Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЛИЧНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЛИЧНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС / МЕНТАЛИТЕТ / ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Минайченкова Екатерина Игоревна

В статье рассмотрены профессиональные, личные и деловые качества современного руководителя. Менеджер является главным звеном организации, за которым люди следуют. В современных условиях для руководителя важна поддержка со стороны подчиненных. Это является базой, без которой невозможно эффективно управлять организацией. В данном для анализа портрете современного руководителя указано 10 основных качеств и навыков, которые считаются наиболее важными для руководителей. Однако этот список может быть расширен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Минайченкова Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL, PERSONAL AND BUSINESS QUALITIES OF A MODERN LEADER

The article considers the professional, personal and business qualities of a modern leader. The manager is the main link in the organization, followed by people. In modern conditions, the support of subordinates is important for the leader. This is the basis without which it is impossible to effectively manage the organization. This portrait of a modern leader for analysis indicates 10 basic qualities and skills that are considered the most important for leaders. However, this list can be expanded.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЛИЧНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_9_794 УДК 338.487

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЛИЧНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Минайченкова Екатерина Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С. Ю. Витте, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены профессиональные, личные и деловые качества современного руководителя. Менеджер является главным звеном организации, за которым люди следуют. В современных условиях для руководителя важна поддержка со стороны подчиненных. Это является базой, без которой невозможно эффективно управлять организацией. В данном для анализа портрете современного руководителя указано 10 основных качеств и навыков, которые считаются наиболее важными для руководителей. Однако этот список может быть расширен.

Ключевые слова: менеджмент; бизнес; качества; менталитет; деловая практика.

UDC 338.487

PROFESSIONAL, PERSONAL AND BUSINESS QUALITIES

OF A MODERN LEADER

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Minaychenkova Ekaterina Igorevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Lomonosov Moscow University named after S. Y. Witte, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

The article considers the professional, personal and business qualities of a modern leader. The manager is the main link in the organization, followed by people. In modern conditions, the support of subordinates is important for the leader. This is the basis without which it is impossible to effectively manage the organization. This portrait of a modern leader for analysis indicates 10 basic qualities and skills that are considered the most important for leaders. However, this list can be expanded.

Keywords: management; business; quality, mentality; business practice.

В наше время очень трудно быть хорошим и грамотным руководителем. Достойное образование, большой опыт работы и многое другое - минимальные требования к претенденту на должность руководителя [1].

Кто же в нашем представлении «руководитель»? Не всегда это директор крупной

компании, руководители бывают разные. Известный ученый Питер Фердинанд Дру-кер разделил руководителей на 3 категории: руководители низшего звена, руководители высшего звена и руководители среднего звена [8].

Но практически любой руководитель дол-

жен обладать определенными качествами и навыками. Их можно разделить на три категории: профессиональные; личные; деловые. Да, конечно, для разных категорий руководителей разные требования, но определенный ряд качеств они должны иметь [13].

«Главная фигура организации - менеджер (руководитель). Он направляет деятельность всей организации. В состав лидеров входят два основных типа - линейный и функциональный. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по целому ряду проблем. Функциональные менеджеры возглавляют функциональные подразделения, по отношению ко всей системе они считаются функциональными менеджерами, а для работников своего отдела - линейными» [12].

Главными функциями менеджера являются: подготовка, принятие и реализация управленческих и организационных решений; информативная значимость; работа в качестве менеджера [3].

Менеджер является главным звеном ор-

ганизации, за которым люди следуют. Однако некоторым менеджерам трудно справляться со своими обязанностями, в связи с этим они вызывают недоверие у сотрудников организации и часто терпят неудачу. А в современных условиях для руководителя или менеджера важна поддержка со стороны подчиненных. Это является в своем роде базой, без которой не получится эффективно управлять организацией. Неумение мотивировать людей, влиять на них означает, что менеджер не обладает нужным набором качеств и умений [10].

