Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Дания Загриевна, Гордеева Светлана Юрьевна

В статье проделан анализ различных подходов и взглядов на сущность понятия «социализация», рассмотрены особенности социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья колледжа в условиях инклюзивной образовательной среды. Обозначены основные подходы к моделированию системы социализации студентов колледжа в инклюзивной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова Дания Загриевна, Гордеева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF COLLEGE STUDENTS IN INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article analyzes various approaches and views on the essence of the concepts of "socialization", examines the features of the socialization of college students with disabilities in an inclusive educational environment. The main approaches to modeling the system of socialization of college students in an inclusive educational environment are presented.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Литература:

1. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 174-192.

2. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 2 URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1089

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб., 2012. - 224 с.

4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 270 с.

5. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2015. - № 4. - 58 с.

6. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 1. - 62 с.

7. Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. - 2013. - № 3. - 107 с.

8. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. - СПб.: Каро, 2014. - 128 с.

9. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс. 2014. - 224 с.

10. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 117 с.

11. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. Пособие для логопеда. Владос, 2015. - 122 с.

12. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

Педагогика

УДК 377.1

доктор педагогических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования Ахметова Дания Загриевна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); старший преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Гордеева Светлана Юрьевна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань) СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье проделан анализ различных подходов и взглядов на сущность понятия «социализация», рассмотрены особенности социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья колледжа в условиях инклюзивной образовательной среды. Обозначены основные подходы к моделированию системы социализации студентов колледжа в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация студентов, студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article analyzes various approaches and views on the essence of the concepts of "socialization", examines the features of the socialization of college students with disabilities in an inclusive educational environment. The main approaches to modeling the system of socialization of college students in an inclusive educational environment are presented.

Keywords: inclusive education, socialization of students, students with disabilities.

Введение. В постоянно меняющемся обществе с каждым годом выдвигаются новые требования к выпускникам средних общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Выпускник колледжа должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, социальной зрелости и личностного самоопределения, отличаться исполнительностью, ответственностью. В связи с этим в профессиональной подготовке студентов следует особое внимание уделять повышению социальной функции, которая позволит в дальнейшем умело выстроить социальные отношения с окружением, определить перспективы личностного самоопределения.

Социализация подростка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) долгие годы остается одним из актуальных вопросов в системе среднего и профессионального образования и носит комплексный и междисциплинарный характер. В процессе социализации у студента формируется система ценностных ориентаций личности, определенные формы поведения с окружением, обретается социальный опыт в сфере общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, правильное восприятие и оценивание себя, окружающих.

Современная образовательная система в России развивается в условиях модернизации многих ее аспектов: обновляются федеральные государственные образовательные стандарты, повсеместно внедряются цифровые образовательные технологии, осмысливается и реализуется компетентностный подход, в русле новейших инноваций внедряются технологии инклюзивного образования. Все вышесказанное актуализирует необходимость повышения уровня подготовки педагогических кадров и педагогов новой формации для успешной реализации идей инклюзивного образования.

К сожалению, в образовательной практике укоренились подходы, которые очень узко решают проблемы обучения и воспитания лиц с ОВЗ, обучающимися в условиях массового образования: как правило, педагоги (школьные учителя и преподаватели профессиональных образовательных организаций) стремятся дать лицам с ОВЗ только сумму знаний, слабо представляя суть и предназначение инклюзивного образования.

Изложение основного материала статьи. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы разработать, апробировать и выявить эффективность модели педагогической технологии социализации студентов колледжа в условиях обучения в инклюзивной образовательной среде.

Вопросы социализации на сегодняшний день остаются в центре внимания и рассматриваются специалистами в различных научных областях - в педагогике, психологии, социологии, философии, антропологии. Определение социализации в различных областях науки трактуется по-своему, но объединяет их то, что сам процесс социализации осуществляется по строго определенным правилам и закономерностям.

