Научная статья
УДК 338.487
doi: 10.47576/2782-4578_2022_2_40
САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Косикова Юлия Адольфовна
Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]
Ермаков Игорь Владимирович
Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы становления самоменеджмента как социально-экономического феномена в России и за рубежом. Отмечается, что современные концепции менеджмента направлены на развитие системы управления, повышение качества решений, способствующих усилению экономической активности предприятий, предпринимательской деятельности и расширению бизнеса с максимизацией прибыли. Анализируются проблема систематизации объема информации о персональном управлении, который растет почти в геометрической прогрессии, а также опыт эффективного управления и производства Ford Motor Company. Делается вывод, что для решения проблем повышения качества управления требуются высокопрофессиональные специалисты, обладающие высоким уровнем компетенции, способные ориентироваться в любой экономической ситуации в рыночных условиях, а также профессионально решать задачи на разных уровнях управления. Ключевые слова: самоменеджмент; социально-экономический феномен; Ford Motor Company.
Для цитирования: Косикова Ю. А., Ермаков И. В. Самоменеджмент как социально-экономический феномен в России и за рубежом // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 2. - С. 40-45. doi: 10.47576/2782-4578_2022_2_40.
Original article
SELF-MANAGEMENT AS A SOCIO-ECONOMIC PHENOMENON
IN RUSSIA AND ABROAD
Kosikova Yulia A.
Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]
Ermakov Igor V.
Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Russia, Moscow, [email protected]
Abstract. The paper considers the issues of the formation of self-management as a socio-economic phenomenon in Russia and abroad. Modern management concepts are aimed at developing a management system, improving the quality of solutions that enhance the economic activity of enterprises, entrepreneurship and business expansion with profit maximization. The speed of personal management development is elusive. Therefore, the problem of systematization of the volume of information about personal management,
which is growing almost exponentially, becomes urgent. The approaches of successful and effective management and production of Ford Motor Company are analyzed. To solve the problems of improving the quality of management, highly professional specialists with a high level of competence are required, able to navigate in any economic situation in market conditions, as well as professionally solve problems at different levels of management. Keywords: self-management; socio-economic phenomenon; Ford Motor Company. For citation: Kosikova Yu. A., Ermakov I. V. Self-management as a socio-economic phenomenon in Russia and abroad. Regional and branch economy, 2022, no. 2, pp. 40-45. doi: 10.47576/2782-4578 2022 2 40.
В условиях современного мира общество и корпоративные структуры России столкнулись с глубокими преобразованиями. Непрерывная организационная реструктуризация, децентрализация управления, модернизация технологий, стиль и методы управления усиливают ценность деятельности менеджера, развивают его качества создателя и лидера инноваций. Эффективная работа менеджера - это органический синтез искусства, тесное сочетание навыков, которым можно и нужно обучать, и таланта организатора, что необходимо развивать и совершенствовать [2].
Автор книги «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Друкер пишет, что одной из центральных задач нового времени становится решение проблемы повышения эффективности управления на уровне отдельного человека, то есть персонального менеджмента. Причин тому довольно много. Это и большая зависимость успеха любой организации от результативности использования времени руководителем, и все большая интеллектуализация труда, когда от эффективности деятельности одного высококвалифицированного работника зависит иногда успех целой организации, и острый недостаток времени и сил. «Лишь повышение эффективности труда руководителя позволит нашему обществу достичь гармонии между двумя основными потребностями: потребности организации в обеспечении вклада индивидов и потребности индивидов в превращении организации в средство достижения своих целей. Эффективности нужно учиться» [6].
Скорость развития персонального менеджмента неуловима. Еще 25-30 лет назад можно было пересчитать книги на тему повышения эффективности использования своего времени. А сегодня объем литературы вырос настолько, что читателю сложно
освоить поток информации. Поэтому актуальной становится проблема систематизации объема информации о персональном управлении, который растет почти в геометрической прогрессии. Попробуем, если не понять, то хотя бы сделать первые шаги в этом направлении.
Известные менеджеры мира, кто они? Благодаря чему преуспели, достигли невероятных успехов?
Генри Форд - тот человек, «американский автомобильный король», лучший предприниматель XX века, для которого все невозможное было возможным. Люди смеялись над ним, не верили в него, но он непреклонно шел к своей цели, и у него получилось добиться необычайных высот. Он презирал управление того времени, но вошел в историю как великолепный организатор предприятия. Его идеи и принципы стали настолько популярны, что по сей день являются основой во многих организациях [9].
