Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ (ТС) ЕАЭС / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА (ФТС) РОССИИ / МО -НИТОРИНГ КАЧЕСТВА / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Матвей Михайлович, Степанов Александр Анатольевич, Филатов Владимир Владимирович

В статье рассмотрен вопрос формирования системы мониторинга качества таможенных услуг в современных социально- экономических условиях. Методичное развитие внешнеэкономического комплекса России невозможно без установления межгосударственных основ взаимодействия посредством внешнеэкономических связей между странами. В связи с функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой России стоит важная задача, направленная на повышение результативности деятельности таможенных органов, определяющееся многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное и качественное управление. Это означает, что одной из важнейших функций таможенной службы в настоящее время является предоставление таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савин Матвей Михайлович, Степанов Александр Анатольевич, Филатов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM FOR MONITORING THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES

The article considers the issue of forming a system for monitoring the quality of customs services in modern socio-economic conditions. The methodical development of the external economic complex of Russia is not possible without the establishment of interstate foundations for interaction through the means of foreign economic relations between countries. In connection with the functioning of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Customs Union (CU) of the EAEU, the Federal Customs Service (FCS) of Russia faces an important task aimed at improving the performance of the customs authorities, which is determined by many factors, a significant place among which is the efficient and high-quality control. This means that one of the most important functions of the customs service at present is the provision of customs services.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ»

Научная статья

УДК 336.24

doi: 10.47576/2313-2086_2022_2_17

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Савин Матвей Михайлович

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]

Степанов Александр Анатольевич

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]

Филатов Владимир Владимирович

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования системы мониторинга качества таможенных услуг в современных социально- экономических условиях. Методичное развитие внешнеэкономического комплекса России невозможно без установления межгосударственных основ взаимодействия посредством внешнеэкономических связей между странами. В связи с функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой России стоит важная задача, направленная на повышение результативности деятельности таможенных органов, определяющееся многими факторами, существенное место среди которых занимает эффективное и качественное управление. Это означает, что одной из важнейших функций таможенной службы в настоящее время является предоставление таможенных услуг.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС); Таможенный союз (ТС) ЕАЭС; Федеральная таможенная служба (ФТС) России; мо -ниторинг качества; таможенные услуги.

Для цитирования: Савин М. М., Степанов А. А., Филатов В. В. Форми -рование системы мониторинга качества таможенных услуг // Прикладные эко -номические исследования. 2022. № 2. С. 17-23. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_17.

Original article

FORMATION OF A SYSTEM FOR MONITORING THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES

Savin Matvei M.

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]

Stepanov Alexander A.

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected] Filatov Vladimir V.

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article considers the issue of forming a system for monitoring the quality of customs services in modern socio-economic conditions. The methodical development of the external economic complex of Russia is not possible without the establishment of interstate foundations for interaction through the means of foreign economic relations between countries. In connection with the functioning of the Eurasian Economic Union (EAEU) and the Customs Union (CU) of the EAEU, the Federal Customs Service (FCS) of Russia faces an important task aimed at improving the performance of the customs authorities, which is determined by many factors, a significant place among which is the efficient and high-quality control. This means that one of the most important functions of the customs service at present is the provision of customs services.

Keywords: Eurasian Economic Union (EAEU); Customs Union (CU) of the EAEU; Federal Customs Service (FCS) of Russia; quality monitoring; customs services.

For citation: Savin M. M., Stepanov A. A., Filatov V. V. Formation of a system for monitoring the quality of customs services. Applied economic research, 2022, no. 2, pp. 17-23. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_2_17.

Важность поставленной темы заключается в том, что в наше время и при текущем развитии внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в условиях интеграции России в мировое сообщество, возрастает роль таможенных органов как регулятора внешнеторговых связей. Очень много внимания уделяется уровню национальной безопасности государства и в особенности вопросам обеспечения экономической безопасности, достигающейся с помощью технологических, технических, политических, социальных и научных факторов и аспектов [12].

