Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОЛЛЕДЖАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРИОРИТЕТЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОЛЛЕДЖАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Балакирева Нина Алексеевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна

Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, является первостепенной задачей и необходимым условием модернизации образовательной системы страны в целом и Московской области в частности. Проведенное исследование позволило обосновать приоритеты и перспективы развития педагогических специальностей в колледжах посредством необходимости реализации основополагающих целей непрерывного педагогического образования в Московской области. В ходе исследования было выявлено, что деятельность педагогических колледжей Московской области ориентирована на следующие ключевые позиции: повышение престижа педагогической профессии в целом; увеличение доли студентов, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства; разработку и внедрение в учебный процесс авторских электронных курсов по дисциплинам и модулям; повышение доли трудоустройства выпускников колледжей и закрепления в профессии; мотивацию выпускников на получения высшего образования; обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в процесс подготовки профессионалов системы электронных образовательных ресурсов в условиях пандемии, повсеместных ограничительных мер и использования возможностей дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Балакирева Нина Алексеевна, Юсупова Хадрия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES, TRENDS AND PROMISING DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN COLLEGES OF THE MOSCOW REGION

Improving the professionalism of teachers, training and forming a teaching staff that meets the needs of modern life is a primary task and a necessary condition for the modernization of the educational system of the country as a whole and the Moscow region in particular. The conducted research allowed us to substantiate the priorities and prospects for the development of pedagogical specialties in colleges through the need to implement the fundamental goals of continuing teacher education in the Moscow region. The study revealed that the activities of pedagogical colleges in the Moscow region are focused on the following key positions: increasing the prestige of the teaching profession as a whole; increasing the share of students taking part in professional skill competitions; developing and implementing author's e-courses in disciplines and modules in the educational process; increasing the share of employment of college graduates and securing them in the profession; motivating graduates to receive higher education; training people with disabilities; introduction of the system of electronic educational resources in the process of training professionals in the context of a pandemic, widespread restrictive measures and the use of distance education opportunities.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОЛЛЕДЖАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРИОРИТЕТЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОЛЛЕДЖАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, является первостепенной задачей и необходимым условием модернизации образовательной системы страны в целом и Московской области в частности. Проведенное исследование позволило обосновать приоритеты и перспективы развития педагогических специальностей в колледжах посредством необходимости реализации основополагающих целей непрерывного педагогического образования в Московской области. В ходе исследования было выявлено, что деятельность педагогических колледжей Московской области ориентирована на следующие ключевые позиции: повышение престижа педагогической профессии в целом; увеличение доли студентов, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства; разработку и внедрение в учебный процесс авторских электронных курсов по дисциплинам и модулям; повышение доли трудоустройства выпускников колледжей и закрепления в профессии; мотивацию выпускников на получения высшего образования; обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в процесс подготовки профессионалов системы электронных образовательных ресурсов в условиях пандемии, повсеместных ограничительных мер и использования возможностей дистанционного образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, среднее профессиональное образование, подготовка кадров, модернизация, непрерывная профессиональная подготовка.

Annotation. Improving the professionalism of teachers, training and forming a teaching staff that meets the needs of modern life is a primary task and a necessary condition for the modernization of the educational system of the country as a whole and the Moscow region in particular. The conducted research allowed us to substantiate the priorities and prospects for the development of pedagogical specialties in colleges through the need to implement the fundamental goals of continuing teacher education in the Moscow region. The study revealed that the activities of pedagogical colleges in the Moscow region are focused on the following key positions: increasing the prestige of the teaching profession as a whole; increasing the share of students taking part in professional skill competitions; developing and implementing author's e-courses in disciplines and modules in the educational process; increasing the share of employment of college graduates and securing them in the profession; motivating graduates to receive higher education; training people with disabilities; introduction of the system of electronic educational resources in the process of training professionals in the context of a pandemic, widespread restrictive measures and the use of distance education opportunities.

Keywords: teacher education, secondary vocational education, personnel training, modernization, continuous professional training.

