Научная статья на тему 'УСПЕХ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА КИТАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

УСПЕХ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА КИТАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / БИЗНЕС / МЕНТАЛИТЕТ / ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Филатов Владимир Владимирович

В статье рассмотрены аспекты современного бизнеса Китая с точки зрения эффективного менеджмента в современных социально-экономических условиях. Авторами выделено несколько характерных особенностей, которые заложены в китайскую модель менеджмента, среди них: ориентация на личное доверие, на деловую репутацию, на авторитарное и жесткое руководство одного начальника, а также на тщательный контроль персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Филатов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESS OF MODERN BUSINESS IN CHINA FROM THE POINT OF VIEW OF EFFECTIVE MANAGEMENT

The article considers aspects of modern business in China from the point of view of effective management in modern socio-economic conditions. The authors have identified several characteristic features that are embedded in the Chinese management model, among them: focus on personal trust, business reputation, authoritarian and tough leadership of one boss, as well as careful control of personnel.

Текст научной работы на тему «УСПЕХ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА КИТАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

шшмтшшжшЕЕдошйж

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_9_780 УДК 677.074

УСПЕХ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА КИТАЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Москва, Россия, e-mail: izd-pegas@yandex.ru

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия, e-mail: filatov_vl@mail.ru

В статье рассмотрены аспекты современного бизнеса Китая с точки зрения эффективного менеджмента в современных социально-экономических условиях. Авторами выделено несколько характерных особенностей, которые заложены в китайскую модель менеджмента, среди них: ориентация на личное доверие, на деловую репутацию, на авторитарное и жесткое руководство одного начальника, а также на тщательный контроль персонала.

Ключевые слова: менеджмент; бизнес; менталитет; деловая практика.

UDC 677.074

SUCCESS OF MODERN BUSINESS IN CHINA FROM THE POINT OF VIEW OF EFFECTIVE MANAGEMENT

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Moscow, Russia, e-mail: izd-pegas@yandex.ru

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, e-mail: filatov_vl@mail.ru

The article considers aspects of modern business in China from the point of view of effective management in modern socio-economic conditions. The authors have identified several characteristic features that are embedded in the Chinese management model, among them: focus on personal trust, business reputation, authoritarian and tough leadership of one boss, as well as careful control of personnel.

Keywords: management; business; mentality; business practice.

Многие аспекты современного бизнеса Китая, чаще всего в области управления, основываются на вековых принципах национальной культуры и психологии, которые базируются на законах конфуцианской морали: запоминать, а не обдумывать; поступать, как правильно, а не искать других выходов; поступать по традициям, а не наоборот, и пр. [5].

Очень важными факторами при характеристике отличительных черт менеджмента страны являются отношения между родственниками - основной части общества государства - для китайцев имеет огромное значение понятие рода. Каждый человек принадлежит как себе, так и своему роду, в связи с этим не имеет права поступать, следуя своим желаниям. Человек с самого начала оценивается не по тому, каков он есть, а по тому, к какому роду он относится. Род контролирует моральные и этические установки своих членов, ибо существование рода напрямую зависит от признания социумом всех его представителей. Участники семьи стараются и учатся изо всех сил, потому что такое поведение является нравственным долгом каждого жителя страны.

На сегодняшний день глобализацион-ные и интернационализационные процессы в мире обретают все большие масштабы, в связи с чем тема эффективной управленческой деятельности и повышения позиций в условиях конкуренции является весьма актуальной для менеджмента. Управленцы всех государств мира для достижения вышеуказанных целей пытаются перенять и внедрить в свои методы менеджмента опыт из других стран. Для этого необходимо изучить не только особенности моделей менеджмента, но еще и менталитет и специфические особенности нации [1].

В бизнесе Китая доминируют семейные компании, они, как правило, крайне редко выходят за границы не очень больших организаций. Они создаются главным членом семьи, который на все ключевые должности назначает родных. Для такого предприятия

характерными чертами являются простота и в какой-то мере аморфность, низкий уровень разделения обязанностей, большую роль играют отношения между работниками. В организационной культуре на первом месте стоят конкретные правила делового этикета, которые намного важнее формальных обязательств, прописанных в контракте, самый важный фактор - это родство [3].

