Development of education
Губайдуллина Э.И. GubaMuШш Е.1.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» г. Уфа, Российская Федерация
УДК 37.014.543.1:352
Исиргакова Э.Т. Ьща^а Е.Т.
магистрант кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
БМ: 10.17122/2541-8904-2021-3-37-156-169
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
В статье проводится анализ состояния и реализации программ обучения педагогов в профессиональных образовательных учреждениях в области культуры и искусства. Особое внимание уделено Республике Башкортостан. Авторами предлагается модель взаимодействия образовательных учреждений и финансирования по прохождению педагогами программ дополнительного профессионального образования. Сравнительный анализ по программам обучения педагогов проведен между ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)», ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства», ГАПО Московской области «Московский губернский колледж искусств» и ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» (г. Томск).
По результатам проведенного исследования определены проблемы по реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства в Республике Башкортостан. Основными проблемами являются высокий удельный вес непрофильных программ дополнительного образования, недостаток квалифицированных лекторов для обучения по узкоспециализированным направлениям в сфере культуры и искусства, большое количество теоретических программ об инновациях в сфере искусства и культуры без методических рекомендаций и технологической базы внедрения, отсутствие примеров реализации инноваций и интерактивной среды на занятиях, недостаточное финансирование обучения педагогов, отсутствие выбора программ по желанию, отсутствие включения слушателей лекций в активное обучение, низкий уровень обмена практическим опытом между регионами.
По выявленным проблемам предложены рекомендации по совершенствованию взаимодействия образовательных организаций и финансирования программ обучения педагогов путем внедрения дистанционных форм обучения с целью повышения доли профильных программ обучения педагогов, увеличения внедряемости инновационных методик обучения, сокращения последствий отсутствия квалифицированных кадров для обучения по узкоспециализированным направлениям в сфере культуры и искусства, повышения уровня обмена практическим педагогическим опытом между регионами, стимулирования внедрения дистанционных теоретических программ обучения на практике. Увеличение финансирования
156-
Sulletin USPTU. Science, education, еconomy. Series еconomy. № 3 (37), 2021
Развитие образования
программ обучения педагогов профессионального образования позволит повысить уровень квалификации педагогов и качество среднего образования в области культуры и искусства.
Ключевые слова: финансирование, государственная программа, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, педагогическая деятельность, культура, дистанционное обучение, обмен опытом, цифровая образовательная среда, образование.
IMPROVEMENT OF INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FINANCING ON TEACHER TRAINING PROGRAMS
The article analyses the state and implementation of teacher training programs in professional educational institutions in the field of culture and art. Particular attention is paid to the Republic of Bashkortostan. The authors propose a model for the interaction of educational organizations and financing in the passage of additional vocational education programs by teachers. A comparative analysis of teacher training programs was conducted between the State Educational Institution of the Republic of Belarus "Ufa School of Arts (College)", the State Educational Institution of the Republic of Bashkir College of Culture and Art, the State Educational Institution of the Moscow Region "Moscow Provincial College of Arts" and OGAPOU "Governor's College of Social and Cultural Technologies Technologies and Innovations" (Tomsk).
According to the results of the study, problems were identified regarding the implementation of programs for advanced training and professional retraining of teachers of professional educational institutions in the field of culture and art in the Republic of Bashkortostan. The main problems are the high proportion of non-core additional education programs, lack of qualified lecturers for training in highly specialized fields in the field of culture and art, a large number of theoretical programs on innovations in the field of art and culture without methodological recommendations and a technological basis for implementation, lack of examples of implementation of innovations and interactive environment in classes, insufficient funding of teacher training, lack of choice of programs at will, lack of inclusion of lecturers in active training, low level of exchange of practical experience between regions.
On the identified problems, recommendations are proposed to improve the interaction of educational organizations and finance teacher training programs by introducing remote forms of training in order to increase the share of specialized teacher training programs, increasing the introduction of innovative training methods, reducing the consequences of the lack of qualified personnel for training in highly specialized areas in the field of culture and art, increasing the level of exchange of practical pedagogical experience between regions, stimulating the introduction of remote theoretical training programs in practice. The increase in funding for training programmes for teachers of vocational education will increase the level of qualification of teachers and the quality of secondary education in the field of culture and art.
Key words: financing, state program, advanced training, professional retraining, pedagogical activities, culture, distance learning, exchange of experience, digital educational environment, education.