Введение. Московская область представляет собой один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По статистике на 1 января 2021 года она занимала второе место по численности населения (7 691 тыс. человек) среди регионов Российской Федерации, уступая только Москве. В последние годы стабильно наблюдается положительная динамика увеличения в регионе численности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В ежегодном обращении губернатор Московской области А.Ю. Воробьев отметил, что за 2019-2020 годах в регионе. В 2019 году началось строительство 50 новых школ, причем 33 из них были сданы в 2020 году. Однако помимо строительства современных образовательных комплексов и усовершенствования уже имеющихся, важным остается вопрос кадрового обеспечения системы образования в регионе. Так, на 01 сентября 2020 года существовала нехватка более чем 100 учителей по таким специальностям, как «Учитель начальных классов», «Физическая культура», «Музыкальное образование». Наиболее востребованной специальностью в области остается «Дошкольное образование». В настоящее время в регионе функционирует около 2 тыс. дошкольных образовательных организаций, из них 502 сельских детских сада и 10 коррекционных. В Московской области ежегодно проводится мониторинг потребности в педагогических кадрах, что позволяет оперативно реагировать на запросы регионального рынка труда.

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации [2].

В рамках исследуемой проблемы мы обозначили ряд научных теоретико-методологических работ, раскрывающих феномен непрерывной профессиональной подготовки педагогов. Сущностную идею непрерывного образования обозначили Э.Ф. Зеер, М.В. Зиннатова, В.С. Третьякова, указав, что оно сопровождает профессиональное становление, определяет его индивидуальные траектории, детерминирует формирование и поступательное развитие основных новообразований личности [3]. В работах следующих

авторов проводится анализ теоретико-методологических и концептуальных основ профессиональной подготовки будущих специалистов В.И. Блинова, В.В. Маленкова, Т.Н. Панковой, Н.Ф. Родичева,

A.И. Сатдыкова, И.С. Сергеева, P. Bishop, T. Collins, A. Hines, L. Kailas, J. Muller, I. Timostsuk, A. Ugaste и др. Методология и теоретические основы организации и управления педагогическим образованием освещены в различных экспериментальных исследованиях и научных трудах А.В. Бычкова, В.Д. Васильевой, О.А. Воскрекасенко, С.Н. Игошина, О.В. Коповой, Р.М. Петруневой, Ю.В. Петруневой, D. Beijaard, S.D. Brown, R.W. Lent, P.C. Meijer, M.M. Robles, N. Verloop и др.

Для качественной подготовки кадров в образовательном кластере Московской области в условиях стремительного становления современной экономики, важнейшими задачами являются создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, подготовка и закрепление в образовании и науке научно-педагогических кадров и в целом повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке труда.

Изложение основного материала статьи. Современное общество поставило перед системой образования Московской области ряд серьезных вызовов: нарастающая потребность в педагогические кадры с высшим образованием; необходимость в повышении квалификации учителей с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов; создание условий для вовлечения в педагогическую специальность наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов с их последующем трудоустройством по полученной специальности; удержание в профессии молодых педагогов.

В Московской области подготовку педагогических кадров осуществляют шесть организаций среднего профессионального образования (ГБОУ СПО «Московский областной колледж искусств и технологий», ГОУ СПО «Истринский профессиональный колледж», ГБОУ СПО «Зарайский педагогический колледж имени

B.В. Виноградова», ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», Гуманитарно-педагогический колледж ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», а также филиал ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» в г. Ногинск).

В настоящее время в регионе завершается становление системы вертикально-ориентированных образовательных комплексов непрерывного педагогического образования. Они становятся важными элементами региональной системы профессионального образования. Сегодня пять из шести педагогических колледжей Московской области входят в состав университетских комплексов. Сложившаяся система дает ряд существенных преимуществ колледжам. Во-первых, выпускники колледжей имеют возможность продолжить обучение в университетах по аналогичным профилям подготовки. Во-вторых, устраняется сегментация профессионального образования, излишнее дублирование в подготовке педагогических кадров, что способствует повышению качества и эффективности подготовки квалифицированных специалистов. В-третьих, объединение обеспечивает подготовку специалистов нового поколения, в том числе и по программам прикладного бакалавриата (до 20% к 2020 году), предоставляя им широкие возможности в выборе образовательных траекторий. И наконец, интеграция предоставляет широкие возможности для обеспечения научно-методической поддержки образовательных организаций, вошедших в структуру вузов. Все это убедительно доказывает необходимость не только сохранения сложившейся в регионе системы профессионального педагогического образования, но и определяет перспективы её дальнейшего развития. К направлениям такого развития следует отнести расширение перечня оказываемых образовательных услуг, а также выстраивание системы непрерывного образования через модель «колледж - вуз».