Еще одна особенность: при наследовании компании ее разделяют поровну между всеми возможными наследниками, в том числе сыновьями и и дочерьми, а уже в следующем поколении - между внуками. В связи с этим многие китайские предприятия не переходят границы мелкого бизнеса, а в противном случае вообще склонны к банкротству. В подобной ситуации наследники пытаются сохранить бизнес, если компанией будет управлять кто-то один, а остальные будут занимать менее важные должности в компании.

У китайцев сформировалось представление о том, что жизнь предприятия является одинаковой при жизни трех поколений, из-за этого они частично готовы к тому, что цикл их существования прекратиться на внуках и не пытаются продлить жизнь организации. Частный бизнес достаточно силен и не плохо проявляет себя на товарных рынках конечного потребления: изготовление текстиля, предметов гардероба, деталей для техники и украшений, кожаных и пластиковых изделий, игрушек и т.п.

Китайская управленческая и деловая практика отличается так называемым хорошим отношением. Управляющие предприятиями стараются быть в нормальных отношениях с государственными чиновниками, с директорами других компаний, и все это для того, чтобы обеспечить себя ресурсами, наладить поставку сырья и деталей. В социологическом исследовании, которое провели в Шанхае, 92 % из 20 тыс. опрошенных менеджеров Китая сошлись на том, что «диапхЬ» очень важен - иметь контракты с нужными компаниями для них крайне необ-

ходимо. Но на практике феномен «диапх»> воспроизводит кумовство - когда чиновник, имеющий нужные владения, принимает решение, полагаясь на личные контакты и семейные связи [6].

Отдельно следует упомянуть об отношении Пекина к вопросу уважения прав интеллектуальной собственности. Древнейшее кредо политики государства в области приобретения иностранных технологий: «Самое хорошее на рынке не продают, его можно только украсть или придумать самим». Так поступали все государства, но к услугам Пекина была большая иностранная диаспора и прекрасно организованная работа по промышленному шпионажу.

На современном этапе в экспорте есть интегральные схемы, компьютеры, смартфоны и их составляющие. Китайские предприниматели получают всего лишь 20 % добавленной стоимости, все остальное направляется на оплату зарубежным владельцам лицензий и патентов. В связи с этим коммунистической партией страны поставлена цель: уменьшить зависимость китайцев от иностранных технологий с 80 % до 20 %. В соответствии с этой целью появилась новая задача - перейти к «экономике знаний», стать инновационной державой. В данном случае конфуцианские традиции приносят свою выгоду: «ускорился культ учености, представление о том, что лишь знания могут повысить положение человека» - в китайском социуме на генетическом уровне [7].

Азиатским странам и народам дается возможность создавать прочный фундамент для успешного развития и экономики собственных государств - изучение и эффективное использование различных черт национальных культур. Основой создания «китайского чуда» являются не только экономические механизмы, также большую роль играет национальная культура, психология, обычаи и традиции.

Главным инструментом управления по-китайски является потребность в перманентном взращивании и воспитании в себе внутреннего стержня и моральной силы. Китайцы готовы работать круглый год без выходных и праздничных дней. «Истинная мера жизненного счастья - работа, приносящая и хороший доход, и наслаждение», - говорят современные предприниматели страны.

Обращение денег и финансов равняется, по мнению этого народа, жизненной циркуляции энергии в организме. Для общества будет больше пользы, если это обращение будет осуществляться как можно свободнее. Можно сделать вывод, что китайцы используют свою жизнь в большей мере для заработка [9].

Для китайцев является совершенно неприемлемым административно-командный стиль, который очень распространен во многих странах, таких как страны Северной Америки. В управлении государством очень продвинут семейный бизнес. В их бизнес-мире наиболее популярны мелкие и средние предприятия, в которых предлагаются незначительные услуги или же изготовление конкретного продукта. Более всего это проявляется на территории китайской цивилизации и в странах Юго-Восточной Азии, где их общество находится в необычном этническом и культурном окружении и характеризуется достаточно автономным развитием.