Согласно официальной легенде, Генри Форд, будучи мальчиком 12 лет, упал с лошади во время работы на ферме своего отца. В тот день он задумался над созданием такого транспортного средства, которое бы не приносило страданий. В этом же возрасте Генри впервые увидел локомобиль. С того момента он увлекся механикой. Как-то раз отец подарил ему механические часы, мальчик сразу же их разобрал, чтобы посмотреть механизм. Он даже хотел открыть свое часовое дело, но категорически отказался от данной идеи по причине того, что часы не были предметом массового спроса. Да и рев моторов привлекал его значительно больше. Однако когда правительство США ввело общий почасовой график движения поездов в связи со строительством железной дороги, Форд сделал часы с двойным циферблатом.
В возрасте 16 лет Генри сбежал из дома в Детройт для заработка. С 1899 по 1902 г. он
являлся совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но покинул место работы из-за разногласий. В 1903 г. Генри Форд основывает свою компанию под названием «Ford Motor Company».
В чем же главный секрет успешного и эффективного управления и производства Генри Форда? Постоянное улучшение было ключевым фактором в работе Форда. Каждый сотрудник мог участвовать в развитии производства и предлагать, что можно сделать более эффективно и как. В книге «Моя жизнь и мое дело» Генри Форд пишет: «Работайте лучше, чем прежде, только таким путем можно оказать помощь и услугу для всех стран. Этого можно достигнуть всегда» [10].
Г. Форд всегда следовал следующему принципу: лучше продавать большое число автомобилей с маленькой прибылью, чем малое число с большой. Выполнение невозможного и воплощение невозможного неизменно сопровождало «Ford Motor Company» на всем пути ее существования. Автоматизация всего, что может быть автоматизировано, стало конкурентным преимуществом компании. На предприятиях Форда материал не обрабатывался вручную, процесс не выполнялся вручную.
При производстве Генри Форд руководствовался следующими принципами: рабочий не должен делать более одного шага и наклоняться вперед или вбок; рабочий ничего не поднимал и не тащил; рабочий должен выполнить только одну простую операцию.
В 1913 г. Генри Форд запустил в производство конвейер, первой сборочной единицей которого стал генератор. Уже после его появления время на сборку автомобиля уменьшилось на почти три часа. А через несколько месяцев работы сборочного конвейера уходило около двух часов и менее. После введе -ния конвейерного производства Генри Форд сократил рабочий день до 8 часов, ввел шестидневную рабочую неделю и стал человеком, который «изобрел» выходной.
Г. Форд ни разу не останавливался на достигнутом. Желание сделать автомобиль объектом общественного спроса позволило «Ford Motor Company» стать предельно направленной на клиента компанией. Даже в период взрывных продаж проблема увеличения прибыли не была главной целью, что не раз критиковалось акционерами.
При выборе персонала Форд был категорически против «компетентных людей». Он считал, что «волна приведет в конце концов способного человека к месту, которое ему по праву принадлежит». Каждый человек, пришедший в компанию, начинал снизу и имел равные шансы, а дальнейший рост и продвижение были лишь вопросом его желания. Касаясь карьерного роста, Форд правильно заметил, что средний работник больше ценит достойную работу, чем продвижение по службе. Желание рабочих расти сегодня является скорее исключением, чем правилом.
На заводах Форда работало много иммигрантов. Рабочим было запрещено разговаривать друг с другом на темы, не связанные с производством. Дружеские отношения на работе Форд также не поддерживал.
Форд не любил курящих и полных людей, однажды он даже уволил одного инженера, сказав: «Ты придешь, когда потеряешь 50 фунтов». Он никогда не сообщал об увольнении лично. Сотрудник понимал, что его уволили, когда обнаруживал разбросанные бумаги и разрубленные стол и стул утром.
Форд считал своих работников не подчиненными, а партнерами, и всегда признавал свою зависимость от тех, кто создавал его продукты. С января 1914 г. он уведомил рабо -чих об их участии в прибыли компании. Ниже представлены цитаты великого основателя автомобильного бизнеса [11]:
1. «Достигнутые нами до сих пор успехи представляют из себя в сущности результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему мнению, элементарный, здравый человеческий смысл».
2. «Ничто, действительно нас интересующее, не тяжело для нас. Я был уверен в успе -хе. Успех непременно придет, если работать, как следует».
3. «Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению препятствий и прикладывая способности к служению потребностям других людей. Большинство людей думают об успехе как о чем-то, чего надо добиться; а на самом деле успех начинается с отдачи».