В настоящее время в Московской области шесть образовательных организаций реализуют программы среднего профессионального образования по специальностям педагогического профиля, обучается на них более 2,5 тыс. студентов. К числу специальностей, по которым ведется подготовка педагогических кадров в колледжах региона, относятся: «Дошкольное образование» (включая «Специальное дошкольное образование»), «Преподавание в начальных классах» (включая «Преподавание в начальных классах со специализацией английский язык»), «Физическая культура», «Изобразительное искусство и черчение», «Музыкальное образование», «Педагог дополнительного образования (в области хореографии)».

Среди колледжей, готовящих педагогов для Московской области, есть такие признанные образовательные организации-лидеры как Истринский и Губернский профессиональные колледжи, которые не раз становились обладателями престижных премий и наград. Так, оба колледжа неоднократно становились лауреатами конкурса «100 лучших ССУЗов России». Истринский профессиональный колледж первым в области получил Сертификат соответствия требованиям ГОСТ «Системы менеджмента качества», и стал победителем в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» и включен в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

В миссию педагогических колледжей входит не только подготовка квалифицированных педагогических кадров, но и диссеминация передового опыта в сфере педагогического образования. Колледжи активно взаимодействуют с образовательными организациями дошкольного и общего образования, оказывая методическую помощь их сотрудникам. Преподаватели колледжей разрабатывают и реализуют программы повышения квалификации по актуальным вопросам педагогического образования.

На базе колледжей функционируют различные учебно-методические и образовательные центры. Так, в Истринском профессиональном колледже успешно действует Центр предшкольного образования «Планета детства». В Московском областном колледже искусств и технологий (г. Егорьевск) работает Межшкольный методический центр. В Губернском профессиональном колледже осуществляет деятельность Ресурсный образовательный центр.

В школах Московской области ведется целенаправленная работа по профессиональной ориентации выпускников к обучению по педагогическим специальностям в колледжах. Профессиональная ориентация выпускников школ осуществляется по следующим направлениям: диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся (опрос, тестирование, анкетирование); профессиональное просвещение (знакомство выпускников с проводимой в государстве и районе социальной политикой, направленной на развитие образования и поддержку учительского корпуса; тематические классные часы; посещение учреждений образования для знакомства с профессией; тематические семинары; оформление информационных стендов, буклетов; проведение выставок-форумов; знакомство выпускников с рекламными предложениями педагогических колледжей Московской области); профессиональная консультация (беседы с выпускниками и их родителями, консультации педагога-психолога); профессиональный отбор (игры по профориентации, тренинги, конкурс сочинений «Моя будущая профессия», составление профессиограмм);

профессиональная адаптация (элективные курсы, педагогические классы, практика работы старшеклассников в летнем оздоровительном лагере при школе); профессиональное воспитание (акции, дни самоуправления, встречи с ветеранами педагогического труда); «Дни профессиональных проб», позволяющие школьникам узнать больше о выбранной профессии; проведение массовых Дней открытых дверей «Поступай в колледж правильно»; проведение предметных олимпиад и конкурсов.

В университетах и колледжах в течение последних четырех лет активно реализуется проект «Педагогический класс», основанный на содержании дополнительной программы профориентационного курса «Основы профессионального выбора. Педагогика». Педагогический класс - проект, направленный на предпрофильную подготовку школьников, формирование знаний об учительской профессии, нацеленный на привлечение наиболее мотивированных и подготовленных выпускников школ для поступления на программы педагогического направления подготовки. В проекте принимают участие обучающиеся 10-11 классов, которым интересна педагогическая профессия.

Всего в Московской области создано 20 педагогических классов, в которых обучается более 300 учащихся: муниципальные педагогические классы в городах Клин, Электрогорск, Павловский Посад, Истра на базе методических центров или управлений образования; педагогические классы на базе школ в городах Можайск, Волоколамск, Шаховская, Дмитров, Электросталь.

