
10) Центр молодежного инновационного творчества;
11) АНО «Инновационный центр Кольцово»;
12) НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в
Рис. 1. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
Данные региональных органов государственной статистики. Составлено автором
Как мы видим из рисунка, в Республике Северная Осетия - Алания и Башкортостан функционируют всего лишь по пять организаций
инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в то время как в Новосибирской области их насчитывается более двенадцати. Однако, обратившись к таблице 2, мы увидим, что эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса в республике Башкортостан выше, чем в Новосибирской области. Не смотря на количество организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, да и на количество самих малых предприятий, оборот малых предприятий в республике Башкортостан более чем в 2 раза больше, чем в Новосибирской области, и в 15,5 раз больше, чем в РСО - Алания. Да и число занятых на предприятиях малого бизнеса в Башкортостане порядком выше. Это говорит о том, что важно не только количество организаций поддержки малого бизнеса, но и качество и эффективность их функционирования.
Таблица 3. Состояние малого предпринимательства в регионах Российской Федерации (2014 г.) [6]
Регион Кол-во малых предприя тий (ед.) Среднесписочная численность работников малых предприятий (ед.) Доля в общей численности занятых (%) Оборот малых предприятий (млн. руб.)
Новосибирская область 70552 122448 21,3 295913,1
Республика Башкортостан 41553 305596 26,4 633105,0
Республика Северная Осетия - Алания 5817 27090 9,8 40900,6
Данные Федеральной службы государственной статистики
Составлено авторами.
Наличие существенной разницы в уровнях развития малого бизнеса в
регионах страны является следствием того, что каждый регион, являясь
подсистемой экономической структуры экономики страны, имеет свои
специфические условия ведения предпринимательской деятельности. [4,
С.960-962] К таким условиям относятся политическая, экономическая,
социальная, техническая, природно - климатическая обстановка.
Соответственно, и методы поддержки и стимулирования в различных
7
регионах будут отличатся как по количеству, так и по качеству. Необходимо
наладить четкое взаимодействие всех методов поддержки и стимулирования
малого бизнеса, начиная с основ законодательной базы, налогового
обеспечения, финансово-кредитной поддержки и антимонопольного
регулирования, что в первую очередь является прерогативой федеральных
органов, а уж затем - региональных. [7, С.405]
В качестве способа реализации методов поддержки государственного
стимулирования малого бизнеса, регионам была предоставлена возможность
использования программ, в рамках которых оговаривались наиболее
приоритетные виды деятельности малого бизнеса. Это было сделано для
того, чтобы поднять наиболее проблемные для региона отрасли, решить ряд
структурных проблем собственной экономики.
Воспользовались этой возможностью и власти Республики Северная
Осетия - Алания. Поскольку малые предприятия играют важную роль в
формировании благоприятного инвестиционного климата республики, в
Стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания
до 2025 года малый бизнес выделен как один из приоритетных вопросов. [11]
Малый бизнес для экономики Республики Северная Осетия - Алания
имеет большое значение, что наглядно подтверждают данные статистики.
Так, в 2014 году число малых предприятий в республике составило 5817 ед.,
что составляет около половины общего числа предприятий. Численность
занятых в малом бизнесе - 27090 чел., иди около 8,7 % от общей
численности занятых в экономике. Оборот малых предприятий насчитывает
40900,6 млн. руб., а поступления налогов по специальным налоговым
режимам в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-
Алания составили 623,4 млн. руб.
Малое предпринимательство присутствует во всех отраслях экономики.
Большинство субъектов малого бизнеса сосредоточено в области оптовой и
розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования (около 28,26 % от
8
общего числа предприятий), на втором месте - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (около 14,27 %), на третьем -сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (около 14,17 %). Наименьший удельный вес составляет отрасль рыболовства и рыбоводства (всего около 0,28 %).
Среднемесячная заработная плата работника малого предприятия составила около 6287 руб. Данный показатель не на много превышает минимальный размер оплаты труда. [3, С.7]
Помимо Стратегии инвестиционного развития, в республике реализуется Государственная программа Республики Северная Осетия -Алания "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2016 годы (утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. N 412) [1] , цель которой - создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства, и повышение эффективности системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Для достижения этой цели органами государственной власти будут применятся специальные налоговые режимы, будет расширяться инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, будут применяться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.
На реализацию Государственной программы в период (сроки реализации 2014 - 2016 гг.) выделено 1 081 422,1 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 856 422,1 тыс. руб., средства республиканского бюджета - 225 000 тыс. руб. [2, С.138-141]
Подобные программы развития малого бизнеса есть и в других регионах. Так, к примеру, в республике Башкортостан действует Государственная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы», в Новосибирской области - областная целевая программа «Развитие субъектов
9
малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 20122016 годы».
Результатом реализации таких программ должно стать увеличение всех экономических показателей субъектов малого и среднего бизнеса к отведенным в программах срокам.
Для более успешной реализации программ развития малого бизнес в Республике Северная Осетия-Алания, мы предлагаем расширить набор финансовых инструментов, используемых в отношении малого бизнеса: субсидии, гранты, займы, компенсация расходов, участие в уставном капитале. Снизить барьеры для вхождения в бизнес. Наладить доверительные отношения между коммерческими банками и малыми предприятиями. Обеспечить более эффективное информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности, включающее
предоставление консультационной, информационной и рекламной поддержки, а также особую значимость предоставить образовательному компоненту проводимой поддержки.
Библиографический список
1. Государственная программа Республики Северная Осетия -Алания "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания" на 2014-2016 годы (утв. постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. N 412).
2. Дриати Ф.Б., Чельдиева З.К. Поддержка и стимулирование малого предпринимательства в регионе. // Ф.Б.Дриати, З.К.Чельдиева // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем: сборник статей Международной научно -практической конференции (10 декабря 2015 г., г.Челябинск). / в 2 ч. Ч. 1 -Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С.137 - 142.
3. Дриати Ф.Б., Чельдиева З.К. Принципы, формы и методы
10
поддержки и стимулирования малого бизнеса // Ф.Б.Дриати, З.К.Чельдиева // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. № 12 (33): сборник статей по материалам XXXIII международной заочной научно-практической конференции. — М., Изд. «Международный центр науки и образования», 2014. — С. 6 - 10.
4. Дриати Ф.Б., Чельдиева З.К. Состояние развития малого предпринимательства в регионе. // Ф.Б.Дриати, З.К.Чельдиева // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8 (ч.2). - С. 959 - 962.
5. Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина - , 2011. - с. 200
6. Малое и среднее предпринимательство в Республике Северная Осетия - Алания. 2014: Стат.сб./ Северная Осетиястат - Владикавказ, 2014 -65 с.
7. Наносов В.В. Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательтсва / В.В.Наносов // Молодой ученый. -2014. - №1. - С. 405 - 407.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// GSK.RU/ иЯЬ:Шр:// www.gsk.ru (дата обращения: 01.06.2016).
9. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания //ECONOMYRSO.RU// ШЪ:Шр:// www.economyrso.ru (дата обращения: 01.06.2016).
10. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы: монография / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 160 с.
11. Стратегия инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года.