Научная статья на тему 'Приоритеты развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе'

Приоритеты развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильяева Ю.М.

В сложившихся условиях малый бизнес выступает ключевым ресурсом социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Проведенный анализ деятельности субъектов малого бизнеса в регионах СКФО показал необходимость качественной перестройки инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса. Программно-целевой подход, выступающий ключевым механизмом реализации государственной политики в данной сфере, должен быть усовершенствован и дополнен отраслевой специализацией и усилением роли муниципальных образований в сфере поддержки малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильяева Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе»

УДК 338.49

Ильяева Ю.М.

ст. преподаватель.

Сеееро-Каеказскгш институт РАНХнГС

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Аннотация. В сложившихся условиях малый бизнес выступает ключевым ресурсом социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Проведенный анализ деятельности субъектов малого бизнеса в регионах СКФО показал необходимость качественной перестройки инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса. Программно-целевой подход, выступающий ключевым механизмом реализации государственной политики в данной сфере, должен быть усовершенствован и дополнен отраслевой специализацией и усилением роли муниципальных образований в сфере поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, инфраструктура поддержки малого бизнеса, программно-целевой подход

Iliyaeva Y.M.

Senior Lecturer.

The North - Caucasus branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

PRIORITIES OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF SMALL BUSINESSES IN NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

Abstract. In the modern conditions, a small business is a key resource for socio-economic development of the North Caucasus Federal District. The analysis of the activities of small businesses in the regions of North Caucasus Federal District showed the need for quality infrastructure to support reconstruction and development of small business. Program-target approach is a key mechanism for the implementation of the state policy should be improved and supplemented with sectoral specialization and strengthening of the role of municipalities in the sphere of small business support.

Keywords: small business, infrastructure of support of small business, program-target approach

В настоящее время субъекты малого бизнеса являются одним их главных резервов экономического и социального развития Северо-Кавказского федерального округа. В СКФО осуществляют деятельность около 250 тыс. субъектов малого бизнеса: малые предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели (Рис. 1).

Особенностью Северо-Кавказского федерального округа является высокая численность индивидуальных предпринимателей, превышающая среднероссийский показатель и составляющая 207 человек на 10 тыс. жителей (РФ - 174). В то же время показатель количества малых предприятий на 10 тыс. жителей в СКФО округе в 3 раза ниже среднероссийского, в количество микропредприятий в расчете на 10 тыс. жителей в СКФО - меньше в 2,5 раза среднероссийских показателей (Рис. 2).

■ Дачьневосгочный федеральный округ

■ Слбнрскпй федерачьный округ

■ Урачьскнй федеральный округ

Приволжский федеральный округ

■ Северо-Кавказский федеральный округ

■ Южный федеральный округ

■ Северо-Западный федеральный окр\т

■ Центрачьный федерачьный округ

Рисунок 1 — Количество субъектов малого бизнеса в разрезе федеральных округов, тыс.ед [1].

0 50 100 150 200 250 Малые предприятия Российская Федерация Щ 16,3

Северо-Кавказский федеральный округ Мпкропредпрпягпя Российская Федерация Северо-Кавказский федеральный округ |5.5 | 127.4 | 49.1

Индивидуальные предприниматели

Российская Федерация | 174.1

Северо-Кавказскпп федеральный округ | 207,0

Рисунок 2 — Показатели количества малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на 10 тыс. человек населения в 2013 г., ед. [1]

Основными видами экономической деятельности предприятий являются торговля (традиционно развития сфера для республик Северного Кавказа), обрабатывающее производство, строительство (сфера, показывающая наибольший рост), транспорт и связь, а также сфера ус-

Занятость в субъектах малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе существенно ниже среднероссийских показателей. Так, если средний уровень занятых на предприятиях малого бизнеса в России составляет 22,7% от общего числа занятых, то в Северо-Кавказском федеральном округе этот показатель равен 15,6%. (Рис. 3) Эти данные свидетельствуют о недостаточной роли субъектов малого бизнеса в социально-экономическом развитии СевероКавказского федерального округа.

851

8"3

845

2011

2012

2013

Северо-Кавказский федеральный округ Дальневосточный федеральный окрут Сибирский федеральный окрут Уральский федеральный окрут Приволжский федеральный окрут Южный федеральный окрут Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный окрут Российская Федерация

0°о

5° о 10° о 15% 20° о 25% 30° о

Рисунок 3 —Доля занятых в субъектах малого бизнеса в общей численности экономически активного населения, 2103 г. [1]

Реализация приоритетов государственной политики в сфере поддержки субъектов малого бизнеса привела к динамичному росту организаций, образующих инфраструктуру поддержки. В большинстве регионов Северо-Кавказского федерального округа созданы фонды поддержки предпринимательства, центры развития предпринимательства, а также сеть бизнес-инкубаторов, предоставляющих широкий спектр возможностей для начинающих предпринимателей (Таблица 1).

Таблица 1 - Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Северо-Кавказского федерального округа

Регион Элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Республика Дагестан Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан. Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства. Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Фонд содействия кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Бизнес инкубаторы.

Республика Ингушетия Региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия. ГКУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор».

Кабардино-Балкарская Республика Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства.

Карачаево-Черкесская Республика Фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики. Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики. Муниципальные фонды поддержки предпринимательства.