Одной из форм сетевого взаимодействия образовательных организаций Московской области стал конкурс профессионального мастерства студентов педагогических специальностей образовательных организаций среднего и высшего образования Московской области «Педагогический дебют года». В 2019 году в конкурсе приняли участие более 80 студентов из 11 образовательных организаций. Этот опыт позволил вузам и колледжам Подмосковья успешно интегрироваться в чемпионат рабочих профессий WorldSkills Russia по педагогическим компетенциям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах». При активном участии педагогических колледжей Ресурсным центром педагогического образования Московской области была разработана и проведена в презентационном статусе на региональном и национальном этапах WorldSkills Russia-2015 новая компетенция «Преподавание в начальных классах». Преподаватели колледжей выступают в качестве экспертов региональных этапов чемпионата. Студентка Гуманитарно-педагогического колледжа ГГТУ (г. Орехово-Зуево) стала впервые в 2015 году серебряным призером III Национального Чемпионата по профессиональному мастерству «WorldSkills Russia-2015» в г. Казани в компетенции «Дошкольное образование». С декабря 2015 года на базе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» проводится региональный отборочный этап WorldSkills Russia по обеим педагогическим компетенциям. В настоящее время зарегистрировалось более 90 участников из различных субъектов Российской Федерации. Приглашаем и Вас принять участие в данных конкурсах.

Хотелось бы отметить, что постоянно возрастающая потребность Московской области в квалифицированных педагогических кадрах способствует не только сохранению исторически сложившейся системы педагогического образования, но и ее активной модернизации. Педагогические колледжи в этой системе занимают важное место в удовлетворении потребностей рынка труда региона. При этом их интеграция с вузами дает возможность для нового качественного толчка, как в их развитии, так и в развитии всей Московской области. Подобного рода объединение способствует укреплению материально-технической базы и формированию общей учебной и научной инфраструктуры в пределах интегрированных учреждений. Учреждения среднего профессионального образования органично входят в структуру вузов при сохранении своего кадрового состава, качественной практической направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В сложившихся условиях вузы получают дополнительные возможности для своего дальнейшего развития, расширения перечня специальностей в соответствии с запросами рынка труда региона, более эффективной реализации программ сокращенного обучения, обеспечения гибкости и вариативности образования, преемственности и доступности при сохранении высокого качества образования. Стоит отметить, что выпускники колледжей, обладая основами теоретических знаний и практических навыков педагогической профессии, более успешно осваивают программы высшего образования и в большей степени мотивированы на дальнейшее трудоустройство. Более 80% выпускников педагогических специальностей колледжей в 2020 года трудоустроились по специальности.

О заинтересованности выпускников колледжей в продолжении обучения свидетельствуют данные по количеству абитуриентов, поступавших в 220 году в вузы Московской области на основе диплома о среднем профессиональном образовании - более 35% от общего приема на направление подготовки «Педагогическое образование».

Во всех педагогических колледжах Московской области созданы благоприятные условия для получения среднего профессионального инвалидами. В учебных корпусах организованы входы, оборудованные пандусами, двухуровневыми поручнями, кнопками вызова персонала, звуковыми маяками и световыми табло. Над главным входом в здания обязательно располагаются бегущие строки, а на дверях, ступенях нанесены контрастные полосы и круги, имеются тактильные предупреждающие плитки. На всех лестницах зданий установлены двухуровневые поручни. В учебных корпусах установлены информационные тактильные таблички, указатели. Для подъема инвалидов-колясочников на этажи имеются мобильные пандусы и гусеничные подъемники. Колледжи располагают специализированным оборудованием для лиц с ограниченными возможностями здоровья: стационарными и мобильными видеоувеличителями, стационарными индукционными системами, портативными индукционными системами для индивидуального пользования, радиоклассами, информационными терминалами, специализированными учебными местами.

