Научная статья на тему 'Реализация подготовки педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций Московской области'

Реализация подготовки педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДО ШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЕЙ / NATIONAL EDUCATION POLICY / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION ORGANIZATIONS / PROFESSIONAL TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкин Ю. В.

Автор раскрывает особенности реализации приоритетных направлений развития до школьного образования в Московской области, анализирует целевые ориентиры новой нормативно-правовой базы, приводит примеры таких изменений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брыкин Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implemetetion of teacher’s training for the preschool facilities in the Moscow region

This article explains the unique traits of preschool education in Moscow region, also gives a direction for legislation development and law standards of this sphere

Текст научной работы на тему «Реализация подготовки педагогических кадров для дошкольных образовательных организаций Московской области»

Мы не говорим сейчас о правилах русского языка, которые выходят далеко за пределы школьного курса грамматики, и только лингвисты изучают их. Из этого можно сделать вывод, что подавляющее большинство из нас по умолчанию делает ошибки в речи и письме. Но элементарные правила грамматики все же стоит знать всем. Устная и письменная речь - это способ коммуника-

ций, который необходимо совершенствовать.

Главная мысль - это предостережение от однозначного принятия одного решения и призыв к творческому использованию всей накопленной мудрости при совершении выбора с тем, чтобы базирующаяся на нем новая система этических постулатов оказалась бы более совершенной, чем предыдущая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться 2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Обще-и начать жить. М, 2010. С. 416. ство. М, 1992.

УДК 371.13

Ю.В. БРЫКИН

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор раскрывает особенности реализации приоритетных направлений развития дошкольного образования в Московской области, анализирует целевые ориентиры новой нормативно-правовой базы, приводит примеры таких изменений.

Ключевые слова: государственная политика в образовании, дошкольное образование, дошкольные образовательные организации, профессиональная подготовка воспитателей.

This article explains the unique traits of preschool education in Moscow region, also gives a direction for legislation development and law standards of this sphere.

Key words: national education policy, preschool education, preschool education organizations, professional teacher training.

Серьезные изменения, происходящие в политической, экономической, социально-культурной сферах современ-

© Брыкин Ю.В., 2014

ного общества, требуют нового понимания задач профессионального образования. Совершенствование системы профессионального образования, в том числе и в области дошкольного образо-

вания, вызвано социальным заказом общества. Требования к уровню качества подготовки воспитателей со стороны работодателей изменяются и влекут за собой перестройку всей системы образования. В связи с этим основной задачей образовательной организации профессионального образования и образовательной организации высшего образования педагогической направленности является обеспечение потребностей общества в высококвалифицированных специалистах-воспитателях на основе фундаментального практико-ориентированного образования, позволяющего выпускникам гибко адаптироваться к меняющимся потребностям внешней среды.

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» первой ступенью образования является дошкольное звено, которое, несомненно, составляет фундамент всей образовательной системы. Поэтому необходимо привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования и способствовать повышению квалификации педагогов.

Сегодня в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогической направленности Московской области развивается многоуровневая структура подготовки и переподготовки специалистов, создаются модули дополнительного профессионального и дополнительного образования для воспитателей. Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с подготовкой кадров для детских садов в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошколь-

ного образования. Очевидно, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении, в том числе и на региональном уровне.

Согласно программе губернатора Московской области А.Ю. Воробьева «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» в Московской области предстоит построить более 250 детских садов. Для работы в этих учреждениях потребуется более 10 тыс. педагогов. Решить эту проблему призвана стабильно развивающаяся система профессионального педагогического образования Московской области.

В настоящее время подготовка педагогов дошкольного образования осуществляется в вузах Московской области: Московском государственном областном гуманитарном институте (МГОГИ), Московском государственном областном социально-гуманитарном институте (МГОСГИ), Московском государственном областном университете (МГОУ), в пяти педагогических колледжах. В 2014 г. выпуск составил более 300 человек. Кроме того, выпускники других педагогических специальностей изъявили желание работать в ДОУ. Так, в МГОГИ около 30 молодых специалистов - педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей математики, истории, английского языка, права - получили направление в ДОУ. В системе профессионального образования области происходят довольно серьезные изменения, но ни один педагогический колледж не закрылся.

Педагогические колледжи активно взаимодействуют с вузами Московской области в сфере развития непре-

рывного педагогического образования. При этом некоторые колледжи, сохранив свою специфику, вошли в структуру вузов Московской области, ведущих подготовку по профильным специальностям. Так, Ногинский филиал МГОУ, реализуя подготовку педагогических кадров со средним профессиональным образованием, ведет активную работу по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Одна из ключевых задач программы «Развитие образования в Российской Федерации на 2013-2020 годы» -создание современных конкурентоспособных учебных центров, достигающих высокого качества профессионального образования, в том числе и педагогического.

Важно отметить, что педагогические колледжи в структуре вуза, не утрачивая своей специфики, реально повышают свой статус.

Преемственность образовательных программ «колледж - вуз» позволяет решить целый ряд важных задач в системе непрерывной подготовки педагога. Среди ключевых - подготовка педагогов к внедрению ФГОС дошкольного образования.