Деятельность Российского государства ориентирована на преодоление проблем, стоящих перед страной. Решение проблем направлено на постоянный рост и стабилизацию динамики макроэкономических показателей экономики. Государство обеспечивает достижение такой цели, реализуя различного рода стратегии в социально-экономической сфере и в сфере управления [3].

Методичное развитие внешнеэкономического комплекса России невозможно без установления межгосударственных основ взаимодействия посредством внешнеэкономических связей между странами [4].

В связи с функционированием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой (ФТС) России стоит важная задача, направленная на повышение результативности деятельности таможенных органов, определяющееся многими факторами, существенное место среди которых зани -мает эффективное и качественное управление. Это означает, что одной из важнейших функций таможенной службы в настоящее время является предоставление таможенных услуг [2].

Поскольку экономика Российской Федерации носит рыночный характер, то все государственные институты, участвующие в управлении, должны быть приспособлены к специфике российского рынка. Таможенные органы в общегосударственной структуре должны обеспечить такое влияние на рынок, чтобы государство могло ставить цели и достигать их наиболее эффективно [8]. Для достижения эффективности контроля используются определенные системы.

Контроллинг - система таможенного контроля, которая позволяет следить за управлением таможенной деятельностью и

регулированием внешнеэкономической деятельности в автоматизированном режиме.

Мониторинг качества - это систематическое наблюдение за процессом оказания, удобства, доступности данных услуг, эффективностью работы системы и их предоставления на основе общей системы показателей при комплексном использовании информации из различных источников. Это постоянный процесс наблюдения за объектом, контроль, анализ и прогнозирование его состояния. Результаты мониторинга дают возможность в полной мере оценить соответствие качества предоставленной таможенной услуги желаемому стандарту и результату. Также система мониторинга позволяет дать комплексную оценку удовлетворенности предоставленной услугой.

Мониторинг является частью контроллинга, который отвечает за логистику и регулирование внешнеэкономической деятельности. К этому относится: мониторинг товар-потока России; разработка требований к таможенной службе; прогнозирование размеров сборов в бюджете, подготовка рекомендаций по изменению таможенных пошлин, применению мер нетарифного регулирования; приспособление стратегических задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности; анализ эволюции мировых товарных и финансовых потоков.

Так как мониторинг - это процесс регулярного слежения, контроля, анализа, оценки и прогнозирования состояния объекта, то методика и система наблюдения за состоянием определенного объекта или процесса должны давать возможность наблюдать за их раз -витием, оценивать, а также быстро выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Эти результаты дают возможность корректировать объект или процесс развития объекта. Следовательно, речь идет о постоянном наблюдении за каким-либо процессом с целью получения соответствующего и желаемого результата.

Плановый маркетинговый мониторинг таможенных услуг представляется главным компонентом маркетингового мониторинга. Он проводится периодично по установленному регламенту и является инструментом систематического обнаружения проблем в системе таможенных услуг.

Цель планового маркетингового мониторинга - выявление услуг, которые выявляются как "узкие" места системы, например, с точки зрения удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности. Цель мониторинга - массовые экспертные опросы участников внешнеэкономической деятельности.

Эксперты выдают качественную оценку таможенных услуг, устанавливают уровень рейтинга таможенных услуг, предлагают приемлемые альтернативы для изменений.

Мониторинг должен основываться на следующих принципах:

- информационное единство - мониторинг на всех уровнях управления таможенной службой должен проводиться на основе единой и общей информации, полученной от участников внешнеэкономической деятельности в регионах деятельности таможенных структур;

- целостность и системность - мониторинг должен проводиться по очереди на всех уровнях управления таможенной службой;

- транспарентность - мониторинг должен проводиться в условиях открытости и доступности процесса и его результатов для деловой общественности и каждого участника внешнеэкономической деятельности;

- доступность для участников внешнеэкономической деятельности - любой имеет право участвовать в мониторинге в случае соответствия критериям законопослушности и регулярности внешнеэкономической деятельности;

- демократичность - любой участник внешнеэкономической деятельности должен иметь возможность высказать любые соображения по поводу фактического и желаемо -го состояния таможенных услуг без опасения за негативные последствия со стороны таможенных органов;

- целенаправленность - подчинение задач мониторинга целям улучшения системы таможенных услуг;

- методическое единство - мониторинг проводится на основе единой и общей методики на всех уровнях управления таможенной службой.