Итак, эффективный менеджер - это тот человек, который способен мотивировать членов команды на достижение своих и общих целей, а также умеет решать проблемы. Понимание проблем и умение управлять человеческими ресурсами являются важными качествами эффективного руководства [5].

Обратимся к модели современного менеджера, разработанную авторами книги «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» А.А. Сааком и Ю.А. Пшеничных [12].

Рисунок 1 - Критерии-требования, предъявляемые современному менеджеру

Личные качества - высокий уровень эрудиции, инициативность, инновационное мышление, способность побеждать, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, способность выполнять обязательства и обещания, сила характера, чувство юмора. К этическим стандартам можно отнести деловую этику, моральные принципы менеджера [2].

Навыки менеджера и организаторские способности включают в себя следующие качества: умение определять темперамент людей, умение контролировать себя, умение нанимать персонал и оценивать его потенциал, умение видеть и гарантировать пер-

спективу развития своей команды [6]. Список характеристик и качеств менеджера можно продолжить, но наличие данных умений является основной базой, гарантирующей эффективность менеджера [9].

В описании модели авторы пишут, что «самоменеджмент - это система взаимосвязанных мероприятий и управление собой: своим свободным и рабочим временем, квалификацией, результатами работы. Менеджер, который не реализует в своей практической деятельности хотя бы часть основных направлений самоменеджмента, обречен на неудачу» [12].

Рисунок 2 - Обобщенный портрет современного руководителя

В данном для анализа портрете современного руководителя указано 10 основных качеств и навыков, которые считаются наиболее важными для руководителей. Мы можем согласиться с набором заявленных качеств, но не во всем мы можем согласиться.

Итак, самый первый и самый важный, на наш взгляд, навык современного руководителя - это выработка долгосрочных стратегических целей и построение кратчайшей траектории для достижения этих целей [11]. Данную задачу и компетенцию мы бы оценили в 25 % навыков успешного руководителя. Это как раз та задача, на которую следует обратить больше внимания, и тот навык, который нужно совершенствовать на протяжении всей жизни и работы. Нельзя в определенный момент решить, что достиг совершенства и спокойно почивать на лаврах. Мир меняется стремительно, потребности клиентов, сотрудников, знания - все это требует постоянного анализа, учета и совершенствования навыков.

На диаграмме же на первое место было поставлено умение построения команды. Более 70 лет существует выражение «кадры решают все», и действительно, в большинстве случаев только качественно подобранный и

обученный персонал может обеспечить качественное взаимодействие с клиентом, своевременное оказание услуг. Таким образом, человеческий капитал - один из важнейших активов компании, и при этом стоит задача формирования такого коллектива с учетом темперамента, общительности, способности к социальным взаимодействиям. Команда может как поднять, так и погубить любую, даже самую удачную идею. Данный навык мы бы тоже оценили в 25 %.

Да, конечно же, самым важным качеством руководителя является построение команды, нормальных взаимоотношений между членами этой команды. Известный менеджер в области машиностроения Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» [17] рассказывает нам о том, что построение хорошей атмосферы в коллективе способствует возрастанию эффективности команды, тем самым достижение цели становится более легким и быстрым. По нашему мнению, это качество оценивается в 28 %.

То, что второе, по опросу, главное качество руководителя - умение правильно поставить цели и следовать им, мы также согласимся. Зачем же тогда существуют менеджеры? Без правильных целей, правильных путей их до-

стижения существование компании не имеет никакого смысла. Умение направлять своих подчиненных на правильный путь, чтобы добиться цели - показатель того, хороший руководитель или нет. Данному аспекту мы бы отдали те же 24 %, которые указаны в данном нам для анализа портрете.

Эти два качества очень связаны между собой и по процентному соотношению - более 50 %, следовательно, не только мы, но и опрошенные «профессионалы своего дела» считают также.