По Постановлению Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» определены цели и общий объем финансового обеспечения на развитие образования, который составляет 6 261 317 264 тыс. руб. [1]. Одними из целей программы являются обеспечение возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной
деятельности для педагогических работников (в том числе увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации) и создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды (в том числе увеличение доли общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды).
Development of education
В условиях пандемии COVID-19 особо популярными стали дистанционные формы обучения, что повысило актуальность внедрения цифровой образовательной среды. К примеру, АНО ВО «Университет Иннополис» проводил для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций курсы повышения квалификации по востребованным программам. Для слушателей курсы были реализованы за счет бюджетных средств, что является одним из важных факторов при выборе программы обучения.
Что касается финансирования, курсы дистанционного формата доступнее по стоимости по сравнению с очными курсами. Необходимо отметить еще одно преимущество: педагоги могут совмещать работу с обучением.
В аспекте развития компетентностного подхода в системе повышения квалификации педагогических кадров в рамках среднего профессионального образования должны быть соблюдены текущие преобразования, нормы и требования к образовательной работе в области культуры [8].
Изучение современной литературы позволило определить, что эффективность квалификационного процесса педагога зависит от умения рефлексировать, осуществлять осознанную и содержательную профессиональную деятельность в условиях инновационных изменений в среднем профессиональном образовании [5].
На современном этапе обостряется противоречие между необходимостью развития у педагогов навыков и компетенций в области инновационных технологий преподавания и недостаточным уровнем реализации прикладного потенциала и проблемного подхода к повышению квалификации и саморазвитию [12; 140]. Актуальным становится исключение формального подхода к повышению квалификации и повышение мотивации педагогов к обучению через деятельностный и проблемный подходы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» [2] и в рамках федерального проекта, в Республике Башкортостан утвержден региональный проект «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»). В рамках проекта одним из целевых индикаторов является повышение количества специалистов, в том числе педагогов, прошедших повышение квалификации в сфере культуры и искусства.
Повышение квалификации педагогов образовательных учреждений культуры и искусства в Республике Башкортостан осуществляется на базе ГБУКИ «Республиканский учебно-методический центр по образованию Министерства культуры Республики Башкортостан» (ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ), который организует работу по повышению квалификации, подготовке и переподготовке кадров, в том числе педагогов, в сфере культуры.
Анализ программ обучения педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства проведен по методике, которая представлена на рисунке 1, и включает 8 этапов.
На 1-м этапе проводится идентификация профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства. В качестве примера выбрана Республика Башкортостан.
На 2-м этапе изучаются информационно-статистические бюллетени за выбранный период. Рассмотрена деятельность Министерства культуры Республики Башкортостан и ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ по направлению «Образование в сфере культуры» за 2018-2020 гг.
Далее необходимо провести обобщение статистического материала и визуализацию данных с помощью иллюстративного материала (3-й этап).
4-й этап предполагает оценку полученных результатов.
На 5-м этапе необходимо провести анкетирование педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства, прошедших дополнительные программы повышения квалификации, по вопросам мотивации к обучению.
Развитие образования
Источник: составлено авторами
Рисунок 1. Методика проведения анализа программ обучения педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства
6-й этап предполагает обобщение и оценку полученных ответов.
На 7-м этапе происходит выявление основных проблем в программах обучения педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства.
На 8-м этапе формулируются рекомендации по совершенствованию программ обучения педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства.
Следуя этапам методики, проведем анализ программ обучения педагогов профессио-
нальных образовательных учреждений в области культуры и искусства. Определено, что в выбранном регионе (Республика Башкортостан) функционирует 9 государственных профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства, где работает 740 педагогов.
В таблице 1 приведены данные по повышению квалификации педагогических кадров в области культуры и искусства в Республике Башкортостан.
Таблица 1. Оценка охвата педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства дополнительными программами повышения квалификации
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста, %
Количество профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства, ед. 9 9 9 100
Development of educaton
Численность педагогических кадров, чел. 758 764 740 97,6
Число педагогов, прошедших обучение по дополнительным программам повышения квалификации, чел. 460 421 453 98,4
Доля педагогов, прошедших обучение по дополнительным программам повышения квалификации, в общей численности, % 60,6 55,1 61,2 100,8
Источник: составлено авторами на основе [13]
За 2018-2020 гг. количество педагогов, прошедших обучение по дополнительным программам повышения квалификации, сократилось на 1,52 %. Вследствие сокращения численности педагогов в целом при незначительном сокращении обучающихся педагогов доля педагогов, прошедших обучение по дополнительным программам повы-
шения квалификации, в общей численности увеличилась на 0,8 %.