Китайская модель менеджмента строиться на следующих характеристиках: на личном доверии, то есть, по сути, на семейных связях; на деловой репутации; на авторитарном и жестком управлении одним начальником; на тщательном контроле подчиненных [8].

Главное отличие китайского менеджмента - ловкость работника, полученная в результате большого стажа и специальных упражнений. Таким и является основной идеал человеческой деятельности в этом государстве. Еще одна черта китайского менеджмента проявляется в недоверии начальства к обычным рабочим и огромном стремлении их постоянно контролировать, в результате чего проявляется большая неуверенность в своем будущем, где каждый житель страны привык оценивать успеваемость и развитие своим бюджетом, сбережением денег на сложные времена.

Люди, служащие в Китае, должны проявлять стремление к работе и верность больше своему боссу, чем предприятию. Если же начальник вежливо что-то попросил, это непременно будет влиять на работу сотрудника. Профсоюзы страны слабые и ориентированы на сотрудничество с начальством. Прямые недоразумения, а еще хуже так называемый бойкот, почти не существуют в компаниях этого государства.

Авторитарнпредприятия не проявляет инициативу к подчиненным и понижает свою ответственность. Для государства характерна неспособность предприятия к созданию новых филиалов. Владелец старается не разделять контроль своей компании с кем-либо, он берет управление в свои руки со

всех возможных сторон, не желает, чтобы его предприятие развивалось так же, как остальные китайские компании, которые бояться выходить за пределы достигнутого. Чаще всего создается новое предприятие, управляет которым какой-либо член семьи. Обратим свое внимание на девять характеристик,

Рисунок 1 - Характеристики китайского предприятия НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

которыми обладает зарождающееся китайское предприятие, они отмечены на рис. 1.

Для китайского менеджмента характерно длительное развитие компании, а создание дохода осуществляется под чутким контролем начальника, так как именно этот человек отвечает за результат работы. Все решения по поводу развития потенциала связаны с взаимодействием подчиненных между собой. Можно сказать, что в большей мере все предприятия страны представляют семейный бизнес, в результате чего дать справедливую оценку их работе в большинстве случаев невозможно [2].

Китайская экономика в настоящее время отличается активным приростом, что в некотором роде является непосредственной заслугой менеджмента как на уровне организаций, так и на уровне государства. В этом и заключается интерес многих исследователей: как можно больше полезных и эффективных методов управления хочется перенять для своего государства. Однако заслугой такого успешного развития китайского государства является не только применение методик менеджмента, но и особенности менталитета, мировоззрения и национальности, которые складывались на протяжении всего времени становления страны.

Китайская модель менеджмента отличается тем, что в ее основе лежит теория о том, что невозможно научится эффективному управлению компанией, хорошими управленцами можно лишь родится. Для рассмотрения данной концепции были изучены характеристики, которыми должен обладать менеджер в китайской компании.

Таким образом, мы обозначили несколько

характерных особенностей, которые заложены в китайскую модель менеджмента. Среди них: ориентация на личное доверие, на дело -вую репутацию, на авторитарное и жесткое руководство одного начальника, а также на тщательный контроль персонала.

Особенно важной чертой китайского менеджмента, которая обусловлена менталитетом, является применение семейных ценностей в управлении. Результатом такого принципа является формирование огромного количества семейных компаний, самым важным элементом которых является родство.

Таким образом, можно отметить, что менеджер в китайских фирмах на сегодняшний день - это автономная единица, которая задействована одновременно в трех секторах государственной экономики. Также к характеристике менеджера в Китае можно отнести такие признаки, как достаточно поздний возраст вступления в управленческую должность.

Глобализационные процессы в мире не обходят стороной и Российскую Федерацию, а это значит, что система менеджмента у нас также требует усовершенствования для того, чтобы соответствовать тенденциям развития [4]. Хотя обе модели менеджмента наших стран и стремятся к большей эффективности и для этого активно изучают институт менеджмента на Западе, но все же достаточно отличаются друг от друга. К примеру, российская модель менеджмента характеризуется формальными отношениями с сотрудниками и индивидуализмом, а китайская - семейными и социальными отношениями, а основой ее является коллективизм.