В социологии понятие «социализация» рассматривается как процесс выполнения человеком определенных социальных ролей, которые могут нести в себе как положительную направленность, так и отрицательную. Социализация личности предполагает приобретение человеком определенных знаний, умений, навыков, моделей поведения, которые помогут в дальнейшем гармонично сосуществовать с людьми в обществе. В психологии понятие «социализация» определяется как процесс усвоения социального опыта, а также системы социальных связей и отношений между людьми.

Педагогика рассматривает социализацию как процесс воспитания и передачу определенных знаний, традиций подрастающему поколению.

Проблемы социализации подростков, молодежи в разных её аспектах были рассмотрены многими отечественными и зарубежными учёными. В работах А.Г. Асмолова [2], А.Н. Леонтьева [5], С.Л. Рубинштейна [8] социализация рассматривается как процесс становления личности в определенной социальной и природной среде. В.Я. Нечаев [7.], Г.А. Чередниченко[12] рассматривают вопрос профессиональной социализации.

По мнению И.С. Кона, социализацию следует рассматривать как непосредственный процесс социального развития личности, в результате которого происходит формирование внутреннего мира личности, появляются новообразования, такие как: убеждения, стереотипы, социальные установки, социальная активность, принятие определенных форм поведения, закрепившихся в обществе [4].

По мнению Г.М. Андреевой, процесс социализации и становления личности начинается с появления человека на свет и проходит всю жизнь, начиная с ранней стадии и периода обучения, затем сменяется трудовым этапом и переходит в заключительный, послетрудовой этап социализации [1].

В рамках психоаналитической теории З. Фрейда социализацию человека представляет в качестве Суперэго (Сверх-Я). З. Фрейд пишет: «Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто» [10].

По мнению, А.В. Мудрика, процесс социализации следует рассматривать как двухсторонний процесс, который включает в себя усвоение социального опыта в результате вхождения человека в социальную среду, социальные связи и воспроизводство системы социальных связей в результате включения в социальную среду и активной деятельности [6].

В настоящее время вопросы социализации подростков с ОВЗ и инвалидностью являются наиболее актуальными.

По данным Федеральной службы государственной статистики, количество детей, имеющих проблемы со здоровьем, неукоснительно растет. Отмечается, что ежегодно в стране регистрируется 15-25 тысяч случаев детской инвалидности. Так, в 2019 году детей-инвалидов в России было 617 тысяч, в 2020-м году - 651 тысяча, а к 1 января 2021 года - уже 670 тысяч [9].

Особое внимание социализации детей и подростков уделяется после выхода закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому каждый имеет право на образование, для чего органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ОВЗ, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», согласно вышесказанному закону, определяется как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [11].

Вопросы инклюзивного образования в настоящее время широко обсуждаются в системе среднего профессионального образования. В колледжах и техникумах обучается много студентов с ОВЗ и инвалидностью, так как этот уровень образования для многих из них является наиболее доступным. В учреждениях среднего профессионального образования немало студентов из социально незащищенных семей, кроме того, в них учатся и подростки с девиантным поведением.

Социализация студентов с ОВЗ в колледже должна осуществляться в учебной, внеурочной и общественной деятельности, что позволит имсоциализироваться, адаптироваться к учебному процессу, к коллективу, который его окружает и способствует в дальнейшем самореализоваться как личность. По мнению Е.В. Воеводиной, адаптация студентов с особыми образовательными потребностями в средних профессиональныхобразовательных организациях заключается в процессе формировании навыков социального взаимодействия [3].

В нашем исследовании мы рассматриваем процесс социализации студентов колледжа в условиях инклюзивной образовательной среды.

По нашему мнению, процесс социализации студентов колледжа имеет комплексный и междисциплинарный характер и имеет свою специфику, связанную с возрастными и психологическими особенностями подростка.