Регион Элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Республика Северная Осетия-Алания Управление Республики Северная Осетия-Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства. Фонд поддержки предпринимательства. Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания.

Чеченская Республика Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики. Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

Ставропольский край Бизнес-инкубатор. Гарантийный Фонд Ставропольского края. Фонд микрофинансирования. Венчурный фонд. ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края». Европейский Информационный Корреспондентский Центр (ЕИКЦ) Ставропольского края. Центр молодежного инновационного творчества FABLAB.

Вместе с тем, ключевой особенностью существующих институтов поддержки малого предпринимательства является отсутствие отраслевой специализации, что формирует определенные трудности для создания малых предприятий в недостаточно развитых отраслях.

В целях повышения уровня занятости населения, обеспечения равных и благоприятных условий для развития субъектов малого бизнеса в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, разработана и утверждена соответствующая целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства». Финансирование программных мероприятий в Северо-Кавказском федеральном округе за счет средств консолидированного бюджета увеличивается в среднем на 10-15% в год. Согласно прогнозам, заложенным в целевых и государственных программах в 2014 г. совокупный объем финансирования целевых программ поддержки малого предпринимательства регионов Северо-Кавказского федерального округа из консолидированного бюджета составил около 3 129 млн руб. (Таблица 2).

Таблица 2 - Объемы финансирования целевых программ поддержки субъектов малого бизнеса в регионах Северо-Кавказского федерального округа

Субъект Нормативно-правовой акт Ресурсное обеспечение, тыс. руб.

2013 2014* 2015*

Республика Дагестан Закон Республики Дагестан от 5.06.2012 №27 Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012-2015 годы» 457422 625420 750650

Субъект Нормативно-правовой акт Ресурсное обеспечение, тыс. руб.

2013 2014* 2015*

Республика Ингушетия Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4.12.2012 №263 О республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2013 - 2016 годы» 719900 854650 956650

Республика Северная Осетия -Алания Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. № 412 «О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы» 385222 360600

Чеченская Республика Постановление Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 г. № 350 «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике» 492620 248765 261203

Кабардино-Балкарская Республика Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2011 г. № 246-ПП о республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» на 2012 - 2015 годы 823400 876455 991074

Карачаево-Черкесская Республика Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.2011 № 352 «Об утверждении республиканской целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2012 - 2015 годы» 157670 41100 82650

Ставропольский край Постановление Правительства Ставропольского края от 20.06.2011 г. № 285-п «О краевой целевой программе «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012-2015 годы» 95162 97537 100412

СКФО Всего 2746174 3129149 3503239

* прогноз

Несмотря на то, что по уровню развития субъектов малого бизнеса Северо-Кавказский федеральный округ является относительно благополучным, существуют факторы, сдерживающие его развитие. Ключевыми проблемами развития субъектов малого бизнеса в СКФО являются:

- низкий уровень развития инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса;

- сложность в прохождении административных процедур;

- низкая доступность финансовых ресурсов;

- неразвитость инструментов самофинанирования;

- низкое качество бизнес-среды;

- отсутствие навыков ведения бизнеса, а также знаний в функциональных областях работы предприятия;

- слабый доступ к необходимой информации;

- низкий уровень взаимодействия между субъектами малого бизнеса разных регионов;

- недостаточная вовлеченности молодежи;

- отраслевые диспропорции в развитии субъектов малого бизнеса;

- отсутствие механизмов повышения инвестиционной привлекательности субъектов малого бизнеса.

Сложившиеся традиционные родовые отношения, уровень локализации, территориальная изолированность, характерные для субъектов СКФО, создают благоприятные условия для развития семейного бизнеса.

Разработка программы развития малого предпринимательства и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе должна быть основана на комплексном подходе и реализовывать следующие направления:

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. Инфраструктурная поддержка предполагает создание и развитие сети бизнес-инкубаторов, формирующих оптимальные финансовые, технологические и управленческие условия;

- создание системы микрофинансирования малого предпринимательства, предполагающее предоставление краткосрочных кредитов предпринимателям с использованием механизмов отсрочки платежей и субсидированием процентной ставки;

- создание особой деловой среды, реализация информационных компаний, направленных на популяризацию предпринимательской культуры;

- организация краткосрочных курсов для начинающих и действующих предпринимателей по различным аспектам ведения бизнеса;

- организация мероприятий по привлечению молодежи в предпринимательскую среду на основе грантовой поддержки проектов, разрабатываемых как в рамках учебных заведений, так и самостоятельно;

- проведение мероприятий по продвижению продукции малых предприятий, создание единого бренда;

- формирование благоприятных условий для ведения бизнеса путем снижения административных барьеров (организация «телефона доверия», оформление имущественных и прочих отношений по принципу «одного окна»).

Реализация указанных мер на региональном уровне позволит создать благоприятную среду для развития субъектов малого бизнеса. Для повышения эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства также необходимо участие муниципалитетов в программах бизнес-инкубации и создание муниципальных фондов микрофинансирования.

Таким образом, для успешного развития субъектов малого бизнеса необходимо понимать, какие отрасли экономики будут востребованы, найти свое место в экономических отношениях. То есть необходима разработка комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском округе с обязательным условием привлечения к этой работе профессионалов - представителей власти, бизнеса и науки, знакомых с этническими особенностями, менталитетом населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Данные Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.