Фармация и фармакология. № 6 (13), 2015
DOI:10.19163/2307-9266-2015-3-6(13)-64-68
УДК:332.145
АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ)
Е.А. Таболова, М.А. Гатагонова
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
THE ANALYSIS OF MEASUREMENTS FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES SUPPORT
E.A. Tabolova, M.A. Gatagonova
K.L. Khetagurov North Ossetian State University, Vladikavkaz E-mail: [email protected]
Рыночные преобразования в хозяйственной системе РФ с 1991 г. обусловили смену принципов организации лекарственного обеспечения потребителей и страны, а формирование фармацевтического рынка привело к развитию предпринимательства в этой сфере. Фармацевтический рынок является социально значимым рынком, что приводит к необходимости активной реализации на нем концепции развития конкурентной предпринимательской среды при условии эффективного государственного регулирования и поддержки.
Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для национальной экономики. Во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства в России за последнее время стала самостоятельным системным направлением социально-
экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Для создания условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государ-
Market transformations in economic system of the Russian Federation from 1991 conditioned the change of consumers drug support organization principles, and the market formation led to the business development in this field. Pharmaceutical market is a socially significant market, which leads to the necessity of active realization of competitive business environment development in the conditions of effective state regulation and support.
The problem of creation and development of small businesses has a special value for the national economy. These businesses provide the production of significant, and in some cases dominating part of a gross domestic product in many developed countries.
State policy of small business support in Russia has become an individual system direction of social and economical state policy. It is formed by the principle of favorable conditions creation for small business development, especially in the fields of activity which give maximum social and economical effect. The actions coordination of federal executive authorities, executive authorities of federal subjects of the Russian Federation and local governments, social organizations, and entrepreneurs associations was enhanced to create the conditions of effective development of small business, form a flexible system of its state support.
Analysis of the measurements implemented in the Republic of North Ossetia - Alania,
64
DOI:10.19163/2307-9266-2015-3-6(13)-64-68
Фармация и фармакология. № 6 (13), 2015
ственной поддержки усилена координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Целью исследования явился анализ мероприятий, реализуемых в Республике Северная Осетия - Алания, направленных на поддержку развития малого предпринимательства для оценки возможности их применения при открытии аптечной организации.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, малое предпринимательство, поддержка развития.
Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. Объем фармрынка России в 2012 году составил 921 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше, чем показатель 2011 года. По итогам 4 квартала 2013 года фармацевтический рынок в рублях вырос в целом на 16,1%.
По данным Министерства экономического развития Северной Осетии сеть фармацевтической и медицинской продукции в республике представлена 415 подразделениями, из которых 8 ведут оптовую деятельность, остальные - розничную.
В городской местности реализуют лекарственные средства и изделия медицинского назначения 329 подразделений, из которых 249 или 61,2% от общего количества аптек, аптечных пунктов, киосков расположены во Владикавказе. А это означает, что в столице республики на 1 аптечную точку приходится порядка 1255 человек. Из аптечных учреждений республики львиную долю, или 246, что соответствует 60%, составляют мелкие аптечные пункты. Тем не менее, насыщенность фармацевтического рынка — важный фактор формирования высокой степени конкуренции, результатом которой стало появление таких видов услуг, как измерение артериального давления клиентов, доставка товара на дом, система различных скидок. Сказалось это и на ценах на медикаменты.
Фармацевтический бизнес приобретает все более четкие черты частного - 319 ап-
aimed to the small business support for the evaluation of possibility of their use for pharmacy organization opening was the purpose of the study.
Keywords: pharmaceutical market, small business, development support.
течных учреждений или 76,9% от их общего количества принадлежат частным собственникам. Ранее функционировавшее республиканское государственное унитарное предприятие «Фармация», включавшее 78 (19%) аптечных организаций, ныне преобразовано в открытое акционерное общество «Фармация».