Социализация студентов с ОВЗ в колледжеосуществляется в несколько этапов. На первом этапе происходит процесс адаптации студента к специфике образовательного процесса. Студенты первого курса колледжа - это, как правило, подростки в возрасте 15-16 лет. Данный возрастной период характеризуется повышенным чувством независимости, расширением границ самостоятельности, формированием ценностных ориентаций, осмыслением своего места в жизни, отсутствием дифференцированного подхода к своим ролям, высокой степенью конформизма. Все это способствует проявлению у подростков также чувства негативизма, когда процесс социализации не был организован с учетом особых образовательных потребностей студентов, связанных со спецификой их нозологии и особенностями личности.

Первое, с чем приходится столкнуться подросткам при поступлении в колледж, - это новая среда, в которой они оказались, новые требования, которые необходимо соблюдать, находясь в колледже. Появляются новые образовательные программы, с которыми порой не справляются студенты, непривычный стиль обучения, свойственный системе профессионального образования, не складываются отношения с сокурсниками, преподавателями колледжа (неумение взаимодействовать, общаться, коммуницировать). В результате подростки испытывают серьезные трудности, что дает повышенную тревожность, чувство дискомфорта, нежелание посещать занятия и, в конечном итоге, возникновение проблем, связанных с социализацией в колледже.

На втором этапе социализации студентов колледжа процесс направлен на профессиональное становление. На данном этапе формирования социальных навыков у студентов отмечается небольшой спад психологической напряженности. Во главу угла ставится вопрос социального самоопределения в русле овладения определенными знаниями, умениями, навыками в области выбранной профессии. Следует заметить, что окончательный этап профессиональной социализации возможен лишь в процессе дальнейшей профессиональной деятельности студента. В процессе социализации следует учитывать тот момент, что сделанный ранее молодыми людьми выбор при поступлении в колледж, при выборе профессии нельзя рассматривать как окончательный. Он может продолжить процесс обучения в высшем учебном заведении, что порой сопровождается сменой вида профессиональной деятельности.

Процесс социализации студентов в средних профессиональных образовательных организациях заключается не только в том, чтобы дать студенту определенный багаж знаний, умений, но и в том, чтобы сформировать у него определенные качества личности, что позволит ему в дальнейшем легче адаптироваться в стремительно меняющемся обществе. А это, в свою очередь, даст ему возможность в дальнейшем реализовать свои жизненные задачи, цели.

Социальное становление студентов колледжа с ОВЗ в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей и зависит от ряда факторов: личности студента, социально-психологического развития, нозологии.

Выводы. В заключение, мы можем сказать, что эффективная социализация студентов с ОВЗ в условиях среднего профессионального образования будет достигнута при готовности педагогического коллектива к работе со студентами с особыми образовательными потребностями, при соблюдении принципа индивидуального подхода к каждому студенту, с учетом его возможностей и потребностей, профессионального самоопределения и востребованности выпускника на рынке труда. Также необходимо обеспечение образовательного процесса достаточной научно-методической литературой, материально-техническими средствами и, конечно же, реализации инклюзивного образования в условиях инклюзивной образовательной среды.

Таким образом, изложенный нами анализ понятия «социализация» студентов с ОВЗ в профессиональной образовательной организации дает нам возможность вплотную подойти к разработке модели реализации наших подходов и решения задачи, имеющей государственную значимость.

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.,1997. - 239 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

3. Воеводина Е.В. Технологии социальной работы с подростками-инвалидами в системе высшего учебного заведения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - С. 260-262.

4. Кон И.С. Социологическая психология / И.С. Кон. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

7. Нечаев А.В. Социализация одаренных как инклюзивный процесс // Инклюзия для всех 2020: социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве. - 2020. - С. 25-26

8. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - Спб.: Питер, 2003.

9. Статистика и показатели: количество инвалидов в России и размер ЕДВ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosinfostat.rU/invalidy/#i-7 (дата обращения 23.04.2021)

10. Фрейд З. Я и Оно // Сочинения. М. - 2001. - С. 852.