С третьим качеством мы также не можем не согласиться. Без умения адаптироваться к меняющимся условиям практически ни один бизнес не сможет выжить, ведь в наше время существует огромная конкуренция! В пользу данного аргумента можно привести слова известного американского бизнесмена - основателя корпорации Apple Стива Джобса: «Ты должен быть в курсе всего, уметь адаптироваться к этому! ... Выявить то, что людям нравится, а затем найти способ сделать эти вещи дешевыми и доступными» [18]. Ведь без конкурентоспособных цен и до -стойного качества вряд ли кто-либо будет покупать твои товары и услуги! Мы согласимся с данной в портрете цифре и также поставим 17 %.

С четвертым по оценкам качеством мы опять согласимся. Умение делать выводы из своих ошибок, ошибок своей команды - базовый навык. Без этого навыка руководители постоянно совершали бы ошибки! Но как же может выжить бизнес с огромным количеством ошибок? Никак. Обычно людей, не умеющих анализировать свои ошибки и делать какие-либо выводы, увольняют из компаний. Для грамотного исправления ошибки признать ошибку требуется сразу, как ее осознали. Мы поставим 8 % данному умению.

А вот с пятым качеством мы позволим себе не согласиться. Мы бы поставили на пятое место готовность брать ответственность за результат на себя. Если команда совершила ошибку - в этом также есть вина и руководителя. Основатель сети магазинов «Wal-Mart» и «Sam's Club» Сэм Уолтон в своей книге «Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart» [15] пишет о своей карьере, в которой было много разных событий. Умение брать ответственность за ошибки позволило Сэму сделать прекрасный эффективный

коллектив поначалу, который в будущем добился того, что Сэм стал самым богатым человеком Америки своего времени! Мы поставим 7 % этому умению.

На шестое место мы поставим умение находить лишних в команде и умение прощаться с ними. Некоторые руководители не могут уволить человека, но это большой недостаток. Ведь всего один человек может серьезно затормозить процесс достижения каких-либо целей! Ведь не зря есть выражение «ложка дегтя в бочке меда». Вот этот неэффективный человек, тормозящий коллектив, и является этой «ложкой дегтя». Отличным примером решения данной проблемы является деятельность Джека Уэлча, описанная в книге «Джек. Мои годы в GE» [16]. Этот человек серьезно поднял позиции корпорации General Electric. При отсеивании рабочих он пользовался принципом «80-10-10». По истечении какого-либо промежутка времени, например года, проводилась оценка производительности. Люди, составляющие первые 80 %, продолжали работать дальше. Причем, некоторые из них получали премию. 10 %, которые были далее, получали предупреждение о низкой производительности. Что они в следующем отчетном периоде могут стать последними 10 %, которые увольнялись, эта схема очень помогала Джеку. Данному качеству следует дать 6 %.

Следующим качеством мы хотим указать то, что руководитель должен обладать видением. Умение предсказывать, что будет в мире бизнеса через определенное время -очень важное качество [4]. Умение предсказать, какой продукт, какая услуга будут популярны через определенное время, может принести бизнесу огромную прибыль! Примером этого можно снова привести Стива Джобса. Продукты, которые были сконструированы при нем, вызывали настоящий восторг у поклонников фирмы Apple и не только. После смерти Стива без его инновационных идей, к сожалению, Apple начала терять свою популярность, немного уступать свои места на рынке. Мы поставим данному умению 3 %.

Также очень важным качеством является умение восстанавливаться после ошибок и падений. В нашем мире нет никого идеального! Поэтому всем нам свойственно совершать ошибки, но умение исправлять эти ошибки свойственно не всем. Есть воз-

можность потерять имидж компании, следовательно, потерять клиента [7]. В пример можно привести недавнее событие, случившееся с компанией Samsung. Они выявили свою ошибку в одном из своих смартфонов и отозвали из магазинов свою продукцию. А тем, кто уже купил смартфон, предложили либо позже обменять на исправный смартфон, либо вернуть деньги. Тем самым компания, потеряв малую часть денег, проявила уважение к клиенту, сохранила свой имидж и не рискует потерять большую часть клиентов. Как и предыдущему навыку, мы поставим ему 3 %.