Дифференцируем программы повышения квалификации педагогов по профессиональным образовательным учреждениям в области культуры и искусства в Республике Башкортостан (табл. 2).
Таблица 2. Численность педагогов в области культуры и искусства, прошедших программы повышения квалификации по учреждениям профессионального образования
Профессиональное образовательное учреждение 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста, %
ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)» 155 чел. 98 чел. 138 чел. 89,0
ГБПОУ РБ «Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева» 50 чел. 47 чел. 49 чел. 98,0
ГБПОУ РБ «Средний специальный музыкальный колледж» 53 чел. 54 чел. 57 чел. 107,5
ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства» 6 чел. 10 чел. 10 чел. 166,7
ГБПОУ РБ «Октябрьский музыкальный колледж» 25 чел. 40 чел. 36 чел. 144,0
ГБПОУ РБ «Салаватский музыкальный колледж» 61 чел. 48 чел. 56 чел. 91,8
ГБПОУ РБ «Сибайский колледж искусств имени К.А. Валеева» 28 чел. 42 чел. 25 чел. 89,3
ГБПОУ РБ «Учалинский колледж искусств и культуры им. С. Низаметдинова» 33 чел. 34 чел. 34 чел. 103,0
Колледж БГПУ имени М. Акмуллы 49 чел. 48 чел. 48 чел. 98,0
Всего, чел. 460 421 453 98,4
Источник: составлено авторами на основе [13]
Как видно из таблицы 2, динамика численности педагогов в области культуры и искусства, прошедших программы повышения квалификации, неоднозначна. Положительная тенденция отмечается в ГБПОУ РБ «Средний специальный музыкальный колледж», ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства», ГБПОУ РБ «Октябрьский музыкальный колледж» и
ГБПОУ РБ «Учалинский колледж искусств и культуры им. С. Низаметдинова». Остальные учреждения профессионального образования сократили число заявок на обучение и повышение квалификации.
Далее в таблице 3 представим удельный вес педагогов, прошедших обучение, в общей численности педагогов по учреждениям профессионального образования.
Развитие образования
Таблица 3. Доля педагогов в области культуры и искусства, прошедших программы повышения квалификации по учреждениям профессионального образования Республики Башкортостан
Профессиональное образовательное учреждение 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное изменение, %
ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)» 91,2 % 58,7 % 84,1 % -7,0
ГБПОУ РБ «Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева» 90,9 % 92,2 % 98 % 7,1
ГБПОУ РБ «Средний специальный музыкальный колледж» 68,8 % 63,5 % 67,9 % -1,0
ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства» 11,8 % 20 % 17,5 % 5,8
ГБПОУ РБ «Октябрьский музыкальный колледж» 28,1 % 46 % 42,9 % 14,8
ГБПОУ РБ «Салаватский музыкальный колледж» 77,2 % 63,2 % 82,4 % 5,1
ГБПОУ РБ «Сибайский колледж искусств имени К.А. Валеева» 62,2 % 91,3 % 58,1 % -4,1
ГБПОУ РБ «Учалинский колледж искусств и культуры им. С. Низаметдинова» 53,2 % 53,1 % 54 % 0,7
Колледж БГПУ имени М. Акмуллы 37,7 % 34,8 % 37,8 % 0,1
Источник: составлено авторами на основе [13]
Лидерами по доле ежегодно обучающихся педагогов является ГБПОУ РБ «Башкирский хореографический колледж имени Р. Нуреева» (98 %) и ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)» (84,1 %), минимальное значение у ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства» (17,5 %).
В 2020 г. в ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ были реализованы следующие программы повышения квалификации:
- применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе образовательных учреждений сферы культуры;
- работа с интерактивной доской в детской школе искусств;
- основы преподавания работы с художественным войлоком в детских школах искусств;
- вопросы формирования компетенций преподавателей эстрадно-джазового пения;
- вопросы формирования компетенций преподавателей по классу гитары;
- обеспечение деятельности музея в современном социокультурном пространстве;
- управление образовательным учреждением в сфере культуры;
- вопросы формирования компетенций преподавателей музыкально-теоретических дисциплин и др.