Смена принципов организации лекарственного обеспечения потребителей, формирование фармацевтического рынка привели к активному развитию предпринимательства в этой сфере. Характеристика же фармацевтического рынка как социально ориентированного может и должна способствовать организации и проведению активной поддержки для его развития как субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Северной Осетии по предварительным итогам деятельности сферы предпринимательства за I полугодие 2011 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета микропредприятий) составило почти 18 тысяч единиц с общей численностью занятых 34 тыс. человек. В том числе: малых предприятий - 508, средних предприятий - 36, индивидуальных предпринимателей - 17 434. По сравнению с показателями в аналогичном периоде 2010 г. произошел рост количества малых предприятий на 17,8 %, снижение числа средних предприятий - на 7,7% и индивидуальных предпринимателей - на 6,7%.
Основополагающим документом,
направленным на поддержку и развитие
65
Фармация и фармакология. № 6 (13), 2015
DOI:10.19163/2307-9266-2015-3-6(13)-64-68
малого и среднего предпринимательства в республике Северная Осетия - Алания является Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 06 марта 2009 года №80 «О республиканской программе «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы» [1].
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд» в 2008 году доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства республики в общем объеме произведенных работ и оказанных услуг для государственных нужд составила 77,6%. В течение 2008 года на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства выделено около 21 тыс. кв. метров площадей федеральной, республиканской и муниципальной собственности.
Республиканская программа «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы» состоит из шести разделов:
1. Нормативно-правовое обеспечение поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
2. Механизмы финансово-кредитной и имущественной поддержки малого, среднего предпринимательства.
3. Организация и развитие деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
4. Информационное и кадровое обеспечение сферы малого и среднего предпринимательства.
5. Поддержка и развитие внешнеэкономической деятельности.
6. Ресурсное обеспечение Программы [1].
Анализ официальной информации, представленной на портале малого и среднего предпринимательства Управления Республики Северная Осетия - Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства показал, что в настоящее время мероприятия по поддержке развития малого и среднего пред-
принимательства (МСП) осуществляются Министерством туризма, предпринимательства и инвестиционной политики Республики Северная Осетия - Алания. В числе форм и видов поддержки развития малого и среднего предпринимательства Министерством предлагаются следующие:
1.1. финансовая поддержка;
1.2. поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
1.3. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства:
1.4. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Начинающими субъектами малого предпринимательства признаются субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в Республике Северная Осе-тия-Алания и осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания менее одного года с момента государственной регистрации (далее - Субъекты).
Из всех мероприятий, направленных на поддержку и развитие собственного дела -открытие аптеки - подходят следующие:
1. Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, предоставляемые на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2010 г. №179 «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания на создание собственного бизнеса» [2] гранты предоставляются в виде субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение оборудования при заключении договора коммерческой концессии. Размер гранта составляет не более 300 тыс. рублей. В случае,
66
DOI:10.19163/2307-9266-2015-3-6(13)-64-68
Фармация и фармакология. № 6 (13), 2015
когда учредителями созданного юридического лица являются несколько физических лиц, включенных в приоритетную целевую группу, указанному юридическому лицу сумма гранта не должна превышать произведения числа указанных учредителей на 300 тыс. руб.
В течение первого года со дня получения гранта Субъект представляет в Министерство документы, подтверждающие целевое использование полученной субсидии.
2. Субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат. Субсидия предоставляется при условии использования действующей инновационной компанией на реализацию субсидируемого проекта собственных средств в размере не менее 25% от суммы субсидии. Общая сумма субсидии на компенсацию общих затрат действующей инновационной компании со среднесписочной численностью работников менее 30 человек не должна превышать 5 млн рублей. Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат действующей инновационной компании со среднесписочной численностью работников 30 и более человек не должна превышать 15 млн рублей.
Предметом субсидирования могут быть предпринимательские затраты, осуществляемые в рамках реализации инновационного проекта.
В целях развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечения субъектам малого и среднего предпринимательства доступа к финансовым и материальным ресурсам Правительство Республики Северная Осе-тия-Алания учредило «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания», «Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания».
Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания осуществляет свою деятельность по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства с сентября 2009 года. Средний размер займа, предоставляемый Фондом, составляет 500 000 руб. на срок до 12 мес. В качестве
заемщика могут выступить индивидуальный предприниматель (23-60 лет включительно), юридическое лицо (регистрация ИП и ЮЛ в качестве налогоплательщика обязательна). Ст. 14 ФЗ от 24.07.07 №209-ФЗ [3] определены отдельные субъекты малого и среднего предпринимательства, не подлежащие микрофинансированию.