Важнейшим навыком является позитивный настрой руководителя. Ведь будучи позитивным, руководитель создает благоприятную среду в коллективе, передает свой настрой починенными. Достаточно трудно сохранять позитивный настрой в современном мире бизнеса, ведь сейчас немало конкурентов, которые используют любую возможность, чтобы переманить клиента каким-либо образом [14]. В наше время любой может «сломаться» под давлением ответственности за себя, коллектив. Мы поставим этому навыку 2 %.

Также определенная настойчивость является важным качеством современного руководителя. Ведь без этой черты руководителю будет сложно контролировать коллектив. Также настойчивость может проявляться в других форме. Некоторые подчиненные начинают говорить, что руководитель поступает неправильно, не имея каких-либо оснований для этого, начинают настраивать коллектив против него. Но руководитель, если уверен в себе, уверен в том, что он прав, если имеет достаточно опыта, чтобы считать так, должен настаивать на том, что он принял правильное решение! Так же, как и предыдущему, мы поставим 2 % данному навыку!

Таким образом, рассмотрев все качества, приведенные в этом опросе, можно сделать вывод, что исключительно все эти качества и умения должны присутствовать у хорошего и эффективного руководителя! Даже можно добавить, что это еще и не все качества! Хороший руководитель также должен иметь уверенность в себе, креативность, честность, ценить людей превыше всего, а также он должен отдавать всего себя своей работе!

Список литературы_

1. Авалян А.А., Филатов В.В. Качества и умения руководителя в современном менеджменте // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сб. материалов Всерос. науч. конф. молод. исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А.Н. Косыгина. М., 2020. С. 7-9.

2. Антонова В., Филатов В.В. Качества и управленческие навыки современного руководителя // Коммерция и сервис: проблемы и перспективы развития: сб. материалов по итогам Всерос. конкурса на лучш. науч.-исслед. работу студентов. М., 2020. С. 31-36.

3. Асоркина В.Л., Филатов В.В. Современные проблемы сервисного менеджмента // Коммерция и сервис: проблемы и перспективы развития: сб. материалов по итогам Всерос. конкурса на лучш. науч.-исслед. работу студентов. М., 2021. С. 6-9.

4. Бойков С.Р., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Обзор зарубежных моделей менеджмента // Актуальные пробле -мы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. С. 6-12.

5. Букша А., Филатов В.В. Принципы и цели современного руководителя азиатского стиля менеджмента // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сб. материалов Всерос. науч. конф. молод. исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А.Н. Косыгина. М., 2020. С. 86-90.

6. Васильев А.Н., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Современные проблемы управления персоналом на российских предприятиях // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. С. 12-17.

7. Воробей А.Ю., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Современные проблемы российского менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. С. 23-30.

8. Друкер П.Ф. Эффективный руководитель. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012 С. 127.

9. Зарицкий А.Б., Филатов В.В. Лидерские качества руководителя предпринимательского типа // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сб. материалов Всерос. науч. конф. молод. исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А. Н. Косыгина». М., 2020. С. 235-238.

10. Кожевников К., Филатов В.В. Лидерские качества современного руководителя // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сб. материалов Всерос. науч. конф. молод. исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А. Н. Косыгина. М., 2020. С. 67-70.

11. Левчин А.А., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Актуальные вопросы стратегического менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвящ. Юбил. году РГУ им. А. Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. С. 117-124.

12. Саак А.Э. Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. С. 186.

13. Стуликова М.Н., Филатов В.В. Функциональные, менторские, социальные и духовные направления деятельности российских предпринимателей // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сб. материалов Всерос. науч. конф. молод. исследователей с междунар. участием, посвящ. Юбил. году в РГУ им. А. Н. Косыгина». М., 2020. С. 104-107.

14. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Галицкий Ю.А., Долгова В.Н., Дорофеев А.Ю., Женжебир В.Н., Кобиашвили Н.А., Князев В.В., Лочан С.А., Медведев В.М., Минайченкова Е.И., Мухина Т.Н., Петросян Д.С., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Шестов А.В. Менеджмент традиционные и современные модели: Справочник. М.: Научно-издат. центр ИНФРА-М, 2017.

15. Уолтон С. Сделано в Америке: Как я создал Wal-Mart / пер. с англ.; 7-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 222 с.

16. Уэлч Дж., Бирн Дж. Джек. Мои годы в GE. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

17. Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Попурри, 1984.

18. Valentino-DeVries J. Apple's Stock: Looks Like Jobs's Departure Was Priced In // The Wall Street Journal, 2011, August 24.

References_

1. Avalyan A.A., Filatov V.V. Qualities and skills of a leader in modern management. Economy today: current state and prospects of development (Vector 2020): Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University, 2020, pp. 7-9.

2. Antonova V., Filatov V.V. Qualities and managerial skills of a modern manager. Commerce and service: problems and prospects of development: Collection of materials based on the results of the All-Russian competition for the best research work of students, 2020, pp. 31-36.

3. Asorkina V.L., Filatov V.V. Modern problems of service management. Commerce and service: problems and prospects of development: Collection of materials based on the results of the All-Russian competition for the best research work of students, 2021, pp. 6-9.

4. Boikov S.R., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Review of foreign management models. Actual problems of economics, commerce and service: Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. M., 2020, pp. 612.

5. Buksha A., Filatov V.V. Principles and goals of the modern head of the Asian management style. Economy today: current state and prospects of development (Vector-2020): Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. 2020. pp. 86-90.

6. Vasiliev A.N., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Modern problems of personnel management at Russian enterprises. Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. M., 2020, pp. 12-17.

7. Vorobey A.Yu., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Modern problems of Russian management. Actual problems of economics, commerce and service: Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. M., 2020, pp. 23-30.

8. Drucker P.F. "Effective leader". M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2012, p. 127.

9. Zaritsky A.B., Filatov V.V. Leadership qualities of an entrepreneurial type manager. Economy today: current state and prospects of development (Vector-2020): Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University, 2020, pp. 235-238.

10. Kozhevnikov K., Filatov V.V. Leadership qualities of a modern leader. Economy today: current state and prospects of development (Vector-2020): Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University, 2020, pp. 67-70.

11. Levchin A.A., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Actual issues of strategic management. Actual problems of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. M., 2020, pp. 117-124.

12. Saak A.E., Pshenichnykh Yu. A. Management in socio-cultural service and tourism: A textbook. St. Petersburg: Peter, 2007, p. 186.

13. Stulikova M.N., Filatov V.V. Functional, mentoring, social and spiritual activities of Russian entrepreneurs. All-Russian scientific Conference of Young researchers with international participation, dedicated to the Anniversary Year

at the Kosygin Russian State University "Economics today: current state and development prospects" (Vector-2020): Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University. M., 2020, pp. 104-107.

14. Filatov V.V., Alekseev A.E., Galitsky Yu.A., Dolgova V.N., Dorofeev A.Yu., Zhenzhebir V.N., Kobiashvili N.A., Knyazev V.V., Lochan S.A., Medvedev V.M., Minaichenkova E.I., Mukhina T.N., Petrosyan D.S., Pshava T.S., Fadeev A.S., Shestov A.V. Management traditional and modern models: Guide. Publishing House "INFRA-M Scientific Publishing Center", M., 2017.

15. Walton S. Made in America: How I created Wal-Mart; translated from English. M.: Alpina Publisher, 2012, 222 p.

16. Welch J., Byrne J. Jack. My Years at GE. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2007.

17. lacocca L. Manager's career. M.: Popurri, 1984.

18. Valentino-DeVries, Jennifer. Apple's Stock: Looks Like Jobs's Departure Was Priced In The Wall Street Journal, 2011, August 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.