В настоящее время должностными лицами таможенных органов ежедневно проводится мониторинг всех случаев запросов разрешительных документов у участников

внешнеэкономической деятельности для исключения необоснованных запросов.

Результаты мониторинга публикуются на официальных сайтах РТУ в инфокоммуни-кационной сети "Интернет", на официальном сайте ФТС России, а также анализируются с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Так, можно узнать, что мониторинг и анализ работоспособности сервисов обмена федеральных органов и программных средств ФТС России в 2017 г. показал присутствие регулярных ошибок, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности при заполнении информации о разрешительных документах в 44 графе декларации на товары, например:

- некорректное указание участниками внешнеэкономической деятельности структуры маски номера разрешительных документов;

- неправильное указание участником внешнеэкономической деятельности кода/ кодов документов, которые были одобрены решением Комиссии Таможенного союза;

- указание в 44 главе декларации на товары двух видов документов.

Таможенная служба Российской Федерации, являясь важнейшей частью государственного управления внешнеторговой деятельности, в то же время является одним из механизмов ее регулирования, сочетая функции фискального, правоприменительного и контролирующего органа и при этом помогая развитию внешнеэкономической деятельности. Мониторинг стал основной функцией государственного управления в сфере таможенного дела и осуществляется как этап для развития контрольных технологий в деятельности таможенных услуг и органов [1].

Информационно-аналитическое обеспечение делится на три направления работы: информационное; аналитическое; техническое. Рассмотрим каждое из направлений.

Информационную работу аналитических отделов таможенных органов следует понимать как единицу процессов, уже используемых таможенными органами для обработки, сбора, хранения и распространения информации. Задача информационной работы - предоставить руководству таможенных органов актуальную, полную и удобную

информацию вне зависимости от того, кем, когда и как она была получена [11].

Структура таможенной информационной системы аналогична структуре информационной компании, занимающейся обработкой и выдачей данных. Как и в любом другом производственном процессе, в системе таможенной информации также есть технология для преобразования исходных данных в информацию о результатах [5].

На сегодняшний день современные информационно-коммуникационные технологии стали основой таможенных процессов, создав единое информационное пространство для государств - членов Евразийского экономического союза [10].

Аналитическая работа таможенных органов - это фактическое исследование, которое проводится с целью повышения эффективности работы подразделений и изучения причин, сущности и направлений событий, рассмотрения и оценки текущей ситуации, а также оценки запланированных и осуществляемых мероприятий [6].

Одной из сторон аналитической деятельности является прогнозирование, то есть анализ будущего состояния оперативной ситуации, который включает в себя представление о выявленных тенденциях развития ситуации, объективных и субъективных факторах, под влиянием которых она будет развиваться и меняться.

Техническая работа - это набор процедур для обучения, улучшения существующих информационных систем и разработки новых, реализация комплекса мер по обеспечению безопасности и защите информации от несанкционированного доступа.

Организация аналитической работы в таможенных органах должна способствовать объективной оценке деятельности таможенных органов, выявлению проблем и своевременному определению путей их решения. Это требует систематического анализа в определенной последовательности и повышения его эффективности и результативности [7].

При этом, как отмечается при анализе организации информационно-аналитического обеспечения управления деятельностью Московской таможни, одним из наиболее трудоемких факторов развития таможенного администрирования является сбор и об-

работка информации. Это составляет более 90 % времени цикла управления деятельностью таможенных органов.