Современные концепции менеджмента направлены на развитие системы управле-
ния, повышение качества решений, способствующих усилению экономической активности предприятий, предпринимательской деятельности и расширению бизнеса с максимизацией прибыли. Для решения проблем повышения качества управления требуются профессиональные специалисты, обладающие высоким уровнем компетенции, способные ориентироваться в любой экономической ситуации в рыночных условиях, а также профессионально решать задачи на разных уровнях управления [3].
Менеджер является далеко не последней фигурой бизнеса и экономического развития страны, а стоит впереди других элементов организации. Российский менеджмент является относительно молодой отраслью знаний и, следовательно, быстро развивается в условиях недавнего перехода к рыночной экономике, в отличие от западных стран. Важнейшими проблемами менеджера в современном российском обществе являются проблема эффективного управления персоналом, повышение требований к профессионализму специалистов, повышение их компетентности [1].
Отличие российской системы экономики от экономики западных стран заключается в том, что для последних характерно минимальное взаимодействие государственных органов с частными компаниями. Коррупция - вот что оказывает негативное влияние. Она усугубляет проблемы социального неравенства общества, тормозит развитие малого и среднего бизнеса, способствует политической нестабильности [5].
Ко второй проблеме, с которой сталкиваются менеджеры и корпоративные структуры, можно отнести нерациональное использование временных ресурсов. Ядро этой проблемы лежит в неумении и неграмотности менеджера: незапланированная работа, плохая мотивация работников, ненала-женная система обмена информацией. Без правильного использования времени организация не сможет удержать свои позиции и потерпит поражение со стороны конкурентов, которые правильно распоряжаются данным ресурсом [4].
Несмотря на все это, в современном управ -лении в России есть и положительные черты, такие как гибкость, мобильность и адаптивность. В основе каждой организационной
структуры должны лежать личные качества отдельного сотрудника, его профессионализм, стремление к самосовершенствованию, а не на влиятельных знакомых и связи людей [7; 8].
Мир не стоит на месте, он постоянно меняется, вместе с ним совершенствуются и личности, их взгляды. В соответствии с состоянием современной российской экономики можно выделить следующие принципы развития менеджмента: достижение максимальных целей в организации за счет оптимального распределения материальных, временных и трудовых ресурсов по основным направлениям деятельности государства; повышение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров; внедрение и использование новых методов управления, которые позволяют организации адаптироваться к наиболее гибкому восприятию изме -нений в окружающей среде; максимальное использование инноваций, связанных с увеличением потока поступающей информации; использование стратегического планирования и управления в организации [12].
Если вышеуказанные направления будут соблюдены, современная наука управления может быть выведена на более высокий уровень. Построение эффективной системы менеджмента в России требует подготовки профессиональных менеджеров. Для этого следует разработать методологический инструментарий для оценки персонала в управлении персоналом организации. Без наличия качеств результаты формирования новой системы управления будут сведены к минимуму. Основными требованиями являются: профессиональный менеджер должен быть образованным, всесторонне развитым и инициативным человеком высокой квалификации, обладающим искусством управления человеческими ресурсами для достижения целей; профессиональный менеджер должен одновременно сочетать в себе качества не только менеджера, но и ответственного организатора, эксперта в формулировании четких требований и надежного партнера для всей рабочей силы.
Профессиональный менеджер должен уметь свободно ориентироваться в проблемах рынка. Для этого он должен: владеть методами маркетингового исследования рынка; уметь оценивать сильные и слабые стороны
конкурентов; определить преимущественные перспективные направления развития рыночных отношений; вести переговоры с контрагентами по осуществлению коммерческих сделок с определением эффективных условий, способствующих повышению прибыльности организации, внедрять инновационные методы управления эффективностью бизнеса. Соблюдение этих требований позволит руководителю достичь целей, поставленных организацией.
Можно сделать вывод, что управление временем касается организации рабочего времени, а не его экономии. Менеджер должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и деловых интересов. Необходимо использовать время таким образом, чтобы обеспечить выполнение максимального количества задач, что в свою очередь определяет выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели. Менеджер должен согласовывать свои собственные временные планы с планами подчиненных и непосредственного руководителя, чтобы достичь максимального эффекта.
Насколько успешно менеджер воплотит в
своей работе принципы эффективного использования времени, зависит в первую очередь от него самого и от его желания работать рационально, потому что для того чтобы ставить четкие цели, выбирать правильные приоритеты и планировать свое время, добиваться большей эффективности в работа, нужно приложить некоторые усилия и потратить немного времени.