В 2021 г. в ГБУКИ РУМЦ Минкультуры РБ уже реализовал следующие программы повышения квалификации:
- правовая основа привлечения внебюджетных источников финансирования деятельности учреждений дополнительного образования в сфере культуры;
- вопросы формирования компетенций преподавателей игры на башкирских народных инструментах;
- создание художественного образа куклы на уроках декоративно-прикладного искусства;
- организация доступности учреждений сферы культуры для маломобильных групп населения и др.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации реализует также ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова», который в 2020 г. организовал следующие программы повышения квалификации (преимущественно в дистанционном формате):
Development of educaton
- музыкальное образование на современном этапе;
- актуальные проблемы исполнительства на струнных инструментах;
- фортепианное исполнительство и педагогика;
- элементы изобразительного языка дисциплины «Живопись» и др.
ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» (ГАУ ДПО ИРО РБ) осуществляет по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) следующие программы повышения квалификации:
- организация проектной деятельности обучающихся по освоению образовательных программ среднего профессионального образования;
- современные подходы к преподаванию музыки в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога и др.
Для сравнения рассмотрим структуру программ повышения квалификации. Программы условно были разделены на профильные (по специализации) и непрофильные (дистанционные образовательные технологии, интерактивные технологии, управление, инновации и ФГОС). В процессе исследования были суммированы все профильные и непрофильные программы, которые прошли педагоги колледжей культуры и искусства.
Для исследования выбраны ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)», ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства», ГАПОУ Московской области «Московский губернский колледж искусств» и ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» (г. Томск). Для анализа были использованы данные о персональном составе педагогических работников и программах повышения квалификации (рис. 2).
0,0% 10,0%20,0%30,0%40,0%50,0%60,0%70,0%80,0% | Непрофильные программы Профильные программы
Источник: составлено авторами на основе [13]
Рисунок 2. Структура программ повышения квалификации педагогов по профилю подготовки в некоторых колледжах культуры и искусства РФ
Как видно из рисунка 2, наибольший удельный вес профильной подготовки педагогов наблюдается в ГАПОУ Московской области «Московский губернский колледж искусств» и ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» (г. Томск). В колледжах Республики Башкортостан превалирует непрофильная подготовка по программам ФГОС, дистанционному образованию и интерактивным технологиям. По нашему мнению, такая ситуация могла сложиться в
Развитие образования
результате недостатка квалифицированных кадров по узким специализациям профессионального среднего образования. Исходя из этого, был проведен анонимный опрос (анкетирование) педагогов колледжей культуры и искусства на предмет их мотивации к прохождению курсов повышения квалификации. Респондентам были заданы вопросы, уточняющие основные причины посещения курсов дополнительного образования. Результаты ответов респондентов представлены на рисунке 3.
0% 5% 10% 15% 20% Источник: составлено авторами на основе анкетирования педагогов колледжей
Рисунок 3. Мотивы, определившие прохождение курсов повышения квалификации педагогов колледжей культуры и искусства Республики Башкортостан
В рамках исследования наибольший интерес представляют педагоги, которые проходили обучение и повышение квалификации с целью повышения своих теоретических знаний и методической подготовки (18 % респондентов). Кроме того, 16 % респондентов ответили, что хотели бы внедрить инновационные практики в учебный процесс. Удручающие результаты были получены от более половины ответивших респондентов, которые проходили обучение для увеличения количества баллов по аттестации и для под-
тверждения своей квалификации по истечению срока действия предыдущего удостоверения.
Проведем анализ стоимости программ обучения и повышения квалификации (табл. 4). Отметим, что слушатели также могут провести оплату программ обучения за счет привлеченных средств [7].