Список литературы_

1. Бойков С.Р., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Обзор зарубежных моделей менеджмента // Актуальные пробле -мы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвященный юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. С. 6-12.

2. Борох О.Н. «Новая нормальность» с китайской спецификой // Проблемы дальнего Востока. 2015. № 3. 80 с.

3. Букша А., Филатов В.В. Принципы и цели современного руководителя азиатского стиля менеджмента // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020): сб. материалов Всерос. науч. конф. молодых исследователей с междунар. участием, посвященной юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина. 2020. С. 86-90.

4. Воробей А.Ю., Филатов В.В., Мишаков В.Ю. Современные проблемы российского менеджмента // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса: сб. науч. тр. кафедры коммерции и сервиса, посвященный юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / под ред. В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. М., 2020. С. 23-30.

5. Кибанов A. Мотивы соучастия персонала в деятельности организации и модели корпоративного управления // Кадровый менеджмент. 2008. № 12. 54 с.

6. Почагина О.В. Особенности структуры семейного бюджета в современном Китае // Китай на новом этапе экономической реформы. 2015. 12 с.

7. Токарская Н.М., Солодова Н.Г Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: зарубежный опыт. Иркутск: ИГЭА, 2008. 399 с.

8. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Галицкий Ю.А., Долгова В.Н., Дорофеев А.Ю., Женжебир В.Н., Кобиашвили Н.А., Князев В.В., Лочан С.А., Медведев В.М., Минайченкова Е.И., Мухина Т.Н., Петросян Д.С., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Шестов А.В. Менеджмент традиционные и современные модели: справочник. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2017.

9. Хофстеде Г Параметры количественной характеристики культур // Язык, коммуникация и социальная сре -да. 2014. № 12. 49 с.

References_

1. Boikov S.R., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Review of foreign management models. In the collection: Actual ргоЫет^ of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. M., 2020. рр. 6-12.

2. Borokh O.N. "New normality" with Chinese specif¡cs. Problems of the Far East, 2015, No. 3, 80 р.

3. Buksha A., Filatov V.V. Ртар^ and goals of the modern head of the Asian management style. In the collection: Economy today: current state and prospects of deve^irient (Vector-2020): Collection of materials of the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International participation dedicated to the Anniversary Year at the Kosygin Russian State University, 2020, рр. 86-90.

4. Vorobey A.Yu., Filatov V.V., Mishakov V.Yu. Modern ризЬ^г^ of Russian management. In the collection: Actual ризЬ^г^ of economics, commerce and service. Collection of scientific papers of the Department of Commerce and Service, dedicated to the Anniversary year of the Kosygin Russian State University. Edited by V.Y. Mishakov, L.E. Zernova. M., 2020, рр. 23-30.

5. Kibanov A. Motives of personnel complicity in the organization's activities and corporate governance models. HR management, 2008, No. 12, 54 р.

6. Pochagina O.V. Features of the structure of the family budget in modern China. China at the new stage of economic reform, 2015, 12 р.

7. Tokarskaya N.M., Solodova N.G. The company's strategy in the field of human resource management: foreign experience. Irkutsk: IGEA, 2008, 399 р.

8. Filatov V.V., Alekseev A.E., Galitsky Yu.A., Dolgova V.N., Dorofeev A.Yu., Zhenzhebir V.N., Kobiashvili N.A., Knyazev V.V., Lochan S.A., Medvedev V.M., Minaichenkova E.I., Mukhina T.N., Petrosyan D.S., Pshava T.S., Fadeev A.S., Shestov A.V. Management traditional and modern models: Guide. M.: "Scientific Publishing Center INFRA-M", 2017.

9. Hofstede G. parameters of quantitative characteristics of cultures. Language, communication and social environment, 2014, No. 12, 49 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.