На основании проведенной работы можно попытаться сформулировать фундаментальные правила повышения эффективности самоуправления: не заниматься многими делами за один день; на текущий день запланируйте 2-3 приоритетных и 4-5 менее важных дел; начать день с более сложного, важного и менее приятного и закончить простым; ежедневно оставляйте временный запас 2030 % на непредвиденные случаи заранее; не выполняйте задачу самостоятельно, если ее кому-то можно поручить; не начинать новое дело, не завершив начатое. Вывод из этих правил довольно прост. Хорошая организация труда - залог успеха в борьбе за время. Каждый менеджер должен думать о том, как стать эффективным и высокоорганизованным и поддерживать это качество навсегда.
Список литературы
1.Авалян А. А., Филатов В. В. Качества и умения руководителя в современном менеджменте // Эко -номика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». М., 2020. С. 7-9.
2.Антонова В., Филатов В. В. Качества и управленческие навыки современного руководителя // Коммерция и сервис: проблемы и перспективы развития : сборник материалов по итогам всероссийского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов. 2020. С. 31-36.
3.Бойков С. Р., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Обзор зарубежных моделей менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. М., 2020. С. 6-12.
4.Венкат С. К., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Современные проблемы проектирования процессов управления производственными предприятиями // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под редакцией В. . Мишакова, Л. Е. Зерновой. Москва, 2020. С. 17-23.
5.Воробей А. Ю., Филатов В. В., Мишаков В. Ю. Современные проблемы российского менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под редакцией В. Ю. Мишакова, Л. Е. Зерновой. М., 2020. С. 23-30.
6.Друкер П. Ф. «Эффективный руководитель», Манн, Иванов и Фербер. М., 2012. С. 127. 7.Зарицкий А. Б., Филатов В. В. Лидерские качества руководителя предпринимательского типа // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». 2020. С. 235238.
8.Кожевников К., Филатов В. В. Лидерские качества современного руководителя // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : сборник материалов все-
российской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина». 2020. С. 67-70.
9.Генри Ф. Движение вперед. М.: Концептуал, 2019. 272 с.
10.Генри Ф. Моя жизнь и мое дело. М.: Концептуал, 2019. 288 с.
11.Форд, Генри. Сегодня и завтра. М.: Концептуал, 2019. 304 с.
12.Менеджмент традиционные и современные модели : справочник. М., 2017.
References
1. Avalyan A.A., Filatov V.V. Qualities and skills of a leader in modern management. In the collection: Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 7-9.
2. Antonova V., Filatov V.V. Qualities and managerial skills of a modern manager. In the collection: Commerce and service: problems and prospects of development. Collection of materials based on the results of the All-Russian competition for the best research work of students. 2020. pp. 31-36.
3. Boikov S.R., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Review of foreign management models. In the collection: Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 6-12.
4. Venkat S.K., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Modern problems of designing management processes of industrial enterprises. In the collection: Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 17-23.
5. Vorobey A.Yu., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Modern problems of Russian management. In the collection: Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. Moscow, 2020. pp. 23-30.
6. Drucker P.F. "Effective leader", Mann, Ivanov and Ferber; Moscow; 2012 p. 127
7. Zaritsky A.B., Filatov V.V. Leadership qualities of an entrepreneurial type manager. In the collection: Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 235-238.
8. Kozhevnikov K., Filatov V.V. Leadership qualities of a modern leader. In the collection: Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020). Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 67-70.
9. Ford Henry. Moving forward. M.: Conceptual, 2019-272 p.
10. Ford Henry. My life and my business. M.: Conceptual, 2019-288 p.
11. Ford, Henry. Today and tomorrow. Moscow: Conceptual, 2019-304 p.
12. Filatov V.V., Alekseev A.E., Galitsky Yu.A., Dolgova V.N., Dorofeev A.Yu., Zhenzhebir V.N., Kobiashvili N.A., Knyazev V.V., Lochan S.A., Medvedev V.M., Minaichenkova E.I., Mukhina T.N., Petrosyan D.S., Pshava T.S., Fadeev A.S., Shestov A.V. Management traditional and modern models/Handbook / Moscow, 2017.
Сведения об авторе
КОСИКОВА ЮЛИЯ АДОЛЬФОВНА - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, [email protected]
ЕРМАКОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва, [email protected]
Information about the author
KOSIKOVA YULIA A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, [email protected]
ERMAKOV IGOR V. - postgraduate student, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Russia, Moscow, [email protected]