Development of educaton
Таблица 4. . Стоимость программ повышения квалификации по учреждениям профессионального образования Республики Башкортостан
Наименование программы повышения квалификации / форма обучения Объем программы, час. Стоимость обучения, руб
ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)»
Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей класса струнных инструментов ДМШ и ДШИ Уфимского методического объединения в условиях внедрения профессионального стандарта / дистанционно 16 900
Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей ансамблевого исполнительства и концертмейстерского мастерства ДМШ и ДШИ Уфимского методического объединения в условиях внедрения профессионального стандарта / дистанционно 16 900
Актуальные вопросы преподавания игры на башкирских народных инструментах в ДМШ и ДШИ Уфимского методического объединения в условиях внедрения профессионального стандарта / дистанционно 16 900
Совершенствование компетенций преподавателей вокальных дисциплин ДМШ и ДШИ Уфимского методического объединения в условиях внедрения профессионального стандарта / дистанционно 16 900
Совершенствование компетенций преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ Уфимского методического объединения в условиях внедрения профессионального стандарта / дистанционно 16 900
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова»
Особенности современного менеджмента в учреждениях культуры и искусства / дистанционно 36 2500
Вопросы исполнительства и педагогики игры на русских народных инструментах / очно 36 2500
Графический дизайн пространства / очно 36 2500
Актуальные вопросы вокального исполнительства / очно 36 2500
Вопросы преподавания игры на традиционных музыкальных инструментах в ДМШ, ДШИ и общеобразовательных школах РБ / дистанционно либо очно 36 2500
Современные педагогические тенденции в фортепианном обучении / дистанционно 36 2500
Музыкальное образование на современном этапе / дистанционно 36 2500
ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан»
Профилактическая работа в деятельности педагога-психолога образовательной организации / очно, очно-заочно 72 за счет бюджетных средств
Современные образовательные технологии в системе среднего профессионального образования / очно, очно-заочно 72 за счет бюджетных средств
Основы риторики: развитие коммуникативных компетенций в соответствии с профстандартом педагога / очно, очно-заочно 72 за счет бюджетных средств
Организация и содержание работы педагога дополнительного образования детей с учетом требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» / дистанционно 72 1800
Современные подходы к преподаванию музыки в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога / очно, очно-заочно 48 за счет бюджетных средств
Источник: составлено авторами на основе [14-16]
164-
Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 3 (37), 2021
По данным таблицы 4 можно увидеть, что есть выбор между программами как по форме обучения (очно или дистанционно), так и по финансированию (платно или за счет бюджетных средств).
Несмотря на высокую оценку актуальности изучаемых на курсах повышения квалификации тем и уровня квалификации преподавательского состава колледжей культуры и искусства, преподаватели подчеркивают, что система обучения не обеспечивает содержание, необходимое для профессиональной деятельности и последующего развития. Респонденты указали, что повышение квалификации чаще всего предоставляется в виде общей информации о формировании навыков и развитии профессионально важных качеств педагогов и особенно их творческих способностей. При этом программы повышения квалификации не позволяют решить текущие проблемы образовательного процесса.
Одной из насущных проблем во многих колледжах остается проблема недостатка финансирования обучения педагогов. Например, в ОГАПОУ «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» (г. Томск) педагоги имеют право выбрать программу повышения квалификации один раз в два года, при этом центры повышения квалификации по выбранным программам могут находиться в другом городе (г. Москва, г. Санкт-Петербург и др.). Указанные программы полностью оплачиваются из бюджетных средств. С другой стороны, в ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)» и ГБПОУ РБ «Башкирский республиканский колледж культуры и искусства» отсутствует возможность выбора программы обучения за счет бюджетных средств, а имеющиеся бесплатные программы проводятся скорее формально. Таким образом, педагоги, заинтересованные в прохождении углубленных предметных курсов, оплачивают их из собственных средств. Проблема выделения финансовых ресурсов для обучения педагогов по качественным программам не способствует повышению квалификационного уровня педагогов среднего образования, тем
Развитие образования
самым ограничивая в целом качество среднего образования.
На основе исследования выявлены основные проблемы реализации программ повышения квалификации педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства:
- высокий удельный вес непрофильных программ дополнительного образования;
- недостаток квалифицированных кадров (лекторов) для обучения по узкоспециализированным направлениям в сфере культуры и искусства;
- большое количество теоретических программ об инновациях в сфере искусства и культуры без методических рекомендаций и технологической базы внедрения;
- отсутствие примеров реализации инноваций и интерактивной среды на занятиях;
- проблема недостаточного финансирования программ обучения педагогов;
- отсутствие выбора программ по желанию;
- отсутствие включения слушателей лекций в активное обучение;
- невысокий уровень обмена практическим опытом между регионами;
- повторение на курсах повышения квалификации общеизвестных теоретических вопросов о культуре и искусстве.
Проведенный анализ современного состояния и реализации программ повышения квалификации педагогов профессиональных образовательных учреждений в области культуры и искусства Республики Башкортостан позволил отметить, что в среднем около половины программ приходится на профильные направления (художественные, инструментальные, вокальные и др.), вторая половина приходится на непрофильные программы.