Главный путь решения этой проблемы -внедрение и развитие перспективных информационных систем и информационных технологий в сфере таможенного дела. Информационные технологии имеют большое значение в управлении таможенной деятельностью и являются приоритетной областью для развития и совершенствования таможенных органов, они значительно расширяют возможности управления, поскольку обеспечивают новейшие методы обработки и анализа информации, необходимой для обоснованного принятия решения [9].

В данный момент развитие таможенных органов основано на использовании информационных технологий. Современные информационные технологии позволяют решать такие задачи, как повышение показателей работы таможенных органов, формирование целостной системы учета и анализа внешнеэкономической деятельности, снижение субъективности при принятии решений агентами таможни. С помощью информационных технологий будет осуществляться информационно-аналитическое обеспечение управления деятельностью таможенных органов за счет внедрения новых информационно-технических средств и программных средств, а также модернизации уже существующих информационно-технических средств.

Тщательно спланированная информационно-технологическая поддержка позволяет не только правильно решать функциональные управленческие задачи, но и интерактивно выполнять аналитическую работу для принятия последующих управленческих решений.

Передовые информационные технологии обеспечивают связь между процессом обработки информации и процессом принятия решений. Использование компьютерных технологий позволяет решать задачи анализа непосредственно на рабочем месте, под-

держивать персональный контроль на всех этапах процесса обработки информации, а также оценивать полученные результаты, чтобы грамотно использовать их для обоснования принятых решений, которые существенно влияют на сокращение времени, необходимого для сбора и обработки необходимой информации.

Можно выделить следующие предложения развития информационно-аналитической деятельности таможенных органов:

- внедрение в практику информационно-аналитических отделов таможенных органов передовых информационных и компьютерных технологий;

- совершенствование системы информационной безопасности в сфере аналитической работы.

На сегодняшний день информационные технологии аналитической деятельности таможни уже стали неотъемлемой частью всех процессов, присутствуя на каждом этапе деятельности таможенных органов, будь то таможенный контроль с применением системы управления рисками или административная помощь в рамках сотрудничества с соседними государствами или ведение таможенной статистики внешней торговли или информирование и консультирование, они позволяют эффективнее использовать потенциал таможенных органов, ускорить процессы и таким образом облегчить и упростить взаимодействие с органами таможни.

В заключение можно отметить, что разработка мониторинга качества услуг, оказываемых участнику внешнеэкономической деятельности, - очень сложный и многогранный процесс. Она включает деятельность не только таможенных органов, но и самих компаний. Таможенные органы, в первую очередь, оказывают услуги государству по обеспечению безопасности. Поэтому соблюдение государственного интереса в процессе оценки результатов мониторинга не должно перекрываться содействием деятельности участникам внешнеэкономической деятельности.

Список источников

1. Бурчик Н. Е., Нечаев Б. П. Совершенствование таможенного администрирования в рамках Таможенного Союза // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 9-13.

2. Журавлев М. В., Бузулуцкая М..В. Основные направления и перспективы развития ФТС // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 14-17.

3. Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации и предложения по увеличению ее эффективности / Ю.А. Косикова и др. // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 3 (387). С. 5-10.

4. Косикова Ю. А., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Теоретические аспекты построения государственной внешнеторговой политики РФ // Дизайн и технологии. 2021. № 81 (123). С. 95-99.

5. Любонько М. А., Шерстнев К. Г, Логунова Н. Ю. Влияние таможенных процедур на исчисление и уплату таможенных платежей // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности : сб. материалов всерос. науч. конф. молодых исследователей с междунар. участием. М., 2022. Ч. 5.

6. Пути оптимизации института таможенной экспертизы / Б. П. Нечаев, Ю.А. Косикова, В.С. Довлятов, Р.М. Мамедов, Р.М. Абулов // Актуальные вопросы товароведения, безопасности товаров и экономики : сб. науч. ст. по итогам всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием / под ред. А. Н. Столяровой. 2018. С. 256-260.

7. Нечаев Б. П. Взаимодействие таможни и бизнеса // Передовые пищевые технологии: состояние, тренды, точки роста : сб. науч. тр. I науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2018. С. 213-217.