11 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Российская газета № 303 (5976) от 31 декабря 2012 г. -Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

12. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы / Г.А. Чередниченко // Социол. исслед. - 2010. - № 7. - С. 88-96.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРИОРИТЕТЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КОЛЛЕДЖАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, является первостепенной задачей и необходимым условием модернизации образовательной системы страны в целом и Московской области в частности. Проведенное исследование позволило обосновать приоритеты и перспективы развития педагогических специальностей в колледжах посредством необходимости реализации основополагающих целей непрерывного педагогического образования в Московской области. В ходе исследования было выявлено, что деятельность педагогических колледжей Московской области ориентирована на следующие ключевые позиции: повышение престижа педагогической профессии в целом; увеличение доли студентов, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства; разработку и внедрение в учебный процесс авторских электронных курсов по дисциплинам и модулям; повышение доли трудоустройства выпускников колледжей и закрепления в профессии; мотивацию выпускников на получения высшего образования; обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья; внедрение в процесс подготовки профессионалов системы электронных образовательных ресурсов в условиях пандемии, повсеместных ограничительных мер и использования возможностей дистанционного образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, среднее профессиональное образование, подготовка кадров, модернизация, непрерывная профессиональная подготовка.

Annotation. Improving the professionalism of teachers, training and forming a teaching staff that meets the needs of modern life is a primary task and a necessary condition for the modernization of the educational system of the country as a whole and the Moscow region in particular. The conducted research allowed us to substantiate the priorities and prospects for the development of pedagogical specialties in colleges through the need to implement the fundamental goals of continuing teacher education in the Moscow region. The study revealed that the activities of pedagogical colleges in the Moscow region are focused on the following key positions: increasing the prestige of the teaching profession as a whole; increasing the share of students taking part in professional skill competitions; developing and implementing author's e-courses in disciplines and modules in the educational process; increasing the share of employment of college graduates and securing them in the profession; motivating graduates to receive higher education; training people with disabilities; introduction of the system of electronic educational resources in the process of training professionals in the context of a pandemic, widespread restrictive measures and the use of distance education opportunities.

Keywords: teacher education, secondary vocational education, personnel training, modernization, continuous professional training.

Введение. Московская область представляет собой один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По статистике на 1 января 2021 года она занимала второе место по численности населения (7 691 тыс. человек) среди регионов Российской Федерации, уступая только Москве. В последние годы стабильно наблюдается положительная динамика увеличения в регионе численности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В ежегодном обращении губернатор Московской области А.Ю. Воробьев отметил, что за 2019-2020 годах в регионе. В 2019 году началось строительство 50 новых школ, причем 33 из них были сданы в 2020 году. Однако помимо строительства современных образовательных комплексов и усовершенствования уже имеющихся, важным остается вопрос кадрового обеспечения системы образования в регионе. Так, на 01 сентября 2020 года существовала нехватка более чем 100 учителей по таким специальностям, как «Учитель начальных классов», «Физическая культура», «Музыкальное образование». Наиболее востребованной специальностью в области остается «Дошкольное образование». В настоящее время в регионе функционирует около 2 тыс. дошкольных образовательных организаций, из них 502 сельских детских сада и 10 коррекционных. В Московской области ежегодно проводится мониторинг потребности в педагогических кадрах, что позволяет оперативно реагировать на запросы регионального рынка труда.

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, предусмотрена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации [2].

В рамках исследуемой проблемы мы обозначили ряд научных теоретико-методологических работ, раскрывающих феномен непрерывной профессиональной подготовки педагогов. Сущностную идею непрерывного образования обозначили Э.Ф. Зеер, М.В. Зиннатова, В.С. Третьякова, указав, что оно сопровождает профессиональное становление, определяет его индивидуальные траектории, детерминирует формирование и поступательное развитие основных новообразований личности [3]. В работах следующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.