Вместе с тем был выявлен ряд проблем повышения квалификации педагогов в виде отсутствия учета индивидуальных траекторий развития педагогов и низкого уровня мотивации преподавателей к обучению [8; 80]. Ввиду этого отсутствует система «проблема - решение» в образовательном процессе на глубинном уровне и на практике, так
Development of education
как нет эффективной системы мониторинга уровня и характера потребностей педагогов.
Кроме того, существует проблема в подготовке высококвалифицированных педагогов для реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации в Республике Башкортостан. Вертикальная трехуровневая система школа - колледж - вуз (в совокупности с учебными центрами) недостаточна для развития педагогов [6].
В результате выявления и анализа основных проблем необходимо рассмотреть рекомендации и пути совершенствования взаимодействия образовательных учреждений и финансирования программ обучения педагогов.
Повышение эффективности обучения и мотивации педагогов представлено в виде горизонтальной системы обучения. Горизонтальная система отличается от вертикальной тем, что взаимодействие основано на горизонтальной связи «колледж - колледж». Следует включить в программы обучения педагогов дистанционные занятия (онлайн-занятия) преподавателей по идентичным специализациям колледжей других регионов [3; 76]. По итогам прохождения дистанционных занятий предлагается написание отчета о видении решения проблем образовательного процесса с учетом опыта других колледжей из разных регионов [9].
На рисунке 4 представлена схема взаимодействия колледжей в процессе обучения педагогов [10; 910, 11; 193].
Министерство культуры Республики Башкортостан
¿гъ
Министерство культуры другого региона
Колледж-лектор 1,2,N
Дис
Финансирование программ обучения
Колледж-слушатель: педагог с группой студентов
Источник: составлено авторами
Рисунок 4. Схема взаимодействия колледжей в процессе обучения педагогов
Как видно из рисунка 4, преподаватель колледжа N проводит дистанционное занятие по одной из тем, идентичных образовательной программе колледжа-слушателя. В процессе организации обучения колледжи-лекторы меняются, как и колледжи-слушатели. Например, у колледжа-слушателя могут быть организованы 1-2 дистанционные лекции для каждой группы студентов в неделю [4; 27]. Соответственно, преподаватель-слушатель в процессе прослушивания и анализа лекции может использовать отдельные элементы ведения занятий колледжем-лектором в своих образовательных программах.
Безусловно, это потребует дополнительных мероприятий по повышению качества
обучения педагогов образовательных учреждений культуры и искусства. Мероприятия могут быть организованы под контролем вышестоящих структур, например, Министерства культуры того или иного региона. Кроме того, важным является увеличение финансирования программ обучения педагогов профессионального образования с целью повышения квалификации персонала и в целом повышения качества среднего образования в области культуры и искусства.
Таким образом, предлагаемые меры позволят повысить долю профильных программ обучения педагогов, увеличить внедряемость инновационных методик обучения, сократить последствия отсутствия квалифицированных
кадров (лекторов) для обучения по узкоспециализированным направлениям в сфере культуры и искусства, повысить уровень обмена практическим опытом между регио-
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. Акимова О.Б. Профессиональная готовность преподавателей к созданию электронного образовательного контента (на примере программ повышения квалификации) // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 3. - С. 71-80.
4. Бажукова Е.Н. Формирование предметных знаний в области музыкальной информатики в системе повышения квалификации преподавателей-музыкантов // Региональная информатика (РИ-2020): Материалы XVII Санкт-Петербургской международной конференции. - СПб., 2020. -С. 26-27.
5. Габидуллина Э.В., Хафизова Е.А. Проблемы и перспективы развития высшего образования в Республике Башкортостан // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). - Уфа, 2019. -С. 34-36.
6. Габидуллина Э.В., Хафизова Е.А. Развитие системы высшего образования как элемента повышения конкурентоспособности территории // Современная конкуренция: состояние, проблемы и тренды развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. -С. 55-59.
Развитие образования
нами, стимулировать внедрение дистанционных теоретических программ обучения на практике.
7. Губайдуллина Э.И., Комаристая А.А. Кредитный рынок и его роль в экономике региона (на примере Республики Башкортостан) // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.
- 2020. - № 1 (31). - С. 49-57.
8. Канукоев А.М. Содержательные особенности персонификации профессионального становления и развития преподавателей институтов повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 3. -С. 79-88.
