Научная статья
УДК 336.24
doi: 10.47576/2313-2086_2022_2_51
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Петров Артем Александрович
Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]
Филатов Владимир Владимирович
Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос совершенствования взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами в современных социально-экономических условиях. Методичное развитие внешнеэкономического комплекса России невозможно без установления межгосударственных основ взаимодействия посредством внешнеэкономических связей между странами. Связь таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности является приоритетом для модернизации механизма предоставления таможенных услуг путем внедрения новых технологий и методов развития.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС); Таможенный союз (ТС) ЕАЭС; Федеральная таможенная служба (ФТС) России; мо -ниторинг качества; таможенные услуги.
Для цитирования: Петров А. А., Филатов В. В. Совершенствование взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами // Прикладные экономические исследования. 2022. № 2. С. 51-56. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_51.
Original article
IMPROVING THE INTERACTION OF PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY WITH CUSTOMS AUTHORITIES
Petrov Artem A.
Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]
Filatov Vladimir V.
Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the issue of improving the interaction of participants in foreign economic activity with customs authorities in modern socio-
economic conditions. The methodical development of Russia's foreign economic complex is impossible without the establishment of interstate foundations for interaction through foreign economic relations between countries. Communication between customs authorities and participants in foreign economic activity is a priority for the modernization of the mechanism for the provision of customs services through the introduction of new technologies and development methods.
Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU); Customs Union (CU) of the EAEU; Federal Customs Service (FCS) of Russia; quality monitoring; customs services.
For citation: Petrov A. A., Filatov V. V. Improving the interaction of participants in foreign economic activity with customs authorities. Applied economic research, 2022, no. 2, pp. 51-56. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_51.
Связь таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности осуществляется на всех уровнях таможенного администрирования. Важность настоящих проблем актуализировалась при появлении Евразийского экономического союза с последующим развитием внешней торговли России. Также повлияла дальнейшая интеграция России в мировое пространство [1].
Возможным способом решения проблем служит обнаружение механизмов, которые дадут возможность обновить систему взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время используются практически все новейшие таможенные разработки, предложенные ВТО, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен [3].
Также настоящие методы и средства не всегда действенны и отвечают не на все задачи, поставленные ФТС России при работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Необходимо отметить и то, что несогласованность действий таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при попытках улучшения таможенного регулирования в рамках ЕАЭС, бездействие со стороны участников внешнеэкономической деятельности и отсутствие помощи таможенных органов создают проблемы в достижении нужных результатов. Исходя из этого, наличие проблем соединения таможни и бизнеса не самым лучшим об -разом отображается на эффективности таможенного регулирования [6].
Связь таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности представляется одним из важнейших направлений для работы таможенных органов. Исследование взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности является значительной задачей как для обеспечивающих контроль органов, так и для некоторых участников внешнеэкономической деятельности. Это определяется значительностью таможенных органов Российской Федерации в развитии экспорта и регулировании импорта продукции [5].
Так, одной из ключевых задач, поставленных перед таможенным и органами, является содействие в осуществлении единой торговой политики Таможенного союза. Связь таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности становится одним из ключевых моментов при действенном решении проблем, исполнении вопросов по обеспечению национальной безопасности государства, пополнении бюджета, увеличении товарооборота и ускорении интеграционных процессов.
Согласно Стратегии Федеральной таможенной службы до 2030 года под таможенной политикой России подразумевается государственная политика в области таможенного дела, в которую входит комплекс мер, исполняемых Федеральной таможенной службой в целях успешной реализации возложенных на нее обязанностей и решения стоящих перед ней задач в сфере внешнеэкономической деятельности [2].
Следует сказать, что сфера регулирования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятель-
ности, затрагиваемая ТК ТС, влияет также и на взаимодействие таможен и региональных таможенных управлений. Относительно этого уровня ТК ТС устанавливает порядок апеллирования решений и действия должностных лиц таможенных органов, а также оказания помощи и консультаций участников внешнеэкономической деятельности.
Сфера регулирования Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» схожа с ТК ТС, однако данный закон содержит уточняющий кодекс положения и может быть применен только к российскими участниками внешнеэкономической деятельности - Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, регулирующие специфические стороны некоторых таможенных процедур (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 № 863 «Об утверждении Правил получения сертификатов конечного пользователя при ввозе в Российскую Федерацию продукции военного назначения иностранного производства», Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 № 363 «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) ввоз отдельных видов товаров») [7].
Содействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности ориентировано на снижение до минимума расходов на реализацию таможенных актов при соблюдении законодательных норм. В настоящее время условия ведения внешнеэкономической деятельности имеют множество проблем, которые имеются у ЕАЭС: падение экономической выгоды; задержка выполнения таможенных процедур; высокий уровень затрат; простой транспортных средств [4].
Совместная работа таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности нацелена на минимизацию издержек на осуществление большого числа таможенных операций при соблюдении всех норм, принятых законодательством. Разумным способом решения проблем является поиск механизмов, которые смогут усовершенствовать процесс взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Связь таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности на границе несет прямые преимущества, в частности в области содействия сохранности торговли. Таможенные органы выстраивают индивидуальные партнерские связи с участниками внешнеэкономической деятельности для того, чтобы минимизировать опасности и увеличить выгоды интернациональной торговли. Через подобные партнерские взаимоотношения таможенные органы проводят консультации, информирование и оказывают помощь новым участникам внешнеэкономической деятельности. Представители бизнес-структур в свою очередь применяют свои познания для обнаружения необычной либо сомнительной деятельности, а также поддерживают соответствующие меры безопасности. Еще одна форма взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, - уполномоченное лицо или программа «уполномоченного экономического оператора». Путем использования данных программ таможенные органы начали новую главу в формировании взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности [9].
Одной из важнейших причин эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику является дальнейшее совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. Это взаимодействие, в первую очередь, должно основываться на организационных началах. Координация в системе таможенных органов предполагает взаимосвязь между подразделениями различного уровня и участниками внешнеэкономической деятельности на основе нормативно-правовых рекомендаций на всех трех уровнях. Усовершенствование развития взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности можно представить как порядок взаимного согласования действий его участников, которые направлены на повышение эффективности и сокращение издержек, участников данного процесса. Одним из важнейших условий развития таможенной службы является укрепление института координационных и совещательных органов, а также плавное введение новых, в том числе и информационных, принципов и технологий, которые помогут в ходе работы с участниками внеш-
неэкономической деятельности. Принципы взаимодействия представляют собой общие начала, правила и рекомендации, определяющие содержание деятельности по организации координационных и совещательных органов. Принципы определяют требования к системе взаимодействия и определяют последующие механизмы работы координационных и совещательных органов.
Нужно отметить следующие принципы взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности:
1) принцип открытости и прозрачности, который обеспечивает путь к информации о работе координационных и консультативных органов при таможенных органах;
2) принцип системности службы координационных и консультативных органов при таможенных органах, который назначает постоянство службы данного института;
3) принцип единства централизованного управления и системы таможенных органов;
4) принцип профессионализма и компетентности участников;
5) принцип доступности информации, который позволит получать информацию о правилах исполнения внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве;
6) принцип улучшения таможенного контроля с учетом мнения участников внешнеэкономической деятельности;
7) принцип улучшения процессов взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
8) принцип научности, который позволит обеспечить использование новейших технологий в ходе взаимодействия;
9) принцип скоординированных усилий участников взаимодействия.
Данные принципы позволят выработать эффективные формы взаимодействия, сформулировать целесообразные шаги решения по организации процесса взаимодействия, выявить ожидаемую эффективность взаимодействия, смоделировать действия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности на всех уровнях, а также найти механизмы управления взаимодействием. Реализация данных принципов поможет существенно повысить эффективность работы между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности [8].
Таким образом, создание комфортных условий для взаимодействия между представителями таможенных органов, административных структур и участников внешнеэкономической деятельности остается одной из главных целей развития таможенной службы в наше время.
Внешне экономическая деятельность все также остается одним из приоритетных направлений политики любого государства. Процессы глобализации интернационализации хозяйствования на сегодняшний день изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся направление развития на уровень регионов и муниципальных образований.
Внешнеэкономическая деятельность направлена на изменение объемов ввоза и вывоза товара в целях получения экономической выгоды, пополнения казны государства, обеспечения экономического роста и развития страны. Помощь в развитии внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов страны является одной из основных функций таможенных органов. Связь таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности является приоритетом для модернизации механизма предоставления таможенных услуг путем внедрения новых технологий и методов развития.