Бюджетный прием как в областные ссузы, так и вузы по направлению «Дошкольное образование» увеличился практически в два раза. Например, итоги приемной кампаний 2013 г. свидетельствуют о том, что интерес молодежи к профессии педагога дошкольного образования значительно возрос. По учреждениям профобразования конкурс на заочное отделение в среднем составил более 2 человек на бюджетное место, на дневное отделение - 4 человека на место. Был объявлен и дополнительный набор в образователь-

ные учреждения высшего и среднего профессионального образования по направлению подготовки «Дошкольное образование». Это обусловлено целым рядом факторов: объявление руководством области в качестве приоритетов развитие системы дошкольного образования, интерес молодежи к новому содержанию дошкольного образования, значительное повышение заработанной платы.

О привлекательности профессии педагога ДОУ свидетельствует и тот факт, что вузах и колледжах Московской области резко увеличилось количество абитуриентов с высшим непедагогическим образованием, получающих образование по направлению «Дошкольное образование», отмечается рост числа абитуриентов, желающих обучаться на договорной основе.

Значительное внимание уделяется повышению квалификации и переподготовки педагогов ДОУ. С целью реализации этой масштабной задачи на базе МГОГИ создан ресурсный центр педагогического образования, объединивший образовательные учреждения ВПО и СПО, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации педагогов ДОУ.

Один из аргументов в пользу выбора педагогической профессии в сфере дошкольного образования - достойная заработная плата. В декабре 2012 г. средняя заработная плата воспитателей ДОУ Московской области увеличилась на 40% и практически достигла показателей средней заработной платы в регионе - около 30 тыс. рублей.

В области немало делается для повышения социального престижа и привлекательности педагогической профессии в сфере дошкольного образования. Все более популярным стано-

вится проводящийся с 2009 г. профессиональный конкурс «Воспитатель года Подмосковья». В 2012 г. в конкурсе приняли участие более 50 педагогов. Победителем стала Виктория Валерьевна Колесникова, воспитатель МАДОУ детский сад № 4 «Подснежник» городского округа Домодедово. Творчески работающие педагоги - победители профессиональных конкурсов, создали свой профессиональный клуб «Воспитатель Подмосковья».

В 2012 г. на базе Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехово-Зуево), одного из старейших вузов Подмосковья, подготовившего для дошкольного образования региона более 5 тыс. специалистов, был создан Московский областной центр дошкольного образовании, основной задачей которого является научно-методическое и информационное сопровождение процесса модернизации дошкольного образования.

Впервые в феврале-марте 2013 г. в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы» был проведен областной конкурс муниципальных дошкольных образо-

вательных учреждений, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты. По итогам первого муниципального тура конкурса к участию во втором областном туре допущено 177 участников. Перед жюри конкурса была нелегкая задача - выбрать 50 ДОУ - победителей конкурса, которые получат по 500 тыс. руб. на развитие инновационной деятельности. Хочется отметить активность муниципальных территорий, которые представили на этот первый среди ДОУ конкурс не по одному проекту: городской округ Подольск - 6 проектов, городской округ Домодедово - 4 проекта, Мытищинский муниципальный район - 6 проектов, Чеховский муниципальный район - 3 проекта.

Задача подготовки педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, поставленная губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым перед образованием Московской области, - сложная, однако система образования Московской области, отличающаяся своей стабильностью и мобильностью, готова выполнять эти задачи.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральный закон от 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС дошкольного образования (утв. Минобранауки России от 17 октября 2013 г. № 1155).

3. Воробьев А. Наше Подмосковье. Прио-

ритеты развития. URL: http://mosoblpress. ru/38/114121/

4. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы» (утв. Постановлением Правительства Московской области от 29 августа 2012 г. № 1071/32).

УДК 37.018.46:37.018.48

Д.А. МАХОТИН

МНОГОВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Анализируются понятие многовекторности в системе образования, подходы к созданию многовекторной модели повышения квалификации работников образования. На основании проведенного анализа предлагается образ новой многовекторной системы дополнительного профессионального образования, построенной на базе профессионального стандарта педагога.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональное развитие, профессиональный стандарт педагога, многовекторность, многовекторная модель.

This article explains the term multi-vector education, gives example of how such conception can improve the quality of teacher's performance. The author researches the conception of new multi-vector system of additional education, created on modern teacher's professional standards.

Key words: additional professional education, professional growth, professional teacher standards, multi-vector model.

Многовекторность развития образовательных систем - тренд XXI в. Это понятие пришло в образование для обозначения диаметрально противоположных линейному и последовательному построению образовательного процесса подходов, связанных с нелинейным, вариативным, личностно-ориентированным проектированием индивидуальных стратегий и практик.

Многовекторность раскрывает сочетание в одной модели, в одном подходе разных по направленности и величине векторов развития той или иной образовательной системы, образовательного процесса.

Впервые понятие многовекторности стало использоваться в процессе модернизации системы повышения квалификации. В 2008-2010 гг. проводи-

© Махотин Д.А., 2014

лась разработка и апробация по регионам моделей многовекторной системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников в системе общего образования Российской Федерации.

В данном случае многовекторная модель повышения квалификации стала рассматриваться как механизм объединения лучших практик реализации личностно-ориентированной стратегии обучения, который включает:

• введение накопительной системы получения дополнительного профессионального образования с обязательным предъявлением портфолио каждого обучающегося, прошедшего обучение;

• обучение и сопровождение профессиональной деятельности слушателей силами тьюторов;

• включение в повышение квалификации стажерских площадок, имеющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.