9. Осовская В.А. Повышение квалификации молодых преподавателей колледжа: направления и перспективы / Повышение профессиональной квалификации руководящих и педагогических работников в условиях модернизации образования: Сборник тезисов по материалам 2-й городской научно-практической конференции / Под ред. В.В. Рябова, Ю.В. Фролова. - М., 2011. - С. 119-121.
10. Полетаева О.Г., Панина Т.Г. Формирование коммуникативной компетенции преподавателей в рамках программы повышения квалификации // Коммуникативные исследования. - М., 2020.
- Т. 7. - № 4. - С. 909-921.
11. Рябошапка Т.В. Современная активная форма повышения квалификации преподавателя колледжа на примере проведения мастер-класса // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2017. - № 1. -С.188-196.
12. Савочкин М.П. Повышение квалификации преподавателей колледжей культуры и искусства с учетом использования ИКТ // Безопасность информационно-образовательной среды: Материалы III Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2018. - С. 140-143.
13. Информационно-статистический обзор по направлению «Образование в сфере культуры». Вып. 35 [Электронный ресурс].
Development of education
- Режим доступа: http://145.255.27.92/files/ stat_35.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
14. Официальный сайт ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» https://irorb.ru/kursy/ (дата обращения 12.05.21).
15. Официальный сайт ГБПОУ РБ «Уфимское училище искусств (колледж)» http://uui-rb.ru/category/ppk/ (дата обращения 12.05.21).
16. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова» https:// ufaart.ru/study/povyishenie-kvalifikaczii-i-professionalnaya-podgotovka/ (дата обращения 12.05.21).
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of education».
2. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024».
3. Akimova O.B. Teachers Professional readiness to create electronic educational content (using the example of advanced training programs) // Modern higher school: an innovative aspect. 2020. T. 12. No. 3. - P. 71-80.
4. Bazhukova E.N. Formation of subject knowledge in the field of musical informatics in the system of advanced training of teachers-musicians // Regional informatics (RI-2020). XVII St. Petersburg International Conference. Conference proceedings, 2020. P. 26-27.
5. Gabidullina E.V., Khafizova E.A. Problems and prospects for the development of higher education in the Republic of Bashkortostan // Improvement of the system of state and municipal administration in the context of the implementation of priority national projects in the Russian Federation. Collection of materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference with international participation (on the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan). 2019. Pp. 34-36.
6. Gabidullina E.V., Khafizova E.A. Development of the higher education system as an element of increasing the territory's competitiveness // Modern competition: state, problems and trends of development. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2018. P. 55-59.
7. Gubaidullina E.I., Komaristaya A.A. Credit market and its role in the economy of the region (on the example of the Republic of Bashkortostan) // Bulletin of the UGNTU. Science, education, economics. Series: Economics. 2020. No. 1 (31). P. 49-57.
8. Kanukoev A.M. Informative features of personification of professional formation and development of teachers of advanced training institutes // Scientific support of the system of advanced training of personnel. 2020. No. 3. P. 79-88.
9. Osovskaya V.A. Advanced training of young college teachers: directions and prospects / Professional development of management and pedagogical workers in the conditions of modernization of education. A collection of theses on the materials of the 2nd city scientific and practical conference / Edited by V. V. Ryabov, Yu.V. Frolova. 2011. P. 119-121.
10. Poletaeva O.G.. Panina T.G. Formation of communication competence of teachers within the framework of the advanced training program // Communication research. 2020. T. 7. No. 4. P. 909-921.
11. Ryaboshapka T.V. A modern active form of advanced training of a college teacher on the example of conducting a master class // Pedagogical experience: theory, methodology, practice. 2017. No. 1. P. 188-196.
12. Savochkin M.P. Advanced training of teachers of colleges of culture and art taking into account the use of ICT // Security of the information and educational environment. Materials of the III International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk). 2018. P. 140-143.
13. Statistical and Information Survey on Education in Culture. Issue 35 [Electronic Resource]. - Access mode: http://145.255.27.92/ files/stat_35.pdf (call date: 12.05.2021).
14. The official website of GAU DPO "Institute for the Development of Education of the Republic of Bashkortostan" https://irorb.ru/ kursy/ (date of appeal 12.05.21).
15. The official website of GBPOU RB "Ufa School of Arts (college)" http://uui-rb.ru/ category/ppk/ (date of appeal 12.05.21).
Развитие образования
16. The official website of the FSBOU VO "Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov" https://ufaart.ru/study/povyishenie-kvalifikaczii-i-professionalnaya-podgotovka/ (date of appeal 12.05.21).