Таким образом, улучшение взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности даст возможность сделать процесс проведения внешнеэкономических операций не только более удобным для обеих сторон, но и более эффективным в масштабе страны.
Список источников
1. Журавлев М. В., Бузулуцкая М. В. Основные направления и перспективы развития ФТС // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 14-17.
2. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации и предложения по увеличению ее эффективности / Ю. А. Косикова и др. // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 3 (387). С. 5-10.
3. Косикова Ю. А., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Теоретические аспекты построения государственной внешнеторговой политики РФ // Дизайн и технологии. 2021. № 81 (123). С. 95-99.
4. Любонько М. А., Шерстнев К. Г., Логунова Н. Ю. Влияние таможенных процедур на исчисление и уплату таможенных платежей // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2022. Ч. 5.
5. Нечаев Б. П., Косикова Ю. А., Довлятов В. С., Мамедов Р. М., Абулов Р. М. Пути оптимизации института таможенной экспертизы // Актуальные вопросы товароведения, безопасности товаров и экономики : сб. научных статей по итогам всероссийской науч.-практ. конф. с межд. участием / под ред. А. Н. Столяровой. 2018. С. 256-260.
6. Нечаев Б. П. Взаимодействие таможни и бизнеса // Передовые пищевые технологии: состояние, тренды, точки роста : сборник научных трудов I научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 213-217.
7. Ошиткова Д. С., Бузулуцкая М. В. Перспективы развития межгосударственного регулирования в рамках Таможенного Союза // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 101-105.
8. Скоробогатский А. В., Нечаев Б. П. Система мониторинга как инструмент повышения качества таможенных услуг // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 119-122.
9. Чупракова С. Г., Нечаев Б. П. Совершенствование таможенного администрирования в условиях глобализации экономики // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 155-159.
References
1. Zhuravlev M.V., Buzulutskaya M.V. The main directions and prospects of the development of the Federal Customs Service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, commerce and service" Moscow, 2022. pp. 14-17
2. Kosikova Yu.A., Filatov V.V., Mishakov V.Yu., Kudryavtsev V.V., Polozhentseva I.V., Fadeev A.S. Analysis of the foreign trade policy of the Russian Federation and proposals to increase its effectiveness. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2020. No. 3 (387). pp. 5-10.
3. Kosikova Yu.A., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Theoretical aspects of the construction of the state foreign trade policy of the Russian Federation. Design and technology. 2021. No. 81 (123). pp. 95-99.
4. Lyubonko M.A., Sherstnev K.G., Logunova N.Yu. The impact of customs procedures on the calculation and payment of customs duties. Collection of materials of the All-Russian scientific Conference of young researchers with international participation "Innovative development of equipment and technologies in industry", Part 5, Moscow, 2022.
5. Nechaev B.P., Kosikova Yu.A., Dovlatov V.S., Mammadov R.M., Abulov R.M. Ways to optimize the Institute of customs expertise. In the collection: Topical issues of commodity science, safety of goods and economics. Collection of scientific articles based on the results of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Edited by A.N. Stolyarova. 2018. pp. 256-260.
6. Nechaev B.P. Interaction of customs and business. In the collection: Advanced food technologies: state, trends, growth points. Collection of scientific papers of the I scientific-practical conference with international participation. 2018. pp. 213-217.
7. Oshitkova D.S., Buzulutskaya M.V. Prospects for the development of interstate regulation within the framework of the Customs Union. Collection of scientific papers of the Department of
Commerce and Service "Topical issues of economics, commerce and service" Moscow, 2022. pp. 101-105.
8. Skorobogatsky A.V., Nechaev B.P. Monitoring system as a tool for improving the quality of customs services. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, commerce and service" Moscow, 2022. pp.119-122
9. Chuprakova S.G., Nechaev B.P. Improving customs administration in the context of economic globalization. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, Commerce and service" Moscow, 2022. pp. 155-159.
Информация об авторах
Петров Артем Александрович - Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]
Филатов Владимир Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]
Information about the authors
Petrov Artem A. - Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]
Filatov Vladimir V. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]