8. Ошиткова Д. С., Бузулуцкая М. В. Перспективы развития межгосударственного регулирования в рамках Таможенного Союза // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 101-105

9. Постовой И. Р., Филатов В. В., Нечаев Б. П. Анализ рыночных принципов экономики таможенного дела // Сборник научных трудов Международного научно-технического Сим -позиума «Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности» III Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». М., 2021. С. 97-103.

10. Скоробогатский А. В., Нечаев Б. П. Система мониторинга как инструмент повышения качества таможенных услуг // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса : сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 119-122.

11. Чупракова С. Г., Нечаев Б. П. Совершенствование таможенного администрирования в условиях глобализации экономики // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сер -виса : сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса. М., 2022. С. 155-159.

12. Моделирование бизнес - процессов в сфере внешнеэкономической и финансовой деятельности : учеб. / В. В. Филатов, В. В. Безпалов, В. Ю. Мишаков и др. М., 2020.

References

1. Burchik N.E., Nechaev B.P. Improving customs administration within the Customs Union. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, commerce and service" Moscow, 2022. pp. 9-13

2. Zhuravlev M.V., Buzulutskaya M.V. The main directions and prospects of the development of the Federal Customs Service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, commerce and service" Moscow, 2022. pp. 14-17.

3. Kosikova Yu.A., Filatov V.V., Mishakov V.Yu., Kudryavtsev V.V., Polozhentseva I.V., Fadeev A.S. Analysis of the foreign trade policy of the Russian Federation and proposals to increase its effectiveness. News of higher educational institutions. Technology of the textile industry. 2020. No. 3 (387). pp. 5-10.

4. Kosikova Yu.A., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Theoretical aspects of the construction of the state foreign trade policy of the Russian Federation. Design and technology. 2021. No. 81 (123). pp. 95-99.

5. Lyubonko M.A., Sherstnev K.G., Logunova N.Yu. The impact of customs procedures on the calculation and payment of customs duties. Collection of materials of the All-Russian scientific Conference of young researchers with international participation "Innovative development of equipment and technologies in industry", Part 5, Moscow, 2022.

6. Nechaev B.P., Kosikova Yu.A., Dovlatov V.S., Mammadov R.M., Abulov R.M. Ways to optimize the Institute of customs expertise. In the collection: Topical issues of commodity science, safety of goods and economics. Collection of scientific articles based on the results of the All-Russian

Scientific and Practical Conference with international participation. Edited by A.N. Stolyarova. 2018. pp. 256-260.

7. Nechaev B.P. Interaction of customs and business. In the collection: Advanced food technologies: state, trends, growth points. Collection of scientific papers of the I scientific-practical conference with international participation. 2018. pp. 213-217.

8. Oshitkova D.S., Buzulutskaya M.V. Prospects for the development of interstate regulation within the framework of the Customs Union. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, commerce and service" Moscow, 2022. pp. 101-105

9. Postovoy I.R., Filatov V.V., Nechaev B.P. Analysis of market principles of customs economics. In the collection: Collection of scientific papers of the International Scientific and Technical Symposium "Economic mechanisms of strategic management of industrial development" of the III International Kosygin Forum "Modern problems of engineering sciences". Moscow, 2021. pp. 97-103.

10. Skorobogatsky A.V., Nechaev B.P. Monitoring system as a tool for improving the quality of customs services. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, Commerce and service" Moscow, 2022. pp. 119-122.

11. Chuprakova S.G., Nechaev B.P. Improving customs administration in the context of economic globalization. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service "Topical issues of economics, Commerce and service" Moscow, 2022. pp. 155-159.

12. Filatov V.V., Bezpalov V.V., Mishakov V.Yu., et al. Modeling of business processes in the field of foreign economic and financial activities. Textbook, Moscow, 2020.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Савин Матвей Михайлович - Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]

Степанов Александр Анатольевич - Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]

Филатов Владимир Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]

Information about the authors

Savin Matvey M. - Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]

Stepanov Alexander A. - Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]

Filatov Vladimir V. - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.