Для получения поручительства Гарантийного фонда Республики Северная Осе-тия-Алания заемщику необходимо обратиться в Банк-партнёр Фонда с заявкой на предоставление кредита, который в течение пяти рабочих дней с момента получения сообщения Фонда о предоставлении поручительства заключает с заемщиком кредитный договор и договор поручительства с Фондом и заемщиком. Банк осуществляет кредитование заемщика не менее 1 000 000 рублей сроком не менее 1 года, а приоритетными направлениями кредитования являются приобретение и модернизация основных средств, внедрение новых технологий, инновационная деятельность.
Агентство инвестиционного развития создано в целях содействия развитию экономики Северной Осетии. Деятельность Агентства инвестиционного развития направлена на повышение инвестиционной привлекательности Северной Осетии, увеличение конкурентоспособности Республики на внутреннем и внешнем рынках.
Потенциальным инвесторам Агентство оказывает следующие услуги: комплексное сопровождение проектов на территории республики, подбор площадок для локализации проектов, помощь в подготовке необходимой документации (разработка бизнес-планов, финансовой модели, др.), в том числе с привлечением консалтинговых, юридических, проектных компаний, соинвестирование проектов, софинансирование процентной ставки по кредитным договорам инвесторов, выдача поручительств и гарантий, предоставление залога в качестве обеспечения по кредитным обязательствам инициаторов проектов, содействие в получении аналитической информации о потенциале различных сегментов рынка Северной Осетии, организация маркетинговых исследований.
67
Фармация и фармакология. № 6 (13), 2015
DOI: 10.19163/2307-9266-2015-3-6(13)-64-68
Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства» осуществляет деятельность по поддержке развития МСП по следующим направлениям: консультационные, информационные и методические услуги, регистрация юридических лиц и ИП, бизнес-планирование, выставочно-ярмарочная деятельность,
бизнес-тренинги, семинары, мастер-классы и другие образовательные мероприятия, форумы, конференции, круглые столы, презентации, маркетинговые исследования, содействие внешнеэкономической деятельности, аренда конференц-зала, па-
тентно-лицензионное сопровождение,
подбор персонала, поддержка и сопровождение инновационных проектов.
В 2011 году сумма господдержки для предпринимателей составляла 140 миллионов рублей, в 2012 - 93, а в 2013 году -всего 26 миллионов [4].
Суммы налоговых выплат, производимых субъектами малого предпринимательства в течение последних лет в бюджеты всех уровней, составляют в среднем около 20% от суммы налоговых доходов бюджетной системы РФ по Республике Северная Осетия - Алания.
Выводы
Таким образом, мероприятия по поддержке развития малого и среднего предпринимательства проводятся под общим руководством Министерства туризма, предпринимательства и инвестиционной политики РСО-Алания; основополагающим документом является Постановление Правительства РСО-Алания от 06 марта 2009 года N 80 «О республиканской программе «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы» и включает: нормативно-правовое обеспечение поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, механизмы финансово-кредитной и имущественной поддержки малого, среднего предпринимательства, организацию и развитие деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, информационное и кадровое обеспечение сферы малого и среднего предпринимательства, поддержку и развитие внешнеэкономической деятельности.
Библиографический список
1. Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 06 марта 2009 года N 80 «О республиканской программе «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы».
2. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2010 г. №179 «Об утверждении Положения о порядке предоставления грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания на создание собственного бизнеса».
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Прокуратура Северной Осетии обратилась к правительству с просьбой ужесточить
правила выдачи грантов на развитие бизнеса. Электронный ресурс:
http://region15.ru/news/2014/03/06/16-55.
к к к
Таболова Елена Александровна - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры технологии лекарственных форм и организации фармацевтического дела фармацевтического факультета Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хе-тагурова. Область научных интересов: нормативно-правовое регулирование вопросов осуществления фармацевтической деятельности. E-mail: [email protected]
Гатагонова Мадина Асланджериевна - интерн по специальности «Управление и экономика фармации» Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хе-тагурова.
68