Выводы. В течение последних пяти лет в России произошли масштабные изменения, которые послужили основой модернизации системы подготовки педагогических кадров в Московской области. Строгая регламентация новых требований к результатам школьного образования, которые детально обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного и основного общего образования, а также утверждение профессионального стандарта педагога, стали факторами кардинальных изменений в организации, содержании и технологиях подготовки педагогов. Осенью 2020 года Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профессионального образования до 2030 года. В документе обозначены пять приоритетных направлений, которые касаются обновления содержания, формирования нового ландшафта сети среднего профессионального образования, повышения финансовой

устойчивости и целевой поддержки колледжей, повышения квалификации работников и развития культуры профессиональных соревнований.

Таким образом, системе педагогического образования Подмосковья нельзя останавливаться на достигнутом, а необходимо постоянно поддерживать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг Российской Федерации. Ее существование - гарантия для региона в решении сложных социальных проблем (например, на актуальном этапе - обучение педагогов дошкольных образовательных учреждений; согласно новому профессиональному стандарту педагога, они все должны будут иметь высшее образование). Следовательно, мобильность, готовность к инновациям и заинтересованность в конкретных результатах станут гарантией жизнеспособности системы педагогического образования в регионе.

Литература:

1. Ахметшина И.А. Непрерывная профессиональная подготовка педагогов на примере Московской области / И.А. Ахметшина, Т.В. Тимохина // Образование и общество. - 2019. - №2 (115). - С. 22-28.

2. Зеер Э.Ф. Инновационная модель социально-профессионального развития личности студента / Э.Ф. Зеер, В.С. Третьякова, М.В. Зиннатова // Научно-образовательный журнал. - 2020. - №22 (3). -С. 83-115.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/

4. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва); старший преподаватель Двараковская Татьяна Васильевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Лосева Алла Аскольдовна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Изучение коммуникативной компетентности воспитанников детского дома является важной и актуальной, так как ситуация сиротства, либо потеря семьи, нарушая функцию общения, отражается на последующем развитии ребенка, затрудняя его интеллектуальное и личностное развитие, препятствуя формированию уверенности в безопасности окружающего мира, инициативности, автономности и идентичности. Сиротство как психологический фактор способно разрушать эмоциональные связи детей с окружающей социальной средой, миром сверстников и взрослых, которые развиваются в более благоприятных условиях, вызывая глубочайшие вторичные нарушения психического, физического, а также социального характера. Проведенное исследование позволило установить, что для успешной адаптации детей-сирот из детского дома с ними должна проводиться психолого-педагогическая работа, которая обеспечит овладение комплексом социальных ролей и формирование коммуникативной компетентности. Полученные результаты дополняют имеющиеся теоретические положения и концепции по проблеме коммуникативной компетентности детей-сирот и могут применяться в консультативной и коррекционной работе психолога с выпускниками интернатных учреждений.

Ключевые слова: подростки, дети-сироты, социальная адаптация, общение, коммуникативная компетентность.

Annotation. The study of the communicative competence of children in an orphanage is important and relevant, since the situation of orphanhood or the loss of a family, disrupting the function of communication, affects the subsequent development of the child, hindering his intellectual and personal development, preventing the formation of confidence in the safety of the surrounding world, initiative, autonomy and identity. Orphanhood as a psychological factor can destroy the emotional connections of children with the surrounding social environment, the world of peers and adults, which develop in more favorable conditions, causing the deepest secondary disorders of a mental, physical, and social nature. The conducted research allowed us to establish that for the successful adaptation of orphaned children from an orphanage, psychological and pedagogical work should be carried out with them, which will ensure the mastery of a complex of social roles and the formation of communicative competence. The results obtained supplement the existing theoretical positions and concepts on the problem of the communicative competence of orphans and can be used in the counseling and correctional work of a psychologist with graduates of residential institutions.

Keywords: adolescents, orphans, social adaptation, communication, communicative competence.

Введение. Согласно данным Государственного статистического комитета Российской Федерации, в стране насчитывается около 50 тысяч детей, которые лишены родительского попечения, и где основную массу составляют не сироты, а дети, чьи родители отказались от воспитания либо были лишены родительских прав. Основными причинами, которые способствуют широкой распространенности социального сиротства, являются: социальная дезорганизация семей, жилищные и материальные трудности родителей, а также нездоровые отношения между ними, слабости нравственного устройства большинства семей, а также рост числа детей, которые были рождены вне брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.